Проект Концепция развития сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы, в Вологодской области



Скачать 330.23 Kb.
Дата26.06.2016
Размер330.23 Kb.
Проект

Концепция развития сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы, в Вологодской области

Настоящая Концепция определяет главные направления формирования и развития сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций Вологодской области на основе модернизации школьных библиотек. В основу Концепции положена научно-практическая идея разработки модели сети информационно-библиотечных центров, которая предполагает их горизонтальную и вертикальную интеграцию.

Концепция задает долгосрочные ориентиры развития школьных информационно-библиотечных центров Вологодской области и определяет цели, приоритеты и инструменты решения практических задач обеспечения реализации требований ФГОС ОО.
Правовой основой Концепции являются:

 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

 Федеральный закон «О библиотечном деле» 29.12.1994 г. № 78-ФЗ;

 Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.№ 124-ФЗ;

- Федеральный закон "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004)

- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей» от 1.06. 2012 г. № 761»;

 Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05. 2015 г. № 996-р;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2016 г. № 336 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания"

- Проект приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития библиотек организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы, в Российской Федерации»

- Концепция развития Национальной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций (Проект РШБА)
Новые образовательные стандарты ввели понятие информационно-образовательной среды, частью которой и должна стать школьная библиотека, перейдя в статус информационно-библиотечного центра.

Статус информационно-библиотечного центра подчёркивает возможность выполнения требования ФГОС, что означает:

 обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

 информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию);

 укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.
Проблемы развития школьных библиотек в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы в региональной системе образования

К основным проблемам развития школьных библиотек Вологодской области, препятствующим их переходу в статус информационно-библиотечных центров, относятся несовершенство нормативно-правовой базы, противоречия между функционалом школьного библиотекаря и имеющимся штатным расписанием образовательной организации, кризис фондов, проблемы кадрового обеспечения, слабое материально-техническое оснащение школьных библиотек.

В настоящее время библиотеки и информационно-библиотечные центры образовательных организаций не имеют статуса педагогического структурного подразделения, хотя в соответствии с требованиями ФГОС призваны формировать информационную культуру и стать площадками для организации урочной и внеурочной проектной деятельности обучающихся.

Отсутствует норматив штатных единиц в информационно-библиотечном центре, вследствие чего возникает серьёзное противоречие между функционалом педагога-библиотекаря и имеющимся штатным расписанием образовательной организации. Наблюдается отсутствие единых подходов при определении функционала сотрудников библиотек и информационно-библиотечных центров образовательных организаций.

Большинство школьных библиотек области в настоящее время оснащено компьютерной техникой, однако эта оснащенность не достаточна. Как правило, в библиотеке отсутствует Wi-Fi, что затрудняет использование интернет-ресурсов и электронного контента. Наблюдается несоответствие материально-технического оснащения библиотек возрастающим требованиям современного образовательного процесса, что выражается в нехватке площадей, современной библиотечной мебели, компьютерной, мультимедийной и копировальной техники. Отмечается быстрое старение печатных фондов, недостаточность доступа к цифровым (электронным) библиотекам, обеспечивающим возможность использования профессиональных баз данных, информационных справочных и поисковых систем, а также иных информационных ресурсов.

Существующая система подготовки и повышения квалификации для педагогов-библиотекарей и других работников школьных библиотек требует дальнейшего развития. Одной из проблем развития информационно-библиотечных центров является неготовность сотрудников библиотеки к широкому использованию новых информационных технологий, практическому применению современных технических средств в деятельности библиотеки. Повышение квалификации школьных библиотекарей Вологодской области не проводилось с 2013 года. Отмечается потребность в курсах, направленных на развитие ИКТ-компетентности педагогов-библиотекарей а так же курсах, раскрывающих вопросы эффективного использования информационно-библиотечных центров в образовательной деятельности общеобразовательной организации, сетевого взаимодействия информационно-библиотечных центров.



Цели и задачи Концепции

Целью настоящей Концепции является определение основных направлений развития сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций Вологодской области, обеспечивающих необходимые условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Задачами Концепции являются:

 Разработка модели информационно-библиотечных центров образовательных организаций, обеспечивающих необходимые условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);



- Разработка подходов к созданию и развитию сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций, обеспечивающих оптимизацию затрат за счет сетевой синергии и внедрения инновационных механизмов работы.
Основные направления реализации Концепции

В рамках организационного обеспечения должны быть приняты меры по созданию регионального информационно-методического библиотечного центра (РИМБЦ). В функции РИМБЦ должны быть включены: координация деятельности базовых информационно-библиотечных центров, научно-методическое сопровождение, мониторинг и распространение лучших практик деятельности информационно-библиотечных центров, каталогизация ресурсных фондов, разработка методических рекомендаций по развитию школьных информационно-библиотечных центров, участие в формировании образовательных программ педагогической направленности, организация взаимодействия с государственными и общественными институтами и др. Для эффективного развития школьных информационно-библиотечных центров необходимо их объединение в сеть с поддержкой со стороны РИМБЦ.

В части нормативно-правового обеспечения информационно-библиотечных центров требуется создание типовых нормативных документов:

  • Положение и правила пользования информационно-библиотечным центром общеобразовательной организации,

  • Структура и штатное расписание информационно-библиотечного центра общеобразовательной организации,

  • Должностные инструкции работников информационно-библиотечного центра общеобразовательной организации,

  • Технологическая документация по работе информационно-библиотечного центра общеобразовательной организации.

В целях развития кадрового обеспечения на базе организаций дополнительного профессионального образования необходимо создать инфраструктуру переподготовки и повышения квалификации работников, участвующих в библиотечной деятельности.

В рамках материально-технического обеспечения в каждом информационно-библиотечном центре образовательной организации необходимо:

создавать целевые высококачественные разноформатные фонды (печатные, мультимедийные, цифровые), которые способствуют реализации основных и дополнительных образовательных программ, в том числе выполнению индивидуальных проектов, а также личностному росту читателей;

предусматривать пространственно-обособленные зоны различных типов;

создать условия для организации широкого спектра средств организации творческой и игровой деятельности;

распространять технологии электронного обучения, поддержанные авторским электронным контентом;

обеспечить свободный доступ для участников образовательных отношений к ресурсам учебного назначения с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав.

В рамках развития информационно-ресурсного обеспечения необходимо:

пополнение фондов печатных изданий, расширение электронных фондов;

обеспечение централизованной каталогизации фондов печатных изданий, электронных ресурсов и оборудования;

проработка механизмов привлечения к разработке, актуализации и экспертизе контента участников образовательной деятельности – учителей, методистов, руководящих работников, родителей, обучающихся, а также общественных и некоммерческих организаций;

разработка механизмов, обеспечивающих самоуправляемый процесс создания, обновления и фильтрации контента.

Осуществление перечисленных средств поддержки позволит обеспечить реализацию ФГОС общего образования информационно-библиотечными центрами с учетом их функций в деятельности образовательной организации.
Функции информационно-библиотечного центра в условиях реализации ФГОС
Традиционно библиотекам принадлежит роль духовно-нравственного развития обучающихся, создания условий социальной ситуации их развития, интеграции образовательного пространства, самосовершенствования всех участников образовательного процесса. В организациях общего образования происходит формирование квалифицированного читателя, пользователя общедоступных библиотек, и развитие навыков библиографического поиска и использования библиотечных ресурсов должно закладываться в первую очередь информационно-библиотечными центрами общеобразовательных организаций.

Кроме того, потребность в унифицированных требованиях к деятельности информационно-библиотечных центров возникает, в первую очередь, именно на уровне общего образования, вследствие необходимости реализации единых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для всех обучающихся страны, независимо от их дальнейшей социальной траектории и территориальных условий.

Информационно-библиотечный центр образовательной организации должен стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), то есть стать организационным и функциональным центром образовательного процесса, инфраструктурной основой для обеспечения условий реализации ФГОС в образовательных организациях.

Информационно-библиотечный центр должен быть центром внедрения инновационных технологий работы с информацией, распространения лучших практик работы с программным обеспечением для самообразования, поиска, обработки и распространения информации, поддерживать инфраструктуру виртуального образовательного пространства школы, систем электронного (дистанционного) обучения. Таким образом, в работе библиотекаря акцент делается на использовании современных технологий работы с информацией, ее фокус смещается от книговыдачи в сторону предоставления широкого спектра электронного контента, непрерывного процесса обучения и консультирования пользователей по работе с информацией.



Информационно-методическая функция информационно-библиотечного центра как функция обеспечения доступа участников образовательного процесса к информации способствует формированию метапредметной деятельности, всестороннему овладению навыками работы с информацией. Кроме того, данная функция предполагает развитие информационной культуры педагогических работников и обеспечивает кадровые условия реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС.

На уровне образовательной организации информационно-библиотечный центр должен стать катализатором инновационной педагогической активности, предоставить педагогам необходимую для этого инфраструктуру и информационно-методическую поддержку, способствовать общему развитию информационной культуры всех субъектов образовательного процесса. Со стороны информационно-библиотечного центра педагогу должна оказываться квалифицированная помощь в формировании поисковых запросов, в повышении информационной грамотности. Информационно-библиотечный центр должен стать для педагога источником самых актуальных методик и держателем самых современных инструментов работы с информацией. Сервисы работы с информацией, предоставляемые ИБЦ должны включать оцифровку и распознавание контрольных и проверочных работ, компоновку и верстку раздаточных материалов к очным занятиям, создание электронных курсов.

Информационно-библиотечный центр должен аккумулировать научно-методические наработки, рождающиеся на уровне района, региона, и обеспечивать педагога современными методиками в его предметной области.

Информационно-библиотечный центр должен помогать педагогу в формировании собственной инновационной программы и педагогического портфолио для использования в образовательном процессе и прохождения педагогической аттестации.



Культурно-просветительская функция информационно-библиотечных центров играет решающую роль при формировании личностных результатов, определенных ФГОС, таких как формирование целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению, самообразованию и развитию, воспитание гражданской идентичности и передачи всего комплекса ценностей, заложенных федеральными государственными образовательными стандартами. При подборе информационных ресурсов педагог-библиотекарь должен быть чувствителен к заинтересованности посетителей, рекомендовать контент, ориентированный на их запросы.

Культурно-просветительская деятельность информационно-библиотечного центра должна быть направлена на повышение уровня культуры, образования пользователя, его интеллектуальное и духовное развитие, социализацию. Контент, предоставляемый информационно-библиотечным центром, должен быть ориентирован не только на учебные предметы, но и на подготовку к жизни, расширение кругозора, выстраивание жизненных маршрутов и познание.

Информационно-библиотечный центр должен принимать активное участие во внеучебной (внеурочной) деятельности образовательной организации: в подготовке стенгазет, в подготовке театральных постановок, в проведении интеллектуальных игр и других мероприятий соответствующей направленности – выставок, тематических чтений, работы кружков, клубов, студий.

Образовательная функция способствует интеграции отдельных предметных дисциплин в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Информационно-библиотечный центр должен обеспечивать интеграцию отдельных предметных дисциплин и поддержку метапредметного образовательного процесса. Ресурсы информационно-библиотечного центра должны способствовать формированию предметных и метапредметных универсальных учебных действий за счет применения современных технологий – образовательных онлайн-сервисов, виртуального образовательного пространства, электронного образовательного контента и других видов информационных образовательных средств.

Использование ресурсов информационно-библиотечного центра позволит удовлетворять индивидуальные образовательные потребности пользователя в рамках самостоятельных занятий. Педагог-библиотекарь должен помогать обучающимся ориентироваться в печатных источниках и иных информационно-образовательных ресурсах в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями, способствовать развитию навыков самостоятельного мышления обучающихся.

Пространство информационно-библиотечного центра должно обеспечивать возможность организации учебно-исследовательской и проектной деятельности и предоставлять необходимую инфраструктуру для коллективной работы.



Профориентационная функция информационно-библиотечных центров обеспечивает возможность самоопределения обучающихся, позволяет сформировать индивидуальную образовательную траекторию и способствует развитию способности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.

На базе информационно-библиотечных центров педагогом-библиотекарем должна быть реализована профориентационная поддержка в игровой форме. Инструментами такой поддержки должны стать тематические мероприятия (дни профессий, профориентационные игры).



Обеспечивающая функция позволяет информационно-библиотечным центрам образовательных организаций обеспечить необходимые условия реализации ФГОС, предоставить участникам образовательного процесса необходимое учебно-методическое, информационное и ресурсное обеспечение.

Обеспечивающая функция информационно-библиотечных центров образовательных организаций должна быть расширена за счет предоставления новых видов ресурсов, удовлетворения новых типов потребностей образовательной организации. Помимо предоставления книжных фондов, информационно-библиотечный центр должен обеспечивать поддержку образовательного процесса электронными образовательными ресурсами, программными средствами, доступом к сети Интернет. Помещения и оборудование информационно-библиотечного центра должны активно использоваться в образовательном процессе.

При отсутствии необходимых ресурсов информационно-библиотечный центр может использовать возможности кооперации с другими информационно-библиотечными центрами. Таким образом, общее количество ресурсов, доступных посетителям конкретного информационно-библиотечного центра, увеличивается.

Воспитательная функция информационно-библиотечного центра связана с воспитательной стороной образовательного процесса и позволяет обеспечить необходимое возрастное психофизическое развитие и вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Информационно-библиотечный центр должен стать общественным пространством для встреч и неформального времяпрепровождения. Посетителям должны обеспечиваться комфортные условия для досуговой деятельности, отдыха, свободного выхода в Интернет через Wi-Fi. Досуговая деятельность, организуемая на базе информационно-библиотечного центра, должна нести развивающую и расслабляющую функции, что позволит стимулировать когнитивную деятельность и будет способствовать всестороннему развитию обучающихся.

На базе информационно-библиотечного центра должны действовать различные клубы и объединения, способствующие развитию – дискуссионные клубы, поэтические кружки, редакции школьных сайтов и электронных стенгазет, и тому подобные. Педагог-библиотекарь должен организовывать проведение мероприятий с интеллектуальным наполнением, таких как экспозиции, выставки, тематические чтения.
Повышение заинтересованности обучающихся в использовании ресурсов информационно-библиотечных центров

В последние десятилетия статус библиотеки в обществе, в целом, и в школе, в частности, изменился. Чтобы вернуть интерес обучающихся к чтению, а иногда и сформировать его «с нуля», необходимо сделать работу информационно-библиотечных центров системной и направить ее на решение специфических задач, обусловленных развитием новых технологий.

В целях возрождения традиций семейного чтения, информационно-библиотечный центр может и должен стать тем местом, куда смогут прийти не только школьники, но и старшее поколение – родители, бабушки, дедушки. Объединяющие поколения мероприятия помогут решить не только вопросы, связанные с задачей чтения литературы, но и важный вопрос взаимосвязи поколений, повышения уровня семейных ценностей.

С целью формирования гражданской патриотической позиции и пробуждения интереса к своей стране, её истории, культуре, традициям, информационно-библиотечный центр должен занять проактивную позицию в организации интересных для обучающихся мероприятий, в том числе с использованием инновационных технологий. Важно привлекать в центры людей, чей позитивный пример будет заражать молодежь. Это старшее поколение, спортсмены, национальные герои и люди с активной жизненной позицией, желающие передать свой опыт школьникам.

Формирование коммуникативных умений может быть реализовано не только созданием комфортных условий для общения школьников между собой, с учителями, с семьей, но и расширением диапазона круга общения обучающихся на муниципальном, региональном, национальном и международном уровне. С помощью Интернет-технологий можно организовывать совместные мероприятия со школами из отдаленных регионов и других стран, обмен информацией о национальных традициях, культурах. Возможность выполнения совместных проектов со школьниками из других стран позволит повысить интерес к иностранным языкам, чтению зарубежной литературы и изучению культуры.
Модернизация информационно-библиотечных центров в образовательных организациях в соответствии с их спецификой должна вестись в следующих аспектах:

Для поддержания единства работы информационно-библиотечных центров требуется создание на основе типовых документов локальных нормативных правовых актов:

 Положение и правила пользования информационно-библиотечным центром образовательной организации,

 Структура и штатное расписание информационно-библиотечного центра образовательной организации,

 Должностные инструкции работников информационно-библиотечного центра образовательной организации,

 Технологическая документация по работе информационно-библиотечного центра образовательной организации.



В целях развития кадрового обеспечения деятельности информационно-библиотечных центров должна быть разработана система непрерывного образования, ориентированная на глубокую гуманитарную, психолого-педагогическую и библиотечно-информационную подготовку педагогов-библиотекарей, включая освоение ими современных информационных технологий. В результате обучения работники ИБЦ должны понимать роль информационно-библиотечного центра в образовательном процессе, быть осведомлены о предоставляемых им возможностях, должны уметь использовать эти возможности для проведения мероприятий, реализации учебно-исследовательских проектов, межпредметной интеграции, личностного развития обучающихся.

При обеспечении информационно-библиотечных центров образовательных организаций информационными ресурсами необходимо ориентироваться на переход от печатных изданий к электронным информационным и образовательным ресурсам, в том числе мультимедийным и интерактивным.

Определяющую роль в информационно-ресурсном обеспечении современного информационно-библиотечного центра будет играть Интернет как источник и средство совместного создания информационного контента, комплектования и предоставления открытого доступа к ресурсам.

Для реализации ФГОС функции информационно-библиотечного центра должны быть обеспечены современными средствами работы с информацией –программами и доступом к сети Интернет.

При оборудовании помещений информационно-библиотечного центра необходимо придерживаться принципов безбарьерности и трансформативности пространства. Информационно-библиотечные центры образовательных организаций должны быть зонированы.

Все посадочные места должны быть оборудованы бесплатным доступом к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента, доступ должен осуществляться как по кабелю через интерфейс Ethernet, так и в беспроводном режиме через Wi-Fi.

Точная конфигурация помещений и размещаемого в них оборудования определяется количеством доступных помещений, их размерами, формой и другими особенностями конкретного информационно-библиотечного центра.

Оснащение информационно-библиотечных центров должно производиться в соответствии с условиями их работы: спецификой образовательной организации, особенностями территории.

Информационно-библиотечные центры образовательных организаций коррекционного типа или осуществляющих инклюзивное обучение должны предоставлять своим посетителям необходимые условия для доступа к информационным ресурсам, как с точки зрения организации пространства (поручни, пандусы, подъемники при наличии ступеней), так и с точки зрения получения информации (брайлевские дисплеи и клавиатуры, синтезаторы речи, книги, напечатанные шрифтом Брайля).

Информационно-библиотечные центры в сельской местности должны компенсировать затрудненный доступ к культурным объектам с помощью расширенного фонда электронных информационных ресурсов. Информационно-библиотечные центры в сельской местности должны работать со всеми субъектами образовательного процесса (включая родителей обучающихся) и жителями сельского поселения.

Одним из перспективных направлений развития информационно-библиотечных центров образовательных организаций, расположенных в сельской местности, является их кооперация с библиотеками системы Министерства культуры Российской Федерации, в первую очередь – сельскими библиотеками. Формами такой кооперации могут стать



  • создание единой системы обслуживания читателей,

  • работа по общему плану, согласованному с администрацией образовательной организации и местными органами власти,

  • создание попечительских советов,

  • принятие совместных решений по вопросам, связанным с информатизацией библиотек,

  • выработка совместных решений по совершенствованию библиотечно-информационного обслуживания населения.



Модель информационно–библиотечного центра общеобразовательной организации


Описание условий

Необходимое оборудование и программное обеспечение

Необходимая мебель

Информационно-библиотечные центры образовательных организаций должны быть зонированы. При оборудовании помещений информационно-библиотечного центра необходимо придерживаться принципов безбарьерности и трансформативности пространства.

Все посадочные места должны быть оборудованы бесплатным доступом к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента, доступ должен осуществляться или по кабелю через интерфейс Ethernet, или и в беспроводном режиме через Wi-Fi.

Точная конфигурация помещений и размещаемого в них оборудования определяется количеством доступных помещений, их размерами, формой и другими особенностями конкретного информационно-библиотечного центра.


  • Широкополосное подключение к сети Интернет, как основному каналу доступа к информационным ресурсам 

  • Оборудование, дающее бесплатный доступ к Wi-Fi, подключенный к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента.




Зона абонемента

Пространство информационно-библиотечного центра должно включать зону абонемента, предназначенную для получения информационных ресурсов (как бумажных, так и электронных) во временное пользование.

В зоне абонемента должны размещаться книгохранилища, обеспечивающие сохранность книжного фонда, медиатека и рабочее место педагога-библиотекаря, оборудованное современной системой компьютерного учёта фондов и читателей (АБИС).

Книгохранилища должны быть оборудованы архивными стеллажами для хранения части книжного фонда, шкафами с замками для хранения учебного оборудования, а также включать стеллажи открытого доступа для размещения наиболее востребованных ресурсов.

В зоне абонемента обеспечивается доступ к государственным информационным ресурсам. Зона должна быть оборудована стеллажами открытого доступа, содержащими наиболее востребованную литературу, литературу гражданско-патриотической направленности (включая краеведческую литературу), предметную литературу для углубленного изучения, иную актуальную литературу в соответствии со спецификой конкретной образовательной организации и условий ее работы.

Пространство абонемента должно включать зону, предназначенную для самостоятельной работы с использованием ресурсов, предоставляемых информационно-библиотечным центром. Она должна быть оборудована одно- и двухсторонними стационарными стеллажами, а также мобильными выставочными стеллажами. Оснащение абонемента также может включать газетные и журнальные шкафы, если этого требует специфика фондов информационно-библиотечного центра и если размеры зоны допускают такое размещение.

Пространство абонемента должно быть оборудовано посадочными местами нескольких типов: стульями, диванами, пуфиками, встраиваемыми посадочными местами. Посадочные места зоны абонемента открытого доступа должны иметь доступ к государственным электронным библиотечным ресурсам, а также к информационной системе горизонтального распространения авторского электронного контента включающего полнотекстовые документы, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Посадочные места зоны абонемента открытого доступа должны обеспечивать возможность получения информации об имеющихся ресурсах (каталог, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание).

Зона абонемента должна быть оснащена одним или несколькими местами для получения мультимедийной информации на цифровых носителях (медиатека), оборудованием для сеансов дистанционного обучения.

Зона абонемента должна быть оснащена оборудованием для сканирования и печати.

В зоне абонемента должен действовать бесплатный Wi-Fi, подключенный к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента.




  • Аппаратно-программный комплекс педагога-библиотекаря, оборудованный современной системой компьютерного учёта фондов и читателей (АБИС)

  • Одно или несколько (1-4 в зависимости от количества обучающихся) рабочих мест для получения мультимедийной информации на цифровых носителях (медиатека), дистанционного обучения.

  • Ридеры (5 -10 в зависимости от количества обучающихся)

  • Оборудование для сканирования и печати

  • Бесплатный доступ к государственным электронным библиотечным ресурсам, а также к информационной системе горизонтального распространения авторского электронного контента.

  • Посадочные места зоны абонемента открытого доступа должны обеспечивать возможность получения информации об имеющихся ресурсах (каталог, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание).

  • Рабочее место педагога-библиотекаря, 

  • Стеллажи открытого доступа, 

  • Архивные стеллажи,

  • Шкафы с замками для хранения учебного оборудования, выдаваемого во временное пользование

  • Одно- и двухсторонние стеллажи, переносные выставочные стеллажи 

  • Газетные и журнальные шкафы. 

  • Посадочные места нескольких типов: стулья, диваны, пуфики, встраиваемые посадочные места.

  • Столы. 

Презентационная зона

Пространство информационно-библиотечного центра должно включать пространство для экспозиций (выставочную зону).

Оборудование презентационной зоны должно включать:

 стенды, подвесные системы, иное выставочное и презентационное, а также интерактивное оборудование, необходимое для проведения выставок и экспозиций.








  • Стенды, подвесные системы, иное выставочное и презентационное, а также интерактивное оборудование, необходимое для проведения выставок и экспозиций и располагающееся в холлах и коридорах информационно-библиотечного центра

Зона коллективной работы (зона проектно-исследовательской и коллективной метапредметной деятельности)

Пространство информационно-библиотечного центра должно включать зону коллективной работы, предназначенную для общения, совместной реализации учебно-исследовательских проектов, организации кружков и клубов, проведения внеурочных занятий, воспитательных мероприятий и других типов совместной деятельности, группового дистанционного обучения.

Зона коллективной работы должна использоваться для проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности, воспитательных мероприятий и их подготовки. В зоне коллективной работы должны быть созданы условия для формирования системы ценностей, разностороннего воспитания обучающихся.

Зона коллективной работы должна обеспечивать необходимую инфраструктуру для получения новых знаний в форме коллективного самообучения, курсов, тренингов, семинаров, лекций и других форм коллективного обучения. Обязательным требованием к зоне коллективной работы является ее трансформируемость, возможность вариативного использования пространства.

В зоне коллективной работы должен действовать бесплатный Wi-Fi, подключенный к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента.

Зона коллективной работы должна включать следующие типы оснащения:

 стационарные столы, столы-трансформеры, складные столы, встраиваемые рабочие места, кресла на роликах;

 сенсорный экран, интерактивная доска или проектор с экраном, флипчарт, магнитная маркерная доска.



  • Компьютерная техника, позволяющая проводить видеоконференции (вебинары) и сеансы дистанционного обучения. 

  • Проектор с экраном. 

  • Ноутбук (или планшет)




  • Стационарные столы, столы-трансформеры, складные столы, встраиваемые рабочие места. 

  • Палетируемые стулья или кресла на роликах. 

  • Низкие мобильные выставочные стеллажи и выставочное оборудование других типов. 

  • Флипчарты и магнитные доски.




Рекреационная зона и зона для проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности. Информационно-библиотечный центр образовательной организации должен быть оснащен рекреационной зоной, предназначенной для досуга, проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности, культурно-просветительских и социально-значимых мероприятий — литературных студий для взрослых и детей, «библиотечных уроков», литературных встреч и других мероприятий.

Рекреационная зона должна быть оборудована эргономичными посадочными местами, обеспечивающими максимальный комфорт: креслами, диванчиками, пуфиками в безопасном для детей исполнении.

В рекреационной зоне должен действовать бесплатный Wi-Fi, подключенный к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента.






  • Эргономичные посадочные места, обеспечивающие максимальный комфорт: кресла, диванчики, пуфики в безопасном для детей исполнении.

  • Стенды гражданско-патриотического содержания




Для информационно-библиотечного центра необходимы как минимум два помещения. В случае ограниченной площади возможно объединение зоны для коллективной работы и рекреационной зоны, абонемента и презентационной зоны.

В зависимости от количества обучающихся образовательной организации модель технического оснащения информационно-библиотечного центра будет иметь варианты*:


Перечень оборудования, для технического оснащения ИБЦ

Общеобразова-тельная организация, расположенная в городской местности

(количество единиц техники)



Общеобразова-тельная организация, расположенная в сельской местности, в том числе малокомплектная школа
(количество единиц

техники)


Зона размещения технических средств

Аппаратно-программный комплекс педагога-библиотекаря, оборудованный современной системой компьютерного учёта фондов и читателей (АБИС)

1

1

Зона абонемента


Ноутбук

Не менее 3

Не менее 2

Зона абонемента


Ридер (или планшет)

Не менее 10

Не менее 3

Зона абонемента

Многофункциональное устройство (МФУ)

1

1

Зона абонемента


Веб-камера

1

1

Зоны коллективной работы, проведения мероприятий

Проектор

1

1

Зоны коллективной работы, проведения мероприятий

Экран

1

1

Зоны коллективной работы, проведения мероприятий

Колонки

1

1

Зоны коллективной работы, проведения мероприятий

Wi-Fi роутер

1

1

Помещение ИБЦ

*Модель включает минимальный перечень необходимых технических средств, который может быть дополнен при наличии ресурсов. С точки зрения зонирования и информационно-библиотечного центра территориальное расположение образовательной организации (городская/сельская школа) не является значимым.


Мебель для оборудования информационно-библиотечного центра определяется исходя из площади и конфигурации имеющегося помещения. Количество посадочных мест в информационно-библиотечном центре (зона коллективной работы, зона проведения мероприятий) должно соответствовать средней наполняемости класса.
Средства электронной поддержки реализации образовательного процесса со стороны информационно-библиотечного центра
Для поддержки образовательного процесса со стороны информационно-библиотечного центра должны быть разработаны (использоваться) современные сервисы, реализующие принципы смарт-обучения. Средства электронной поддержки реализации федеральных государственных образовательных стандартов должны предоставлять возможность сборки комплексных курсов (предметных и метапредметных) на основе коллективных облачных электронных изданий, и экспорта собранных электронных курсов в форматы систем электронного обучения.

Для поддержки метапредметной учебно-исследовательской проектной деятельности должны быть реализованы сервисы, обеспечивающие возможность совместной работы в режиме реального времени. Сервисы должны обеспечивать совместное создание авторского электронного контента в виде коллективных облачных электронных изданий, поддерживающих возможность комментариев, интерактивных и мультимедийных вставок, гипертекстовых ссылок.

Средства электронной поддержки реализации федеральных государственных образовательных стандартов и метапредметного образовательного процесса должны предоставлять возможность создания проектных сайтов и блогов для поддержки активности обучающихся и доступа к результатам совместной учебно-проектной работы.

Инструмент создания проектных сайтов и блогов также должен позволять создавать сайты и блоги информационно-библиотечных центров и образовательных организаций, что повысит качество выполнения ими своих функций, связанных с реализацией ФГОС.


Общие принципы создания сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций

На сегодняшний день в России, как и во всем мире, наблюдается усиление сетевого взаимодействия библиотек. На территории страны работает Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА), имеющая филиалы по всей России. В целях эффективного развития информационно-библиотечных центров образовательных организаций предполагается их объединение в сеть национального масштаба с централизованной поддержкой со стороны единого федерального информационно-методического центра (ФИМЦ), в масштабах области – регионального информационно-методического библиотечного центра (РИМБЦ).

Модель сети информационно-библиотечных центров предполагает горизонтальную и вертикальную кооперацию информационно-библиотечных центров и организаций, поддерживающих их деятельность.

Модель сети информационно-библиотечных центров


Вертикальная кооперация позволит осуществить разработку, апробацию и распространение образовательных моделей и практик, создаваемых научно-педагогическим сообществом, и поддерживать единство, полноту и актуальность нормативно-правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, программного и информационно-ресурсного обеспечения школьных информационно-библиотечных центров на всей территории Вологодской области.

В целях эффективного развития информационно-библиотечных центров образовательных организаций предполагается их объединение в сеть с централизованной поддержкой со стороны регионального информационно-методического библиотечного центра (РИМБЦ).

На базе РИМБЦ создается виртуальный методический кабинет педагога-библиотекаря, который должен аккумулировать лучшие практики деятельности информационно-библиотечных центров образовательных организаций области, обеспечивать организацию мероприятий по обмену опытом между организациями-участниками сети, издавать и распространять научно-методические издания, содержащие лучшие практики, методические рекомендации и другую информацию для использования в работе информационно-библиотечных центров.

В функции РИМБЦ должна входить централизованная каталогизация печатных и электронных изданий, используемой информационно-библиотечными центрами образовательных организаций и модерация процесса каталогизации самими информационно-библиотечными центрами, с целью ведения качественного единого электронного библиотечного каталога.

РИМБЦ также будет обеспечивать сетевое взаимодействие базовых ИБЦ и осуществлять мониторинг актуальных потребностей школьных информационно-библиотечных центров, материально-техническое, научно-методическое, информационно-ресурсное и иное сопровождение деятельности школьных информационно-библиотечных центров, координировать их взаимодействие.

На базе РИМБЦ создается фонд электронных ресурсов (хранилище текстов художественных произведений, не обремененных авторскими и смежными правами, дидактических материалов и др.). Ресурсы отбираются в соответствии с предметными концепциями, Концепцией преподавания русского языка и литературы, программами по литературе начального, основного и среднего общего образования (с учетом базового и повышенного уровней). Хранилище является закрытым ресурсом, доступ к которому получают библиотекари общеобразовательных организаций. Для обеспечения обучающихся электронными текстами художественных произведений библиотекарь общеобразовательной организации берет в фонде электронных ресурсов РИМБЦ материал и передает его учителю и обучающимся своей школы в соответствии с ООП ОУ (рабочими программами по литературе).

Для обеспечения обучающихся художественными текстами, отягощенными авторским правом, РИМБЦ
- определяет список таких произведений в соответствии с программой,

- разрабатывает методику оптимального использования электронного контента в образовательном процессе,

- определяет необходимое количество книговыдач (квоту для района),

- заключает договор с платформой ЛИТРЕС (или аналогичной).



Модель структуры контента и содержания деятельности РИМБЦ


Базовые информационно-библиотечные центры выступают в качестве узловых центров сетевой кооперации информационно-библиотечных центров образовательных организаций (ИБЦ ОО). С одной стороны, их задача – оказание организационной помощи ИБЦ ОО при переходе к использованию электронного образовательного контента (в том числе текстов художественных произведений), с другой - они организуют и координируют совместную работу ИБЦ в рамках сетевого взаимодействия, выявляют и аккумулируют лучшие практики работы ИБЦ, педагогов-библиотекарей в ИБЦ общеобразовательных организаций сети.

Информационно-библиотечные центры общеобразовательных организаций объединяются в сеть по территориальному принципу, группируясь вокруг базовых информационно-библиотечных центров. Данное взаимодействие выступает основой горизонтальной кооперации, обеспечивающей полноту реализуемых ими функций, независимо от специфики и условий функционирования отдельных школьных информационно-библиотечных центров за счет обмена доступными информационно-образовательными ресурсами и методическим опытом, накапливаемым на местах в рамках их деятельности.

Педагог –библиотекарь осуществляет непосредственное обеспечение электронными текстами художественных произведений обучающихся и педагогов. Программные произведения необремененные авторским правом берутся им в текстохранилище РИМБЦ и по электронной почте рассылаются обучающимся и учителям в соответствии с основными образовательными программами общеобразовательной организации (рабочими программами по литературе). В случае изучения литературного произведения, обремененного авторским правом, педагог-библиотекарь в соответствии с квотой книговыдачи использует ресурсы платформы ЛИТРЕС (или аналогичной).



В случае запроса со стороны учителя художественный текст (фрагмент текста) может быть распечатан для проведения учебных занятий на оборудовании ИБЦ ОО.

Горизонтальная кооперация школьных информационно-библиотечных центров обеспечит совместную реализацию образовательного процесса несколькими образовательными организациями, в частности, выполнение учебно-исследовательских проектов и проведение внеурочных мероприятий культурно-просветительского, гражданско-патриотического и информационно-развлекательного характера. Горизонтальная кооперация позволит расширить образовательный контент, создаст условия для обмена методическими разработками педагогов. Сетевое объединение ИБЦ ОО позволит более широко использовать возможности дистанционного обучения для обеспечения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница