Программа «Деловой русский язык»



Скачать 123.6 Kb.
Дата30.04.2016
Размер123.6 Kb.
Описание методической разработки

Название: заключительное занятие элективного курса «Деловой русский язык».

Деловая игра «Деловой этикет для успешных людей».

Краткая аннотация.

Программа «Деловой русский язык» содействовует формированию открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей инструментом достижения социального и личного успеха в жизни – навыками делового русского языка.

Программа способствует расширению кругозора учащегося, совершенствованию речевых навыков, развитию коммуникативной компетенции школьников, освоению особенностей речевого поведения, овладению речевым этикетом, созданию собственных творческих работ разных жанров делового общения.

На данном заключительном занятии - творческом отчете слушатели элективного курса продемонстрировали созданные творческие работы разных жанров делового общения: деловые письма, написание реклам разных видов и жанров, резюме, презентации, участие в дискуссиях и деловых играх и получили по окончании его «Листки достижений».

Курс посещали 25 человек.


Учебный предмет: русский язык.

Уровень образования школьников: курс предназначен для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки школьников.

Форма учебной работы: творческий отчет об окончании элективного курса в форме деловой игры.

Полное описание разработки.



Игра «Деловой этикет для успешных людей».
Цель: обучить навыкам эффективной коммуникации в различных условиях общения;

раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в официально-деловой речи;

повысить общую речевую культуру.

Задачи:

образовательные: закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка; формирование основного понятийного аппарата, овладение знаниями делового общения;

развивающие: развитие лингвистических способностей учащихся и их познавательной самостоятельности; развитие творческих способностей;

формирование основного понятийного аппарата,



воспитательные: воспитание любви и интереса к русскому языку как учебному предмету и лингвистике как науке о языке.

Одним из ключевых принципов обучения предлагается принцип творческого саморазвития личности в процессе овладения речевой культурой делового общения.


Используемая технология

Используя элементы технологии критического мышления, означает не негативность суждения или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы вынести обоснованное суждение и решение.

Предполагает, что ничего не принимается на веру. Каждый учащийся, невзирая на авторитет, имеет право выработать свое мнение, способность анализировать информацию с позиции логики и личностного подхода, чтобы применить полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям.

Ошибки анализируются в совместной деятельности учителя и ученика, совершенствуя мыслительный процесс и того, и другого. Образование не дается учителем, а берется учеником. Изменяется роль и позиция учителя и учащихся: субъект-субъект.

Ведущим методом становится проблемное обучение.

Занятие построено на интерактивных подходах: я должен предпринять все, чтобы научиться.



Форму деловой игры выбрала как одну из возможностей освоения сложных форм мышления на разных уровнях решаемой проблемы. Игровая технология позволяет освоить приемы делового взаимодействия. Именно в игре участникам открываются новые смысловые связи, распознавать которые – основная задача интерактивного обучения.

В основе интерактивных методов лежат диалогические и полилогические формы. Единицами диалога являются действие, высказывание и слушание. Это позволяет участникам игрового взаимодействия вести такое обсуждение, которое развивает навыки вербализации, способствует совместному решению проблем путем апробации и выбора наиболее эффективных стратегий.

В данной деловой игре слушатели развивают коммуникативные способности, их творческое мышление, умение вести переговоры.

В план занятия включены разнообразные ситуации. Они являются основой для анализа информации и разыгрывания ситуаций в ролях (кейс-метод: из методического пособия для учителя М.Ю. Касумовой «Деловой русский язык»).Интерактивные технологии ситуационного характера позволяют посмотреть на себя со стороны, на результаты деловой коммуникации. В процессе анализа и разыгрывания ситуаций в ролях активизируется критическое мышление, которое направлено на осознание того, какие действия следует предпринять в той или иной ситуации. Например, такие речевые ситуации.

1. Вы звоните по рекламному объявлению в магазин компьютерной техники. Уточните комплектацию и стоимость компьютера, который вы хотели бы приобрести.

2.Как вы обратитесь к работнику паспортного стола, чтобы узнать, какие документы необходимо предоставить для получения паспорта.

3.Вам назначили встречу для деловой беседы. Если оно вас не устраивает, объясните, почему. Составьте диалог. Возможны две формы ответа.

1. Согласие.

2. Отказ с извинениями и объяснение причины.
Суть кейс-метода в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

При этом проблема не имеет однозначных решений.

Отличие кейс-метода от традиционных методик: демократия в процессе получения знаний, учащийся равноправен с другими обучающимися и учителем в процессе обсуждения.

Оказывает содействие развитию умения решать проблемы с учетом конкретных условий и при наличии фактической информации, развивает способность к проведению анализа, умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию.

Предлагается слушателям такая речевая ситуация. Общение относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь подростков приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. На первом занятии данного элективного курса «Язык мой – друг мой?!» предлагаю вниманию видеоролик «Современный молодежный сленг». Можно ли считать речь персонажей видеоролика нормированной? Слушатели начинают осмысливать реальную жизненную ситуацию: сленг - норма или антинорма? Начинается дискуссия.

Суть дискуссии – убедить нейтральную третью сторону в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными.

Тема : в дискуссиях тема формулируется кратко.

Утверждающая сторона. В дискуссии участники утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций.

Отрицающая сторона. Участники отрицающей стороны хотят доказать судьям, что позиции утверждающей стороны неверна или что интерпретация темы и аргументация утверждающей стороны имеет недостатки.

Команда – состоит из 3 человек. Команда, защищающая тему игры, называется утверждающей, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей.

Судьи – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции. Судьи заполняют протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций команд, указывают сильные и слабые стороны выступлений участников команд. По желанию они комментируют свое решение, обосновывая его.

Таймкипер – это человек, который следит за соблюдением регламента.

Тренеры – учителя.

Приобретаемые навыки: дискуссии развивают:

логическое и критическое мышление;

навыки устной речи;

навык в организации своих мыслей;

терпимость к различным взглядам;

уверенность в себе;

способность работать в команде;

способность концентрироваться на сути проблемы.



Деловая игра -

форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерного для данного вида практики.

Все участники игры выступают в определенных ролях и принимают решения, сообразуясь с интересами своей роли.

Очень важно, что решения в деловых играх вырабатываются коллективно.

Проведение деловых игр представляет собой развертывание игровой деятельности участников на имитационной модели.

Создается особый эмоциональный настрой игроков, который способствует активизации процесса обучения.

Технологические особенности: мультимедийное сопровождение занятия (прилагается приложение).


Эпиграф: «Верьте в успех. Верьте в него
твёрдо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха».
Д.Карнеги

Игра «Деловой этикет для успешных людей»

Слово учителя.

К концу девятого класса каждому из вас предстоит определить наиболее интересующее направление будущей собственной профессиональной деятельности и в соответствии с этим выбрать профиль обучения на старшей ступени школы или иные пути продолжения образования. Это первый этап на пути к освоению будущей специальности, по значимости этап очень важный. Ведь вы выбираете дело всей жизни. И от правильного выбора зависит успешность вашей жизни.

Верьте в успех, верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха. Дейл Карнеги.

Наше занятие мы проведем в форме игры.


Тема: «Деловой этикет для успешных людей».

Терминологическая разминка.

Назовите, пожалуйста, основные жанры делового общения.



  1. деловое письмо

  2. резюме

  3. ходатайство

  4. доклад

  5. реферат

  6. реклама

  7. презентация

Найдите лишнее слово, мотивируйте свой ответ (реферат).
Подберите к определениям в левой колонке соответствующие им термины из правой колонки.

1.Процесс, в котором вырабатываются позиции сторон.

2.Обсуждение какого – либо спорного вопроса, исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели.

3.Процесс речевого взаимодействия двух или нескольких лиц, в котором происходит обмен информацией и опытом.

4.Побуждение к совершению покупок, стимулирование работы товаро-производящей сети.

5.Специальное шоу для демонстрации новых изделий и других нововведений.

6.Совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.

7.Является особым типом документов, менее жестко регламентированным, чем контракт или постановление, но имеющим юридическую значимость.

8.Установленный порядок поведения в сфере бизнеса и в сфере деловых контактов.

1.Деловое письмо

2.Речевой этикет

3.Презентация

4.Реклама

5.Деловое общение

6.Дискуссия

7.Деловая беседа

8.Деловой этикет
Для того, чтобы занять достойное место в деловом мире, нужно не только обладать определенными профессиональными навыками, современному деловому человеку необходимо тщательно продумать свой образ.

Деловой человек! Каков он? Дискуссия.

Один из ответов.



Каким я представляю себе делового человека? Я постаралась найти ответ на этот вопрос.

В первую очередь, я хотела бы заметить, что для делового человека самое главное - суметь создать свой имидж, подчеркнуть свою индивидуальность. Необходимо знать, как одеваться в деловых ситуациях в соответствии с правилами, а также сохранить соответствующие этим правилам манеры поведения. Подчеркнуть свою неповторимость, остаться самим собой даже в самых сложных обстоятельствах - важная задача личности. Быть личностью – значит сохранять способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций, нести ответственность за свой выбор.

Для того чтобы занять достойное место в деловом мире, нужно не только обладать определёнными профессиональными навыками, но и отвечать определённым требованиям к внешнему виду, манерам, речи. Одним словом, деловому человеку необходимо продумать свой образ, или, как мы сегодня говорим, имидж.

Имидж надо продумывать очень тщательно, ведь впечатление о человеке формируется в течение первых 10 секунд знакомства и беседы. Зачастую именно первое впечатление может оказать решающее влияние на дальнейшую судьбу. Так что же мы подразумеваем под словом имидж? Безусловно, это - привлекательный внешний вид и независимое естественное поведение, но самое главное – это грамотная речь, достойные манеры и спокойная реакция на похвалу и критику.

Ко всему выше сказанному я хотела бы добавить, что, на мой взгляд, чтобы стать деловым человеком, нужно иметь талант и обладать особенными качествами. И необходимо не забывать, что, соблюдая все правила, не всегда можно достичь успеха, потому что всё самое главное заключено в самом человеке, и ничто не будет говорить о вас громче, чем ваши поступки.
Отметьте качества, которые, на ваш взгляд, являются личностными качествами делового человека.

Уверенность в себе.

Владение предметом коммуникации.

Самоуверенность.


Информированность и компетентность.

Вспыльчивость.


Назовите качества, которые не свойственны деловому человеку.

Самоуверенность. Вспыльчивость. Аргументируйте свой ответ.
Необходимое качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать - знание делового этикета.

Искусство общения, письменные навыки, этикет представления играют важную роль в создании образа делового человека.

Не менее важным является благородный внешний вид и хорошие манеры. Сегодня довольно проблемным является вопрос о необходимости введения школьной формы.
Школьная форма: за и против? Дискуссия. Один из ответов.

Сегодня в школе нет единой школьной формы. Некоторые ученики выступают за школьную форму, некоторые - против. Я считаю, что школьная форма необходима. Во – первых, она стирает социальные границы. Во – вторых, создаёт определенный имидж школьника. В – третьих, о человеке складывается мнение, что он деловой и ответственный человек, имеет хорошие манеры, ставит перед собой определенные цели и старается их добиться. В – четвертых, думаю, каждому приятно общаться с подтянутым и опрятно одетым человеком.

Я предлагаю некоторые модели школьной формы. Для девушки можно иметь в гардеробе деловой брючный костюм, состоящий из жакета и юбки, блузы, свитера разных цветов. Девушка всегда хочет выглядеть красивой, привлекательной. Одежда должна подчеркнуть индивидуальность девушки. Блузы с декольтированным вырезом, с открытыми плечами, с открытой спиной более приемлемы для дискотек, вечеринок. Школьной форме не соответствует яркий макияж, многочисленные украшения.

Для юношей строгий костюм с жакетом или без него, галстуки, рубашки классического покроя светлых тонов. Возможно, брюки с пуловером. Кроссовки желательно исключить т.к. это спортивная обувь.



Демонстрация моделей школьной формы, подготовленной самими ребятами.
Сегодня в нашу жизнь прочно вошла реклама. Реклама- будущее нашей экономики. Иногда мы реагируем на рекламу, иногда – нет. Иногда реклама информирует, иногда убеждает, если реклама - грамотно и профессионально выполненная.

Ребята демонстрируют созданную ими рекламу, анализируют правильность составления.



  1. Наша школа.

  2. Рекламный видеоролик «За здоровый образ жизни».


Слово презентация, несмотря на свое иностранное происхождение, заняло прочное место.

Самопрезентацию представляют слушатели курса.


Распространенным документом при приеме на работу является резюме. Хорошее резюме как анонс интересной книги.

Резюме представляет слушатель курса.


Деловая переписка является неотъемлемой частью делового общения.

Хорошо написанные личные, рекомендательные, поздравительные письма доставят удовольствие получателю.

Для того чтобы выразить уважение к адресату, да и просто проявить вежливость, необходимо соблюдать правила переписки.

Благодарственное письмо.

Письмо-отказ.

Рекомендательное письмо.


От чего же зависит успех в деловом мире?

Д.Карнеги писал, что «успехи того или иного человека процентов на пятнадцать зависят от профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять от его умения общаться с людьми».


На стене самого древнего греческого храма высечена надпись: «Познай самого себя. Какую ценность имеют эти слова при выборе профессии?

Стать авторитетом для самого себя.


Если хотите иметь успех, вы должны выглядеть так, как будто вы его имеете. Томас Мор.

Рефлексия. Отзывы о проведенных занятиях элективного курса «Деловой русский язык».



Отзывы слушателей элективного курса.

Сегодня наше последнее занятие по элективному курсу «Деловой русский». Хочу сказать, что я с сожалением расстаюсь с этим курсом.

За время учёбы я получил большой объём дополнительных знаний, которые нужны в повседневной жизни. Мы учились вести дискуссии, деловые беседы.

Теперь я знаю, как вести себя со старшими по возрасту людьми, как построить разговор так, чтобы и к тебе относились с уважением и заинтересованностью.

Знания в составлении писем разного рода помогут быстро ориентироваться в деловом окружении.

Сейчас очень важно и необходимо уметь составить резюме.

На курсах мы научились и этому. Я думаю, что время, которое я посвятил курсу «Деловой русский», потрачено не зря. Общение на занятиях помогает мне теперь в учёбе и разговорах с учителями. Я очень рад, что выбрал именно этот курс.

Манахов Дима.
На протяжении нескольких недель я ходила на элективный курс по русскому языку и узнала много интересных вещей из взрослой жизни. Я впервые встретилась с таким понятием, как резюме и презентация. Также я познакомилась с тем, как правильно составлять ораторскую речь, и по каким критериям она оценивается.

Единственное, что мне хотелось бы, чтобы занятия, посвященные дискуссии, продлились дольше, потому что, я считаю, молодое поколение не умеет грамотно спорить, отстаивать своё мнение и принимать поражение. Очень хотелось бы, чтобы моё пожелание было принято.

Я считаю, что в современном мире очень важно уметь преподнести себя!

Ивченко Наталья.
Вручение «Листков достижений».


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница