Проект школы военно-патриотического воспитания



Скачать 215.32 Kb.
Дата30.04.2016
Размер215.32 Kb.

Проект школы военно-патриотического воспитания


Д.А. Ворошнин

Научный руководитель: Е.Д. Соколова

Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе школы военно-патриотического воспитания главной задачей является формирование и развитие патриотических чувств подрастающего поколения. Без наличия этих компонентов нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Значимость военно-патриотического воспитания молодежи имеет весомый вклад, а в некоторых случаях и решающее значение в делах подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Школа военно-патриотического воспитания обеспечивает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку.

Основная цель школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы формировала у школьника чувство патриотизма, гарантирующее укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время. Помимо этого, перед школой ставятся следующие задачи:

1) обеспечение безопасности образовательного процесса;

2) изучение истории и культуры Отечества, формирование у учащихся чувства патриотизма;

3) разнообразными формами и методами приобщать школьников к патриотическому наследию России;

4) обеспечивать повышение уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки школьников;

5) формировать здоровый образ жизни, приобщать школьников к культурному наследию России;

6) консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании школьников.

Материально-техническая база школы позволяет создать условия для осуществления образовательного процесса, отвечающего всем самым современным требованиям. Школа оборудована всем необходимым для развития, обучения и воспитания школьников: два спортивных зала, спортплощадка, бассейн, актовый зал, тренажёрный зал, кабинет трудового обучения, библиотека, медицинский кабинет, кабинет информатики, учебные кабинеты, столовая, кабинет музыки, тир. Имеются залы для единоборств, гимнастический зал.

Для организации и проведения занятий используются средства технического обучения: компьютеры, копиры, сканеры, принтеры, телевизоры, видеомагнитофоны, DVD-плееры, цифровые видеокамеры, цифровые фотоаппараты, магнитофоны, звукозаписывающая аппаратура, звуковоспроизводящая аппаратура, различный спортивный инвентарь, пневматические винтовки и пистолеты для спортивной стрельбы, спортивные тренажёры.

Школа военно-патриотического воспитания предоставляет услуги по трем направлениям:

I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:


  1. Мероприятия по увековечиванию памяти воинов, павших в борьбе за независимость нашей Родины.

  2. Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.

  3. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

  4. Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.

II направление. Военно-спортивные игры.

Прежде всего, это «Зарница» и «Орленок», которые в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи «ШКОЛА – АРМИЯ». Опыт проведения игры «Зарница» показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. «Зарница» оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.

III направление. Взаимосвязь школьного и воинского коллективов.

Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами [1].

Дальнейшие перспективы развития школы связано:


  • c развитием материально-технической базы;

  • с созданием в школе методической копилки с разнообразными формами и методами по гражданско-патриотическому воспитанию школьников;

  • с расширением спектра дополнительных образовательных услуг;

  • с повышением квалификации педагогических кадров и освоением новых технологий обучения и воспитания;

  • с созданием условий для социальной адаптации выпускников [8].

Принципы реализации патриотического воспитания:

  1. принцип сбалансированности абстрактных и конкретных идеалов и целей патриотического воспитания (частной формулировкой которого является принцип сбалансированности индивидуально-личностного и социального начал патриотического воспитания);

  2. принцип мотивирующей осмысленности жизни и учёбы школьника;

  3. принцип комплексности, согласованности и преемственности воспитательных воздействий в процессе патриотического воспитания [4];

  4. принцип коллективизма в патриотическом воспитании.

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач военно-патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству, необходимости создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их формирования у молодежи. Без развития у российских граждан с раннего возраста этих ценностей не может быть созидательного общества и сильного государства [2].

Военно-патриотическое воспитание, как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, включает целевые, функциональные, социальные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем системности, то есть охватывает своим воздействием практически все поколения, пронизывает в той или иной степени все стороны жизни: духовно-нравственную, социально-экономическую, информационную, правовую, психолого-педагогическую, военно-политическую и др., опирается на образование, культуру, религию, этносы, философию, историю, военное дело и т.д. Оно является неотъемлемой частью жизнедеятельности значительной части российского общества, целого ряда социальных и государственных институтов.

Военно-патриотическое воспитание требует учета фактора многонационального состава Российской Федерации и связанного с этим многообразия национально-этнических культур.

Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются научность, единство теории и практики, приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций, системность, преемственность в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи, высокий уровень организационного обеспечения функционирования системы, многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания, его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе оптимального сочетания коллективного и индивидуального подходов, тесная и неразрывная связь с другими направлениями патриотического воспитания.

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению воинского долга, удовлетворение у различных категорий молодежи потребностей, интересов и мотивов с учетом специфики их военной подготовки, предоставление будущим защитникам Отечества гарантированного государством минимума социально-правовых услуг по образованию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, освоению военной специальности и др., что позволит качественно выполнять поставленные задачи.

Модель школы военно-патриотического воспитания представляет собой единую систему, состоящую из строений, классов, мебели, инвентаря, которые взаимосвязаны и имеют свою смысловую нагрузку, цели и задачи.

Школа расположена в центре города, ограждение территории позволяет исключить движение по ней автотранспорта, тем самым обеспечивая сохранность жизни и здоровья учащихся. Вокруг здания расположена благоустроенная зона для занятия боевыми искусствами, обустроены спортивные площадки. Школа представляет собой современное двухэтажное здание, построенное с использованием современных технологий и теплосберегающих материалов обеспечивающих надёжность конструкции и снижение затрат на обогрев помещения. Школа и прилегающая к ней территория привлекает своим внешним видом.

При входе в школу ребята попадают в большой, уютный холл, рядом с входом располагается пост охраны, на котором установлен монитор для наблюдения за территорией школы. На 1 этаже расположены спортивный зал, бассейн, раздевалки, душевые, медицинский кабинет; столовая с кухней, а рядом туалеты для того, чтобы можно было помыть руки перед приёмом пищи; гардероб. Имеется, подвал, который оборудован под тир для занятий спортивной стрельбой. Когда на улице непогода, подвал может быть использован как легкоатлетический манеж. На втором этаже располагаются учительская, кабинет директора, библиотека, классы для занятий трудом; классы информатики; кабинет музыки и другие учебные кабинеты. Все кабинеты в школе оснащены современными аппаратными средствами.

Учебный день в школе начинается с 8 часов. Звонки в школе автоматизированы и подаются всегда точно по расписанию. Занятия проходят в одну смену, в первую половину дня. Перемены в школе 10 минут, после 4 урока - 15 минут, чтобы у учеников было время для отдыха и возможность сходить в столовую. После 6-го урока, заканчивающегося в 13:00, в школе время для отдыха и приёма пищи учениками и педагогами. По расписанию школьники в обед уже заканчивают учиться, это позволяет им отдохнуть, а затем посещать тренировки, дополнительные занятия, кружки с 15:00.

В школе военно-патриотического воспитания для реализации учебно-воспитательного процесса школьников, используются личностно-ориентированные технологии.



Педагогика сотрудничества («проникающая технология»)

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель-ученик». В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:



  1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:

    • новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

    • гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

    • отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

    • новую трактовку индивидуального подхода;

    • формирование положительной Я-концепции, т.е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.

  1. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция [3].

Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в школе:

    • превращение школы Знания в школу Воспитания;

    • постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

    • гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

    • развитие творческих способностей ребенка;

    • возрождение русских национальных и культурных традиций;

    • сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

    • постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.

  1. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства [6].

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Академик РАО Ш.А. Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология "Школа жизни".

Целевые ориентации технологии Ш.А. Амонашвили определяются следующим:


  • способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

  • облагораживание души и сердца ребенка;

  • развитие и становление познавательных сил ребенка;

  • обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

  • идеал воспитания - самовоспитание.

Основные концептуальные положения:

  1. Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

  2. Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.

  3. Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

  4. Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрасного, планирование деятельности; смелость и выносливость; общение: иноязычная речь, шахматы; духовная жизнь, постижение красоты всего окружающего.

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:



  1. гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

  2. индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

  3. мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество «Вопрос», атмосфера романтики;

  4. резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей;

  5. учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок - творчество, урок - игра) [7].



Игровые технологии

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

В школе игровая деятельность используется в следующих случаях:


  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элемент более общей технологии;

  • в качестве урока или его части (введение, контроль);

  • как технология внеклассной работы.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:



  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в. качестве ее средства;

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации [8]:

  1. Мотивы общения:

    • Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

    • При решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

    • Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

  2. Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

  3. Познавательные мотивы:

    • Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

    • В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.

    • Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.

    • Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

    • Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.

    • В игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.

    • В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач. Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка. К педагогическим подходам организации детских игр, с нашей точки зрения, необходимо отнести ряд следующих моментов.

Выбор игры.

Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическую подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний. В игре подмена мотивов естественна: дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой [9].



Первая цель - удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня - функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры - разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т. п.

Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитектура. Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию, подходить по размеру для числа играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом иных занятий взрослых и детей). Любой микромир игры во дворе - в школе требует своего архитектурного и смыслового решения. Под архитектурной игровой площадью мы понимаем такую ее разработку, которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованию возраста детей, их стремлению к яркому, необъятному, героическому, романтическому, сказочному [6].

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности, жеребьевку, считалки.

Один из ответственных моментов в детских играх - распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре - дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т. е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, педагог использует следующие приемы:


  • назначение на роль непосредственно взрослым;

  • назначение на роль через старшего (капитана, водящего);

  • выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);

  • добровольное принятие роли ребенком, по его желанию;

  • очередность выполнения роли в игре.

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным - проявить активность, недисциплинированным - стать организованными, чем-то себя скомпрометировавшими - вернуть потерянный авторитет; новичкам и ребятам, сторонящимся детского коллектива, - проявить себя, сдружиться со всеми.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялись зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие; роль без действия - мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.



Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Основные принципы организации игры:



  • отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

  • принцип развития игровой динамики;

  • принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);

  • принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

  • принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, «вечным».

Безусловно одно - воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов.

Перед учителем стоят задачи:

  • опираться на достижения предыдущего возраста;

  • стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;

  • подготовить «почву» для последующего возраста, т.е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

Урок, проводимый в игровой форме, требует соблюдения определенных правил [10].

  1. Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

  2. Обязательные атрибуты игры: оформление, соответствующая перестановка мебели и т.д., что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

  3. Обязательная констатация результата игры.

  4. Компетентное жюри.

  5. Обязательны игровые моменты необучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения.

Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Технологии развивающего обучения

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу) [11].

Прогрессивное развитие личности - процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Специфическими свойствами развития личности является следующее:

• имманентность: развитие есть неотъемлемое свойство личности, заложенное природой;

• биогенность: психическое развитие личности во многом определяется наследственностью;

• социогенность: влияние социальной среды;

• психогенность: человек - саморегулирующаяся и самоуправляющаяся система;

• индивидуальность: личность представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития;

• стадийность: развитие личности подчиняется всеобщему закону цикличности;

• нелинейность: каждая личность развивается в своем темпе, испытывая случайно распределенные во времени ускорения и противоречия роста;

• физический возраст определяет количественные и качественные характеристики и возможности психического развития. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, уровень и особенности индивидума. В развивающем обучении педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных обучаемых. При такой форме обучения обучаемый - полноценный субъект деятельности на всех ее этапах. Каждый этап вносит специфический вклад в развитие личности. В деятельности целеполагания воспитываются свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность; при планировании - инициатива, творчество, организованность, самостоятельность, воля; при реализации целей - трудолюбие, дисциплина, активность, мастерство; на этапе анализа формируются отношения, ответственность, критерии оценки.

Развивающее обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога.



Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)

Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.) [5].

Главное достоинство индивидуального обучения – оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности.

Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.

Основные цели индивидуализированного обучения:

• сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей);

• содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся;

• формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика;

• улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

• формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.



Общие принципы индивидуализации обучения:

• индивидуализация есть стратегия процесса обучения;

• индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности;

• использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам;

• интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности;

• учение в индивидуальном темпе, стиле;

• предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.

Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков.

Мы надеемся, что школа военно-патриотического воспитания станет гарантом высоких знаний учащихся, всестороннего развития и формирования патриотической личности школьников.

Ожидаемые результаты:



  • сформировать у школьников патриотизм как интегративное качество личности;

  • формирование знаний и умений по начальной военной подготовке.

  • формирование умений и навыков при действии в чрезвычайных ситуациях

  • снижение влияния на подростков негативных факторов среды;

  • создание в школе методической копилки с разнообразными формами и методами по гражданско-патриотическому воспитанию школьников;

  • повышение уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки школьников;

  • объединение усилий школы, семьи, общественности в гражданско-патриотическом воспитании школьников, а также выработка единых подходов в воспитании;

  • содействовать гражданско-патриотическому воспитанию;

Литература

  1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. – М., 1999.

  2. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474с.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

  4. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.– М.: Творческий центр «Сфера», 2002. - 160с.

  5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.

  6. http://dosaaf-rus.ru/important/voenno-patrioticheskaya_rabota/voenno-patrioticheskaya_rabota/kontseptsiya_patrioticheskogo_voenno-patrioticheskogo_vospitaniya_molodezhi_v_obschestvenno-gosudarstvennoj_organizatsii_dosaaf_rossii/

  7. http://www.eurekanet.ru/ewww-info/13381.html

  8. http://www.moi-detsad.ru/metod33.htm

  9. http://www.onega.su/onega/school4/school4_universal.php

  10. http://www.ucheba.ru/kids-article/1138.html

  11. http://www.uray.ru/Education


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница