Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 7)



Скачать 272.85 Kb.
Дата26.06.2016
Размер272.85 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.Ф.12 ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


(ч. 7)

Пояснительная записка
Курс «История русской литературы 1940 – 1990-х годов ХХ века» предполагает изучение русской литературы как процесса, обусловленного внутренними законами литературного развития и сменой социокультурных ситуаций в стране, поэтому в основу его положен принцип историзма.


  1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины:

  • сформировать у студентов представление о русской литературе 1940-х – 1990-х годов как об исторически обусловленном этапе развития национальной культуры;

  • осмыслить неоднородность и многогранность современного литературного процесса и подготовить будущих педагогов к адекватному восприятию и интерпретации художественных текстов последних десятилетий.

Задачи дисциплины:

  • проследить влияние смены социокультурных ситуаций на литературный процесс и в соответствии с этим определить принцип периодизации развития литературы на современном этапе;

  • обозначить философские и эстетические позиции художников, принадлежащих различным литературным течениям.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения данного курса студенты должны усвоить основные этапы литературного процесса 1940-х – 1990-х гг., уметь соотносить явления литературы и факты общественно-политической жизни, определять особенности поэтики и проблематики произведений отдельных авторов.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины


114

VI

Аудиторные занятия

68

Лекции

51

Практические занятия (ПЗ)

17

Самостоятельная работа

46

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

VI


4.Содержание дисциплины:
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия


1.

Литература периода Великой Отечественной войны

(1941 – 1945).



4

2

2.

Литература послевоенного периода (1945 – 1956).

4




3.

Литература второй половины 1950-х – начала 1960-х

годов.


6

2

4.

Литература 1960 – 1990-х гг.: социокультурный

контекст, этапы развития, эстетические течения


4




5.

Литература онтологического реализма: ее проблематика

и поэтика.



9

4

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия


6.

Литература критического реализма: традиции и

новаторство.



8

3

7.

Экзистенциальный реализм в русской литературе.

8

2

8.

Модернизм и постмодернизм как явления

нереалистической ветви русской литературы

1960-х – 1990-х гг.


8

4




Всего:

51

17


5.Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература1

а) основная литература:

1. Лейдерман, Н. Л. Русская литература XX века (1950 – 1990-е годы) [Текст] : учебное пособие для вузов : в 2 т. – Т. 2: 1968 – 1990 / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. – М. : Академия, 2010. – 684, [2].

2. Лейдерман, Н. Л. Русская литература XX века (1950 – 1990-е годы) [Текст] : учебное пособие для вузов : в 2 т. Т. 1: 1953 – 1968 / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. – 5-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2010. – 412, [1] с.

б) дополнительная литература:



  1. Белая, Г. Художественный мир современной прозы / Г. Белая. – М. : Наука, 1983. – 191 с.

  2. Гончарова-Грабовская, С. Я. Комедия в русской драматургии конца XX – начала XXI века [Текст]: учебное пособие для вузов / С. Я. Гончарова-Грабовская. – 2-е изд. – М.: Флинта [и др.], 2008. – 278 с.

  3. Немзер, А. Замечательное десятилетие: о русской прозе 90-х // Новый мир. – 2000. – № 1. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi mi/2000/1 nemz.

  4. Нефагина, Г. Л. Русская проза ХХ века : учебное пособие для вузов / Г. Л. Нефагина. – М. : Наука, 2003. – 320 с.

  5. Русская литература ХХ века : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений : в 2 т. / под. ред. Л. П. Кременцова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – Т. 2. – 464 с.

  6. Русская проза конца ХХ века : хрестоматия для студентов высших учебных заведений. – СПб. : Филологический факультет СПбГУ / М. : Академия, 2002. – 600 с.

  7. Русская литература ХХ века в зеркале критики: хрестоматия для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / Н. Н. Кякшто. – СПб. : Филологический факультет СПбГУ; М.: «Академия», 2003. – 656 с.

  8. Русская проза конца XX века [Текст]: учебное пособие для вузов / [В. В. Агеносов, В. Ф. Капица [и др.] ; под ред. Т. М. Колядич. – М.: Академия, 2005. - 420, [4] с.

  9. Русские писатели ХХ века: биографический словарь. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. – 808 с.

  10. Рыбальченко Т.Л. Рабочие программы по курсу «История русской литературы» / Т.Л. Рыбальченко. – Томск : ТГУ, 2005. – 68 с.

  11. Скороспелова, Е. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго») / Е. Скороспелова. – М. : ТЕИС, 2003. – 360 с.

  12. Щедрина, Н. М. «Красное колесо» А. Солженицына и русская историческая проза второй половины XX века [Текст] / Н. М. Щедрина. – М.: Памятники исторической мысли, 2010. – 326, 6, [2] с.: ил.

в) электронные ресурсы:




  1. Библиотека Мошкова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ru.

  2. Журнальный зал «Русского журнала». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1999/9/bibl.html

  3. Коллекция рецензий на «Кысь» Татьяны Толстой. – Режим доступа: <http://www.guelman.ru/slava/kis/index.html.

  4. Лейдерман, Н. Л. Крик сердца : (творческий облик Виктора Астафьева) // Журнальный зал : электрон. б-ка соврем. лит. журналов России / Русский журнал . – [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://magazines.russ.ru/ural/2001/10/Ural_2001_10_14.html.

  5. Нива, Ж. Солженицын / пер. с фр. С. Маркиш в сотрудничестве с авт.; [предисл. И. Виноградова]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: <http://nivat.free.fr/livres/solj/00.html.

  6. Открытая русская электронная библиотека. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://orel.rsl.ru.

  7. Поликовская, Л. В. «Мы предчувствие… предтеча…» : площадь Маяковского 1958 – 1965. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.memo.ru/history/diss/books/mayak.

  8. Русские поэты о Бродском /сост. В.П. Полухина, В.А. Куллэ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/60s/brodsk/biblio.htm.

  9. Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор (ФЭБ). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:


  1. Книжный фонд библиотеки ТГПУ, кафедры литературы и библиотек города.

  2. Электронные варианты текстов художественных произведений и критических статей.

  3. Тестовые задания для проверки знания текстов по курсу.

  4. Тесты для проверки усвоения курса, разработанные на основе его содержательного объема.




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Телевизор и видеопроигрыватели.

2. Компьютеры с подключением к Internet.

3. Художественные и документальные фильмы: экранизации произведений, фильмы,

отражающие характер периода 1940 – 1990-х годов.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

8.1. Методические рекомендации преподавателю.

Освоение дисциплины предполагает такие формы деятельности преподавателя, как



  • лекционные, практические, консультационные занятия;

  • проверка самостоятельной работы студентов с помощью контрольных вопросов и тестов,

  • проверка творческих (исследовательских, аналитических) самостоятельных работ студентов.

Методы обучения ориентированы на рассмотрение литературного процесса в социально-историческом и культурном контексте эпохи, что отражено в системе вопросов для самостоятельной работы и экзамена.
8.2. Методические указания для студентов.

Работа студентов над курсом включает в себя чтение текстов произведений, обязательных и дополнительных историко-литературных источников, выполнение рефератов по избранным темам. Изучение курса предполагает следующие виды деятельности и формы контроля:



1. Задания:

- конспектирование статей,

- заучивание стихов наизусть,

- составление планов отдельных прочитанных лекций,

- рецензирование текстов (по выбору),

- выполнение мини-исследований (по выбору).



2. Выполнение рефератов на следующие темы:

1. Легенда о Калафате как лейтмотив творчества Л.Леонова.

2. Фольклорная традиция в поэме А.Ахматовой «Реквием».

3.Герои и время в пьесах А.Арбузова, А. Володина (произведения на выбор).

4. Экзистенциальная проблематика повестей Э.Казакевича.

5. Основные мотивы прозы Ю.Бондарева о войне (произведения на выбор).

6. Традиции Ф.М.Достоевского в повестях В.Распутина (произведения на выбор).

10. Проблема жанра книги В.Астафьева «Царь-рыба

11. Автобиографизм творчества А.Солженицына (произведения на выбор).

12. Проблематика и поэтика творчества В.Маканина 70-х –90-х гг. ХХ века (произведения

на выбор).

3. Подготовку по контрольным вопросам для самостоятельной работы:


        1. Философская концепция человека и природы в творчестве М. Пришвина.

        2. Поэмы А. Твардовского «По праву памяти», «За далью – даль» как отражение динамики творчества писателя.

        3. Поэзия Б. Пастернака 1940 – 1960-х гг. («Когда разгуляется» и др. произведения).

        4. Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба» в контексте военной прозы 1960-х – 1980-х годов.

        5. Творческая эволюция А. Фадеева. Романтизм и реализм романа «Молодая гвардия».

        6. Своеобразие композиции романа «Живые и мертвые» К. Симонова.

        7. «Колымские рассказы» В. Шаламова: этическая и эстетическая позиция автора.

        8. Фронтовая лирическая повесть периода «оттепели»; ее идейно-эстетическое своеобразие (произведения Г. Бакланова, Ю. Бондарева, В. Астафьева на выбор).

        9. Особенности драматургии периода «оттепели» (пьесы А. Арбузова, В.Розова, А. Володина).

10. Проблематика повестей В. Распутина в конкретно-историческом и мифологическом аспектах («Последний срок», «Живи и помни»).

11. Поэтика психологической драмы А. Вампилова («Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске»).

12. Конформизм и нонконформизм в прозе В. Маканина («Человек свиты», «Сюжет усреднения», «Голоса»).

13. Автобиографизм и неонатурализм прозы В.Астафьева 1990-х гг. о войне.

14. «Архипелаг ГУЛАГ»: история создания, жанровая природа, особенности поэтики.

15. Постмодернистская проблематика и поэтика романа Т.Толстой «Кысь».


4. Подготовку к практическим занятиям (планы занятий см. в Приложении 1)

5. Чтение художественных текстов (обязательный минимум см. в Приложении 3)

6. Подготовку по примерным вопросам к экзамену.
8.3. Перечень примерных вопросов к экзамену


  1. Основные тенденции развития литературы периода Великой отечественной войны

  2. Социокультурная ситуация и дискуссии о литературе в период 1946 – 1956 гг.

  3. Социокультурная ситуация и основные тенденции развития литературы периода «оттепели»

  4. Периодизация литературного процесса 1960 – 1990 гг.

  5. Драматургия периода Великой отечественной войны: общая характеристика

  6. Особенности поэтики романа А. Фадеева «Молодая гвардия»

  7. Повести периода ВОВ (на примере повестей Э. Казакевича, Л. Леонова и др. – на выбор)

  8. Проза М. Шолохова о ВОВ: публицистика, роман «Они сражались за Родину»

  9. Проза М. Шолохова о ВОВ: особенности поэтики рассказа «Судьба человека»

  10. Лирика военных лет: общие тенденции (К. Симонов, М. Исаковский, А. Твардовский, О. Берггольц, Ю. Друнина, А. Ахматова, Б. Пастернак и другие).

  11. Поэма А. Твардовского «Василий Теркин»: сочетание эпического и лирического начал в «книге про бойца»

  12. Поэмы А.Твардовского «За далью – даль», «По праву памяти» в контексте творчества писателя

  13. Поэтика и проблематика романа Л. Леонова «Русский лес»

  14. Своеобразие авторской позиции и ее воплощение в трилогии К. Симонова «Живые и мертвые»

  15. Историософия в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

  16. Концепции творчества и любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

  17. Место поэмы «Реквием» и лирического сборника «Бег времени» в творческой биографии А. Ахматовой

  18. Идейно-эстетический замысел «Поэмы без героя» А. Ахматовой

  19. Психологическая драма периода «оттепели» (В.Розов, А.Арбузов, А.Володин).

  20. Особенности поэтики и проблематики прозы М. Пришвина (на примере одного из произведений)

  21. Идейно-эстетическое своеобразие «лейтенантской прозы» (на примере одной из повестей Г. Бакланова, Ю. Бондарева и др.)).

  22. Лирика в литературном процессе конца 1950-х – середины 1960-х гг.: основные тенденции, персоналии

  23. Лирика Н. Заболоцкого, Н. Рубцова – на выбор

  24. Картина мира и особенности поэтики онтологической прозы

  25. Авангардистская лирика второй половина ХХ века.

  26. Типы персонажей и особенности коллизий в новеллистике В. Шукшина

  27. Поэтика рассказов В. Шукшина

  28. Проблематика и поэтика повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Роль мифологических образов

  29. Натурфилософская концепция бытия в книге В. Астафьева «Царь-рыба»

  30. Эстетика и поэтика литературы критического реализма 1960 – 1990-х годов

  31. Быт и бытие в «городских повестях» Ю. Трифонова

  32. «Утиная охота» А. Вампилова: проблематика и поэтика

  33. «Три девушки в голубом» Л. Петрушевской как явление «новой драмы»

  34. Мир героев и проблема выражения авторской позиции в рассказах и повестях Л. Петрушевской

  35. Проблема конформизма в повестях В. Маканина

  36. Концепция культуры в повести В. Маканина «Где сходилось небо с холмами»

  37. Картина мира и концепция личности в литературе экзистенциального реализма

  38. «Жизнь и судьба» В. Гроссмана как социально-психологический и философский роман

  39. Проблема самоопределения личности и ее художественное воплощение в романе А. Битова «Пушкинский дом»

  40. Экзистенциальная проблематика в «военной» прозе 1970 – 1980-х гг. («Сотников», «Знак беды» В. Быкова, «Берег» Ю. Бондарева и др.)

  41. Особенности исторической и квазиисторической прозы 1970 – 1980-х гг. (Ю. Трифонов, Б. Окуджава – на выбор студента)

  42. Феномен «лагерной прозы» в литературе второй половины ХХ века

  43. Художественная и публицистическая деятельность А.И. Солженицына.

  44. Экзистенциальная проблематика романа А. Солженицына «В круге первом»

  45. Проблематика романа Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» в контексте экзистенциального реализма

  46. Художественные принципы современного модернизма. Роман Саши Соколова «Школа для дураков»

  47. Постмодернизм: социокультурная почва, особенности эстетики

  48. Принцип интертекстуальности в поэме Вен. Ерофеева «Москва – Петушки» и его содержательная функция

  49. Лирика И. Бродского

  50. Поэтика рассказов Т. Толстой.

Методические указания, регламентирующие выполнение и контроль самостоятельной работы, см. в Приложении 2.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специальности 050301.65 «Русский язык и литература».


Программу составила к.ф.н., доцент кафедры литературы Е.А. Полева


Приложение 1

Планы семинарских занятий
Занятие 1. Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин»


  1. Жанровое и композиционное своеобразие поэмы (лирическое, эпическое, комическое в поэтике произведения; трёхчастная композиция).

  2. Роль Автора в поэме; автор и герой.

  3. Особенности повествования (соединение фольклорных и литературных приёмов), связи поэмы со сказкой П. Ершова «Конёк-Горбунок» (цитация, ритм повествования, юмор и пр.).

  4. Особенности характерологии центрального героя: собирательность, психологизация; образ Василия Тёркина в контексте архетипических образов русской культуры (Иван-Дурак, богатырь и пр.).

  5. Философия войны в поэме.

  6. «Василий Тёркин» в контексте ранних и поздних поэм Твардовского.


Литература:

Твардовский А. Василий Тёркин.

Абрамов А. Лирика и эпос Великой отечественной войны : Проблематика. Стиль. Поэтика / А. Абрамов . – М. : Советский писатель, 1975.

«”Василий Тёркин” А. Твардовского» – народный эпос. – Воронеж, 1981.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература : 1950 – 1990-е годы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений : в 2-х т. – Т. 1 : 1953 – 1968 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий . – М. : Академия, 2003. – С. 221 – 259.

Македонов А.В. Творческий путь Твардовского / А.В. Македонов. – М. : Художественная литература, 1981. (5 глава)

Паперный З. Поэтическое слово у Твардовского // Вопросы литературы. – 1979. - № 7.


Занятие № 2. «Жизнь и судьба» В. Гроссмана как историко-философский роман


  1. Гуманистический идеал Гроссмана и формы его выражения в романе (диалоги о русской литературе, идеологические споры персонажей, выбор персонажей в пограничных ситуациях). Категории «страх», «свобода», «добро», «доброта», «жизнь», «судьба».

  2. Проблема соотношения и связей мифов (сознания, культурных, социальных и пр.) и реальности.

  3. Теория относительности А. Эйнштейна, «неевклидов мир» как универсальный код романа.

  4. Проблема самоидентификации, самоопределения и выбора; бытовое, каждодневное поведение как экзистенциальные акты выбора и как судьбоносные поступки.


Литература:

Гроссман В. Жизнь и судьба.

Бочаров Г. Василий Гроссман. Жизнь. Творчество. Судьба / Г. Бочаров . – М.: Советский писатель, 1990. – С. 194 – 291.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература : 1950 – 1990-е годы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений : в 2-х т. – Т. 1 : 1953 – 1968 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий . – М. : Академия, 2003. – С. 205 – 221.

С разных точек зрения: «Жизнь и судьба» В. Гроссмана : сборник / Сост. В.Д. Оскоцкий. – М. : Советский писатель, 1991. – 400 с.


Занятие 3. Новеллистика В. Шукшина


  1. Онтологическая проблематика в новеллах В. Шукшина (разрушение патриархальной культуры, разрушение общинно-родовых отношений и, как следствие, утрата гармоничных отношений человека с миром и собой).

  2. Проблема самоопределения «маленького человека» в постиндустриальном обществе.

  3. Способы противостояния / компенсации / преодоления неразрешимых противоречий (мистификации, скоморошество, скандалы и пр.) у разных типов персонажей.

  4. Способы выражения авторской позиции в новеллистике Шукшина.


Литература:

Шукшин В. Светлые души. Солнце, старик и девушка. «Раскас». Игнаха приехал. Как помирал старик. Случай в ресторане. Чудик. Сураз. Верую! Обида. «Жена мужа в Париж провожала». Алёша Бесконвойный. Как зайка летал на воздушных шариках. Микроскоп. Крепкий мужик.

Аннинский Л. Тридцатые – семидесятые. – М., 1977. – С. 228 – 265.

Белая Г. Художественный мир современной прозы. – М., 1983. – С. 93 – 118.

Дедков И. Возвращение к себе. – М., 1978. Гл. Последние штрихи.

Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра. – Свердловск, 1982. – С. 49 – 65.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература : 1950 – 1990-е годы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений : в 2-х т. – Т. 1 : 1953 – 1968. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий . – М. : Академия, 2003. – С. 84 – 97.

Козлова С. Поэтика рассказов В. Шукшина. – Барнаул, 1993.

Занятие 4. Повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой»


  1. Мифопоэтический код в повести: роль мифологических образов дерева, огня, воды и пр., эсхатологического мифа (о конце мира) в раскрытии экологической, культурной и нравственной проблематики.

  2. Проблема «отцов и детей» в повести: ценностные ориентации разных поколений. Вопрос альтернативы онтологическим ценностям.

  3. Особенности хронотопа в повести.


Литература:

Распутин В. Прощание с Матёрой.

Большаков А. Трактовка исторического процесса в повести Распутина «Прощание с Матёрой» // Литературный процесс : традиции и новаторство. – Архангельск, 1992.

Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. – М., 1997. – С. 153, 158 – 165.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература : 1950 – 1990-е годы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений : в 2-х т. – Т. 1 : 1953 – 1968. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий . – М. : Академия, 2003. – С. 73 – 80.

Плеханова И. Природа нравственного сознания в трактовке В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина // Сибирь. – 1980. – № 5.

Плеханова И. Особенности сюжетостроения в творчестве В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина // Русская литература. – 1980. – № 4.

Семёнова С. Валентин Распутин. – М., 1987.

Старикова Е. Жить и помнить: заметки о прозе В. Распутина // Новый мир. – 1976. – № 11.

Шапошников В. Валентин Распутин. – Новосибирск, 1978.

Занятие 5. Особенности реалистической прозы В. Маканина.


  1. Тема «маленького человека» в прозе Маканина («Человек свиты», «Антилидер»).

  2. Судьба народной, элитарной и массовой культуры в постиндустриальном обществе («Где сходилось небо с холмами»):

а) притча о «почве» и «кусте» - версия взаимодействия народного и элитарного искусства;

б) метафора безмолвия, утраты музыки в современном обществе, компенсаторная функция массовой культуры;

в) мотив персональной вины и ответственности за культуру.
Литература:

Маканин В. Человек свиты. Антилидер. Где сходилось небо с холмами.

Агеев А. Истина и свобода. В. Маканин : взгляд из 1990 года // Литературное обозрение. – 1990. – № 9.

Аннинский Л. Структура лабиринта : Маканин и литература срединного человека // Аннинский Л. Локти и крылья / Л. Аннинский . – М. : Советский писатель, 1989.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература : 1950 – 1990-е годы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений : в 2-х т. – Т. 1 : 1953 – 1968. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий . – М. : Академия, 2003. – С. 626 – 641.

Липовецкий М. Против течения. Авторская позиция в прозе В. Маканина / М. Липовецкий // Урал. – 1985. – № 12.

Роднянская И. Незнакомые знакомцы // Роднянская И. Художник в поисках истины / И. Роднянская . – М. : Советский писатель, 1989.


Занятие 6. Психологические драмы А. Вампилова


  1. Причины активизация жанра психологической драмы в литературе конца 1960-х – начала 1970-х годов.

  2. Трактовка быта, частной жизни. Постановка вопроса о связи высоких идеалов и потребностей реальной повседнев­ной жизни.

  3. Персонажи психологической драмы: социальные, возра­стные, идеологические, психологические характеристики.

  4. Особенность художественного конфликта, его природа: психологическая, социальная, экзистенциальная. Причины ослабления внешних столкновений. Внутренние противоречия персонажей и характер развития драматического действия. «Открытый» финал.

  5. Временная организация драмы. Назначение основной фабульной ситуации и ретроспективно вводимых сцен. Ощу­щение времени, присущее героям, и авторская концепция времени.

  6. Элементы символизации как черта поэтики психологи­ческой драмы.


Литература:

Вампилов А. Утиная охота. Прошлым летом в Чулимске.

Современная русская советская литература. – Ч. 1. – М., 1987. – С. 243 – 254.

Имихелова С. Современный герой в русской советской драматургии 70-х годов. — Новосибирск, 1983. Гл. 2.

Смелков Ю. Новое в жизни – новое в драме. – М., 1978. – С. 3—32.

Перцовский В. «Авторская позиция» в литературе и кри­тике // Вопросы литературы. – 1981. – № 7. – С. 86 – 96.

Рудницкий К. По ту сторону вымысла // Вопросы литерату­ры. – 1976. – № 10.

Гушанекая Е. Александр Вампилов. Очерк творчества. – Л. : Советский писатель, 1990.

Козлова С. М. Парадоксы драмы – драма парадоксов. – Новосибирск, 1993. (Гл. 2, 3).

Толстых В. Среди своих чужой // Литературная учеба. – 1981. – № 5.
Занятие 7. Роман А. Битова «Пушкинский дом»: проблема самоопределения человека в социальных отношениях, истории и культуре.
1. Психологическое исследование человека в потоке реаль­ности (Лёва Одоевцев):

а) «роман» индивида в жизни («влечение к живой стихии и страх перед ней; эгоизм самоутверждения и зависимость от внешних обстоятельств). Субъективные мифы о жизни; реакции сознания на меняющиеся отношения;

б) психологические типы, представленные персонажами романа.

в) система персонажей: двойничество или антагонизм.

2. Человек в истории (род Одоевцевых):

а) смена исторических ситуаций и смена типов социаль­ного существования;

б) разрыв связей между поколениями: причина и послед­ствия;

в) Значение исторического знания для самоопределения человека в жизни.

3. Человек в культуре (судьба русской литературы).

а) Культура как духовный ориентир и как миф, мешающий постижению настоящего.

б) Культура как роль, заменяющая самоопределение не­ самостоятельного человека (культурные прототипы Левы) и проблема возвращения к индивидуальной подлинности человека. Творчество как способ свободного познания жизни.

4. Ав­тор и герой – этика отношений между ними.


Литература:

Битов А. Пушкинский дом.

Латынина А. За открытым шлагбаумом / А. Латынина . – М. : Советский писа­тель, 1991. (Гл. «Дуэль на музейных пистолетах»).

Новиков В.Тайная свобода // Знамя. – 1988. – № 3.

Ерофеев В. Памятник прошедшему времени // Октябрь. – 1988. – № 6.

Карабчиевский Ю. Точка боли // Новый мир. – 1993. – № 10.

Липовецкий М. Разгром музея // Новое литературное обо­зрение. – 1995. – № 11.


Занятие 8. Поэма Вен. Ерофеева «Москва – Петушки»


  1. Черты постмодернистской поэтики в поэме (игра, интертекстуальность и пр.).

  2. Выстраивание «космоса», целеполагания и порядка как трагическая попытка противостояния хаосу. Взаимосвязь сознания, реальности и текстов.

  3. Организация художественного пространства в поэме. Пародирования жанра путешествия и хождения.

  4. Образ России и мир культуры в поэме.

  5. Духовный и телесный дискурсы в поэме.


Литература:

Ерофеев В. Москва – Петушки.

Курицын В. «Мы поедем с тобою на «А» и «Ю»…» // Новое литературное обозрение. – 1992. - № 1.

Липовецкий М. Апофеоз частиц, или диалоги с хаосом. заметки о классике, поэме «Москва – Петушки» и русском постмодернизме // Знамя. – 1992. - № 8.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература : 1950 – 1990-е годы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений : в 2-х т. – Т. 1 : 1953 – 1968. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий . – М. : Академия, 2003. – С. 391 – 401.


Занятие 9. Поэма И. Бродского «Двадцать сонетов к Марии Стюарт».
1. Объект лирического переживания:

а) смысл сопоставлений героини и исторической личности;

б) образ сознания и образ материальный (статуя).


  1. Социальное и интимное в лирической коллизии (изгна­ние, забвение, измена).

  2. Духовная драма и творчество, создание текста.

  3. Система культурных аллюзий.

  4. Диалог с Маяковским, Шиллером в поэме.


Литература:

Бродский И. Двадцать сонетов к Марии Стюарт.

  1. Вайль П., Гейне А. В окрестностях Бродского //Литера­турное обозрение. – 1990. – № 8.

  2. Ранчин Б. «Человек есть испытатель боли» // Октябрь. – 1997. – № 1.

  3. Ерофеев Вик. «Поэта далеко заводит речь» // Ерофеев Вик. В лабиринте проклятых вопросов / Вик. Ерофеев . – М. : Советский писатель, 1990.

  4. Баткин Л. Парапародия как способ выжить // Новое ли­тературное обозрение. – 1996. – № 19. Или в кн.: Баткин Л. Тридцать третья буква / Л. Баткин . – М. : РГГУ, 1997.


Приложение 2

Методические указания для студентов

по организации и выполнению самостоятельной работы по курсу

«История русской литературы ХХ века» (40-е – 90-е гг. ХХ века)

(46 часов)


Раздел

Тема


Объем в часах

Форма работы

Формы контроля

Источники литературы

1.Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного периода.

10

Сбор библиографии и реферирование критических и литературоведческих источников

Проверка рефератов

Подбор литературы входит в задание (не менее 3 источников).

2. Литература периода „оттепели“.

5

1.Заучивание наизусть лирических произведений Е.Евтушенко, А.Вознесенкского, Б.Ахмадулиной и других поэтов 1960-х годов.

2.Конспектиро

вание


1.День поэзии (чтение наизусть).

2.Собеседование по коспектам на консультации



1.Сборники стихотворение любых лет издания.

2. П.Вайль, А.Генис. Мир советского человека. – М., 1998. (гл. «Слово как дело»).



3.Онтологиче-ский реализм в русской литературе второй половины ХХ века

10

Чтение и конспектирование

Проверка конспектов, тестирование

1. Нефагина Г.Л. Русская проза ХХ века. – М.: Наука, 2003.

2. Русская литература в зеркале критики. Хрестоматия для студентов филол. факультетов ВУЗ. – СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2003.

3.Аннинский Л. Шестидесятни-ки, семидесятники, восьмидесят-ники. В любом издании.

4. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. Любое издание.



4.Тенденции критического реализма в русской литературе второй половины ХХ века.

10

Чтение и конспектирование

Проверка конспектов, тестирование

1. Иванова Н. Скрытый сюжет. – М., 2003.

2. Иванова Н. Преодолевшие постмодернизма // Знамя. – 1998. – № 4.

3. Немзер А. Замечательное десятилетие : о русской прозе 90-х // Новый мир. – 2000. – № 1.

4. Славникова О. Петрушевская и пустота // Вопросы литературы. – 2000. – № 3 – 4.



Раздел

Тема


Объем в часах

Форма работы

Формы контроля

Источники литературы

5. Экзистенци-альный реализм

10

Чтение и конспектирование

Проверка конспектов, тестирование

1. Иванова Н. Проза Ю.Трифонова. Любое издание.

2. Трифонов Ю. Выбирать, решаться, жертвовать. / Трифонов Ю. Собр. соч. в 4-х томах. – Т. 3.

3. Дедков И. Василь Быков. Очерк творчества. – М., 1980.

4. Слабковская Е.Г. Поэтика военных повестей В. Быкова. –Иркутск, 1988.



6.Модернизм и постмодернизмв литературе

второй половины ХХ века





12

Чтение и конспектирование

Проверка конспектов, тестирование

1. Липовецкий М. Русский постмодернизм. – Екатеринбург, 1997.

2. Скоропанова И. Русская постмодернистская литература. – М., 1999.



7.Литература рубежа ХХ – ХХI веков

10

Чтение, рецензия на произведение

Обсуждение произведений и рецензий в мини-группах

Произведения В.Маканина, Л.Улицкой, М.Шишкина, М.Илличевского, В.Пелевина и других авторов по выбору, опубликованные в 2000-х гг.

8. Роль литературно-художествен-ных журналов в литератур-ном процессе второй половины ХХ века.

5

Обзор разделов журнала ( по выбору).

Презентация номера журнала.

«Новый мир», «Знамя», «Дружба народов» и другие журналы.



Приложение 3

Обязательный минимум текстов для прочтения


  1. Леонов, Л. Взятие Великошумска. Нашествие. Русский лес. Карета2.

  2. Симонов, К. Живые и мёртвые. Публицистика

  3. Лебедев-Кумач, В. Священная война.

  4. Твардовский, А. Василий Теркин. Василий Тёркин на том свете. За далью – даль. Лирика.

  5. Исаковский, М. Сб. «Стихи и песни» (Ой, туманы мои; Огонек, В лесу прифронтовом, Под звездами балканскими, Возвращение солдата, Летят перелетные птицы)

  6. Берггольц, О. Твой путь. Ленинградский дневник.

  7. Казаков, Двое в степи.

  8. Дудинцев, В. Избушка Снарского. У семи богатырей.

  9. Фадеев, А. Молодая гвардия.

  10. Некрасов, В. В окопах Сталинграда.

  11. Шолохов М. Наука ненависти. Они сражались за Родину. Судьба человека.

  12. Заболоцкий, Н. Сб. «Город в степи». Стих. «Я не ищу гармонии в природе», «Неудачник», «Ходоки», «Некрасивая девочка», «Старая актриса».

  13. Ахматова, А. Поэма без героя. Сб. «Бег времени».

  14. Пастернак, Б. Доктор Живаго. Лирика.

  15. Набоков, В. Лолита.

  16. Пришвин, М. Осударева дорога.

  17. Гроссман, В. Жизнь и судьба.

  18. Бондарев, Ю. Батальоны просят огня. Берег.

  19. Бакланов, Г. Пядь земли.

  20. Шаламов, В. Колымские рассказы.

  21. Войнович, В. Жизнь и приключения солдата Ивана Чонкина.

  22. Друнина, Ю. В солдатской шинели.

  23. Вознесенский, А. Мастера. 40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша».

  24. Евтушенко, Е. Стихи разных лет. Нежность.

  25. Ахмадулина, Б. Струна. Уроки музыки.

  26. Рубцов, Н. Зеленые цветы. Звезда полей (сб.).

  27. Высоцкий, В. Стихи и песни.

  28. Арбузов, А. Иркутская история.

  29. Розов, В. Вечно живые.

  30. Володин, А. Пять вечеров. Осенний марафон.

  31. Вампилов, А. Утиная охота. Прошлым летом в Чулимске.

  32. Солженицын, А. Матренин двор, Один день Ивана Денисовича. В круге первом. Архипелаг ГУЛАГ.

  33. Шукшин, В.М. Светлые души. Солнце, старик и девушка. Классный водитель. «Раскас». Игнаха приехал. Как помирал старик. Случай в ресторане. Чудик. Сураз. Волки. Верую! Обида. «Жена мужа в Париж провожала». Алёша Бесконвойный. Как зайка летал на воздушных шариках. Микроскоп. Крепкий мужик.

  34. Распутин, В. Последний срок. Прощание с Матерой. Живи и помни.

  35. Астафьев, В.П. Царь-рыба. Пастух и пастушка.

  36. Трифонов, Ю. Обмен. Предварительные итоги.

  37. Маканин, В. Человек свиты. Где сходилось небо с холмами. Отставший. Андеграунд, или Герой нашего времени.

  38. Петрушевская, Л. Такая девочка. Бессмертная любовь. Свой круг. Три девушки в голубом. Время ночь.

  39. Катаев, В. Трава забвенья. Святой колодец.

  40. Быков, В. Сотников. Карьер.

  41. Горин, Г. Тот самый Мюнхгаузен.

  42. Домбровский, Ю. Факультет ненужных вещей.

  43. Битов, А. Пушкинский дом.

  44. Соколов, С. Школа для дураков.

  45. Кузнецов Ю. Во мне и рядом даль. Край света за первым углом. Русский узел. Сказка гвоздя.

  46. Ерофеев, Вен. Москва – Петушки.

  47. Довлатов, С. Заповедник.

  48. Бродский, И. Остановка в пустыне. Конец прекрасной эпохи. Часть речи. Двадцать сонетов к Марии Стюарт.

  49. Толстая, Т. «На золотом крыльце сидели…». Река Оккервиль. Петерс. Милая Шура. Соня. Кысь.



1 Литература, посвящённая творчеству отдельных писателей, указана в планах практических занятий (см. Приложение 1).

2 Курсивом помечены произведения, рекомендованные, но не обязательные для чтения.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница