Проект детского сада присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур



Скачать 227.32 Kb.
Дата03.06.2016
Размер227.32 Kb.

Проект детского сада присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур


Т.А. Литовко

Руководитель: Е.Д.Соколова

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.

Сохранение и укрепление здоровья детей - важнейшая цель и задача физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

Основным фактором, влияющим на здоровье человека, определяющим его состояние, является здоровый образ жизни. Это наиболее действенный фактор, основа профилактики заболеваний. Здоровый образ жизни нужно формировать с детства. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в детском возрасте, зависит в последующем образ жизни взрослого человека. Между тем, состояние процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях характеризуется весьма значительными пробелами, недооценкой многих его звеньев, в частности, важной проблемой остается поиск путей и средств повышения качества процесса формирования здорового образа жизни у дошкольников.

Новый подход к формированию здорового образа жизни требует кардинальных изменений в организационных структурах, учебных заведениях, более высокой профессиональной подготовки специалистов, обновления методической документации, учебных планов, программ, пособий, обеспечивающих процесс нововведений.

Таким образом, мы считаем, что создание детских садов присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур очень актуально в наше время. Мы представляем проект ДОУ такого типа, который поможет сохранить и укрепить здоровье наших детей.

Цель нашего учреждения — обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

Основные задачи детского сада:



Профилактические -

1) обеспечение благоприятной адаптации;

2) выполнение санитарно-гигиенического режима;

3) проведение обследования по скринг-программе и выявление патологий;

4) решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

5) предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;

6) проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационные

1) организация здоровьесберегающей среды ДОУ;

2) изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

3) систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;

4) пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Лечебные -

1) коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии;

2) дегельминтизация;

3) иммунотерапия;

4) витаминотерапия;

5) диетотерапия (индивидуальное меню для детей с патологией) [6].



Детский сад оказывает следующие основные услуги:

  1. присмотр за детьми дошкольного возраста;

  2. обеспечение необходимого ухода за детьми, проведение профилактических мероприятий для укрепления и восстановления здоровья;

  3. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Кроме этого, учреждение оказывает ряд дополнительных услуг, таких как:

  1. Занятия в бассейне (обучение плаванию, укрепление детского организма, формирование правильной осанки).

  2. Кружок «Мир оригами» (обучение искусству оригами).

  3. Кружок «Акварелька» (обучение нетрадиционным техникам рисования).

  4. Клуб «Здравствуйте» (формирование валеологических знаний, убеждений и привычки к здоровому образу жизни).

  5. Кружок «Здоровье» (постановка правильного дыхания).

  6. Кружок «Звездные топотушки» (танцевально-игровая гимнастика для самых маленьких).

  7. Секция ОФП (повышение общей физической подготовки детей).

  8. Кружок «Крепыш» (профилактика плоскостопия и нарушений осанки, укрепление опорно-двигательного аппарата детей).

  9. Кружок «Здоровячок» (развитие силы, координационных способностей, быстроты реакции, точности движений).

  10. Кружок «Ритмопластика» (развитие пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений).

Учебно-воспитательный процесс в детском саду осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

  1. принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

  2. принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей; предполагает высокую степень инициативы и творчества;

  3. принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса, всех видов деятельности;

  4. принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья;

  5. принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей [11];

  6. принцип комплексного междисциплинарного подхода - учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом [7];

  7. принцип связи теории с практикой - приучает применять знания по формированию, сохранению, укреплению здоровья на практике [8].

В детском саду имеются следующие помещения:

  • 4 групповые комнаты, в которых имеются «центры активности»: изобразительной деятельности, конструирования, познавательной и театральной деятельности, сенсорного развития и физического воспитания, которые оснащены разнообразными играми, пособиями и материалами, то есть всем тем, что образует содержание деятельности детей, ориентированное на интеллектуальное, познавательное, личностное и физическое развитие ребенка;

  • 4 спальные комнаты;

  • музыкальный зал, в котором раскрываются творческие способности детей, происходит формирование эмоциональной сферы и развитие музыкально-эстетического сознания дошкольников;

  • спортивный зал, оснащенный современным и нетрадиционным физкультурным оборудованием, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям, созданы условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, обогащения оптимальной двигательной деятельности;

  • плавательный бассейн;

  • тренажерный центр, оснащенный современными тренажерами и разнообразными массажерами, которые способствуют развитию координационных и скоростно-силовых качеств, силы, выносливости и гибкости, повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, смелость, дисциплинированность, формируют умение бережно обращаться с пособиями, управлять своим поведением и общаться со сверстниками;

  • кабинет логопеда предназначен для индивидуальной, подгрупповой работы с детьми по коррекции звукопроизношения. Он оснащен необходимыми наглядными пособиями и аппаратурой;

  • комната психологической разгрузки предназначена для снятия мышечного и эмоционального напряжения. В ней осуществляет коррекционную работу с детьми педагог-психолог, воспитатели групп проводят психогимнастику, релаксационные паузы, занятия по социально-нравственному воспитанию. В кабинете находится видео и аудиоаппаратура для проведения занятий и демонстрации материала.

  • медицинский кабинет оснащен ростомером, медицинскими весами, тонометром, фонендоскопом, ртутно-кварцевым облучателем, бактерицидными лампами;

  • процедурный кабинет используется для проведения профилактических прививок и оснащен всем необходимым медицинским оборудованием;

  • физиокабинет, оборудованный для осуществления комплекса оздоровительных услуг (облучатель ультрафиолетовый кварцевый «Солнышко», ингалятор ультразвуковой «Муссон – 2», , аппарат «Ультратон – 03 – АМП», «Дюна», «Коралл 2000»).

На участке ДОУ созданы условия для физического развития детей (спортивная площадка, беговая дорожка, прыжковая яма, спортивно-игровое оборудование и др.), игровой деятельности. Современное покрытие на всех дорожках вокруг сада (плитка).

Территория дошкольного учреждения удалена от промышленных предприятий. Прогулочные площадки в детском саду ухожены, на территории детского сада разбиты цветники, растут лиственные деревья. Большая часть территории детского сада покрыта травянистыми растениями.

Запыленность территории дошкольного учреждения малая, так как детские прогулочные площадки удалены от проезжей части дороги. Шумовой фон умеренный, основным источником шума являются проезжающие автомобили. Ветровой режим благоприятный, территория, на которой гуляют дети, со всех сторон окружена строениями, деревьями, что смягчает порывы ветра. Кроме того, на каждой прогулочной площадке имеются детские веранды, закрытые с трех сторон.

Здание детского сада представляет собой двухэтажное строение, на первом этаже которого расположены игровые и спальные комнаты, бассейн, спортивный, тренажерный и музыкальный залы, столовая, кабинеты психолога, логопеда и медсестры, раздевалки. На втором этаже находятся: игровые и спальные комнаты, кабинет заведующей, методический кабинет, зимний сад, процедурный кабинет, физиокабинет.

В учреждении создана доброжелательная психологическая атмосфера. Преобладает личностно-ориентированное взаимодействие с детьми.

В дошкольном учреждении в течение учебного года функционирует 4 группы для детей дошкольного возраста: младшая, средняя, старшая, подготовительная. Группы формируются по возрастному принципу:



  1. Младшая группа - с 3 до 4 лет.

  2. Средняя группа - с 4 до 5 лет.

  3. Старшая группа - с 5 до 6 лет.

  4. Подготовительная группа - с 6 до 7 лет.

В детском саду соблюдаются санитарно-технические условия - это питьевой, световой, тепловой, воздушный режимы. Созданы условия для питания сотрудников.

В ДОУ организовано 4 - разовое питание согласно 10 - дневному меню, разработанному на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания, согласованного с отделом санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Между завтраком и обедом дети получают соки или фрукты. В ежедневный рацион питания включены основные продукты, овощи, фрукты и остальные продукты (творог, рыба 2-3 раза в неделю). Осуществляется дифференцированный подход в составлении меню для детей, страдающих аллергией. Ни одно блюдо не повторяется дважды в течение недели. Таким образом, детям обеспечено полноценное, сбалансированное питание [3, с. 43].

Основным психогигиеническим и психопрофилактическим средством в ДОУ является рациональный оздоровительный режим. Режим дня в детском саду должен быть гибким. При его определении учитываются биоритмы, погодные условия, атмосферное давление. В зависимости от состояния детей допустимо сокращение времени занятий, изменение их структуры, увеличение продолжительности прогулки и сна в зависимости от погодных условий. Неизменные компоненты режима дня – время приема пищи, дневной сон, общая длительность пребывания ребенка на свежем воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты режима дня – динамические.

Сетка занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач.

Занятия, требующие от детей усидчивости и умственного напряжения, строго регламентируются: младшие группы до 15 минут, средние группы 15 – 20 минут, старшие группы 20 – 25 минут, подготовительные группы 25 -30 минут. Во время занятия обязательно проводится, как минимум одна динамическая пауза.

В ДОУ созданы необходимые условия для медицинского и социально-психологического обеспечения воспитательно-образовательного процесса, ведется квалифицированная работа с детьми, имеющими нарушения речи. Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии, получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие.

Направление «Физическое развитие и здоровье» является приоритетным. Работа по физическому воспитанию строится с учетом индивидуального подхода на основе диагностики физического развития и с учетом состояния здоровья детей. В ДОУ ведутся журналы здоровья и, в зависимости от состояния здоровья (группа здоровья), дети получают «оздоровительный маршрут».

Проводятся занятия плаванием в бассейне. Перед началом и после занятий в бассейне организуют мытье детей под душем. Температура воды в бассейне +30°С (+\-1°С), температура воздуха в зале с ванной +29°С (+\-1°С), в раздевалке с душевой +26°С. Продолжительность занятия в бассейне в зависимости от возраста детей составляет: в младшей группе —15-20 минут; в средней—20-25 минут; в старшей —25-30 минут; в подготовительной группе — 25-30 минут [1, с.15].

В течение года в ДОУ:

- гибкий режим дня;

- ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры;

- динамические паузы между занятиями (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, подвижные игры);

- дни здоровья и недели здоровья;

- спортивные, музыкальные и оздоровительные досуги и праздники;

- релаксационные упражнения (перед сном);

- бодрящая гимнастика (после сна);

- дозированный бег и ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке;

- дыхательная гимнастика;

- психогимнастика;

- песочная терапия;

- закаливающие процедуры (солевое закаливание с профилактикой плоскостопия, вдыхание паров чеснока и лука во время сезонного подъема ОРВИ, контрастное обливание ног, воздушное закаливание);

- занятия в бассейне;

- витаминизация блюд (витамин С, различные фиточаи, отвар шиповника, морсы из свежемороженых ягод, пищевые дрожжи, минеральная вода.);

- массаж (гидромассаж стоп с помощью массажера для ног с пузырьковой ванной),

- физиотерапия (ультрафиолетовое облучение, ингаляции лечебными травами, лечение током надтональной частоты, светолечение) [5, с.87-88].

В каждой группе каждый день включаются соляные лампы, бактерицидные облучатели – рецикуляторы, увлажнители воздуха.

В детском саду создаются комфортные условия для детей с учетом положительного воздействия на здоровье цвета, света, растений, развивающей среды:

- светотерапия – правильно подобранный световой климат ДОУ оказывает положительное воздействие на детей, сохраняет зрение, выявляет художественную выразительность интерьера;

- цветотерапия – цвет это важнейший элемент интерьера. Именно гармоничное сочетание красок в окружающей среде ребенка лежит в основе его комфортного существования. У каждого цвета свои специфические свойства и сила. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает это сам человек или нет;

- фитодизайн – оздоровление воздушной среды с помощью растений. Растения способны активно удалять из атмосферы замкнутых пространств вредные органические соединения, они выделяют кислород и повышают влажность воздуха, что особенно важно во время отопительного сезона;

- музыкотерапия – музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу человека. Музыка выступает регулятором жизненных ритмов;

- микроклимат – комфортный психологический микроклимат является одним из главных направлений в работе с детьми;

- развивающая среда – в группах необходим уголок здоровья, в котором дети самостоятельно занимаются спортом и закрепляют знания о здоровье [9].

Все используемые методики и мероприятия проводятся в игровой форме под контролем медицинского персонала, ежемесячным анализом заболеваемости и эффективности проводимых процедур, что благоприятно сказывается на здоровье детей в целом.

Обратимся к образовательным технологиям, используемым в детском саду.

Технология «Сказочные лабиринты игры» (методика Воскобовича).

У методик раннего развития обычно два пути: один - от некоего теоретического положения к его практическому подтверждению (вальдорфский детский сад), другой - напротив, от практического опыта, через его обобщение, к теоретическому обоснованию. Технология Воскобовича - это как раз путь от практики к теории.

Развивающие игры Воскобовича — это целенаправленное развивающее обучение ребёнка дошкольного возраста в «Сказочном лабиринте игры», где связующую роль играют сказочные персонажи и сказочная атмосфера виде «Фиолетового леса».

Цель программы развития дошкольников по методике Воскобовича: интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности и обучение грамоте и математике в зависимости от возрастной категории ребёнка-дошкольника.

Задачи программы развития:



Совершенствование интеллектуальных способностей у детей (развитие логического и творческого мышления у детей, развитие внимания, развитие воображения, памяти и речи):

  • подготовка к обучению математике и геометрии;

  • подготовка к обучению грамоте, письму и чтению;

  • развитие творческих способностей учеников;

  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве и в собственном теле;

  • развитие зрительного, тактильного и слухового восприятия (цвета, формы, размеры и т. п.);

  • формирование мотивационной сферы к учебному процессу;

  • сплочение группы, развитие эмпатии, умения взаимодействовать со сверстниками. Создание положительного эмоционального настроя в группе;

  • развитие умения действовать соответственно правилам игры. Особенности игр:

  1. широкий возрастной диапазон участников. Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей;

  2. многофункциональность. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение;

  3. универсальность по отношению к образовательным программам. Как показала практика, игры прекрасно вписались в программы образовательных учреждений, например «Детство», «Развитие», «Радуга»;

  4. творческий потенциал. С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать «задумки» в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», «вечного оригами» «Квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы - целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым;

  5. сказочная «огранка». Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается [9].

Основные принципы технологии:

1) Игра плюс сказка. Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. «Сказочные лабиринты игры» - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.



2) Интеллект. Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.

Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть «приобретенный», интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют «натасканными». Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть «врожденный» интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие именно невербального интеллекта у детей.

Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

3) Творчество. Третий принцип «Сказочных лабиринтов игры» - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

4) Развивающая среда - Фиолетовый лес. По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи - Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.

Способы реализации технологии.

Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний [10, с.16].

Технология закаливания.

Закаливание основано на способности организма отвечать определенными реакциями на всевозможные раздражения внешнего мира: температурные, световые, механические. Эти раздражители через кожу воздействуют на нервную систему, «тренируют» ее, делают устойчивой к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Если раздражители многократно повторяются одновременно, постоянно изменяясь в силе, организм привыкает, т.е. приспосабливается к меняющимся условиям внешней среды.

Для того чтобы закаливающие процедуры дали положительные результаты, необходимо соблюдать некоторые правила:



  • закаливание должно проводиться систематически, ежедневно;

  • переходить к более сильным раздражителям нужно постепенно и очень осторожно;

  • необходимо соблюдать индивидуальный подход к ребенку;

  • перед тем как начать закаливание, желательно посоветоваться с врачом [2, с.77-78].

Основные средства закаливания – это воздух, вода, солнце.

Условия для закаливания детей:

1) Сон с открытым окном. Проветрить спальню 5–7 минут, открыть окна или фрамугу с одной стороны. Закрыть за 20–30 минут до подъема детей.

2) Прогулка на свежем воздухе, увеличение до 4–6 часов.

3) Утренняя гимнастика, физкультурные занятия на свежем воздухе.

4) Хождение босиком по ребристой доске, гравию, солевой дорожке, по песку (5–7 минут, 4–5 дыхательных упражнений, 30–40 секунд по солевой дорожке).

5) Полоскание рта водой комнатной температуры. С 3-х лет – полоскание рта, с 4–5 полоскание горла.

6) Умывание: лица, кистей рук – 3–4 лет, рук до локтей, шею – с 4-х лет.

7) Обливание голеней и стоп после дневного сна на теплые ноги ребенка, температура воздуха 20 градусов. На каждое обливание 0,5 л воды. Начальная температура 34 градуса, конечная 22 градуса. Снижение температуры каждые два дня на два градуса.

9) Местные солнечные ванны оголенных рук, ног по 5–6 минут, увеличение на 1 – 2 минуты через каждые два дня.

10) Общие солнечные ванны с 5 до 10 минут. В течении дня по 40–50 мин.

В возрасте 3–4 лет ребенка можно научить полоскать рот, а в возрасте 4–5 лет – полоскать горло. Делать это нужно регулярно (на каждое полоскание используется примерно 1/3 стакана воды). Эта несложная процедура (дважды в сутки) предупреждает ангину и кариес зубов. Учитывая недостаточную эффективность закаливания путем ежедневного обливания ног водой с постепенным понижением температуры от 30 до 16 градусов, что рекомендовалось до настоящего времени в методической литературе, был разработан и апробирован в ряде дошкольных учреждениях новый метод: использование кратковременного интенсивного воздействия холодом при местных закаливающих мероприятиях.

Преимущество этого метода заключается в том, что он прост в выполнении, легко вписывается в режим дня и не требует много времени. Проводится он следующим образом. Перед дневным сном дети босиком проходят по гигиеническим коврикам, затем в течение 5 секунд и более (в зависимости от желания ребенка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из-под крана, вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой простыней, и ложатся в постель. Температура воды изменяется по сезонам года от 13 до 18 градусов в теплое и от 6 до 10 градусов в холодное время года. С целью обеззараживания желательно в воду добавлять раствор марганцовокислого калия (розового цвета).

Длительные перерывы в закаливании (более 2–3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому в случае вынужденного перерыва и в адаптационный период привыкания к дошкольному учреждению закаливание нужно проводить осторожно [5, с.68-70].



Технология формирования ответственного отношения дошкольника к своему здоровью.

Правильная осанка. От воспитателя в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребенка. Необходимо в доступной форме рассказать детям о том, какое значение для здоровья и хорошей работоспособности имеет правильная осанка. В мотивации необходимости самоконтроля за своей осанкой нужно использовать разные приемы:

  1. эстетические – на стройного, прямо держащегося человека приятно смотреть, это красиво;

  2. медицинские – при прямой осанке лучше работают все органы, весь организм человека. Выбора профессии, достижения жизненной цели – неправильная осанка затрудняет выбор профессии актрисы, офицера, мешает достижениям в некоторых видах спорта. Ребенок должен иметь ясное представление о том, что такое правильная осанка и как ее воспитать. Для самоконтроля можно рекомендовать воспитанникам наблюдать за своей осанкой в зеркало;

  3. игровые – с помощью специально подобранных игр воспитатель может доступно объяснить ребенку какое большое значение имеет правильная осанка.

Мытье рук – простая, но подчас основная мера предупреждения кишечных инфекций и, в первую очередь, дизентерии. Но, оказывается, научить, как мыть руки, еще недостаточно, нужно объяснить, когда и почему это следует делать, воспитать потребность в выполнении этой процедуры. Как же убедить ребенка мыть руки? Может быть так: «Если будешь есть грязными руками, то заболеешь», или еще категоричнее: «Поешь грязными руками – заболеешь», или более обоснованно: «На грязных руках микробы, которые проникают в организм человека, и он заболевает». Для дошкольников такое объяснение неприемлемо. Из своего опыта ребенок уже знает, что он ел немытыми руками и не заболел. Наблюдения показали, что для выработки внутренней потребности мыть руки гораздо сильнее и точнее действует «эстетическая мотивация»: грязные руки некрасивы, неприятны, противны. И самое важное воспитать у ребенка привычку мыть руки как норму поведения. Нельзя садиться за стол с немытыми руками, руки нужно мыть после игры, после туалета, после занятия с животными, после гуляния.

Закаливание. Особое внимание следует обратить на детей, часто болеющих простудными заболеваниями. Закаливание имеет не только оздоровительное, но и большое воспитательное значение. Ребенку нужно прилагать регулярно определенные усилия, пока закаливающие процедуры не станут обычными, ребенок видит конкретные результаты: раньше вода 30 градусов казалась прохладной, а теперь 19 градусов – теплой. Дети очень любят сами наблюдать за показаниями водного термометра. Достижение результата (закаленности) может служить стимулом в стремлении к другим конкретным результатам: в учебе, внеклассных занятиях и т.д. У ребенка формируется чувство уверенности в своих силах.

Чистка зубов. Воспитателю необходимо напоминать детям о необходимости чистить зубы. Практика показывает, что в последнее время в связи с выпуском специальных детских паст дети стали охотнее чистить зубы, чем раньше зубным порошком. Гораздо сложнее прививаются другие навыки. Очень трудно отучить детей грызть орехи, конфеты, сахар. Чтобы убедить ребенка не делать этого, хорошо показать фотографии и рисунки, на которых изображены поврежденные зубы. Нужно подчеркнуть, что неокрепшие зубы ребенка легко травмируются при раскусывании леденцов, орехов и т.п. К сожалению, в нашу жизнь еще плохо вошло правило полоскания рта после еды, но в условиях детского сада у воспитателя есть возможность привить ребенку эту полезную привычку. Для лучшего усвоения правильных приемов чистки зубов рекомендуется воспользоваться демонстрацией (щетка, расческа и вата); всем детям принести в детский сад свои зубные щетки, чтобы легче освоить правила ее движения по зубам. Обратить внимание на то, что чистить зубы нужно не менее 2-3 минуты, тогда будет и достаточный массаж десен. Целесообразно продемонстрировать таблицу стадии разрушения зубов. Это поможет убедить детей важности регулярного посещения стоматолога. В заключение заметим, что некоторые родители имеют неверную точку зрения, что лечить молочные зубы необязательно. При работе с родителями воспитатель должен объяснить им, что молочные зубы очень важны не только для выполнения основной своей функции, т.е. пережевывания пищи, четкого произношения слов, но и как основа для правильного прикуса.

Охрана зрения. Рекомендуется проводить с учащимися целенаправленную воспитательную работу по охране зрения. Например, провести игру с воспитанниками на тему «Как надо заботиться о сохранении хорошего зрения», в ходе которой необходимо рассказать детям, что:

1. При помощи глаз мы узнаем о цвете, форме, размерах предмета. Глаза помогают нам познавать окружающий нас мир, учиться выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее стать летчиком, моряком, достичь успехов в спорте, на сцене. Зрение нужно беречь.

2. Зрение портится во время работы при плохом освещении, при малом расстоянии до книги (тетради), чтении лежа, длительном просмотре телевизионных передач, при работе с компьютером [4, с. 53-60].

Воспитатель должен показать детям приемы самоконтроля за посадкой, гимнастику и отдых для глаз. Говоря об уходе за глазами, воспитатель должен отметить, что при утреннем умывании следует промывать и глаза, нельзя тереть и трогать глаза руками

Что же конкретно может сделать воспитатель для воспитания здорового ребенка? Во-первых, гигиенически правильно организовать сам воспитательный процесс. Воспитатель, опираясь на свои знания в области психологии, медицины, гигиены, осуществляет индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, бережно относится к ранимой психике ребенка. Зная психологические особенности детей, условия их быта и имея необходимые валеологические знания, воспитатель может и должен быть основным «воспитателем здоровья» ребенка. Во-вторых, воспитатель принимает посильное участие в обеспечении отвечающего гигиеническим требованиям естественного и искусственного освещения, температурного режима в группах и других факторов внешней среды. В-третьих, зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь с ними, воспитатель может своевременно обнаружить начальные признаки заболевания (вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица, частый кашель, ухудшение слуха или зрения и т.п.) и информировать об этом медицинского работника, что содействует раннему или более успешному лечению ребенка. В-четвертых, воспитатель оказывает неоценимую помощь медицинским работникам в проведении медицинских осмотров, профилактических мероприятий (прививок, например), в контроле над лечением детей, страдающих хроническими заболеваниями и др.

В результате реализации проекта ожидаются следующие результаты:



    1. Осознание детьми понятия «здорового образа жизни» как нормы повседневного бытия и его влияния на состояние здоровья.

    2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

    3. Овладение навыками самооздоровления, психологической самокоррекции, а также психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях.

    4. Снижение уровня заболеваемости.

    5. Появление у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как к единому целому; расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.

Литература



  1. Большакова, И.А. Маленький дельфин: нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. - М.: Аркти, 2005. -24с.

  2. Макарова З.С., Голубева Л.Г. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. - М.: Владос, 2004. – 62c

  3. Найн А.А., Сериков С.Г. Проблемы здоровья участников образовательного процесса // Педагогика. - № 6. – 1998. – С.53.

  4. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. – М.: "Феникс", 2006. – 285с.

  5. Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2006. – 174с.

  6. http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie07.htm

  7. http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op08/apo_08/Ushakova.pdf

  8. http://festival.1september.ru/articles/503900/

  9. http://www.eduvluki.ru/detsad/upr/person_do.php?id=180&sch_id=22(docss.php)

  10. http://www.razumniki.ru/voskobovich.html

  11. http://www.iro.yar.ru/resource/comp/MK_2005/dou22/dou22.htm


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница