Профессиональная проба как системообразующий фактор формирования готовности обучающихся к выбору профессии



Скачать 154.94 Kb.
Дата27.04.2016
Размер154.94 Kb.
Профессиональная проба как системообразующий фактор формирования готовности обучающихся к выбору профессии

Никодимова Е.А.,

доцент кафедры педагоги и психологии АОУ ВО ДПО ВИРО,

кандидат педагогических наук

Целью современной системы профессиональной ориентации является формирование у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Осознанность выбора профессии с учетом своих способностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий представляет ядро профессионального самоопределения.

Сформированность профессионального самоопределения определяется по следующим критериям: мотивационно-потребностный, информационный и деятельностно-практический. Показателями мотивационно-потребностного критерия являются положительное отношение и активная позиция обучающегося в осуществлении процесса самоопределения, способность руководствоваться общественно значимыми ценностями в конструировании и реализации образовательного маршрута.



Информационный критерий сформированности профессионального самоопределения включает в себя наличие спектра вариантов выбора образовательно-профессионального маршрута, интереса к конкретной сфере деятельности, умение работать с источниками профориентационно-значимой информации, распознавать внешние и внутренние факторы, влияющие на выбор профессии. Обучающийся должен знать свои способности, качества, склонности, важные для профессионального самоопределения, а также основные ограничители и способы их компенсации. Ему необходимо владеть информацией о требованиях, предъявляемых к человеку избираемой профессии и быть готовым обратиться к жизненным примерам, демонстрирующим факторы, влияющие на выбор.

Умение ставить цель и составлять программу действий по ее достижению, анализировать имеющиеся варианты выбора, успешно включаться в продуктивную, практическую деятельность, направленную на приобретение опыта в избираемой профессии являются показателями деятельностно-практического критерия.

По авторитетному мнению доктора педагогических наук Н. С. Пряжникова, «профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются»1. Если рассматривать самоопределение как нахождение учащимся своего места в системе отношений — личностно-нравственных, духовных, социальных, культурных, интимных, то профессиональное самоопределение — это:


  • определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев профессионально-трудовой деятельности, профессионализма;

  • выбор профессии (типа, класса, отдела, условий и области деятельности);

  • выбор профессиональной карьеры, сферы приложения своих жизненных сил и способностей (Г. К. Селевко, О. Ю. Соловьёва «Методика изучения курса “Найди свой путь”.- М.: Издательство «Арсенал образования»,2007.- с.41).

Поскольку профессиональное самоопределение — это задача всей жизнедеятельности человека и решается она не в одночасье, учащемуся требуется принять решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу, то есть совершить профессиональный выбор, который может быть осуществлён без дальнейших последствий от неверного выбора профессии. Для этого необходимо перейти к практико-ориентированным формам профессионального самоопределения, которые помогут учащемуся попробовать себя в различных профессиональных видах деятельности, определить именно ту профессию, которая наиболее соответствует его интересам, способностям и возможностям в социуме.

По данным Центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, 50% старшеклассников не связывают выбор профессионального будущего со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46% респондентов ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых (родители, родственники, знакомые); 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии, в т.ч. не владеют информацией о требованиях профессии к её «соискателю», не владеют умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе; 44% не обеспечены сведениями о возможностях обучения в интересующей сфере труда. У многих из них отсутствует индивидуальный образовательный запрос, не сформирована личностная потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования и не выражена готовность к последующей самореализации и дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических, социокультурных условиях. Решение данной проблемы в современной образовательной практике видится в организации взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования посредством организации и проведения профессиональных проб.

Термин «профессиональная проба» означает предоставление учащимся возможности знакомства с элементами профессиональных субкультур через практическую деятельность в процессе допрофессиональной подготовки. В  процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт конкретной профессиональной деятельности и пытаются определить, соответствует ли ее характер их предпочтениям, способностям и умениям. Профессиональные пробы, как правило, заканчиваются организацией рефлексии учащегося своего отношения к данной профессиональной деятельности (соизмерения своих желаний, возможностей и требований к профессиональнйо деятельности в данной области).

В основу профессиональных проб положена идея профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которой профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения обучающийся приобретает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать или уже выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям. Профессиональные пробы дифференцируются по возрасту обучающихся: 1-4 классы (пропедевтический характер); 5-7 кл.; 8-9 кл.; 10-11 кл.; а также по уровню готовности к их выполнению, содержанию, формам и средствам их реализации.

С. Н.Чистякова профессора, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, подчеркивает, что «проба обеспечивает проявление внутренней активности личности в самоопределении, высокий потенциал, который позволяет учащемуся достичь значительных успехов в практической деятельности»2.

Обучающиеся в ходе профессиональной пробы включаются в деятельность в соответствии с типами профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Выполнение профессиональных проб проводится в два этапа. Первый — подготовительный, в котором выделяются обучающая и диагностическая части. Второй — практический, включающий задания по трем направлениям: технологическому, ситуативному и функциональному. Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение школьниками основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности. Диагностическая направлена на выявление профессионально важных качеств личности.

Теоретические сведения, сообщаемые обучающимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Школьники получают информацию о психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией. Знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.

Практический этап включает пробы трех уровней сложности. Пробы первого уровня рекомендуются ученикам, которые не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности или у которых есть склонность к исполнительской работе. Пробы второго уровня рекомендуются школьникам, проявляющим интерес к конкретной сфере профессиональной деятельности, склонным к созидательной работе. Пробы третьего уровня выполняют обучающиеся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы.

Содержание профессиональных проб обуславливает наличие исполнительского, созидательного и творческого компонентов деятельности, соответствующих уровню интеллектуального развития обучающихся. Исполнительский компонент в профессиональной пробе предполагает формирование у школьников практических умений, связанных с действиями по определенно заданному алгоритму, например, выполнение практической работы в соответствии с инструкцией, плановым заданием и др.

Созидательный компонент профессиональной пробы предполагает развитие у обучающихся способности к конструированию, проведению исследовательской работы, например, изготовление чертежей, эскизов, технологических карт, выбор материала, деталей, а также действия, предусматривающие модернизацию какой- либо конструкции.

К творческому компоненту профессиональной пробы можно отнести содержание деятельности обучающихся, связанной с постановкой промежуточной и конечной целей работы, планированием, поиском литературных источников, изучением специальной литературы и другой информации по проблеме; конструированием принципиально новых изделий; выращиванием нетрадиционных сельскохозяйственных культур; использованием новых методов решения поставленного задания.

Как было отмечено выше, профессиональная проба предусматривает три аспекта — технологический, ситуативный и функциональный. Только в их совокупности можно создать модель будущей профессии. Раскроем их содержательно.

Технологический аспект

Характеризует взгляд на профессию с операционной стороны, то есть включает в себя овладение учащимися приёмами работы, например, информационными технологиями, призванными решить поставленную задачу эффективным способом, знаниями о технологии исследования модели некоторого объекта и воздействия на неё с целью получения заранее определённых свойств объекта. Технологический аспект позволяет воспроизвести предметную сторону профессии (например, связанной с некоторыми областями науки, использующими новые информационные технологии), и выявляет, в какой последовательности должны осуществляться действия, чтобы получить завершенный продукт деятельности, отвечающий заданной цели.


Ситуативный аспект

Воспроизводит содержательную сторону профессии. Участвуя в профессиональной пробе, учащийся должен определить ту область деятельности, которая в наибольшей степени соответствует его способностям и возможностям. Ознакомление с содержанием профессиональных проб организуется таким образом, чтобы в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний учащиеся могли самостоятельно выбрать как область профессиональной деятельности, так и степень сложности задания. На практике профессиональная проба осуществляется с помощью заданий. Перед учащимся ставится проблема, относящаяся к некоторой области знания, определяются цель и условия её достижения, прогнозируется результат или продукт, который учащийся должен получить в результате выполнения задания.

В ходе выполнения профессиональных проб учитель (или консультант) консультирует, координирует, направляет, выявляет, формирует, закрепляет необходимый объем знаний, умений, которые требуются для наиболее эффективного выполнения заданий.



Функциональный аспект

Отражает динамическую сторону профессиональной пробы. Выявляет успешность освоения профессиональной деятельности в использовании учащимся методов и технологий, присущих данной профессии. Учащийся и преподаватель фиксируют показатели (постановку цели исследования, выдвижение гипотезы, формализацию предположений, проверку построенной модели на адекватность), которые должны быть достигнуты и проявлены в конкретном задании пробы.

По мнению Г. В. Резапкиной, «интерес формируется в реальном деле — пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности — спорте, литературе, искусстве, науке — в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п.»3.

Поскольку профессиональная проба — это не застывший во времени статический процесс, а динамически развивающийся, то формы организации профессиональных проб могут совершенствоваться. С. Н. Пряжников считает, что могут видоизменяться формы организации профессиональных проб, варьироваться их содержание, последовательность и время целевого обучения учащихся. Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий.

По мнению Воронковой И.А.4 если рассматривать некоторую профессию как объект, обладающий некоторыми системными свойствами то, возможно, воссоздать профессиональную пробу в этой сфере человеческой деятельности более точно и полно. Применение анализа к системе «профессия» способствует разбиению данной системы на части. Посредством анализа приобретаются знания об отдельных составляющих системы «профессия» — например, о тех знаниях и компетенциях, которыми необходимо обладать профессионалу в данной деятельности. Постепенно овладевая этими знаниями, учащийся составляет своё собственное представление о частях системы «профессия».

Благодаря другому методу — синтезу — из частей строится целое. Таким образом, синтез даёт то, что называется пониманием. В случае системы «профессия» — это целостное представление о некотором виде деятельности. Чтобы понять систему, следует рассматривать её как единое целое. Используя принципы системного анализа, можно сконструировать профессиональную пробу наиболее грамотно. Сложность состоит в том, что в системе может присутствовать большое количество взаимосвязанных различных элементов. Однако, следуя принципу декомпозиции системы, разбиение её на части должно быть целесообразным и оптимально обеспечивать необходимый уровень, ниже которого разбиения не предусматривается. Таким образом, при разбиении системы «профессия» на части выбираются самые необходимые знания и компетенции данной профессии. Они-то и являются содержательным компонентом профессии, а, следовательно, и профессиональной пробы в ней.

Применительно к учащемуся, ориентированному на доминанту дали, такая содержательная компонента профессиональной пробы соответствует его возрастным особенностям. Л. С. Выготский в своей статье «Развитие интересов в переходном возрасте» пишет об этом следующее «первую группу интересов, или доминант, можно назвать эгодоминантой, или эгоцентрической, установкой подростка... Залкинд говорит, что нас должна интересовать и своеобразная установка подростка на даль, на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние»5.

В идеале, в условиях непрерывно развивающихся технологий, система «профессия» является открытой (обменивающейся с внешней средой информацией) динамической системой, изменяющейся от внешних воздействий во времени. Вследствие этого содержательный компонент профессиональной пробы в некоторой деятельности видоизменяется и корректируется с учётом новых веяний и тенденций научно-технического, технологического и информационного прогресса.

Системный подход, применяемый к изучению профессии, как системы, — это группа методов, с помощью которых реальная профессия описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Необходимость данного метода обусловлена тем, что круг компетенций и необходимых знаний в профессиональной деятельности постоянно расширяется, а, следовательно, происходит усложнение изучаемых систем, возникает потребность в управлении системами и интеграцией знаний.

Если рассматривать систему «профессия», применяя к ней системный подход, то можно представить её как структурную схему, содержащую некоторые компоненты (рис. 1).



http://ito.edu.ru/2009/tomsk/ii/ii-0-83.files/image001.gif

Рис. 1. Система «профессия»

Системный подход к проведению профессиональных проб является научным и соответствует уровню развития науки, техники, мировых знаний и опыта, накопленных человечеством. Имея отношение к содержанию профессионального образования, он проявляется при разработке содержания и технологии проведения профессиональных проб и является ориентиром для выявления и разрешения проблем, которые вызваны отступлением от системности в практической деятельности.

Время выполнения профессиональной пробы варьируется от двух до десяти часов. Оценить профессиональную пробу можно по бальной системе, в которой следует учесть степень самостоятельности учащегося в овладении знаниями, технологиями профессиональной деятельности и выработанными и осмысленными компетенциями.

Компетенции для ученика — это модель его будущего, ориентир в профессиональной деятельности. Чтобы формирование компетенций стало целенаправленным и осознанным, учащийся должен погрузиться, хотя бы на время, в ту профессиональную сферу, склонность к которой у него преобладает. Одним из вариантов погружения в профессию и является профессиональная проба. Когда учащийся становится главным действующим лицом в некоторой практической деятельности, он приобретает много больше, чем опыт в этой сфере деятельности, — учащийся познаёт себя в деятельности, и у него появляется возможность проанализировать соответствие своих намерений избираемому профилю обучения, оценить, какими компетенциями ему стоит овладеть для своей успешной реализованности в той или иной профессиональной сфере.

Алгоритм пробы задается таким образом, чтобы обучающиеся в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний самостоятельно выбирали степень сложности задания. Предварительно они знакомятся с условиями пробы и требованиями к ней. Профессиональные пробы выполняются индивидуально, фронтально, в микрогруппах. При этом в выполнении профессиональных проб обеспечивается преемственность урочного и внеурочного времени. К организации и проведению профессиональной пробы целесообразно привлекать родителей обучающихся, так как важно знать их мнение, учитывать пожелания, конструктивные предложения.

Механизм осуществления профессиональных проб заключает следующую последовательность шагов:



Шаг 1. Диагностика запросов учащихся на знакомство с профессиями, изучение возможностей социума ОУ: найти людей данных профессий для проведения мастер-классов из числа родителей учащихся, выпускников школ, востребованных профессий юридических лиц (МЧС, СПК, МУЗ, ЧОП, служащих ВС);

Шаг 2. На основе знакомства с действующими перечнями  профессий  и специальностей начального  и среднего профессионального образования и заинтересованного обсуждения выделяются те виды (или области) деятельности, которые привлекли внимание того или иного ребенка. Далее следует посещение (если возможно) соответствующего учебного заведения, профильного предприятия или учреждения, приглашение для углубленного разговора специалистов по выбранному направлению подготовки, студентов и выпускников, и т.д.;

Шаг 3. Организация общения с профессионально успешными людьми с целью обсуждения роли полученного образования (общего, профессионального, постпрофессионального, самообразования и т.д.)  и универсальных компетентностей, способствующих успешному построению карьеры;

Шаг 4. Проведение мастер-классов по профессиям с получением готового продукта; проведение сюжетно-ролевых экономических игр, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), а также организация публичных самопрезентаций учащихся «Мир моих увлечений».
В ходе выполнения профессиональных проб обучающимися так же необходимо соблюсти следующие организационно-педагогические условия:

  • направленность содержания деятельности учащихся на развитие их склонностей и способностей;

  • ориентация на интересы учащихся;

  • учет уровня подготовленности школьников к выполнению заданий различной степени сложности;

  • обязательное обеспечение материально-технической базой выполнения заданий пробы с выделением и соблюдением преемственности целей, задач, условий их осуществления;

  • определение продуктов деятельности учащихся и критериев для объективной оценки выполнения задания профессиональной пробы;

  • сочетание индивидуальных и групповых форм выполнений заданий пробы;

  • оперативный контроль и корректировка процесса выполнения профессиональной пробы;

  • сочетание индивидуальных и групповых форм выполнений заданий пробы.

Показателями, по которым возможно проверить изменение уровня готовности школьников к выбору профессии, отрасли, в рамках которых осуществлялись профессиональные пробы, следующие:

  • приращение представлений и опыта деятельности в конкретной отрасли;

  • динамика изменения самооценки учащихся до выполнения пробы и после нее;

  • совпадение с оценкой внешних респондентов (преподавателя, одноклассников и др.);

  • изменение мотивации школьников по их отношению к ситуации выбора профессии, к деятельности, в рамках которой выполнялась проба;

  • принятие решения о дальнейших планах, связанных с выбором конкретной профессии.

Таким образом, в современных образовательных условиях профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует в единое целое знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

Профессиональные пробы, выполняют познавательную, развивающую и диагностическую функции в профессиональном самоопределении обучающихся. В ходе профессиональных проб: моделируются различные элементы профессиональной деятельности; определяется уровень готовности учащихся к выполнению проб; обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Результатом профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности - изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала. Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей.



Развивающий характер профессиональной пробы достигается за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.

1 Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.


2 Чистякова, С.Н. Практика профессиональных проб в российских школах / С.Н. Чистякова // Школьные технологии – 2007 - № 3 – С. 86.


3 Резапкина Г.Н. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника Серия: «Психология для жизни».- М.: "Генезис", 2007.- 140 с.


4 Воронкова И.А. Профессиональная проба как способ самоопределения в выборе профессии: Материалы Всероссийской интернет конференции «Информационные технологии в образовании» г.Томск, 2009 г.

5 Выготский Л. С. Психология подростка / Собр. Соч.: В 6 т.-М., 1984, —Т. 4. — С. 6—37


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница