Проект Программа модернизации педагогического образования в Томской области



страница1/4
Дата07.06.2016
Размер0.65 Mb.
  1   2   3   4

Проект

Программа модернизации педагогического образования в Томской области


В основу настоящей Программа легли документы, определяющие стратегию и основные направления развития системы педагогического образования в Российской Федерации - проект Концепции поддержки педагогического образования Минобрнауки России (январь 2014 года), Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 2148-р), Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная 28.05 2014 года № 3241п-П8.

I. Педагогическое образование в Томской области

Зарождение и становление системы педагогического образования в России, ее структуры, типов учебных заведений, содержания подготовки педагогических кадров на протяжении 230-летней истории системы определялось логикой развития общеобразовательной школы. В дореволюционной России главными поставщиками педагогических кадров для немногочисленных элитных средних учебных заведений – гимназий, лицеев, реальных училищ – были университеты, специальная подготовка учителей для народных школ осуществлялась в учительских институтах и семинариях.

В советский период истории в 1930-50-е годы стремление максимально быстро и с минимальными финансовыми и материальными затратами решить задачу введения обязательного начального, а затем неполного общего среднего образования обусловило принятие принципа раздельной подготовки педагогических работников для каждой из ступеней школы. Подготовку педагогических кадров для начальной школы и дошкольных организаций осуществляли педагогические училища, преподавателей общеобразовательной школы – педагогические институты, для ускоренной подготовки учителей неполной средней школы в педагогических институтах некоторое время существовали учительские институты с 3-хлетним сроком обучения. Кроме этого, право работы в средней школе получали и выпускники ряда специальностей классических университетов.

В этот же период была сформирована система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, которая, учитывая невысокий уровень требований к педагогическим кадрам начальной и неполной средней школы, строилась по территориальному принципу с созданием собственной сети организаций.

Переход в 1970-е годы к всеобщему среднему образованию, появление на рубеже 1990-х годов учебных заведений нового типа (лицеев, гимназий, колледжей), введение трехлетней начальной школы с более сложной программой обучения и усиление требований в области дошкольного образования обусловили реформирование системы подготовки педагогических кадров. Был расширен перечень подготовки специалистов с высшим образованием для начальной школы и дошкольных организаций, для профессионально-технических и средних специальных учебных заведений; увеличен до 5 лет срок обучения в педагогическом вузе.

Вплоть до 1990-х годов общее и педагогическое образование составляли единую систему, сначала в рамках Министерства народного просвещения Российской империи, затем Наркомпроса и Министерства просвещения СССР. Когда педагогические вузы были переданы в единое с другими вузами страны, ведомство, то вынуждены были перестроить работу: усилить фундаментальную составляющую научных исследований, а, следовательно, перестроить инфраструктуру вуза. Педагогические вузы «затерялись» среди прочих, их специфика мало учитывалась, прежде существовавшая связь между общим и педагогическим образованием была в определенной степени утрачена. Это привело к тому, что некоторые педагогические институты обрели статусы академий и университетов, а часть из них даже отказалась от педагогической «профильности». Статус университета даёт вузу конкурентные преимущества, но требует наличия подготовки кадров не менее чем по 8-9 укрупненным группам специальностей и направлений (среди которых «педагогическое образование» составляет лишь одну), что неизбежно приводит к изменению общей структуры вуза и его кадрового состава.

Система педагогического образования в Томской области сформировалась в начале XX века: в 1902 году был открыт Томской учительский институт, в 1906 году в селе Павловское Барнаульского уезда Томской губернии - учительская семинария, которая в 1911 году была переведена в г. Новониколаевск (ныне – Новосибирск). Право претендовать на место учителя в гимназии и реальном училище предоставлялось выпускникам Томского университета и Томской духовной семинарии, на место учителя начальной школы – выпускникам Томской церковно-учительской школы, педагогических классов гимназий и епархиального училища.

В советский период истории Томской учительский институт был преобразован в 1931 году в Томский государственный педагогический институт, а в 1995 году он получил статус университета. Сегодня Томский государственный педагогический университет (далее – ТГПУ) входит в число ведущих педагогических вузов России.



Среднее педагогическое образование в Томской области с 1923 года предоставлял педагогический техникум, который в 1937 году был преобразован в педагогическое училище, а в 1995 году - в Томский государственный педагогический колледж (далее – ТГПК).
В настоящее время подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для системы образования Томской области осуществляется, главным образом, на базе следующих образовательных организаций:
1. Томский государственный педагогический университет – подготовка кадров по 9 укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, по 72 основным образовательным программам, из них по 36 направлениям подготовки педагогических кадров высшей квалификации (10 бакалаврских и 7 магистерских направлений, 19 педагогических специальностей), переподготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров, послевузовское образование в аспирантуре и докторантуре.

Направления подготовки бакалавриата

  1. 050100 Педагогическое образование

  2. 050100 Естественно-научное образование

  3. 050200 Физико-математическое образование

  4. 050300 Филологическое образование

  5. 050400 Психолого-педагогическое образование

  6. 050400 Социально-экономическое образование

  7. 050500 Технологическое образование

  8. 050700 Специальное (дефектологическое) образование

  9. 050700 Педагогика

  10. 051000 Профессиональное обучение (по отраслям)

Направления подготовки магистратуры

  1. 050100 Педагогическое образование

  2. 050100 Естественно-научное образование

  3. 050300 Филологическое образование

  4. 050400 Психолого-педагогическое образование

  5. 050400 Социально-экономическое образование

  6. 050700 Педагогика

  7. 051000 Профессиональное обучение (по отраслям)

Направления подготовки специалистов

  1. 050102 Биология

  2. 050201 Математика

  3. 050202 Информатика

  4. 050203 Физика

  5. 050301 Русский язык и литература

  6. 050303 Иностранный язык

  7. 050401 История

  8. 050402 Юриспруденция

  9. 050407 Педагогика и психология девиантного поведения

  10. 050501 Профессиональное обучение (по отраслям)

  11. 050502 Технология и предпринимательство

  12. 050601 Музыкальное образование

  13. 050602 Изобразительное искусство

  14. 050703 Дошкольная педагогика и психология

  15. 050706 Педагогика и психология

  16. 050708 Педагогика и методика начального образования

  17. 050711 Социальная педагогика

  18. 050715 Логопедия

  19. 050720 Физическая культура


2. Томский государственный педагогический колледж и филиал ТГПК в г. Колпашево – подготовка кадров на базе основного общего образования и среднего общего образования по специальностям: «Дошкольное образование» и «Преподавание в начальных классах», «Физическая культура» (только в филиале) по базовому и повышенному уровням; переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров на базе среднего профессионального образования.
3. Томский областной институт повышения квалификации работников образования (далее - ТОИПКРО) – повышение квалификации педагогических и управленческих кадров.
II. Педагогические кадры Томской области

В настоящее время (по данным на 1 апреля 2014 года) в системе дошкольного, общего среднего и дополнительного образования детей Томской области работают 16 119 человек. Из них учителями организаций общего образования являются 7608 человек, педагогическими сотрудниками дошкольных организаций (воспитатели, педагоги-логопеды, дефектологи, психологи, педагоги дополнительного образования, руководители физического воспитания) - 5758 человек, педагогами системы дополнительного образования - 1355 человек. Всего в системе дошкольного, общего среднего и дополнительного образования детей Томской области работают 30240 человек.

Анализ кадрового состава организаций общего образования Томской области показал, что из общего числа учителей в городских школах работают 4234 человека или 55,65%; в сельских школах – 3374 человека или 44,35 %.

В дошкольных организациях Томской области из общего числа педагогов в городских организациях работают 4480 человек или 77,8 %; в сельских – 1278 человек или 22,2 %. В системе дополнительного образования из общего числа 1355 педагогов, в городских организаций дополнительного образования - 988 человек (72,9 %), в сельских - 367 человек (27,1 %).

Среди наиболее острых проблем, связанных с кадровым обеспечением организаций общего образования следующие.
1. Снижается качественный уровень образования томских педагогов.

По данным на 1 января 2013 года укомплектованность общеобразовательных организаций педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование составляла 92,88% (самым низкий показатель в Сибирском Федеральном округе). В среднем по России этот показатель составлял 95,88%.

По сведениям на 1 апреля 2014 года укомплектованность общеобразовательных организаций Томской области педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, снизилась и составила всего 92,08 %. Из общего числа учителей области высшее образование имеют лишь 86,3%; высшее педагогическое – 79,38%.

Педагогические сотрудники дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций с группами дошкольного образования, имеющие высшее профессиональное образование составляют 52,4 %, из них – 46,2 % - высшее педагогическое (согласно форме ФСН № 85-К на 01.01.2014). 45,3 % вышеназванных педагогических работников имеют среднее профессиональное образование, из них педагогическое – 39,5 %.


2. Увеличение возрастных показателей работающих педагогических кадров и недостаточный приток молодых педагогов. В системе общего образования Томской области по данным на 1 января 2012 года доля педагогических кадров в возрасте до 30 лет составляла 12,89 % от общего числа педагогических и руководящих работников образовательных организаций общего, дошкольного и дополнительного образования. В среднем по России этот показатель составлял 13,21 %. По сведениям на 01 апреля 2014 года укомплектованность общеобразовательных организаций Томской области педагогическими кадрами в возрасте до 30 лет несколько выросла и составила 14,31 %.

В то же время число педагогических работников пенсионного возраста составляет 2350 человек или около 25,7 %. Из них работают в городских организациях общего образования 1208 человек или 24,7 %, в сельских - 1142 человек или 26,9 %.

Педагогические сотрудники дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций с группами дошкольного образования предпенсионного и пенсионного возраста представлены следующим составом: 50-54 года – 11,9 %; 55-59 лет – 9,4 %; 60 лет и старше – 4,3 %.

Число педагогических работников пенсионного возраста в организациях дополнительного образования детей составляет 265 человек или 19,5 %. Из них работают в городских организациях дополнительного образования детей 163 человека или 16,5 %, в сельских – 102 человека или 27,8 %.


3. Рост дефицита педагогических кадров в Томской области.

В 2014 году системой общего образования Томской области затребовано около 390 новых педагогов. Однако педагогические учебные заведения области – ТГПУ и ТГПК - способны общими усилиями удовлетворить заявку не более чем на 75%. Из 304 выпускников ТГПУ по педагогическим (учительским) направлениям 231 бакалавр и 73 магистра, которые, как правило, уже трудоустроены в системе образования. Выпуск ТГПК в 2014 году составляет 59 человек (41 – по специальности преподавание в начальных классах и 18 – дошкольное образование).



Традиционно до 70 процентов выпускников ТГПУ по педагогическим направлениям подготовки, вышедших на рынок труда (за исключением лиц, призванных в ряды вооруженных сил, продолживших обучение или находящихся в декретном отпуске) трудоустраиваются в системе образования, из них не менее 85-90 % - в Томской области. Вместе с тем, ежегодно растет число студентов, прибывших на обучение из других регионов РФ и зарубежья.

1111111
Из выпускников ТГПК и филиала ТГПК в г. Колпашево трудоустраиваются по направлениям в ОУ области около 59%, около 8 % окончивших колледж продолжают обучение в иных образовательных организациях.

Трудоустройство выпускников очной формы обучения за счёт бюджетных средств ТГПК в г. Томске:




2013

2012

2011

2010

Выпуск (чел.)

45

59

83

50

Получили направление на работу (чел./ %)

17 - 38%

42 – 71 %

61 - 73%

45 - 90%

Предоставление права свободного трудоустройства (чел./ %)

18 - 40%

11 – 19 %

15 -18 %

5 - 10 %

Не трудоустроены (чел./ %)

9 - 20%

0

0

0

Продолжают обучение (чел./ %)

1 - 2%

5 – 8 %

5 - 6 %

0

Призваны в ряды Вооружённых сил (чел./ %)

0

1- 2 %

2 - 3 %

0


Трудоустройство выпускников очной формы обучения за счёт бюджетных средств филиала ТГПК в г. Колпашево:




2013

2012

2011

2010

Выпуск (чел.)

22

29

15

8

Получили направление на работу (чел./ %)

7 - 32%

15 – 52 %

8 – 53 %

5 - 62 %

Предоставление права свободного трудоустройства (чел./ %)

7 - 32%

3 – 10 %

0

0

Не трудоустроены (чел./ %)

4 - 18%

7- 24 %

5 – 33%

3 – 38 %

Продолжают обучение (чел./ %)

4 - 18%

4 – 14 %

2 - 14 %

0

Призваны в ряды Вооружённых сил (чел./ %)

0

0

0

0

Дефицит педагогических кадров в Томской области вызван, главным образом, со следующими причинами.



1) Сокращение контрольных цифр приёма по педагогическим направлениям подготовки кадров.

В условиях демографической ямы - с середины 1990 - х до 2008 года - значительная часть педагогов оказалась без работы; были не востребованы и многие из выпускников педагогических учебных заведений. Это повлекло сокращение контрольных цифр приёма по педагогическим направлениям подготовки кадров, а соответственно и выпуска специалистов.

Контрольные цифры приема (КЦП) в ТГПУ по педагогическим специальностям и направлениям подготовки бакалавриата в 2005-2015 гг. (очная форма обучения, бюджетная основа)

Контингент студентов ТГПК (без данных по филиалу в Колпашево)

по специальности "Дошкольное образование"


по специальности "Преподавание в начальных классах"




  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница