Программа адресована детям и подросткам в возрасте 6,5 15 лет, отдыхающим в детском оздоровительном лагере. Краткая аннотация содержания программы в основе модели тематической смены ««art-парад: Алтай Родина Талантов»



Скачать 214.13 Kb.
Дата17.05.2016
Размер214.13 Kb.
Информационная карта

Полное название программы

«ART-парад: Алтай – Родина талантов»

ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности

Бердюгина Мария Евгеньевна, старшая вожатая ДОЛ «Химик», комиссар СПО «Ирис»

Контактный телефон, электронный адрес

8 983 184 33 34, kanikuli2010@mail.ru

Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр «Каникулы»,

структурное подразделение – Детский оздоровительный лагерь «Химик»



Наименование субъекта Российской Федерации

Алтайский край, г. Барнаул

Наименование программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013г.)

Социально-педагогическая

Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика, если есть (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.)

Программа адресована детям и подросткам в возрасте 6,5 – 15 лет, отдыхающим в детском оздоровительном лагере.

Краткая аннотация содержания программы

В основе модели тематической смены ««ART-парад: Алтай – Родина Талантов» лежит сюжетно-ролевая игра «7 ступеней успеха», направленная на раскрытие социально-творческого потенциала каждого ребенка.

На каждой ступени ребята откроют определенное качество, умение, которым они смогут овладеть или раскрыть в себе.

Смена делится на 7 блоков – ступеней:

Дружба: Будь добр, и добро вернется к тебе!

Здоровье: В здоровом теле – здоровый дух!

Экология: Если говоришь, что любишь все прекрасное на Земле, то храни это, а не просто любуйся

Красота: Не хвались внешней красотой, но гордись, если можешь похвастаться красотой своих мыслей

Традиция: Традиция – это та часть нашего прошлого, которая помогает нам идти в будущее!

Гражданин: Человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы

ЗнаниЯ: Знания – это абсолютная ценность нашего времени!

Итогом каждого блока станет торжественное закладывание ступени на карту успеха.


Обоснование актуальности программы

Современные дети тратят много сил и времени на свое обучение: занятия в школе, дополнительное образование в спортивных объединениях и школах искусств, изучение иностранного языка и многое другое. Кто- то делает это по собственной воле, а кто-то по принуждению родителей. В дополнение к этому – конфликты со сверстниками, порой сложные отношения с учителями, стрессы. Как результат – дети становятся возбудимыми, раздражительными. Им просто необходим полноценный отдых.

Самым продуктивным временем для отдыха являются летние каникулы. Они занимают наиболее важное место в структуре каникулярного времени детей и подростков и по продолжительности, и по оздоровительно-образовательному потенциалу. Такой отдых должен быть организован. Организованный отдых детей – это разрядка накопившейся напряженности, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, удовлетворение индивидуальных интересов различных сферах деятельности.

Решению этих и других задач посвящена программа «ART-парад: Алтай – Родина Талантов», которая представляет собой модель организации тематической смены, раскрывающей воспитательно-образовательную деятельность педагогического коллектива учреждения как систему, адекватную современной стратегии развития и воспитания детей.


Предполагаемый социальный эффект программы

Реализация программы способствует позитивным социально-личностным изменениям:

- актуализация и частичное решение детско-подростковых проблем (через опыт деятельности самих детей и подростков);

- развитие лидерских, организаторских качеств у детей и подростков;

- составление «проектного поля успеха» для каждого участника программы.



Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей

Цель: формирование и развитие социально-адаптированной личности посредством реализации ее творческого потенциала.

Задачи:

- создать воспитательную среду, благоприятную прежде всего для самопознания и самовоспитания, для формирования нравственных и культурных ценностей личности;

- организовать участие подростков в реальном правлении своей жизнедеятельностью, делегирование детям ответственности за принимаемые решение, ответственности и активности путем включения в систему соуправления смены;

- способствовать преображению внутреннего мира ребят методом культивирования творческих идей и преображения мира вокруг них методом реализации этих идей;

- помочь осознать ребенку ценность его творческого и социального благополучия как совокупности психологического и физического здоровья;

- обогатить внутренний мир ребенка путем формирование интереса к истории, традициям и культуре русского народа, ее активное приумножение;

- помочь ребенку в понимании и осознании собственной позиции в условиях современного изменчивого мира, помощь в становлении активной гражданской позиции, проявлении чувств патриотизма, гордости своим отечеством;

- способствовать созданию активной созидательной деятельности ребенка, направленной на возрождение природы через Творчество как ЭКОлогическое восприятие себя, своего место в окружающем мире и отражения окружающего мира в себе.



Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)


  1. Закрепление у детей и подростков социально-творческих знаний в областях художественно-творческой, культурно-досуговой, проектной деятельности.

  2. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы для самовыражения и реализации творческого потенциала подрастающей личности, формирование у детей и подростков системы нравственных ценностей.

  3. Повышение уровней мотивации к достижению успеха во всех видах деятельности, самореализации и самоутверждения в коллективе сверстников и более широком социуме.

  4. Развитие личностно-социальной компетентности у детей и подростков.

Содержание программы:

обоснованность реализации мероприятий программы на этапах программы:

-подготовительном

-организационном

-основном

-итоговом

В основе модели тематической смены ««ART-парад: Алтай – Родина Талантов» лежит сюжетно-ролевая игра «7 ступеней успеха», направленная на раскрытие социально-творческого потенциала каждого ребенка через организацию системы коллективно-творческих дел смены на уровне «отряд – лагерь», занятия в творческих студиях, кружках, участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях. Таким образом, каждый участник смены получит уникальный шанс попробовать себя в различных социальных ролях посредством принадлежности к различным детским объединениям.

Основное содержание деятельности планируется в отрядах, которым дается право свободного выбора в планировании и организации воспитательной работы в соответствие с общелагерной программой. Вместе с тем, имеется план общих мероприятий в лагере и система кружковой деятельности.

Приезжая на 21 день в лагерь «Химик», ребенок попадает в город. Как в настоящем городе, здесь есть дома, которыми становятся отряды на период смены, размещение ребят, а соответственно жителей этого города, ведется по возрастным критериям. Раскрашивать же этот город, придумывать его название, название его улиц и домов предстоит самим горожанам в рамках тематики смены.

Описание самой сюжетно-ролевой игры «7 ступеней успеха» следует начать с обоснования выбора числа 7. Число 7 окружает нас повсеместно: 7 дней недели, 7 нот в музыке, 7 чудес света и 7 цветов радуги, поэтому наша программа не случайно включает в себя именно 7 ступеней мастерства. На каждой ступени ребята откроют определенное качество, умение, которым они смогут овладеть и воспользоваться, собирая палитру всех характеристик таланта и полноценной личности. Последней станет ступень «ЗнаниЯ» – ступень своего Я, которую участники смены будут создавать самостоятельно, решать, какие качества и умения им действительно нужны, чтобы шагнуть на финальную ступень уже здоровой, полноценной и раскрепощенной личностью!

Вся смена делится на семь периодов по три дня. У каждого периода есть своя направленность деятельности ребят и педагогов, свои цели и свои названия:

1. Ступень дружбы: «Будь добр, и добро вернется к тебе!»

Деятельность педагогов в этот период будет направлена на реализацию творческого потенциала ребенка через осознание им как собственной индивидуальности, так и осознание себя как части единого целого. Будет сделан упор на развитие чувств соучастия, сопричастности, развитие коммуникативных навыков.

2. Ступень здоровья: «В здоровом теле – здоровый дух!»

Осознание ребенком творческого и социального благополучия как совокупности психологического и физического здоровья вот главная задача педагогов на этот период. Понимание ребенком ценности здорового образа жизни, принятие законов современного здорового общества.

3. Ступень экологии: «Если говоришь, что любишь все прекрасное на Земле, то храни это, а не просто любуйся»

Понимание ребенком положительного взаимодействия всех живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой, активная созидательная деятельность, направленная на возрождение природы через Творчество, творчество как ЭКОлогическое восприятие себя, своего места в окружающем мире и отражения окружающего мира в себе.

4. Ступень красоты: «Не хвались внешней красотой, но гордись, если можешь похвастаться красотой своих мыслей»

Воспитать в ребятах чувство прекрасного, способствовать преображению внутреннего мира ребят методом культивирования творческих идей и преображения мира вокруг них методом реализации этих идей.

5. Ступень традиции: «Традиция – это та часть нашего прошлого, которая помогает нам идти в будущее!»

Обогащение внутреннего мира путем формирования интереса к истории, традициям и культуре русского народа, ее активное приумножение и преображение.

6. Ступень гражданина: «Человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы»

Понимание собственной позиции в условиях современного изменчивого мира, становление активной гражданской позиции, проявление чувств патриотизма, гордости своим отечеством.

7. Ступень знаниЯ: «Знания – это абсолютная ценность нашего времени!»

На этом этапе участники программы смогут анализировать изменения, суммировать положительный опыт, подводить итоги, планировать дальнейшие действия.

Каждая ступень четко задает тематику творческой деятельности всех жителей города на период своего прохождения.

На протяжении всей смены ребята будут восходить вверх по лестнице не только виртуально, но и по-настоящему будут строить ступени своими руками. Итогом прохождения одной ступени станет торжественное закладывание ее на карту успеха. В лагере по итогам этих 3 дней будет выявлен отряд, наиболее отличившийся, занявший призовые места, именно ему будет поручена ответственная миссия разработки дизайна ступени и ее прикрепления.


План-график (план-сетка) программы

См. Приложение 1

Кадровое обеспечение программы:

- перечень специалистов реализующих программу (ФИО, должность, опыт и квалификация);

- описание системы подготовки педагогического отряда, специалистов дополнительного образования

Программу реализуют 17 воспитателей – педагоги муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений г. Барнаула, 15 вожатых – бойцы студенческого педагогического отряда «Ирис» и педагоги учреждений дополнительного образования детей г. Барнаула.

Подготовка специалистов для учреждений отдыха и оздоровления детей проходит в рамках школы подготовки вожатых «Летний экспресс», которая действует на базе Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр «Каникулы».

Обучение проходит в рамках комплексной образовательной программы «Я – ПРОФИ» (автор-разработчик – Игитова Т.В.), направленной на создание нового образа молодого педагога-вожатого детского каникулярного отдыха.

Сроки обучения: февраль – май 2014 года.



Ресурсная обеспеченность программы

ДОЛ «Химик» - стационарный лагерь летнего функционирования, площадью 6,7 гектаров. Лагерь имеет летние корпуса на 15 и 30 мест для детей, бассейн, клуб, дом творчества, стадион и спортивно-игровые площадки, библиотеку, танцевальную площадку, благоустроенную столовую на 250 посадочных мест, медпункт. За смену (минимум три за летний период) ДОЛ «Химик» принимает 250 детей.

Наличие социальных партнеров, в том числе родительского сообщества при реализации программ

-

Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями)

Обратная связь осуществляется посредством использования диагностических методик, представленных в Приложении 2.

Механизм оценки эффективности реализации программы:

методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно-педагогических действий (количественные, качественные

В число критериев и показателей эффективности реализации тематической смены входят:

1. Качественные показатели: изменение степени сформированности личностных качеств, сохранение и развитие (угасание) устойчивого интереса к данной деятельности, трансляция (использование) приобретенных знаний и опыта, укрепление (развитие) социальных связей, формирование ответственности за себя, других, за свое и общее дело, психологически комфортное положение всех участников смены, степень включенности в активную жизнь лагеря, мотивация к здоровому образу жизни, приобретение нового социального опыта, удовлетворенность родителей и детей формами организации свободного времени, ощущение удовлетворения от своего участия в работе лагеря и от достигнутых за время лагерной смены результатов.

2. Количественные показатели: количество участников смены, вновь стремящихся попасть на смену по данной программе, статистика количества оздоровленных детей, количества охваченных детей организованными формами отдыха, сравнительные показатели травматизма и правонарушений.


Наличие методик, направленных на изменение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учет, стимулирование применения

Уровень самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учет, стимулирование применения исследуется с помощью следующих методик: анкета по общению №1 (А.В. Мудрик); методика исследования ценностных ориентаций (МИЦО) М. Рокича; методика самооценки (Дембо-Рубинштейн).

Наличие системы стимулирования (количество и качество регистрации достижений участников программы):

- развития творческого потенциала детей;

- уровня спортивных достижений;

- профилактики ЗОЖ;

- снижения уровня агрессивности в детской среде;

- профориентации;

- самоуправления;

- иные


В ходе программы ребята зарабатывают баллы. В конце смены отряды награждают званиями в зависимости от количества общеотрядных баллов.

Прейскурант баллов:

1 место - 5 баллов

2 место - 4 балла

3 место - 3 балла

Участие в конкурсе - 2 балла

Дружеская помощь - 2 балла


Наличие системы показателей и индикаторов оценки и качества программы:

- на детском уровне;

- на родительском уровне;

- на уровне администрации детских оздоровительных лагерей;

- на уровне социального заказа учреждениям отдыха и оздоровления детей субъекта РФ


Ожидается, что по окончанию реализации программы будут достигнуты следующие результаты:

Для детей

- удовлетворенность в различных видах деятельности;

- Принятие ребенком собственной индивидуальности, своих возможностей;

- информированность по вопросам сохранения и укрепления здоровья;

- проявление творческой активности в социально-нравственной деятельности;

- реализация творческого, лидерского, личностного потенциала;

- принятие культурных ценностей;

- расширение круга и опыта общения детей и подростков;

- стимулирование дальнейшей деятельности;

- развитие адекватной самооценки, самоуважение, терпимость к другим



Для педагогов:

- вовлечение каждого ребенка в процесс реализации оздоровительной, досуговой, образовательно-развивающей, воспитательной и социальной деятельности;

- развитие своей творческой активности для успешной реализации программы;

- создание благоприятного психологического климата в коллективе;

- диагностика изменений ребенка;

- повышение профессионально мастерства;

- способность к самоанализу

Для родителей:

- изменение отношения к организации занятости детей;

- доверие к педагогическому коллективу лагеря, конкретному педагогу;

- удовлетворенность формами жизнедеятельности организации детского оздоровительного лагеря.



Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня (регионального, федерального, международного)

-

Возможность тиражирования программы

Апробация программы «ART-парад: Алтай – Родина талантов» прошла на 2 и 3 смене 2014 года в ДОЛ «Химик». Распространение опыта реализации данной программы возможно в условиях детского оздоровительного (санаторного, палаточного) лагеря, принимающего на смену детей в возрасте от 6,5 до 15 лет.

Наличие информации об опыте реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях (указать ссылки)

-

Приложение 1

Дата/

число


09.07.14

Ступень Дружбы



10.07.14

Ступень Дружбы



11.07.14

Ступень Дружбы



Утро

Игры на знакомство, сплочение, экскурсии

Экшн-тренинги

Отрядное дело «Хозяйственный сбор»,

гостевание



День

КТИ «Разведка интересных дел»,

Отрядное дело «Здравствуй, друг»



Презентация программы смены

Линейка открытия смены «Добро пожаловать»

Вечер

Фотокросс,

Огонек знакомств



Конкурсно-игровая программа «Будем знакомы», кино

Вечер знакомств «Здравствуйте»

Дата/

число


12.07.14

Ступень Здоровья



13.07.14

Ступень Здоровья



14.07.14

Ступень Здоровья



Утро

Начало предвыборной кампании, конкурс рисунков

Общелагерное спортивное дело – веселые старты «Кросс Нации»

Голосование, выборы мэра, творческое представление названия города

День

Кругосветка «Олимпийская дорожка»

Отрядное дело «Будь здоров»

Кругосветка «Формула здоровья»

Вечер

Общелагерное дело «100 вредных советов», представление кандидатов на пост мэра города

Черлидинг

Вечерний концерт «Самая здоровая сказка» (сказка на новый лад), инаугурация

Дата/

число


15.07.14

Ступень Экологии



16.07.14

Ступень Экологии



17.07.14

Ступень Экологии



Утро

Экокругосветка «Земля – наш общий дом», старт и выполнение заданий экомарафона

Экологический Квэст

Конкурс видеороликов

День

Общелагерное дело «Книга рекордов «Химика»

Отрядное дело

«Час Земли»



Конкурс рисунков на асфальте «Земля в опасности»

Вечер

Фестиваль Экологических Искусств

Общелагерное дело «Эковикторина»

Экошоу «Конкурс костюмов из природных и нетрадиционных материалов»;

Дата/

число


18.07.2014

19.07.2014

20.07.2014

Утро

Торжественная линейка, посвященная 55-летию лагеря

Кругосветка «Формула красоты»

Творческий концерт

«Звездная история»



День

Общелагерный флешмоб «С днем рождения»

Конкурс рисунков «Совершенная красота»

Веселый футбол

Вечер

Праздничный концерт

Конкурс красоты

«Мисс и Мистер «Химик»»



Вечер именинника, просмотр фильма

Дата/

число


21.07.2014

Ступень Традиции



22.07.2014

Ступень Традиции



23.07.2014

Ступень Традиции



Утро

Кругосветка «Знаменательные места России»

Бизнес-день

Отрядное дело «Русские традиции»

День




«Город мастеров»




Вечер

Стартин «Танцы народов мира»

Ярмарка

Фестиваль народных примет

Дата/

число


24.07.2014

Ступень Гражданина



25.07.2014

Ступень Гражданина



26.07.2014

Ступень Гражданина



Утро

«День наоборот»


Викторина «Маленькие герои России»

Линейка «69 лет победе», социальная Акция «Столб Мира»

День

Кругосветка «По следам вожатых»

Отрядное дело

«Мы - за мир во всем мире!»



Зарница, смотр строя и песни

Вечер

Конкурсно-игровая программа «Рука в руке»

Общелагерное дело «Урок Гражданственности»

Вечер Памяти

Дата/

число


27.07.2014

Ступень ЗнаниЯ



28.07.2014

Ступень ЗнаниЯ



29.07.2014

Ступень ЗнаниЯ



Утро

Отрядное дело

«Тайны моего Я»



Отрядное дело «Прощальное письмо»

Операция «Нас здесь не было»

День

Кругосветка «7 ступеней успеха»

Линейка закрытия смены




Вечер

Фестиваль клипов «Смена-Маленькая жизнь»

Концерт, костер, дискотека




Приложение 2

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА



Анкета для родителей

1. Какие, по вашему мнению, особенности здоровья вашего ребенка мы должны учесть?

2. Каковы особенности поведения, психологии ребенка?

3. Просим сообщить круг интересов вашего ребенка.

4. Что вы ждете от лагеря, каковы ваши пожелания к организации жизни в нем?

5. Фамилия, имя ребенка, возраст, место жительства



Анкета для ребенка, прибывшего в лагерь (ожидания ребёнка)

1. Кто ты: мальчик или девочка? (Нужное подчеркнуть)

2. Твой возраст

3. Я хотел бы, чтобы отряд состоял из ребят, которые…

4. Я предпочел бы активно участвовать в таких отрядных делах, как…

5. Мне будет скучно, если в отряде будут проводиться…

6. Я надеюсь, что наш вожатый будет…

7. Лагерная жизнь будет для меня полезной, если…

8. Я хотел бы научиться в лагере …

9. Если мне предложат стать лидером-организатором в отряде, я…

10. Я буду протестовать, если меня заставят…

11. Если бы мне разрешили выбирать, остаться в лагере или уехать, я бы…

12. Я хотел бы, чтобы режим дня в лагере включал в себя…

ДИАГНОСТИКА ПО ОКОНЧАНИЮ СМЕНЫ

Выездная анкета участника лагеря

1. Из ребят мне было интересно общаться с ________________.

2. Из взрослых мне было интересно работать с ______________.

3. Самые запоминающиеся мероприятия это_________________.

4. Я участвовал в _______________________________________.

5. А ещё хотел бы поучаствовать в _________________________.

6. Я научился________________, благодаря__________________.

7. В этой смене мне не понравилось_______________________.

8. Хотел бы ты ещё раз попасть в наш лагерь? Почему?________.

9. Хотел бы ты продолжить общение с кем-либо после смены?___.

10. Я бы хотел изменить__________________________________.

11. Если хочешь, ты можешь подписаться.

………………………………………………………………………

Анкета для родителей

Смена____ Возраст вашего ребенка___

1. Ваше отношение к тому, что досуг вашего ребенка в каникулярное время организован коллективом ДОЛ «Химик»: положительное - нейтральное - отрицательное

2. Какие проблемы, касающиеся охраны и укрепления здоровья, развития, воспитания

Вашего ребенка возникали в период пребывания ребенка в лагере:__________________

3. Как оценивал организацию лагеря ваш ребенок, рассказывая вам об этом: хочу еще - понравилось – не понял – не понравилось

4. Оцените Ваш вклад как родителей в организацию досуга вашего ребенка каникулярное время

заниматься организацией досуга в каникулы пока некогда;

пытаюсь разнообразить формы отдыха, досуга ребенка;

ближайшее время много интересного организую для своего ребенка;

другое.

5. Ваши предложения по организации лагеря, мероприятий в лагере _________________



Анкета для воспитателей, специалистов лагеря

Смена __________

1. Оцените ваше состояние здоровье в процентах: _____%

2. Какова преобладающая тональность вашего настроения: мажор – минор

3. Как вы считает, работая в лагере: у вас сплоченный педколлектив – каждый сам по себе;

4. Чувствуете ли Вы наличие в лагере творческой атмосферы: да – не понятно - нет

5. Чувствуете ли Вы наличие в лагере оздоровительной атмосферы:

для детей: да – не понятно - нет

для педкадров: да – не понятно - нет

6. Есть ли в лагере традиции, мероприятия, которые для Вас очень значимы. Назовите __



7. Часто ли Ваши идеи и предложения используют в коллективе ____________________

8. Ваши предложения по организации лагеря, мероприятий в лагере ________________


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница