Проект образовательного учреждения «Школа театрального искусства»



Скачать 147.63 Kb.
Дата19.05.2016
Размер147.63 Kb.

Проект образовательного учреждения «Школа театрального искусства»


А.Н. Булачев

Научный руководитель: Е.В. Телеева

Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Подготовка в области театрального искусства идеально подходит уверенным личностям, увлеченным исполнительскими искусствами, думающим о карьере на актерском поприще.

Школа театрального искусства актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения, инструментом решения конфликтов и средством снятия психологического напряжения.

Новизна школы театрального искусства заключается в том, что:

· она позволяет расширить образовательную область искусства и представить ее целостно;

· дает возможность эффективно решать задачу общего развития ребенка;

· в авторском отборе учебного материала и авторского подхода к структурированию;

· в ориентированности на творческую работу учителя и ученика (тесная взаимосвязь в процессе усвоения теоретических знаний, формирования практических навыков).

Цели школы театрального искусства:



  • Подготовить ребёнка к смелому, уверенному входу в общество и будущую самостоятельную жизнь.

  • Научить чётко, последовательно и доходчиво выражать свою мысль.

  • Развитие доброжелательности и тактичности в отношении со сверстниками и взрослыми.

  • Научить владеть своим творческим внутренним потенциалом и регулировать собственные эмоции.

  • Привить бережное отношение к окружающему миру и развитие духовности.

  • Развитие способности логического мышления, анализа окружающей обстановки и адекватное размещение собственного «Я» в предлагаемой общественной среде.

  • Развитие ответственности за взятые на себя обязательства перед коллективом, способность к коллективному труду.

  • Развитие способности понимать разно жанровые виды искусств.

  • Развитие творческих способностей.

  • Помочь овладеть навыками актёрского мастерства и самовыражения.

  • Познать таинства «Его величества – Театра» и иметь представление о создании театральных полотен.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:

    • о рождении театра;

    • что такое театр и его разновидности;

    • связь театра с жизнью;

    • кто работает в театре;

    • отличие театра от других видов искусств.

  2. Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.

  3. Через упражнения из области актёрского мастерства научить:

    • концентрировать внимание;

    • управлять фантазией;

    • обладать образным видением;

    • научить анализировать и владеть психофизическим состоянием.

  4. В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:

    • о технике сцены;

    • об оформлении сцены;

    • о нормах поведения на сцене и в зрительном зале;

    • об этюде и его разновидностях;

    • о структуре этюда;

    • о сценарии и форме его написания;

    • о выразительных средствах и их разновидностях;

    • что такое событие и событийный ряд;

    • что такое второй план и внутренний монолог;

    • что такое сюжет и его структура;

    • что такое фрагмент.

  5. Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:

    • логическое мышление;

    • способность выстраивания событийного ряда;

    • способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения;

    • способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану;

    • способность выражения мысли через сопутствующее событие;

    • способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства;

    • образное видение.

  6. Через постановочную работу развить:

    • чувство ответственности;

    • чувство коллективизма;

    • коммуникабельность;

    • адекватность мышления;

    • дисциплинированность;

    • организаторские способности;

    • умение преподнести и обосновать свою мысль;

    • художественный вкус;

    • трудолюбие;

    • активность.

Обучение проводиться в двух направлениях:

  • усвоение теоретических знаний;

  • формирование практических навыков.

Для того чтобы вести работу по обучению, воспитанию и развитию детей школа обладает отличной материально-технической базой. Все предметы инвентаря выполнены из натуральных и экологически чистых материалов. Кроме того, школа оборудована всем необходимым для развития, обучения и воспитания школьников. В школе имеется следующее:

  1. специализированные аудитории;

  2. костюмерная;

  3. гримёрные комнаты;

  4. имеется фонотека;

  5. учебный театр;

  6. студия звукозаписи;

  7. компьютерный класс.

Информационное обеспечение образовательной деятельности детей осуществляет  музыкальный отдел библиотеки, обладающий нотной и музыкальной литературой.

Финансирование школы проходит

- за счёт Фонда социального страхования;

- средств местного бюджета;

- средств родителей на организацию экскурсий и походов.

Рассмотрим принципы организации образовательного процесса в школе.

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели обучения и развития способностей ребенка, обеспечивая гуманный подход к личности.

Принцип развития. Целостное развитие личности и готовность к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса.

Принцип целостности содержания образования. Представления о предметном и социальном мире должно быть целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира - не холодное знание о нем, это мои знания, это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысливаю для себя.

Принцип систематичности. Наличие единых линий развития, воспитания, обучения.

Принцип овладения культурой. Способность ученика ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное не передача детям готовых знаний, а организация такой деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Радость познания и открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе обучения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ребенка (зона ближайшего развития). Инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип успешности; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием, в том числе и наиболее слабых учащихся.

Модель школьного учреждения представляет собой единую систему, состоящую из строений, классов, мебели, инвентаря, которые взаимосвязаны и имеют свою смысловую нагрузку, цели и задачи.

Школа расположена в тихом спальном районе, вдалеке от шума и суеты. Территория учебного заведения озеленена и представляет собой небольшой парк. На пришкольной территории, как и в самой школе, используются видеокамеры, изображение с которых поступает на пост охраны для слежения за ситуацией на территории школы. Школа – это современное здание, построенное с использованием современных технологий и теплосберегающих материалов, обеспечивающих надёжность конструкции и снижение затрат на обогрев помещения.

Школа привлекает своим внешним видом, она выглядит современно и стильно.

Курс обучения в школе охватывает основные дисциплины исполнительских искусств: актерское мастерство, владение голосом, пластику, пение, танцы, историю театра. Значительная часть курса посвящена техникам актерского мастерства с интенсивной обратной связью один на один. Ученик также подготовится к публичной постановке на сцене в конце года, в которой продемонстрирует навыки, полученные в течение года (среди постановок - «Трехгрошовая опера», «Ревизор», «Виндзорские насмешницы», «Сон в летнюю ночь»).

Программа в школе составлена с учетом возрастных особенностей детей, их эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и построена по принципу нарастающего уровня сложности. Основным видом деятельности является творческий художественный труд.

В основе школы лежит идея использования в обучении собственной активности учащихся.

Школа базируется на технологиях развивающего обучения, в ней используются групповые, игровые, здоровьесберегающие, культурологические и другие технологии.

Технология группового обучения

К групповым способам обучения можно отнести:

- классно урочную организацию;

- лекционно-семинарскую систему;

- формы дифференциации учебного процесса;

- дидактические игры;

- метод проектов и др.

Классификационные параметры технологии:

По уровню применения: все уровни.

По основному фактору развития: социогенная.

По концепции усвоения: приспосабливающаяся.

По характеру содержания: проникающая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По категории обучаемых: все категории.

Способ организации деятельности детей является особым фактором совместной деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.

Групповые технологии предполагают:

- взаимное обогащение учащихся в группе;

- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обуславливающихся особенностями изучаемого объекта);

- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

- обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения  совокупного продукта деятельности – решения проблемы;

- взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации групповой работы:

1. Весь коллектив на занятии делится на группы для решения конкретных учебных задач.

2. Каждая группа получает определенное задание (одинаковое или дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога.

3. Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

4. Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

5. Группы могут различаться: по типу работы (проектирует, решает, исследует проблему), по теме работы, по уровню сложности.

Элементы технологического процесса групповой работы

1. Подготовка к выполнению группового задания: а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); б) инструктаж о последовательности работы; в) раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа: а) знакомство с материалом, планирование работы в группе; б) распределение заданий внутри группы; в) индивидуальное выполнение задания; г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); е) подведение итогов группового задания.

3.Заключительная часть: а) сообщение о результатах работы в группах; б) анализ познавательной задачи, рефлексия; в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Игровая технология

Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность. Психологи доказали:

- в игре интенсивно развивается психика;

- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие;

- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем просто выполняет задание.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.

Каждая игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения:

- образовательная задача;

- игровые действия;

- правила игры;

- результат.

Технология проведения игры.


    1. Подготовка игры:

• тема;

• учебные цели;

• предложение основы для составления модели;

• определение состава участников игры, распределение ролей;

• проработка сценария, подбор наглядного материала, размещения участков в аудитории.

2. Проведение игры:

• разыгрывание учебной ситуации (действия участников направлены на взаимодействие в изучении и обсуждении проблемной информации, в принятии решений).


  1. Подведение итогов игры:

• время;

• общая оценка педагогом работы учащихся в целом и некоторых в отдельности;

• рефлексия (сами участники игры формулируют предложения по совершенствованию игровой деятельности).

Ожидаемые результаты обучения ребенка в Школе театрального искусства.

По окончании обучения в театральной школе ребёнок будет обладать пластикой тела.

Курсы актерского мастерства и участие в спектаклях театральной студии разовьют воображение.

Занятия на курсах риторики (ораторских курсах) и участие в спектаклях помогут при поступлении в театральный вуз.

Актерские курсы, которыми располагает театральная школа, научат сложному актерскому мастерству импровизации, что в будущем поможет органично подстраиваться под любую ситуацию.

Театральные курсы предоставляют возможность участвовать в спектаклях театр-студии, что научит работать на публике и не испытывать при этом никакого страха.

К концу первого года занятий основам театрального искусства ребёнок

знает:


  1. Что такое театр.

  2. Чем отличается театр от других видов искусств.

  3. С чего зародился театр.

  4. Какие виды театров существуют.

  5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли).

Имеет понятие:

  1. Об элементарных технических средствах сцены.

  2. Об оформлении сцены.

  3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Умеет:

  1. Направлять свою фантазию по заданному руслу.

  2. Образно мыслить.

  3. Концентрировать внимание.

  4. Ощущать себя в сценическом пространстве.

Приобретает навыки:

  1. Общения с партнером (одноклассниками).

  2. Элементарного актёрского мастерства.

  3. Образного восприятия окружающего мира.

  4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.

  5. Коллективного творчества.

А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

К концу второго года занятий основами театрального искусства ребёнок

Знает:


  1. Что такое этюд и его структуру.

  2. Основы мезансценирования в сценическом пространстве.

  3. Что такое актёрский тренинг и для чего он применяется.

  4. Что такое психофизическое состояние.

  5. Что есть внешнее и внутреннее представление объекта.

Умеет:

  1. Концентрировать внимание на расширенный круг объектов.

  2. На основе анализа внешнего состояния объекта охарактеризовать его внутренний мир.

  3. Выразить характер объекта через событие.

  4. Сочетать логически подобранных героев (согласно характеру в произведении) в одну сюжетную линию.

Имеет понятие:

  1. Об актёрском этюде и его разновидностях.

  2. О написании театрального сценария.

  3. О замысле сюжета.

В конце третьего года занятий основами театрального искусства ребенок

Знает:


  1. Что такое выразительные средства.

  2. Фрагмент как составная часть сюжета.

  3. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

Умеет:

  1. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.

  2. Фрагментарно разбирать произведение, а также фрагментарно его излагать.

  3. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.

  4. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

Имеет понятие:

  1. О рождении сюжета произведения.

  2. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.

  3. О сверхзадаче и морали в произведении.

Имеет навыки:

  1. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.

  2. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.

  3. Анализировать последовательность поступков.

  4. Простраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.

В конце 4-го года обучения основам театрального искусства обучающийся

Знает:


  1. С чего зародилось искусство лицедейства.

  2. Какие виды сценического искусства существуют.

  3. Какие существуют жанры драматургии и чем они характеризуются.

  4. Материально-техническую часть сценического оборудования.

5. Что такое «действенный анализ» в анализе сцены.

Умеет:


1. Правильно разработать и написать сценический сценарий.

2. Оформить написанный сценарий музыкальным материалом.

3. Пользоваться техническими выразительными средствами.

4. Анализировать, делать выводы и правильно излагать свои мысли через этюд – импровизацию.

5. Определять суть вещей и выражать к ним своё отношение в определённом творческом виде.

6. Анализировать и понимать сущность образа, предложенного другим автором. Понимать его замысел и преобразовывать эту мысль, привязывая к современной жизни.

Имеет навыки:

1. В различной жизненной ситуации найти способы убеждения и достижения согласия.

2. Адекватно воспринимать и реагировать на поведение оппонента.

3. Организаторской деятельности.



Литература

  1. Никитина, А.Б. Театр, где играют дети. - М.: Изд-во «Владос», 2001.- 286с.

  2. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

  3. Эльконин Д.В. Психология игры. - М.; 1978.

  4. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников. - М., 1980.

  5. Писарский П.С., Собкин В.С. Учитель и старшеклассник в мире художественной культуры. - М.: ЦСО РАО,1997.

  6. Рубина Ю.И. Театр и подросток. – М.: Просвещение, 1970.

  7. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека: об особенностях воздействия искусства на личность. - М.: Наука, 1982.

  8. http://www.shkola-aktera.ru/

  9. http://www.school2100.ru/download/index.php?SECTION_ID=1288

  10. http://www.smile-theater.ru/


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница