Примерная программа дисциплины социология семьи



Скачать 393.17 Kb.
Дата27.04.2016
Размер393.17 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

образовательных программ

и стандартов профессионального образования

________________ В.И. Кружалин

“___” ________________ 2001 г.

Примерная программа дисциплины



СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

федерального компонента цикла ОПД.Ф.17 ГОС ВПО второго поколения по специальности: 020300 – “Социология”


Рекомендовано

Советом по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию




Председатель Совета по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию, профессор



В.И. Добреньков

Москва


2001

Примерная программа дисциплины “Социология семьи” федерального компонента цикла ОПД.Ф.17 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности: 020300 - “Социология”.


Автор (составитель):
Антонов Анатолий Иванович, профессор, зав. кафедрой, Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова
Рецензенты:

  1. Медков В.М., кандидат философских наук, МГУ им. М.В. Ломоносова




  1. Соколова Г.В., кандидат философских наук, МГУ им. М.В. Ломоносова



  1. Организационно-методический раздел




  1. Цели и задачи курса: в результате обучения студенты должны приобрести знания и навыки в области основ социологии семьи; овладеть её основными понятиями, умением понимать и объяснять особенности семейной ситуации в стране и мире и тенденций её изменения; получить представление о главных теоретических и аксиологических парадигмах социологии семьи, об основных направлениях исследований, о теоретических основах семейной политики; приобрести знания в области социологического анализа семейных изменений и семейного поведения (репродуктивного поведения, самосохранительного поведения, брачного поведения).

  2. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Социология семьи читается во 2-м семестре 2-го курса. Исходной базой для усвоения материала курса являются знания, приобретенные в ходе изучения демографии, общей социологии, методологии социологических исследований.

  1. Требования к уровню освоения содержания курса

Уровень освоения содержания курса предполагает знание системы понятий социологии семьи как науки, умения применять эти понятия в анализе семейной ситуации в стране или регионе, а также знакомство с различными точками зрения и концепциями теоретического характера в фамилистике.
II. Содержание курса

Курс состоит из 9 разделов, названия которых обозначены в заглавиях, а суть излагается в каждом пункте.



  1. Разделы курса

Раздел 1. Социология семьи как наука

Раздел 2. Функции и структуры семьи



Раздел 3. Теоретические концепции и парадигмы современной социологии семьи

Раздел 4. Теории семейных изменений

Раздел 5. Семейное поведение: социализация и социализационное поведение.

Раздел 6. Семейное поведение: брачное, самосохранительное, репродуктивное


Раздел 7. Социологический подход к изучению межличностных отношений в семье


Раздел 8. Проблемы современной семьи в России

Раздел 9. Семья и семейная политика




  1. Темы и краткое содержание

Раздел 1 Социология семьи как наука


Социология семьи в ряду социологических дисциплин, её связь с демографией, социальной психологией и экономикой семейного домохозяйства. Предмет социологии семьи, различие макро- и микро-объектов исследования как основа разделения макросоциологии и микросоциологии семьи.

Социальная сущность семьи как исторической формы воспроизводства населения и социализации новых поколений. Семья, понятие, основные дефиниции, семья как единство социальных отношений родительства – супружества – родства. Суть семьи как посредника во взаимоотношениях общества и личности, увязки их противоположный интересов. Феноменологический и инструментальный подходы к изучению семьи. Семья в социологической сети координат: социальной структуры – межличностной динамики – межпоколенной социокультурной преемственности. Социология семьи как целостное исследование семьи, одновременно рассматриваемой в качестве социального института и малой группы, имеющей последовательно сменяющиеся фазы возникновения, функционирования и распада. Три критерия эффективности семьи как института. Специфика методов измерения жизненного цикла семьи, элементов семейного поведения и межличностных отношений в семье.


Раздел 2 Функции и структуры семьи


Функции семьи как социального института, специфические и неспецифические функции. Типы семейного поведения личности, соответствующие реализации семейных функций. Типология семьи – брака, родительства, родства-свойства. Виды расширенной семьи. Разновидности нуклеарной семьи. Нуклеарные позиции. Ядро семьи. Полная и неполная семья. Семейная группа. Основной тип семьи. Типы семей по критерию наследования и власти. Комплектность внутрисемейных ролей. Детность семьи. Структура семьи по составу, размеру, числу поколений. Схемы семьи и условные обозначения элементов структуры и связей между ними. Генеалогическое дерево семьи. Парные и групповые связи в семье по числу интеракций и конфигурациям коммуникативных связей. Созвездия межличностных ролей в семье.

Понятия значимых семейных событий, результатов семейной жизнедеятельности. Критерии классификации семейных событий от момента становления до распада семейной ценности. События, изменяющие структуру семьи. Родительство как главный критерий семейного цикла, стадии семейного цикла, фазы продолжительности брака, возрастные этапы. Схема жизненного цикла семьи, завершающегося "естественным" распадом. Статистическая характеристика семейного цикла жизни, распространенности семейных событий, сокращающих продолжительность семейного цикла (смерти, болезни, разводы и др.) Полный цикл. Типы неполноты семейного (депривация и её виды, разделение и разновидности его). Стрессовый характер семейных событий, ведущих к смене стадий, методы изучения линий жизни семьи, метод генеалогии, метод семейных биографий, геносоциограмма.


Раздел 3 Теоретические концепции и парадигмы современной социологии семьи


Фамилистическая парадигма – основа для теорий и концепций изучения семьи и семейной политики. Фамилистика – система наук, объясняющих динамику семьи с позиции необходимости укрепления полной семьи с несколькими детьми. Фамилистическая критика основных положений феминистских и прогрессистских теорий. Критерии определения сути семьи в парадигме модернизации, противопоставление "современной" и "традиционной", количественного подхода качественному, редукция семьи к супружеству и интересов семьи к индивидуальным, интерпретация социального воздействия как вмешательства в семью, сведение семейной политики к социальной защите отдельных семей.

Антисемейная сущность феминизма – семья как средство "эксплуатации" и "неравенства" женщин, "репрессивной" социализации детей. Фамилизм и марксизм. Гендерный подход как основа разъединения семьи на три изолированных друг от друга института супружества, родительства и родства. Краткая история феминистского движения в мире. Феминизм первой и второй волны. Гендерный феминизм и семья. Социализация семей и домашний труд. Поиск идентичности, права и обязанности полов и гендерные роли в семье. Несовместимость антисемейной сути феминизма с попытками создания "контрсоциологии семьи".


Раздел 4 Теории семейных изменений


Становление теории семейных изменений. Первоначальный интерес к происхождению семьи. Эволюционный подход и парадигмы устойчивости, приспособляемости семьи к любым изменениям общества. Эволюционный подход и парадигма изменяемости, возникновения и исчезновения социальных институтов. Функциональные теории семьи как социального института (институционалистские). Русская социология семьи. Функционализм и переход семейных функций к другим социальным институтам. Функционализм и подход к изучению семьи как первичной группы, концепция жизненного цикла семьи. Эмпирические исследования семейных взаимоотношений. Групповой подход как единство исследований семейного цикла жизни и межличностной динамики. Сходство и различие институционального и группового подходов, их взаимодополнительность. Конструирование социологических теорий семьи, типологии теоретических подходов к изучению семьи. Три парадигмы объяснения семейных изменений: фамилистическая (кризисная), "прогрессистская" и феминистическая. Конвенциональные предпосылки альтернативных теорий семьи и их воздействие на интерпретацию фактов изменения структуры семьи, тенденций и перспектив семейных процессов, их прогнозов, причин и последствий. Противоположность подходов к теоретическому обоснованию целей и средств семейной политики.

Раздел 5. Семейное поведение: социализация и социализационное поведение.


О семейном поведении вообще. Социокультурные модели социализации детей и исторический процесс. Семейное поведение как общий термин для брачного, репродуктивного, социализационного и самосохранительного видов социального поведения. Семейное поведение и индивидуальное поведение, семейное поведение как психологическое единство МЫ, не сводимое к сумме индивидуальных поведений членов семьи. Семья и другие проводники социализации детей, семейная социализация как приобщение к опыту семейно-родственных поколений. Два типа социально нормативной регуляции поведения личности, нормы-образцы и нормы-принципы, их соотношение при регуляции индивидуального поведения в "традиционных" и "современных" обществах. Семейная преемственность (традиция) как передача стандартов семейной жизнедеятельности посредством семейных ритуалов и стереотипов поведения. Интернализация социокультурных и семейных норм. Позитивные и негативные санкции. Трансляция семейного статуса, семейно-родственный контроль, интеграция семьи. Роль непосредственного контакта старших и младших поколений в стабильности линеальной семьи. Лаговый эффект семейно-родственных норм. Фамилизм как средство ограничения индивидуализма. Семейный конформизм (свое-чужое). Семейные обряды рождения, возрастной инициации, взрослости, заключения брака, стереотипы мужского и женского, мужа и жены, отца и матери, родительства и детства. Становление структуры диспозиционной регуляции индивидуального поведения в ходе семейной социализации ребенка. Основные элементы структуры: система потребностей личности, система социальных ситуаций, система определения ситуаций удовлетворения потребностей (способов и средств), результаты линии поведения, пути их достижения. Возрастной цикл жизни и формирование личности – теории Пиаже Ж., Мида Дж., Эриксона Э. Характеристика диспозиционной регуляции поведения на ранних возрастных стадиях. Влияние различных структур семьи на становление и функционирование элементов регуляции поведения ребенка. Диспозиционная регуляция семейного поведения, система диспозиций – потребности, семейные ситуации, блок определения ситуации (диспозиция МЫ), результаты поведения как итог реализации потребностей в контексте оценки семейных ситуаций. Схема диспозиций семейного и индивидуального поведения. Система потребностей как движущая сила семейного поведения. Пирамида потребностей А Маслоу. Динамика уровней и видов потребностей, типы (и схемы) совместимости потребностей супругов.

Раздел 6 Семейное поведение: брачное, самосохранительное, репродуктивное


Брачное или супружеское поведение (материальное, конъюгальное). Типология ситуаций, относящихся к удовлетворению потребности в браке и семье. Социально-демографические предпосылки заключения брака. Потенциал брачности по соотношению полов и возраста. Сужение потенциала брачности при расширении числа критериев. Общенациональный и региональный уровень потенциала брачности. Степень реализации потенциала брачности: взаимосвязь социетальных и поведенческих факторов. Социокультутрные, межличностные и индивидуальные ситуации брачного рынка. Стадии вовлечения в супружество или предбрачных, добрачных отношений: знакомство, ухаживание, обручение-помолвка. Место потребности в браке в системе потребностей личности. Потребность в браке как составная часть потребности в семье. Характеристика потребности в браке как системы установок на состояние в браке и на брачного партнера. Стереотипы успешного брака и супружеских ролей. Совместимость систем потребностей и установок на брак обоих супругов. Ценностно-мотивационные аспекты брачного выбора и устойчивости брака. Определение ситуаций брачного выбора, Я-концепция и мотивы брака. Ценности семейного образа жизни. Семейные и внесемейные ценностные ориентации как критерии определения ситуаций и принятия семейных решений. Рутинизация супружеской жизни. Линии удачного и неудачного поведения в браке. Способы эффективного разрешения супружеских конфликтов и продолжительность брака как результат интенсивности потребности в браке и условий ее реализации.

Социальные аспекты сексуального поведения супругов. Социокультурные и межличностные стереотипы мужского и женского поведения в браке. Половозрастные особенности супругов и стаж брака. Влияние семейной социализации на формирование у детей гендерной и возрастной идентификации, самосохранительных установок и мотивов. Социокультурные стереотипы самосохранительного поведения личности ( в зависимости от пола, возраста, семейного состояния). Межпоколенная преемственность в брачных, гендерных и возрастных шаблонах поведения членов семьи. Модели семейно-родственного поведения.

Репродуктивное поведение, определение, разновидности, понятие, структура диспозиционной регуляции поведения, специфика взаимодействия элементов этой структуры. Потребность в детях – движущая сила репродуктивного поведения, ее социально-психологическая суть, несводимость к инстинктам размножения и материнства. Степень удовлетворения потребности в детях, ее измерение. Репродуктивные установки на число и пол детей, на интервалы между рождениями и другими исходами беременности. Установки детности, разновидности предпочитаемого числа детей. Репродуктивные мотивы: социальные, экономические, психологические. Методы изучения мотивов. Результаты репродуктивного поведения личности и семьи. Линии и стереотипы поведения. Последовательность репродуктивных событий, полнота репродуктивного цикл. Узкий диапазон свободы репродуктивного выбора в регионах малодетности. Феноменологический анализ мотивировок обеспеченности и культурности при обыденном принятии репродуктивных решений. Измерение норм детности и ценности детей. Роль семьи в формировании репродуктивных ориентаций детей. Прогностическое значение репродуктивных ориентаций детей, подростков, юношества.

Соотношение репродуктивного, контрацептивного и сексуального видов поведения. Число детей в паре как итог взаимодействия репродуктивного поведения и плодовитости брачной пары. Система диспозиционного определения 14 репродуктивных ситуаций (рутинных и проблемных). Репродуктивный цикл, его неполнота. Репродуктивный процесс как последовательность репродуктивных событий на протяжении жизненного цикла семьи (личности) как результат взаимодействия социокультурных норм и плодовитости. Потребность в детях. Репродуктивные нормы. Репродуктивные установки и мотивы – методы их исследования. Идеальное, желаемое и ожидаемое число детей. Индекс степени удовлетворенности потребности в детях. Методика измерения норм, ценностей и установок детности с помощью техники "семантического дифференциала". Методики измерения экономических, социальных и психологических мотивов рождения детей. Измерение самосохранительных установок и мотивов. Индекс тревожности Темплера. Семейный цикл жизни и самосохранительное поведение.


Раздел 7. Социологический подход к изучению межличностных отношений в семье

Различие социологического и психологического подходов к изучению семьи как малой группы. Семья как разновидность малой группы, специфика семьи как социально-психологической целостности (родителей-детей, супругов, родственников). Семейное единство, чувство МЫ: любовь, терпимость, прощение, долг, ответственность. Принцип первичности межличностных отношений в семье: интимность, близость, спонтанность. Социокультурный принцип приоритетности семейных отношений над всеми остальными, предпочтение своих чужим, принцип защиты, поддержки семьей тех ее членов, кто нарушает общекультурные нормы. Семейственность, фамилизм как отличительная черта семейной сплоченности. Фамилизм и эгоцентризм, семейный коллективизм и индивидуализм. Сплоченность семьи как ценностно-ориентированное единство, совместимость чувств и межличностных ролей. Межличностные роли в семье. Факторы сплоченности и конфликтности, устойчивости семьи и брака. Типология семейных конфликтов. Позитивный и негативный семейный климат. Распад семьи. Смерть и семья. Психология развода. Методы измерения межличностных отношений в семье, совместимости, эмпатии, стеоретипизации, проекции. Методы опроса пар и семей в выборочных “полевых” исследованиях. Измерение ролевой совместимости супругов посредством техники "семантического дифференциала".

Раздел 8. Проблемы современной семьи в России


Оценка исторических изменений семьи как проблемных. Различие социологических и социальных проблем. Нуклеаризация, конъюгализация и индивидуализация семейных отношений. Кризис, крах и дезорганизация семьи. Кризис семьи как социологическая проблема обоюдной нереспонсивности общества и личности по отношению к интересам семьи. Глобальный кризис семейного образа жизни: 1) перехват семейных функций другими социальными институтами, их деприватизация и социализация; 2) ослабление посреднической роли семьи, подчиненность семьи государственным институтам, идеология государственного патернализма, развал системы норм традиционной семьи и влияние института здравоохранения на этот процесс; 3)разъединение семьи и работы, устранение семейного производства и совместной деятельности родителей и детей.

Проявление глобального кризиса семьи в России. Питирим Сорокин о кризисе российской семьи. Индустриализация и девальвация семейного образа жизни, сфокусированность всего строя жизни на индивиде а не на семье.. Вовлечение женщин в государственное производство – двухзарплатная семья, депривация родителей и детей, семейных поколений. Невыполнение семейных функций, потеря влияния семьи на остальные институты, снижение влияния на членов семьи, разложение авторитета семьи.

Этапы упадка института семьи- начало ХХ века, середина ХХ века и масссовость малодетной семьи на рубеже ХХ1 века. Проблемы многоразводной м малодетной семьи, кризис социализации детей, социальная патология подрастающих поколений в контексте кризиса семьи. Кризис семьи и депопуляция. Общество на стадии поиска целей семейной политики.

Прикладная фамилистика – семья как субъект и объект маркетинга, вклад домашнего и надомного труда, огородничества в рыночную экономику, семейное предпринимательство. Эксплуатация имиджа семьи и брака в рекламе и маркетинговых коммуникациях, в средствах массовой информации.


Раздел 9 Семья и семейная политика


Соотношение социальной семейной и демографической политики. Различие в трактовках семейной политики в кризисной и прогрессистской парадигме. Семейная политика укрепления социального института семьи, полной семьи с несколькими детьми. Семейная политика и социальная поддержка семьи как малой группы, устойчивости семейного союза на протяжении жизненного цикла. Социальная защита отдельных членов семьи (сирот, престарелых, инвалидов) и отдельных постсемейных ассоциаций и семейных групп, возникающих после распада полной семьи с детьми. Меры социальной поддержки работниц с семейными обязанностями как форма охраны наемного труда матерей. Меры социальной и экономической помощи малообеспеченным семьям.

Цели семейной политики по усилению эффективности выполнения институциональных функций, по расширению влияния семьи не только на ее членов, но и на общественные институты, – в связи с возвратом и перераспределением перехваченных ранее функций семьи. Семейная политика по устранению институционального кризиса семьи и повышению ценностей семьи с несколькими детьми посредством соединения семьи и работы, расширения надомного труда и семейного образования с помощью компьютеризации семейной жизнедеятельности. Просемейная политика государства по приоритетности общественного подхода над индивидуальным, по снижению налогов и налоговых ставок в эффективно функционирующих семьях, по насыщению молодых семей с детьми кредитами для приобретения жилья организации успешной производственной и потребительской деятельности родителей и детей, циклов труда – быта – отдыха в стенах семейного дома.

Историко-социологический анализ семейной политики в России ХХ века, характеристика семейной политики советского периода в отечественной и зарубежной науки. Периодизация семейной политики в России: от революционного радикализма до антисемейной направленности реформ 90-х годов. Семейный кодекс 1996 г. и принципы защиты семей в Концепции демографического развития Российской Федерации, принятой Правительством РФ в 2001г. Семейная политика и фамилистическая экспертиза указов Президента РФ, постановлений правительства и законодательства РФ.

Семейная политика и фамилистический менеджмент во всех сферах жизни деятельности. Усиление ценностных ориентаций на семейный образ жизни средствами убеждающего воздействия в рамках социальной педагогики, а также с помощью рекламы и массовой информации. Внедрение нового имиджа семьи и родительства в системы маркетинговых коммуникаций. Расширение потребительских возможностей стабильной семьи с детьми как субъекте рыночной экономики и самого прибыльного из товаров на рынке социальных символов.


Перечень примерных контрольных вопросов


  1. Существует ли семья? Может быть, "семья" лишь слово, удобное для объединения разного рода образов и представлений, связанных с браком, рождением детей и разводом? Семья: чем она является на самом деле, действительно ли семья объект изучения в социологии? Семья в прошлом, настоящем и будущем - это одно и тоже, или речь идет о разных сущностях? Является ли объединение людей в семью специфическим по форме и характеру ассоциации, т.е. отличающимся от других объединений и групп, не сводимым к каким-либо уже имеющимся типам и видам социальных общностей? Если это так, то какие специфические семейные различия не сводятся к социальным различиям "мужчина-женщина", "взрослый - ребенок", и т.п.?

  2. Какое семейное сходство не укладывается в близость по социальному классу, статусу, образованию и т.п.? Можно ли выводить из специфики выполняемых семьей в обществе функций специфику самой семейной ассоциации?

  3. Если общая социология изучает роль семьи в социуме и социальной структуре, нужно ли тогда выделять особую социологию семьи?

  4. Если сплоченность семьи подчиняется тем же законам, что и совместимость членов рабочих бригад, экипажей самолетов или футбольных команд, то стоит ли говорить о микросоциологии семьи? Если же семейные взаимодействия нельзя свести исключительно к групповым интеракциям, тогда выходит, что только микросоциология семьи не отражает общую социологию?

  5. Должна ли микросоциология применяться лишь к изучению традиционной семьи и традиционного брака, если заключение брака и брачных отношений регулируется "институционально", т.е. как бы без учета чувств, решающей роли сердечных влечений, и в соответствии с институциональными нормами и процедурами, присущими обществам прошлого?

  6. В каком смысле можно говорить о макро- и микроуровнях анализа семьи, о макро- и микротеориях?

  7. Какая дисциплина может считаться идеалом инструментального подхода? Возможна ли самостоятельная наука, сознательно прибегающая к заимствованиям из других наук для объяснения причин изучаемых ею явлений, исходя из принципиальной неспособности собственных познавательных инструментов и средств для этого?

  8. Являются ли стереотипные интерпретации семейных событий, по сути своей, "инструментальными"?

  9. Может ли индивид считаться единицей анализа семьи? Как можно схематически представить историческое смещение внимания социальных институтов с традиционной семьи на нуклеарную, на супружескую пару и т.д.?

  10. Что предлагается методологией науки взамен противопоставления количественного подхода качественному?

  11. В чем различие подходов социолога и клинициста?

  12. Какова суть социологического измерения семейных явлений?

  13. Возможна ли феноменологическая социология семьи?

  14. Соблюдение каких методологических требований позволяет избежать крайностей в объяснении семейных феноменов?

  15. Родоначальником какой интеллектуальной традиции является Ле Пле? Какой тип семьи был взят за основу в его концепции?

  16. Можно ли считать, что тезис Берджесса о переходе к "семье-товариществу" не только связан с усилением эмоциональных уз супружества, но с исчезновение институциональных отношений семьи? Правильно ли отождествлять "институциональное" с нормативностью, с чем-то безальтернативным, устраняющим свободу индивидуального выбора? Ослабление влияния семьи и родства на брачный выбор, широкое распространение фактического брака и сексуальная революция свидетельствуют о перестройке ценностно-мотивационной структуры брачного поведения либо это признаки кризиса брака и семьи?

  17. В каких областях изучения семейной жизнедеятельности символический интеракционизм наиболее плодотворен и применяется чаще всего?

  18. Приложима ли теория обмена к браку по любви - что здесь может и на что именно обмениваться? Кто и какими ценностями обменивается в рамках микроэкономического варианта теории обмена, применяемого в сфере репродуктивных решений о числе детей в семье?

  19. Этнометодология: подберите из нижеследующих дисциплин ту, что явилась ее аналогом: этнография, методология, этнонаука? В чем суть метода этнометодологической редукции?

  20. Можно ли с помощью "социометрии действия" ликвидировать разводы либо свести их к минимуму?

  21. В какой сфере социологии семьи достигнуты наибольшие возможности совмещения исследований семьи как группы и как института, где реализуется принцип дополнительности подходов?

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Алиментная эпидемия в СССР в 20-30-е годы: причины и последствия.

  2. Борьба парадигм в советской и российской социологии семьи.

  3. Брак как социальный институт

  4. Брачное (матримониальное) поведение.

  5. Виды семейного поведения.

  6. Влияние принципов наследования на социальные изменения.

  7. Вопросы брака и семьи в работах И.И. Мечникова.

  8. Вопросы семейной политики в предвыборных кампаниях.

  9. Всемирный конгресс семей: живая история.

  10. Гендер как социологический конструкт.

  11. Генеалогический метод: возможности использования в фамилистических исследованиях.

  12. Глобализация и семья.

  13. Гомогамия и гетерогамия: понятие, методы измерения.

  14. Государственный патернализм и семья: благо или зло?

  15. Есть ли будущее у семьи?

  16. Женщина в семье: традиции и современность.

  17. Женщина и материнство в работах А.М. Коллонтай.

  18. Женщина-политик: семейно-демографический портрет.

  19. Жизненный цикл и прогнозирование семейной структуры населения.

  20. Жизненный цикл семьи: понятие и проблемы моделирования.

  21. Знаменитые люди: семейно-демографическое измерение.

  22. Имитационное моделирование семейного поведения.

  23. Искусственные аборты в зеркале общественного мнения.

  24. Искусственные аборты в России: демографические и социологические аспекты.

  25. История законодательства об абортах в России и СССР.

  26. Качественные методы в фамилистических исследованиях.

  27. Коллективизация сельского хозяйства и разрушение семейной экономики в СССР.

  28. Контент-анализ в исследованиях семьи– возможности и опыт применения.

  29. Концепция жизненного цикла семьи: история становления и методологические возможности.

  30. Крестьянская реформа 1861 г. в России и семья.

  31. Международная миграция и брачно-семейные отношения.

  32. Менеджмент в социальной сфере – семейно-демографические аспекты.

  33. Метод “жизненных историй”: возможности использования в фамилистических исследованиях.

  34. Метод глубинного интервью и его роль в фамилистике.

  35. Метод наблюдения и его роль в фамилистике .

  36. Метод фокус-групп и возможности его применения в фамилистике.

  37. Микроперепись 1994 года: возможности использования в фамилистических исследованиях.

  38. Мировые религии о браке, семье, половой жизни, разводу и регулированию деторождения (на примере отдельных конфессий).

  39. Моделирование жизненного цикла семьи.

  40. Мониторинг семейной политики в странах Европейского Союза.

  41. Налоговая политика и семья.

  42. Научные парадигмы и концепции объяснения снижения рождаемости.

  43. Новые репродуктивные технологии: угроза или панацея?

  44. Нуклеаризация семей: сущность, социально-экономические последствия.

  45. Основные концепции брачного выбора (на примере отдельных теорий).

  46. Основные объяснительные и аксиологические парадигмы современной социологии семьи.

  47. Основные проблемы моделирования жизненного цикла семьи.

  48. Основные теоретические концепции в социологии семьи.

  49. Планирование семьи: социально-политические и идеологические аспекты

  50. Планирование семьи: социологические и демографические аспекты.

  51. Постмодернизм и семья.

  52. Постмодернистские концепции семьи.

  53. Потребность в детях как социологическая категория.

  54. Приватизация в 90-е годы и семейные изменения.

  55. Просемейные общественные движения в стране и за рубежом: анализ опыта.

  56. Проституция и семья: конфликт или взаимодействие.

  57. Психоаналитические концепции семьи и семейного поведения.

  58. Расторжение брака: ценностно-мотивационные аспекты.

  59. Репродуктивное поведение подростков: тенденции и проблемы.

  60. Репродуктивное поведение: понятие, сущность, исследования.

  61. Роль качественных методов в фамилистике.

  62. Самосохранительное поведение как фактор продолжительности жизни.

  63. Самосохранительное поведение: понятие, сущность, роль в динамике смертности.

  64. Секс, любовь, СПИД глазами молодёжи.

  65. Сексуальное поведение подростков и молодежи.

  66. Сексуальное поведение: понятие, сущность, исследования.

  67. Семейно-демографический менеджмент.

  68. Семейно-демографический портрет преступника.

  69. Семейное поведение: понятие, сущность, методологическая роль.

  70. Семейные пособия: сущность, опыт и результаты использования.

  71. СМИ и семья.

  72. Современные теории брачного выбора.

  73. Сожительство: формы, тенденции, причины, последствия.

  74. Социальная микросреда и семейное поведение.

  75. Социальная мобильность и репродуктивное поведение.

  76. Социальная мобильность и семейные изменения.

  77. Социально-демографические аспекты альтернативных форм семейного поведения.

  78. Социально-демографические аспекты многоженства.

  79. Социально-экономические реформы в России и семья.

  80. Социально-экономический кризис в России и семья.

  81. Социологические исследования семьи и семейных изменений.

  82. Социологические проблемы жизненного цикла семьи.

  83. Социологические проблемы семейного менеджмента.

  84. Социологический взгляд на рождаемость. Рождаемость и репродуктивное поведение.

  85. Социология возраста.

  86. Социология пола.

  87. Социология сексуального поведения в России.

  88. Социолого-демографические аспекты алкоголизма и наркомании.

  89. Средний класс в России: семейно-демографическое измерение.

  90. Становление гендерной социологии в России.

  91. Суицид и семья.

  92. Типология семейных структур.

Примерный перечень вопросов к зачёту (экзамену) по всему курсу



  1. Предмет социологии семьи.

  2. Комплектность социокультурных внутрисемейных ролей

  3. Функции семьи: специфические и неспецифические.

  4. Гомогамные-гомогенные и гетерогамные-гетерогенные семьи.

  5. Преимущества и недостатки применения методов опроса и контент-анализа к измерению семейных феноменов?

  6. "Планирование семьи" и степень реализации потребности семьи в детях.

  7. Понятие семьи: различие дефиниций в зависимости от теоретических подходов.

  8. Макро- и микросоциология.

  9. Полигамия и ее разновидности.

  10. Фамилизм и посредническая роль семьи.

  11. Репродуктивные установки и их измерение.

  12. Полиандрия, полигиния, полигамия – как соотносятся между собой.

  13. Генеалогический метод и геносоциограмма.

  14. Социология семьи в России.

  15. Отличие подхода социолога от клинической ориентации психолога в измерениях семейной совместимости

  16. Запрет разводов и абортов – возможные последствия

  17. Интертильность, инфантицид, лактация, контрацепция – какой термин лишний?

  18. Разрушение социальных норм многодетности семьи.

  19. Невыполнение функции воспитания в связи с кризисом семьи.

  20. Теория исторического отмирания многодетности семьи – сводится ли она к теории перехода от "традиционной" семьи к "современной"?

  21. Элементы структуры диспозиционной регуляции социального поведения личности.

  22. Гендерные роли в семье – взаимная дополнительность или конфликтность?

  23. Определение семьи в различных научных школах.

  24. Социальные нормы как регуляторы семейного поведения, – как достигалась слитность всех видов семейного поведения.

  25. Чем семейная социализация отличается от общей?.

  26. Неравенство семьи среди других социальных институтов.

  27. Типы репродуктивных установок и мотивов.

  28. Кризис семьи это упадок – деградация или перестройка – возрождение?

  29. Фамилизм и феминизм – различие подходов к семейной политике.

  30. Может ли быть семейная политика противосемейной и какие цели делают ее просемейной?

  31. Есть ли у общества потребность в детях?

  32. Функции семьи по отношению к обществу и личности.

  33. Социальная поддержка семей и семейная политика – соотношение.

  34. Метод семейных биографий.

  35. Цели семейной политики у феминистов и модернистов.

  36. Первичная и вторичная социализация детей, ресоциализация.

  37. Табу инцеста и репродуктивное табу.

  38. Отличие семейной политики от социальной и демографической.

  39. Перехват специфических функций семьи.

  40. В каком случае одна стадия семейного цикла жизни исключает остальные.

  41. Брачный выбор и брачный рынок.

  42. Статья Питирима Сорокина "Кризис современной семьи"

  43. Критерии много и малодетности.

  44. В чем различие позитивистского и феноменологического подходов к изучению семьи?

  45. Потребность в семье и ее место в иерархии потребностей А. Маслоу.

  46. Сколько интеракций в двухдетной семьи?

  47. Семейная политика в России в ХХ веке.

  48. Социализация детей в семье – формирование Я-концепции

  49. Отличие феминистской социологии от модернистской – есть ли они?

  50. Как соотносится семейная политика с социальной работой в семье?

  51. Каково число интеракций в семье с 5 и 8 внутрисемейными ролями, проанализируйте структуры их?

  52. Семья как малая группа, как социально-психологическая ценность.

  53. Семейная политика ДНК – что это?

  54. Прокомментируйте слова А. Гидденса о том, что освоение социологии, сути социологического подхода предполагает отказ от личного взгляда на мир. Каково значение этого отказа для социологии семьи? В связи с этим, чем занимается феноменологическая социология семьи?

  55. Семейный цикл жизни – полный и частичный.

  56. Число и структура интеракций в семьях с 5 детьми, и с 5 внутрисемейными ролями

  57. Типы семей по критерию доминирования и лидерства. Противоречивость социальных ролей личности – супружеских, половых, родительских.

  58. Потребность в браке и брачном партнере.

  59. Каковы структуры интеракций в семьях с 8 и 12 семейными ролями?

  60. Назовите 4 основных разновидности семейного поведения.

  61. Семья как социальный институт – три критерия эффективности.

  62. Нуклеарные позиции – назовите какие?

  63. Типология теоретических подходов к изучению семьи по Мэри Осмонд.

  64. Элементы диспозиционной регуляции поведения. Взаимосвязь элементов по принципу "хочу – могу – делаю"

  65. Сколько нуклеарных позиций в современной семье?

  66. Будущее семьи с точки зрения "прогрессистского" и "кризисного" подходов.

  67. Почему не бывает нежеланных детей?

  68. Фамилизм и модернизм как теоретические подходы к изучению семьи.

  69. Семья как посредник – что это значит?

  70. Проанализировать аргументацию тех ученых, которые утверждают, что в истории человечества не было многодетных семей. Действительно ли семья всегда была малодетной?

  71. Если все супруги станут профессиональными психотерапевтами, исчезнут ли разводы

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

№ п/п

Наименование
разделов

Всего

Аудиторные
занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары




1

Социология семьи как наука

14

4

2

8

2

Функции и структуры семьи

22

4

8

10

3

Теоретические концепции и парадигмы современной социологии семьи

22

4

8

10

4

Теории семейных изменений

22

4

8

10

5

Семейное поведение: социализация и социализационное поведение

14

4

2

8

6

Семейное поведение: брачное, самосохранительное, репродуктивное

14

4

2

8

7

Социологический подход к изучению межличностных отношений в семье


14

4

2

8

8

Проблемы современной семьи в России

14

4

2

8

9

Семья и семейная политика

14

4

2

8

ИТОГО:

150

36

36

78

IV. Форма итогового контроля: Экзамен


V. Учебно-методическое обеспечение курса

Перечень литературы

Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1995.

Антология гендерных теорий. Минск, 2000.

Антонов А.И. Микросоциология семьи. М., 1998.

Антонов А.И. Социология рождаемости. М., 1980.

Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления М., 1990.

Антонов А.И., Медков В.М. Второй ребенок. М., 1987.

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996

Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М., 2000.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999. Часть III.

Белова В.А. Число детей в семье. М., 1975.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.

Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М., 1986.

Бойко В.В. Малодетная семья: Социально-психологический аспект. М., 1985.

Вишневский А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики // Семья и семейная политика. (Демография и социология). М., 1991.

Волков А.Г. Семья – объект демографии. М., 1986.

Герасимова И.А. Структура семьи. М. 1976.

Гидденс Э. Социология. М., 1999. Главы 3, 6, 12.

Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Л., 1998.

Гуд У. Социология семьи // Социология сегодня. М., 1965.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Т. 3 Социальные институты и процессы. М., 2000

Дорохина О.В. Семейная политика государства как объект исследования // Вестник Московского университета. Серия 18 Социология и политология. 1997, №2.

Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология ответственности. Л., 1983.

Кузьмин А.И. Семья на Урале. Екатеринбург, 1993.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы методологии и методики. М., 1989

Новые направления социологической теории. М., 1978.

Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия. М., 1972.

Паниотто В.И. Структура межличностных отношений. Киев, 1975

Ружже В.Л., Кадибур Т.С., Елисеева И.И. Структура и функции семейных групп. М., 1983.

Русская социология семьи конца XIX – начала XX века / Составитель Г.В. Соколова. М., 2002.

Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995

Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в СССР. М., 1989.

Смелзер Н. Социология. М., 1994.

Теория и история феминизма. Харьков, 1996.

Томпсон Дж.Л., Пристли Дж. Социология. М., – Львов, 1998. Главы 2, 5.

Тоффлер О. Третья волна. М., 1992.

Филлипс Ч.Т. Противоречивость феминистических воззрений на семью в практике женских движений в США: историко-социологический анализ. А/р дисс. К.с.н. М., 2001.

Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

Хрестоматия феминистических текстов. СПб,, 2000.

Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969

Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.

Энджел Дж.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителя. СПб., М., Харьков, Минск, 2000. Главы 2, 3, 12, 13, 21.

Перечень литературы по специальности: 020300 - “Социология”; квалификация – социолог, преподаватель социологии

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Перечень и реквизиты литературы (автор, название, место издания, год)

1

2

3

ОПД.Ф.17

020300 “Социология семьи”

Раздел 1. Социология семьи как наука



  1. Литература основная

Антонов А.И. Микросоциология семьи. М., 1998. Глава 1.

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. Глава 1.

Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М.,2000.

Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Л., 1998.

Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы методологии и методики. М., 1989.

Русская социология семьи конца XIX – начала XX века / Составитель Г.В. Соколова. М., 2002.

Томпсон Дж.Л., Пристли Дж. Социология. М., – Львов, 1998. Главы 2, 5.

Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

2. Литература дополнительная

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Т. 3 Социальные институты и процессы. М., 2000

Смелзер Н. Социология. М., 1994

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969






Раздел 2. Функции и структуры семьи

Литература основная


Антонов А.И. Микросоциология семьи. М., 1998. Глава 4.

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. Глава 3.

Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М.,2000.

Гидденс Э. Социология. М., 1999. Главы 3, 6, 12.

Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы методологии и методики. М., 1989.

Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.


Литература дополнительная


Герасимова И.А. Структура семьи. М. 1976.

Медков В.М. Демография. Ростов-на-Дону, Глава 3.

Основы демографии. М.,2002. Глава 3.

Ружже В.Л., Кадибур Т.С., Елисеева И.И. Структура и функции семейных групп. М., 1983.






Раздел 3. Теоретические концепции и парадигмы современной социологии семьи

Литература основная


Антонов А.И. Микросоциология семьи. М., 1998. Главы1, 2.

Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М.,2000.

Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Л., 1998.

Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы методологии и методики. М., 1989.

Томпсон Дж.Л., Пристли Дж. Социология. М., – Львов, 1998. Главы 2, 5.

Филлипс Ч.Т. Противоречивость феминистических воззрений на семью в практике женских движений в США: историко-социологический анализ. М., 2002.

Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

Литература дополнительная


Антология гендерных теорий. Минск, 2000.

Гидденс Э. Социология. М., 1999. Главы 3, 6, 12.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

Теория и история феминизма. Харьков, 1996.

Хрестоматия феминистических текстов. СПб,, 2000.





Раздел 4. Теории семейных изменений

Литература основная


Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М.,2000. Глава 2.

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. Глава 4.

Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Л., 1998.

Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы методологии и методики. М., 1989.

Томпсон Дж.Л., Пристли Дж. Социология. М., – Львов, 1998. Главы 2, 5.

Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.


Литература дополнительная


Новые направления социологической теории. М., 1978.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.






Раздел 5. Семейное поведение: социализация и социализационное поведение.

Литература основная


Антонов А.И. Микросоциология семьи. М., 1998. Главы 4, 5.

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. Глава 4.

Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М., 1986.

Литература дополнительная


Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988

Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991

Русская социология семьи конца XIX – начала XX века / Составитель Г.В. Соколова. М., 2002.

Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.






Раздел 6. Семейное поведение: брачное, самосохранительное, репродуктивное

Литература основная


Антонов А.И. Социология рождаемости. М., 1980. Глава 3.

Антонов А.И. Микросоциология семьи. М., 1998. Глава 5.

Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М.,2000. Главы 2, 6.

Антонов А.И., Медков В.М. Второй ребенок. М., 1987. Главы 3, 5-7.

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. Главы 7-9.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.


Литература дополнительная


Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999. Часть III.

Белова В.А. Число детей в семье. М., 1975.

Бойко В.В. Малодетная семья: Социально-психологический аспект. М., 1985.

Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Л., 1998.

Кузьмин А.И. Семья на Урале. Екатеринбург, 1993.

Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы методологии и методики. М., 1989.

Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия. М., 1972.

Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в СССР. М., 1989.

Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.





Раздел 7. Социологический подход к изучению межличностных отношений в семье

Литература основная


Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1995.

Антонов А.И. Микросоциология семьи. М., 1998.

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. Глава 5.

Дружинин В. Психология семьи. М., 1996.


Литература дополнительная


Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. М., 1989.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.





Раздел 8. Проблемы современной семьи в России

Литература основная


Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. Главы 10, 11..

Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М.,2000. Главы 2, 6.

Сорокин П. Кризис современной семьи // Ежемесячный журнал для всех. 1916, № 2-3 (переиздано в: Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1997. № 3)..

Литература дополнительная


Антонов А.И., Медков В.М. Второй ребенок. М., 1987.

Волков А.Г. Семья – объект демографии. М., 1986.

Голод С.И. Семья: историко-социологический анализ. Л., 1998.

Дорохина О.В. Семейная политика государства как объект исследования // Вестник Московского университета. Серия 18 Социология и политология. 1997, №2.

Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995

Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в СССР. М., 1989.

Тоффлер О. Третья волна. М., 1992.





Раздел 9. Семья и семейная политика

Литература основная


Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. Главы 10, 11.

Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М.,2000. Главы 5, 7.


Литература дополнительная


Волков А.Г. Семья – объект демографии. М., 1986.

Дармодехин С.В. Семейная политика. М., 1999.

Дорохина О.В. Семейная политика государства как объект исследования // Вестник Московского университета. Серия 18 Социология и политология. 1997, №2.

Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995




Данная примерная учебная программа утверждена на заседание расширенного Президиума Совета по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию 14 декабря 2001, протокол №4.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница