Проблемы воспитания и образования детей младшего возраста в россии в свете реализации программ юнеско «образование для всех», «информация для всех»



Скачать 66.47 Kb.
Дата07.06.2016
Размер66.47 Kb.
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В РОССИИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЮНЕСКО «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ», «ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ»

Т.С. Комарова, зав. кафедрой эстетического воспитания

МГГУ им М.А. Шолохова,

заслуженный деятель науки РФ,

доктор педагогических наук,

профессор.
В решении важнейших задач развития дошкольного воспитания большое значение мы придаём «Программе воспитания и обучения в детском саду», созданной высококвалифицированным авторским коллективом и опубликованной в 2004 году под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и переиздаваемой в 2005, 2006, 2007 и 2008 годах. Общий тираж всех изданий составляет более 1,5 миллионов экземпляров.

Это целостная, интегративная программа воспитания и обучения детей от рождения до школы, направленная на всестороннее воспитание и развитие детей и подготовку их к школе, учитывающая возрастные психофизиологические особенности.

С момента создания системы общественного школьного воспитания в нашей стране было разработано более 40 программ (особая активность в этом направлении была проявлена в 90-е годы, когда было брошено непродуманное заявление, что программу работы дошкольных учреждений может подготовить любой педагог, хотя вся предшествующая история свидетельствовала о том, что Программу могут и должны разрабатывать учёные–педагоги и психологи.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», является инновационной программой, построенной на многовековых гуманистических традициях отечественной и зарубежной педагогики.

В Программе выделяется воспитание и развитие детей раннего возраста (от рождения до 2-х лет) и воспитание, обучение и развитие детей от 2-х лет и до школы. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в силу специфики этого периода детства имеет свою структуру. Структура всех последующих дошкольных групп одинакова.

Программа соответствует возрастным психофизиологическим возможностям каждого периода дошкольного детства. Чтобы педагоги постоянно помнили об этом, каждая возрастная группа программы открывается разделом «Возрастные особенности развития детей». Демократизм программы в её доступности каждому воспитателю и возможности творчески её осмысливать и применять в практике работы с детьми.

Затем следуют разделы «Задачи воспитания и обучения», сформулированные для каждой возрастной группы с постепенным усложнением, что обеспечивает преемственность между группами. Далее раскрывается организация жизни детей и режим.

Программа строится по классическому образцу: содержание представлено по направлениям и задачам работы (физическое воспитание, умственное, нравственное, трудовое, художественно-эстетическое воспитание с выделением таких важнейших видов деятельности детей, какими являются игра и культурно-досуговая деятельность).

Многие разделы Программы написаны по-новому с учётом достижений науки и практики, изменений в жизни России. Значительно обновлён раздел «Умственное воспитание». Начинается он с сенсорного воспитания, так как ребёнок дошкольного возраста познаёт предметы и объекты окружающего мира непосредственным путём, через восприятие. В основе развития восприятия дошкольников лежит непосредственное познание форм, цвета, величины и других качеств предметов, постепенно образующее и обогащающее сенсорный опыт детей, являющийся основой всех человеческих способностей. Поэтому сенсорное воспитание на этом возрастном этапе актуально.

Основу содержания дошкольного образования составляет систематизированный и адаптированный педагогами и психологами общественно-исторический опыт человечества, включающий, по мнению отечественных ученых И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.В. Краевского и др., следующие компоненты: знание, навыки и умения, опыт творческой деятельности (базирующийся на знаниях, навыках и умениях, но не идентичный им) и опыт эмоционального отношения к миру.

Формирование знаний, умений, навыков и творческой деятельности предусмотрено в объёме, позволяющем обеспечить ребёнку всестороннее развитие.

В программу каждой группы включён новый раздел «Культурно-досуговая деятельность», в котором представлены разнообразные виды досуга. Художественная литература выделена в специальный раздел и представлена, как вид искусства, имеющий важное значение в формировании личности ребенка, обладающий специфическими средствами выразительности и общностью со всеми видами искусства, а не только средством, нравственного, эстетического, трудового воспитания, то есть имеющим служебное, а не факторное значение..

Литература предшествует разделу художественно-эстетического воспитания, базирующемуся на искусстве. В этом разделе включено несколько подразделов: Ознакомление детей с искусством, виды которого в программе представлены расширено по сравнению с тем, что были ранее, и что есть в других программах. Введён новый подраздел в художественно-эстетическом воспитании – «Эстетическая развивающая среда» в каждой возрастной группе, который опирается на проведённые нами исследования.

Игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольника, выделена в специальный раздел, в котором объединены все виды игр, что позволило представить эту деятельность столь важную для ребёнка целостно и разносторонне. Вместе с тем в программе этого раздела представлены все виды игр (дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые и другие). Всё ценное, что можно было использовать в новом варианте программы, авторы сохранили. В обновленном варианте программы авторский коллектив продолжает рассматривать базовое воспитание и образование детей дошкольного возраста как приобщение к основам человеческой культуры, истине, добру и красоте.

Даже самая идеальная программа не сможет обеспечить успеха в воспитании и образовании детей, если к ней не создано методическое сопровождение. Поэтому авторы представляемой Программы разработали разнообразные учебно-методические пособия для воспитателей дошкольных учреждений по всем направлениям работы с детьми общим числом более 40 наименований и рабочие тетради для детей.

Даже краткое изложение «Программы воспитания и обучения в детском саду» од редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой обнаруживает органическую связь с Программой ЮНЕСКО «Образование для всех» по целому ряду основных вопросов.

Проблеме воспитания и образования детей дошкольного возраста уделяется большое внимание во Всемирном докладе по мониторингу Программы ЮНЕСКО «Образование для всех», опубликованном штаб-квартирой организации в 2007 году.

Воспитание и образование детей младшего возраста (ВОДМ) включается во флагманскую Программу ЮНЕСКО «Образование для всех»и рассматривается в «Докладе», как главное направление работы.

В документе подчёркивается острая необходимость воспитания и образования «детей от рождения до школы», уделяя особое внимание обучению детей от рождения до трёх лет. Именно так строится наша Программа, изданная в 2004 году издательством «Мозаика-Синтез».

Авторы Всемирного доклада объясняют важность воспитания и образования детей младшего возраста, имея в виду детей от рождения до школы (до 6-ти, но не позднее 8-ми лет). Первая глава доклада так и называется «Обучение начинается с рождения». Определяя приоритет этого направления, авторы «Доклада» обосновывают его важностью дошкольного детства не только для школьного периода, но и для всей последующей жизни, подчёркивая необходимость связи образования детей младшего возраста, с начальным и средним образованием и распространением грамотности среди взрослых. Пренебрежение этими связями «приводит к тому, что упускается возможность добиться улучшения базового образования в целом, и, таким образом расширить перспективы для всех детей, молодёжи и взрослых».

Важность воспитания и образования детей младшего возраста (ВОДМ) является правом, признанным в Конвенции о правах ребёнка, которая ратифицирована практически всеми государствами мира.

По мнению авторов доклада, ВОДМ может улучшить благосостояние детей младшего возраста, способствует выживанию, росту, развитию и обучению детей, – включая как наиболее важные аспекты, их здоровье, питание, гигиену, а также когнитивное, социальное, физическое и эмоциональное развитие – начиная с рождения ребёнка и заканчивая его поступлением в начальную школу.

В раннем возрасте, подчёркивается в докладе, происходит развитие умственных способностей ребёнка, что закладывает основу для его дальнейшего обучения и успеваемости в первые годы в начальной школе.

В докладе отмечается нехватка хороших программ для ВОДМ, которые специально рассчитаны на их возраст, а не просто дублируют обычные школьные системы, перенося их на детей более младшего возраста.

Известно, что одной из актуальных, как для нашей системы дошкольного воспитания, так и для ЮНЕСКО, является проблема качества воспитательной работы, решение которой во многим зависит от педагогов, непосредственно работающих с детьми – воспитателей дошкольных учреждений. Нехватка персонала в дошкольных учреждениях ощущается и в России, и (по материалам «Доклада» в других странах, особенно остра она в развивающихся странах.

Решение проблемы связано с подготовкой педагогов и с повышением их квалификации.

И ещё одна общая для нас проблема – «обучение родителей». Во «Всемирном докладе» отмечается ещё одна острая проблема – потребность в тщательно разработанных программах ВОДМ.

Сюда включается как содержание и методики воспитания и обучение детей, так и социальные программы (питание, здоровье детей, хороший уход).

В своём выступлении я могла остановиться лишь на некоторых общих проблемах. Их гораздо больше и для их решения необходимы общие усилия.

ЮНЕСКО в связи со всем сказанным предложен ряд мер, в том числе:

– укреплять взаимосвязи между планированием образования и охраной здоровья ребёнка;

– уделять приоритетное внимание воспитанию и образованию детей младшего возраста в рамках планирования образования всех детей и обеспечивать стимулы в целях охвата уязвимых и обездоленных;



– проявлять более твёрдую приверженность широким мерам по бортьбе с нищетой путём решения проблем плохого питания детей и совершенствования обеспечения в интересах бедных семей.






База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница