Программа дисциплины дпп. В. 02 Проблемы духовного развития личности Цель и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины «Проблемы духовного развития личности»



Скачать 142.78 Kb.
Дата07.06.2016
Размер142.78 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

__________________________

«____» _____________2013 г.

  1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ




  1. ДПП.В.02 Проблемы духовного развития личности


1. Цель и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины «Проблемы духовного развития личности» состоит в формировании у студентов целостного представления об основных проблемах духовного развития личности и некоторых путях их решения в системе современного образования.

Задачи курса:


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Требования к знаниям:

  • иметь представление о сущности понятий «духовность», «духовно-нравственное развитие», духовно-нравственное воспитание»;

  • основные положениями концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;


Требования к умениям:

- уметь интегрировать знания общекультурного и психолого-педагогического блоков для решения задач духовного развития школьников;

- умение строить педагогические отношения с учетом национальных особенностей школьников.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной деятельности

Всего часов

Семестр 10

Общая трудоёмкость дисциплины

42

42

Аудиторные занятия

12

12

Лекции

-

-

Практические занятия (ПЗ)

12

-12

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

30

30

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

+

+

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет 10 семестр

Зачет



4. Содержание дисциплины

4.1. Тематический план

№ п/п


Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

Духовность личности как педагогическая категория




4

10

2

Ценностное сознание — условие духовности




4

10

3

Опыт духовно-нравственного развития личности в традициях религиозного и светского воспитания




4

10




Всего часов




12

30


4.2 Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. . Проблемы организации духовно-нравственного воспитания в современной школе.

Тема 1. Духовность личности как педагогическая категория

Светское и религиозное понимание духовности. Общее и особенное в религиозном и светском понимании духовности. Типология духовности. Духовность личности как педагогическая категория. Духовность как определяющий фактор педагогических ценностей. Анализ понятия «духовно-нравственное воспитание».


Тема 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Общие положения. Национальный воспитательный идеал. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания. Духовно-нравственное развитие и воспитание. Базовые национальные ценности. основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.


Раздел 2. Ценностное сознание — условие духовности

Тема 3. Ценностные ориентации личности.

Понятие «ценность». Ценности как основа личностного самосознания. Духовные ценности. Механизм функционирования ценностей. Классификация ценностей. Эволюция ценностей. Теория ориентации личности в мире ценностей.



Тема 4. Диагностика ценностных ориентаций личности.

Методы изучения ценностей. Концепция и метод измерения ценностей Ш. Шварца . Структура методики и процедура проведения опросника. Обработка результатов.


Раздел 3. Опыт духовно-нравственного развития личности в традициях религиозного и светского воспитания.

Тема 5. Опыт духовно-нравственного развития личности в семейном воспитании.

Базовые ценности в религиозной семье. Духовно-нравственное воспитание в конфессиональных семьях.

Особенности духовно-нравственного развития личности ребенка в современной светской семье.
Тема 6. Духовно-нравственное воспитание школьников.

Опыт духовно-нравственного воспитания в начальной школе. Духовно-нравственное воспитание подростков в общеобразовательной школе. Духовно-нравственное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования.


5.Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6. 1. Рекомендуемая литература
а) основная литература:


  1. Данилюк А. Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, «Просвещение» 2009.



б) дополнительная литература:

  1. Анисимов, С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов Москва : Мысль, 1998. – 253 с.

  2. Артюхова, И. Ценности, которые они выбирают / И. Артюхова // Директор школы. 2001. – №8. – С. 81-85

  3. Бавин, П. Координаты духовности: от храма до кошелька / П. Бавин // Социальная работа. 2007. – № 2. – С. 24-29.

  4. Вазина, К. Я. Саморазвитие человека как духовно-природный феномен / К. Я. Вазина. – Москва : Владос, 2006. – 380 с.

  5. Димитрюк, Ю. С. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников / Ю. С. Димитрюк // Библиотековедение. –2007. – №5. – С. 39-44.

  6. Имаева, Л. В. Некоторые аспекты эволюции духовных ценностей : гармоничная и негармоничная динамика / Л. В. Имаева // Инновации в образовании. 2008. - № 7. - С. 15-24.

  7. Иохин, В. Я. О наших духовных истоках / В. Я. Иохин // Национальные интересы. 2008. - № 3. - С. 46-50.

  8. Каверин, С. Б. Психология потребностей / С. Б.Каверин. Тамбов, 1996 –С. 20.

  9. Карандашев В. Н. К 21 Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – Санкт-Петербург.: Речь, 2004 - 70 с.

  10. Киреев, X. С. Кризис духовно-нравственных ценностей и приоритетов как угроза национальной безопасности России / X. С. Киреев // Безопасность Евразии. 2005. – № 2. – С. 194-205

  11. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. Оренбург: Оренбург, гос. ун-т, 1996. - 190 с.

  12. Никандров, Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. – 1998. № 3. – С.З-10.

  13. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Н. Д. Никандров // Педагогика. 2008. – № 9. – С. 3-12.

  14. Ценности отечественной духовной традиции в воспитании / авт.-сост. М. В. Захарченко, Т. А. Берсенева. Санкт-Петербург : СПбАППО, 2006. – 91 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
Рабочая программа по данному курсу, составленная преподавателями кафедры социальной педагогики ПФ ТГПУ.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс с выходом в Internet, видеомагнитофон, телевизор.


8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю
Основные формы организации обучения: многообразие тем, их синтетичность требуют применения различных форм и методов ведения занятий. проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций, лекций-бесед, лекций вдвоем (преподаватель и специалист в области этнологии)); лекции уместны в изучении сложных мировоззренческих вопросов. Спорные вопросы - смысл жизни, судьба человека, понимание свободы - лучше изучаются в диспутах или мини-конференциях. Изучение вопросов, связанных с межнациональным общением, рефлексией произведений литературы и искусства, целесообразнее организовать в форме заслушивания кратких сообщений или «диалога культур». Особое внимание отводится работе с текстами (Библия, Коран, русская философская мысль). Отдельные занятия эффективнее проводить в музеях, выставочных залах, на лекциях-концертах в филармонии. Этим достигается воспитание интереса к подлинникам искусства, сопричастность творчеству, формируется потребность посещать учреждения культуры, усваиваются правила поведения; промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, зачет.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, сбор и анализ практического материала в СМИ, ведение словаря, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.
8.2. Методические указания для студентов

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

1. Общее и особенное в религиозном и светском понимании духовности.

2. Типология духовности.

3. Духовность личности как педагогическая категория.

4. Духовность как определяющий фактор педагогических ценностей.

5. Сущность понятия «духовно-нравственное воспитание».

6. Национальный воспитательный идеал.

7. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

8. Духовно-нравственное развитие и воспитание.

9. Базовые национальные ценности.

10. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.

11. Ценности как основа личностного самосознания.

12. Духовные ценности.

13. Механизм функционирования ценностей.

14. Классификация ценностей.

15. Теория ориентации личности в мире ценностей.

16. Методы изучения ценностей.

18. Концепция и метод измерения ценностей Ш. Шварца

19.Структура методики и процедура проведения опросника. Обработка результатов.

20. Базовые ценности в религиозной семье.

21. Духовно-нравственное воспитание в конфессиональных семьях.

22. Опыт духовно-нравственного воспитания в начальной школе.

23.Духовно-нравственное воспитание подростков в общеобразовательной школе.

24. Духовно-нравственное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования



25. Особенности духовно-нравственного развития личности ребенка в современной светской семье.
Тематика рефератов

    1. Реализация принципов духовно-нравственного воспитания в современной образовательной практике.

    2. Духовно-нравственное воспитание личности в православной традиции.

    3. Духовно-нравственное воспитание в исламе.

    4. Духовно-нравственное воспитание в буддизме.

    5. Духовно-нравственное воспитание в иудаизме.

    6. Духовно-нравственное воспитание в католицизме.

    7. Духовно-нравственное развитие школьников при изучении курса «Основы религиозной культуры и светской этики».


Перечень вопросов к зачету


    1. Каковы основные предпосылки современного системного кризиса в России?

    2. Как формируется мировоззрение человека и противоречия в нем?

    3. Что такое духовная культура и из каких составляющих она складывается?

    4. Как вы думаете, почему знания о человеке не приобрело столь же общего признания и уважения, как знание о природе и обществе?

    5. Верно ли, что существует генетически предопределенная судьба человека?

    6. Если человека лишить агрессивности, не превратится ли он в эмоционального калеку?

    7. Не являются ли неврозы, многие формы преступности, алкоголизм следствием того, что человек не справился с противоречием: жить страстями или быть выше их?

    8. Какова сущность религиозного понимания духовности?

    9. Какова сущность светского понимания духовности?

    10. Каковы отличительные особенности подлинной духовности, псевдодуховности, бездуховности?

    11. Означает ли, что нравственное воспитание – это всегда духовное воспитание личности?

    12. Каковы уровни развития нравственного сознания?

    13. Каковы сущностные особенности духовно-нравственного воспитания?

    14. Каковы цели и задачи современной концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России?

    15. Охарактеризуйте национальный воспитательный идеал.

    16. Каковы основные концептуальные положения духовно-нравственного развития и воспитания.

    17. Охарактеризуйте базовые национальные ценности.

    18. Раскройте содержание основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания.

    19. Какие проблемы возникают при реализации принципов духовно-нравственного воспитания в современной системе образования?

    20. Раскройте сущность понятий «ценность», «духовные ценности»

    21. Каков механизм формирования личностной системы ценностей?

    22. Охарактеризуйте методы изучения личностной системы ценностей.

    23. Охарактеризуйте методику измерения ценностей Ш. Шварца.

    24. Каковы особенности духовно-нравственного воспитания в конфессиональных семьях.

    25. Каковы проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка в современной светской семье?

    26. Каковы особенности духовно-нравственного воспитания в современной образовательной практике на разных этапах становления личности школьника?

Программа составлена для специальности 031300.00 «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью.


Программу составили:

к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики ___________Яковлева А.Г.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол №_______от ______________2013г.
Зав. кафедрой социальной педагогики ___________Смышляева Л. Г.
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета ТГПУ
Председатель

методической комиссии Педагогического факультета __________Яркина Т.Н.


Согласовано:

Декан Педагогического факультета __________Титова Г.Ю.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница