Программа дисциплины б в. 07 Коррекция неречевых нарушений в структуре логопедической работы Трудоемкость



Скачать 277.92 Kb.
Дата06.06.2016
Размер277.92 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан педагогического факультета

Г.Ю. Титова __________________

«____» __________________ 2012 г.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б.3.В.07 Коррекция неречевых нарушений в структуре логопедической работы

Трудоемкость (в зачетных единицах) 7


Направление подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование


Профиль подготовки Логопедия
Квалификация (степень) выпускника бакалавр

1. Цели и задачи дисциплины
Цель - cформировать у студентов способность самостоятельно, на основе диагностики, выстраивать основные направления работы по коррекции и неречевых нарушений детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

  1. Ознакомить студентов с понятием «неречевые нарушения», содержанием и основными методами диагностики по данному направлению коррекционно-логопедической работы.

  2. Уточнить содержание основных направлений неречевых видов деятельности, входящих в структуру речевых нарушений: моторной, игровой, счетной, сенсорной, музыкально-ритмической и т.п.

  3. Познакомить с современными технологиями коррекции компенсации неречевых нарушений.



2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Успешное освоение дисциплины «Коррекция неречевых нарушений с структуре логопедической работы», тесно связано с приобретением знаний в области логопедии и специальной психологии.
3. Требования к уровню подготовки студента
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

общепрофессиональные компетенции:

-способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2);

-способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способность к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4).

профессиональные (ПК):

общепрофессиональные способности и готовность:

-способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1).



в области коррекционно-педагогической деятельности:

-способность к рациональному выбору и реализация коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1).



в области диагностико-консультативной деятельности:

-способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

-способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7).

в области исследовательской деятельности:

-готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9).



в области культурно-просветительской деятельности:

-готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13).


В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

-естественно-научные основы коррекции неречевых нарушений особенности воздействия неречевых нарушений на речевую функцию человека;

-задачи, принципы, методы, средства коррекции неречевых нарушений;

-типичные нарушения общей и мелкой произвольной моторики при определенных формах патологии речи.



уметь:

-использовать диагностические технологии обследования неречевых нарушений;

-грамотно интерпретировать и использовать данные обследования при разработке коррекционных программ;

-преодоления нарушений звукопроизношения и фонематических процессов; устранения пробелов лексико-грамматического строя речи; совершенствования познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) через коррекцию неречевых нарушений.


4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом) (час)



Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом) (час)



Всего 252

4 семестр

Аудиторные занятия

74

74

Лекции

19

19

Практические занятия, (семинары)

55

55

Лабораторные работы

-

-

Другие виды аудиторных работ (занятия в интерак.)

16

16

Другие виды работ

-

-

Самостоятельная работа

151

151

Курсовой проект (работа)

-

-

Реферат

-

-

Расчётно-графические работы

-

-

Формы текущего контроля

тестирование, к/р.

тестирование, к/р.

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен — 4 семестр

(27 часов)



Экзамен (27 часов)

В процессе чтения курса используются следующие образовательные технологии: лекции (19 часов) - (по целям – учебные; по научному уровню – академические; по способу изложения материала – лекции- презентации). Лекции в данном курсе проводятся как вводные при проведении практических занятий. 19 часов практических занятий (метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы).
5. Содержание учебной дисциплины
5.1. Разделы учебной дисциплины




Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (час)

Лекции

Практические занятия

Занятия в интерак.

СРС

1

Научно-теоретические основы выявления и коррекции неречевых нарушений

3

4




10

1.1

Структура дефекта и ее учет в логопедической работе. Речевые и неречевые нарушения у детей.

4

4

1

10

1.2

Нейропсихологический подход в диагностике неречевых нарушений

4

4

1

10

2

Виды неречевых нарушений их взаимосвязь с речевыми нарушениями

9

9

1

10

2.1

Нарушение зрительного восприятия и пространственной функции

3

3

1

10

2.2

Нарушение мелкой моторики

3

2

1

10

2.3

Нарушение мимики и пантомимики

4

2

1

10

2.4

Нарушение мелодики и просодики речи

4

3

1

10

2.5

Нарушение темпо-ритмической стороны речи

4

3

1

10

3

Особенности применения технологий в системе коррекции неречевых нарушений

6

6




10

3.1

Технологии коррекции нарушения зрительного восприятия и пространственной функции

6

3

1

10

3.2

Технологии развития мелкой и артикуляционной моторики

6

3

1

10

3.3

Технологии формирования мимики и пантомимики

6

3

1

10

3.4

Технологии формирования мелодики. Просодики, и темпо-ритмической стороны речи

6

3

1

10

3.5

Методы коррекции нарушений письменной речи

6

3

4

11

Итого

74

55

16

151


5.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Научно-теоретические основы выявления и коррекции неречевых нарушений.

Тема 1. Структура дефекта и ее учет в логопедической работе. Речевые и неречевые нарушения у детей.

Предмет, значение, основное содержание предмета «Коррекция неречевых нарушений в структуре логопедической работы». Научно-исследовательская база предмета. Современные научно теоретические основы воспитания, развития, коррекции детей с нарушениями речи на



Тема 2. Нейропсихологический подход в диагностике неречевых нарушений.

Нейропсихологические методы как важнейшие инструменты распознавания неречевых нарушений. Основные положения нейропсихологии, помогающие в решении вопросов по развития и коррекции неречевых и речевых нарушений у детей, а также лечебно-восстановительной работой по их преодолению. Внешние проявления различных дефектов и вызывающие их причины.


Раздел 2. Виды неречевых нарушений их взаимосвязь с речевыми нарушениями.

Тема 1. Нарушение зрительного восприятия и пространственной функции.

Восприятие пространственных отношений и ориентация. Причины нарушения восприятия пространственных отношений и ориентировки в пространстве. Взаимосвязь нарушений с формированием речевой функции.



Тема 2. Нарушение мелкой моторики.

Определение мелкой моторики. Взаимосвязь общей и мелкой моторики в работе по преодолению неречевых нарушений. Влияние сформированности моторики с развитием речевой функции в детском возрасте.



Тема 3. Нарушение мимики и пантомимики.

Понятие мимики и пантомимики. Причины несформированности мимики и пантомимики у различных категорий детей. Роль мимики и пантомимики в формировании коммуникации у детей с дошкольного возраста.



Тема 4. Нарушение мелодики и просодики речи.

Понятие просодики речи. Комплексность данного понятия. Формирование просодики в онтогенезе. Причины нарушений просодики у разных категорий детей с ОВЗ. Влияние несформированности просодической стороны речи на становление правильного звукопроизношения и обучение письму и чтению.



Тема 5. Нарушение темпо-ритмической стороны речи.

Понятие темпо-ритмической стороны речи. Причины и виды нарушений. Влияние несформированности данного компонента на обучение письму и чтению.


Раздел 3. Особенности применения технологий в системе коррекции неречевых нарушений.

Традиционной технологии коррекции речевых и неречевых нарушений. Современные технологии коррекции неречевых нарушений, их взаимосвязь с направлениями коррекционно-логопедической работы. Особенность применения компьютерных технологий при коррекции неречевых нарушений.



Тема 1. Технологии коррекции нарушения зрительного восприятия и пространственной функции.

Формирование представлений о цвете предметов; формирование представлений о форме предметов; формирование представлений о величине предметов; формирование и коррекция пространственных представлений; формирование временных представлений. Перцептивное моделирование. Формирование двигательного восприятия. Тренировка полей зрения может включать упражнения в устойчивости фиксации взора. Формирование пространственной функции. Методика «Сложи фигуру», «Чёрные и белые квадраты» и др. Преодоление пространственных трудностей у детей с церебральным параличом



Тема 2. Технологии развития мелкой моторики и артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика. Игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика в сочетании с артикуляционной. Кинезитерапия. Гидрогимнастика. Су-Джок терапия. Логопедический массаж. Различные виды массажа для пальцев рук. Игровые упражнения.



Тема 3. Технологии формирования мимики и пантомимики.

Поэтапность формирования мимики и пантомимики. Технология В.З. Денискиной. Работа с пособием Н.А. Мёдовой «Подари мне улыбку».



Тема 4. Технологии формирования просодики и темпо-ритмической стороны речи.

Т.В. Сорочинская «Методика по формированию просодической стороны речи у детей». Логоритмика. Фоноритмика. Театрализованная деятельность. Куклы бибабо. Ссюжетно-ролевые игры. Подвижные игры. Народные, хороводные игры. Скороговорки. Различные формы музыкально-ритмических упражнений.



Тема 5. Методы коррекции нарушений письменной речи.

Типы ошибок, обусловленные неречевыми нарушениями. Методы коррекции оптической дисграфии. Методы коррекции моторной дисграфии. Методы коррекции акустико-артикуляциооной дисграфии.


5.3. Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Основная литература по дисциплине:


  1. Визель, Т. Г. / Основы нейропсихологии / Т. Г. Визель — Изд-во : АСТ, 2009г. - 225 с.

  2. Симкин, М. Ф. Основы логопедии : учебное пособие / М. Ф. Симкин; МОиН РФ, ГОУ ВПО Кемеровский государственный университет. – Томск : изд-во ТГПУ, 2008. - 103 c.


6.2. Дополнительная литература по дисциплине


  1. Воронова, А. П. Логопедическая работа по профилактике дисграфии в условиях детского сада : Диссертация канд. пед. наук / А. П. Воронова. - Санкт-Петербург, 1993. - 245 с.

  2. Выготский, Л. С. Мышление и речь : психика, сознание и бессознательное / Л. С. Выготский. - Москва, 2001. - 366 с.

  3. Глухов, В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР / В. П. Глухов. Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики : - Москва, 1985. - С. 54-60.

  4. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург, 2001. - 218 с.

  5. Леонтьев, А. Н. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / A. A. Леонтьев. - Москва, 2001. - 444 с.

  6. Лопатина, Л. В. О дифференциации групп детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей : Сб.тр. Л, 1986. - С. 76-79.

  7. Лурия, A. P. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р Лурия. - Москва, 2000. - 504 с.

  8. Мастюкова, Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова. - Mосква, 1992. - 94 с.

  9. Моисеенко, Е. М. Формирование синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи : Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. М. Моисеенко. - Санкт-Петербург, 2002. - 23 с.

  10. Оганесян, Е. В. Логоритмика для подростков / Е. В. Оганесян. - Москва, 2000. - 145 с.

  11. Потапчук, A. A. Двигательный игротренинг для дошкольников / А. А. Потапчук, Т. С. Овчинникова. - Санкт-Петербург, 2002. - 324 с.

  12. Сазонова, С. H. Организационно-методические аспекты комплексного подхода к устранению у дошкольников речевых нарушений : Автореф. дис. канд. пед. наук / С. Н. Сазонова. - Санкт-Петербург, 2000. - 19 с.

  13. Селиверстов, В. И. Заикание у детей: психокоррекция и дидактические основы логопедического воздействия / В. И. Селиверстов. - Москва, 2000. - 205 с.

  14. Терехова, З. М. Система логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития младших школьников в условиях детского дома / З. М. Терехова. - Санкт-Петербург, 2002. - 22 с.

  15. Титова, Т. А. О подходах к исследованию нарушений фонетической структуры слова у детей с моторной алалией и дизартрией / Т. А. Титова. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых : Сб.тр. Л., 1987. - С. 87- 89.

  16. Титова, Т. А. Особенности воспроизведения звукослоговой структуры слова детьми с церебральными параличами / Т. А. Титова. Методы изучения и преодоления речевых расстройств : Сб.тр. СПб., 1994. - С. 67- 69.

  17. Цейтлин, С. Н. Язык ребенка : лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин. - Москва, 2000. - 201 с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины, разработанная преподавателями кафедры дошкольного образования и логопедии.

Интернет-ресурсы:

-учебно-методическая литература по логопедии http://logopediya.com/books-logopediya/;

-журнал для сопровождения детей с нарушениями речи «Логопед» http://www.logoped-sfera.ru/.


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудитории, учебная литература, медиатехника: (проектор, ноутбук, экран), раздаточный материал.

п/п


Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)


Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

Научно-теоретические основы выявления и коррекции неречевых нарушений

слайдовые презентации, программы по диагностике неречевых нарушений

медиатехника техника (проектор, ноутбук, экран)

2

Виды неречевых нарушений их взаимосвязь с речевыми нарушениями

Набор демонстрационного материала, кейс-стади.

Карточки, схемы, таблицы

3

Особенности применения технологий в системе коррекции неречевых нарушений

Слайдовые презентации,

Видео материалы.

Мультимедийные тренажёры

Авторские пособия «Подари мне улыбку», «Луч»



медиатехника техника (проектор, ноутбук, экран) Ресурсы, обеспечивающие коррекцию неречевых нарушений, согласно технологиям


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
7.1. Методические рекомендации для преподавателя
Учебный курс Коррекция неречевых нарушений» носит научно-практический характер имеет выраженную интегративную и прикладную направленность. В его основу положены современные представления о структуре речевого нарушения, о необходимости учёта влияния неречевых нарушений на формирование речевой функции. В ходе изучения курса студенты получают практические навыки по использованию технологий и методик, направленных на коррекцию и компенсацию неречевых нарушений, обучаются с учётом этого структурировать логопедическое занятие. Данный курс имеет и личностно-развивающую нагрузку, способствуя формированию исследовательского мышления, интереса к профессиональной сфере и закрепления профессиональных этических установок будущего специалиста. Для проведения занятий используются лекционно-семинарские занятия, деловые игры, проводится разбор ситуаций, проводятся дискуссии по актуальным проблемам, организуется работа с методическими и справочными материалами, а также материалами специальных периодических изданий, целесообразно применение современных технических средств обучения и информационных технологий.
7.2. Методические рекомендации для студентов
Рекомендуется сочетание организованных преподавателем и самостоятельных форм работы с учебным и практическим материалом.

Изучать данную дисциплину следует, переходя от темы к теме, ничего не пропуская и не забегая вперед. Это обусловлено внутренней логикой дисциплины. Только так можно достичь полного понимания значимость коррекции неречевых нарушений в системе логопедической работы. Особое значение студенты должны придавать самостоятельным практическим заданиям, выполнение которых базируется на лекционном материале и творческом подходе самого студента.

В процессе освоения дисциплины вам необходимо: уяснить ее связи с другими отраслями знаний («Специальная психология», «Логопедия»); освоить понятийный аппарат.
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной

аттестации
8.1. Тематика рефератов, докладов, эссе
Не предусмотрено учебным планом.
8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы


  1. Современные взгляды ученых на структуру и коррекцию речевой патологии и места неречевой симптоматики в них.

  2. Характеристики основных направлений коррекции неречевых нарушений у детей.

  3. Возможности использования авторских методик в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи.

  4. Программно-методическая база для оказания помощи детям с речевыми нарушениями.

  5. Пространственно-временная организация деятельности как средство коррекции речевых и неречевых нарушений у детей.

  6. Формирование чувства ритма в онтогенезе и речевом дизонтогенезе.

  7. Формирование чувства ритма у детей в изобразительной деятельности.

  8. Игры и упражнения для развития общей моторики у детей с речевыми нарушениями.

  9. Игры и упражнения для развития мелкой (пальцевой) моторики у детей с речевыми нарушениями.

  10. Игры и упражнения для развития графомоторных навыков у детей с речевыми нарушениями.

  11. Средства и методы эстетического воспитания дошкольников с различными речевыми нарушениями.

  12. Сенсорное воспитание детей с речевыми нарушениями.

  13. Освоение цвета, формы, величины, пространства, времени детьми с различными речевыми нарушениями.

  14. Деятельность логопеда и психолога по коррекции неречевых нарушений у детей в структуре коррекционной – логопедической работы.

  15. Принципы логопедической ритмики (общедидактические и специфические).

  16. Основы фоноритмики.

  17. Средства логоритмики, направленные на развитие и коррекцию неречевых процессов.

  18. Организация и методическое оснащение при коррекции неречевых нарушений в учреждениях различного вида.

  19. Факторы, определяющие направленность и содержание коррекционных занятий по коррекции неречевых нарушений.


Задания

1. Моделирование ситуации обследования неречевых средств ребенка дошкольного возраста.

2. Моделирование ситуации обследования неречевых средств ребенка школьного возраста.

3. Моделирование логопедического занятия с использованием технологий по развитию артикуляционной и мелкой моторики с детьми дошкольного возраста.

4. Моделирование логопедического занятия с использованием технологий по развитию артикуляционной и мелкой моторики с детьми дошкольного возраста.

5. Моделирование логопедического занятия с использованием технологий по развитию зрительного восприятия и пространственной функции с детьми дошкольного возраста.

6. Моделирование логопедического занятия с использованием технологий по развитию зрительного восприятия и пространственной функции с детьми младшего школьного возраста.

7. Моделирование логопедического занятия с использованием технологий по формированию мимики и пантомимики с детьми дошкольного возраста.

8. Моделирование логопедического занятия с использованием технологий по формированию мимики и пантомимики с детьми младшего школьного возраста.

9. Моделирование логопедического занятия с использованием технологий по формированию просодической стороны речи с детьми дошкольного возраста.

10. Моделирование логопедического занятия с использованием технологий по коррекции неречевых нарушений со школьниками, имеющими нарушения письма и чтения соответствующего генеза.
8.3. Примеры тестов по дисциплине «Коррекция неречевых нарушений с структуре логопедической работы»
1. Принципы логопедического воздействия

а. этиопатогенетический.

б. наглядный.

в. учёт поэтапности развития.

г. личностно-ориентированного подхода.

д. деятельностного подхода.


2. Нарушения неречевых средств при дизартрии

а. нарушение зрительного восприятия.

б. нарушение артикуляции.

в. нарушение дыхания.

г. нарушение мелодики и просодики речи.

д. нарушение мелкой моторики.


3. Неречевых средств при ДЦП

а. нарушение общей и мелкой моторики.

б. нарушение эмоционально-волевой сферы.

в. нарушение познавательной деятельности.

г. нарушение мимики и пантомимики.

д. нарушение слуховой памяти.


4. Нарушение неречевых средств при алалии

а. нарушение зрительного восприятия.

б. нарушение общей и мелкой моторики.

в. нарушение мелодики и просодики речи.

г. нарушение познавательной деятельности.
5. «Воспроизведение по тактильному образцу» - проба при диагностике

а. кинестетического праксиса.

б. динамического праксиса.

в. пространственного праксиса.


6. При диагностике нарушений неречевых средств включаются речевые пробы:

а моторной функции речи.

б. исследование грамматической стороны речи.

в. исследование номинативной функции речи.

г. исследование звукопроизношения.
7. Проба «Воспроизведение ритмов по слуховому образцу», осуществляется при исследовании:

а. слуховой памяти.

б. слухо-моторной координации.

в. речи.


г. зрительной памяти.
8 Если ребёнок не может плавно переходить от одного движения к другому – это нарушение:

а. пространственного праксиса.

б. динамического праксиса.

в. кинестетического праксиса.


9. Если ребёнок при проведении пробы вместо указанных пальцев показывает другие, или выставляет ещё дополнительно другие – это нарушение:

а. пространственного праксиса.

б. динамического праксиса.

в. кинестетического.


10. Если ребёнок не может определить количество ударов не слышит структуру ритма – это нарушение :

а. слуховой памяти.

б. речи.

в. динамического праксиса.

г. нарушение слухо-моторной координации.
11.нарушение зрительного восприятия и пространственной функции чаще встречается у детей:

а. с нарушением интеллекта.

б. с алалией.

в. с нарушением слуха.

г. с нарушением зрения.

д. с ДЦП.

е. с сахарным диабетом.

ж. с изменениями в области теменной и затылочной части головного мозга.


12. Задача по формированию зрительного восприятия заключается в следующем:

а. научить ребёнка видеть предметы на расстоянии.

б. научить ребенка видеть предметы в различных условиях.

в. научить ребёнка видеть предметы в темноте.

г. гармоничное развитие ребёнка.
13. Работа по развитию зрительного восприятия реализуется за счёт:

а. организации специальных условий по развитию зрительного гнозиса.

б. организации специального лечения.

в. организации мероприятий по реабилитации детей с ОВЗ.


14.Работа по формированию мимики и пантомимики начинается с :

а. составления плана работы.

б. с диагностики.

в. с коррекционно-развивающей работы.


15. Процесс обучения мимики и пантомимики включает в себя четыре этапа:

а. логопедический массаж.

б. снятие напряжений мышц и повышение их тонуса.

в. артикуляционная гимнастика.

г. знакомство с мимикой жестами, позами.

д. обучение выразительным движениям лица и тела в этюдах.

е. упражнения на развитие мелкой моторики.

ж. включение неречевых средств в процесс общения, игры.


16. Упражнения на развитие мышц лица проводится с целью:

а. активизации мышц артикуляционного аппарата.

б. подготовка мимических мышц для дальнейшего общения.

в. укрепление и стабилизация общей моторики.


8.4. Вопросы к зачёту


  1. Современные взгляды ученых на структуру и коррекцию речевой патологии и места неречевой симптоматики в них.

  2. Характеристики основных направлений коррекции неречевых нарушений у детей.

  3. Возможности использования авторских методик в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи.

  4. Нейропсихологические методы как важнейшие инструменты распознавания неречевых нарушений.

  5. Внешние проявления различных дефектов и вызывающие их причины.

  6. Восприятие пространственных отношений и ориентация.

  7. Причины нарушения восприятия пространственных отношений и ориентировки в пространстве.

  8. Взаимосвязь нарушений с формированием речевой функции.

  9. Дать определение мелкой моторики. Влияние сформированности моторики с развитием речевой функции в детском возрасте.

  10. Понятие мимики и пантомимики. Причины несформированности мимики и пантомимики у различных категорий детей.

  11. Роль мимики и пантомимики в формировании коммуникации у детей с дошкольного возраста.

  12. Формирование просодической стороны речи в онтогенезе.

  13. Понятие темпо-ритмической стороны речи.

  14. Современные технологии коррекции неречевых нарушений, их взаимосвязь с направлениями коррекционно-логопедической работы.

  15. Особенность применения компьютерных технологий при коррекции неречевых нарушений.

  16. Формирование представлений о цвете предметов; формирование представлений о форме предметов.

  17. Что такое перцептивное моделирование?

  18. Формирование двигательного восприятия.

  19. Преодоление пространственных трудностей у детей с церебральным параличом.

  20. Технологии развития мелкой моторики и артикуляционной моторики.

  21. Поэтапность формирования мимики и пантомимики.

  22. Технологии формирования просодики и темпо-ритмической стороны речи.

  23. Типы ошибок, обусловленные неречевыми нарушениями.

  24. Методы коррекции оптической дисграфии.

  25. Методы коррекции моторной дисграфии.

  26. Методы коррекции акустико-артикуляциооной дисграфии.


8.5. Темы для написания курсовой работы
Не предусмотрено рабочим планом.
8.6. Формы контроля самостоятельной работы
Контроль осуществляется в виде:

- опросов;

- тестов, контрольных работ;

- проверки письменных домашних заданий;

- работа с рейтингом студента по различным видам образовательной деятельности.
Пример заданий к контрольной работе
Вариант А

1. Что такое неречевые нарушения.

2. Влияние сформированности зрительного восприятия на формирование речевой функции.

3. Привести пример задания на формирование зрительного восприятия.


Вариант В

1. Что такое нейропсихологический подход в системе коррекции неречевых нарушений.

2. Влияние несформированности мелкой моторики рук на формирование речевой функции.

3. Привести пример задания на формирование мелкой моторики рук.

Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специальности 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки: «Логопедия».
Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

старшим преподавателем кафедры ДОиЛ _______________ Медовой Н.А.


Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ДОиЛ

протокол № _______ от «_____» ___________ 2012 г.


Зав. кафедрой ___________________________ Файзуллаева Е.Д.
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета ТГПУ.

протокол № ______от «_____» ___________ 2012 г.


Председатель методической комиссии ПФ ____________________ Яркина Т.Н.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница