Проектная деятельность (из опыта работы)



Скачать 71.88 Kb.
Дата26.06.2016
Размер71.88 Kb.
Гончарова Ирина Вячеславовна.

ГБОУ СОШ №1096 СВОУО ДО г. Москвы,

учитель информатики, gontarovaira@mail.ru
Название статьи.

Проектная деятельность (из опыта работы).

Аннотация.

Особенность разработанных проектов состоит в том, что все они созданы с применением информационных технологий, и разработанные учащимися продукты используются в качестве дидактических средств на уроках по различным предметам. Широкое применение компьютерных программных средств позволяет повысить качество и эффективность работы учащихся.
Статья.

Немецкий педагог А. Флитнер

определил технологию проектов как процесс,

в котором обязательно участвуют ум, сердце и руки.



Проектная деятельность (из опыта работы).

Технология проектной деятельности - одна из самых прогрессивных техно­логий, которая позволяет создавать условия для развития познавательных интересов, творческого потенциала учащихся. Проект как педагогическая тех­нология реализуется в учебной работе, во внеклассной работе в системе дополнительного образования, в управленческой деятельности. Од­ним из результатов изучения курса информатики является возмож­ность си­стематического использования методов и средств информационных техно­логий при изучении всех школьных предметов. Новые информационные (компьютерные) технологии открыли совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Богатейшие возможности представления информации на ком­пьютере позволяют неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы. Интеграция осуществляется на ос­нове общего вида деятельности (вовлече­ние в исследовательскую работу, коллективное проектирование).

Специфика использования проектного метода в контексте нашей школы состоит в том, что работа над проектами ведётся командами учащихся с применением компьютерных техноло­гий. Компьютерные программные средства используются на всех этапах проектной деятельности для поиска и отбора информации, моделирования и проектирования объекта, оформления документации, презентации проекта. Проектно-исследовательская деятельность учащихся (мультимедийные презентации в среде Microsoft Power Point; видеофильмы; Web-сайты на языке разметки гипертекста HTML; проекты в среде объектно-ориентированного программирования Visual Basic, разработанное про­граммное обеспечение по вопросам компьютерной безопасности, по реализации алгоритма шифрования, основанного на гаммировании, симметричного и асимметричного шифрования, криптосистемы RSA) включена в учебный процесс и носит интегрирован­ный характер (информатика + математика, информатика + физика, информатика +география, информатика + русский язык, информатика+ экономика, информатика + мхк и др. Очень необходимо психологическое со­провождение проектной деятельности учащихся, в которой используются компьютерные технологии. Психологическое сопровождение имеет свою специфику на разных этапах работы над проектом(см. подробнее [5], [6], статьи: «Психологическое сопровождение введения компьютерных технологий в процесс обучения» /Н.Н.Толстых, И.В. Гончарова. –Москва: Издательский дом «Первое сентября»,2006 и Толстых Н.Н. (в соавт. с Гончаровой И.В., Фроловой Т.В.) Психологическое сопровождение введения компьютерных технологий в процесс обучения // Сб. «Деятельность экспериментальных площадок» - М., МКО, 2006).

В течении учебного года учащимися школы выполняется большое количество различных проектов, примерная тематика которых охватывает следующие области: природа родного края, растительный и животный мир Подмосковья, история моего города, памятники архитектуры, памятники природы, экологические плакаты, компьютерная безопасность, защита информации, учебные про­граммы по таким предметам, как физика, математика, информатика, исто­рия, русский язык. Проекты можно разделить по числу участников - на индивидуальные и групповые, по продолжительности работы - на краткосрочные, выполняемые на одном или нескольких занятиях, и долгосрочные, рассчитанные на длительный срок. Ребята в основном работают в группах. Деятельность по работе над проектом включает в себя: формулировку проблемы; постановку целей и задач; организацию деятельности групп; определение роли каждого в группе; планирование деятельности; осуществление деятельности: самостоятельную деятельность учащихся (сбор и обработка информации, поэтапное выполнение проекта, оформление проекта); консультации учителя; репетицию презентации.

Обязательно проводится конкурс проектов, который вызывает живой интерес у команд подростков. Среда конструи­рования презентаций предоставляет прекрасные возможности для создания собственных компьютерных альбомов: вставка векторной и растровой гра­фики, настройка гипертекстовых ссылок, создание анимации, включение звукового сопровождения и эффекта перехода слайдов. На уроках учащиеся знакомятся с концепцией производства мультимедийных продуктов и осно­вами создания мультимедийных презентаций, которые позволяют создавать и демонстрировать учебные и справочные слайд-фильмы, доклады, рефе­раты, проекты. При создании презентации каждый разработчик выступает и как автор интриги (сценарист), режиссёр, худож­ник и исполнитель.

Особенность проектов состоит в том, что разработанные учащимися продукты используются в качестве дидактических средств на уроках по различным предметам. Например, проекты «День дуб­лёра - славная традиция», «Репортаж» и «Гиляровский как репортёр», кото­рые использовались на открытом интегрированном уроке (русский язык-развитие речи-информатика) «Репортаж как жанр публицистики», в дальнейшем вошли в школьную юношескую газету «Воедино» (компьютерный дизайн выполнен учащимися школы, вёрстка газеты в среде Microsoft Publisher). Проекты по физике «Проблемы развития атомной энергетики», «Курчатов» применяются на уроках физики 9 и 11 классов. Интересны проекты, созданные учащимися экспериментального 6 класса (в рамках деятельности экспериментальной площадки).

Особенно хо­телось бы отметить проект «Моя малая Родина», разработанный командой девятиклассников, состоящий из следующих частей: экологические плакаты - берегите воду; берегите воздух; реки рай­она; памятники археологии; памятники природы; наши духовные ценности (проект участвовал в фестивале «Юные таланты Московии», в номинации «Рос­сия - Родина моя!», в конкурсах проектных и исследовательских работ «Яр­марка идей» и др.).

Большой интерес вызывают проектные работы по актуальным во­просам компьютерной безопасности. В настоящее время обеспечению без­опасности информации уделяется серьёзное внимание, и подготовка спе­циалистов в этой области особенно важна. Разработаны учащимися 10 и 11 классов проектные работы "Симметричное шифрова­ние - гаммирование " и "Симметричное и асимметричное шифрование", ко­торые стали победителями международных конференций по информационной безопасности; научных конференций молодых исследова­телей «Шаг в будущее. Москва»; научно-исследовательской конференции «Математика: знание и реальность”; научно-практической технической кон­ференции «Исследуем и проектируем».

Проекты выполнены с применением уча­щимися знаний, полученных на уроках информатики, на уроках по инфор­мационным технологиям, интегрированных уроках, специальных занятиях по проектной деятельности, факультативных занятиях. Совершенствуя и развивая предложенные идеи, можно создавать новые общественно-полез­ные проекты. Широкое применение компьютерных программных средств позволяет повысить качество и эффективность работы учащихся.

Темы исследовательской и проектной деятельности учащихся с

использованием информационных технологий.
Экспериментальная работа:

1.Проект как педагогическая технология.

2.Мультимедийная презентация.

3. Курс информатики в экспериментальном классе по учебникам Е.П. Бененсон, А.Г. Паутовой.

4.Наш класс-история экспериментального класса.

5.Учебники и программа экспериментального класса.

6.Web-сайт школы.

7. Деятельность экспериментальной площадки «Психологическое сопровождение введения элементов компьютерных технологий в процесс обучения».



Внеклассная работа:

1.День самоуправления в школе. Мы проводим день дублёра.

2.Мой класс.

3.Моя малая Родина.

4.Наши духовные ценности.

5. Семь чудес света.

6.Экологические плакаты: Берегите воду! Берегите воздух!

7.Памятники природы

8.Памятники археологии.

9. Правила безопасности на дорогах.

10.Web-сайт: занимательная математика

11. Web-сайт: правила безопасной работы

12. Web-сайт: Страница про меня!

13. Здоровый образ жизни.

14. Города России.

15.Жизнь и творчество Феофана Грека.

16. Футбол. Футбольные команды. Спартак.

Экология:

1. Экологические плакаты: Берегите воду!

2. Экологические плакаты: Берегите воздух!

3. Памятники природы.

4. Памятники археологии.

5. Реки района.

6. Основы экологии.

7. Организмы и окружающая среда.

8. Экологические системы.

9. Пищевые цепи и экологические пирамиды.

10. Отношения между популяциями.

11. Редкие и исчезающие животные России.



Информатика:

1.Устройство компьютера.

2.Мультимедийные презентации.

3.Логические элементы.

4.Операционные системы.

5.Системы счисления.

6. Компьютер и здоровье.

7. Правила поведения на уроках информатики.

8. Web-сайт: Знакомьтесь- компьютер.

9. Симметричное шифрование (гаммирование).

10. Симметричное и асимметричное шифрование.

11.Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

12. Методы защиты информации

и другие.


Литература:


1. Ставрова, О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах./ О.Б.Ставрова.-Москва: Изд-во «Интеллект-Центр», 2005. - 95 с.

2. Тюрберт С. Метод проектов. Теоретическая предпосылка и практика/ C.Тюрберт -М.: Товарищество "Мир", 1925. -64 с.

3. Окунев, А.А. Как учить не уча./А.А.Окунев. –СПб.: Питер Пресс, 1996. -448с. 

4. Сборник научно-информационных и методических материалов для педагогов и руководителей образовательных учреждений по инновационным направлениям развития профильного инженерно-технического, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Центр довузовской подготовки, 2012



5. Толстых Н.Н., Гончарова И.В. Статья «Психологическое сопровождение введения компьютерных технологий в процесс обучения» /Н.Н.Толстых, И.В. Гончарова. –Москва: Издательский дом «Первое сентября»,2006. 

6. Толстых Н.Н. (в соавт. с Гончаровой И.В., Фроловой Т.В.) Психологическое сопровождение введения компьютерных технологий в процесс обучения // Сб. «Деятельность экспериментальных площадок» - М., МКО, 2006. – 1,8 п.л.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница