Программа дисциплины дпп. Ф. 11. 1 Теория и методика физического воспитания и развития ребенка



Скачать 418.4 Kb.
Дата26.06.2016
Размер418.4 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)
«УТВЕРЖДАЮ»

Декан ПФ


____________Г.Ю. Титова

«____»___________2012 г.


Программа дисциплины



ДПП.Ф.11.1 Теория и методика физического воспитания и развития ребенка

1. Цели и задачи дисциплины

Цель: вооружить студентов фундаментальными знаниями в области теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста, сформировать на их основе творческое отношение к работе по физическому воспитанию, потребность к систематическому приобретению знаний, изучению передового опыта для более эффективного решения задач по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить студентов с различными формами организации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

2. Дать представление о формировании системы движений у дошкольников.

3. Сформировать у студентов знания об особенностях развития моторики дошкольников.

4. Вооружить студентов знаниями и умениями методики проведения различных видов двигательной деятельности детей.

4. Сформировать диагностические умения оценки физической подготовленности и сенсомоторного развития ребенка дошкольного возраста.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончании изучения дисциплины студенты должны:



  • знать особенности развития моторики детей от рождения до семи лет;

  • специфику организации и контроля физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении;

  • владеть методикой организации и проведения разных форм работы с детьми (утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных развлечений) с детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста;

  • уметь составлять конспекты проведения различных видов двигательной деятельности детей;

  • уметь использовать современные технологии обучения, инновационные формы работы по физическому воспитанию детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста;

  • владеть диагностическими умениями по оценке физического и двигательного развития детей.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры-3,4,5

Общая трудоемкость дисциплины

220

74

70

76

Аудиторные занятия

104

36

32

36

Лекции

52

18

16

18

Практические занятия (ПС)

52

18

16

18

Контрольная работа

-

-

-

-

Курсовая работа

-

-

-

-

Лабораторные работы

-

-

-

-

Самостоятельная работа

116

38

38

40

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет, экзамен

зачет

зачет

экзамен


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

СРС

1.

Методологические, естественнонаучные и психолого-педагогические основы физического воспитания

4

2

10

2.

Развитие произвольных движений ребенка от рождения до семи лет

4

6

12

3.

Воспитание психофизических качеств у детей дошкольного возраста

6

8

12

4.

Гимнастика как средство и метод физического воспитания дошкольников

6

6

12

5.

Подвижная игра – основное средство и метод физической культуры дошкольников

4

6

12

6.

Организация и методика проведения различных видов двигательной деятельности ребенка

4

4

12

7.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении

6

4

12

8.

Физическое воспитание в семье

6

6

12

9.

Медико-педагогический контроль физического развития детей

6

4

10

10.

Преподавание курса «Методика физического воспитания и развития ребенка» в педагогическом колледже

6

6

12




ИТОГО:

52

52

116


4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Методологические, естественнонаучные и психолого-педагогические основы физического воспитания.

Тема 1. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка как наука. Предмет теории и методики физического воспитания и развития ребенка.

Ребенок как объект и субъект педагогического взаимодействия в процессе физического воспитания. Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста (оздоровительные, образовательные, воспитательные).



Тема 2. Средства физического воспитания.

Формирование здорового образа жизни средствами физического воспитания. Классификация. Основные и сопутствующие средства физического воспитания. Физические упражнения, гигиенические, социально-бытовые факторы; естественные силы природы, массаж, танцы и пляска, разные виды деятельности.



Тема 3. Физические упражнения как основное средство физического воспитания.

Значение физических упражнений, механизмы действия на организм ребенка. Классификации, структура и характеристики физических упражнений. Методы и приемы обучения физическим упражнениям.



Раздел 2. Развитие произвольных движений ребенка от рождения до семи лет.

Тема 4. Особенности развития моторики детей дошкольного возраста.

Закономерности физического развития детей дошкольного возраста. Этапы развития движений ребенка. Особенности развития моторики ребенка первого года жизни, раннего, младшего и и старшего дошкольного возраста.



Тема 5. Этапы и закономерности формирования двигательного навыка.

Характеристика двигательных умений и навыков. Стадии формирования двигательного навыка. Предпосылки формирования двигательных навыков. Структура обучения движениям. Закономерности формирования двигательного навыка.



Раздел 3. Воспитание психофизических качеств у детей дошкольного возраста.

Тема 6. Особенности воспитания основных психофизических качеств в дошкольном возрасте.

Понятие «физические качества» и «физические способности», связь между ними. Специфика развития физических качеств в дошкольном возрасте. Развитие основных психофизических качеств у дошкольников (силовых, скоростных качеств, выносливости, гибкости, быстроты, равновесия).



Тема 7. Диагностика и оценка уровня развития физических качеств дошкольников.

Условия проведения диагностики. Необходимый диагностический инструментарий, мониторинг развития физических качеств дошкольников.



Раздел 4. Гимнастика для дошкольников.

Тема 8. Обучение детей дошкольного возраста общеразвивающим упражнениям.

Значение, требования к отбору при построении комплексов. Классификации общеразвивающих упражнений. Методика проведения общеразвивающих упражнений с детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста. Специфика использования общеразвивающих упражнений в разных формах работы с дошкольниками (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физминутки).



Тема 9. Строевые упражнения в ДОУ. Значение в физическом воспитании и развитии дошкольников. Методика проведения. Обучение дошкольников разным видам построений (шеренга, колонна, строй и др.).

Тема 10. Развитие основных видов движений детей дошкольного возраста.

Значение основных движений в физическом воспитании дошкольников. Характеристика основных движений (ходьбы, бега, прыжков, метания, ползания, лазания), особенности развития и обучения в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.



Раздел 5. Подвижная игра – основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка.

Тема 11. Подвижные игры в дошкольном учреждении.

Значение в физическом воспитании ребенка. Классификации подвижных игр. Основные этапы методики проведения подвижной игры. Методика проведения подвижной игры с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.



Тема 12. Спортивные игры и упражнения в ДОУ.

Значение. Использование спортивных упражнений (плавания, ходьбы на лыжах, катания на коньках и др.) и элементов спортивных игр (футбола, баскетбола, тенниса и др.) в работе с дошкольниками.



Тема 13. Развитие самостоятельности и двигательного творчества в подвижных играх.

Понятие двигательного творчества. Этапы развития двигательного творчества в подвижной игре. Диагностика проявления двигательного творчества дошкольниками в физических упражнениях.



Раздел 6. Организация и методика проведения различных видов двигательной деятельности ребенка.

Тема 14. Физкультурные занятия в дошкольном учреждении.

Значение. Структура. Типы физкультурных занятий, способы организации детей. Методика проведения в разных возрастных группах.



Тема 15. Утренняя гигиеническая гимнастика и физкультурные минутки в ДОУ.

Значение, место в режиме дня. Формы проведения. Составление конспектов.



Тема 16. Организация активного отдыха в дошкольном учреждении.

Значение для активизации двигательной деятельности детей. Методика проведения физкультурного досуга, праздников, Дней здоровья в дошкольном учреждении. Организация «Недели здоровья», простейшего туризма. Разработка конспектов и сценариев проведения физкультурных развлечений.



Тема 17. Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Место самостоятельной двигательной деятельности в режиме дня. Условия организации самостоятельной двигательной деятельности детей в разных возрастных группах.



Раздел 7. Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Тема 18. Система работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении.

Деятельность заведующей ДОУ. Обязанности заместителя заведующей по ВМР, воспитателей групп, медицинских работников, музыкального руководителя по организации физического воспитания дошкольников.



Тема19. Деятельность инструктора по физическому воспитанию в ДОУ.

Функции, виды деятельности (организаторская, коммуникативная, проектировочная, диагностическая и др.), формы работы.



Тема 20. Планирование физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Назначение планирования. Виды планирования (общий годовой план ДОУ, перспективный, календарный план). Технология составления разных видов планов.



Раздел 8. Физическое воспитание в семье.

Тема 21. Организация физического воспитания в семье.

Взаимосвязь дошкольного учреждения и семьи в решении проблем физического воспитания дошкольников. Формы организации физического воспитания в семье. Условия организации физического воспитания дошкольников в семье.



Тема 22. Современные формы сотрудничества ДОУ и семьи по физическому воспитанию дошкольников.

Психолого-педагогические условия осуществления сотрудничества ДОУ и семьи. Отношение родителей к физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Формы сотрудничества ДОУ и семьи (консультации, лектории, семинары-практикумы, домашние задания, «Дни открытых дверей» и др.).



Раздел 9. Медико-педагогический контроль за физическим развитием детей.

Тема 23. Организация медико-педагогического контроля физического развития детей в ДОУ.

Основные аспекты медико-педагогического контроля. Ежедневный и периодический медико-педагогический контроль. Медико-педагогический контроль на физкультурном занятии. Оценка физической нагрузки и двигательной активности детей на занятии.



Тема 24. Диагностика физической подготовленности дошкольников.

Оценка физического развития детей. Оценка уровня развития физических качеств дошкольников. Диагностика уровня развития основных видов движений. Мониторинг физического развития и подготовленности детей дошкольного возраста.



Раздел 10. Преподавание курса «Методика физического воспитания и развития ребенка» в педагогическом колледже.

Тема 25. Преподавание дисциплины «Методика физического воспитания и развития ребенка» в педагогическом колледже.

Значение дисциплины в профессиональной подготовке специалистов. Формы организации учебного процесса (лекции, семинары, практические занятия). Контроль и оценка знаний и умений студентов.


5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная:

1. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка / Н. Н Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова. – М. : Академия, 2008. – 352с.

2. Физическое воспитание и развитие дошкольников / под ред. С. О. Филипповой. – М. : Академия, 2007. – 224 с.

б) дополнительная :

1. Алямовская, В. Г. Инновационные подходы к организации оздоровительной деятельности в ДОУ // Дошкольное образование. – 2011. - № 4. – С. 7 – 23.

2. Алямовская, В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ/ В. Г. Алямовская. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 80 с.

3.. Амарян, Р. И. Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста / Р. И. Амарян. – М., 2004.

4. Артюхова, Ю. Как закалить свой организм/Ю. Артюхова. – М., 1999.

5. Буцинская, П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду / П. П. Буцинская. – М., 1990.

6. Богат, С. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 10, 11.

7. Бочарова, Н. И. Физическая культура дошкольника в ДОУ / Н. И. Бочарова. – М., 2008.

8. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М. : Владос, 2007.

9. Глазырина, Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. – М., 2000.

10. Глазырина, Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Программа и программные требования / Л. Д. Глазырина. – М., 2001.

11. Глазырина, Л. Д. Физическая культура – дошкольникам (младший, средний, старший возраст) / Л. Д. Глазырина. – М., 2000.

12. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. – СПб., 2003.

13. Кожухова, Н. Н. Теория и методика физического воспитания ребенка: схемы и таблицы / Н. Н. Кожухова, Т. С. Козлова. – М. : Владос, 2003.

14. Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / А. И. Кравчук. – Новосибирск, 1998. – Ч. 1-3.

15. Моханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка / М. Д. Моханева. – М., 1999.

16. Полтавцева, Н. О программе знаний физической культуры для дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 5.

17. Решетнева, Г. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 4. – С.54 – 60.

18. Рунова, Т. И. Двигательная активность ребенка в детском саду / Т. И. Рунова. – М., 2004.

19. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова. – М. : Академия, 2006. – 354 с.


20. Соломенникова, О. А., Основные и дополнительные программы ДОУ / О. А. Соломенникова. – М., 2007.

21. 3. Физическая культура для детей от 2 до 9 лет / Составитель Е. Кулагина. – М. : Астрель: АСТ, 2010. – 110 с.

22. Шишкина, В. А. Какая физическая культура нужна дошкольнику / В. А. Шишкина, М. В. Мащенко. – М., 2000.

23. Ширяева, И. Закаливание детей // Ребенок в детском саду. – 2001. – № 6.

24. Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников / В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак. – М. : Академия, 1999.

25. Шебеко, В. Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 5. – С. 28 – 33.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочая программа, разработанная преподавателем кафедры дошкольного образования и логопедии ПФ ТГПУ, учебная и учебно-методическая литература, дидактические материалы (конспекты физкультурных занятий, подвижных игр, сценарии физкультурных досугов, праздников), тестовые задания.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудиторный и библиотечный фонд ТГПУ, компьютерный класс с выходом в Интернет.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации для преподавателя

Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.

Необходимо обеспечить студентов дидактическими материалами (конспекты физкультурных занятий, физкультурных развлечений, подвижных игр, схемы анализа занятий, диагностические карты, паспорт здоровья, хронометражные карты). Особое значение придать формированию практических умений организации различных форм физического воспитания дошкольников.



8.2. Методические рекомендации для студентов

8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Содержание самостоятельной работы (3 семестр)

№ п\п

Тема.

Задание и форма представления результата

Форма контроля

1.

Теория и методика физического воспитания ребенка как наука. История становления теории и методики физического воспитания.

Познакомиться с зарубежными системами физического воспитания, историей становления отечественной науки физического воспитания детей – конспект.

Обсуждение


2.

Формирование здорового образа жизни детей средствами физического воспитания.

Составить схему, отражающую многообразие средств физического воспитания.

Составить таблицу, отражающую классификацию физических упражнений.

Составить таблицу основных характеристик физических упражнений.


Обсуждение
Тестовый контроль
Тестовый контроль

3.

Развитие произвольных движений ребенка от рождения до семи лет.

Познакомиться с особенностями развития моторики детей в первого года жизни составить таблицу.

Представить структуру обучения движению в форме таблицы.



Обсуждение

Тестовый контроль



4.

Воспитание психофизических качеств детей дошкольного возраста.

Подобрать игры и упражнения для развития у детей быстроты, выносливости, гибкости.

Познакомиться с диагностикой уровня развития физической культуры – конспект.



Обсуждение



Содержание самостоятельной работы (4 семестр)

п\п


Тема

Задание и форма представления результата

Форма контроля

1.

Гимнастика для дошкольников

    1. ОРУ в детском образовательном учреждении

    2. Строевые упражнения в детском образовательном учреждении

    3. Развитие ОВД детей дошкольного возраста

Познакомиться с методикой проведения ОРУ в разных возрастных группах – конспект.

Выписать основные понятия по теме.

Составить таблицу, отражающую задачи и методы развития ОВД в различных возрастных группах.

Подобрать комплексы ОРУ в разных возрастных группах.



Тестовый контроль
Терминологический диктант
Тестовый контроль
Обсуждение

2.

Подвижная игра – Основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка.
2.1. Подвижные игры в детском образовательном учреждении.
2.2. Спортивные игры в детском образовательном учреждении.

Представить разнообразие подвижных игр в виде схемы.

Охарактеризовать особенности методики проведения подвижных игр с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста – составить таблицу.

Составить конспект проведения подвижных игр.

Познакомиться с методикой обучения дошкольников различным спортивным играм – конспект.



Обсуждение
Тестовый контроль

Защита конспекта


Обсуждение


3.

Организация и методики проведения различных видов двигательной деятельности ребенка.
3.1. Физкультурные занятия в дошкольном образовательном учреждении.
3.2. Утренняя гимнастика в дошкольном образовательном учреждении.
3.3. Организация активного отдыха в дошкольном образовательном учреждении.
3.4. Самостоятельная двигательная деятельность детей в дошкольном образовательном учреждении.

Познакомиться с особенностями методики проведения разных типов физических занятий – составить таблицу.

Разработать конспект проведения физкультурного занятия в любой возрастной группе.


Анализ существующих форм проведения утренней гимнастики – конспект.

Составить конспект проведения утренней гимнастики.
Познакомиться с вариантами проведения физкультурного досуга, физкультурных праздников, дней здоровья – конспект.

Разработать сценарий проведения физкультурного праздника (досуга).

Составить рекомендации педагогам по организации самостоятельной двигательной деятельности детей в разных возрастных группах.


Обсуждение

Защита конспекта


Обсуждение

Защита конспекта


Обсуждение

Защита проекта

Обсуждение



Содержание самостоятельной работы (5 семестр)

п\п


Тема

Задание и форма представления результата

Форма контроля

1.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Познакомиться с функциональными обязанностями по организации физического воспитания разных специалистов детского образовательного учреждения – составить таблицу.
Познакомиться с технологией планирования физкультурно-оздоровительной работы – составить конспект.

Обсуждение
Тестовый контроль.

2.

Физическое воспитание дошкольников в семье.

Познакомиться с особенностями развития моторики детей 1,2,3,4,5,6,7, годов жизни – конспект.

Характеристика форм организации физического воспитания в семье - составить таблицу

Разработать конспект консультации для родителей


Обсуждение

Защита конспекта



3.

Медико-педагогический контроль физического развития детей.

Характеристика основных аспектов медико-педагогического контроля в детском образовательном учреждении – составить таблицу.

Познакомиться с оценкой физического развития детей – конспект.



Обсуждение

Обсуждение



4.

Преподавание курса «Методика физического воспитания и развития ребенка» в педагогическом колледже.

Познакомиться с различными формами организации изучения данной дисциплины в педагогическом колледже (лекции, практические занятия, семинары). Написать конспект.

Тестовый контроль.


8.2.2. Примерный перечень вопросов к зачету (3 семестр)

          1. Раскройте естественнонаучные и психолого-педагогические основы физического воспитания.

  1. Что является предметом изучения теории и методики физического воспитания и развития ребенка?

  2. Раскройте понятие «здоровый образ жизни», его составляющие.

  3. Назовите основные средства физического воспитания.

  4. Почему физические упражнения являются основным средством физического воспитания?

  5. Раскройте механизмы действия физических упражнений на организм ребенка.

  6. Охарактеризуйте структуру физических упражнений.

  7. Охарактеризуйте методы и приемы обучения дошкольников физическим упражнениям.

  8. В чем заключаются закономерности физического воспитания.

  9. Раскройте основные этапы развития движений.

  10. Дайте сравнительную характеристику двигательным умениям и навыкам.

  11. Раскройте стадии формирования двигательного навыка.

  12. Назовите и охарактеризуйте основные этапы обучения детей двигательным действиям.

  13. Раскройте закономерности формирования двигательного навыка.

  14. Охарактеризуйте особенности развития моторики детей первого года жизни.

  15. Какие средства физического воспитания используются в работе с детьми первого года жизни?

  16. Раскройте особенности развития методики детей раннего возраста.

  17. Как организовывается работа по физическому воспитанию с детьми раннего возраста.

  18. Охарактеризуйте особенности развития моторики детей раннего возраста.

  19. Раскройте понятие «физические качества», «физические способности», связь между ними.

  20. Охарактеризуйте основные особенности развития психофизических качеств в дошкольном возрасте.

  21. Охарактеризуйте развитие силовых качеств в дошкольном возрасте.

  22. Охарактеризуйте развитие выносливости в дошкольном возрасте.

  23. Охарактеризуйте развитие ловкости в дошкольном возрасте.

  24. Охарактеризуйте развитие равновесия в дошкольном возрасте.

  25. Охарактеризуйте развитие быстроты в дошкольном возрасте.

  26. Охарактеризуйте развитие гибкости в дошкольном возрасте.

  27. Назовите и раскройте основные периоды развития психофизических качеств.


Примерный перечень вопросов к зачету (4 семестр)

  1. Раскройте значение основной гимнастики в физическом воспитании дошкольников.

  2. Раскройте понятие «общеразвивающие упражнения» в чем их значение для физического воспитания дошкольников?

  3. Сформулируйте основные методические требования к отбору общеразвивающих упражнений при построении комплексов.

  4. Назовите известные классификации общеразвивающих упражнений.

  5. Раскройте особенности методики проведения общеразвивающих упражнений с детьми младшего дошкольного возраста.

  6. Раскройте особенности методики проведения общеразвивающих упражнений с детьми среднего дошкольного возраста.

  7. Раскройте особенности методики проведения общеразвивающих упражнений с детьми старшего дошкольного возраста.

  8. В чем заключается специфика использования общеразвивающих упражнений в разных формах работы по физическому воспитанию?

  9. В чем заключается значение строевых упражнений в физическом воспитании дошкольников?

  10. Раскройте методику обучения дошкольников строевым упражнениям.

  11. Какое место отводится основным видам движений в физическом развитии дошкольников?

  12. Каковы основные задачи развития основных видов движений у детей дошкольного возраста?

  13. Раскройте основные задачи развития основных движений детей младшего дошкольного возраста.

  14. Раскройте основные задачи развития основных движений детей среднего дошкольного возраста.

  15. Раскройте основные задачи развития основных движений детей старшего дошкольного возраста.

  16. Как осуществляется диагностика и оценка уровня развития основных видов движения у детей дошкольного возраста?

  17. Раскройте значение подвижных игр в физическом воспитании дошкольников.

  18. Охарактеризуйте известные классификации подвижных игр.

  19. Назовите основные элементы методики проведения подвижной игры.

  20. Раскройте методику проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста.

  21. Раскройте методику проведения подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста.

  22. Раскройте методику проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.

  23. Какое место отводится спортивным играм в физическом воспитании дошкольников?

  24. Какие спортивные упражнения используются в работе с дошкольниками?

  25. Охарактеризуйте этапы и методы развития двигательного творчества дошкольников в подвижных играх.


Примерный перечень вопросов к экзамену (5 семестр)

  1. Раскройте естественнонаучные и психолого-педагогические основы физического воспитания.

  2. Что является предметом изучения теории и методики физического воспитания и развития ребенка?

  3. Раскройте понятие «здоровый образ жизни», его составляющие.

  4. Назовите основные средства физического воспитания.

  5. Почему физические упражнения являются основным средством физического воспитания?

  6. Раскройте механизмы действия физических упражнений на организм ребенка.

  7. Охарактеризуйте структуру физических упражнений.

  8. Охарактеризуйте методы и приемы обучения дошкольников физическим упражнениям.

  9. В чем заключаются закономерности физического воспитания.

  10. Раскройте основные этапы развития движений.

  11. Дайте сравнительную характеристику двигательным умениям и навыкам.

  12. Раскройте стадии формирования двигательного навыка.

  13. Назовите и охарактеризуйте основные этапы обучения детей двигательным действиям.

  14. Раскройте закономерности формирования двигательного навыка.

  15. Охарактеризуйте особенности развития методики детей первого года жизни.

  16. Какие средства физического воспитания используются в работе с детьми первого года жизни?

  17. Раскройте особенности развития методики детей раннего возраста.

  18. Как организовывается работа по физическому воспитанию с детьми раннего возраста.

  19. Охарактеризуйте особенности развития моторики детей раннего возраста.

  20. Раскройте понятие «физические качества», «физические способности», связь между ними.

  21. Охарактеризуйте основные особенности развития психофизических качеств в дошкольном возрасте.

  22. Охарактеризуйте развитие силовых качеств в дошкольном возрасте.

  23. Охарактеризуйте развитие выносливости в дошкольном возрасте.

  24. Охарактеризуйте развитие ловкости в дошкольном возрасте.

  25. Охарактеризуйте развитие равновесия в дошкольном возрасте.

  26. Охарактеризуйте развитие быстроты в дошкольном возрасте.

  27. Охарактеризуйте развитие гибкости в дошкольном возрасте.

  28. Назовите и раскройте основные периоды развития психофизических качеств.

  29. Раскройте значение основной гимнастики в физическом воспитании дошкольников.

  30. Раскройте понятие «общеразвивающие упражнения» в чем их значение для физического воспитания дошкольников?

  31. Сформулируйте основные методические требования к отбору общеразвивающих упражнений при построении комплексов.

  32. Назовите известные классификации общеразвивающих упражнений.

  33. Раскройте особенности методики проведения общеразвивающих упражнений с детьми младшего дошкольного возраста.

  34. Раскройте особенности методики проведения общеразвивающих упражнений с детьми среднего дошкольного возраста.

  35. Раскройте особенности методики проведения общеразвивающих упражнений с детьми старшего дошкольного возраста.

  36. В чем заключается специфика использования общеразвивающих упражнений в разных формах работы по физическому воспитанию?

  37. В чем заключается значение строевых упражнений в физическом воспитании дошкольников?

  38. Раскройте методику обучения дошкольников строевым упражнениям.

  39. Какое место отводится основным видам движений в физическом развитии дошкольников?

  40. Каковы основные задачи развития основных видов движений у детей дошкольного возраста?

  41. Раскройте основные задачи развития основных движений детей младшего дошкольного возраста.

  42. Раскройте основные задачи развития основных движений детей среднего дошкольного возраста.

  43. Раскройте основные задачи развития основных движений детей старшего дошкольного возраста.

  44. Как осуществляется диагностика и оценка уровня развития основных видов движения у детей дошкольного возраста?

  45. Раскройте значение подвижных игр в физическом воспитании дошкольников.

  46. Охарактеризуйте известные классификации подвижных игр.

  47. Назовите основные элементы методики проведения подвижной игры.

  48. Раскройте методику проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста.

  49. Раскройте методику проведения подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста.

  50. Раскройте методику проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.

  51. Какое место отводится спортивным играм в физическом воспитании дошкольников?

  52. Какие спортивные упражнения используются в работе с дошкольниками?

  53. Охарактеризуйте этапы и методы развития двигательного творчества дошкольников в подвижных играх.

  54. Раскройте значение, структуру физкультурных занятий.

  55. Охарактеризуйте различные типы физкультурных занятий.

  56. Назовите и охарактеризуйте способы организации детей на физкультурном занятии.

  57. Охарактеризуйте формы проведения утренней гигиенической гимнастики в дошкольном учреждении.

  58. Какое место отводится физминуткам в режиме дня?

  59. Охарактеризуйте деятельность разных специалистов ДОУ по организации физического воспитания детей.

  60. Назовите основные виды планирования физкультурно-оздоровительной работы.

  61. Раскройте основные аспекты медико-педагогического контроля в ДОУ.

  62. Раскройте содержание медико-педагогического контроля на физкультурном занятии.

  63. Как осуществляется диагностика физической подготовленности и физического развития дошкольников?

  64. Как организуется изучение курса «Методика физического воспитания и развития ребенка» в педагогическом колледже?


8.2.3. Примерная тематика курсовых работ

  1. Организация оптимального двигательного режима в группах младшего возраста.

  2. Влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей дошкольного возраста.

  3. Развитие спортивных способностей дошкольников.

  4. Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек.

  5. Особенности проведения подвижных игр с целью воспитания различных физических качеств.

  6. Учет индивидуальных особенностей дошкольников при организации работы по физическому воспитанию.

  7. Совершенствование основных движений в подвижных играх у старших дошкольников.

  8. Влияние ежедневных физкультурных занятий на воздухе на психическое развитие ребенка.

  9. Плавание как форма двигательной деятельности, способствующая формированию правильной осанки детей дошкольного возраста.

  10. Воспитание творческой направленности двигательной деятельности старших дошкольников при обучении физическим упражнениям.

  11. Развитие двигательного творчества старших дошкольников в подвижных играх.

  12. Влияние ежедневных закаливающих процедур на воспитание физических качеств.

  13. Роль дыхательной гимнастики в развитии основных движений у старших дошкольников.

  14. Профилактика и коррекция плоскостопия с помощью нестандартного физкультурного оборудования.

  15. Проведение медико-педагогического контроля на физкультурном занятии.

  16. Физическое воспитание и развитие дошкольников в семье.

  17. Влияние ежедневных физических упражнений на воздухе на развитие психических процессов дошкольника.

  18. Физическая подготовленность детей дошкольного возраста как показатель уровня развития профессиональных способностей педагога.

  19. Роль инструктора по физическому воспитанию в организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

  20. Воспитание культуры движений в дошкольном возрасте.

В качестве итогового контроля знаний и умений (в рамках зачета) студентам может быть предложено выполнение контрольной работы или зачетной карточки.


8.2.4. Тематика контрольных работ



1. Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста (сила, гибкость, ловкость, равновесие, быстрота)

2. Подбор игр и упражнений для развития физических качеств (одного на выбор студента).



Литература:

        1. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. – М., 1981

        2. Кравчук А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. В з-х ч. – Новосибирск, 1998

        3. Кожухова Н.Н., Рыжова Е.И. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: схемы и таблицы. – М., 2003

        4. Кожухова Н.Н., Козлова Т.И. Воспитатель по физической культуре. – М., 2001

        5. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М., 2003

        6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. –М., 2006.



          1. Диагностика развития физических качеств.

    1. Диагностика уровня развития одного из физических качеств у группы детей (по выбору студента).

Литература:

  1. Кожухова, Н. Н., Рыжова. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: схемы и таблицы. М., 2003.

  2. Кожухова Н.Н., Козлова Н.А. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: схемы и таблицы. М.,2003.

  3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.

  4. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. М., 1999.

  5. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику. М., 2000.

III.

  1. Особенности и методика проведения общеразвивающих упражнений с детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста (на выбор студента).

  2. Подобрать комплексы общеразвивающих упражнений для детей разного дошкольного возраста (не менее двух).

Литература:

        1. Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М., 1990.

        2. Кожухова Н.Н., Козлова В.И. Воспитатель по физической культуре. М.,2001.

        3. Кожухова Н.Н., Рыжкова Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: схемы и таблицы. М., 2003.

        4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., 1986.

        5. Журналы «Дошкольное воспитание».

IV.

  1. Развитие основных движений у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста (на выбор студента)

  2. Подобрать физические упражнения для развития основных движений в конкретной возрастной группе.

Литература:

  1. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Программа и программные требования. М., 2001.

  2. Кожухова Н.Н., Рыжова. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: схемы и таблицы. М., 2003.

  3. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., 1986.

  4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания ребенка. М., 2001.

V.

  1. Подвижные игры в детском саду. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста (на выбор студента)

  2. Разработать конспекты проведения подвижных игр с детьми конкретной возрастной группы (не менее двух).

Литература:

  1. Кожухова Н.Н., Козлова Воспитатель по физической культуре. М., 2001.

  2. Кенеман А.В. и др. Детские подвижные игры народов СССР. М., 1988.

  3. Пензуллаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. М., 2001.

  4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста. М., 2001.

VI.

  1. Спортивные игры и упражнения в детском саду. Методика проведения.

  2. Разработать конспекты проведения игр или упражнений (не менее двух).

Литература:

  1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992.

  2. Брыкина Т. Спортивный комплекс в ДОУ и дома. // Обруч № 5, 2000.

  3. Сивачева Л. Спортивные игры с нестандартным оборудованием. // Обруч № 4, 2001.

  4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М, 2001.

  5. Тарасова И. Баскетбол для самых маленьких. // Обруч № 2, 2000.

VII.

  1. Воспитание у дошкольников правильной осанки.

  2. Подобрать комплексы физических упражнений для профилактики и коррекции нарушений осанки.

Литература:

  1. Козырева О. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки. // Обруч № 12, 1998.

  2. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей. М., 1988.

  3. Михайлова Л. Почему дети приходят в детский сад уже с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дошкольное воспитание. № 12,1996.

  4. Правдов М. и др. Как исправить осанку. // Обруч № 2, 2001.

  5. Шарманова С., Федоров А. Спину держать! / /Обруч № 3, 2000.

VIII.

1.Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

2. Разработать конспекты проведения народных подвижных игр (не менее двух)

Литература:



        1. Гришина Г. Не забывайте народные игры. // Дошкольное воспитание № 2,1993.

        2. Гришин В. Играем в городки. // Дошкольное воспитание № 2, 1993.

        3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М, 2001.

        4. Детские народные подвижные игры. М., 1995.

IX.

  1. Активный отдых в детском саду. Методика проведения физкультурных досугов, Дней здоровья, праздников.

  2. Разработать сценарии проведения досугов, физкультурных праздников и т.д. (не выбор студента)

Литература:

              1. Гуреев Н.В. Активный отдых. М., 1991.

              2. Евграфова Н. Встречаем Олимпиаду // Дошкольное воспитание № 6.1998.

              3. Мамонова Ю. Туризм в детском саду. // Дошкольное воспитание № 9.1994.

              4. Рунова М., Пукинская М. Неделя здоровья. // Дошкольное воспитание № 4. 2001.

              5. Шарманова С. и др. Организация активного отдыха в летний период. // Дошкольное воспитание № 6. 1998.

X.

  1. Профилактика и коррекция плоскостопия у дошкольников.

  2. Подобрать комплексы физических упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей.

Литература:

        1. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным. М.,1998.

        2. Иванова С.М. Лечебная физкультура при заболеваниях детей в детском саду. М.,1983.

        3. Михайлов В. ЛФК при плоскостопии. // Здоровье № 9. 1994.

XI.

  1. Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек.

  2. Наблюдения за двигательной деятельностью мальчиков и девочек одной возрастной группы, сравнительный анализ.

Литература:

              1. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.,1989

              2. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание. №12. 1997

              3. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. – Спб.,2001.

XII.

  1. Организация оптимальной двигательной активности дошкольников на физкультурных занятиях.

  2. Определение общей и моторной плотности физкультурных занятий (не менее двух), анализ и оценка.

Литература:

  1. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурном занятии. // Дошкольное воспитание. № 6. 2000.

  2. Воротникова Н. Организация двигательной активности дошкольников. // Дошкольное воспитание. № 6. 1998.

  3. Рунова М.А. Характеристика модели оптимального двигательного режима. // Дошкольное воспитание. № 11. 1999.

  4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М., 2000.

XIII.

  1. Диагностика двигательной активности детей дошкольного возраста.

  2. Провести хронометраж двигательной активности 2-3 детей в разных видах двигательной деятельности.

Литература:

  1. Агаева Е. Сверхподвижные дети. // Дошкольное воспитание. № 3.1994.

  2. Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности. // Дошкольное воспитание. № 6. 2000.

  3. Шишкина В.А. Движение + движение. М., 1992.

  4. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику. М., 2000.

  5. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. М., 1999.

XIV.

  1. Физкультурные занятия как основная форма учебной работы по физическому воспитанию в ДОУ.

  2. Разработать 2-3 конспекта проведения физкультурных занятий в любой возрастной группе.

Литература:

        1. Замотаева Л. Организация физкультурных занятий по принципу круговой тренировки. // Дошкольное воспитание. № 5. 2001.

        2. Кожухова Н.Н., Козлова. Воспитатель по физической культуре. М., 2001.

        3. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., 1986.

        4. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. М., 1988.

        5. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., 2000.

        6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.

        7. Рунова М.и др. Примерные комплексы игр и упражнений для занятий по физической культуре. // Дошкольное воспитание. № 8. 2000.

XV.

  1. Оборудования и пособия для занятий физическими упражнениями в ДОУ.

  2. Предложите методические приемы повышения интереса детей к физкультурным пособиям.

Литература:

  1. Брыкина Т. Спортивный комплекс в ДОУ и дома. // Обруч. № 5. 2000.

  2. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1999.

  3. Шишкина В.А. Движение + движения. М., 1992.

  4. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику. М., 2000.



Зачетная карточка по теории и методике физического

воспитания и развития ребенка

Студент заполняет зачетную карточку: на листе формата А4 фиксируется тема, план ее изложения, используемая литература (не менее 3-5 источников), причем поощряется самостоятельность в ее выборе. Далее на обратной стороне листа кратко, тезисно излагаются основные позиции плана. К зачетной карточке прилагается материал практического самостоятельного задания.



Темы для изучения и варианты заданий


Тема для изучения

Вариант самостоятельного задания

1. Общеразвивающие упражнения в ДОУ

Комплексы ОРУ для детей мл.,ср.,ст. дошкольного возраста (в зависимости от выбранного вопроса)

2. Развитие основных видов движений у детей дошкольного возраста

Конспект занятия или другой формы работы, либо перспективный план в конкретной возрастной группе

3. Строевые упражнения в ДОУ

Конспект или план работы по их формированию и развитию

4.Подвижная игра – основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка

Картотека подвижных игр для конкретной возрастной группы, либо конспект проведения подвижной игры

5.Спортивные игры и упражнения в ДОУ

Картотека или конспект проведения

6.Утренняя гигиеническая гимнастика в ДОУ

Конспект проведения в любой возрастной группе

7. Физкультурные минутки и физкультурные паузы в работе с дошкольниками

Картотека для любой возрастной группы

8. Физкультурные занятия в ДОУ

Конспект проведения занятия в любой возрастной группе

9. Организация активного отдыха в ДОУ

Сценарий проведения любой формы (досуг, праздник, День здоровья, Неделя здоровья, экскурсия) в конкретной возрастной группе

10.Медико – педагогический контроль физического развития детей

Оценка физического развития детей конкретной возрастной группы, либо анализ и оценка физкультурного занятия (общая и моторная плотность занятия, физиологическая кривая)


Образец

Зачетная карточка судента

(Ф.И.О., курс, группа.)

Тема: Медико-педагогический контроль физического развития детей

План ответа:


  1. Основные аспекты медико-педагогического контроля в ДОУ.

  2. Оценка физического развития детей в ДОУ.

  3. Медико-педагогический контроль на физкультурном занятии.

  4. Оценка функционального состояния организма дошкольников.

Литература:

  1. Зимонина В.М. Воспитание ребенка дошкольника / В. М. Зимонина – М.: Владос, 2003. – 235с.

  2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка /Э. Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2006. – 350 с.

  3. Шебеко В.Н.,. Физическое воспитание дошкольников. Практикум / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина – М.: Академия, 1999. – 108 с.

Т Е З И С Ы

( обратная сторона листа)
Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030900 (050703.65) «Дошкольная педагогика и психология».
Программу составил:

К.п.н., доцент кафедры ДОиЛ _________________ Яркина Т.Н.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ДОиЛ

протокол № ___от «_____» ___________ 2012 г.


Зав. кафедрой _________________ Файзуллаева Е. Д.
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ПФ ТГПУ,

протокол № ___от «_____» ___________ 2012 г.



Председатель методической комиссии ПФ ______________Яркина Т.Н.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница