Программа дисциплины дпп. В. 01. Особенности развития детей с ранним детским аутизмом цели и задачи дисциплины



Скачать 155.24 Kb.
Дата26.06.2016
Размер155.24 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан ПФ

_____________Титова Г.Ю.

«_____»____________2012 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.В.01. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

1. Цели и задачи дисциплины
Цель учебной дисциплины - сформировать и углубить знания студентов в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом, раскрыть специфику диагностической, воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми с РДА.

Задачи:


  • Познакомить студентов с развитием теории и практики диагностики, коррекции, воспитания и обучения детей с РДА.

  • Сформировать у студентов представление об особенностях и закономерностях развития дошкольников с РДА, знание существующей системы педагогической и психокоррекционной помощи данной категории детей.

  • Способствовать пониманию основных подходов к воспитанию, обучению и коррекции детей с РДА. Развивать формирование знаний об организации и содержании коррекционно-воспитательной работы в семье.

  • Расширять кругозор путем анализа специальной литературы, диагностических методик и психокоррекционных программ для детей раннего и дошкольного возраста с РДА. Ознакомить студентов с психолого-педагогической документацией и навыками ее анализа.

  • Углубить профессиональную подготовку студентов, подготовить к практической работе с детьми с РДА.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В качестве теоретической основы учебного курса используются методические позиции дошкольной психологии педагогики, данные исследований в области изучения раннего детского аутизма. Содержание курса базируется на данных смежных дисциплин: медицинской науки, результатах новейших научных исследований в области дефектологии, логопедии, коррекционной педагогики, достижений теории и практики воспитания и обучения детей с РДА.

В результате изучения дисциплины у студентов должно быть сформированы представления о проведении психолого-педагогической диагностики, психокоррекции и консультирования родителей детей с РДА, педагогов, которые работают с данной категорией детей. У студентов должны быть сформированы знания о системе воспитания и обучения детей с РДА, которые могут быть конкретизированы и углублены в процессе ознакомления с различными методическими дисциплинами.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр - 9

Общая трудоемкость дисциплины

100

100

Аудиторные занятия

45

45

Лекции

30

30

Практические занятия (ПЗ)

15

15

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

55

55

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

+

+

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет — 9 семестр

зачет



4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

п\п


Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

Общие вопросы проблемы РДА.

5

-

15

2.

Психодиагностическая работа с детьми с РДА.

7

5

20

3.

Психокоррекционная работа.

18

10

20




Итого

30

15

55


4.2 Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Общие вопросы проблемы РДА.

Тема 1. Детский аутизм – ведение в проблему. Актуальность проблемы в современной отечественной и зарубежной теории и практике.

  • Актуальность проблемы РДА. Статистические данные по распространенности аутизма.

  • Зарождение учений о раннем детском аутизме. Термин «аутизм» в различных зарубежных исследованиях, «синдром раннего детского аутизма».

  • Причины возникновения РДА.

  • Клиническая картина РДА. Термин «первазивное нарушение», «качественные нарушения». Признаки РДА.

Тема 2. Разновидности раннего детского аутизма.

  • Синдром Каннера и Аспергера. Различие между синдромом Каннера и Аспергера.

  • «Психогенный аутизм» и «органический (соматический) аутизм»

  • Аутистическое поведение у детей с синдромом Дауна и при синдроме Ретта.

Раздел 2. Психодиагностическая работа с детьми с РДА.

Тема 1. Основные группы РДА. Классификация групп раннего детского аутизма.

  • Характерные проявления у детей с РДА 1-ой группы.

  • Характерные проявления у детей с РДА 2-ой группы.

  • Характерные проявления у детей с РДА 3-ой группы.

  • Характерные проявления у детей с РДА 4-ой группы.

Тема 2. Диагностика РДА. Методы диагностики РДА. Проявление раннего детского аутизма.

  • Структурированное наблюдение как один из основных методов диагностики РДА. Схема наблюдения за поведением ребенка.

  • Признаки нарушения развития в младенчестве.

  • Признаки нарушения развития в раннем детстве.

  • Признаки нарушения развития в дошкольном возрасте.

  • Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста. Схема сбора личного анамнеза при диагнозе раннего детского аутизма.

  • Оценка результатов обследования психического развития детей раннего возраста. Результаты обследования детей с различным уровнем умственного развития.

  • Сравнительная характеристика аспектов развития при РДА. Речь и коммуникация. Социальные взаимодействия. Развитие воображения.

  • Особенности развития самосознания у ребенка.

Раздел 3. Психокоррекционная работа.

Тема 1. Психокорреционная работа с детьми РДА.

  • Задачи психокоррекционной работы.

  • Основные принципы психокоррекционной работы: комплексность, медиаторность, единство результатов диагностики и коррекционной программы, совместность, безоценочное принятие и создание ситуации успешности, возврат на более ранние этапы онтогенеза для восстановления основных сфер активности ребенка: речевой, моторной, когнитивной и эмоциональной.

  • Методы психокоррекции: холдинг терапия, поведенческий подход, групповая психотерапия, выбор метода, эвритмия.

  • Психокоррекицонная работа с детьми с РДА. Правила, Основные направления (развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации, развитие навыков самообслуживания, развитие речи и коммуникативных склонностей с учетом группы РДА).

  • Работа с родителями аутичного ребенка. Рекомендации родителям.

Тема 2. Работа с родителями детей РДА.

  • Проблемы, с которыми родители обращаются к психологу за консультацией.

  • Формы работы с родителями аутичного ребенка. Правила общения с ребенком. Обучение родителей ведению дневника наблюдений за ребенком.

  • Рекомендации родителям.

  • Разработка домашних программ занятий с детьми и обучение родителей их выполнению.

  • Опросник для родителей.

Тема 3. Коррекция нарушений речевого развития при РДА.

  • Особенности речевого развития при РДА.

  • Подходы к коррекции речевых отклонений у детей с РДА (поведенческий, концепция эмоционально-уровневой терапии).

Тема 4. Организация изобразительной деятельности детей с РДА.

  • Задачи работы по изобразительной деятельности детей с РДА.

  • Особенности изобразительной деятельности детей с РДА.

  • Техники, методы и формы рисования детей с РДА.

Тема 5. Использование музыкальных средств в коррекции раннего детского аутизма.

Тема 6. Обучение социально-бытовым навыкам детей с РДА.

  • Проблемы бытовой адаптации аутичных детей.

  • Трудности обучения социально-бытовым навыкам детей с РДА.

  • Проблемы повседневной жизни детей с РДА (туалет, навыки личной гигиены, еда, одежда, безопасность, игра, посещение магазина).

  • Навыки самообслуживания (подметание и мытье пола, мытье посуды, разборка белья, вытирание пыли).

  • Организация пространства, времени, планирование последовательности действий у детей с РДА.

Раздел 4. Ранняя диагностика аутизма.

  • Карта наблюдений за повелением ребенка, имеющего эмоциональное недоразвитие.

  • Профиль поведения (адаптированный вариант шкалы M.Pritchard).

  • Основные параметры оценки познавательной деятельности детей раннего возраста:

- принятие задания;

- способы выполнения задания;

- обучаемость в процессе обследования;

- отношение к результату своей деятельности.



  • Биографический метод.

  • Метод наблюдения.

  • Метод бесед.

  • Методика выбора игрушки.

  • Исследование игровой деятельности детей с синдромом РДА.



5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная:
1. Азбукина, Е. Ю. Основы специальной педагогики и психологии : учебник для вузов / Е. Ю. Азбукина , Е. Н. Михайлова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. –Томск : Издательство ТГПУ, 2007.-395 с.

2. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебник для вузов / [И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Басилова и др.] ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2011. - 333 с.




б) дополнительная:

1. Антонова, И. Д. Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг-терапии / И. Д. Антонова // Дефектология. – 2007. – № 2. – С. 25-30.

2. Арнатская, О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формировании детского аутизма / О. С. Арнатская // Дефектология – 2005. – № 2. – С. 46-56.

3. Баенская, Е. Р. Нарушения аффективного развития ребенка при формировании синдрома РДА / Е. Р. Баенская // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 11-19.

4. Баенская, Е. Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми / Е. Р. Баенская // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 85-92.

5. Лаврентьева, Н. Б. Формирование учебного развития у аутичных детей-дошкольников / Н. Б. Лаврентьева // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 52-63.

6. Никольская, О. С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения / О. С. Никольская / Дефектология. – 2007. – № 1. – С. 12-26.

Никольская, О. С. Проблемы семьи аутичного ребенка / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг // Дефектология – 2005. – № 5. – С. 76-82.

7. Никольская, О. С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. Методические рекомендации для воспитателей, психологов и дефектологов / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М. : Полиграфсервис, 2003. – 231 с.

8. Хаустов, А. В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом РДА / А. В. Хаустов // Дефектология. – 2004. – № 4. – С. 69-74.




6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочая программа, составленная преподавателем кафедры дошкольного образования и логопедии ПФ ТГПУ.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • Оборудование аудитории.

  • Учебная и учебно-методическая литература по работе в детьми с различными видами патологий и развивающихся в норме разного возраста.

  • Программно-методические пособия по организации работы в разных типах учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты.

  • Организационно-правовая документация учреждений, оказывающих диагностическую и коррекционно-речевую помощь детям с различными видами патологий.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации для преподавателя

Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.
8.2. Методические рекомендации для студентов

8.2.1 Перечень контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы

1. Проблемы бытовой адаптации аутичных детей. Трудности обучения социально-бытовым навыкам.

2. Работа с родителями аутичного ребенка.

3. Особенности речевого развития детей с РДА.

4. Организация изобразительной деятельности с детьми с РДА.

5. Использование музыкальных средств в коррекции РДА.

6. Особенности психического развития детей с РДА.

7. Проблемы и особенности обучения детей с РДА.

8. Психолого-педагогическая коррекция детей с РДА.

9. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме.


8.2.2. Примерная тематика рефератов

1. Методика музыкальной терапии при РДА.

2. Возможности психологической коррекции самосознания личности аутичного ребенка.

3. Развитие коммуникативных склонностей детей с РДА.

4. Психолого-педагогическая диагностка и коррекция детей с РДА.

5. Формы работы с родителями аутичного ребенка.

6. Психолого-педагогическое изучение аутичных детей раннего возраста.

7. Развитие воображения у детей с РДА.



8. Развитие речи у детей разной группы РДА.
8.2.3. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Актуальность проблемы РДА. Статистические данные по распространенности аутизма.

  2. Зарождение учений о раннем детском аутизме. Термин «аутизм» в различных зарубежных исследованиях, «синдром раннего детского аутизма».

  3. Причины возникновения РДА.

  4. Клиническая картина РДА. Термин «первазивное нарушение», «качественные нарушения». Признаки РДА.

  5. Синдром Каннера и Аспергера. Различие между синдромом Каннера и Аспергера.

  6. «Психогенный аутизм» и «органический (соматический) аутизм»

  7. Аутистическое поведение у детей с синдромом Дауна и при синдроме Ретта.

  8. Основные группы РДА. Классификация групп раннего детского аутизма (по О.С. Никольской, Е.Р. Баенской).

  9. Структурированное наблюдение как один из основных методов диагностики РДА. Схема наблюдения за поведением ребенка.

  10. Признаки нарушения развития в младенчестве.

  11. Признаки нарушения развития в раннем детстве.

  12. Признаки нарушения развития в дошкольном возрасте.

  13. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста. Схема сбора личного анамнеза при диагнозе раннего детского аутизма.

  14. Оценка результатов обследования психического развития детей раннего возраста. Результаты обследования детей с различным уровнем умственного развития.

  15. Сравнительная характеристика аспектов развития при РДА. Речь и коммуникация. Социальные взаимодействия. Развитие воображения.

  16. Особенности развития самосознания у ребенка.

  17. Задачи психокоррекционной работы.

  18. Основные принципы психокоррекционной работы: комплексность, медиаторность, единство результатов диагностики и коррекционной программы, совместность, безоценочное принятие и создание ситуации успешности, возврат на более ранние этапы онтогенеза для восстановления основных сфер активности ребенка: речевой, моторной, когнитивной и эмоциональной.

  19. Методы психокоррекции: холдинг терапия.

  20. Методы психокоррекции: поведенческий подход.

  21. Методы психокоррекции: групповая психотерапия.

  22. Методы психокоррекции: выбор метода.

  23. Методы психокоррекции: эвритмия.

  24. Психокоррекционная работа с детьми с РДА. Правила.

  25. Психокоррекционная работа с детьми с РДА. Основные направления (развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации, развитие навыков самообслуживания, развитие речи и коммуникативных склонностей с учетом группы РДА).

  26. Проблемы, с которыми родители обращаются к психологу за консультацией.

  27. Формы работы с родителями аутичного ребенка. Правила общения с ребенком.

  28. Формы работы с родителями аутичного ребенка. Правила общения с ребенком. Обучение родителей ведению дневника наблюдений за ребенком.

  29. Формы работы с родителями аутичного ребенка. Рекомендации родителям.

  30. Разработка домашних программ занятий с детьми и обучение родителей их выполнению.

  31. Опросник для родителей.

  32. Особенности речевого развития при РДА.

  33. Подходы к коррекции речевых отклонений у детей с РДА (поведенческий, концепция эмоционально-уровневой терапии).

  34. Задачи работы по изобразительной деятельности детей с РДА.

  35. Особенности изобразительной деятельности детей с РДА.

  36. Техники, методы и формы рисования детей с РДА.

  37. Восприятие звука детьми при РДА.

  38. Направления, стратегии, методы и формы музыкальной терапии при РДА.

  39. Игровая терапия с аутичными детьми с помощью музыкальных средств.

  40. Проблемы бытовой адаптации аутичных детей.

  41. Трудности обучения социально-бытовым навыкам детей с РДА.

  42. Проблемы повседневной жизни детей с РДА (туалет, навыки личной гигиены, еда, одежда, безопасность, игра, посещение магазина).

  43. Навыки самообслуживания (подметание и мытье пола, мытье посуды, разборка белья, вытирание пыли).

  44. Организация пространства, времени, планирование последовательности действий у детей с РДА.

  45. Особенности развития самосознания аутичного ребенка.

  46. Ранняя диагностика аутизма. Карта наблюдений за повелением ребенка, имеющего эмоциональное недоразвитие.

  47. Ранняя диагностика аутизма. Профиль поведения (адаптированный вариант шкалы M. Pritchard).

  48. Основные параметры оценки познавательной деятельности детей раннего возраста: принятие задания; способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности.

  49. Биографический метод.

  50. Метод наблюдения.

  51. Метод беседы.

  52. Методика выбора игрушки.

  53. Исследование игровой деятельности детей с синдромом РДА.

Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031800 (050715.65) «Логопедия».


Программу составил:

Д.мед.н., профессор кафедры ДОиЛ _________________ Куприянова И.Е.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ДОиЛ

протокол № ___от «_____» ___________ 2012 г.


Зав. кафедрой __________________ Файзуллаева Е.Д.
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ПФ ТГПУ,

протокол № ___от «_____» ___________ 2012 г.


Председатель методической комиссии ПФ ______________Яркина Т.Н.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница