Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы



Скачать 85.08 Kb.
Дата30.04.2016
Размер85.08 Kb.
Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы

Выступление на ШМО учителей-предметников

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Кандабулак

Некрасова Антонина Анатольевна

Переход на новые стандарты требует изменения функции участников образовательного процесса.. Одним из эффективные образовательных технологий, отвечающим на эти требования, считаю технологию проблемного обучения. Положительными моментами проблемного обучения можно считать субъект-субъектные отношения, личностную включенность всех участников в процесс обучения, активизацию развивающего потенциала обучения, самостоятельную поисковую деятельность; усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении. Проблемное обучение способствует развитию мышления и способностей учащихся, развитию творческих умений, воспитанию активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Для проблемного обучения характерно то, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантированно выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности школьника

Структурная единица проблемного обучения


Название

Содержание

Результат

1.Постановка проблемы
2.Поиск решения

3.Выражение решения



Возникновение проблемной ситуации

Методы постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующими приемами «яркое пятно» и «актуальность».

Осознание противоречия

Формулирование проблемы.

Методы поиска решения: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог, подводящий к знанию диалог.

Продуктивные задания на воспроизведение знаний.

Выражение нового знания научным языком в принятой форме


Развитие коммуникативной компетентности

Развитие коммуникативной компетентности

Продукт – новое знание и формирование ключевых компетентностей

Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика. Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую, или частично-поисковую, или конструкторско-изобретательскую деятельность ученика, или его художественное творчество, или их сочетание в ходе выполнения теоретических и практических самостоятельных работ, при изложении учебного материала учителем на уроке и внеурочных занятиях

, Учебная проблема существует в двух основных формах:



  • Как тема урока.

  • Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.

Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах уроков:

  • Актуализация знаний.

  • Постановка проблемы.

  • «Открытие» детьми нового знания

Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний часто включаю задания, тренирующие эту мыслительную операцию: найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д.

В последнем задании запланировано «затруднение». Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией «затруднения» в деятельности. Существует три возможности постановки проблемы на уроке:



  • Создание проблемной ситуации

  • Подводящий диалог

  • Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема

Первый путь создания проблемной ситуации.

Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Например,



- Запишите слова, вставив пропущенные буквы и подберите проверочное слово:

Пол..теть, проб..жал, пол..жил и т.д.

Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы.



Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог.

В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока. Например,



- Бескозырка, беззаботность, сделка, разбор, рассада и т.д.

Третий путь постановки учебной проблемы

Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Такими приемами чаще всего пользуюсь на уроке литературы. Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников. Например,



по рассказу Л. Андреева «Кусака» была поставлена проблема: «Жестокое и равнодушное отношение людей к «братьям нашим меньшим и любовь к ним. А я – среди кого?»

Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний. Кроме того первые два пути обеспечивают определенный эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь.

Приемы создания проблемных ситуаций используются в практике следующие:

1.Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения.

2.Учитель побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

3. Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

4. Даются исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично - поисковая работа по тексту.
Проблемные ситуации и побуждающий диалог


Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения

Что удивляет? (Что интересного заметили? Какие видите факты?)

Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?

Какой будет тема урока?



2. Столкнуть мнения учеников практическим заданием или вопросом

Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы еще не знаем?

3. Шаг1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или заданием

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью



Вы сначала как думали? А как на самом деле?

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение?



5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем оно не похоже на предыдущие?

6. Шаг 1. Дать задание, сходное с предыдущим

Шаг 2. Доказать, что задание ученики не выполнили



Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

В качестве примера приведу фрагмент урока в 5 классе по теме:

«Правописание а-о в корне –ЛАГ, - ЛОЖ-».

Вспомним материалы прошлых уроков. Предлагаю вам выполнить следующее задание.



А) Разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы (слайд 3,4):

Расп..вать (песни), сб..жать, с.довник, пол..жение, разл..жить, прил..жить, изл..гать, , в..дяной, сл..гать.

(1 группа - распевать (песни), сбежать, садовник, водяной;

2 группа - пол..жение, разл..жить, прил..жить, изл..гать, сл..гать.)

 - Все ли справились с заданием?

-- Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем, возникли затруднения).

- Какие слова не вызвали затруднений? В какую группу их отнесли. Объясните, почему.

- Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? 

(Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием  –ЛАГ, - ЛОЖ-).  

Итак, какова наша с вами учебная задача?

- Какую цель преследуем на уроке?

- Что сегодня предстоит нам выяснить?

 (Дети высказываются, формулируют тему урока «Буквы О - А в корне –ЛАГ, - ЛОЖ-».

Каждый ученик пишет свою цель урока и озвучивает её).

3. «Открытие нового знания»

- Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием –ЛАГ, - ЛОЖ-? 

(можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Предлагаю следующее задание выполнить в группах.

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, определите значение, сравните их и выскажите свою гипотезу, проверьте.

- Если правильно, сформулируйте правило.

 Положить, разложение, прилагать, излагать, сложить, изложение, прилагательное.

Все ли справились с заданием? (да).

(Учащиеся выдвинули 2 гипотезы.

Гипотеза 1 – правописание гласных зависит от последующих согласных.

Гипотеза 2 - правописание гласных зависит от суффикса А после корня)

 Вывод. Итак, подтвердились обе гипотезы 2: правописание букв О-А в корнях –ЛАГ, - ЛОЖ- зависит от последующих согласных и от суффикса А после корня.


Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.



Результативность:

- повышается интерес к учебе;

- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;

- не допускается переутомления на уроке;

- обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;

- развитие речи, логического мышления;

- развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам;

- вырабатывается активная позиция детей;



- дети показывают высокий уровень обученности.

Список использованной литературы:


  1. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Педагогика. 1977.

  2. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк. Томск: Пеленг. 1993.

  3. Интернет-ресурсы: Статьи Ильинской Л.И. «Технология проблемного обучения на уроках русского языка», Л.Н.Нагаевой «Технология проблемного обучения на уроках русского языка».


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница