Программа деятельности детского оздоровительного лагеря «Смена» «Время моих достижений»



Скачать 180.56 Kb.
Дата22.05.2016
Размер180.56 Kb.
Информационная карта программы

(для формирования открытого банка лучших программ отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья)




Полное название программы

Программа деятельности детского оздоровительного лагеря «Смена» «Время моих достижений»

ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности

Рогова Марина Васильевна, руководить структурного подразделения «Отделение социальных инициатив»;

Паршина Наталья Витальевна, педагог-психолог;

Филимонова Ирина Владимировна, методист.


Контактный телефон, электронный адрес

390023, г. Рязань, ул. Есенина, 46

Телефоны: 4 (912) 44-58-63,

4 (912) 44-42-38

8 -910-624-20-37 (Марина Васильевна)

Адрес электронной почты: metkab.rgddt@yandex.ru

meris62@mail.ru



Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Рязанский городской Дворец детского творчества», структурное подразделение «Детский оздоровительный лагерь «Смена»



Наименование субъекта Российской Федерации

Рязанская область, муниципальное образование - городской округ город Рязань.

Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России №1008 от 29 августа 2013 г.)

Социально-педагогическая

Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика контингента /если есть/, допустимость участия в программе детей с ОВЗ)

От 7 до 15 лет включительно (дети по линии социальной защиты, учащиеся спортивных и творческих объединений образовательных организаций г. Рязани, Рязанской области и других регионов, участники муниципальной программы «Одарённые дети»).

Краткая аннотация содержания программы (текст для размещения в банке программ, не более 500 символов)

В 2015 году ДОЛ «Смена» открывает свой десятый сезон в качестве структурного подразделения МАОУ ДОД «Рязанский городской Дворец детского творчества» (далее Дворец). Программа деятельности ДОЛ «Смена» имеет название «Время моих достижений». Она направлена на достижения каждого участника через погружение в тематику сезона и игровую модель смены. ДОЛ «Смена» за десять лет работы в качестве структурного подразделения Дворца детского творчества даёт возможность нескольким поколениям детей укрепить здоровье, развить физические, творческие, интеллектуальные способности, достичь личностного роста. Коллектив лагеря не останавливается на достигнутом и ставит перед собой созвучные времени цели и задачи, открывая 10-й сезон, который посвящается:

  • 70-летию Победы в советского народа в Великой Отечественной войне;

  • Году литературы в Российской Федерации;

  • Году исторического наследия в Рязани;

  • 10-летию ДОЛ «Смена» как структурного подразделения Дворца детского творчества.

Содержание программы ДОЛ «Смена» реализуется через проекты:

  • «Моя Победа»;

  • «Моя Литература»;

  • «Моя Рязань»;

  • «Моя «Смена».

В рамках реализуемых проектов в течение сезона предусмотрены мероприятия, акции,

  • посвящённые вышеуказанным событиям,

  • предоставляющие возможность для развития лидерского, интеллектуального, творческого, спортивного потенциала ребёнка, формирования культуры личности, воспитания чувства патриотизма и гражданской ответственности,

  • направленные на укрепление здоровья подрастающего поколения.

Обоснование актуальности программы

Актуальность программы выражается:

  • в востребованности организации летнего отдыха и оздоровления детей,

  • в выборе темы игровой модели сезона 2015 года (Сменоведение),

  • в реализации концепции личностно-ориентированного подхода (заполнение каждым ребенком в течение смены «Энциклопедии детских достижений», которая для детей является основой для самоанализа, а для педагогов – возможностью каждодневного поощрения ребенка и в случае необходимости - психолого-педагогической помощи).

Предполагаемый социальный эффект программы

Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) выполняет важную миссию оздоровления и воспитания детей. Детям предоставляются широкие возможности для содержательного отдыха, снятия накопившихся физических и эмоциональных нагрузок, для создания атмосферы психологического комфорта.

В процессе реализации программы «Время моих достижений» педагоги и тренеры-преподаватели имеют возможность реализовать дополнительные общеобразовательные программы для детей в летний период, провести мастер-классы, учебно-тренировочные сборы.

В течение смен:


  • реализуется муниципальная программа «Одаренные дети», в рамках которой учащиеся продолжают совершенствовать свое мастерство по избранным ими направлениям;

  • проводится финал Межрегионального конкурса-фестиваля детского литературно-художественного творчества «Начало»;

  • обеспечивается отдых и оздоровление детей по линии министерства образования и министерства соцзащиты;

  • ведется популяризация системы оздоровительного отдыха детей, через проведение межлагерных мероприятий и акций («Лагериада», «Свеча памяти», «Эстафета по пожарно-прикладному спорту»).

Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей

ЦЕЛЬ: обеспечение развития личности ребенка путём активизации его физического, психического, творческого, познавательного потенциала через эффективное использование системы отдыха и оздоровления в условиях ДОЛ.

ЗАДАЧИ:


  • сохранение и укрепление здоровья;

  • формирование навыков общения и толерантности на основе культурных норм проживания и деятельности в коллективе;

  • формирование личности через развитие разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности;

  • воспитание патриотизма, уважения к культурному и историческому наследию Отечества.

Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)

В ходе реализации программы деятельности «Время моих достижений» предполагается достижение следующих результатов.

Качественные:

  • освоение детьми опыта совместной деятельности;

  • самоопределение и самореализация в предлагаемых многообразных видах деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

  • развитие познавательных и творческих способностей в процессе участия в общелагерных и отрядных мероприятиях;

  • приобретение опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности;

  • формирование навыков самообслуживания;

  • получение организаторского опыта и опыта самоорганизации;

  • расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире;

  • оздоровление и физическая закалка;

  • приобретение новых друзей и впечатлений;

  • расширение профессионального опыта педагогов в освоении методики досуговой, оздоровительной и образовательной деятельности в условиях лагеря.

Количественные результаты:

  • общее количество детей в течение 4-х смен – около 1000 человек;

  • предполагаемая эффективность оздоровления – не менее 94 %;

  • занятость детей в разнообразных видах деятельности – 100%;

  • обеспечение безопасности и комфортности - 100%;

  • обеспечение личностного роста детей - 100%.

  • Сохранность контингента - не менее 98%

Содержание программы: обоснованность реализации мероприятий программы на этапах программы:

- подготовительном;

- организационном;

- основном;

- итоговом.


Реализация Программы осуществляется поэтапно, в соответствии с периодами лагерной жизни и учётом особенностей тематики и игровой модели данного сезона.

Подготовительный этап.

На данном этапе разрабатывается программа, формируется состав педагогического коллектива и вспомогательного и обслуживающего персонала, проводятся обучающие семинары для вожатых, проводится стартовый педсовет, работа по благоустройству территории и подготовке помещений для приема детей, готовится пакет документов необходимый для открытия лагеря.

Организационный период.

Основная цель этого периода – адаптация ребёнка к условиям и особенностям лагеря, новому режиму дня. Дети знакомятся друг с другом, воспитатели и вожатые узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя. Происходит структурное и организационное оформление системы совместной деятельности: формирование авторских групп (отрядов), выборы органов самоуправления, оформление рабочих (отрядных) мест, введение участников программы в игровой сюжет смены, запуск проектов (общелагерная игра - знакомство «Сменоведение», акция совместного планирования «Ярмарка детских идей», презентация авторских групп «Снова вместе, снова рядом», торжественное открытие Смены «Смена-10»: курс на Победу!»

Основной период.

На данном этапе осуществляется организация жизнедеятельности детей по проектам:


  • реализация основной идеи игровой модели смены, проектов;

  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел, объединения по интересам;

  • ежедневный анализ итогов дня и отслеживание эмоционального состояния участников смены;

  • организация деятельности органов самоуправления в лагере

(конкурс актёрского мастерства «Театральные каникулы», общелагерная игра «Пушкиниада», посвящённая Дню рождению А. С. Пушкина, соревнования «РекордСМЕНЫ», выставка рукотворных шедевров «Красота спасёт мир», игра по станциям «Книга дружбы», проект «Детский голос «Смены», общелагерное мероприятие «Россия – Рязань: летопись наших побед», академия здоровья «Здоровому всё здорово!»).

Заключительный период смены.

Заключительный период подразумевает логическое завершение и реализацию игровой модели: подведение итогов прожитой смены, коллективное и индивидуальное награждение, проведение анализа качественных изменений, произошедших с участниками смены, составление итоговой диагностики по аналитическому материалу, анализ предложений детей, педагогов и родителей по развитию детского лагеря в будущем, выработка перспектив деятельности лагеря, закрытие лагерной смены (общелагерная игра-тренинг «Рука в руке», торжественное закрытие смены «Сменоведение. Завершение», Линейка, посвящённая Дню Памяти и Скорби, общелагерная акция «Свеча Памяти»).


Кадровое обеспечение программы:

- перечень специалистов, реализующих программу;



- описание системы подготовки педагогического состава.

Кадровое обеспечение:

  • вожатые - 21 человек

  • воспитатели - 10 человек

  • заместитель директора Дворца по организационно-массовой работе

  • руководитель структурного подразделения «Отделение социальных инициатив»

  • старший воспитатель

  • инструктор по физической культуре

  • инструктор по плаванию

  • врач, мед.сестра

  • педагоги дополнительного образования.

Для реализации программы осуществляется:

  • привлечение педагогов дополнительного образования Дворца детского творчества и других специалистов образовательных организаций и учреждений культуры,

  • подготовка вожатского состава в рамках программы деятельности объединений Дворца КСДП «Лидер» и КОМ «Олимп»,

  • проведение инструктивных сборов для студентов-практикантов,

  • организация педагогической практики в летний период для студентов Рязанского государственного медицинского университета (клинические психологи), Рязанского педагогического колледжа, Рязанского государственного университета.

Ресурсная обеспеченность программы

Кадровые ресурсы

  • Педагогический и административно-хозяйственный состав (основные работники Дворца детского творчества и другие специалисты, привлекаемые в летний период).

Материально-технические ресурсы:

  • четыре спальных корпуса,

  • специальные помещения для занятий в секциях и мастерских,

  • зона с игровыми и спортивными площадками,

  • столовая,

  • баня,

  • бассейн,

  • библиотека,

  • крытая эстрада,

  • линейка,

  • материально-техническая база для работы кружков и проведения массовых мероприятий.

Информационные ресурсы

  • сайт Дворца детского творчества (www.rgddt.ru),

  • сайты правительства Рязанской области и администрации города Рязани,

  • информационные стенды во Дворце и лагере ДОЛ «Смена»,

  • публикации в газете Дворца «Глашатай»,

  • публикации программы в сборнике министерства образования Рязанской области.

Наличие социальных партнёров, в том числе родительского сообщества при реализации программы

Социальные партнеры, привлекаемые для реализации отдельных мероприятий:

  • ГГУ РО «Центр военно-патриотического воспитания»,

  • детские оздоровительные лагеря, находящиеся в зоне курортного поселка Солотча,

  • Рязанский театр на Соборной,

  • Областная научная универсальная библиотека им. Горького,

  • Областной центр медицинской профилактики.

Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями)

Обратная связь.

С детьми:



С родителями:

  • психолого-педагогическое просвещение (консульти-рование);

  • индивидуальная работа с родителями;

  • изучение родительского спроса (анкеты, опросники, тесты).

Формы взаимодействия с родителями:

  • очные (во время заезда при посещении родителями ребенка в течение смены, в том числе и в родительский день, во время отъезда);

  • заочные формы (телефонные разговоры, переписка);

  • опосредованным путем через сайт Дворца детского творчества (страничка ДОЛ «Смена»), информационный стенд и памяток для родителей.

Со специалистами:

  • анализ результатов совместной деятельности;

  • мониторинг рекомендаций по эффективности реализации программы.

Механизм оценки эффективности реализации программы:

методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно – педагогических действий (количественные, качественные)



Критерии эффективности функционирования летней смены лагеря:

  • структура занятости детей, её разнообразие;

  • уровень и характер взаимоотношений в детской и взрослой среде и между ними;

  • реальная детская самостоятельность (что ребёнок может предложить и реализовать);

  • достижения детей;

  • защищенность и комфортность пребывания ребят в лагере;

  • репутация лагеря (команды, проводящей смену).

Диагностика результатов программы осуществляется с помощью анализа конкретных дел, самооценки индивидуального состояния, анализа собственной педагогической деятельности. Проводятся опросы детей, касающиеся удовлетворенности ребят сменой, деятельностью, изучаются изменения, происходящие с ребятами в лагере, а также исследуется отношение ребят к окружающим. При анализе жизнедеятельности лагеря используются: анкетирование, наблюдение, интервью, беседы, заполнение каждым ребенком в течение смены дневника достижений.

Диагностика осуществляется в три этапа:



  1. На начальном этапе происходит сбор данных о направленности интересов ребёнка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней (анкета заезда и анкета «Твои ожидания от смены в «Смене»);

  2. Промежуточная диагностика позволяет корректировать процесс реализации программы (ассоциация «Дерево настроения сменоведов», отрядные и общелагерные рейтинги настроения);

  3. Итоговая диагностика помогает оценить результаты реализации программы, её эффективность и уровень (анкета «Оправдались ли твои ожидания от смены», таблица личностного роста, анкета «Как ты относишься…», анкета комфортности, психологического и эмоционального настроя детей в отряде).

Диагностика необходима на протяжении всей смены: на «огоньках», после коллективных дел, перед проведением мероприятия, по окончании лагерной смены.

Наличие методик, направленных на изменение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учёт, стимулирование применения

Учитывая кратковременность пребывания детей в лагере, основными методами организации деятельности являются:

  • Метод игры. Игра для детей – самый важный вид их деятельности. Использование игры обращено к раскрытию потенциала каждого ребёнка. Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. Цель игровой деятельности – получение удовольствия, удовлетворения от проявления своих физических и духовных возможностей, накопление активного опыта. Использование различных игр позволяет заинтересовать детей, а также решать организационные моменты в деятельности коллектива. Игры отбираются вожатыми в соответствии с поставленной целью, содержанием.

  • Метод коллективной творческой деятельности. Методика коллективной творческой деятельности как нельзя лучше подходит для реализации плана лагерной смены. Ребёнок участвует в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, что позволяет реализовать его творческий потенциал. В процессе подготовки к ключевым делам смены, ребята взаимодействуют не только в своих отрядах, но и в разновозрастных группах, которые объединяют представителей разных отрядов.

  • Метод театрализации. Особенно ярко он проявляется во время проведения тематических смен. Он реализуется через костюмирование, особый словарь общения, обряды, ритуалы. Посредством театрализации дети знакомятся с разнообразными сюжетами жизни.

  • Метод соревнования - это метод воспитания, который направлен на обеспечение условий для социального развития личности, формирования умений и навыков путем здорового соперничества, инициативности в определенных видах коллективной деятельности, не допуская у детей разочарования, ощущения слабости, неполноценности.

  • Метод опоры на положительные эмоции ребёнка: находить в ребёнке хорошее, замечать и оценивать его рост, оказывать доверие, создавать ситуацию успеха для каждого.

  • Метод самостоятельности и инициативы. Дети способны на смелые идеи, фантазии. Нужно только вовремя поддержать их инициативу и дать возможность проявить самостоятельность. Тогда успех делу будет обеспечен.

Наличие системы стимулирования участников (количество и качество регистрации достижений участников программы):

- развитие творческого потенциала детей;

- уровня спортивных достижений;

- пропаганды ЗОЖ;

- снижения уровня агрессивности в детской среде;

- профориентации;

- самоуправления;

- иные.


Участвуя в заполнении страниц «Сменоведения», в реализации на практике содержания, сменоведы получают грамоты за коллективные и личные достижения. Грамоты – это оценка новых знаний, открытий и успехов в деятельности группы и каждого сменоведа. По количеству наград определяется лучший сменовед и лучшая авторская группа.

Система поощрений основана на подведении итогов по различным видам деятельности, которые варьируются в зависимости от особенностей каждой главы, и отражаются на общелагерном стенде «Страницы «Сменоведения», который включает рейтинговые таблицы:



  • «Строки физкультуры и спорта»,

  • «Строки творчества и вдохновения»,

  • «Строки трудолюбия и взаимопомощи».

Учитывая важность соблюдения правил гигиены, формирования навыков самообслуживания, поддержания чистоты и порядка в корпусах и на территории, ежедневно заполняется специальная рейтинговая таблица:

  • «Строки чистоты и порядка».

Заполнение каждым ребенком в течение смены «Энциклопедии детских достижений».

Наличие системы показателей и индикаторов оценки качества программы:

- на уровне ребенка;

- на уровне родителей (лиц, их заменяющих);

- на уровне администрации учреждений, реализующих программы детского отдыха и оздоровления;

- на уровне социального заказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в чьем ведении находятся вопросы оздоровительного отдыха детей и подростков.


Индикаторы оценки качества программы.

На уровне ребенка:

  • исполнение ожиданий детей от смены (анкетирование детей на всех этапах реализации программы);

  • сохранность контингента детей (наблюдение беседы в течение смены);

  • уровень развития детского самоуправления (опрос в конце смены);

  • сформированность временного детского коллектива (планирование дня на утренней отрядной планёрке - «утрянке» и ежедневный анализ дня на вечерней отрядной «свечке» - «вечёрке»);

  • система личностного роста (ежедневное заполнение «Энциклопедии детских достижений»).

На уровне родителей (лиц, их заменяющих):

  • укрепление здоровья, улучшение физического развития, функционального состояния детей, подростков;

  • удовлетворенность их детей жизнедеятельностью в лагере

(позитивные отзывы родителей в книге отзывов и предложений, устные комментарии).

На уровне администрации учреждений:

  • сохранность контингента отдыхающих;

  • удовлетворенность детей и педагогов жизнедеятельностью в лагере;

  • повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников;

  • психологический климат;

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм в лагере;

  • повышение качества предоставляемых услуг по организации отдыха, оздоровления для детей и молодёжи.

Координация и контроль за деятельностью по реализации программы обеспечивает министерство образования Рязанской области, управление образования и молодежной политики администрации г. Рязани, администрация Дворца детского творчества.



Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня (регионального, федерального, международного)

2009 и 2010 год лауреат и обладатель Гран-при Всероссийского конкурса организаторов летнего оздоровительного отдыха в г. Анапа,

2013 год 1 место в областном конкурсе муниципальных программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в номинации «Программы профильных лагерей»,

2015 год диплом победителя 2-ой степени во Втором Всероссийском конкурсе программ и методических материалов организации отдыха и оздоровления детей и молодёжи – 2014 в номинации «Лучшая программа развивающего отдыха детей и молодежи социально-педагогической направленности».


Возможность тиражирования программы

Авторы программы согласны на тиражирование программы с сохранением авторских прав.

Наличие информации об опыте реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях (указать ссылки)

2012 году была представлена в качестве опыта работы на Всероссийских курсах повышения квалификации организаторов отдыха и оздоровления детей в г. Москва,

2015 году была представлена на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные ресурсы развития системы отдыха и оздоровления детей и молодежи» г.Москва (ФИРО).



Информация о реализации программы размещается на:

  • сайте Дворца детского творчества (www.rgddt.ru),

  • сайтах правительства Рязанской области и администрации города Рязани,

  • информационных стендах во Дворце и лагере ДОЛ «Смена»,

  • в газете Дворца «Глашатай»,

  • в сборнике министерства образования Рязанской области (2013г).


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница