Примеры решений и ответов к задачам и упражнениям Вводные вопросы и задачи



страница1/9
Дата07.06.2016
Размер0.64 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Примеры решений и ответов к задачам и упражнениям

Вводные вопросы и задачи


Вводные вопросы и задачи преследуют две цели: выявить, какими общими знаниями обладают студенты, начинающие изучать данный курс, и продемонстрировать структурный подход к решению задач. Структурный подход выражается в поочередном рассмотрении всех аспектов поставленной проблемы, начиная с определения использующихся в задаче понятий, обсуждения их свойств, выделении характерных случаев и анализе каждого из них. При решении задач вводного характера следует обратить особое внимание на то, что практически любой вопрос из жизненной сферы может быть формализован и изучен при помощи тех или иных методов анализа. В связи с тем, что основные модели и теории излагаются в курсе позже, решение вводных задач проводится путем логических рассуждений с привлечением сведений и методов анализа, уже известных студентам.
Вопрос В.1. В какой-то степени (хотя это и несколько цинично) обмен подарками к Рождеству и Новому году можно рассматривать, как бартерные отношения. Попробуйте объяснить, почему в данном случае бартер предпочтительнее денежных отношений, даже несмотря на то, что деньги считаются наилучшим средством обмена.

Решение:

Действительно, можно считать, что к Новому Году подарки делают по принципу «модель парохода в обмен на книгу про орангутанов». Если бы эти действия представляли собой обмен товарами в чистом виде, то введение денег в эти «бартерные отношения» позволило бы их участникам самостоятельно выбирать себе подарки, по своему вкусу и усмотрению. Кроме того, деньги должны были бы избавить от проблемы определения «относительных цен» подарков. Еще одно преимущество денег, традиционно выделяемое в экономической теории, состоит в том, что они устраняют необходимость поиска партнера по сделке. Скажем, если бы владелец модели парохода желал получить в свое распоряжение книгу про тех самых орангутанов, то он вынужден был бы среди всех владельцев книг про орангутанов найти того, кому нужна модель парохода. Так было бы в случае бартерных отношений.

В случае же с подарками проблема поиска партнера отсутствует, т.к. подарок ценен сам по себе, независимо от того, в чем он выражается. Как гласит русская пословица, «дареному коню в зубы не смотрят». Проблема определения относительных цен отсутствует по той же причине. Таким образом, деньги лишены тех сравнительных преимуществ, которыми должны были бы обладать. И наконец, делая подарки, люди получают удовольствие, т.е. говоря экономическим языком, извлекают дополнительную полезность, что было бы невозможно при использовании денег. По этой причине «товарный обмен» в данном случае выгоднее денежного.

Следует отметить, что распространенная в России практика «подарков в денежной форме» (чаще всего все же не к Новому Году) в каком-то смысле аналогична практике составления «списка желаемых подарков» (например, к свадьбе). Рассуждения, приведенные в условии задачи, вынудили бы считать, что подарки в денежной форме есть не что иное, как обмен денежными суммами, от которого в принципе можно было бы отказаться. Этого не происходит именно по той причине, что возможность сделать подарок (повторимся, неважно, в какой форме) доставляет удовольствие, отказываться от которого люди не желают.


Задача В.2. Процентные ставки по разным финансовым инструментам всегда отличаются друг от друга, однако экономисты часто пользуются понятием обобщенной ставки процента. Если бы вам понадобилось оценить значение этого параметра, то как бы вы это делали? (Примечание: обратите внимание, что обобщенная ставка процента всегда фигурирует в рамках какой-либо модели, которая характеризуется своими предпосылками)

Комментарий

Решение задачи основано на том, что ставки процента синхронно реагируют на изменение основных макроэкономических параметров. Это можно проверить эмпирически, рассмотрев динамику разных процентных ставок на каком-либо временном интервале. При этом важно отметить, что краткосрочные расхождения в динамике процентных ставок не опровергают вывода, т.к. определяются индивидуальными факторами влияния на тот или иной финансовый инструмент, а тенденция (тренд) роста или снижения для разных процентных ставок все же по большей части совпадает.

Этот же факт можно подтвердить аналитически, исходя из известного студентам определения ставок процента, как издержек заимствования. Из этого определения следует, что изменение основных макроэкономических параметров будет одинаково (или схожим образом) влиять на поведение всех кредиторов и заемщиков, и потому скажется на всех процентных ставках.

К рассмотрению этой задачи можно вернуться позже, после изучения темы «Равновесие на финансовом рынке».


Задача В.5. Введение евро означало для ряда стран еврозоны переход к более сильной валюте по сравнению с имевшей до того обращение национальной. Выгоден ли такой переход для населения и фирм? (Примечание: не забудьте определить, что в данном случае для Вас означает «сильная валюта»).

Решение:

Понятие «сильная валюта» в данном контексте может иметь нескольо значений:



  1. Валюта, стоимость которой в иностранных денежных единицах выше, чем стоимость бывшей национальной валюты;

  2. Валюта, курс которой подвержен меньшим колебаниям во времени

  3. Валюта, признаваемая бОльшим числом стран в качестве средства платежа, или принимаемая в большем числе стран к обмену.

Первое значение не применимо к странам еврозоны, т.к. при переходе к евро курс национальных валют был зафиксирован. Второе значение говорит о том, что страны с менее стабильными валютами увеличивают стабильность одного из важных макроэкономических показателей. Экономическая стабильность, безусловно, выгодна фирмам и населению. Третье значение говорит о снижении трансакционных издержек при осуществлении покупок за рубежом (по крайней мере, в ряде стран). Этот факт тоже выгоден фирмам и населению.

Второй аспект задачи в том, что после перехода к евро курс евро по отгошению к мириовым валютам снизился, т.е. фактически подешевели национальный валюты, курс которых по отношению к евро был фиксирован. В этих условиях импортные товары на территории Европы подорожали, а европейские товары, приобретаемые иностранцами, подешевели для них. Фирмам эта ситуация выгодна, а населению – нет.


Задача В.7. Обсудите возможные достоинства и недостатки вступления России в Европейский валютный союз.

Комментарий

При решении задачи следует обратить внимание не только на рассуждения, приведенные в задаче В.5, но и на тот факт, что валютный союз предусматривает координацию при проведении денежно-кредитной политики в странах союза. Это означает ограничения на возможности экономического регулирования в стране. Кроме того, на примере задачи В.5 уместно рассмотреть признаки, определяющие выгодность заключения валютного союза, в частности, активную торговлю между странами и схожесть экономического устройства.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница