Проект образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным развитием творческих способностей детей»



Скачать 137.51 Kb.
Дата29.06.2016
Размер137.51 Kb.

Проект образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным развитием творческих способностей детей»


Е.А. Провалова

Научный руководитель: Е.Д. Соколова

Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как и утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А.Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности.

Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, творческой и др., где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей [2].

Цель работы ДОУ - полное раскрытие творческих способностей детей, с учетом интересов и желаний каждого ребенка, создание условий для проявления их самостоятельности, творчества и инициативы.

Основными задачами являются:

1. Развитие в дошкольном учреждении сети образовательных услуг, обеспечивающих равные возможности получения качественного образования для разных категорий семей в соответствии с их образовательными запросами.

2. Создание условий для базовой подготовки дошкольников по основным направлениям при поступлении в школу.

3. Разработка и реализация программ социального партнерства ДОУ со сферами культуры, здравоохранения, образования и т.д.

4. Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.

5. Формирование у дошкольников гражданственной ответственности, творческих способностей, экологической культуры, толерантности, способности к социализации в обществе.

К основным общим задачам следует также добавить, те которые будут реализовываться в детском саду направленного типа.

Развитие изобразительных навыков.

Прежде всего, воспитывается у детей интерес к произведениям искусства. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным. Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т.е. учатся эстетически осваивать жизнь [1].



Развитие музыкальных навыков.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры, т.е. музыкальное воспитание, нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» [3].



Развитие театральных навыков.

Театральные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц [2].

В модели детского сада реализуются следующие образовательные услуги:


  • Художественное развитие

  • Музыкальное развитие

  • Театральное развитие

Эти услуги осуществимы на базе учреждения, специально оборудованного для этого. Даже самые современные дошкольные образовательные учреждения, к сожалению, далеко не идеальны. Поэтому существует потребность постоянно развивать и совершенствовать учебно-воспитательный процесс и материально-техническую базу.

В детском саду имеются:



  • спортивный зал (гимнастические стенки, гимнастические мячи, различные тренажеры и т.д.);

  • крытый плавательный бассейн (различное оборудование для плавания);

  • медицинский кабинет;

  • изостудия;

  • музыкальный зал;

  • библиотека;

  • театральный зал.

Для обеспечения познавательного развития детей в д/с оборудованы:

  • Познавательные уголки для развития представлений о человеке в истории и культуре (картинки, отражающие жизнь и быт человека от древности до наших дней).

  • Уголки национальной культуры (государственная и республиканская символика, дидактические игры и пособия)

  • Уголки экологии (глобус, микроскопы, коллекции минералов, муляжи, картинки с изображением микроорганизмов, животных, птиц, дидактические игры и др.)

  • Цветники.

  • Творческая работа осуществляется в различных помещениях, к которым относятся:

    • Музыкальный зал (пианино, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, и др.).

    • Изостудия (наглядные пособия, репродукции, малые скульптуры, образцы на родных промыслов и др.).

    • Театральный зал (ширма кукольного театра, наборы кукол, декорации, и др.).

Для успешной деятельности дошкольного образовательного учреждения в перспективе деятельности планируется:

  1. Расширять спектр дополнительных образовательных услуг для детей.

  2. Расширение связей детского сада с другими образовательными, культурными и общественными организациями района и области.

Развитие дошкольного образовательного процесса проектируется в соответствии со следующими принципами:

  1. Принцип вариативности и свободы выбора предполагает возможность удовлетворения потребности ребенка в самоопределении.

  2. Принцип эффективности социального взаимодействии предполагает осуществление воспитания в коллективах различного типа, что позволяет детям расширить сферу общения, создает условия для формирования навыков социальной адаптации и самореализации.

  3. Принцип культуросообразности предполагает, что образовательное учреждение строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

  4. Принцип сотрудничества – стремление делать все вместе – педагоги, специалисты, родители, решать проблемы, планировать и организовывать мероприятия в интересах детей.

Принципы в настоящее время являются фундаментом образовательного пространства.

Важным моментом является выделение ключевых результатов. Исходя из осознания общечеловеческих и национальных ценностей, мы выделяем следующие ключевые результаты деятельности:

1. Здоровье и здоровый образ жизни. Уровень здоровья, физического и психического развития ребенка.

2. Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности.

3. Образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями. Уровень интеллектуального развития.

4. Готовность к продолжению образования. Уровень готовности к обучению в школе.

5. Адаптивность образовательной среды к удовлетворению образовательных потребностей личности. Уровень адаптивности предметно-развивающей и образовательной среды [5].

Модель дошкольного образовательного учреждения – это среда, в которой будет осуществляться воспитание и забота о ребенке.

Детский сад расположен на озелененном участке, в небольшом хвойном лесу. Здание двухэтажное, огорожено забором. Имеются игровые площадки. На каждой игровой площадке имеются, качели, горки, беседки, домики, песочницы, для украшения служат цветники.

В данном ДОУ работают:



Музыкальный зал – для проведения музыкальных занятий, концертов и т.д.

Изостудия – для занятия изобразительной деятельностью.

Театральный зал – для проведения концертов, постановки спектаклей.

Крытый бассейн – для отдыха и обучения плаванью детей, проведения мероприятий на воде.

Библиотека – имеется вся художественная и познавательная литература, как для детей старшего возраста, так и для воспитателей.

Спортивный зал – для проведения физкультурных занятий, соревнований.

Медицинский кабинет – для осмотра детей.

Рассматриваемый нами детский сад рассчитан на три группы. 1 и 2 группа младшая. 3 группа - старшие дети. Первая и вторая группа занимаются по раздельности до пяти лет. С пяти лет их объединяют в одну старшую группу.

Распорядок дня составлен так, чтобы дети в течение дня могли посетить каждое занятие и осталось время на свободные игры.

Примерный распорядок дня.

7.15-8.00 – прием детей в детский сад.

8.05-8.25 – утренняя гимнастика.

8.30-8.45 – завтрак.

8.50-9.20 – занятия в изостудии.

9.25-10.00 – прогулка на свежем воздухе / познавательные экскурсии / занятия по желанию.

10.05-10.35 – занятия в театральной студии.

10.40-11.15 – подвижные игры.

12.20-12.50 – обед.

13.00-15.30 – дневной сон.

15.30-16.00 – подъем/заправление кроватей.

16.15-13.30 – полдник.

16.35-17.00 – прогулка на свежем воздухе.

17.05-17.30 – занятия в музыкальной студии.

17.35-18.00 – ужин.

18.05-18.45 – игры по желанию детей.

18.45-19.00 – уход детей дамой.

На первом этаже расположен медицинский кабинет, столовая, гардеробная, кабинет заведующей, кухня, библиотека и бассейн.

На втором этаже расположены комнаты для сна, игровые комнаты, санузлы, для каждого занятия индивидуальная комната.

Рассмотрим образовательные технологии, реализуемые в детском саду.

Технология развивающего обучения

Принимая такое обучение, дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся, прежде всего, способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля.

Стержневая идея развивающего обучения – опережающее развитие мышления, что обеспечивает готовность ребенка самостоятельно использовать свой творческий потенциал.

Мышление может быть продуктивным и репродуктивным, творческим и примитивным. Характерной чертой творческого мышления является возможность самостоятельного открытия знаний. Творческое мышление характеризует высший уровень развития человека. Оно нацелено на получение результата, которого раньше никто не добивался; на возможность действовать различными путями; позволяет решать задачи при отсутствии достаточного опыта.

Владение приемами усвоения знаний закладывает основу для активности человека и осознания им самого себя как познающего субъекта. Упор должен делаться на обеспечение перехода от неосознаваемой деятельности к осознаваемой. Воспитатель постоянно побуждает воспитанника анализировать свои собственные мыслительные действия, запоминать, как он достиг учебного результата, какие мыслительные операции и в какой последовательности производил. На первых порах воспитанник лишь рассказывает, словесно воспроизводит свои действия, их последовательность и постепенно воспитывает в себе своеобразную рефлексию процесса деятельности.

Воспитатель оценивает труд воспитанников по индивидуальным эталонам, что создает ситуацию успеха каждому из них. В старшей группе вводится содержательная самооценка достигнутого результата, производимая с помощью четких критериев, полученных от воспитателя. Самооценка воспитанника предшествует оценке воспитателя, при большом расхождении она согласуется с ним.

Усвоив методику самооценки, воспитанник сам определяет, соответствует ли результат его действий конечной цели. Иногда в проверочные работы специально включается материал, еще не изучавшийся на занятии. Это позволяет оценить сформированные умения учиться, определить способность детей оценивать, что они знают и что не знают, проследить за развитием их интеллектуальных способностей.

Функции воспитателя в развивающем обучении:



  1. Функция обеспечения индивидуального целеполагания. т.е. обеспечения понимания воспитанником того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Цель деятельности воспитателя согласовываться с целью деятельности воспитанников.

  2. Функция сопровождения. Для того чтобы изнутри направлять учение воспитанников, воспитатель должен стать непосредственным участником общего учебного поискового действия.

  3. Функция обеспечения рефлексивных действий воспитанников. Цели рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, ее смысл, способы, предвосхитить полученные результаты и др.

Для воспитателя большую ценность представляет не сам результат, а отношение воспитанника к материалу, желание не только изучить его, узнать новое, но реализовать себя в познавательной деятельности, достичь желаемого.

Центральное место занимает работа по четкому разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Каждый элемент усваивается в связи с другим и внутри определенного целого. Доминирующее начало в этой системе - индуктивный путь. Посредством хорошо организованного сравнения устанавливают, в чем вещи и явления сходны и в чем различны, дифференцируют их свойства, стороны, отношения. Затем выделяют разные стороны и свойства явлений.

Методическая цель любого занятия — создание условий для проявления познавательной активности воспитанников. Особенностями занятий являются:


  1. Организация познания — «от воспитанников», т.е. того, чего они знают или не знают.

  2. Преобразующий характер деятельности ребенка: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы.

  3. Интенсивная самостоятельная деятельность воспитанников, связанная с эмоциональным переживанием, включением механизма творчества, помощью и поощрением со стороны воспитателя.

  4. Коллективный поиск, направляемый воспитателем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль воспитанников, предварительными домашними заданиями.

  5. Создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому воспитаннику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения воспитанника.

  6. Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации занятия в технологии развивающего обучения конкретизируются педагогом в зависимости от назначения занятия, его тематического содержания [4].

Технология игры

Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к деятельности.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):


  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

  • творческий, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. («эмоциональное напряжение»);

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на занятие, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведения детей в процессе игры, создается рабочая обстановка на занятие.

Игровые действия способствуют познавательной активности детей, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры.

Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование игры — это и наличие ТСО, и различные средства наглядности, и раздаточные материалы.

Все структурные элементы игры взаимосвязаны и, при отсутствии основных из них, она либо невозможна, либо теряет свою специфическую форму.

В детском саду используются ролевые игры.

Специфика ролевой игры характеризуется ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия ребенка в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.



Проектная технология

Использование проектной технологии в дошкольном образовании как одного из методов обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Типология проектов

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:


  • Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.).

  • Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы.

  • Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры и т.п.

  • Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Другими признаками классификации являются:

  • Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

  • Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

В результате реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

1. Гармоническое развитие природных способностей детей средствами всех искусств.

2. Овладение навыками общения и коллективного творчества.

3. Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания.

4. Формирование у детей первоначальных представлений о творческой деятельности.

5. Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса.

6. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

7. Развитие инициативности, произвольности, способности к творческому самовыражению.

Литература



    1. Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве. - М., 1998.

    2. Новикова Г. П. Творческое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. - М., 2003. - С. 26-35.

    3. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 2000. - С. 139-141.

4. Телеева Е.В., Залесова Н.В. Педагогические технологии: Учебное пособие. - Шадринск, 2007.

5. http://festival.1september.ru/articles/524734/


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница