Программа дисциплины дпп. Ф. 07 Педагогическая антропология



Скачать 138.73 Kb.
Дата26.06.2016
Размер138.73 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

___________________________

«____» _______________2012 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



ДПП.Ф.07 Педагогическая антропология

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника специальности «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью «Юриспруденция» по учебной дисциплине «Педагогическая антропология»
Педагогическая антропология как междисциплинарная отрасль человековедения. История развития педагогической антропологии в России и за рубежом. Человек как предмет педагогической антропологии. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия. Развитие человека в системе понятий педагогической антропологии. Взаимодействие человека и культуры. Воспитание как антропологический феномен.
1. Цель и задачи дисциплины
Цель: систематизация и интеграция у студентов современных теоретических знаний о человеке и ребенке, его развитии и воспитании согласно концептуальным подходам современной педагогической антропологии.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:



  • освоение теоретических основ современной педагогической антропологии как целостного знания о ребенке;

  • выработка навыков эффективного использования знания педагогической антропологии в осмыслении содержания традиционных и новаторских педагогических систем;

  • выработка навыков анализа использования знания педагогической антропологии для осмысления своего жизненного и педагогического опыта.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
1. Понимание сущности, принципов и логики подходов современной педагогической антропологии.

2. Умение грамотно использовать знания современной педагогической антропологии для анализа, осмысления и разрешения социально-педагогических проблем.


3. Объём дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной деятельности

Всего часов

Семестр 7

Общая трудоёмкость дисциплины

80

80

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

36

36

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

44

44

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

+

+

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен — 7 сем.

Экзамен


4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий




Раздел дисциплины

Лекции

Практичес-кие занятия

СРС

1

Введение в педагогическую антропологию

10

-

12




Человек как предмет педагогической антропологии

18

-

18

2

Воспитание как антропологический феномен

8

-

14




Всего

36

-

44


4.2. Содержание разделов дисциплин
РАЗДЕЛ 1. Введение в педагогическую антропологию (10 часов)

Тема 1. Педагогическая антропология как философская база воспитания (2 часа)

Философские аспекты педагогики. Особенности и принципы педагогической антропологии.



Тема 2. Педагогическая антропология как междисциплинарная отрасль человековедения (4 часа)

История понятия «антропология». Дифференциация антропологического знания. Специфика педагогической антропологии как отрасли современного человековедения. Интегративный и целостный характер педагогического человековедения. Связь педагогической антропологии с другими разделами педагогики. Предмет, цель и задачи современной педагогической антропологии.

Педагогическая антропологии как объективная необходимость для развития педагогики. Аксиомы педагогической антропологии. Проблемы педагогической антропологии (Педагогическая антропология. Источники педагогической антропологии. Методы исследования в педагогической антропологии.

Тема 3. История развития педагогической антропологии за рубежом (2 часа)

Зарождение антропологического подхода в педагогике. Развитие антрополого-педагогической концепции в эпоху возрождения и Новое время

Принципы антропологического подхода к образованию человека Г. Ноля, В. Лоха, А. Флинтера, М. Бубера, Г. Файля, Л. Фейербаха.

Тема 4. История развития педагогической антропологии в России (2 часа)

Русская педагогическая антропология второй половины 19-начала 20 века.

Принципы антропологического подхода к образованию человека Н.И. Пирогов и антропологическое знание. Вклад К.Д. Ушинского в развитие педагогической антропологии. Принципы педагогической антропологии, по К.Д. Ушинскому. Отечественная педология в истории педагогической антропологии
РАЗДЕЛ 2. Человек как предмет педагогической антропологии (18 часов)

Тема 5. Человек как одно из основных понятий педагогической антропологии (4 часа)

Концепция человека в педагогической антропологии: человек как целостность, как единство материального, чувственного, духовного и рационально-действенного бытия. Человек как индивид, личность, индивидуальность, субъект. Человек как существо разумное. Человек как существо духовное. Человек как целостное явление. Формы проявления целостности человека.

Теории происхождения человека. Противоречивость и целостность человека. Человек как индивид. Душевная жизнь человека. Духовное бытие человека.
Тема 6. Развитие человека в системе понятий педагогической антропологии (6 часов).

Категория развития человека в системе понятий педагогической антропологии. Ребенок как представитель человеческого рода. Особенности проявления ребенком сущностных человеческих свойств. Филогенез и онтогенез человека. Их взаимосвязь и развитие. Возраст как категория педагогической антропологии и как характеристика человека. Основные закономерности и характеристики процесса развития ребенка.

Закономерности роста и развития, изменение пропорций тела при росте, периодизация индивидуального развития. Внутриутробный период онтогенеза. Постнатальный онтогенез. Перипубертатный период. Акселерация. Постпубертатный период, процесс старения, старость. Продолжительность жизни человека и его биологические возможности.

Факторы роста и развития организма. Близнецовый метод оценки наследственных влияний в онтогенезе. Генетическая обусловленность роста и развития на разных этапах онтогенеза. Взаимодействие наследственный и средовых факторов и их влияние на рост и развитие организма.



Тема 7. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия (4 часа)

Пространство и время человеческого бытия как антропологические понятия. Развитие человека в пространстве и времени. Взаимодействие человека с пространством его бытия.



Тема 8. Взаимодействие человека и культуры (4 часа)

Культура как многозначное понятие. Различные подходы к культуре. Культура как условие развития человека. Функции человека в культуре. Принципы взаимодействия человека и культуры. Условия оптимального взаимодействия человека и культуры. Значение субкультуры для развития человека. Взаимосвязь различных типов культур с особенностями воспитания детей.


РАЗДЕЛ 3. Воспитание как антропологический феномен (8 часов)

Тема 9. Понимание процесса воспитания в педагогической антропологии (4 часа)

Воспитание как специфически человеческий способ бытия и профессиональной деятельности человека. Противоречия воспитания как объективного явления. Воспитание и культура. Современные цели и задачи воспитания. Условия эффективности воспитательного процесса. Современные требования к профессиональному воспитателю.



Тема 10. Педагогическая антропология и гуманизация образования (4 часа)

Сущность и принципы гуманизации образования. Гуманистические концепции воспитания. Отражение принципов гуманистического воспитания в современной педагогической антропологии.


5.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6.Учебно – методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:


  1. Максакова, В. И. Педагогическая антропология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 4-е изд.,стер. (ГРИФ) – М.: Академия, 2008.


б) дополнительная литература:


  1. Бим-Бад, Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века : Лекции по пед.антропологии и философии образования / Б. М. Бим-Бад. - 2-е изд. - М. : УРАО, 1998.

  2. Бим-Бад, Б. М. Путь к спасению : Педагогическая антропология Иммануила Канта / Б. М. Бим-Бад ; УРАО. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство УРАО, 1997.

  3. Добреньков, В. И. Социальная антропология [Текст] : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко ; МГУ. - М. : ИНФРА-М, 2005.

  4. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. - М. : Издательство Свято-Владимирского Братства, 1993.

  5. Ильяшенко, Е. Г. Педагогическая антропология в России : история и современность : [Монография] / Е. Г. Ильяшенко. - М. : Издательство УРАО, 2003.

  6. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. - М. : КНОРУС, 2010. - 740 с.

  7. Кравченко, А. И.. Социальная антропология [Текст] : учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко. - 2-е изд. - М. : Академический Проект, 2005.

  8. Моторина, Л. Е. Философская антропология : учебное пособие для вузов / Л. Е. Моторина. - М. : Высшая школа, 2003.

  9. Педагогическая антропология : учебное пособие / Авт.-сост. Б. М. Бим-Бад. - М. : Издательство Университета Российской Академии Образования, 1998.

  10. Природа ребенка в зеркале автобиографии : учебное пособие по педагогической антропологии / под ред. Б. М. Бим-Бада, О. Е. Кошелевой; УРАО и др. - М. : Издательство УРАО, 1998.

  11. Психология и педагогика : учебное пособие для вузов / К. А. Абульханов, Е. Г. Баранов, Е. Н. Богданов и др. ; под ред А. А. Бодалева. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : Издательство Института Психотерапии, 2002.

  12. Рахлевская, Л. К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования (история,теория,практика) : Монография / Л. К. Рахлевская ; МОиПО РФ ; Том. гос.пед.колледж. - Томск : ТГПУ, 1997.

  13. Рахлевская, Л. К. Психолого-педагогическая антропология : учебное пособие / Л. К. Рахлевская. - Томск : Издательство ТГПУ, 2002.

  14. Религиоведение [Текст] : учебное пособие для вузов / М. М. Шахнович, М. Е. Кравцова, Т. А. Чумакова и др. ; под ред. М. М. Шахновича. - СПб. : Питер, 2007.

  15. Садохин, А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации [Текст] : учебное пособие для вузов / А. П. Садохин. - М. : Юнити, 2004.

  16. Салов, Ю. И., Тюнников, Ю. С. Психолого-педагогическая антропология : учебное пособие для вузов / Ю. И. Салов, Ю. С. Тюнников. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

  17. Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Основы психологической антропологии = Психология развития человека : Развитие субъективной реальности в онтогенезе : учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев ; под ред. В. Г. Щур. - М. : Школьная Пресса. [Кн. 2] : Психология развития человека : Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - 2000.

  18. Современная антропология и ее развитие в системе непрерывного образования : Материалы VIII Всероссийского научно-практического семинара (20-22 июня 2000 г.)/МОиПО РФ и др. ; [Отв. ред. Л. К. Рахлевская, А. В. Гезь].-Томск : Издательство ТГПУ, 2000.

  19. Тейяр де Шарден, Пьер. Феномен человека/Пьер, Тейяр де Шарден; [Пер. с фр. Н. А. Садовского; Предисл. и коммент. Б. А. Старостина].-М.:Наука,1987.

  20. Ушинский, К. Д. Педагогическая антропология : Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский ; [Сост. и отв. ред., авт. ст., коммент. и примеч. Э. Д. Днепров]. - М. : Издательство УРАО. - (Новая педагогикческая библиотека). Кн. 3, ч. 2 : Часть психологическая : Воля. Материалы к 3 т. - 2002.

  21. Федоров, Ю. М. Сумма антропологии : Расширяющаяся вселенная Абсолюта :[Монография] / Ю. М. Федоров ; Институт криосферы Земли СО РАН. - 2-е изд. - Новосибирск : Наука. Сибирская издательская фирма РАН. Ч. 1, 2 : Расширяющаяся вселенная Абсолюта. Космо-антропо-социо-природогенез Человека. - 1996.

  22. Философия : учебное пособие для вузов / В. Ф. Берков, П. А. Водопьянов, Е. З. Волчек и др. ; под общ. ред. Ю. А. Харина. - 3-е изд., доп. и испр. - Минск : ТетраСистемс, 2000.

  23. Флоренский, П. А. (священник). Сочинения : В 4 т. / П. А. Флоренский ; сост.А.С.Трубачева и др. - М. : Мысль. - (Философское наследие ; Т. 128). Т. 3 (1). - 2000.

  24. Фромм, Э. Душа человека : Пер. с англ. / Э. Фромм ; сост. П. С. Гуревич, С. Я. Левин ; Вступ.ст. П. С. Гуревич /. - М. : АСТ-ЛТД, 1998.

  25. Хамитов, Н. В. Философия человека : от метафизики к метаантропологии = Философия человека и его пределов: возможность метаантропологии / Н. В. Хамитов. - М. : Издательство Института общегуманитарных исследований. -(Проблема человека; Вып. 3). Кн. 1, кн. 2. - 2002.

  26. Хлыстова, Н. А. По ту и эту сторону : опыт деконструкции / Н. А. Хлыстова. - Томск : Издательство ИОА СО РАН, 2003.

  27. Человек : Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: XIX век / отв. ред. И. Т. Фролов ; сост. П. С. Гуревич. - М. : Республика, 1995.

  28. Черная, Л. А. Культурология : основы теории : учебное пособие / Л. А. Черная. - М. : Логос, 2003.

  29. Шадриков, В. Д. Происхождение человечности : учебное пособие для вузов. - М. : Логос, 1999.

  30. Щедровицкий, П. Г. Очерки по философии образования [Текст] : статьи и лекции / П. Г. Щедровицкий. - М. : Эксперимент, 1993.


6.2Средства обеспечения освоения дисциплины
Рабочие программы по педагогической антропологии, составленные преподавателями ПФ; библиотечные фонды ТГПУ.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Телевизор, видеомагнитофон, видеотека, аудиопроигрыватель, видеопроектор, компьютерный класс, раздаточный материал (тесты, карточки с индивидуальными заданиями).
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1 Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Охарактеризуйте различные подходы к оформлению современной антропологии.

  2. Раскройте особенности педагогической антропологии как объективной необходимости для развития педагогики.

  3. Раскройте сущность аксиом педагогической антропологии.

  4. Охарактеризуйте проблемы педагогической антропологии.

  5. Каковы источники педагогической антропологии?

  6. Почему воспоминания о детстве относят к одному из важнейших источников педагогической антропологии?

  7. Охарактеризуйте методы исследования в педагогической антропологии.

  8. Охарактеризуйте человека как целостное и противоречивое существо.

  9. Каковы условия взросления подростка в различных типах обществ: традиционном, идеологичес­ком и либе­ральном?

  10. Как соотносятся свобода личности и воспитание?

  11. Раскройте суть антропологического подхода к воспитанию.

  12. Обоснуйте тезис о том, что духовность является системообразующим элементом человече­ской целостности.

  13. Почему в основе духовности лежит ценностное сознание?


8.2 Тематика рефератов


  1. Актуальность работы К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

  2. Методические требования К.Д. Ушинского к воспитателю и воспитанию

  3. Антропологические представления о развитии ребенка.

  4. Детская и юношеская субкультура как фактор воспитания.

  5. Детство и судьба.

  6. Жизненый кризис, его понимание в педагогической антропологии.

  7. Здоровье ребенка как категория педагогической антропологии.

  8. Сценарий жизненного пути и детство.

Литература:

  1. Ушинский К.Д. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». – М. -1996.

  2. Природа ребенка в зеркале автобиографии //под ред. Б.М. Бим-Бада. –М. -1998.

  3. Васильев С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии. –М. -1996.




    1. .Перечень вопросов к экзамену




  1. История понятия «антропология». Дифференциация антропологического знания.

  2. Специфика педагогической антропологии как отрасли современного человековедения: интегративный и целостный характер педагогического человековедения; связь с другими разделами педагогики; предмет, цель и задачи.

  3. Педагогическая антропологии как объективная необходимость для развития педагогики.

  4. Аксиомы и проблемы педагогической антропологии.

  5. Источники педагогической антропологии. Методы исследования в педагогической антропологии.

  6. Зарождение антропологического подхода в педагогике. Развитие антрополого-педагогической концепции в эпоху возрождения и Новое время.

  7. Русская педагогическая антропология второй половины 19 - начала 20 века.

  8. Вклад К.Д. Ушинского в развитие педагогической антропологии. Принципы педагогической антропологии, по К.Д. Ушинскому.

  9. Отечественная педология в истории педагогической антропологии

  10. Человек как существо разумное, духовное, креативное.

  11. Душевная жизнь человека. Духовное бытие человека.

  12. Человек как целостное и противоречивое явление. Формы проявления целостности человека.

  13. Человек как индивид, личность, индивидуальность, субъект.

  14. Теории происхождения человека.

  15. Филогенез и онтогенез человека. Их взаимосвязь и развитие.

  16. Возраст как категория педагогической антропологии и как характеристика человека.

  17. Основные закономерности и характеристики процесса развития ребенка. Закономерности роста и развития, изменение пропорций тела при росте, периодизация индивидуального развития.

  18. Периоды онтогенеза: внутриутробный, постнатальный, перипубертатный, постпубертатный.

  19. Продолжительность жизни человека и его биологические возможности. Процесс старения, старость.

  20. Факторы роста и развития организма.

  21. Близнецовый метод оценки наследственных влияний в онтогенезе.

  22. Генетическая обусловленность роста и развития на разных этапах онтогенеза.

  23. Взаимодействие наследственный и средовых факторов и их влияние на рост и развитие организма.

  24. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия.

  25. Культура как многозначное понятие и как явление.

  26. Субкультура и ее значение для развития человека.

  27. Структура культуры человечества.

  28. Человек и культура.

  29. Условия оптимального взаимодействия человека и культуры.

  30. Отражение принципов гуманистического воспитания в современной педагогической антропологии

  31. Воспитание как человеческий способ бытия и как специальная деятельность.

  32. Антропологически безупречные педагогические системы. Требования к современному воспитателю.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031300.00 «Социальная педагогика с дополнительной специальностью».


Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

к.п.н., доцентом кафедры социальной педагогики __________ Яковлевой А.Г.


Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики

протокол № __ от ____________ 2012 года.


Зав. кафедрой ______________ Яковлева А.Г.

(подпись)


Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета

Председатель методической комиссии __________________ Яркина Т.Н.


Согласовано:

Декан Педагогического факультета _____________ Титова Г.Ю.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница