Принципы порождают требования И. Гуревич



Скачать 137.91 Kb.
Дата30.04.2016
Размер137.91 Kb.
Принципы порождают требования
И.Гуревич, зав кафедрой экономики и управления Архангельского областного ИПКРО
Моделирование объективно - субъективных отношений в управлении школой

НЕ ПРАВИТЬ, А УПРАВЛЯТЬ


Мы стремимся не управлять, а править, функционально соответствовать полученной роли. С точки зрения прежней системы должность связана с наличием прав, мера которых растет по мере продвижения вверх по лестнице власти. Учитель имеет право контролировать деятельность учащихся, завуч - и учителей, и учащихся, а директор - всех вместе взятых. Административная ответственность концентрируется в руках руководства и игнорируется подчиненными не потому, что мы не умеем ее распределять, а прежде всего потому, что не хотим ограничивать свои права.

С этой точки зрения внутришкольный контроль - прерогатива администрации, когда учителю определена лишь роль объекта контроля. Что, как, зачем контролировать, решает администратор. Учитель пассивен, но будучи живым человеком, он, как любой подчиненный, при подобной тактике контроля сверху рано или поздно находит свою психологическую нип1у. То есть действует по правилу: вы проверяете - я демонстрирую, вас нет - я работаю, как работал. Попался - ругайте, не попался - молодец.

Не по такой ли схеме традиционно осуществляет учитель контроль за учебной деятельностью учащихся? Не на этих ли принципах строится инспекторский контроль деятельности школы?

Контроль, заставляющий защищаться, ограничивает возможности контролируемого в творческом и профессиональном росте. Сколько планов внутришкольного контроля, анализов пылится в архивах школы! И продолжает накапливаться. Ради чего? Для самоуспокоения администрации и вышестоящих руководителей? Во всяком случае, не ради учителя.



ОБЪЕДИНЯТЬ, А НЕ РАЗОБЩАТЬ


Возможно ли внести коррективы в эту устоявшуюся практику? Отметим, именно коррективы, а не революционные изменения. И здесь наступает момент, когда сле­дует произнести несколько слов в похвалу ныне всеми обруганной административно-командной системы. Вернее, в похвалу лишь третьей составляемой данного понятия - системы. Да, система зиждилась на неверных принципах, но была системой. Поэтому мы говорим о необходимости выработки системы внутришкольного контроля каждым директором школы.

Система, которая основывалась бы на принципах, целях, объединяющих, а не разобщающих администрацию и педагогический коллектив. При этом принципы порождают требования, а требования, в свою очередь, облекаются в приемлемые конкретные формы. Каждый из названных моментов должен прорабатываться с учетом конкретных условий конкретной школы, не кулуарно, а коллегиально, с вовлечением в процесс моделирования системы внутришкольного контроля педагогического коллектива.

Цели, принципы, требования, формы и технология (правила и порядок дейст­вий) составляют концепцию внутришкольного контроля.

Ниже предлагается образец такой концепции, разработанной в условиях конк­ретной школы - гимназии г. Северодвинска Архангельской области. Отдельные элементы используются и в школах Архангельска, директора которых участвовали в шестимесячном семинаре «Моделирование объектно-субъектных отношений в управлении школой».

Особое внимание обращаем на принципы, изложенные в концепции. Контроль как стимул творческого и профессионального роста учителя, мотивация контроля, технология достижения уровня педагогического самоконтроля как результат взаи­модействия администрации и педагога - вот те отправные позиции, на основе ко­торых мы стремимся выстроить систему внутришкольного контроля, руководителей? Во всяком случае, не ради учителя соответствующего современным требованиям.

Первыми результатами рассматриваемого подхода можно признать:

- активизацию педагогического коллектива во взаимоконтроле и самоконтроле;

- расширение горизонтальных связей в управлении школой;

-повышение уровня взаимодействия между администрацией и педагогическим коллективом;

- сведение к минимуму силовых, административных методов управления.

Силами учителей, по их инициативе на базе школы проводятся методические семинары как городского, так и областного уровня, выпускаются рекомендации. Активно работает профессиональный Совет, в состав которого на паритетных началах входят представители администрации и члены педагогического коллектива. Одним из ведущих направлений деятельности этого Совета и является организация внутришкольного контроля. Все более эффективно и самостоятельно работают методические объединения учителей, два из которых уже сегодня представляют собой крепкие творческие коллективы, способные без административного нажима решать многие организационно-педагогические проблемы.

ОСМЫСЛЕНИЕ СЕБЯ


Но... Это «но» для тех, кто возьмется за моделирование подобной системы. Прежде чем прорабатывать концепцию, а это относится не только к контролю, изу­чите, исследуйте уровень взаимопонимания администрации и коллектива. Хотя бы с точки зрения оценки того или иного функционального направления деятельности школы. И если расхождение велико - вначале определите общую позицию.

Равно как плоха администрация, потакающая подчиненным, так и не заслужива­ет одобрения руководство, не слышащее коллектив, даже если оно высоко интел­лектуально. Это первое.

Второе. Оцените уровень возможностей вашей школы: кадровых, финансовых, интеллектуальных, морально-психологических.

И третье. Не забывайте: концепция - не результат, а лишь основание для деятельности, и то лишь в том случае, когда коллективные идеи отражены в ней емко, сжато, четко и доступно.

- Концепция - это осмысление себя, своей деятельности, именно с таких пози­ций она и должна восприниматься педагогическим коллективом. И если Вам при разработке концепции внутришкольного контроля удастся помочь и себе и каждо­му педагогу осмыслить себя в педагогической деятельности, то Вы уже достигнете результата более значимого, чем внешний временный эффект жестокого силового контроля, основанного на страхе.
КОНЦЕПЦИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

в Северодвинской городской гимназии
I. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ

Внутришкольный контроль есть оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и развития профессионального мастерства.

Внутришкольный контроль - взаимодействие администрации и педагогическо­го коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса.

Внутришкольный контроль - система взаимоотношений, целей и принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи

Ведущие принципы внутришкольного контроля:

1. Сравнение. До начала контроля должны быть определены:

- объект контроля,

- параметры сравнения: что? с чем? как?

- критерии оценки деятельности,

- цели.

Обеспечить принцип сравнения, значит ответить на вопрос - зачем? каков ре­зультат?



2. Доброжелательность + взаимоуважение = взаимообогащение:

- Слышать друг друга!

- Уважать друг друга!

- Общаться как человек с человеком!



3. Уважение = Успех / Притязания.

Только уважающий себя педагог добьется результата.

Психологическая задача внутришкольного контроля - помочь человеку уважать себя:

- педагог в системе контроля - демонстрирует свои притязания,

- администрация - обеспечивает успех. Главное - не найти недостатка, а увидеть крупицы успеха и определить перс­пективу профессионального роста.

4. Информационная основа

Информация Контроль Информация

Анализ Информация Контроль Коррекция

Четкая информация - источник контроля, коррекции и анализа.



5. Мотивационная основа

Контроль Не За педагогом и Для администрации, а контроль От педагога и Для него.

Педагог: зачем мне нужен контроль? В какой форме нужен?

Начало контроля для педагога - САМОАНАЛИЗ.

«Совесть - лучший контролер!» - правило ненужное в автобусе, но необходимое в школе.

Главное - сформировать потребность в самоконтроле: от администрации к педагогу, от педагога - к ученику.



6. Методическая направленность

Результат контроля:

- чему научили и чему научились?

- что исправили и что улучшили?

- от чего отказывались и что развили?

- каков уровень нашего профессионального мастерства и как помог контроль в его развитии?


II. СТРУКТУРА


Следует различать контроль и инспектирование!

Контроль = помощь, инспектирование = проверка.

Руководство = контроль + инспектирование.

Контроль - самоконтроль, взаимоконтроль, административный контроль, ин­дивидуальный контроль.

Инспектирование - фронтальная проверка, тематическая проверка, контроль­ный срез.

Контроль>инспектирование.

Контроль - деятельность, инспектирование - результаты.

Самый жесткий контроль - административный (на 50% из инспектирования). Самый мягкий контроль - индивидуальный. Самый эффективный - взаимоконт­роль. Самый объективный - самоконтроль.



Центральное звено управления, обеспечивающее контроль - методическое объединение. МО (методическое объединение) организует взаимоконтроль и совместно с администрацией обеспечивает инспектирование.

Преимущества организации внутришкольного контроля через МО заключается в следующих моментах:

- легче организоваться и найти взаимопонимание (локальные коллективы специалистов одного или близкого профиля);

- соединение внутришкольного контроля и методической работы;

- самоуправление, основанное на коллективной выработке целей и коллективном планировании;

- непосредственный выход на каждого педагога.

МО - посредник между педагогом и администрацией в системе контроля и инспектирования.

Стратегия руководства (контроль + инспектирование) определяются Профессиональным Сонетом, который объединяет и распределяет усилия всех участников внутришкольного контроля.

III. ФОРМЫ


Самоконтроль, педагог, работающий на самоконтроле:

- обладает развитыми навыками самоанализа, самообразования;

- активно участвует в методической работе;

- делится профессиональным опытом;

- достигает стабильных результатов в эффективном обучении и воспитании гимназистов.

Формальные требования к педагогу, выходящему на самоконтроль:

а) Представить график открытых (методических) уроков;

б) Определить направление методической работы: сроки и формы подведения итогов. Взаимоконтроль. Педагог участвующий в взаимоконтроле:

- формирует в себе навык самоанализа;

- участвует в контроле, организуемом МО:

- обладает достаточным профессиональным уровнем в планировании и организации урока;

- имеет хорошие результаты в обучении и воспитании школьников.

Формальные требования к педагогу, включившемуся во взаимоконтроль:

а) выбрать напарника (или группу) по взаимоконтролю;

б) составить план-график взаимоконтроля, определить цели и сроки подведения итогов на МО;

в) выбрать направление методической работы.

Педагоги, стабильно работающие в режиме само- и взаимоконтроля получают статус особого доверия; .дающий право на:

1) экспериментирование с учебными программами, формами учета знаний и т.д.;

2) приоритет в распределении часов факультативных занятий:

3) участие в работе Профессионального Совета;

4) приоритет при аттестации на профессиональную категорию;

5) персональные надбавки к заработной плате. Административный контроль. Педагог, включенный в административный контроль, в качестве контролируемого:

- совершенствует методику организации, планирования и анализа урока с помощью администрации;

- стремится к повышению профессионального мастерства и достижению

стабильных результатов в педагогической деятельности.

Формальные требования к педагогу, включенному в административный контроль:

а) определить свои затруднения в педагогической деятельности совместно с руководителем МО или завучем;

б) представить тематическое планирование;

в) согласовать с администрацией план-график контроля.

Административный контроль организуется как контроль за текущей деятельностью педагога (посещение уроков), тематические проверки и контрольные срезы.



Индивидуальный контроль. Эта форма контроля может быть определена как но взаимному согласию педагога и администрации, так и без такового. Индивидуальный контроль предполагает организацию методической помощи педагогу по инди­видуальной программе.

Форма контроля выбирается самим педагогом, согласовывается с администра­цией и утверждается на МО.

Состав педагогов, работающих в режиме самоконтроля, утверждается на Профессиональном Совете.

Выбор формы контроля зависит от.

1) уровня самоанализа педагогической деятельности: умения выделить собственные затруднения, недочеты, умения определить пути совершенствова­ния профессионального мастерства;

2) умения выбрать средства, методы и формы педагогической деятельности, соответствующие собственным психическим особенностям, профессиональным возможностям, особенностям и возможностям учащихся, логике учебного предмета.




IV. ТЕХНОЛОГИЯ

1. Планирование контроля.

Составление технологической карты внутришкольного контроля.

АЛГОРИТМ:

1) педагог заполняет технологическую карту контроля (личная);

2) согласовывает с руководителем методического объединения;

3) руководитель собирает и систематизирует карты контроля педагогов;

4) руководитель методического объединения составляет технологическую карту контроля (личная);

5) завуч анализирует обобщенную информацию по педагогам и выводы руко­водителя методического объединения;

6) Совместно! - завуч и руководитель методического объединения на основе полученной информации составляет план контроля на уровне методического объединения;

7) методическое объединение утверждает проект плана контроля;

8) администрация анализирует планы контроля методического объединения;

9) администрация определяет инспектирование и индивидуальный контроль;

10) индивидуальный контроль согласовывается с руководителем методического объединения;

11) план инспектирования принимается на Профессиональном Совете;

12) составляется сводная карта внутришкольного контроля старшим завучем;

13) сводная карта внутришкольного контроля утверждается директором гимназии.


СВОДНАЯ КАРТА ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Администр. к.

МО















Иностран.















Гуманит.







Естест.-матем.







спс

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ



Ф.И.0.

Предмет

Причины

Итоги

Ответственность

План контроля МО + план инспектирования



Условные обозначения:

МО - методическое объединение

З.С - заседания, совещания, советы, собрания

АЛ - административная планерка

Ак - административный контроль

Ик - индивидуальный контроль

Фп - фронтальная проверка

Тп - тематическая проверка

ПС - педагогический совет


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНТРОЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Выберите для себя приемлемую форму контроля: самоконтроль, взаимоконт­роль, административный, индивидуальный:

I чтв

II чтв


Шчтв

IV чтв


2. Ваши трудности в педагогической деятельности? Чья помощь нужна?

или что Вы планируете улучшить, развить в своей педагогической деятельности? Чья и в какой форме нужна помощь?

3. Направление Вашей методической работы.

Направление Кол-во час. Когда и где будет подводится итог

4. Отметьте темы, уроки, которые Вы хотели бы предложить на открытые (методические)

Тема Кол-во час. Планируемая Для кого

урок дата (коллеги, админ.,

учит., др. школ)


5) План-график внутришкольного контроля

Класс Тема Срок Цель Кто

контроля контролирует


6) Укажите темы, уроки, которые Вы планируете посетить у своих коллег:

Фамилия Предмет Класс Цель Темы



учителя посещение

© Журнал «Директор школы», №4, 1993


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница