Программа дисциплины дпп. Ф. 05. Криминология Цели и задачи дисциплины Учебная дисциплина «Криминология»



Скачать 410.56 Kb.
страница1/3
Дата27.06.2016
Размер410.56 Kb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор (декан факультета)

____________________________

«____ »_____________ 20__ г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП. Ф. 05. Криминология



1. Цели и задачи дисциплины

Учебная дисциплина «Криминология» имеет целью совместно с другими дисциплинами учебного плана подготовить специалиста с высшим юридическим образованием с высокими профессиональными и практическими навыками в соответствии со специализацией.

Основной задачей изучения дисциплины «Криминология» является формирование у будущего специалиста научного и гуманистического юридического мировоззрения, высокой правовой культуры, способности принимать решения в профессиональной деятельности, которые будут способствовать эффективной борьбе с преступностью. Потребность в изучении данного курса вызвана потребностью россиян в обеспечении безопасности.

Важным для студента является уяснение предмета и основного содержания дисциплины, ее роли и места в системе подготовки специалиста с высшим юридическим образованием. Студент обязан усвоить построение дисциплины, последовательность, сроки сдачи контрольной работы и экзамена. Особое внимание студент заочной формы обучения должен уделить планированию и организации самостоятельной работы над учебным материалом.

Студентам рекомендуется придерживаться тематической структуры и объема часов, указанных в тематическом плане.

Использовать знания из смежных дисциплин:

-теория государства и права;

-уголовное право;

-уголовно-исполнительное право;

-криминалистика;

-конституционное право;

-международное право.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

1. Иметь представление о сущности, понятии и системе криминологии; преступности в России и зарубежных странах; понятии преступности; истории криминологии.

2. 3нать: - Предмет и методологию криминологии. - Основные характеристики преступности: состояние, структура, уровень, динамика. - Виды преступности. - Теорию причинности в криминологии. - Причины и условия преступности: понятие и классификация. - Характеристику основных факторов преступности: демографических, экономических, политических, социальных, социально-психологических, культурных и др.

- Соотношение понятий «личность преступника», «лицо, совершившее преступление», «субъект преступления», «обвиняемый», «осужденный».

- Основные черты криминологической характеристики лиц, совершивших преступление.

3. Уметь:

Организовывать проведения элементарных криминологических исследований;

анализировать причины и условий; способствующих совершению конкретного преступления; предлагать профилактические меры, изучать личность преступника.

Указанные цели и задачи достигаются посредством чтения установочных лекций и самостоятельной подготовки.

Фундаментальность подготовки студентов обеспечивается рациональным распределением учебного времени на теоретическое и практическое обучение, широким использованием конкретных задач по применению законодательства с учетом новых нормативных актов; внедрением в учебный процесс прогрессивных методик обучения.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5

Общая трудоемкость дисциплины

132

132

Аудиторные занятия

72

72

Лекции

36

36

Практические занятия (семинары)

36

36

Самостоятельная работа

60

60

Курсовая работа







Вид итогового контроля




Экзамен

4. Содержание дисциплины


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


п/п

Раздел дисциплины


Лекции

Практические занятия (семинары)

1.

Понятие и предмет криминологии.

2

2

2.

Феномен преступности.

2

2

3.

Личность преступника как объект криминологического анализа.

2

2

4.

Механизм индивидуального преступления.

2

2

5.

Прогнозирование преступности и планирование борьбы с нею.

2

2

6.

Предупреждение преступности

2

2

7.

Основы деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступности.

2

2

8.

Криминологическая характеристика и профилактика имущественных преступлений

4

4

9.

Криминологическая характеристика и профилактика умышленных насильственных преступлений и хулиганства.

4

4

10.

Криминологическая характеристика и профилактика преступлений в сфере экономики

4

4

11.

Рецидивная и профессиональная преступность.

4

4

12.

Организованная преступность.

4

4

13.

Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних.

2

2

4.2. Содержание разделов дисциплины


Раздел 1. Понятие и предмет криминологии

В данной теме рассматривается вопрос преступности как общественной проблемы, а так же значение криминологии как науки общетеоретической о преступности, изучающей сущность и формы ее проявления, причины и закономерности ее возникновения, существования, изменения и воспроизводства; личность тех, кто совершил преступления, формы и методы социального воздействия на преступность в целях предупреждения, профилактики и минимализации ее последствий. История учений о преступности, начиная с древнего мира, а именно идеи Платона и Аристоте­ля, которые интересовались причинами преступлений, анализом их мотивов, личным характером наказаний, которое не должно распространяться на потомков преступника, равенству всех перед законом, предупредительную роль наказания и каким должно быть наказание; учения Цицерона и Сенеки, которые считали «неразумные и народные страсти к внешним удовольствиям, необузданной необдуманностью стремящиеся к удовольствию», а так же, что наказание должно стремиться к исправлению виновного, и безопасности общества путем воздействия на других его членов; позиции канонистов и средневековых криминалистов - Томаса Мора, Бэкона, Гуго Греция, Монтескье, Чезари Беккарна. Мне­ния юристов и политиков - Публия Сира, Горация и Вирджилия, Ювиналия, Лукреция.

На становление и развитие криминологии как науки повлияли фи­лософские, политические, правовые учения первой половины XIX века, а так же исследования в сфере: антропологии; статистики;

социально-экономической, социологической, в процессе которых анализировались факторы преступности и механизм их влияния;

социально-правовой.

Предмет и содержание криминологии - это закономерности преступ­ности во всех ее проявлениях; детерминации и причинности преступ­ности; подверженности преступности различным воздействиям. В отличии от философии, криминология изучает преступность в конкретных условиях места и времени, определенных простран­ственно-временных границах.

Детерминация и причинность преступности в целом является про­цессом порождения преступности в обществе и выделение в дан­ном процессе производящих, причинных зависимостей. Вопросы методологии и методики. Криминология в системе наук. Четыре точки зрения. Криминологические исследования в совре­менной России.
Раздел 2. Феномен преступности

Понятие «преступность» чаще всего ассоциируется с множеством преступлений и их определенной статистической совокупностью. Преступность относительно массовое, исторически изменчивое социальное, имеющее уголовно-правовой характер, явление клас­сового общества, слагающееся из всей совокупности преступ­лений, совершаемых в определенный период в соответствующем государстве.

Планомерный и системный учет массовых общественных явлений осуществляется на основе рекомендаций науки - статистики, вот поэтому когда говорят о массе преступлений подразумевают стати­стический анализ данных.

Изучение преступлений, как любых других явлений, в массе пока­зывает, что именно в массе они обнаруживают множество новых свойств. Отмечаются определенные строгие отношения между раз­ными преступлениями.

Связь преступности и преступлений трактуется как взаимосвязь общего и отдельного и характеризуется новыми качественными ха­рактеристиками.

Просматриваются устойчивость поведения (рецидив), и организо­ванность (групповое совершение преступлений), общественная опасность, измеренная определенным соотношением преступлений разной тяжести.

Различные подходы Российских криминологов о преступлении и преступности (Н.Ф. Кузнецова, А.АТерцензона, И.НКарпеца, В.Н. Кудрявцева, А.И Долговой). Преступление можно считать формой проявления преступности, где она весьма содержательна. Преступность как системно-структурное явление возникает тог­да, когда необходимо выяснить, как изменение данного объекта вза­имосвязано с изменением общего целого, в которое он входит как часть, и как изменение одной части целого связано с изменением других частей. Криминологами изучается преступность в органи­ческом единстве с обществом, как сплошное явление, исследуются взаимосвязи разных их видов. Обоснование системного характера преступности базируется на:

- признании преступности в качестве специфической подсисте­мы общества как элемента более общей системы общества в целом;

- обосновании определенной целостности преступности как це­лого, отдельных ее элементов на основе выделения единого кри­терия качества;

- выделении конкретных элементов (подструктур) преступнос­ти, находящихся между собой во взаимосвязи, взаимообуслов­ленности, которые и задают новые качественные характерис­тики всей преступности в целом отличающие ее от отдельных элементов.

Место преступлений в ряду социальных отклонений отражается исходя от нормы отраженной в праве, морали общества и т.п. и под­разделяется на сверхположительное поведение и героизм, а также отрицательные социальные отклонения и преступность. При рассмотрении преступности как продукта взаимодействия оп­ределенных типов среды и типов личности выделяют 2 подструк­туры: устойчивую и ситуативную.

Связь предумышленной преступности с актуально устойчивой. Понятие организованной преступности (преступных групп, пре­ступных организаций, преступных сообществ). Организованная преступная деятельность, или различные их взаи­мосвязи. Рассматриваются следующие подходы:

- сплочение лиц, совершающих преступления; возникновение и функционирование организованных преступных формирований;

- устойчивость преступных формирований;

- факт создания, формирования преступных формирований и факт их деятельности;

- массовость воспроизводства и функционирования организован­ных преступных формирований.

Преступность как социальное явление в широком значении слова «социальный» (общество - социум).

Преступность - социальное явление не только онтологически, но и гносеологически. Оно порождается условиями общественной жизни.

Преступность представляет собой массовое виновное нарушение уголовно-правовых запретов, предусмотренных УК РФ, причем вменяемыми лицами, достигшими определенного возраста. Виновное поведение людей в условиях, когда нарушение уголовно-правового запрета не бывает вынужденным, т.е. происходит не в условиях необходимой обороны, крайней необходимости и др. предусмотренных главой в УК РФ обстоятельств, исключающих преступность деяния. В преступности выделяют 2 группы характеристик:

1. Внешние (общая распространенность, мотивация, социальная на­правленность, социально-территориальная, социально-групповая, социально-отраслевая распространенность;

2. Внутренние (организованность, активность, устойчивость).
Раздел 3. Личность преступника как объект криминологического анализа

При рассмотрении преступника и его личности, следует знать по­нятие личности - это «социальное лицо человека, то, кем он стал в процессе социального развития, формирования и деятельности в обществе», т.е. следует иметь в виде именно «социальное лицо» человека, совершившего преступление. Аспекты и пределы криминологического изучения преступника теории Ломброзо, Пинателя, Г. Рименшнейдера, И. Ноя (теория «не­зависимо от среды человек может стать ни преступником, ни геро­ем, если родится с иной программой поведения». В. Емельянова о том, что только определенный состав экономических, идеологичес­ких, социальных, биологических факторов дает редакцию, называ­емую преступлением. Жана Гравена, Н.П. Дубинина о теории, что человек не получает от рождения готовой социальной программы, она создается общественной практикой в ходе его индивидуально­го развития.

Вопросы психофизиологические, психологические на основе ис­следований Ю.М. Антоняна.

Преступники как объект и предмет криминологического изучения. Объектом которого являются: отдельные лица, совершающие пре­ступления, различные контингенты преступников (несовершенно­летние, рецидивисты, корыстные) и др. различные криминологи­ческие типы преступников.

Группы криминологических признаков: социально-демографичес­кие; уголовно-правовые; социальные связи; нравственные свойства;

психологические; физические (биологические). Изучение личности как определенной целостности в единстве со­знания и деятельности, во взаимодействии ее с социальной средой. Выделяются характеристики; объективные (социальные позиции и роли, деятельность личности); субъективные (потребностно-мотивационная сфера, ценностно-нормативная характеристика сознания).

Изучение социальных позиций, ролей и деятельности преступни­ков. Рассматриваются четыре подхода к определению и пониманию социальных ролей:

- зависит от позиции, занимаемой им в обществе;

- спонтанное, свободное поведение личности, обусловленное ее индивидуальными особенностями; ожидания людей и соци­альных групп, т. е. социально-психологических ожиданиях; роль как продукт взаимодействия социальных факторов и внутрен­него лица человека.

Криминологически значимые социально-ролевые ситуации. Классификация преступников. Личность преступников как соци­альный тип.

Конструирование социального типа должно учитывать: личност­ные характеристики; субъективные характеристики. Выделение кри­минологических типов личности преступников начинается с груп­пировки по критериям: характер поведения, предшествующего пре­ступлению; характер микросреды; связь преступного поведения с до преступным поведением. Выделяют следующие типы: социальный; последо­вательно-криминогенный подтип; ситуативно-криминогенный под­тип; ситуативный подтип и др.
Раздел 4. Механизм индивидуального преступления

Механизм преступного поведения включает в себя мотива­цию совершения преступления, его планирование (если оно умышленное), исполнение, а также последствия.

Преступление есть акт противопоставления индивидуума обще­ству, некая материализация определенных личностных качеств, более или менее жестко детерминированных ситуативными обстоятельства­ми их формирования и реализации. Иными словами, в основе инди­видуального преступления причинно значимо проявляются как си­туация, так и негативные психологические деформации, принявшие форму общественно опасной установки личности. При всех сущнос­тных ее различиях у конкретных лиц, она с наибольшей очевиднос­тью реализуется в стремлении и готовности к удовлетворению инди­видуальных интересов и потребностей — часто примитивных или гиперболизированных до псевдоуровня — любым, в том числе и пре­ступным путем. У таких индивидуумов возникает и закрепляется си­стема побуждений, выступающих в роли субъективного компонента причины конкретного (индивидуального) преступления.

Эти побуждения — следствие определенных явлений, соци­альных отношений, противоречий между личностью и обществом. Каким бы образом ни происходил процесс осознания индивидом этих противоречий и признаваемого им приемлемым противо­правного поведения (под влиянием потребностей, давлением из­вне и т. д.), в любом варианте формируется мотивация преступного поведения, выражающая, объективизирующая его волю.

В целом типичная для определенных категорий (типов) пра­вонарушителей мотивация отражает для каждого данного инди­вида его потребности, интересы, чувства, которые реализуются в конкретизированном мотиве совершения преступления.

Мотивация преступного поведения, как и мотивация вообще, несет определенную функциональную нагрузку и вместе с тем имеет типизированное сущностное содержание.

Мотивация выполняет ряд функций:

1) отражательную (это специфическая форма субъективного от­ражения криминогенных явлений и в первую очередь — не­гативных условий формирования личности);

2) побудительную (выступающую в роли непосредственно тол­чкового (побудительного) компонента преступного пове­дения, выраженного в конкретном мотиве и конкретной цели);

3) регулятивную (т. е. контролирующую, функцию самоконтроля).

Конкретная направленность преступной мотивации может быть существенно различной, но

в любом случае она отражает (и выражает) пренебрежение субъекта к интересам личности

и общества в целом.

С учетом ее характера и содержания выделя­ется ее мотивация, отражающая:

1) негативно-пренебрежительное отношение к человеческой лич­ности (жизни, здоровью, телесной и имущественной непри­косновенности, чести, достоинству и т. п.);

2) корыстно-собственнические тенденции, материально-корыс­тную заинтересованность в виде корысти;

3) индивидуалистическо-пренебрежительное отношение к раз­личным социальным институтам и требованиям, своим граж­данским, семейным и прочим обязанностям;

4) легкомысленно-безответственное и небрежное отношение к этим же институтам, требованиям и обязанностям.

Ситуация и её место в механизме конкретного преступления.

Преступник, совершая преступление, всегда действует в оп­ределенной «криминальной» ситуации. Однако он привносит в нее (создавая, используя, подчиняясь и т. п.) свои личностные качества, — результат формирующих воздействий иной (иногда длительной по времени) ситуации (предкриминальной или кон­кретной жизненной).

Предкриминальная ситуация — это совокупность внешних для субъекта обстоятельств, непосредственно предшествовавших преступлению и взаимодействующих с личностными качества­ми субъекта, совершившего преступление.

Ситуации, предшествующие преступлению, следует, исходя из их объективного содержания, разделять на криминогенные (со­держащие объективные предпосылки преступления) и некри­миногенные (нейтральные или даже создающие препятствия к совершению преступления).

Предкриминальные ситуации криминогенного характера воз­никают в связи с различными обстоятельствами. Это могут быть ситуации: создаваемые специально самим преступником с це­лью облегчить совершение преступления; создаваемые преступ­ником, но не специально для совершения преступления, однако детерминирующие его (например, приведение себя в состояние опьянения); возникшие в результате негативных действий дру­гих лиц (в том числе жертв преступления); возникшие по стечению случайных обстоятельств; вызванные стихийными явлениями.

Предкриминальная (конкретная жизненная) ситуация име­ет объективное содержание и в этом плане она может содержать обстоятельства, реально воздействующие на личность. Однако си­туация имеет и субъективное содержание, т. е. тот ракурс оценки, который зависит исключительно от субъекта и не обязательно совпадает с ее объективным содержанием. Собственно, в этих оценках реально проявляется результат формирования личнос­ти, т. е. первый этап криминологической ситуации, чем и объяс­няется, что в одной и той же ситуации один субъект совершает преступление, а в другой отказывается от этого, даже если име­лись определенные преступные намерения.


Раздел 5. Прогнозирование преступности и планирование борьбы с нею

Динамика общего числа зарегистрированных преступлений сопос­тавимого массива. Динамика зарегистрированного числа наиболее распространенных сопоставимых общеуголовных преступлений. Динамика числа зарегистрированных наиболее распространенных хозяйственно-корыстных преступлений, изменения отдельных по­казателей преступности, а также потерпевших. Динамика числа находившихся в производстве дел по установле­нию личности неизвестных граждан по неопознанным трупам, лиц пропавших без вести, находившихся в розыске и необнаруженных. Изменение внешних характеристик преступности определяется об­щественной опасностью преступности и рассчитывается от удель­ного веса к общему числу зарегистрированных преступных деяний разной степени тяжести. Изменения мотивационной характеристи­ки, социальной направленности, социально-групповой и социаль­но-территориальной распространенности преступности. Изменения внутренних характеристик преступности указывает на процессы, происходящие в самой преступности и определяющие ее самодетерминацию, активное влияние на общественные процес­сы. Это устойчивость, активность, организованность.

Прогнозирование преступности — это предвидение вероят­ностных изменений тенденций и закономерностей преступнос­ти в будущем.

Понятие прогнозирования преступности не тождественно понятию «криминологическое прогнозирование», ибо последнее включает в себя прогнозирование не только преступности, но и иных антиобщественных явлений, а также тенденций и закономерностей развития правоохранительных органов, карательной практики, системы органов, участвующих в предупреждении пре­ступности, и др.

Основная цель прогнозирования преступности — это уста­новление наиболее общих показателей, характеризующих разви­тие (изменение) преступности в будущем, выявление её отрица­тельных и положительных тенденций и отыскание на этой ос­нове способов изменения или стабилизации этих тенденций в нужном для общества и государства направлении.

Прогноз преступности обнаруживает вероятную картину ожида­емых событий. Степень вероятности прогноза преступности зависит от учета различного рода факторов, используемых при прогнозиро­вании. Это означает, что при прогнозировании нужно учитывать и изучать не только статистические данные о преступности и лицах, совершающих преступления, но и данные, характеризующие разви­тие (изменение) других социальных явлений и процессов, так или иначе влияющих на преступность. Число этих факторов (социальных явлений и процессов), непосредственно и опосредованно влияющих на преступность, весьма значительно. Нельзя, в частности, при про­гнозе преступности не учитывать такие факторы, как появление но­вых форм собственности, рост и снижение уровня благосостояния населения, расслоение населения на имущих и малоимущих, безра­ботицу, миграцию, состояние нравственности, отношения населения к нормам права, к деятельности правоохранительных органов и др.

Таким образом, прогнозирование преступности обеспечивает не только определение оптимального варианта научно обосно­ванной стратегии и мер повышения организаторской деятельнос­ти государственных и общественных органов в сфере борьбы с преступностью, но и выработку тактики и методики борьбы с ней.

Прогнозирование преступности теснейшим образом связано с планированием борьбы с преступностью, хотя они и отличаются по целям и задачам. Прогнозирование преследует цель выявить возможные варианты изменения преступности в будущем, обсто­ятельства, которые могут способствовать сокращению (либо, на­оборот, увеличению) преступности; план устанавливает, что в связи с этим надо сделать, в какой срок, какие нужны ресурсы, средства и т. д. Прогнозирование преступности предшествует формирова­нию плана во времени, определяет его сущность и содержание.

Прогнозирование является научной основой для составле­ния планов борьбы с преступностью, планов предупреждения пре­ступности. Причем имеется прямая связь между надежностью прогноза и обоснованностью плана; чем точнее прогноз, тем больше оснований для обеспечения оптимальности плана.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница