Приобщение к традиционной народной культуре – основа патриотического воспитания школьников. Белова Любовь Александровна, руководитель музея крестьянского быта, моу «Батранская сош»



Скачать 67.04 Kb.
Дата30.04.2016
Размер67.04 Kb.
Приобщение к традиционной народной культуре – основа патриотического воспитания школьников.

Белова Любовь Александровна, руководитель музея крестьянского быта,

МОУ «Батранская СОШ» Череповецкого р-на, е-mail: batran.90@mail.ru

Основным направлением воспитательной работы в нашей школе является патриотическое воспитание. Патриотизм - это преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины и защищать ее. Именно такое определение патриотизма легло в основу военно-патриотического воспитания в советской школе. Но подлинный патриотизм включает в себя национальные и исторически сложившиеся элементы: привязанность к родной земле, к языку своего народа, к его традициям, культуре. В 90-е годы, в период переосмысления ценностей, педагогический коллектив нашей школы стал искать новые подходы к патриотическому воспитанию. Учить любви к Родине непросто. Для ребёнка любовь начинается с близкого и понятного: с мамы, папы, бабушки, с родной деревни. Для села очень важно, чтобы дети понимали, что они здесь нужны, а для этого надо как можно больше знать о своём родном крае. Основу таких знаний ребёнок получает, занимаясь краеведением, поэтому именно краеведческая работа стала занимать в воспитательной системе нашей школы основное место.

В школе в то время уже существовала комната боевой славы, проводились ежегодные краеведческие конференции. Именно тогда, в начале 90-х, ученики под руководством учителей занялись изучением коллективизации на территории Батранского сельского совета, истории льнозавода. Впервые на краеведческих конференциях появились сообщения об умельцах нашего края, о народных праздниках. Мы стали понимать важность национального воспитания.

В 1994 году мы познакомились с работой Центра традиционной народной культуры с.Воскресенское и программой «Народная музыкальная поэзия», разработанной И.А.Кулёвой и А.В.Кулёвым. Побывав вместе с детьми в Центре, и увидев, как увлекли детей народные игры, мы решили начать работать по данной программе и в своей школе. Так появился на свет кружок «Народная мудрость», которым я руковожу уже на протяжении многих лет. Для занятий традиционной народной культурой необходимо просторное помещение, которого в школе в то время не нашлось. Мы обратились в сельский совет с просьбой выделить нам пустующие комнаты в здании детского сада, и в январе 1996 года отмечали новоселье. Очень хотелось сделать помещение для занятий уютным, создать в нём дух старины. Ребятишки начали приносить от своих бабушек прялки, чугунки, кузовочки, кружева и вышивки, что положило начало созданию школьного музея крестьянского быта, день рождения которого мы отмечаем в Святки.

В Центре традиционной народной культуры мы приобрели большое количество материалов для организации занятий с детьми: программы, сборники текстов народных игр и песен, аудиокассеты, видеозаписи. Но знакомство с фольклором и этнографией невозможно без местного материала, поэтому мы приглашали на занятия наших старожилов, проводили вместе с ними посиделки «Как играли наши бабушки». Наши земляки рассказывали детям о том, как проводились в окрестных деревнях престольные праздники, как развлекалась молодёжь на «беседах» и «весёлых», какие в нашей местности были обычаи и традиции. Некоторые из них нам захотелось возродить. Так в Васильев вечер 1995 года мы с детьми первый раз пошли колядовать. Встречали жители Батрана и Афанасова нас очень радушно, а в Доме Культуры (тогда у нас ещё не было своего помещения) нас ждали несколько бабушек, гармонист и горячий чай. С тех пор ежегодно дети вместе с работниками ДК ходят колядовать накануне Рождества, так как в нашей местности традиционно колядовали лишь 6 января. К местным детишкам с удовольствием присоединяются и городские дети, которые во время каникул гостят в деревнях у бабушек.

Совместно с Домом культуры мы начали отмечать и Масленицу. Долгое время в нашей деревне праздник проводов русской зимы проходил в конце марта, что всегда было в Великий пост. Теперь такой праздник проводится только в Масленицу, а последние два года мы организуем его не только для жителей своей деревни, но и на лыжной базе Карпово.

За 14 лет работы в школьном музее крестьянского быта собрано большое количество предметов старины: прялки, сундуки, посуда, одежда, широко представлена вышивка, кружево. Собраны все орудия труда, рассказывающее о традиционном способе выращивания и переработки льна, есть действующий ткацкий станок, на котором выткан первый половик. Дети занимаются учётом, описанием экспонатов, составляют экспозиции, проводят экскурсии. Но основным назначением нашего музея остаётся проведение массовых мероприятий. Уже сложилась традиция проводить посиделки на Покров и Кузьминки, а в Святки обязательно гадаем, причём старшеклассники очень любят подблюдные гадания. Несмотря на то, что у нас в школе учится уже меньше 40 человек, посиделки по-прежнему многолюдны, заглядывают иногда «на огонёк» и выпускники. С 2007 года наша школа является муниципальной базовой краеведческой площадкой, поэтому к нам на мероприятия часто приезжают учащиеся и педагоги соседних школ: Домозёровской, Мусорской, Шалимовской, Мяксинской и Сурковской (последняя нынче была закрыта). В прошлом учебном году мы показали программу «Батранские святки» членам Содружества экскурсоводов г.Череповца.

По-прежнему мы поддерживаем связь с Центром традиционной народной культуры с.Воскресенское. Наши дети неоднократно принимали участие в экспедициях, организованных Центром, в том числе и на территории Батранского сельского совета. Вот уже 10 лет ученики школы являются неизменными участниками, а очень часто и призёрами, конкурса- викторины «Живая старина». Именно с участия в этой викторине началась в школе систематическая работа по изучению фольклора и этнографии, а методические материалы, составленные работниками Центра, помогают педагогам школы руководить исследованиями учащихся. Исследовательские работы могут быть индивидуальными и коллективными. Так над сбором и изучением частушек Батранского сельского совета работала вся школа. Дети записали более 1000 частушек, собрали материал о местных гармонистах, исполнителях и сочинителях частушек. Итоги этой работы были подведены на общешкольном празднике «Эх, частушка, частушечка!». Наиболее увлечённые дети представляют свои исследования на районной краеведческой конференции, участвуют в областных заочных конкурсах по фольклору и этнографии, малой краеведческой конференции «Первые шаги в науку», олимпиаде «Мир через культуру». Тематика исследований очень разнообразна: традиционная русская кухня, народные промыслы, обряды и обычаи, в последнее время дети увлеклись изучением батранского говора. Немало на счету наших учеников побед в краеведческих конкурсах, так на уровне области в разные годы были отмечены работы Запеваловой Ксении и Андреевой Ксении «Русские щи», Андреевой Насти «Посиделки и вечёрки», Смирнова Кирилла «Катавальный промысел».

Очень часто краеведческие исследования находят своё продолжение в такой форме внеклассной работы как социальное проектирование. Изучив традиционный способ выращивания и переработки льна, историю Батранского льнозавода и его проблемы в настоящее время, наши дети предложили изготовлять из льноволокна сувениры, что позволило бы смягчить ситуацию со сбытом сырья. В 2006 году мы побывали на экскурсии в г. Белозерске. В Центре ремёсел мы узнали, что символ ярмарки «Российский лён», кукла Белозерская сударыня, изготовляется из нашего, батранского льна. Ещё тогда, четыре года назад, появилось желание сделать свою куклу. И если нашему льнозаводу суждено жить, то такая кукла может стать его символом и символом нашей деревни. Так родился проект «Куколка – батраночка».

Работа над изготовлением куклы была начата в июне 2008 года в летнем лагере «Город мастеров» под руководством учителя английского языка Михайленко Натальи Викторовны. Колхоз выделил для работы 10кг льноволокна. Вычесать лён до блеска дети вряд ли смогут, поэтому решили, что кукла будет одета в сарафан. За три недели работы лагеря изготовили всего 7 куколок. В сентябре работа над изготовлением сувениров продолжилась в кружке «Августовские росы». Дети занялись изготовлением зимней коллекции, в одежде кукол стал преобладать голубой цвет. В январе 2009 года мы провели праздник «Лён – спутник женской судьбы», на котором подвели первые итоги работы над проектом. К нам приехали гости из ближайших школ, а также из студии «Лад» Череповецкого Дома творчества. Мы провели музейный урок «Как на Руси лён растили», а череповецкие гости показали 3 коллекции одежды из льняной ткани»: «Сударушка», «Бабушкин сундучок», «Красны девицы». В настоящее время работа над изготовлением сувениров продолжается, а проект «Куколка-батраночка» в 2009 году стал одним из победителей областного конкурса социально-образовательных пректов «Я - гражданин России!».

Говоря о национально-патриотическом воспитании, нельзя не сказать о воспитании православном. У нас в деревне построена новая церковь Илии Пророка, правда, рядом с разрушенными старыми храмами. Настоятель церкви отец Иоанн часто встречается с детьми, помогает нам вести работу по изучению истории батранских храмов. В музее оформлена экспозиция «История Ильинского прихода». В школе началось изучение курса «Основы православной культуры», в прошлом учебном году начала работу и воскресная школа. Немногие дети ходят на службу в церковь, но с каждым годом интерес к православию повышается. Уже четыре года ученики нашей школы ездят в областной туристско-краеведческий православный лагерь «Ловитва», что в Харовском районе, где занимаются восстановлением храма Преображения Господня. И очень хотят дети увидеть восстановленными наши старые храмы.

Подводить итоги работы педагогического коллектива по данному направлению очень тяжело, потому что, воспитывая у детей любовь к своей малой родине, ситуацию в деревне мы изменить не можем. По-прежнему наши выпускники уезжают в город, так как в деревне нет работы, нет жилья, закрывается детский сад, на грани закрытия и школа. Трудно поверить, что это происходит в деревне, где до сих пор работает льнозавод, в настоящее время вложены немалые средства в его реконструкцию. А дети наши тоскуют в городе по своей деревне, всем сердцем рвутся домой. Успокаивает немного то, что дети, занимаясь традиционной народной культурой, становятся добрее, терпимее к окружающим, улучшаются отношения между мальчиками и девочками.



Деревня постепенно умирает, а ведь именно на селе в большей степени, чем в городе, сохранились национальные традиции и национальный язык, народные промыслы. Здесь по-прежнему сильны родственные связи, семейные традиции, здесь принято уважать старших, помогать им. Именно поэтому деревни должны жить и становиться центрами возрождения традиционной русской культуры.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница