Проект утверждено



Скачать 228.76 Kb.
Дата01.05.2016
Размер228.76 Kb.
Проект
УТВЕРЖДЕНО
__________________

ПОРЯДОК

применения балльно-рейтинговой системы оценивания знаний при проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся ФГБОУ ВО “МАГУ”

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



  1. Настоящее Порядок устанавливает регламент текущего контроля и промежуточной аттестации с применением балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений обучающихся по образовательным программам, реализуемым на основании федеральных государственных образовательных стандартов и стандартов.

  2. Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся является одной из составляющих системы управления качеством образовательной деятельности в университете, способствующей объективной оценке индивидуальных результатов обучения.

  3. Целью внедрения накопительной балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений обучающихся является повышение качества профессиональной подготовки в МАГУ.

  4. Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся направлена на решение следующих задач:

  • повышение мотивации обучающихся к активной и регулярной учебной работе в семестре, в т.ч. к самостоятельной работе;

  • совершенствование организации учебного процесса на основе равномерного распределения учебной работы обучающихся в семестре и мониторинга их учебных достижений;

  • совершенствование контрольно-измерительных технологий на основе учета всех видов учебной работы обучающихся, выработки единства требований и объективизации системы оценивания учебных достижений обучающихся;

  • внедрение инновационных педагогических технологий измерения и оценивания учебных достижений обучающихся на основе информационных технологий, повышение качества методического сопровождения учебного процесса;

  • активизация личностного фактора в студенческой среде, повышение роли самооценки обучающихся, внедрение принципа состязательности в учебный процесс.

  1. Действие настоящего Порядка распространяется на структурные подразделения МАГУ, реализующие образовательные программы высшего образования (бакалавриат и магистратура) по всем формам обучения.

  2. Настоящий порядок доводится до сведения обучающихся с использованием официального сайта университета.

2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕРМИНЫ

Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся – это комплексная система поэтапного оценивания освоения образовательной программы.



Модуль дисциплины – часть учебной дисциплины (совокупность тем, разделов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения.

Текущий контроль – контроль всех видов аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся по данной дисциплине, результаты которой оцениваются до рубежного контроля.

Рубежный контроль – проверка полноты знаний и умений по материалу части дисциплины или модуля дисциплины.

Промежуточная аттестация – форма контроля, проводимая по завершении изучения дисциплины в семестре.

Итоговый рейтинг – сумма баллов, набранных обучающимся за всю работу по дисциплине, включая промежуточные аттестации.

Кумулятивный рейтинг – рейтинг студента, определяемый по результатам каждого учебного года и всех изученных дисциплин.

Технологическая карта дисциплины и практики (ТКД и ТКП) может включать:

Вводный блок в технологической карте вводится по усмотрению преподавателя и предполагает контроль остаточных знаний студентов: дисциплин школьного курса, смежных дисциплин учебного плана высшего образования.

Основной блок в технологической карте – является обязательным, предполагает текущий контроль знаний обучающихся; формируется преподавателем, ведущим данный курс в группе.

Рекомендуется предусмотреть:

- интерактивные формы занятий;

- рубежный контроль для дисциплин, имеющих более 50 часов аудиторных занятий.

Учет посещаемости студентами занятий не отражается в технологической карте дисциплины и практики.

Дополнительный блок в технологической карте дисциплины (не относится к технологической карте практики) – формы работ, позволяющие обучающимся получить дополнительное количество баллов, необходимое для допуска к промежуточной аттестации или улучшить свои текущие результаты. Позиции из дополнительного блока выполняются по согласованию с преподавателем.

Рекомендуется предусмотреть:

- внеучебную деятельность (не более 20 баллов);

- мероприятия, расширяющие представление студентов о содержании дисциплины (не более 40 баллов).


3. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

  1. Перечень мероприятий, критерии оценки соответствующих видов работ, порядок начисления баллов за те или иные виды работы, распределение баллов по всем видам и формам текущего контроля, промежуточной аттестации регламентируются технологической картой дисциплины и практики (Приложение 1), которые разрабатывается преподавателем (-ями) и является приложением к рабочей программе дисциплины (практик) и утвер-
    ждаются на заседании соответствующей кафедры.

  2. Количество баллов за одно контрольное мероприятие должно принимать только целочисленное значение.

  3. Рабочие программы дисциплин, ТКД и ТКП в обязательном порядке доводятся до сведения каждого обучающегося на первом занятии по изучаемой дисциплине, технологические карты практик – на установочной конференции. Технологические карты для обучающихся размещаются на сайте университета, в разделе “Студенту”.

  4. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины, прохождения практик и может включать: тестирование (письменное или компьютерное); ответы на теоретические вопросы на семинаре; решение практических задач и выполнение заданий на практическом занятии; выполнение и защита лабораторных работ; выполнение контрольных работ, индивидуальных домашних заданий; написание рефератов; участие в коллоквиумах по отдельным темам; дискуссии, тренинги, круглые столы, а также выполнение иных заданий, определяемых преподавателем в технологической карте дисциплины.

К текущему контролю относятся: систематические проверки знаний и навыков при выполнении лабораторных работ, практических, контрольных работ и других форм учебных занятий, а также практик.

  1. Технологической картой дисциплины может предусматриваться рубежный контроль, который назначается с целью определения результатов освоения обучающимися дисциплины (модуля дисциплины). В качестве рубежного контроля могут быть использованы: контрольная работа, тестирование, эссе, реферат, собеседование с письменной фиксацией ответов студентов и другие, которые определены в технологической карте дисциплины.

  2. Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и представляет собой итоговую оценку знаний по дисциплине в виде проведения экзаменационной процедуры, выставления зачета, дифференцированного зачета. Промежуточная аттестация может проводиться в письменном виде (зачет).

  3. Итоговый рейтинг по дисциплине отражает качество освоения обучающимися учебного материала. Максимальная сумма баллов, которую обучающиеся могут набрать в семестре по каждой дисциплине, не может превышать 100 баллов. Практика (учебная, производственная и т.д.), НИРС рассматриваются как самостоятельная учебная дисциплина. Курсовая работа (проект) не входит в технологическую карту дисциплины и не имеет собственной технологической карты.

3.9. Преподаватель ведет лист учета рейтинговых баллов студентов (по учебной группе) (Приложение 2), доводит информацию до их сведения, предоставляет лист на кафедру и в деканат по требованию, а также (в обязательном порядке) – в деканат вместе с зачетно-экзаменационной ведомостью. Деканат формирует рейтинг студентов в конце каждого семестра. Ведение листа учета обязательно для всех форм обучения.

3.10. Лицам, восстановленным в число обучающихся и обучающимся, вышедшим из академического отпуска или переведенным из других вузов и не имеющим оценок в баллах, рейтинг определяется путем перевода их оценок в баллы по средним значениям шкалы.

3.11. Балльно-рейтинговая система текущей и промежуточной аттестации обучающихся, реализуется в МАГУ с применением электронной системы управления базами данных, которая хранит, обрабатывает информацию о накоплении баллов студентами и формирует ведомости промежуточной аттестации, итогового рейтинга обучающихся.

3.12. Правила начисления баллов по дисциплине устанавливаются преподавателем, ведущим данный предмет, и утверждаются на кафедре. В случае возникновения вопросов студент имеет право обращаться за разъяснениями к преподавателю, заведующему кафедрой.

При разработке технологической карты по дисциплине для всех форм обучения необходимо учитывать:


  • на текущий контроль выделяется 60 баллов для допуска к любой промежуточной форме контроля, они набираются из минимально отведенного на это количества баллов; на промежуточную аттестацию – 40 баллов;

  • вместе с баллами из дополнительного блока после экзамена/зачета студент может набрать больше 100 баллов, но в ведомость будет проставлено только 100; баллы, набранные сверх нормы, в следующем семестре не учитываются;

  • если дисциплина изучается более одного семестра, то количество технологических карт соответствует количеству форм отчетности по данной дисциплине;

  • при отсутствии промежуточной аттестации по дисциплине в семестре все 100 баллов распределяются до следующей формы контроля:



1 семестр

2 семестр

Кол-во ТКД

Зачет

Экзамен

2

Нет формы отчетности

Зачет/Экзамен

1

Зачет/Экзамен

Нет формы отчетности

2* (с учетом следующей формы отчетности)

Нет формы отчетности

Нет формы отчетности

1* (с учетом следующей формы отчетности)

* – дисциплина изучается не один год

  • в зачетно-экзаменационной ведомости предусмотрена графа «баллы». При заполнении преподавателем ведомости учитывается следующее соотношение баллов и оценок, которые складываются из набранных в течение семестра и полученных на промежуточном контроле:




Набранные баллы

Оценка

от 91 до 100

отлично

зачтено


от 81 до 90

хорошо

от 61 до 80

удовлетворительно

60 и менее

неудовлетворительно

не зачтено




  • дисциплина может быть зачтена по принципу “автомат” при схеме: не менее 60-ти баллов получены за основной и дополнительный блоки и +1 – непосредственно на зачете;

  • при реализации факультативных дисциплин преподаватель может использовать балльно-рейтинговую систему оценки, но она не учитывается при рейтинговании студентов;

  • преподаватель имеет возможность:

- детализировать и конкретизировать технологическую карту;

- указывать виды заданий, которые подлежат обязательному выполнению;

- предусмотреть снижение количества баллов за несвоевременное предоставление выполненных заданий и неявку на занятия, отразив это в технологической карте.

Для представления технологических карт на сайте университета, электронные файлы выкладываются кафедрами (согласно направлениям и формам обучения) на внутреннем сервере \\storage\: на осенний семестр очной формы обучения и на учебный год заочной формы обучения – до 15 сентября текущего учебного года, на весенний семестр очной формы обучения – до 11 января.

3.13. Рейтинг по дисциплине/практике

3.13.1. Рейтинг студента по дисциплине определяется по результатам промежуточной аттестации. По данному рейтингу осуществляется ранжирование студентов в учебной группе.

3.13.2. В рейтинг по дисциплине (практике) включаются студенты, имеющие больше нуля (>0) баллов по итогам изучения дисциплины за семестр.

3.13.3. Студенту, не прошедшему промежуточную аттестацию по дисциплине, в ведомости ставится неявка. Набранная сумма баллов должна учитываться при пересдаче задолженности по дисциплине для получения итогового результата промежуточной аттестации.

3.13.4. Студенты, находящиеся в академическом отпуске, в рейтинг не включаются.

3.13.5. Рейтинг по дисциплине формируется в электронной системе управления базами данных после переноса баллов специалистами деканатов из зачетно-экзаменационной ведомости успеваемости (не позднее 5-ти рабочих дней после окончания сессии). Пересчёт рейтинга запрещён.


3.14. Семестровый рейтинг

3.14.1. Семестровый рейтинг студента определяется по результатам промежуточных аттестаций дисциплин данного семестра и формируется в электронной системе управления базами данных по окончании зимней и летней экзаменационных сессий. Пересчёт рейтинга запрещён.

3.14.2. Если по дисциплине, включённой в семестровый рейтинг, на момент расчёта семестрового рейтинга в электронной системы управления базами данных не будет введены результаты промежуточной аттестации студентов, то это приведёт к снижению величины среднего балла. Поэтому специалисты деканата перед расчётом рейтинга должны проконтролировать полноту введённой информации по всем участвующим в рейтинге дисциплинам, ввести недостающие данные или исключить дисциплину из расчёта рейтинга. Исключение дисциплины из расчёта рейтинга возможно только после согласования с ОЛАиККО.

3.14.3. Семестровый рейтинг рассчитывается с учётом пересдач на момент расчёта рейтинга.

3.14.4. По семестровому рейтингу осуществляется ранжирование студентов в учебной группе.

3.14.5. Студенты, находящиеся в академическом отпуске, в рейтинг не включаются.

3.14.6. В рейтинг не включаются студенты, которые до момента расчёта рейтинга были отчислены, переведены на другое направление (в другой вуз).

3.15. Кумулятивный рейтинг

3.15.1. Кумулятивный рейтинг используется для оценки учебных достижений по всем дисциплинам, изученным студентом за весь период обучения по образовательной программе к моменту определения рейтинга. Кумулятивный рейтинг является накопительным показателем, который отражает учебную активность студента за весь период обучения.

Кумулятивный рейтинг студента определяется по результатам каждого учебного года и формируется в электронной системе управления базами данных в начале следующего учебного года. Пересчёт рейтинга запрещён.

3.15.2. Кумулятивный рейтинг рассчитывается с учетом пересдач на момент расчёта рейтинга.

3.15.3. Студенты, находящиеся в академическом отпуске, в рейтинг не включаются.

3.15.4. В рейтинг не включаются студенты, которые до момента расчёта рейтинга были отчислены, переведены на другое направление (в другой вуз).

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ



  1. Обучающийся:

    • знакомится с рабочими программами и технологическими картами изучаемых дисциплин и практик, со шкалой и критериями оценок;

  • узнаёт о графиках проведения контрольных мероприятий, порядке начисления баллов и формирования рейтингов по дисциплинам;

    • выполняет все виды работ, предусмотренные рабочей программой и технологическими картами;

  • сообщает преподавателю, куратору группы или ответственному за учебную работу факультета/института о возникших трудностях в ходе учебного процесса и принимает к исполнению их рекомендации;

  • соблюдает установленный график проведения учебной работы и своевременно представляет документы, подтверждающие уважительные причины ее невыполнения;

    • имеет право получать от преподавателей данные текущего контроля и промежуточных аттестаций о полученных баллах по изучаемым дисциплинам.

  1. Преподаватель:

  • разрабатывает рабочие программы и технологические карты дисциплин и практик, представляет их для утверждения на кафедру к началу текущего учебного года;

  • распределяет баллы текущего контроля по дисциплине (практике);

  • на первом занятии (установочной конференции) знакомит обучающихся с содержанием учебной программы, видами, формами и сроками оценивания результатов обучения, порядком начисления баллов;

  • формирует пакеты необходимых учебно-методических материалов для обучения (видов учебных работ, технологий преподавания), фондов оценочных средств (контрольных заданий, тестов, рефератов и т.п.) и критерии оценивания;

  • организует аудиторную и самостоятельную работу обучающихся в процессе обучения;

  • взаимодействует с кураторами групп по вопросам повышения качества обучения, организации индивидуального обучения;

  • вносит в лист учета рейтинговых баллов студентов сведения о текущем контроле, в зачетно-экзаменационную ведомость – результаты промежуточной аттестации, предоставляет данные сведения в деканат по соответствующему требованию;

  • доводит до сведения обучающихся показатели и результаты рейтинга по дисциплине;

  • организует (при необходимости) работу по добору баллов обучающимися (дополнительный блок ТКД);

  • вносит предложения по совершенствованию организации применения и содержанию балльно-рейтинговой системы в университете.

  1. Заведующий кафедрой:

  • контролирует наличие учебно-методических материалов по дисциплинам, обеспечиваемым преподавателями кафедры;

  • утверждает рабочие программы дисциплин, принимаемые на заседании кафедры;

  • организует работу по предоставлению преподавателями кафедры в деканаты сведений о текущем контроле;

  • анализирует опыт работы кафедры по балльно-рейтинговой системе оценивания учебных достижений обучающихся и вносит предложения по ее совершенствованию в университете.

  1. Декан/директор:

  • обеспечивает внедрение и контролирует реализацию балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений обучающихся;

  • ведёт учет рейтинговых показателей обучающихся факультета/института;

  • вправе запрашивать от преподавателя сведения о текущем контроле;

  • вносит предложения по совершенствованию балльно-рейтинговой системы обучения и оценки успеваемости студентов.

  1. Отдел лицензирования, аккредитации и контроля качества образования:

  • разрабатывает локальные нормативные акты по применению балльно-рейтинговой системы оценивания знаний при проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся;

  • обеспечивает практику применения и обобщает анализ внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений обучающихся;

  • формирует рейтинги обучающихся по дисциплинам и практикам;

  • оказывает методическую помощь преподавателям и осуществляет контроль за учебно-методическим обеспечением образовательных программ с учетом требований настоящего Порядка.

  1. Управление информационных технологий:

  • осуществляет поддержку автоматизированной системы учета, хранения, обработки информации о накоплении баллов студентами, ведомости промежуточной аттестации в электронной системе управления базами данных.

Приложение 1
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(код, направление, профиль)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ


Шифр дисциплины по РУП




Дисциплина




Курс




семестр




Кафедра




Ф.И.О. преподавателя, звание, должность







Общ. трудоемкостьчас/ЗЕТ




Кол-во семестров




Интерактивные формыобщ./тек. сем.




ЛКобщ./тек. сем.




ПР/СМобщ./тек. сем.




ЛБобщ./тек. сем.




Форма контроля





Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

(код, наименование)








Код формируемой компетенции

Содержание задания

(краткая характеристика)

Количество мероприятий1

Максимальное количество
баллов
2

Срок предоставления

(график контроля)

Вводный блок
















Основной блок










































































































Всего:

60




Зачет/Экзамен (оставить нужное)







Всего:

40




Итого:

100




Дополнительный блок3










по согласованию с преподавателем




























Всего баллов по дополнительному блоку4:



Критерий основного блока “Посещения занятий студентом” не использовать, поскольку по правилам внутреннего распорядка студент обязан посещать занятия.



ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(код, направление, профиль/магистерская программа, форма обучения)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИКИ5


Вид и тип практики;
способ и формы ее проведения;
место проведения




Курс




семестр




Кафедра(ы)




Базовые дисциплины практики




Объем практики (в зачет. ед.)/продолжительность




Форма контроля





Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:

(код, наименование)






Код формируемой компетенции

Содержание задания

Количество мероприятий

Максимальное количество
баллов


Срок проведения/ предоставления

Вводный блок
















Основной блок














































Всего:

40







Отчетная документация по практике:














































Всего:

60




Итого:

100




Приложение 2



ЛИСТ УЧЕТА РЕЙТИНГОВЫХ БАЛЛОВ СТУДЕНТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(код, направление, профиль, форма обучения)
Группа _________


Шифр дисциплины по РУП




Дисциплина




Курс




семестр




Кафедра




Ф.И.О. преподавателя, звание, должность







Общ. трудоемкостьчас/ЗЕТ




Кол-во семестров




Интерактивные формыобщ./тек. сем.




ЛКобщ./тек. сем.




ПР/СМобщ./тек. сем.




ЛБобщ./тек. сем.




Форма контроля







п/п

ФИО студента

Содержание задания, дата проведения/Макс. количество баллов6

Зачет/Экзамен,

дата проведения

Всего баллов7

**8

**

**



























Баллы, полученные студентом




1.








































2.
















































































Дата сдачи листа______________ Подпись преподавателя ___________________________


Подпись заведующего кафедрой_____________________

1 Количество мероприятий рассчитывается, как правило: 1 мероприятие = 2 акад. часа

2 Максимальное количество баллов в технологической карте по контрольной точке дисциплины должны соответствовать количеству баллов по контрольной точке, указанной в ФОС

3 Дополнительный блок не является частью основного блока, дает возможность студентам добрать баллы, необходимые для допуска к промежуточной аттестации в случае невыполнения заданий основного блока по причинам болезни, пропусков занятий и т.д. или улучшить свои текущие результаты

4 Количество баллов в дополнительном блоке не должно превышать 40

5 Указать заявленные выходные данные практики из рабочего учебного плана: Вид и тип практики; способ и формы ее проведения; место проведения; Курс, семестр; Кафедра(ы); Объем практики (в зачет. ед.)/продолжительность; Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики (наименование).

Базовые дисциплины практики определены в программе практики.

Код формируемой компетенции – в карте указать только код компетенции. Компетенции определяют цели практики; формирование знаний, умений, навыков и компетенций обусловливают задачи практики, заявленные в содержании заданий.

Вводный блок вводится по усмотрению преподавателя и предполагает контроль остаточных знаний студентов (контрольная работа, кейс-задание, тест); может включать установочную конференцию, не оцениваемую баллами.

Основной блок содержит задания и мероприятия на закрепление теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам; освоение трудовых функций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов; формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков студентов по выбранному направлению и профилю подготовки, выполнение которых оценивается не более, чем 40 баллами. Для студентов ЗФО могут быть учтены баллы (до 40 баллов) за текущий стаж работы по профилю практики (от года и более).

Оценивание предоставленной отчетной документации не должно превышать 60 баллов. На итоговой конференции по практике возможен набор баллов за презентацию, доклад и т.д., но только в рамках основного блока.



6 Максимальное количество баллов проставляется согласно технологической карте дисциплины

7 Количество баллов в листе учета рейтинговых баллов студента должно полностью соответствовать количеству баллов в зачетно-экзаменационной ведомости

8 В ячейке заполняется краткое содержание задания (например, контрольная работа – КР, тест – Т, эссе – ЭС и т.д.), дата проведения и через знак «слеш» максимальное количество баллов за данное контрольное мероприятие согласно технологической карте дисциплины



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница