МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ)
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор (декан факультета)
__________________________
«____» _____________2013 г.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
-
ДПП.В.02 Проблемы духовного развития личности
1. Цель и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины «Проблемы духовного развития личности» состоит в формировании у студентов целостного представления об основных проблемах духовного развития личности и некоторых путях их решения в системе современного образования.
Задачи курса:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Требования к знаниям:
-
иметь представление о сущности понятий «духовность», «духовно-нравственное развитие», духовно-нравственное воспитание»;
-
основные положениями концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Требования к умениям:
- уметь интегрировать знания общекультурного и психолого-педагогического блоков для решения задач духовного развития школьников;
- умение строить педагогические отношения с учетом национальных особенностей школьников.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
|
Всего часов
|
Семестр 10
|
Общая трудоёмкость дисциплины
|
42
|
42
|
Аудиторные занятия
|
12
|
12
|
Лекции
|
-
|
-
|
Практические занятия (ПЗ)
|
12
|
-12
|
Семинары (С)
|
-
|
-
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
-
|
-
|
И (или) другие виды аудиторных занятий
|
-
|
-
|
Самостоятельная работа
|
30
|
30
|
Курсовая работа
|
-
|
-
|
Расчетно-графические работы
|
-
|
-
|
Реферат
|
+
|
+
|
И (или) другие виды самостоятельной работы
|
-
|
-
|
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
|
Зачет 10 семестр
|
Зачет
|
4. Содержание дисциплины
4.1. Тематический план
№ п/п
|
Раздел дисциплины
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Самостоятельная работа
|
1
|
Духовность личности как педагогическая категория
|
|
4
|
10
|
2
|
Ценностное сознание — условие духовности
|
|
4
|
10
|
3
|
Опыт духовно-нравственного развития личности в традициях религиозного и светского воспитания
|
|
4
|
10
|
|
Всего часов
|
|
12
|
30
|
4.2 Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. . Проблемы организации духовно-нравственного воспитания в современной школе.
Тема 1. Духовность личности как педагогическая категория
Светское и религиозное понимание духовности. Общее и особенное в религиозном и светском понимании духовности. Типология духовности. Духовность личности как педагогическая категория. Духовность как определяющий фактор педагогических ценностей. Анализ понятия «духовно-нравственное воспитание».
Тема 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Общие положения. Национальный воспитательный идеал. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания. Духовно-нравственное развитие и воспитание. Базовые национальные ценности. основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.
Раздел 2. Ценностное сознание — условие духовности
Тема 3. Ценностные ориентации личности.
Понятие «ценность». Ценности как основа личностного самосознания. Духовные ценности. Механизм функционирования ценностей. Классификация ценностей. Эволюция ценностей. Теория ориентации личности в мире ценностей.
Тема 4. Диагностика ценностных ориентаций личности.
Методы изучения ценностей. Концепция и метод измерения ценностей Ш. Шварца . Структура методики и процедура проведения опросника. Обработка результатов.
Раздел 3. Опыт духовно-нравственного развития личности в традициях религиозного и светского воспитания.
Тема 5. Опыт духовно-нравственного развития личности в семейном воспитании.
Базовые ценности в религиозной семье. Духовно-нравственное воспитание в конфессиональных семьях.
Особенности духовно-нравственного развития личности ребенка в современной светской семье.
Тема 6. Духовно-нравственное воспитание школьников.
Опыт духовно-нравственного воспитания в начальной школе. Духовно-нравственное воспитание подростков в общеобразовательной школе. Духовно-нравственное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования.
5.Лабораторный практикум.
Не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6. 1. Рекомендуемая литература
а) основная литература:
-
Данилюк А. Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, «Просвещение» 2009.
б) дополнительная литература:
-
Анисимов, С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов Москва : Мысль, 1998. – 253 с.
-
Артюхова, И. Ценности, которые они выбирают / И. Артюхова // Директор школы. 2001. – №8. – С. 81-85
-
Бавин, П. Координаты духовности: от храма до кошелька / П. Бавин // Социальная работа. 2007. – № 2. – С. 24-29.
-
Вазина, К. Я. Саморазвитие человека как духовно-природный феномен / К. Я. Вазина. – Москва : Владос, 2006. – 380 с.
-
Димитрюк, Ю. С. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников / Ю. С. Димитрюк // Библиотековедение. –2007. – №5. – С. 39-44.
-
Имаева, Л. В. Некоторые аспекты эволюции духовных ценностей : гармоничная и негармоничная динамика / Л. В. Имаева // Инновации в образовании. 2008. - № 7. - С. 15-24.
-
Иохин, В. Я. О наших духовных истоках / В. Я. Иохин // Национальные интересы. 2008. - № 3. - С. 46-50.
-
Каверин, С. Б. Психология потребностей / С. Б.Каверин. Тамбов, 1996 –С. 20.
-
Карандашев В. Н. К 21 Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – Санкт-Петербург.: Речь, 2004 - 70 с.
-
Киреев, X. С. Кризис духовно-нравственных ценностей и приоритетов как угроза национальной безопасности России / X. С. Киреев // Безопасность Евразии. 2005. – № 2. – С. 194-205
-
Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. Оренбург: Оренбург, гос. ун-т, 1996. - 190 с.
-
Никандров, Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. – 1998. № 3. – С.З-10.
-
Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Н. Д. Никандров // Педагогика. 2008. – № 9. – С. 3-12.
-
Ценности отечественной духовной традиции в воспитании / авт.-сост. М. В. Захарченко, Т. А. Берсенева. Санкт-Петербург : СПбАППО, 2006. – 91 с.
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
Рабочая программа по данному курсу, составленная преподавателями кафедры социальной педагогики ПФ ТГПУ.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютерный класс с выходом в Internet, видеомагнитофон, телевизор.
8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины
8.1. Методические рекомендации преподавателю
Основные формы организации обучения: многообразие тем, их синтетичность требуют применения различных форм и методов ведения занятий. проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций, лекций-бесед, лекций вдвоем (преподаватель и специалист в области этнологии)); лекции уместны в изучении сложных мировоззренческих вопросов. Спорные вопросы - смысл жизни, судьба человека, понимание свободы - лучше изучаются в диспутах или мини-конференциях. Изучение вопросов, связанных с межнациональным общением, рефлексией произведений литературы и искусства, целесообразнее организовать в форме заслушивания кратких сообщений или «диалога культур». Особое внимание отводится работе с текстами (Библия, Коран, русская философская мысль). Отдельные занятия эффективнее проводить в музеях, выставочных залах, на лекциях-концертах в филармонии. Этим достигается воспитание интереса к подлинникам искусства, сопричастность творчеству, формируется потребность посещать учреждения культуры, усваиваются правила поведения; промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, зачет.
Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, сбор и анализ практического материала в СМИ, ведение словаря, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.
8.2. Методические указания для студентов
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
1. Общее и особенное в религиозном и светском понимании духовности.
2. Типология духовности.
3. Духовность личности как педагогическая категория.
4. Духовность как определяющий фактор педагогических ценностей.
5. Сущность понятия «духовно-нравственное воспитание».
6. Национальный воспитательный идеал.
7. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.
8. Духовно-нравственное развитие и воспитание.
9. Базовые национальные ценности.
10. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.
11. Ценности как основа личностного самосознания.
12. Духовные ценности.
13. Механизм функционирования ценностей.
14. Классификация ценностей.
15. Теория ориентации личности в мире ценностей.
16. Методы изучения ценностей.
18. Концепция и метод измерения ценностей Ш. Шварца
19.Структура методики и процедура проведения опросника. Обработка результатов.
20. Базовые ценности в религиозной семье.
21. Духовно-нравственное воспитание в конфессиональных семьях.
22. Опыт духовно-нравственного воспитания в начальной школе.
23.Духовно-нравственное воспитание подростков в общеобразовательной школе.
24. Духовно-нравственное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования
25. Особенности духовно-нравственного развития личности ребенка в современной светской семье.
Тематика рефератов
-
Реализация принципов духовно-нравственного воспитания в современной образовательной практике.
-
Духовно-нравственное воспитание личности в православной традиции.
-
Духовно-нравственное воспитание в исламе.
-
Духовно-нравственное воспитание в буддизме.
-
Духовно-нравственное воспитание в иудаизме.
-
Духовно-нравственное воспитание в католицизме.
-
Духовно-нравственное развитие школьников при изучении курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
Перечень вопросов к зачету
-
Каковы основные предпосылки современного системного кризиса в России?
-
Как формируется мировоззрение человека и противоречия в нем?
-
Что такое духовная культура и из каких составляющих она складывается?
-
Как вы думаете, почему знания о человеке не приобрело столь же общего признания и уважения, как знание о природе и обществе?
-
Верно ли, что существует генетически предопределенная судьба человека?
-
Если человека лишить агрессивности, не превратится ли он в эмоционального калеку?
-
Не являются ли неврозы, многие формы преступности, алкоголизм следствием того, что человек не справился с противоречием: жить страстями или быть выше их?
-
Какова сущность религиозного понимания духовности?
-
Какова сущность светского понимания духовности?
-
Каковы отличительные особенности подлинной духовности, псевдодуховности, бездуховности?
-
Означает ли, что нравственное воспитание – это всегда духовное воспитание личности?
-
Каковы уровни развития нравственного сознания?
-
Каковы сущностные особенности духовно-нравственного воспитания?
-
Каковы цели и задачи современной концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России?
-
Охарактеризуйте национальный воспитательный идеал.
-
Каковы основные концептуальные положения духовно-нравственного развития и воспитания.
-
Охарактеризуйте базовые национальные ценности.
-
Раскройте содержание основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания.
-
Какие проблемы возникают при реализации принципов духовно-нравственного воспитания в современной системе образования?
-
Раскройте сущность понятий «ценность», «духовные ценности»
-
Каков механизм формирования личностной системы ценностей?
-
Охарактеризуйте методы изучения личностной системы ценностей.
-
Охарактеризуйте методику измерения ценностей Ш. Шварца.
-
Каковы особенности духовно-нравственного воспитания в конфессиональных семьях.
-
Каковы проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка в современной светской семье?
-
Каковы особенности духовно-нравственного воспитания в современной образовательной практике на разных этапах становления личности школьника?
Программа составлена для специальности 031300.00 «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью.
Программу составили:
к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики ___________Яковлева А.Г.
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол №_______от ______________2013г.
Зав. кафедрой социальной педагогики ___________Смышляева Л. Г.
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета ТГПУ
Председатель
методической комиссии Педагогического факультета __________Яркина Т.Н.
Согласовано:
Декан Педагогического факультета __________Титова Г.Ю. |