Программа дисциплины дпп. 06. Тифлопсихология с основами тифлопедагогики Цели и задачи дисциплины



Скачать 366.57 Kb.
страница1/3
Дата03.06.2016
Размер366.57 Kb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”



(ТГПУ)

“УТВЕРЖДАЮ”

Декан ПФ

____________Г.Ю. Титова


“___”____________2013 г.

  1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



ДПП.06. ТифлопсихоЛОГИЯ

С основАМИ тифлопедагогики


  1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины является формирование системных знаний о закономерностях и особенностях психического развития детей с нарушениями зрения, обучение основным методам дифференциальной диагностики, особенностям воспитания и содержания психокоррекционной деятельности в образовательном и воспитательном процессах.
Задачи:

(содержательные)

  1. а) познакомить студентов с теоретическими основами психологии слабовидящих и слепых детей;

  2. б) познакомить с историей становления и развития тифлопсихологии и тифлопедагогики в России и за рубежом, теоретическими основами и практическими методиками коррекционно-компенсаторной деятельности, предметом, задачами основными категориями и принципами тифлопсихологии и тифлопедагогики;

  3. в) познакомить будущих специалистов с современными научными данными о типологии детей с нарушениями зрения, своеобразием их психического развития

  4. в) дать знания о принципах, методах, средствах, технологиях, формах организации коррекционно-компенсаторной работы с проблемными детьми;

г) познакомить студентов с основными закономерностями психического развития детей и подростков при дефицитарном варианте дизонтогенеза;

д) дать знание о критериях нормы и патологии психической деятельности, особенностях познавательных психических личностных процессов в развитии детей с нарушениями зрения;

е) расширить представления о научно-технических достижениях в области тифлотехники, медицины, которые направлены на компенсацию и коррекцию зрительного анализатора

(организационные)

е) обучить студентов диагностике и психолого-педагогической коррекции индивидуальных психологических особенностей и нарушений психологического развития детей с нарушениями зрения;

ж) овладеть методами психологической беседы, наблюдения, опроса, обучающего эксперимента и психолого-педагогической коррекции;

з) обучить описывать, анализировать внешние и внутренние показатели психофизического развития детей с нарушениями зрения;

и) обучить составлению и представлению изучаемых материалов в виде доклада, реферата;
(личностные)

л) развить у студентов умение анализировать специальную литературу о психическом развитии детей с проблемами;

м) изучать и правильно пользоваться психологическими и специально-психологическими терминами;

н) научить студентов пользоваться специальными коррекционно-развивающими средствами, предназначенными для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей проблемных детей;

о) принимать участие в дискуссиях, семинарах, тренингах; выражать собственное мнение по определённой проблематике;

п) развить у студентов этические нормы и навыки работы специального психолога и учителя-дефектолога.



  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Студент, успешно освоивший дисциплину, должен:

знать:


− общие теоретические основы тифлопсихологии и тифлопедагогики;

− теорию компенсации и коррекции зрительных нарушений;

− понятие «слепой» и «слабовидящий» ребенок;

− виды нарушений зрительной функции;

− особенности формирования познавательной сферы, особенности личности и эмоционально волевой сферы у лиц с нарушением зрения;

− специфику деятельности при нарушениях зрения;

− методы изучения детей с недостатками зрения;

− особенности индивидуального подхода к детям, имеющим нарушения зрения;

− специфику диагностической и коррекционной работы с данной категорией детей;

− основные направления реабилитационных мероприятий при нарушениях зрения;

− основные вопросы теории и истории специального образования лиц с нарушением зрения;

− организацию коррекционно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) школах для детей с нарушением зрения.

− роль семьи в развитии ребенка с нарушением зрения.

− проблемы интегрированного обучения в тифлопедагогике.


уметь:

− дать характеристики психических процессов у детей с нарушениями зрения;

− подбирать психологические методики по изучению отдельных процессов психической деятельности при сенсорных дефектах;

анализировать основополагающие исследования по тифлопсихологии, составлять аннотации по специальной литературе

− устанавливать контакт с данным типом детей;

− использовать адекватные методы и приемы работы с данным контингентом детей;

− разрабатывать и реализовывать коррекционно-развивающие программы;

− проводить психолого-педагогическую диагностику данных нарушений;

− оперировать понятиями и категориями тифлопсихологии;

− определять условия успешной социально-трудовой реабилитации людей с сенсорными нарушениями;

− ориентироваться в актуальных проблемах современной тифлопедагогики.
владеть:

− необходимыми знаниями и умениями для проведения квалифицированного диагностического обследования с целью выявления степени нарушения зрительной функции;

− необходимыми знаниями и умениями для обеспечения психологического сопровождения детей с нарушениями зрения в образовательном процессе;

− необходимыми знаниями и умениями по психологической коррекции и профилактике вторичных личностно-социальных последствий недостаточности зрительной функции;

− методами профессионального консультирования применительно к задачам и

возможностям профессионального самоопределения лиц с нарушениями зрения

.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы


Всего 150

7 семестр

Аудиторные занятия

65

65

Лекции

39

39

Практические занятия

26

26

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

Другие виды работ

-

-

Самостоятельная работа

85

85

Курсовой проект (работа)

-

-

Реферат

+

+

Расчётно-графические работы

-

-

Формы текущего контроля

контрольная работа, тестирование

контрольная работа, тестирование

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен - 7 семестр


Экзамен


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п


Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практические

занятия,


семинары

СРС



Общие вопросы тифлопсихологии.

Предмет, задачи и методы исследования в тифлопсихологии

2

-

4



Нарушения зрения как вариант дефицитарного развития. Анатомия физиология и функциональные возможности анализаторов при нормальном и нарушенном зрении. Категории «слабовидящий» и «слепой» ребенок

2

2

6




Компенсация слепоты при дефектах зрения. Принципы, физиологические основы и механизмы компинсации

2


2


4




Особенности психических процессов при нарушениях зрения.

Ощущение и восприятие слепых и слабовидящих Представления слепых и слабовидящих.

2


2


4




Особенности пространственной ориентации слепых и слабовидящих

2

2

6



Память, внимание слепых и слабовидящих

2




3



Мышление и воображение слепых Эмоционально - волевая сфера слепых.

3

2

4

8.

Речевая деятельность и особенности неязыковых средств общения лиц с
нарушениями зрения.

2

2

4

9.

Социально - психологические проблемы лиц с нарушенным зрением.

2

2

4

10.

Основные задачи, методы тифлопедагогики. Понятие о специальных (коррекционных) учреждениях III- IVвида

6




2

11.

Особенности психолого-педагогической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

4

2

10

12.

Использование специальных техник для обучения, воспитания, коррекции, компенсации, психолого-педагогического обследования детей с нарушениями зрения.

4

4


10

13.

Особенности деятельности тифлопедагога, тифлопсихолога и учителя-дефектолога в условиях специальных (коррекционных) учреждений III- I Vвида

2

2


8

14.

Проблемы социализации и интеграции, особенности профориентации и профконсультирования лиц с нарушениями зрения

2


2

10

15.

Психофизические особенности детей с нарушениями зрения, имеющими сочетанный дефект. Психолого-педагогическое сопровождение детей с сочетанными нарушениями в развитии

2


2

6




Итого

39

26

85



4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Общие вопросы психологии и педагогики детей с нарушениями зрения.
Тема 1. Особенности и виды нарушений зрения Введение в дисциплину «Тифлопсихология с основами тифлопедагогики». Предмет, теоретические и прикладные задачи, общеметодологические и конкретно-методические принципы, основные методы данной науки. Место дисциплины в системе смежных дисциплин. Тифлопсихология как раздел специальной психологии. связь её с другими науками

Тема 2. Нарушения зрения как вариант дефицитарного развития (по В.В. Лебединскому). Роль зрения в деятельности человека и познании окружающего мира Категории «слабовидящий» и «слепой» ребенок «аномального детства» (заполнение таблицы). Этиология нарушений зрительной функции. Нарушения зрения как вариант дефицитарного развития. Анатомия физиология и функциональные возможности анализаторов при нормальном и нарушенном зрении. Категории «слабовидящий» и «слепой» ребенок

Тема 3. Компенсация слепоты при дефектах зрения. Принципы, физиологические основы и механизмы компинсации. Понятие о дефекте и компенсации. Принципы и физиологические основы компенсации. Физиологические механизмы компенсации.

Раздел 2. Особенности психических процессов при нарушениях зрения.
Тема 1. Особенности психических процессов у детей с нарушениями зрения - особенности развития речи, мышления, восприятия, памяти, воображения. Влияние нарушений зрения на психическое развитие индивида. Сенсорная, эмоциональная и социальная депривация и её проявления. Ощущение и восприятие слепых и слабовидящих. Восприятие, его виды, физиологические механизмы при нарушениях зрения, сравнительная характеристика зрительного и осязательного восприятия. Особенности зрительного восприятия слабовидящих и частично зрячих. Представления слепых и слабовидящих. Слуховые, тактильные, кожно- оптические, кинестезические, вибрационные, статические ,хеморецепия слепых.

Тема 2. Особенности пространственной ориентации слепых и слабовидящих. Понятие об ориентации в пространстве. Роль органов чувств в ориентировке слепых. Ориентировка в пространстве ребёнка с нормальным и нарушенным зрением . Осязание нормального и незрячего ребёнка.

Тема 3. Память, внимание слепых и слабовидящих. Память и её развитие с нормой и с нарушением зрения : понятие о памяти , физиологический механизм памяти , виды и основные процессы памяти, Специфические особенности память при нарушении зрения.
Тема 4. Мышление и воображение при нарушениях зрения. Мышление и его развитие у детей с нарушением зрения :формы и виды мышления, мыслительные операции, роль мышления в компенсации слепоты. Формирование мышления у слепых и слабослышащих Эмоционально - волевая сфера слепых. Активность личности при слепоте .Межличностные отношения при глубоких нарушениях зрения. Социально- психологическая адаптация и реадаптация инвалидов по зрению. Социальная перцепция и установка на перцепцию.
Тема 5. Речевая деятельность и особенности неязыковых средств общения лиц с
нарушениями зрения. Развитие речи и фонематического слуха . Компенсаторное значение речи при слепоте. Специфические особенности речи слепых. Качественные различия в развитии общения, игры, предметной и учебной деятельности .
Тема 6. Социально - психологические проблемы лиц с нарушенным зрением. Особенности проявления агрессивности, тревожности, нарушений поведения у слабовидящих и слепых детей.

Раздел 3. Особенности психолого-педагогической коррекционной работы

с детьми, имеющими нарушения зрения.

Тема 1. Основные направления коррекционно-компенсаторной работы с детьми с нарушениями зрения (опора на кожно-оптические чувства, осязание, вибрационные ощущения, «шестое чувство», особенности зрительной, слуховой и двигательной памяти слепых и слабовидящих детей). Психолого-педагогические условия формирования
личности и межличностных отношений у детей с
нарушениями зрения. Возможности психолого-педагогической помощи детям и их родителям. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии. Психологическое консультирование родителей, имеющих детей с нарушениями зрения.


Тема 2. Использование специальных техник для обучения, воспитания, коррекции, компенсации, психолого-педагогического обследования детей с нарушениями зрения. Особенности деятельности тифлопедагога, тифлопсихолога и учителя-дефектолога в условиях специальных (коррекционных) учреждений III- IVвида. Гигиена и охрана зрения . Организация лечебно – воспитательной и санитарно – просветительной работы.
Тема 3. Проблемы социализации и интеграции лиц с нарушениями зрения.
Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению детей с нарушениями зрения. Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. Уровни интеграции. Возможности и перспективы инклюзивного образования детей изучаемой категории. Слепые и слабослышащие в мире техники , науки, слепые программисты ЭВМ, в мире литературы и искусства , слепые и слабослышащие общественные деятели, организаторы производства, педагоги, в сфере с.х. производства. Профессиональное обучение в обществе слепых в высших и средних специальных учебных заведениях.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница