Проект программы «Логика» для детей дошкольного и младшего школьного возраста



Скачать 190.96 Kb.
Дата03.05.2016
Размер190.96 Kb.
МОУ – Мастахская средняя общеобразовательная школа

Проект программы «Логика»

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Составители: Афанасьева Оксана Николаевна

учитель начальных классов Мастахской СОШ

Михайлова Саргылана Егоровна

воспитатель детского сада «Чуораанчык»

с. Мастах



1 . Обоснование темы:
В настоящее время происходит развитие и обновление национальной школы, которое дало возможность учителю работать по новому.

Ни один учебник по математике в традиционной школе не удовлетворяет потребности развитию у ребенка познавательных процессов, логики тормозит развитию интеллекта детей, в первую очередь, творческого мышления. В связи с такой системой преподавания дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовое решение , причем как правило, только одно решение. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или, наоборот, имеет множество решений. Кроме того дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не в состоянии действовать самостоятельно, чтобы найти какой -то новый способ.

Смысл программы «Логика» состоит в том, чтобы организовать в ДОУ и начальных классах регулярные занятия, на которых любые дети – с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные – могли бы решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом.

Программа занятий включает следующие основные направления:
-Развитие памяти (аудильной и визуальной; кратковременной и долговременной );

-развитие внимания (произвольного и непроизвольного внимания);

-развитие воображения и конструкторских способности (творческого пространственного, произвольного воображения);

-развитие мышления и интеллектуальных способностей (развитие способностей комбинировать, планировать, анализировать, рассуждать).



2.Цель программы:
Учитывая индивидуальный подход развить у ребенка интеллектуальные способности и познавательный процесс.

3. Задачи программы:

1). правильно организуя действие на занятиях, надо достичь того, чтобы ребенок сам хотел, любил и умел учиться.

  1. развитие творческой и исследовательской активности.

  2. Развитие способностей к сотрудничеству, коммуникативности.



4. Основные требования:

-занятия проводить в форме игры, с постепенным усложнением заданий

-создать атмосферу доброжелательности.

- детям даем право выбора. Заданий с учетом индивидуальных особенностей.

-нельзя сравнивать слабых с более сильными детьми.

- использовать индивидуальный подход.

-регулярно проводить мониторинг интеллектуального развития, использовать при этом тесты, диагностики, зачет.
Количество часов:

Разделы


Старшая группа

Подготовительная группа

1

класс


2 класс

3 класс

4 класс

Развитие внимания


10 ч

6 ч

6 ч

7 ч

5 ч

5 ч

Развитие памяти


10 ч

8 ч

6 ч

5 ч

5 ч

5 ч

Развитие воображения и конструирования


8 ч

10 ч

12 ч

10 ч

10 ч

8 ч

Развитие мышления и интеллектуальных способностей


6 ч

10 ч

8 ч

10 ч

12 ч

14 ч

Всего

34 ч

34 ч

32 ч

32ч

32ч

32ч


Дошкольное обучение
Первый год обучения - 34 часа.

В содержательных играх, на занятиях воспитатель способствует развитию у детей:
Старшая группа (возраст 4-5 лет)


  • Научить самостоятельности, инициативности, желания и умения сосредоточенно играть довольно длительное время (15-20 минут) в содержательные познавательные игры;

  • Научить анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам, количеству, расположению, назначению;

  • Уметь считать предметы, звуки, движения и пользоваться счетом для оценки количества объектов;

  • Развить творческое воображение, умения активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.

Примерная тематика занятий

Развитие памяти (10 часов)


  1. Развитие зрительной памяти и внимания.

  2. Развитие образной памяти «Что за чудо эти сказки»

  3. Развитие зрительной памяти «Запомни картинки»

  4. «Волшебные карандаши» рисование картинки по памяти

  5. «Слушаем и рисуем» игра-соревнование

  6. Воспроизведение текста

  7. Развитие слуховой памяти «Слушай и запоминай»

  8. «Запомни и повтори»

  9. Развитие двигательной памяти

  10. Диагностика развития памяти


Дидактические игры: «Поезд», «Запомни картинки», «Чердачные находки», «Вспомни пары», «Вершки-корешки», «Радио», «У кого больше меда?», «Кого цвета?», «Бусы», «Слушаем и рисуем», «Добавь слово», «Нарисуй по памятикартину», «Слушаем и рисуем», «Расставь точки», «Добавь слово», «Меморина», «Прятки», «Увидел, услышал, запомни», «Запомни фигуры», «Посчитай не ошибись»


Развитие внимания (10 часов)

  1. «Найди предмет непохожий на другие»

  2. Путешествие в Остров сокровищ

  3. Конкурс «Будь внимателен»

  4. «Домино»

  5. «День непослушания»

  6. Соревнование «В гостях у Микки-Мауса»

  7. «Помоги Винни» развитие сосредоточенности внимания

  8. Развитие двигательной активности игра-«Зеркало», «Ночной сторож»

  9. «Полет в звездный мир» путешествие

  10. Диагностика внимания


Дидактические игры: «Сколько чего?», «Найди отличия», «Выполни уговор строго», «Лабиринты», «Слепая муха», «Найди лишний предмет», «Из чего сделано?» «Найди,такую же» «Ищи безостановочно», «Кто что слышит?», «Заметь все», «Найди предмет по описанию», «Угадай, кто позвал?», «Найди предмет непохожий на другие», «Кто назовет как можно больше признаков отличия?», «Запутывалки»
Развитие воображения и конструирования (8 часов)


  1. «Юный художник» дорисуй и назови предметы

  2. «Составь узор»

  3. «Что было раньше, а что потом»

  4. «Пластилиновый мультик»

  5. Мозаика

  6. «Составь фигуры из счетных палочек»

  7. Игры со счетными палочками

  8. Диагностика воображения

Дидактические игры: «Пластилиновый мультик», «Незаконченный рисунок», «Составление изображений объектов», «Угадай, кто я?», «Из чего сделано?», «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем», «Дорисуй и назови предмет», «Составь фигуру», «Сложи узор», «Составь фигуру из счетных палочек», «Логическая концовка», «Светофор», «Придумай головоломку», «Животные, растения, птицы»
Развитие мышления и интеллектуальных способностей (6 часов)


  1. Логические ряды

  2. «Магические квадраты»

  3. Знакомство с игрой «Сонор»

  4. «Логический поезд»

  5. «В гостях у Вини» конкурс

  6. Диагностика развития мышления

Дидактические игры: «Логический поезд», «Парные картинки», «Какой предмет?», «Геометрическая мозаика», «Расположи правильно картинки», «Сложи узор», «Магические квадраты», «Сонор», «Лиса и гуси», «Волк и овцы»
Основные требования к концу первого года обучения:

  • Может по предложенной взрослым схеме собрать несложную постройку из кубиков (4-5 деталей);

  • По просьбе взрослого ребенок в состоянии запомнить до 5 названных предметов;

  • Может действовать в соответствии с заданным правилом: отбирать нужные картинки, заштриховать необходимые фигурки;

  • Может дорисовать начатое воспитателем изображение, дополнив его деталями


Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева Е.Н. «Лучшие игры для детей от 2 до 7 Санкт-Петербург «Весь» 2002 г.

  2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» Москва «Просвещение» 1985 г.

  3. Борисова З.Н. «3-7 саастаах о5олору математика5а уорэтии методиката» Дьокуускай 2002 с.

  4. Венгер Л.А. и другие «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Москва 1989 г.

  5. Каратаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками» Москва Линка-пресс 2000 г.

  6. Кирилина Е.Н. «Туннук» Якутск 1996 г.

  7. Михайлова З.А., Э.Н. Иоффе «Математика от трех до семи» Санкт-Петербург «Детство- пресс» 2003 г.

  8. Тихомирова Л.Ф. «Познавательные способности дети 5-7 лет» Ярославль Академия развития Академия Холдинг 2001 г.



Второй год обучения – 34 ч
Подготовительная группа (возраст 5-6 лет)
В содержательных играх, на занятиях воспитатель способствует развитию у детей:

  • интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

  • образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и.т.д.

  • произвольного внимания; умения использовать приемы мнемотехники;

  • способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, изменения и др.;

  • стремления к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности

Примерная тематика занятий

Развитие внимания (6 часов)


  1. Лабиринты

  2. «Почтальон-читатель» игра-путешествие

  3. «Что напутал художник»

  4. Игры на развитие внимания

  5. «Картинки-загадки» игра-тренировка внимательности

  6. Диагностика развития устойчивости внимания

Дидактические игры: «Кто подойдет, пусть возьмет!», «Вершки и корешки», «Зоологическое домино», «Перестановка», «Испорченный телефон», «Кто ты?», «Запоминание с картинками», «Испорченный телефон», « «Дрессируем муху», «Рисунок под диктовку», «Повтори число», «Отыскать числа», «Лабиринты-веревочки», «математические лабиринты», «Что изменилось?», «Картинки-загадки», «Животные, растения., птицы» и.т.д.
Развитие памяти (8 часов)

  1. «Запомни и повтори» развитие слуховой памяти «Десять слов»

  2. Развитие образной памяти

  3. «Точки»

  4. «Воспроизведение рассказа»

  5. «Воспроизведение рассказа»

  6. «Учим загадки»

  7. Игры на развитие памяти

  8. Диагностика развития словестно-логической памяти

Дидактические игры: «Запомни картинки», «Где ты был Петя?», «Радио», «Что пропало?», «Запомни узор», «Улей», «Поезд», «Запомни картинки», «Чердачные находки», «Запомни узор», «Расставь точки», «Добавь слово», «Бусы» и.т.д.
Развитие воображения и конструирования (10 часов)


  1. «Готовимся к поиску Атлантиды» игра-путешествие

  2. «Уникуб»

  3. Волшебный круг

  4. «Коломбово яйцо», «Пентамино»

  5. «Путешествие в Королевство Сладкоежек»

  6. «Где наша улица, где наш дом» использование плана-карты

  7. «Дом моей мечты» составление из геометрических фигур силуэт дома

  8. «Лего»

  9. Конструирование из бумаги

  10. Диагностика развития воображения «Незаконченные рисунки», «Воображение»

Дидактические игры: «Шкатулка со сказками», «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Пелтамино», «Кольцо Луллия», «Четыре краски», «Кто где живет?», «Магазин игрушек»,

Развитие мышления и интеллектуальных способностей (10 часов)

  1. Конкурс «Умники и умницы»

  2. Шашки соревнование по шашкам

  3. Подготовка к игре в шахматы «Ход коня»

  4. Игра на восстановление силуэтов «Танграм»

  5. Складывание объемных фигур «Кубики для всех»

  6. Конкурс интеллектуалов «Смекалка для малышей»

  7. Динамическая игра преследования «Сонор»

  8. «Сонор»

  9. Соревнования по настольным видам «Хабылык», «Хаамыска»

  10. Диагностика развития мышления

Дидактические игры: «Поиск сокровищ», «Четвертая картина», «Кто веселее?», «Угадай, что спрятано», «Гексамино», «Пирамидки», «Найди ошибки», «»Кубики для всех», «Ход шахматного коня», «Переставь шашки», «Купите шары», «Ассоциация», «Сложи узор», «Танграм», «Сонор», «Заполни пустые клетки» и.т.д.
Основные требования к концу второго года обучения:

  • Использует схему для ориентировки в определенной пространственной ситуации;

  • Может выстроить последовательность предметов по нарастанию или убыванию какого-либо ненаглядного признака;

  • Может распределить предметы по группам или основе выделывания ненаглядных признаков;

  • В состоянии изложить или сочинить содержание небольшого рассказа или сказки.



Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева Е.Н. «Лучшие игры для детей от 2 до 7 Санкт-Петербург «Весь» 2002 г.

  2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» Москва «Просвещение» 1985 г.

  3. Борисова З.Н. «3-7 саастаах о5олору математика5а уорэтии методиката» Дьокуускай 2002 с.

  4. Венгер Л.А. и другие «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Москва 1989 г.

  5. Каратаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками» Москва Линка-пресс 2000 г.

  6. Кирилина Е.Н. «Туннук» Якутск 1996 г.

  7. Михайлова З.А., Э.Н. Иоффе «Математика от трех до семи» Санкт-Петербург «Детство- пресс» 2003 г.

  8. Тихомирова Л.Ф. «Познавательные способности дети 5-7 лет» Ярославль Академия развития Академия Холдинг 2001 г.


Начальная школа
Третий год обучения. Первый класс – 32 часа

Примерная тематика уроков

Развитие памяти (6 часов)





  1. Ознакомление с предметом. Проверка уровня развития памяти.

  2. Развитие слуховой памяти.

Дидактические игры « Математические слова», «Цепочка слов», «Найди лишнее слово», «Испорченный телефон».

  1. Развитие зрительной памяти.

Дидактические игры и задания: Зрительные диктанты, « Рисует компьютер», игры на развитие моторики руки, зрительно-слуховые диктанты. Игра «Что изменилось».

  1. Игры и упражнения для развития логической и механической памяти «Найди пару», «Пара слов», зрительные диктанты.

  2. «Помощники Шерлока Холмса» урок- соревнование.

  3. Диагностика развития памяти (кратковременной и долговременной памяти)

Развития внимания (6 часов)


  1. Игры на внимания.

  2. «Внимание Угадай-ка!» по методике Никитина.

  3. «Поможем художнику» игры на развития внимания и воображения.

  4. «Лабиринты»- урок путешествие.

  5. Задачи на внимания.

  6. Диагностика внимания.



Развитие воображения и конструирования (12 часов)

  1. «На что это похоже» игры на воображения.

  2. «Звезды на небе» символики созвездий.

  3. «Составь узор из геометрических фигур».

  4. «Мозаика».

  5. «Сюжетная мозаика».

  6. «Сложи квадрат» по методике Никитина.

  7. Танграм».

  8. Выполнения аппликации «Экскаватор».

  9. Игры с палочками, со спичками на сложение различных фигур.

  10. Игры со спичками.

  11. Конструирование из бумаги.

  12. Урок-соревнование «Лего-го».

Развитие мышления и интеллектуальных способностей ( 8 часов)





  1. Задания на анализ строения предметов.

  2. Сравнения предметов (задания на выяснение свойство предметов и сравнения по свойствам).

  3. Классификация предметов по определенным признакам.

  4. Шашки. Знакомство с правилом.

  5. Шашки. Знакомство с простейшими приемами игры.

  6. Соревнование по шашкам.

  7. Соревнование по шашкам. Урок соревнование «Лучший шашист».

  8. Числовые головоломки и ребусы.


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

К концу первого класса учащиеся должны знать:


  • Символики созвездий и о их значениях.

  • Правила развивающих игр ( «Танграм», «Кубики»)

  • По каким признакам можно делать классификацию предметов (Цвет, форма, величина, особенности материала)

Учащиеся должны уметь:


  • Решать простые логические задачи.

  • Сравнивать, анализировать, обобщать.

  • Составить узор из геометрических фигур, сложить простые фигуры из спичек.

  • Играть в шашки, кубики, танграм.

Навыки учащихся:


  • Развитие моторики руки.

  • Зрительного восприятия ребенка, его глазомер.

  • Способности воспроизводить увиденное.


Список использованной и рекомендуемой литературы:


  • Аммосова Т.П «Оскуола иннинээ5и саастаах о5олорго математика» 1995г. Якутск

  • Амонашвили Ш.А Начальная школа» газета №23 1996г«Здравствуйте, дети !»

  • Венгер П.А, Дьяченко О.М, .Говорово Р.И, Цеханская Л.И «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» 1989г Москва

  • Волкова С.И, .Пчелкина О.Л «Альбом по математике и конструированию» 1 класс 1993 Москва

  • Жигалкина Т.К «Игровые и занимательные задания по математике» 1 класс 1989г. Москва.

  • Кирилина Е.Н «Туннук» 1996 г. Якутск.

  • «Начальная школа» Журнал №7 1990г.

  • Никитин Б.П «Ступеньки творчество или развивающие игры» 1989 г.

Четвертый год обучения. Второй класс - 32 часа

Примерная тематика занятий


Развития памяти (5 часов)


  1. Тестирования. Проверка уровня развития памяти.

  2. Математические диктанты.

  3. «Найди отличия» игра .

  4. «Галка и голуби» ( урок –игра.)

  5. « Посмотри и запомни» урок-аукцион.


Развития внимания (7 часов)


  1. Проверка уровня детей. Тестирование.

  2. «Юный следопыт» урок-соревнование.

  3. Графические диктанты.

  4. Игры на внимания.

  5. «Веселый счет».

  6. «Лабиринты».

  7. «Кто самый внимательный» Соревнование.


Развития воображения и конструирования (12 часов)

  1. «Знакомство с городом Геометрией» урок путешествие.

  2. «Дороги в городе Геометрии»

  3. Волшебные превращения жителей города.

  4. Знакомство с искусством Оригами.

  5. Оригами (интегрированный урок)

  6. Игры со спичками.

  7. Игра головоломка «Пифагор», «Монгольская игра».

  8. Знакомство с игрой «Сонор». Игровое поле и фигурки.

  9. Познакомить с правилами игры.

  10. Точка, круг, радиус, диаметр (знакомство с новыми понятиями)

  11. Соревнование по игре «Сонор»

  12. «Лучший игрок в сонор » урок соревнование.


Развития мышления и интеллектуальных способностей (10 часов)

  1. «Математические лабиринты» и головоломки.

  2. «Занимательные квадраты» и ребусы.

  3. Задания на развитие классификации.

  4. Задачи на развитие способности анализировать.

  5. Задачи на развитие способности комбинировать.

  6. Задачи на развитие способности рассуждать.

  7. «Турнир знатоков» урок-соревнование.

  8. Задачи-шутки, задачи-смекалки.

  9. Олимпиада.

  10. Диагностика уровня развития мышления.


Основные требования к знаниям, умениям учащихся.
К концу второго класса учащиеся должны знать:




  • Правила игры «Сонор».

  • Историю возникновения науки геометрия.

  • Геометрические термины (пересечения, параллельные прямые, луч, угол, параллелограмм, ромб, трапеция, диаметр, радиус ).

  • Искусство «Оригами».

Учащиеся должны уметь:

  • Решать числовые головоломки.

  • Решать нестандартные задачи (задачи-шутки, задачи-смекалки).

  • Составлять из геометрических фигур новые фигуры.

  • Читать схему и складывать простейшие виды оригами.


Список использованной и рекомендуемой литературы:

  • «О5о ойун о5о эрдэ5иттэн сайыннарыы». Е.А.Барахсанова, А.И. Голиков, Т.Т. Саввинов 1993 г. Якутск

  • «Альбом по математике и конструированию» 2 класс. С.И. Волкова, О.П.Пчелкина 1994 г. Москва

  • «Внеклассная работа по математике в начальной школе». В. Л, Труднев 1975

  • «Игровые и занимательные занятия по математике» Т.К. Жигалкина 1989 г. Москва

  • «Развитие детей на уроках математики» «Начальная школа» журнал №7 1991

  • «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П. Никитин

  • Задания школьных и кустовых олимпиад.

  • «Задачник» Г. Остер 1996 г. Москва.

  • «Занимательная математика» «Начальная школа» газета №20 1996

  • «Развитие пространственного мышления на уроке математики и труда» №5 1991 «Начальная школа» журнал.


Пятый год обучения. Третий класс - 32часа

Примерная тематика

Развитие памяти. 5 часов





  1. Занимательные рисунки (Графические диктанты)

  2. «Посмотри и запомни» (игры на развитие кратковременной памяти)

  1. «Точки» развитие визуальной памяти.

  2. Определение оперативной памяти.

  3. Головоломные размещения и перестановки.


Развитие внимания .5 часов


  1. «Числовые лабиринты»

  2. Игра на внимания

Дидактические игры «Сколько звеньев», «Сосчитай сколько 5», «Где лошадь?», Помоги рабочему», «Чур, без ошибок!».

  1. «Умножить или разделить» игра.

  2. Головоломные размещения и перестановки.

  3. Обман зрения.

Развития воображения и конструирования. 10 часов





  1. Игры со спичками.

  2. Игры со спичками.

  3. «Семь раз отмерь - один раз отрежь» игра.

Дидактические игры: «Циферблат», «Семь розочек», «Разрежь квадраты» и.т.д.

  1. Геометрические головоломки «Колумбово яйцо», «Сложи квадрат».

  2. Урок игра «Волшебные превращения»

  3. Оригами. Сложение из бумаги простейшие фигурки зверей и птиц.

  4. Разрезание и складывание фигур.

  5. «Геометрическое домино» Игра на развитие воображения и внимания.

  6. «Продолжи рисунок» Игра на воображение.

  7. Диагностика развития у детей творческого воображения.

Развития мышления и интеллектуальных способностей .12 часов





  1. «Магический квадрат».

  2. Отгадывание задуманного числа.

  3. Числовые пирамиды.

  4. Логические задачи на раскрашивания.

  5. Затейные задачи ,задачи на переправу.

  6. «Блиц - турнир» задачи - шутки.

  7. Математические олимпиады.

  8. Урок соревнование «Смекай , считай, отгадывай!»

  9. Игры в шахматы.

  10. Игры в шахматы. Решение простых задач.

  11. Игры в шахматы. Шахматные головоломки

Диагностика логического мышления и интеллектуальных способностей.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся.
К концу третьего класса учащихся должны знать:


  • Правила игры в шахматы. Различия и значения шахматных фигур.

  • Геометрические понятия (острый, тупой, угол, виды треугольников)

  • Правила развивающих игр (Колумбово яйцо, геометрические головоломки).


Учащиеся должны уметь:


  • Рассуждать, доказывать, делать свои выводы.

  • Решать нестандартные задачи (задачи на раскрашивания, затейные задачи, задачи-шутки, задачи на переправу, логические задачи)


Список использованной и рекомендуемой литературы:


  • «Смекалка для малышей» Москва 1996г.

  • «Тетрадь с математическими заданиями» 3 класс. С. И. Волкова, Н. Н. Столярова Москва 1995 г.

  • «Начальная школа» журнал №7-8 1992г. «Развитие познавательных способностей детей на уроках математике» 3 класс

  • «Начальная школа» журнал №9 1994 факультативный курс «Шахматы первый год» И. Г. Сухин.

  • «Занимательные логические задачи» Л.М.Лихтарников Санкт-Петербург 1997 г.

  • Математические олимпиады учащихся начальных классов.

  • «Оскуола иннинээ5и саастаах о5олорго математика» Т.И. Аммосова 1995 г. Якутск.

  • «Внеклассная работа по математике в начальных классах» Б.П. Труднев 1975г. Москва

Шестой год обучения. Четвертый класс – 32 часа



Примерная тематика

Развитие памяти . 5 часов


  1. «Цепочка слов» развитие слуховой памяти.

  2. Игры на развитие логической и механической памяти.

  3. «Полезные наблюдения» игры на наблюдательность, память, классификацию.

  4. Определение долговременной памяти.

  5. Диагностика развития памяти.

Развитие внимания . 5 часов





  1. «Числовые лабиринты».

  2. Игры на развития устойчивости внимания.

Дидактические игры: «Сосчитай и напиши сколько 5?», «Смеются или сердятся?».

  1. Игры на пересчет предметов.

Дидактические игры: «Кто спрятался за дерево?», «Помоги рабочему» «Сколько звеньев в каждой цепочке?»

  1. Задачи на внимания.

  2. Диагностика развития внимания.

Развитие воображения и конструирования. 8 часов





  1. «Конструкторская смекалка» урок - игра.

  2. Найдите фигуру (разделить фигуру или сосчитать сколько фигур).

  3. Геометрические головоломки, игры со спичками.

  4. Составь квадрат «Измерение предков». Урок - К.В.Н.

  5. Конструкторские задания. Урок – соревнования.

  6. «Семь раз отмерь - один раз отрежь»

Дидактические игры: «Из кувшина квадрат», «Разруби подкову», «Деление запятой».

  1. Игры на воссоздание силуэтов.

Дидактические игры: «Волшебный круг», «Вьетнамская игра».

  1. « Игра в фантастические гипотезы». Диагностика творческого и произвольного воображения.

Развитие мышления и интеллектуальных способностей . 14 часов





  1. Задания по развитию способности анализировать.

Дидактические игры: «Выявление общих понятий», «Исключи лишнее слово», «Сравнить понятия».

  1. «Найди закономерность». Урок-соревнование.

  2. Анализ, сравнение, обобщение.

  3. Геометрические головоломки

  4. Задачи о лгунах. Логические задачи.

  5. Математические загадки и ребусы.

  6. Математическая викторина.

  7. Логические задачи связаны с рассмотрением нескольких множеств.

  8. Шахматная партия. Шах или мат.

  9. Шахматная партия. Ничья, пат.

  10. Двойной удар. «Лабиринт», «Перехитри часовых» урок- игра.

12. Работа по карточкам.

13. Олимпиады



  1. Диагностика уровня развития у детей развития интеллектуальных способностей.


Основные требования к знаниям, умениям учащихся.

К концу четвертого класса учащиеся должны знать:




  • Простейшие шахматные комбинации.

  • Меры измерения предков.

  • Соответствие между элементами различных множеств.

Учащиеся должны уметь:





  • Рассуждать и рационально перебирать возможные варианты.

  • Решать логические задачи, связанные на нахождение нескольких множеств.

  • Выполнять числовые, геометрические головоломки.

  • Анализировать, рассуждать, планировать, доказывать, делать свои выводы.


Список использованной и рекомендуемой литературы:


  • .Волкова С.И, Пчелкина О. Л «Альбом по математике и конструированию» 4 класс

  • «Остер Г. « Задачник». 1996г. Москва

  • Чилингирова Л ,Спиридонова .Б «Играя, учимся математике». 1993 г. Москва

  • Труднев В.П. «Внеклассная работа по математике на уроке в начальной школе»

  • «Начальная школа» журнал №8 1993

  • «Смекалка для малышей» 1996г. Москва

  • Лихтарникова Л.М. «Занимательные логические задачи» 1997 г. Москва

  • «Начальная школа» журнал №9 1994 г. «Факультативные курсы». Шахматы первый год»

  • Математические олимпиады учащихся начальных классов.

  • «Занимательная математика» «Начальная школа» газета №27 1995 г.







База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница