Профессиональный стандарт



Скачать 104.76 Kb.
Дата29.04.2016
Размер104.76 Kb.
УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

от «18» октября 2013 г. № 544н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)

(воспитатель, учитель)
фрагмент
3.1.1. Трудовая функция Общепедагогическая функция. Обучение.




Содержание

ДО

Трудовые действия

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

-

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

ДО

Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

ДО

Планирование и проведение учебных занятий

-

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

-

Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

-

Формирование универсальных учебных действий

-

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)

-

Формирование мотивации к обучению

ДО

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

-

Необходимые умения

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

-

Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

-

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

ДО

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ДО

Владеть ИКТ-компетентностями:

общепользовательская ИКТ-компетентность;

общепедагогическая ИКТ-компетентность;

предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)



ДО

Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона

-

Необходимые знания

Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке

-

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

-

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики

ДО

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

-

Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения

-

Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

ДО

Рабочая программа и методика обучения по данному предмету

-

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства

ДО

Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи

ДО

Конвенция о правах ребенка

ДО

Трудовое законодательство

-

Другие характеристи-ки

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

ДО


3.1.2. Трудовая функцияВоспитательная деятельность




Содержание

ДО

Трудовые действия

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

ДО

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

ДО

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

ДО

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

-

Проектирование и реализация воспитательных программ

-

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

-

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

ДО

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления

-

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

ДО

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

ДО

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

ДО

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

ДО

Необходимые умения

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей




Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их

ДО

Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

ДО

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

-

Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу


-

Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

ДО

Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися

-

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

-

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

-

Необходимые знания

Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

-

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества

-

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

-

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики

ДО

Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

ДО

Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

ДО

Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

-

Другие характеристи-ки

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

ДО



3.1.3. Трудовая функция Развивающая деятельность




Содержание

ДО

Трудовые действия

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

ДО

Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе

ДО

Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

ДО

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

ДО

Оказание адресной помощи обучающимся

ДО

Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

ДО

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

ДО

Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

ДО

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

ДО

Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

-

Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

-

Необходимые умения

Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

ДО

Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий

ДО

Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ

ДО

Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)

ДО

Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося

ДО

Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся

ДО

Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся

ДО

Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик

-

Формировать детско-взрослые сообщества

ДО

Необходимые знания

Педагогические закономерности организации образовательного процесса

-

Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития

ДО

Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся

ДО

Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ

ДО

Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью

ДО

Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей

ДО

Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ

ДО

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

ДО


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница