Программа дисциплины дпп. Ф. 11 Возрастная психология



Дата26.06.2016
Размер279 Kb.
Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

___________________________

«____» _______________2010 г..

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.Ф.11 Возрастная психология

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)

1. Цель и задачи дисциплины
Дисциплина «Возрастная психология» имеет целью формирование способности специалиста по социальной педагогике правильно понимать многообразие составляющих психического развития и их взаимосвязи на разных возрастных этапах жизненного цикла человека для конструктивного анализа и решения проблем профилактики и коррекции социогенных девиаций.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

1. Иметь научное представление об общих проблемах психологии развития, о предмете, задачах и методах возрастной психологии, ее взаимосвязи с другими областями психологической науки.

2. Знать основные психологические теории в контексте проблемы детерминант психического развития человека.

3. Изучить особенности психического развития в детском возрасте:

- младенчестве;

- раннем детстве;

- дошкольном детстве;

- младшем школьном возрасте;

- подростничестве;

- ранней юности.

4. Понимать закономерности психологии взрослого человека на различных этапах его жизни (молодость, зрелость, старость).

8. Раскрыть влияние психического развития в детском возрасте на взрослую социальную жизнь человека.

9. Сформировать умения анализа и разрешения проблем профилактики и коррекции социогенных девиаций подрастающего поколения по аспекту возрастного психического развития.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Освоение студентами содержания курса «Возрастная психология» должно обеспечивать реализацию следующих требований:

  • понимание задач психологии развития и возрастной психологии и ее места среди других человековедческих дисциплин;

  • умение адекватно выбирать и использовать методы возрастной психологии, методы развивающей работы психолога для решения определенных исследовательских задач;

  • знание содержания основных психологических теорий в контексте проблемы детерминант психического развития;

  • владение широкими базовыми знаниями по основным понятиям и категориям возрастной психологии, таких как: возраст, сензитивность, возрастной кризис, периодизации психического развития, структурные звенья самосознания личности, задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность;

  • знание и понимание закономерностей, особенностей, источников, движущих сил и условий психического развития человека на различных этапах жизненного цикла: в детстве, периоде взросления, ранней, средней и поздней взрослости;

  • понимание специфических особенностей развития личности в экстремальных условиях и в условиях депривации;

  • умение находить конструктивные подходы к разрешению социально-педагогических проблем с учетом возрастных психологических особенностей контингента воспитуемых.


3. Объём дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной деятельности

Всего часов

Семестры

3

4

Общая трудоёмкость дисциплины

250

130

120

Аудиторные занятия

132

72

60

Лекции

66

36

30

Практические занятия (ПЗ)

66

36

30

Семинары (С)

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

-

Самостоятельная работа

118

58

60

Курсовая работа

-

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

-

Рефераты

+

+

+

И (или) другие виды самостоятельной работы

+

+

+

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен- 3сем., 4сем.

Экзамен

Экзамен


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий




Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

СРС

1

Общие вопросы возрастной психологии

20

18

20

2

Психическое развитие в детском возрасте

16

18

36

3

Психическое развитие в период взросления

16

18

36

4

Психическое развитие в период взрослости

14

12

26

5

Всего

66

66

118


4.2. Содержание разделов дисциплин
Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии (38 часов).

Тема 1. Возрастная психология: предметная область (12 часов).

Лекции (6 часов). История становления возрастной психологии в общем контексте развития психологической науки (исторический очерк). Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Предмет и задачи возрастной психологии и психологии развития. Методы возрастной психологии. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития. Методы развивающей работы психолога. Межпредметные связи возрастной психологии и психологии развития. Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста: биологический, социальный, духовный. Понятие сензитивности, возрастного кризиса.

Семинары (6 часов). Специфические особенности исследований по возрастной психологии. Отличия методов развивающей и коррекционной психологической работы. Трудности определения психологического возраста человека. Поведенческие проявления возрастного кризиса. Особенности поведения в период возрастного кризиса: ребенок, подросток, юноша, взрослый, старик. Психологические рекомендации по социальному взаимодействию с человеком в период возрастного кризиса.
Тема 2. Факторы, определяющие психическое развитие (12 часов).

Лекции (6 часов). Категория развития. Источники, движущие силы и условия психического развития. Условия психического развития. Предпосылки развития психики. Внутренняя позиция и развитие. Механизмы развития личности в контексте социального бытия. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. Отклонения в психическом развитии, их причины, характеристики: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность. Особенности развития личности в экстремальных условиях и в условиях депривации.

Семинары (6 часов). Специфика социальных факторов психического развития. Педагогическое управление социальными факторами психического. Семья как фактор психического развития. Социальные институты и их влияние на психическое развитие. Проблемы формирования самосознания в детско-юношеском возрасте и их разрешение. Диагностика отклонений в психологическом развитии: социально-поведенческий аспект. Социальные условия профилактики отклонений в психическом развитии. Проблемы развития личности в экстремальных условиях и их решение.

Тема 3. Проблема периодизации психического развития в зарубежных и отечественных теориях (14 часов).

Лекции (8 часов). Теории психического развития. Общая характеристика биогенетических и социогенетических теорий психического развития. Периодизация психического развития в свете психоаналитической теории. Периодизация психического развития по Э. Эриксону. Периодизация психического развития в свете теории Ж.Пиаже. Взгляды на Л.С. Выготского на проблему психического развития. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому. Периодизация психического развития по В.И. Слободчикову.

Семинары (6 часов). Сравнительный анализ теорий психического развития. Рассмотрение проблем психического развития в трактовках различных психологических теорий. Изучение психологических рекомендаций по конструктивному социальному управлению проблемами психического развития человека в контексте содержания различных психологических теорий.
Раздел 2. Психическое развитие в детском возрасте (34 часа).

Тема 1. Психическое развитие в младенчестве (8 часов).

Лекции (4 часа). Психическое развитие новорожденного. Комплекс оживления. Психомоторное развитие младенца по микропериодам. Эмоциональное развитие в младенчестве. Кризис одного года. Психологические предпосылки перехода к раннему детству.

Семинары (4 часа). Поведенческие проявления нормального психического развития новорожденного и младенца. Развитие психомоторных функций младенца. Эмоционально-коммуникативное развитие младенца. Социальная депривация в младенчестве, ее последствия. Психологические рекомендации родителям по проблемам кризиса одного года.

Тема 2. Психология раннего возраста: 1-3 года (8 часов).

Лекции (2 часа). Психическое развитие в раннем детстве. Развитие ходьбы и предметных действий в раннем детстве. Развитие познавательных функций и речи в раннем детстве. Развитие личности.

Семинары (6 часов). Поведенческие проявления нормального психического развития в раннем детстве. Развитие предметных действий в раннем детстве: социально-педагогические рекомендации. Эмоционально-коммуникативное развитие в раннем детстве: социально-педагогические рекомендации. Психологические рекомендации родителям по проблемам кризиса трех лет.

Тема 3. Психология дошкольного возраста: 3-7 лет (8 часов).

Лекции (4 часа). Психологическая характеристика дошкольного возраста. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Развитие познавательной сферы дошкольника. Развитие личностной сферы в дошкольном детстве. Психологическая готовность к школьному обучению: сущностная характеристика и психодиагностика.

Семинары (4 часа). Поведенческие проявления нормального психического развития в дошкольном детстве. Развитие игровой культуры дошкольника: социально-педагогические рекомендации. Диагностика психологической готовности к школе: поведенческий аспект. Способы и техники формирования психологической готовности к школе: социально-педагогические рекомендации.

Тема 4. Психология младшего школьного возраста: 7-11лет (10 часов).

Лекции (6 часов). Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Кризис 7лет. Поступление в школу как важнейшее психосоциальное событие детства. Развитие познавательной сферы в младшем школьном возрасте. Развитие мотивационно-личностной сферы в младшем школьном возрасте. Младшие школьники «группы риска».

Семинары (4 часа). Поступление в школу: социальная значимость, социально-педагогические проблемы и подходы и их разрешению. Социально-педагогический аспект проблемы адаптации к школе. Психологические рекомендации по социально-педагогическому управлению адаптацией ребенка к школе. Развитие познавательной сферы в младшем школьном возрасте: социально-педагогические рекомендации. Развитие мотивационно-личностной сферы в младшем школьном возрасте: социально-педагогические рекомендации. Социально-поведенческие характеристики младших школьников «группы риска». Психологические рекомендации по социально-педагогической коррекции психического развития младших школьников «группы риска».
Раздел 3. Психическое развитие в период взросления (34 часа).

Тема 1. Психология подросткового возраста (18 часов).

Лекции (8 часов). Психологические особенности подростка. Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие подростка. Проблема перехода от младшего школьного возраста к подростковому. Развитие личности подростка. Развитие интеллектуальной сферы в подростничестве. Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками. Характеристика подростковых поведенческих реакций.

Семинары (10 часов). Поведенческие подростковые реакции: причины, половые и субкультурные особенности. Проблемы общения подростков с родителями: социально-педагогические подходы к разрешению. Проблемы общения подростков с педагогами: социально-педагогические подходы к разрешению. Проблемы общения подростков со сверстниками: социально-педагогические подходы к разрешению. Социально-педагогические программы воспитания современных подростков: цели, особенности содержания, технологическое сопровождение, принципы и техники проектирования, критерии оценки эффективности.

Тема 2. Психология ранней юности (16 часов).

Лекции (8 часов). Юность с точки зрения различных психологических теорий. Интеллектуальное развитие в юности. Психосоциальное развитие в юности. Становление сексуальности в юности. Развитие эмоциональности в юности. Кризисы периода взросления.

Семинары (8 часов). Проблемы психосоциального развития в юности: характеристика и подходы к разрешении. Социально-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения в юности: содержание и технологии. Социально-педагогические программы воспитания современных юношей: цели, особенности содержания, технологическое сопровождение, принципы и техники проектирования, критерии оценки эффективности.
Раздел 4. Психическое развитие в период взрослости (26 часов).

Тема 1. Физическое, когнитивное и психосоциальное развитие в ранней взрослости (8 часов).

Лекции (4 часа). Физическое развитие в ранней взрослости. Задачи развития в период ранней взрослости. Развитие личности в период ранней взрослости. Семья и работа в ранней взрослости. Кризис 30 лет: социальные и половые особенности протекания.

Семинары (4 часа). Психосоциальные проблемы ранней взрослости: причины, гендерная специфика, подходы к конструктивному разрешению. Профессиональная социализация в ранней взрослости: проблемы и рекомендации по их разрешению. Социально-поведенческие особенности человека, переживающего кризис 30 лет. Социально-психологические рекомендации человеку, переживающему кризис 30 лет.

Тема 2. Физическое, когнитивное и психосоциальное развитие в средней взрослости (10 часов).

Лекции (6 часов). Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости. Задачи развития в период средней взрослости. Преемственность и изменения в развитии личности в период средней взрослости. Отношения к семье и работе в период средней взрослости.

Семинары (4 часа). Психосоциальные проблемы средней взрослости: причины, гендерная специфика, подходы к конструктивному разрешению. Кризис середины жизни: социально-поведенческие особенности протекания. Социально-психологические рекомендации человеку, переживающему кризис середины жизни.

Тема 3. Физическое, когнитивное и психосоциальное развитие в период поздней взрослости (8 часов).

Лекции (4 часа). Физическое и когнитивное развитие в поздней взрослости. Задачи развития в период поздней взрослости. Личность и старение. Типы старения.

Семинары (4 часа). Психосоциальные проблемы поздней взрослости: причины, гендерная специфика, подходы к конструктивному разрешению. Социальные геронтологические программы: особенности содержания, технологическое обеспечение, принципы моделирования, критерии эффективности.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6.Учебно – методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
а) основная литература:


  1. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Сфера, 2006. – 463 с.

  2. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество / С. В. Мухина. – М. : Академия, 2006. – 452 с.

  3. Немов, Р. С. Психология. В 3-х книгах / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2005. Кн.2. – 606 с.

  4. Хухлаева, О. В. Психология развития : Молодость, зрелость, старость : Учебное пособие для вузов / О. В. Хухлаева. – М. : Академия, 2005. – 202 с.


б) дополнительная литература:


  1. Алексеева, Л. Ф. Возрастная психология : взрослость (от 20 до ...) : Учебное пособие / Л. Ф. Алексеева, Л. Г. Смышляева. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2005. – 108 с.

  2. Божович, Л. И. Этапы формирования личности / Л. И. Божович. – М. : Воронеж, 1995. – 349 с.

  3. Ильин, Е. П. Психология / Е. П. Ильин. – СПб., 2004. – 559 с.

  4. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина. – М. : Сфера, 2006. – 463 с.

  5. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 357 с.

  6. Психология детства: Учебник / под ред. А. А. Реана. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2003. – 350 с.

  7. Психология развития : Учебник для вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2001. – 349 с.

  8. Психология развития : Учебное пособие для вузов сост. и общ.ред.: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СпбГУ. – СПб. : Питер, 2001. – 349 с.

  9. Психология развития : учебно-методическое пособие для вузов / сост. С. Б. Нарзулаев и др. ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : STAR, 2005. – 143 с.

  10. Психология. Возрастная и педагогическая психология. Личность учителя в педагогической деятельности : Методические указания / сост. : О. Л. Никольская, Л. В. Владимирова. МО РФ, ТГПУ. – Томск : ЦУМЛ ТГПУ, 2004. – 38 с.

  11. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2000. – 656 с.

  12. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : Учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 670 с.

  13. Трофимова, Н. М. Возрастная психология : Практикум для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Н. М. Трофимова и др. – СПб.: Питер, 2005. – 237 с.

  14. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития). / И. В.Шаповаленко. – М., 2005. – 349 с.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины


  1. рабочие программы, составленные преподавателями кафедры социальной педагогики ПФ;

  2. технологическая карта по дисциплине «Возрастная психология»;

  3. тесты для проверки знаний по дисциплине «Возрастная психология»: компьютерный вариант, тесты по каждой теме (бумажный носитель).



7. Материально – техническое обеспечение дисциплины
Телевизор, видеомагнитофон, дидактический материал, картотека видеофильмов.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8.1. Методические рекомендации преподавателю

Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде демонстрации и обсуждения видеопрограмм, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, сбор и анализ практического материала в СМИ, проектирование, выполнение тематических и творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяется индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.


8.2. Методические указания для студентов

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Раздел 1.

1. Сформулируйте принципы социально-педагогического управления социальными факторами психического.

2. Обозначьте и охарактеризуйте социальные условия профилактики отклонений в психическом развитии.

3. Рассмотрите природу любой проблему психического развития в трактовках различных психологических теорий. Осуществите сравнительный анализ приведенных объяснений.



Раздел 2.

1. Приведите примеры последствий социальная депривации в младенчестве.

2. Приведите пример нарушения эмоционально-коммуникативного развития в раннем детстве и сформулируйте социально-педагогические рекомендации по его коррекции.

3. Разработайте ситуационную задачу по проблеме адаптации ребенка к школе и предложите ее разрешение.

4. Сформулируйте психологические рекомендации по социально-педагогическому управлению адаптацией ребенка из неполной семьи к школе.

5. Разработайте ситуационную задачу по проблеме формирования положительной мотивации учения в начальной школе и предложите ее разрешение.

6. Сформулируйте основные принципы воспитания первоклассников в группе продленного дня.

7.Сформулируйте содержание социально-педагогических рекомендаций родителям третьеклассника по проблеме адаптации к средней школе.



Раздел 3.

1. Разработайте социально-педагогическую программу воспитания современных подростков, направленную на развитие культуры общения (культуры эмоций). Определите ее цели, содержание, технологическое сопровождение, критерии оценки эффективности.

2. Разработайте социально-педагогическую программу воспитания современных юношей, направленную на развитие способности к профессиональному самоопределению. Определите ее цели, содержание, технологическое сопровождение, критерии оценки эффективности.

Раздел 4.

1. Разработайте ситуационную задачу по проблеме профессиональной социализации выпускника педагогического вуза и предложите ее разрешение.

2. Разработайте ситуационную задачу по проблеме профессиональной социализации выпускника профессионально-технического училища и предложите ее разрешение.

3. Разработайте содержание социально-психологических рекомендаций членам семьи человека, переживающего кризис середины жизни.



4. Разработайте содержание социально-психологических рекомендаций членам семьи человека, переживающего кризис выхода на пенсию.

Ситуационные задачи


1 вариант:

  1. Что является предметом возрастной психологии? Какие задачи решает возрастная психология?

  2. Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, головкой, всем телом. Объясните это явление. Как в этом случае маме следует одевать/пеленать малыша?

  3. Жене 1 год. Она ходит, держась за мамину руку, а самостоятельно ходить отказывается. Что делать родителям, чтобы помочь малышу преодолеть страхи, связанные с его первыми шагами (напряжением, потерей равновесия, падениями)?

  4. В игре каждый ребенок дошкольного возраста учиться вести себя сообразно общей ситуации игры и составу данной группы детей. Какое новообразование закладывается в игре и получает свое развитие? Как можно использовать умение играть ребенка, не подавляя его индивидуальные особенности?

2 вариант:

  1. Какие методы исследования используются в рамках возрастной психологии? Дайте краткую характеристику каждого метода.

  2. Что такое «комплекс оживления»? Какова роль взрослого на этом этапе развития ребенка?

  3. Мише (1 г. 3 мес.) еще трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам. Мать, поняв, что он хочет, тут же выполняет его желание. Влияет ли быстрое удовлетворение потребностей ребенка на развитие его речи?

  4. Пятилетний Сережа растет в неблагополучной семье: папа любит выпить, часто оскорбляет жену в присутствии сына. На занятии по рисованию в детском саду Сережа изобразил на рисунке некрасивого человека. На вопрос педагога: «Кто это?» - мальчик не признался, что это его отец, он уклончиво сказал, что это просто хулиган и добавил: «Плохо, когда пьют». Объясните мотивы поведения Сережи?

3 вариант:

  1. Назовите стадии развития ребенка в свете психоаналитической теории З.Фрейда. Укажите возрастные границы каждой стадии. Объясните, в чем заключается суть комплекса Электры.

  2. Мама Наташи (4 мес.) все время: и на прогулке и дома – говорит и говорит, напевает песенки. Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно ее ничего не понимает!». Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

  3. В некоторых детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей воспитатели и родители часто отмечают отставание в развитии активной речи малышей: небольшой запас слов и недостаточная эмоциональная выразительность. Назовите причины подобного явления. Как преодолеть такие недостатки речи у детей раннего возраста?

  4. Ребенку подготовительной к школе группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?». Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните причину подобного явления.

4 вариант:

  1. Как называется теория Жана Пиаже? Что является основанием для периодизации возрастного развития в данной теории? Дайте характеристику конкретно-операциональной стадии, укажите ее возрастные границы.

  2. Когда папа подошел к дочке Оле (11 мес.) в незнакомой фуражке, то девочка вдруг стала громко плакать. Почему это случилось?

  3. Родители Кати (2г. 5 мес.) работают и учатся на вечернем отделении института. Т.к. на воспитание дочери времени не остается, решено было отвезти Катю к бабушке в деревню. Через год, когда дочь вернулась домой, родители обнаружили у нее неправильное произношение. Чем объяснить подобное явление? В каком возрасте наблюдается сензитивность речи?

  4. Саша (6 лет) по комнате возил машину. От резкого движения машина закатилась под диван. Мальчик пришел к маме на кухню и сказал ей: «Дай щетку». На вопрос мамы, зачем ему нужна щетка ответил: «Машинка под диван укатилась, ее надо достать». Какой вид мышления свойственен Саше? Отметьте значение данного вида мышления для психического развития ребенка.

5 вариант:

  1. Последователем какого известного советского психолога является Д.Б. Эльконин? Что является основанием для периодизации возрастного развития по Д.Б. Эльконину? Перечислите стадии возрастного развития в свете периодизации Эльконина и дайте им краткую характеристику.

  2. В некоторых семьях (и детских учреждениях) у детей младенческого возраста наблюдается задержка в умении действовать с предметами. Чем это объяснить?

  3. Мама рассказывает воспитателю детского сада: «Мой Алеша (2 г. 8 мес.) с большим удовольствием смотрит передачу «Спокойной ночи малыши». Однако, замечаю, что если перед показом мультфильма дается устный рассказа или проводиться беседа, то сын быстро отвлекается. А если артист просто по книжке читает сказку, то Алеша совсем не слушает ее». Почему Алеша не любит устные рассказы? Как привлечь внимание ребенка к устной речи?

  4. Мама Наташи (6 лет) говорит: «У моей дочки есть желание мне помогать. За какую бы работу не взялась она тут как тут. Но какая от нее помощь», одна помеха. Я отправляю ее гулять, без нее я быстро управлюсь по хозяйству». Права ли мама Наташи? Что можно посоветовать маме этой девочки?


Примерная тематика рефератов


  1. Пренатальное развитие: периоды, общие тенденции развития, факторы, влияющие на пренатальное развитие.

  2. Характеристика основных перемен в семье, связанных с ожиданием ребенка.

  3. Феномен бондинга.

  4. Дети нового сознания — дети индиго.

  5. Пути оптимального обеспечения психологической подготовки ребенка к школе: социально-педагогические рекомендации.

  6. Влияние основных видов деятельности младших школьников на их интеллектуальное и личностное развитие.

  7. Подростковая субкультура.

  8. Проблемы подростка в семье. Социально-педагогические рекомендации по их конструктивному разрешению.

  9. Проблема отчужденности подростков и пути ее решения: социально-педагогические рекомендации.

  10. Подходы к профилактике девиантного поведения подростков: социально-педагогические рекомендации.

  11. Проблемы становление сексуальности в юности.

  12. Подходы к решению проблемы профессионального самоопределения в ранней юности: социально-педагогические рекомендации.

  13. Юные родители. причины беременности в подростковом и юношеском возрасте. Последствия раннего материнства и отцовства.

  14. Социальная политика и пожилые люди.


Рекомендуемая литература



  1. Возрастная и педагогическая психология : Хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин – М. : Академия, 2005. – 367 с.

  2. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – Спб., 2000. – 988 с.

  3. Психология возрастных кризисов : Хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. – Минск : Харвест, 2003. – 557 с.

  4. Психология старости и старения : Хрестоматия / сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. – М. : Академия, 2003. – 411 с.

  5. Сагатовская, Л. Г. Как взрослеют наши дети : Психологический анализ условий и уровней взросления / Л. Г. Сагатовская. – СПб. : – Изд-во ЛОИРО, 1999. – 133 с.

  6. Хрестоматия по возрастной психологии : Учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : МПСИ, 2003.– 253 с.


Примерный перечень вопросов к экзамену
Перечень вопросов к экзамену (3 семестр)


  1. История становления возрастной психологии в общем контексте развития психологической науки.

  2. Предмет и задачи возрастной психологии. Межпредметные связи возрастной психологии.

  3. Методы возрастной психологии. Методы изучения проблем развития.

  4. Методы развивающей работы психолога.

  5. Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста: биологический, социальный, духовный.

  6. Категория развития. Источники и движущие силы развития. Условия психического развития.

  7. Предпосылки развития психики. Внутренняя позиция и развитие. Механизмы развития личности в контексте социального бытия.

  8. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис.

  9. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

  10. Отклонения в психическом развитии, их причины, характеристики: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность.

  11. Особенности развития личности в экстремальных условиях и в условиях депривации.

  12. Общая характеристика биогенетических и социогенетических теорий психического развития.

  13. Концепция конвергенции двух факторов (биогенетического и социогенетического) детского развития.

  14. Теория социального научения.

  15. Гуманистические теории развития А. Маслоу и К. Роджерса.

  16. Роль наследственности и среды в психическом развитии человека.

  17. Периодизация психического развития в свете психоаналитической теории.

  18. Периодизация психического развития по Э.Эриксону.

  19. Периодизация психического развития в свете теории Ж.Пиаже.

  20. Периодизация психического развития по Д.Б.Эльконину.

  21. Взгляды Л.С. Выготского на проблему психического развития.

  22. Психическое развитие новорожденного. Комплекс оживления.

  23. Психомоторное развитие младенца по микропериодам.

  24. Эмоциональное развитие в младенчестве.

  25. Социальная ситуация развития младенца.

  26. Ведущая деятельность в младенческом возрасте.

  27. Кризис одного года.

  28. Развитие ходьбы и предметных действий в раннем детстве.

  29. Развитие познавательных функций и речи в раннем детстве.

  30. Развитие личности в раннем детстве.

  31. Социальная ситуация развития детей раннего возраста. Изменение системы отношений дошкольника (отношения со взрослыми, сверстниками).

  32. Развитие предметно-орудийной деятельности в раннем детстве.

  33. Изменения познавательной сферы ребенка в раннем детстве.

  34. Эгоцентризм детского мышления (по Ж.Пиаже).

  35. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Стадии развития игры.

  36. Развитие познавательной сферы дошкольника.

  37. Развитие личностной сферы в дошкольном детстве.

  38. Особенности мышления дошкольника (по Ж. Пиаже).

  39. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

  40. Психологическая готовность к школьному обучению: сущностная характеристика и психодиагностика.


Перечень вопросов к экзамену (4 семестр)

  1. Кризис 7 лет. Поступление в школу как важнейшее психосоциальное событие детства.

  2. Развитие познавательной сферы в младшем школьном возрасте.

  3. Развитие мотивационно-личностной сферы в младшем школьном возрасте.

  4. Ведущая деятельность младшего школьного возраста, процесс ее становления.

  5. Связь учебной деятельности с другими видами деятельности младшего школьника.

  6. Особенности мышления младшего школьника.

  7. основные психологические новообразования младшего школьника.

  8. Изменения социального статуса и Я-концепции младшего школьника.

  9. Младшие школьники «группы риска».

  10. Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие подростка.

  11. Проблема перехода от младшего школьного возраста к подростковому.

  12. Развитие личности подростка.

  13. Развитие интеллектуальной сферы в подростничестве.

  14. Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками.

  15. Характеристика современной социальной ситуации развития подростка.

  16. Характеристика подростковых поведенческих реакций.

  17. основные изменения в физическом и моторном развитии подростка.

  18. Акцентуации характера, проявляемые у подростка.

  19. Юность с точки зрения различных психологических теорий.

  20. Интеллектуальное развитие в юности.

  21. Психосоциальное развитие в юности.

  22. Становление сексуальности в юности.

  23. Развитие эмоциональности в юности.

  24. Влияние общения и обособления на формирование личности юноши.

  25. Кризисы периода взросления.

  26. Основные характеристики кризиса середины жизни.

  27. Физическое развитие в ранней взрослости. Задачи развития в период ранней взрослости.

  28. Развитие личности в период ранней взрослости.

  29. Влияние обучения на интеллектуальное развитие взрослых.

  30. Характеристика процесса самореализации человека.

  31. Семья и работа в ранней взрослости. Кризис 30 лет: социальные и половые особенности протекания.

  32. Психологические особенности, характерные для взрослого человека (ранняя взрослость от 20 до 40 лет).

  33. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости.

  34. Задачи развития в период средней взрослости.

  35. Основные изменения в психологии взрослого, происходящие в период средней взрослости (от 40 до 60 лет).

  36. Преемственность и изменения в развитии личности в период средней взрослости.

  37. Отношения к семье и работе в период средней взрослости.

  38. Физическое и когнитивное развитие в поздней взрослости.

  39. Задачи развития в период поздней взрослости.

  40. Личность и старение. Типы старения.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031300.00 «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью.


Программу составили:

ст. преподаватель кафедры социальной педагогики___________Дудина Е.Н.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол №_____от____________ 20 г.
Зав. кафедрой социальной педагогики ___________Яковлева А.Г.
Программа учебной дисциплины одобрена учебно-методической комиссией Педагогического факультета ТГПУ
Председатель учебно-методической комиссии

Педагогического факультета __________Яркина Т.Н.


Согласовано:

Декан Педагогического факультета __________Титова Г.Ю.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница