Проблемы сельской школы в условиях модернизации образования симонова эмилия Семеновна, директор мкоу «сош №9 им. Р. В. Лонкунова»



Скачать 49.54 Kb.
Дата07.06.2016
Размер49.54 Kb.
Проблемы сельской школы в условиях модернизации образования

СИМОНОВА Эмилия Семеновна,

директор МКОУ «СОШ №9

им. Р.В. Лонкунова» с. Тас-Юрях Марнинского района

В условиях социальной нестабильности, неопределенности, особенно и сельской местности, школа является единственным институтом становле­ния личности.

Сельская национальная школа призвана всемерно содействовать сохране­нию и развитию народных традиций и обычаев, нравственных ценностей уклада жизни сельской местности. То есть сельская школа несет особую, жизнесберегающую функцию, которую можно выразить в лаконичной форме, вернее аксиоме — будет жива школа на селе - будет жить и село.

Сельским малокомплектным школам в Мирнинском районе относятся школы Сюльдюкара, Зари, Арылаха и в том числе МОУ СОШ №9 имени Р.В. Лонкунова с. Таас-Юрях.

Образовательная система села имеет ряд проблем:


  • отдаленность от районного центра;

  • малая наполняемость;

  • отсутствие дополнительных образовательных учреждений;

  • нехватка педагогических кадров;

  • педагогическое одиночество (в том плане, что в школе 1 учитель инос­транного языка, 1 учитель истории и т.д.)

  • низкий образовательный уровень родителей;

  • низкая материальная обеспеченность многих сельских семей;

  • рост безработицы, увеличение асоциальных явлений, как алкоголизм, нарушение правопорядка и т.д.

А изменения приоритетов социально-экономического развития в стране существенно обострили вышеназванные проблемы.

Встает вопрос: Как модернизировать сельские малокомплектные школы, как повысить качество образования в рамках модернизации российского образования?

Сельская школа — самый сложный объект преобразования. Федерально-регионалъная программа развития образования на селе, принятая МО РФ, ориентирует на изыскание внутренних резервов для совершенствования качества образования сельских школьников. Сегодняшние выпускники сельских школ вынуждены на равных конкурировать с городскими школь­никами при поступлении в высшие и средние учебные заведения, они должны уметь адаптироваться к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям. При реструктуризации содержания образова­ния и сельской школе, доля которых составляет в РС(Я) 72,6%, приоритет в образовательной политике должен быть отдан сохранению и развитию малочисленных школ, поиску путей повышения эффективности их рабо­ты. Судьба каждой малочисленной школы должна стать предметом все­стороннего анализа.


  1. Введение ЕГЭ и ученики, и родители восприняли с опасением, ведь первым участникам эксперимента необходимо было сдать обязательные экзамены независимо от выбора профиля. В этом году право выбора у школьников стало больше, ЕГЭ по математике и русскому языку сда­вали лишь те, кому они нужны были для поступления в учебные заве­дения. В связи с этим учителя адресно готовили к ЕГЭ, ведь не секрет, что в 10-11 классах на селе продолжают обучение отнюдь не только те, кто будет поступать в ВУЗ-ы, но и те, кому пока некуда идти. После окончания основной школы на селе практически негде устроиться: нет других учебных заведений, отсутствуют рабочие места. А 15-летних, 16-летних подростков родители не решаются отправлять в город. Поэтому перед сельской школой встает проблема — дать этим ученикам началь­ную профессиональную подготовку.

  2. Организация профильного обучения - это создание системы специали­зированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализации обучения и социализации обуча­ющихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. В сель­ской школе малочисленность контингента учащихся затрудняет создание профильных классов. В школе Таас-Юряха с 1997 года открыт педагогический класс по линии ЦО г. Мирного. Многие выпускники этого клас­са выбрали учительскую профессию и учатся в Якутском и Вилюйском педколледжах, ЯГУ, осваивают профессии учителей физкультуры, соци­ального педагога, математики, якутского языка, национальной культуры, логопеда, в которых сейчас остро нуждается школа. Через несколько лет проблема нехватки педагогических кадров будет решена.

Школа также сотрудничает с лицеем г. Мирного, где в результате обуче­ния старшеклассники получают навыки общения со своими городскими сверстниками, новыми учителями, развивают умение достигать постав­ленную цель.

Исходя из интересов учащихся, потребностей аграрной и социальной сфер в специалистах, многие сельские малокомплектные школы ратуют за сохранение и развитие профессиональной подготовки учащихся 9-11 клас­сов. Для этого требуется лицензия, получить которую многим школам не позволяет плачевное состояние материально-технической базы. Для сель­ских школьников образовательная область «Технология» — единственная возможность адаптироваться к самостоятельной жизни. Сельскохозяйс­твенный труд в пришкольном участке — это не только возможность удеше­вить питание в школьных столовых, но главное — научить детей работать на земле. Без этого нет полноценной жизни в селе. Поэтому необходимо целевое выделение средств на приобретение сельскохозяйственной техни­ки, инвентаря, семян и другое.



3. В республике осуществляется информатизация образования. Сельские школы нашего района благодаря МРУО оснащены компьютерными клас­сами. Вопрос в том, как они используются в образовательном процессе. Учителей информатики не хватает, компьютерные обучающие программы по предметам используются учителями не в том объеме, в каком бы хоте­лось. Причина одна — неумение работать с компьютером. Необходимо ор­ганизовать курсы для учителей-предметников, по овладению новыми ин­формационными технологиями в обучении с приглашением специалистов из Якутска на базе школ города.

Мы очень надеемся, что в условиях радикальных изменений социаль­ной политики и государства и межбюджетных отношений между органами - государственной власти и местного самоуправления серьезное внимание будет уделяться сохранению структурных компонентов образовательного процесса сельской малокомплектной школы и созданию режима развития повышения качества и социальной эффективности образования.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница