«Природа Балтики»



Скачать 358.2 Kb.
Дата01.05.2016
Размер358.2 Kb.
муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеэмблема школы копия.gif

города Калининграда



СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

с углубленным изучением отдельных предметов

________________________________________________________________


236011,

г. Калининград,

ул. Ульяны Громовой, д.1
«___»___________ 2015 г. № ________

на № ________ от «___»________ 2015 г.

Телефон: 8-4012-39-54-07

8-4012-39-52-00

ФАКС: 8-4012-39-54-07
E-mail: mouscool6@eduklgd.ru

Окружающий мир

География
Тема урока: «Природа Балтики»
Класс: 4

Авторы: Амвросьева Лариса Валериановна,

учитель географии высшей

квалификационной категории


Селицкая Лилия Анатольевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Калининград

2015
Цель урока – способствовать усвоению знаний по комплексному изучению природы Балтики. Метод и формы проведения: проблемный, частично - поисковый метод, формы - экскурсия
на берег моря, сбор и обработка материала в классе/лагере/стационаре, либо изучение собранного материала/коллекций (практическое занятие). Наиболее эффективно при сочетании обоих форм работы.

Задачи:


  • Способствовать формированию общих географических понятий по комплексному изучению природы Балтики: определение ФГП Балтийского моря; характеристика геологии и геоморфологии морских берегов; изучение гидрометеорологического режима, структуры и циркуляцию вод; гидрохимический режим Балтийского моря; характериcтика биологических сообществ; изучение с некоторыми экологическими проблемами Балтийского моря;

  • Совершенствование обще-учебных умений учащихся (работа с наглядными материалами, сравнение полученной информации, самостоятельная работа с учебной информацией, в том числе научно – публицистической, анализ и оценка информации, обобщение полученных знаний;

  • Знакомство со структурой учебного проекта. Способствовать развитию мышления, формулированию выводов, познавательной и творческой активности. Формирование научного мировоззрения, расширение кругозора учащихся, привитие интереса
    к географии;

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью, выработки навыков экологической культуры.

Планируемые результаты:

Личностные: в социальных ролях и межличностных отношения при работе в группах. Самоопределение: личностное, профессиональное, жизненное. Смыслообразование: разработка проектов (групповых, личных по интересующим темам) связь между целью (результатом) деятельности и ее мотивом.

Метапредметные:

Регулятивные: организация исследовательской деятельности в группах. Коммуникативные:

речевые навыки и навыки сотрудничества, умения защиты проекта.

Умение проводить наблюдение, описывать и сравнивать, делать выводы, работать с разными источниками получения информации, анализировать и обобщать полученную информацию;

освоение основных правил поведения в природе, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

Познавательные: постановка и решение проблем Балтийского моря.

Предметные: опыт «предметной» деятельности по получению и применению нового знания
о природе Балтики (региональная география).
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы Балтики, ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения
и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных Калининградской области и стран Балтийского региона; применять географические знания


для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Использование знаний полученных на уроках природоведения.

воспитание любви к Балтийскому морю, Калининградской области, России, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения
к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Оборудование урока с использованием учебно-научной литературы: Орленок В.В. География Янтарного края России, учебник для средних учебных заведений. – Калининград: Изд. Янтарный сказ, 2005; Научная литература: Нефть и окружающая среда Калининградской области. Т.II.: Море/ под. ред. В.В. Сивкова. - Калининград: Терра Балтика, 2012. – 576 с.; Природа Балтики: методическое пособие по организации учебной, исследовательской
и природоохранной работы в образовательных учреждениях/ Под. ред. Филиппенко Д.П. Калининград: Самртбукс, 2014. – 134 с.; буклеты «Мы защищаем Балтийское море. Экологические дружественные решения на каждый день»; атлас Калининградской области; физическая ката России, политическая карта мира;

ПК, мультимедийный проектор; определители обитателей Юго – Восточной Балтики; микроскопы; природный материал - штормовые выбросы и горные породы Филинской бухты.


Урок проводится в музее Природы.
ХОД УРОКА

  1. Организационный момент урока.

Оборудование 1 этапа урока: Физическая карта России, Атлас Калининградской области, политическая карта мира, магнитная доска.

Селицкая Л.А.

Здравствуйте ребята, сегодня у нас с Вами необычный урок, на который мы пригласили учителя географии Амвросьеву Л.В. и её воспитанников.



Мотивация.

Амвросьева Л.В.

Здравствуйте ребята, я учитель географии, а это мои ученики из 8 б класса, которые нам сегодня будут помогать. И наше знакомство будет происходить в этом замечательном музее Природы, который Вы так любите посещать. Нас окружают экспонаты, собранные за многие годы со всех уголков нашей планеты Земля, и конечно многие экскурсии, которые проводятся в нашем музее, посвящены изучению Калининградской области. И сегодня мы с Вами приоткроем дверь в изучении географии Калининградской области.

В следующем учебном году, когда Вы перейдёте в 5 класс, вы будите изучать такие новые интересные предметы, как география и биология.

Ребята, а кто из Вас знает, что за наука такая география?

Правильно, география – это комплекс наук, изучающих поверхность Земли, её природные условия, распределение на ней населения и экономических ресурсов. И я попрошу немного рассказать об этой науке мою ученицу Евгению.
Евгения 8 б. Название географии дал древнегреческий учёный Эратосфен. По - гречески «ге» - Земля, «графо» - пишу. «География» - описание Земли.

В течение нескольких столетий география была одной из самых уважаемых наук. Первопроходцы, путешественники, новые открытия, опасные экспедиции – всё это ассоциировалось со словом география. Но сегодня материки и океаны, острова и реки получили точные географические координаты. И перед современной географией стоят совершенно другие задачи. Выяснить, например, какие природные процессы создают горы и равнины, какие закономерности влияют на таяние ледников, или расположение городов. География должна так же предвидеть и прогнозировать изменения в природе, особенно те, которые происходят


в результате деятельности человека. Очень важен вопрос, как использовать природные богатства. Вы научитесь работать с географической картой.

II. Изучение новой темы

Актуализация знаний и умений, постановка задач самими учащимися.

Селицкая Л.А

Спасибо Вероника, мы с Ларисой Валериановной решили провести совместный урок. И сегодня мы с Вами ребята поговорим о природе Балтики.

Ребята, а как Вы думаете, чем мы сегодня с Вами будем заниматься?

Правильно ребята, целью нашего сегодняшнего урока является познакомиться с физико – географической характеристикой Юго – Восточной Балтики.



Формирование работы с картой (географическая культура труда учащихся). От общего

к частному (включение регионального компонента).



Амвросьева Л.В.

Наша Калининградская область, Ленинградская область и город Санкт – Петербург имеют выход к Балтийскому морю.

Ребята, а кто из Вас знает, сколько морей омывает Россию? ……

Показать на физической карте моря России мне поможет Оля.


Волонтёр Янковская Оля:

Ребята, а кто из Вас знает, какие моря, омывают Россию?.........

Я вам помогу разобрать с этим вопросом. К морям Северного – Ледовитого океана относятся: Белое море, Баренцево, Карское море, море Лаптевых, Восточно – Сибирское море, Чукотское море. К морям Тихого океана относятся: Беренгово море, Охотское, Японское море. Есть у нас в России Каспийское море – озеро. И к морям Атлантического океана относятся Черное, Азовское и наше Балтийское море.

http://www.gect.ru/country/europe/russia/maps/russia_map6.jpg

Волонтёр Алёна Кевлова:

Балтийское море имеет крупные заливы: Финский, Ботнический, Рижский. Проливы Каттегат

и Скагеррак, соединяющие Балтику с Северным морем. Остров Готланд. В Калининградской области находятся 2 лагуны: Куршский залив и восточная часть Вислинского залива, который у нас называется Калининградским заливом. И 2 косы Куршская и Балтийская косы.

Формирование толерантного отношения к народам других стран

Волонтёр Оля Кудряшова:

Ребята, а кто из Вас знает, какие государства имеют выход к Балтийскому морю?..... Молодцы.

А, сейчас я эти страны правильно покажу на карте.

Швеция (столица Стокгольм), Финляндия (Хельсинки), Россия, Эстония (Таллин), Латвия (Рига), Литва (Вильнюс), Польша (Варшава), Германия (Берлин), Дания (Копенгаген).


baltica-rusfurs.png

Работа с энциклопедической информацией.

Волонтёр Мороз Илья:

Площадь Балтийского моря – 370 000 км2

Объем водной толщи – 21 000 км3

Средняя глубина около 60 м, максимальная – 459 м

Преобладают глубины до 50 м, на долю которых приходится 60% площади моря.

Мы проживаем на побережье Юго – Восточной Балтики. 149 км границ нашей области приходится на побережье Балтийского моря.



Эвристическая форма беседы

Волонтёр Колесникова Диана.

Мы сейчас с вами находимся на месте древнего ледника. 18 000 лет назад он начал таять. И примерно 15 000 лет назад возникло наше Балтийское море. Оно считается очень молодым морем. Море сильно изолировано от океана с низкой соленостью воды.



III. Практическая часть, работа в группах.
Амвросьева Л.В.

Дорогие ребята, сейчас Вам предлагается практическая работа по изучению природы Балтики. Природный материал, с которым вы сейчас будите работать, собран участниками экологического объединения «Чистые пруды» и частично ребятами из Вашего класса во время последней экскурсии.



Группа №1 будет заниматься изучением макроводорослей штормовых выбросов. Ребятам помогут волонтеры Оля Янковская и Диана Колесникова.

Группа №2 займется гидрологией, изучит солёность воды Балтийского моря, температурный режим. Им помогут волонтёры Илья Мороз и Оля Кудряшова.

Группа №3 Изучит обитателей штормовых выбросов, собранных в Филинской бухте
под Светлогорском. А, так же обитателей морских глубин. Помогут Вероника Пузач и Алёна Кевлова.

Группа №4 изучит горные породы, окаменелости, найденные на побережье Балтики.

Помогут волонтёры: Данил Трофимов и София Шадрина.

Работа в группах, координаторы – волонтёры из 8 класса:

I группа «Макроводоросли Юго – Восточной Балтики»

Оборудование: микроскоп, ПК, кюветы, щипцы, предметные и покровные стекла, пипетки, полоски промокательной бумаги, водоросли макрофиты. Гуашь, кисти для раскрашивания камней. Камня 3 для флагов: Швеции, Финляндии, России. Карточка с флагами, картон для камня с надписью страны. Галерея изображений для презентации на рабочем столе ПК, флэш- карта.
Технологическая карта практической работы «Макро-водоросли Юго-Восточной Балтики»

1.С помощью определителя выяснить виды макроводорослей.

2. Исследовать водоросли с помощью микроскопа

3. Зафиксировать результаты в таблицу №1

4. Полученные данные перенести на слайды презентации.

5.Определить встречаемость макроводорослей на исследуемом участке. Занести данные


в таблицу №2, зафиксировать результаты в презентации

5. Сделать выводы по шаблону (таблица №3), зафиксировать выводы в презентации.

Подготовиться к защите проекта

6. Творческое задание «Нарисуй флаг государства» - Швеция, Финляндия, Россия.


Информационный лист
Балтийское море имеет большое значение для народов, проживающих на его берегах, является источником рыбы и морепродуктов, местом отдыха. Мелкие свободноплавающие водоросли входят в состав планктона и в больших количествах вызывают «цветение» воды. Крупные морские водоросли – макроводоросли образуют целые подводные леса. Большинство водорослей обитает от поверхности воды до глубины 20—40 м. Макроводоросли служат местом обитания и нереста для многих видов рыб и беспозвоночных, живущих в Балтийском море.

Цель работы – изучить многообразие макроводорослей Юго – Восточной Балтики.


Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Определить видовой состав макроводорослей штормовых выбросов Филинской бухты.

2. Установить встречаемость макроводорослей на исследуемом участке.

Объект исследований – штормовые выбросы Филинской бухты. Предмет исследований: видовой состав макроводорослей.

Природный материал был собран 15 марта в Филинской бухте.

Таблица 1

Видовой состав макроводорослей штормовых выбросов Филинской бухты

(встреченные виды водорослей подчеркнуть)

Отдел

Порядок




Семейство




Род




Вид

Красные водоросли
Rhodophyta

Ceramiales




Ceramiaceae




Ceramium




Церамиум тонкорогий

Ceramium tenuicorne









Rhodomelaceae




Polysiphonia




Полисифония чернеющая

Polysiphonia nigrescens



Gigartinales




Phyllophoraceal




Phyllophora




Коккотилюс усеченный

Coccotylus truncates
























Giqartinales




Furcellariaceae




Furcellaria




Фурцеллярия
Furcellaria lumbricalis


Зелёные водоросли
Chlorophyta



Cladophorales




Cladophoraceae




Cladophora




Кладофора сборная
Cladophora glomerata



















Кладофора скальная
Cladophora rupestris

Ulotrichales




Acrosiphoniaceae




Urospora




Уроспора кисточковидная

Urospora peniciltformis



Ulvales




Ulvaceae




Ulva




Ульва кишечная

Ulva intestinalis



Ulvales




Ulvaceae




Ulva




Ульва прорастающая

Ulva  prolifera




Phaeophyta (Бурые Водоросли)

Ectocarpales 




Pilayellaceae 




Pilayella 





Пилайелла прибрежная

Pilayella  littoralis



Chordariaceae




Elachista




Элахиста фукусовая 
Elachista  fucicola, 

Dictyosiphonales 





Striariaceae 




Stictyosiphon





Стиктиософон скрученный

Stictyosiphon  tortilis





Таблица 2

Соотношение представителей отделов макроводорослей

Отделы

Количество видов

Зелёные водоросли




Красные водоросли




Бурые водоросли




По желанию можно составить круговую диаграмму.

Например:



Ожидаемый результат, формирование навыков научности:

Выводы:

1.В результате исследования штормовых выбросов Филинской бухты было обнаружено _ видов макроводорослей: зеленых- __ видов, бурых - __, красных - __ вида.

2. Наибольшее количество представителей (зелёных, бурых, красных) водорослей ____ видов, наименьшее количество представителей (зелёных, бурых, красных) водорослей _____ видов.
Демонстрация флагов, нарисованных на камнях.

Домашнее задание – размышление по принципу добровольности.

Амвросьева Л.В.

Спасибо ребята, а, Вы знаете, что по некоторым видам водорослей можно определить экологическое состояние Балтийского моря. Я предлагаю Вам в качестве домашнего задания тему для размышления «Влияние нефтедобычи Кравцовского месторождения Д-6 на экологию Балтики». Во время летнего пришкольного лагеря мы можем с Вами приступить к изучению данной темы.


__________________________________________________________________________________________________________________________




II группа «Гидрологи Балтики»
Оборудование: текст для размышления, емкость с водой объемом 1 литр, весы, поваренная соль, столовая ложка, буклет по энергоэффективности, гуашь, 3 кисти для раскрашивания камней, камни 2 шт.: Эстония, Латвия.

Галерея изображений для презентации:

Технологическая план - карта практической работы «Гидрология»:

1.С помощью информации для размышления ответить на вопросы, занести ответы в бланк - ответ, передать информацию для создания презентации.

2.Провести опыт по сравнению солености вод Мирового океана и воды Балтийского моря.

3. Подготовиться к защите проекта по презентации.

4. Подготовиться к демонстрации опыта перед всеми.

5. Творческое задание «Нарисуй флаг государства» - Эстония, Латвия.


Цель: познакомиться с некоторыми гидрологическими показателями вод Балтийского моря.

Задачи:


  1. Изучить волновую деятельность и температурный режим Балтийского моря.

  2. Определить солёность воды.

Умение работать с научно –публицистическим текстом, умение обобщать, работать в команде.

Информационный лист:
В зимний период воды Балтики у берегов нашей области на поверхности охлаждаются до 1-2 °C. Летом температура воды на поверхности достигает 20-22 °C, у дна 10-11 °C. В Балтийское море заходит теплое Северо-Атлантическое течение, поэтому Балтийское море в районе Калининградской области считается незамерзающим.

Среднемесячная скорость ветра в период с октября по апрель 5-7 м/с, с мая по сентябрь снижается до 3-5 м/с. Причем над морской акваторией на 1-3 м/с больше, чем над побережьем. На побережье число дней с сильным ветром (15 м/с) составляет 22-38 дней. Самый штормовой месяц – январь, сезон – осень.

Наиболее экстремальным сезоном является - осенне-зимний период, когда наблюдается ураганный порывистый ветер от 28-34 м/с. Отмечена прямая зависимость скорости ветра
с частотой штормов, когда длины волн имеют максимальные значения. Во время ураганов наблюдается нагон воды в реку Преголя и реку Неман. В Калининградской области возможно строительство волновых электростанций, уже используется энергия ветра в посёлке Куликово – ветровые электроустановки.

Наибольшая солёность Балтийского моря наблюдается около Дании 10 ‰ (промилле), что означает 10 граммов соли растворено в литре воды.

Соленость вод Балтики определяется водообменном с Северным морем и большим объемом материкового стока. На северо-западе нашего района моря соленость поверхностных вод составляет 7-8 ‰ (промилле), на глубине 9-10 ‰ (промилле)(Орлёнок, 2005). В Вислинском заливе 3-4 промилле.

Смежные темы с предметами: физикой и химией.

Соленость воды

Океаническая вода – это раствор различных веществ. В ней содержится 73 известных химических элементов. Натрий и хлор образует поваренную соль, составляет 85% из всех растворенных веществ в воде. Горький привкус дают соли магния. В воде моря обнаружен алюминий, медь, серебро и золото. Так же в воде присутствует растворенный кислород, который необходим для жизни организмов.

Количество минеральных веществ в граммах, растворенных в 1 литре воды, называют соленостью, измеряется в промилле (‰).

Средняя соленость Мирового океана 35 ‰ (промилле). Наше Балтийское море самое пресное море. И опресняют его реки, впадающие в Балтийское море. Из – за того, что море слабосоленое, оно бедно обитателями.

Наибольшая солёность Балтийского моря наблюдается около Дании 10 граммов соли растворено в 1 литре воды. Соленость нашего участка Балтийского моря 7-8 ‰ (промилле) (Орлёнок, 2005). В Вислинском заливе 3-4 промилле.

Бланк вопрос – ответ




Каков температурный режим вод Балтийского моря?

Температура воды в градусах по Цельсию

Зимний период

Летний период

Летом у дна










Почему Балтийское море в районе Калининградской области не замерзает?







Назовите наиболее экстремальный сезон ураганных ветров и штормовых волн.

Осеннее – зимний период

Ураганный порывистый ветер со скоростью ____ м/сек

Может ли человек использовать энергию ветра
и волн?







Соленость Балтийского моря около берегов Калининградской области

‰ (промилле)

Средняя соленость вод Мирового океана




Ожидаемые выводы в соответствии с поставленными задачами.


Выводы:

  1. В зимний период воды Балтики у берегов нашей области на поверхности охлаждаются до 1-2 °C. Летом температура воды на поверхности достигает 20-22 °C, у дна 10-11 °C.

Наиболее экстремальный сезон ураганных ветров и штормовых волн осеннее – зимний период. Высота штормовой волны может достигать 4 м.

2. Наибольшая солёность Балтийского моря наблюдается около Дании 10 ‰ (промилле), соленость нашего участка Балтийского моря 7-8 ‰ (промилле).


Демонстрация опыта:

  1. Смоделируем ситуацию солености вод Балтийского моря – самого пресного моря на планете Земля. 7‰ (промилле) соответствует 7 граммам соли, растворенным в 1 литре воды.
    7 граммов соли – это 1 столовая ложка соли. Проделам опыт (ложку соли опускаем в 1 литр воды, растворяем). У нас получилась соленость Балтийского моря 7 ‰ (промилле).

  2. Смоделируем среднюю солёность вод Мирового океана - 35 ‰ (промилле), то есть
    в 1 литре воды мы должны растворить 5 столовых ложек соли. Таким образом мы доказали,
    что наше Балтийское море самое пресное море на планете.

Демонстрация флагов Эстонии и Латвии.

Профориентация. Включение проблемного метода, информация для размышления.

Внимание: проблема Калининградской области – берегозащита и берегоукрепление!.

Амвросьева Л.В.

Спасибо ребята. Хочу Вам предложить в качестве домашнего задания тему «История развития океанологии в России и Калининградской области» и тему «Берегозащита и берегоукрепление».

_____________________________________________________________________________________
ЗОЖ. Физкультминутка для глаз (Селицкая Л.А.)

III группа «Обитатели Балтики»
Оборудование: микроскоп, ПК, кюветы, щипцы, предметные и покровные стекла, обитатели штормовых выбросов (моллюски, ракообразные, мшанки и т.д). Гуашь, кисти для раскрашивания камней. Камни 2 шт.:Литва, Польша.

Галерея изображений для презентации:

Технологическая карта практической работы «Обитатели Юго – Восточной Балтики».

1.С помощью определителя выяснить виды беспозвоночных животных штормовых выбросов. Исследовать с помощью микроскопа.

2. Зафиксировать результаты в таблицу №1.

3. Полученные данные перенести на слайды презентации.

4.Провести количественный учет обитателей по видам, занести данные в таблицу №2, зафиксировать результаты в презентации.

5. Сделать выводы по шаблону (таблица №3), зафиксировать выводы в презентации.

Подготовиться к защите проекта.

6. Творческое задание «Нарисуй флаг государства» - Литва, Польша.


Информационный лист

Море Балтийское - лучшее море,


то оно чёрное, то оно синее.
чайки кричащие с тучами в споре,
в небе парят над волнами красивыми.
море балтийское- море родное,
то оно серое, то голубое.
то изумрудами словно усыпано,
то всё в барашках- любовью пропитано...

Мелкие свободноплавающие водоросли входят в состав планктона и в больших количествах вызывают «цветение» воды. Крупные морские водоросли – макроводоросли образуют целые подводные леса. Большинство водорослей обитает от поверхности воды
до глубины 20—40 м.
Макроводоросли служат местом обитания и нереста для многих видов рыб и беспозвоночных, живущих в Балтийском море.

В Балтийском море обитают 58 видов рыб, такие как – атлантическая сельдь (салака), балтийская килька, а также треска, камбала, балтийский лосось, угорь, корюшка, ряпушка, сиг, окунь. Расскажем о корюшке европейской (Стр. 71 «Рыбы Балтики и заливов»).

Корюшка является важной промысловой рыбой. Промысел ведется ранней весной
во время нереста. Рыбаки вылавливают до 120 тонн корюшки в год. Средний возраст корюшки составляет 3 года, длина -17 см, масса -35 грамм. Корюшка очень вкусная, полезная рыбка.

Цель работы – изучить обитателей Юго – Восточной Балтики.


Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Ознакомиться с информацией по обитателям Балтики.

2.Определить видовой состав организмов штормовых выбросов Филинской бухты.

3. Установить встречаемость беспозвоночных организмов на исследуемом участке.

Объект исследований – штормовые выбросы Филинской бухты.

Предмет исследований: видовой состав беспозвоночных штормовых выбросов.

Природный материал был собран 15 марта в Филинской бухте.


Работа с научной литературой по биологии, математическая компетентность, ИКТ - знания.

Таблица 1

Таксономический состав беспозвоночных животных штормовых выбросов

(встреченные виды подчеркнуть)

Тип

Класс

Отряд

Семейства

Вид

Моллюски

(Mollusca)

Двустворчатые

(Bivalvia)



Венериды

Veneroida 

Серцевидки

Cardeiidae



Сердцевидка Ламарка (Cerastoderma lamarcki)

Венериды

Veneroida 

Тellinidae

Балтийская макома (Macoma balthica)

Myoida

Мииды Myidae

Мия (Mya arenaria)

Митилиды (Mytiloida)

Мидии


Мидия съедобная

(Mytilus edulis)



Членистоногие

Arthropoda

Ракообразные

(Crustacea) Maxillopoda



Sessilia

Balanida

Морской желудь (Балянус)

(Balanus sp.)



Высшие раки 

 Malacostraca


Mysidacea

Mysidae

Мизида (Neomysis integer)

Amphipoda

Gammaridae

Бокоплав (Amphipoda)

Щупальцевые
    1. Tentaculata





Мшанки

(Bryozoa)









Мшанка sp. (Bryozoa)

Таблица 2

Соотношение представителей беспозвоночных животных


Тип

Количество видов

Моллюски




Ракообразные




Щупальцевые





По желанию можно составить круговую диаграмму


Например:
Ожидаемый результат:

Выводы:

1.В результате исследования штормовых выбросов Филинской бухты было обнаружено _ видов типа Моллюсков, ____ видов ракообразных, _____ видов щупальцевых.

2. Наибольшее количество представителей ( типа _____________) ____ видов, наименьшее количество представителей (типа________________) _____ видов.

3. В Балтийском море обитает _____ видов рыб. Наиболее часто встречаемые виды … Встречаются околоводные и водоплавающие птицы.


Демонстрация флагов Литвы и Польши.

Амвросьева Л.В.

Спасибо, ребята. Хочу Вам предложить в качестве домашнего задания изучить тему «Околоводные и водоплавающие птицы Балтики».


__________________________________________________________________________________
IV группа «Горные породы и минералы побережья Филинской бухты»

Оборудование: коллекция горных пород и минералов, собранный природный материал


на побережье Филинской бухты, определители. Предполагается выступление перед витриной
с янтарем в музее Природы. Гуашь для окрашивания камней.
Камни 2 шт.: Германия, Дания

Галерея изображений для презентации:


Технологическая карта практической работы «Горные породы и минералы Филинской бухты»

1.Прочитать I часть информационного листа, с помощью определителя горных пород выяснить названия горных пород Филинской бухты, занести информацию в таблицу №1.

2. Передать информацию для создания презентации.

2.Прочитать II часть информационного листа, изучить состав песка с помощью коллекции горных пород и минералов, лупы, микроскопа. Занести данные в таблицу №2.

3. Подготовить выступление о янтаре в музее Природы перед витриной о янтаре по III части информационного листа.

4. Подготовиться к защите проекта по презентации.

5. Творческое задание «Нарисуй флаг государства» - Эстония, Латвия.

Информационный лист

Цель: ознакомление с горными породами и минералами побережья Балтики.

Задачи:


  1. Изучить горные породы и минералы побережья Филинской бухты.

  2. Определить минералогический состав песка.

I часть

Безбрежная ширь, Балтийский прибой,


Солнце в закате красиво играет.
и Радость на Сердце, и Душевный покой,
Море Балтийское о многом вещает.

До блеска омытый песок золотистый,


В своих тайниках янтарь он хранит.
Здесь воздух прозрачный, целительно-чистый,  
Людей приезжающих оздоровит.
Поверхность нашей планеты состоит из горных пород и минералов. Все они могут быть использованы человеком для своих нужд. Если человек добывает горную породу или минералы, то они получают название полезных ископаемых. Для современного бизнеса очень важно знать: где и какие полезные ископаемые встречаются. Для этого существуют специальные люди – геологи. Они ищут полезные ископаемые по всему земному шару. Эта работа называется геологической разведкой.

Сегодня тебе предстоит стать геологом и произвести геологическую разведку своей местности. Геологическую разведку проводят по определенному плану. Перед тобой коллекция горных пород собранная на побережье Балтики. Чтобы определить какие это горные породы, надо взять их образцы и изучить их. Для этого достаточно взять 300 – 400 гр. горной породы и положить в полиэтиленовый пакет. Положите образ горной породы перед собой на стол. Попытайтесь определить какая это порода, и чем она может быть полезна. Для этого внимательно рассмотрите породу и сравните результаты своего наблюдения с данными таблицы №1. Внешний вид, состав и строение, полезные свойства. Внеси данные в таблицу.

Таблица 1

Горные породы и минералы Филинской бухты



(встреченные экземпляры нужно отметить в таблице)

Горные породы и минералы

Встретили

Гранит




Известняк




Гнейс




Порфир




Аплит




Песчаник




Кремень




Сиенит




окаменелости




Мшанки




Брюхоногий моллюск




Четырёхлучевые кораллы




Морской пузырь




Брахиоподы




Ортоцерас




Эндоцерас




Двустворчатый моллюск




Белемнит





II Определение минералогического состава песка
Песок состоит из мелких обломков разных магматических пород и минералов. Они называются песчинки и имеют размер от 0,1 до 3 мм. Больше всего в песке песчинок кварца, полевого шпата, слюды и глауконита. Кварцевые пески применяют для изготовления стекла. Чем светлее песок, тем более качественное стекло можно из него получить. Более темные пески можно использовать в строительстве для приготовления бетона и других строительных растворов, а также некоторых видов кирпичей.

Рассмотрите песок в микроскоп. Найдите в коллекции горных пород минералы (кварц, полевой шпат, слюду, глауконит). Внимательно рассмотрите их с помощью лупы (цвет, блеск, излом, структуру).

Заполните таблицу №2.

Таблица №2 Минералогический состав песка





минерал

1




2




3




4




5




III Информация про янтарь
Балтийский янтарь (по международному минералогическому термину – сукцинит
(от латинского названия сосны, произраставшей в далеком прошлом на побережье Балтики) - это застывшая смола деревьев, преимущественно хвойных. Примерно 45-50 млн. лет назад
в этих краях произошло значительное потепление и увлажнение климата, что вызвало обильное смолоистечение деревьев. Смола окислялась кислородом воздуха, покрывалась толстой темно-бурой коркой и в таком виде накапливалась в почве "янтарного леса". Реки и ручьи постепенно вымывали затвердевшие комья смолы из земли и сносили их в устье большой реки, впадавшей в древнее море на территории современного Калининградского полуострова. Так образовалось крупнейшее в мире месторождение янтаря – Приморское. Снаружи янтарь обычно покрыт плотной непрозрачной серой или бурой коркой продуктов окисления. При нагревании он плавится, а ещё этот минерал обладает хорошими диэлектрическими свойствами, не растворяется в воде и легко поддается механической обработке. О пользе янтаря говорит то, что непосредственно сам янтарь, а также его различные производные (такие, как янтарное масло, янтарная кислота и ее соли), люди используют в фармакологии, парфюмерии, электротехнике, лакокрасочной промышленности, но прежде всего из-за своей красоты он очень востребован в ювелирном деле. В Калининградском музее янтаря хранится экземпляр массой 4,28 килограмма. Самый большой в мире янтарь весом 15,25 килограмма находится в Музее Лондона.
Амвросьева Л.В. Спасибо, ребята. Предлагаю тему для обсуждения «Полезные ископаемые Калининградской области»

__________________________________________________________________________________



Амвросьева Л.В. Внимание: проблема! Экология Балтики!
Волонтёр Шадрина София.

Хочу рассказать Вам ребята об одной из главных проблем Балтийского моря – эвтрофикации.

Эвтрофикация – это поступление в водоём азота и фосфора, что приводит к усиленному развитию сине – зелёных водорослей. Это ухудшает качества воды, в воде становится мало кислорода. Все Вы наверное наблюдали «цветение воды». Это наблюдается летом.

Человек усиливает эвтрофикацию, основным источником поступления биогенов становятся неочищенные сточные воды – это источник фосфора. Смываемые с полей остатки удобрений, жидкие отходы животных – это источник азота. Через ручьи, реки, подземные воды эти вещества поступают в Балтику.


Рефлексия
Амвросьева Л.В.Ребята, а как вы думаете, что может сделать каждый, чтобы снизить эвтрофикацию моря?...

Ответы:


Использовать на садовых участках органические удобрения вместо минеральных удобрений.

Делать компостные кучи.

Выбирать товары с экомаркировкой.

Покупать моющие средства с низким содержанием фосфора.

Избегать лишней упаковки на товарах, создавать меньше мусора.

Беречь воду и электроэнергию.


Ребята, а, что может сделать каждый из вас для спасения Балтики?

Я хочу подарить вам буклеты « Мы защищаем Балтийское море! Экологические дружественные решения на каждый день».



Селицкая Л.А. Включает музыку «звуки моря»

Амвросьева Л.В. И хочу вам сейчас предложить каждому на листочках ладошках написать пожелания на будущее для нашего любимого Балтийского моря

__________________________________________________________________
III. Закрепление изученного материала . Подведение итогов встречи, рефлексия.

Рефлексия. Дети выходят со своими пожеланиями, приклеивают их на ватман и встают в круг, взявшись за руки.

Амвросьева Л.В. Ребята, наш урок подходит к концу. Ребята, Вам понравилось сегодняшнее наше внеклассное мероприятие?

Селицкая Л.А. А, что полезного Вы для себя сегодня узнали?
Звучит музыка «Балтийский берег», все вместе поют.
Информация для составления презентации, группа №1

(контролируется волонтером)
Таблица 1

Видовой состав макроводорослей штормовых выбросов Филинской бухты

(встреченные виды водорослей подчеркнуть)

Отдел

Порядок




Семейство




Род




Вид

Красные водоросли
Rhodophyta

Ceramiales




Ceramiaceae




Ceramium




Церамиум тонкорогий

Ceramium tenuicorne









Rhodomelaceae




Polysiphonia




Полисифония чернеющая

Polysiphonia nigrescens



Gigartinales




Phyllophoraceal




Phyllophora




Коккотилюс усеченный

Coccotylus truncates
























Giqartinales




Furcellariaceae




Furcellaria




Фурцеллярия
Furcellaria lumbricalis


Зелёные водоросли
Chlorophyta



Cladophorales




Cladophoraceae




Cladophora




Кладофора сборная
Cladophora glomerata



















Кладофора скальная
Cladophora rupestris

Ulotrichales




Acrosiphoniaceae




Urospora




Уроспора кисточковидная

Urospora peniciltformis



Ulvales




Ulvaceae




Ulva




Ульва кишечная

Ulva intestinalis



Ulvales




Ulvaceae




Ulva




Ульва прорастающая

Ulva  prolifera



Бурые водоросли
Phaeophyta

Ectocarpales 




Pilayellaceae 




Pilayella 





Пилайелла прибрежная

Pilayella  littoralis



Chordariaceae




Elachista




Элахиста фукусовая 
Elachista  fucicola, 

Dictyosiphonales 





Striariaceae 




Stictyosiphon





Стиктиософон скрученный

Stictyosiphon  tortilis



Таблица 2. Соотношение представителей отделов макроводорослей




Отделы

Количество видов

Зелёные водоросли




Красные водоросли




Бурые водоросли



По желанию можно составить круговую диаграмму. Например:


Страны Балтийского региона




страны мира - отличия и особенности
Швеция



1152x864 флаг, finland, финляндия обои на рабочий стол 62097

Финляндия





информация о россии российский центр науки и культуры в брюсселе

Россия



bath spa university - international students - entry requirements for your country - europe and central asia - estonia

Эстония



http://www.pion.lv/img/flag_latvia.gif

Латвия



флаги стран флаги и гербы page 17

Литва




польша

Польша




file:flag of germany.png - a backup of the couchsurfing wiki

Германия





европа мир путешествий!

Дания


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница