Проект приобщение дошкольников к истокам



Скачать 157.74 Kb.
Дата07.06.2016
Размер157.74 Kb.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида детский сад

с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 8 «ТЕРЕМОК»
ПРОЕКТ

«Приобщение дошкольников к истокам

национальной культуры через русские

народные подвижные игры»

Принят на МС

протокол № ________

от «____» ________ 2010 г.

п. Дубинино

2010-20011 уч. год




СТРУКТУРА ПРОЕКТА



  1. Модель организации деятельности ДОУ по проекту.

  2. Пояснительная записка с обоснованием взятой темы проекта.

  3. Цели и задачи проекта.

  4. Участники проекта.

  5. Предполагаемый конечный результат.

  6. Продолжительность и место реализации проекта.

  7. Перспективный план реализации проекта

  8. Перспективный план работы с детьми.

  9. Перечень используемой литературы.

  10. Практический материал, используемый при реализации проекта (конспекты специализированных занятий, праздничных мероприятий и т.п.).


Модель работы ДОУ
по проекту «Приобщение дошкольников к истокам

национальной культуры через русские

народные подвижные игры»,

направленному на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста











Пояснительная записка

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российско­го государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как личностей, любящих свою Родину, свой народ и все, что связано с народ­ной культурой: русские народные тан­цы, фольклор (считалки, стихи, потеш­ки, прибаутки), народные игры.

Радость движения сочетается с ду­ховным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре род­ной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознатель­ной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игры являются неотъемлемой ча­стью интернационального, художествен­ного и физического воспитания детей разного возраста.

Игра — это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справед­ливости, чести и порядочности, люб­ви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Неоценимым национальным богат­ством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не толь­ко как жанр устного народного твор­чества. В них заключена информация, дающая представление о повседнев­ной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были не­пременным элементом народных обря­довых праздников.

Основным условием успешного вне­дрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое зна­ние и свободное владение обширным игровым репертуаром, богатое и раз­нообразное по своему содержанию.

Русские народные календарные игры

Игры — своеобразная школа для ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; содержится обильная пища для работы ума и воображения; вос­питываются умения преодолевать неу­дачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх за­ключается залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Неоценимым национальным богат­ством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не толь­ко как жанр устного народного твор­чества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, тру­де, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядо­вых праздников. К сожалению, народ­ные игры сейчас малопопулярны. Хо­телось бы сделать их достоянием на­ших дней.

Практически каждая игра начинает­ся с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.



Считалка имеет древнюю тради­цию. Обыкновение пересчитываться происходит из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зача­стую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится за­думанное, так как полагали, что есть «счастливые» и «несчастливые» числа.

Эту взрослую привычку подсматри­вали дети, ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрос­лых — охоту, ловлю птиц, уход за по­севом и др.

Есть игры, в которых играющие де­лятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались ого­ворки: «Кого выбираешь, что выбира­ешь? Что возьмешь?»

С первых лет жизни ребенка при­общение его к культуре, общечелове­ческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, па­триотизма, формирует основы самосо­знания и индивидуальности.

Проанализировав уровень воспи­танности детей, мы пришли к выводу, что у них недостаточно формируются нравственно-этические чувства, лю­бовь к Родине (проблема).
Анализ данной проблемы способствовал возникновению идеи разработки методиче­ского проекта, основанного на приоб­щении детей к национальной культу­ре в соответствии с лучшими тради­циями педагогики.
Гипотеза

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной деятельности имеют решающее значение в становлении основ личности.





Основная Цель проекта:

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские

народные подвижные игры.
Задачи проекта:


  1. Создать систему работы по при­общению детей к истокам русской на­родной культуры через русские народ­ные подвижные игры.

  2. Привлечь родителей в воспи­тательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, познакомить с кален­дарными праздниками, их обычаями и традициями.

  3. Создать условия для самостоя­тельного отражения детьми получен­ных знаний, умений.

  4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народ­ному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к на­родным играм и т. д.

  5. Использовать все виды фолькло­ра (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хо­роводы), так как фольклор является бо­гатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

  6. Знакомить детей с народными праздника­ми и традициями, народными играми.

Методический проект на доступном для детей уровне знакомит их с народ­ными играми, народным календарем, основами православной культуры, тра­дициями, бытом, обычаями русского на­рода, с крестьянским трудом; способ­ствует развитию познавательных спо­собностей у детей, формированию вы­сокой нравственности; воспитывает лю­бовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культу­ре.

«Дела давно минувших дней, пре­данья старины глубокой...» становятся ближе, понятнее ребенку.
Проект ориентирован на две возрастные ступени:


  • старший возраст (5—6 лет);

• подготовительная к школе груп­па (6—7 лет).

Проект построен на основе глав­ных методических принципов:

учет воз­растных особенностей детей,

доступ­ность материала,

постепенность его усложнения.

Участники проекта


  • старший возраст (дети 5—6 лет); возрастные группы «Чебурашка», гр. «Родничок»,

  • подготовительная к школе груп­па (дети 6—7 лет); возрастные гр. «Цветик – Семицветик», гр. «Красная шапочка»

  • воспитатели групп

  • воспитатель доп. образования Ларина Л. И.

  • муз. руководители: Каратченя Е. Н., Волковинская Ю. В.

Руководитель проекта: физ. инструктор Конвенсарова Н. В.

Предполагаемый конечный результат

1. Разработана система работы по при­общению детей к истокам русской на­родной

культуры через русские народ­ные подвижные игры.


  1. Возросло участие родителей в жизнедеятельности ДОУ (участие в народно-календарных праздничных мероприятиях ДОУ).

  2. Созданы условия для самостоя­тельного отражения детьми получен­ных знаний, умений (имеется навык в организации р/н подвижных игр, условия для игр и т.д.).

  3. Сформирован интерес детей к русской национальной культуре, народ­ному творчеству, к обычаям и традициям, обрядам и народно-календарным праздникам, к на­родным играм.

Продолжительность реализации проекта
Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями про­грамм «Программа воспитания и об­учения в детском саду», «Приобще­ние детей к истокам русской народ­ной культуры».
Проект рассчитан на 7 месяцев 2010-2011 учебного года (с октября по апрель). Объем в часах согласно учебного плана ДОУ и требованиям СанПИНа.
Реализация проекта рассчитана на специализированные занятия в музее Русского быта и как часть физкультурных занятий; на досуги и развлечения, на прогулки и самостоятельную двигательную активность детей в течение дня.
Перспективный план реализации проекта


1этап

2этап


3этап





Подготовительный этап
1.Определение целей и задач проекта:

- участников проекта;

- выбор методов диагностики

не формализованных (наблюдения, беседы)


2.Подготовка этапов реализации проекта:

- сроки этапов

- определение содержания каждого этапа

3.Подбор методического материала, изготовление игротеки по теме проекта

4.Знакомство участников проекта с предстоящей деятельностью

Этап реализации


  1. Осуществление планирования, подбор и

разработка конспектов занятий, развлечений и

других мероприятий;



  1. Продолжать знакомство с произведениями разных жанров, учить изображать литературных героев в продуктивных видах деятельности, изготавливать несложные декорации и атрибуты к драматизациям по сюжетам любимых сказок;

  2. Осуществление планирования, подбор и

разработка мероприятий, проводимых с родителями детей;

  1. Осуществление запланированных мероприятий


Заключительный (аналитический)
1. Сбор информации:

- о качестве реализации проекта педагогами

- об уровне усвоения детьми, предлагаемых

материалов проекта;


- выявление причин, пробелов и отставаний,

тормозящих в реализации воспитательно- образовательных задач проекта



Сентябрь


2010г.

Октябрь 2010г. –

Апрель 2011г.

Апрель 2011г.


Руководитель

проекта

Участники



проекта

(педагоги)


Руководитель

проекта
Руководитель

проекта

Руководитель

проекта
Участники

проекта
Участники

проекта

Участники



проекта

Руководитель

проекта

Участники



проекта



Работа пополнению и разработке

методических пособий


  1. Подбор и изготовление картотеки русских народных игр и пособий и атрибутов по теме проекта;

  2. Оформление папок - передвижек для родителей с информацией по реализации проекта.

  3. Призентация проекта


Перспективный план работы с детьми


Сроки

Народно-календарные праздники

Содержание работы

Октябрь


Покров

1.Специализированное занятие в музее русского быта тема: «Октябрь пахнет капустой»

2. Как часть физкультурного занятия: подв. игры: «Заря-заряница», «Круже­ва», «Молчанка», «Пятнашки»,

«У дя­дюшки Трифона».



1. Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день).

Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка-осень»

2.Знакомство и разучивание подвижных игр



декабрь

Новый год

1. Специализированное занятие в музее русского быта тема: «Здравствуй, зимушка-зима», «С Новым годом со всем родом!»

2.Групповые новогодние праздники.

3.Как часть физкультурного занятия

подв. игры: «Арина», «Баба Яга», «Жмурки».


1.Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц и поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».

Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок.

3.Знакомство и разучивание подвижных игр


январь

Рождественский сочельник

1.Специализированное занятие в музее русского быта тема: «Пришла коляда накануне Рождества», «Гуляй, да присматривайся»

2.Как часть физкультурного занятия

подв. игры: «Два Мороза»,

«Скакалка», «Масло», «Оре­шек»,

«С города долой!»




1.Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях, пение песенок.

Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»
2.Знакомство и разучивание подвижных игр


Февраль


Масленица

1.Специализированное занятие в музее русского быта тема: «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!», «Ой, ты, Масленица!»

2. «Масленица» -праздник для старшего и подготовительного возраста.

3.Как часть физкультурного занятия

подв. игры: «Каравай», «Взятие снежной крепости», «Водить козла»,

«Горелки», «Гори, гори ясно», «Горш­ки», «Крута гора», «Лапти», «Летят — не летят», «Пирог», «Салки», «Салки-догонялки», «Салки-мартышки», «Сал­ки с мячом».




1.Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.

3.Знакомство и разучивание подвижных игр


Март

Вербная неделя

1.Специализированное занятие в музее русского быта тема: «Грач на горе –

весна на дворе», «Весна красна цветами»

2.Развлечения для старшего и подготовительного возраста.

3.Как часть физкультурного занятия

подв. игры: «Верба-вербочка», «Дед», «Захарка», «Мосток».




1. Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом».

2.Знакомство и разучивание подвижных игр



Апрель

Красная горка. Пасха.

  1. Специализированное занятие в музее русского быта тема: «Красная горка»

  2. Праздник для старшего и подготовительного возраста.

  3. Как часть физкультурного занятия

подв. игры: «Игры с яйцами», «Чье яйцо дольше покрутится?», «Катание яиц с гор­ки», «Бой яйцами», «Солнышко-ведрышко», «Береза», «Медом или сахаром».



Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальное неделе. Словесные игры. Пение частушек.

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».
3.Знакомство и разучивание подвижных игр



Перечень используемой литературы


  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников / Методи­ческое пособие для педагогов до­школьных образовательных учреж­дений / Авт.-сост: Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

  2. Календарные обрядовые празд­ники для детей дошкольного воз­раста.

Авторский коллектив: Пуга­чева Н. В., Есаулова Н. А., Потапо­ва Н.Н. / Учебное

пособие / — М.: Педагогическое общество России 2005.



  1. Князева О. Л., Маханева М. А, Приобщение детей к истокам рус­ской народной

культуры: Програм­ма / Учебно-методическое посо­бие.- СПб.: ДЕТСТВО-

ПРЕСС, 2004.




  1. Литвинова М. Ф. Русские на­родные подвижные игры для детей дошкольного и

младшего школь­ного возраста / Практическое по­собие. — М.: Айрис-Пресс,

2003.


  1. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба... Знакомство детей с русским на

родным искусством, ре­меслами, бытом в музее детского сада. — СПб.: ДЕТ

СТВО-ПРЕСС, 2004.



Практический материал,

используемый при реализации проекта

«Приобщение дошкольников к истокам

национальной культуры через русские

народные подвижные игры»




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница