Программа дисциплины дпп в. 02 Современные воспитательные системы



Скачать 143.12 Kb.
Дата04.06.2016
Размер143.12 Kb.
Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

___________________________

«____» _______________2012 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП В.02 Современные воспитательные системы

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)

1. Цель и задачи дисциплины
Цель учебной дисциплины «Современные воспитательные системы» - углубление знаний о современных воспитательных системах образовательных учреждений и социума.

Задачи:

1. Систематизировать знания о воспитательной системе как категории педагогики.

2. Ознакомить с особенностями структуры и содержания воспитательных систем.

3. Сформировать представление о специфике разработки и анализа воспитательных систем.


2. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса студент должен



знать и понимать:

- особенности современных воспитательных систем;

- специфику разработки и анализа воспитательных систем.
3. Объём дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной деятельности

Всего часов

Семестр 7

Общая трудоёмкость дисциплины

38

38

Аудиторные занятия

18

18

Лекции





Практические занятия (ПЗ)

18

18

Семинары (С)





Лабораторные работы (ЛР)





И (или) другие виды аудиторных занятий





Самостоятельная работа

20

20

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

+

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет

Зачет - 7 сем.


4. Содержание дисциплины
4.1 Разделы дисциплины и виды занятий




Раздел дисциплины

Лекции

Практические

занятия


Самостоятельная работа


1

Воспитательная система как категория педагогики

-

2

4




Современные образовательные практики.

-

4

4

2

Воспитательные системы образовательно-воспитательных учреждений и социума.

-

4

4

3

Современные воспитательные системы Запада.

-

4

4

4

Моделирование воспитательной системы

-

4

4




Всего

-

18

20


4.2. Содержание разделов дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Воспитательная система как категория педагогики.

Тема 1. Воспитательная система как категория педагогики.(2 часа)

Системный подход в воспитании. Понятия «система воспитательной работы» и «воспитательная система». Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов. Свойства воспитательных систем. Механизмы, этапы и методика развития воспитательной системы. Исторический аспект становления понятия «воспитательная система».


РАЗДЕЛ 2. Современные образовательные практики.

Тема 2. Образовательные парадигмы и образовательные практики. (4 часа)

Толкование термина «парадигма». Социокультурный и антропологический подходы в образовании.

Личностно-отчужденная парадигма системы образования и ее характеристика. Личностно-ориентированная парадигма и ее особенности.

Взаимосвязь образовательной практики и парадигмы. Отношение к результатам образования в разных образовательных практиках.

Характеристика воспитательных парадигм. Педагогическая парадигма. Андрологическая парадигма. Акмеологическая парадигма. Коммуникативная парадигма. Андрологическая парадигма. Коммуникативная парадигма.
РАЗДЕЛ 3. Воспитательные системы образовательно-воспитательных учреждений и социума.

Тема 3. Воспитательная система школы.(2 часа)

Критерии и показатели определения школы как воспитательной системы. Критерии и показатели развития воспитательной системы школы. Критерии и показатели организационного состояния воспитательной системы школы. Диагностика наличия и состояния воспитательной системы школы.

Школьный коллектив – ядро воспитательной системы школы.

Классный руководитель в воспитательной системе школы. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы.

Личность ребенка в гуманистической воспитательной системе школы.

ОТ Воспитательной системы к воспитательному пространству.



Тема 4. Характеристика современных воспитательных систем. (2 часа)

Воспитательная система сельской школы. Воспитательная система в городе-курорте Геленджик. Воспитательная система «Мастерская достижений». Воспитательная система центра образования №1601 как развивающее сообщество педагогов, учащихся и их родителей. Воспитательная система как школа практического гуманизма. Воспитательная система школы «Юла». Воспитательная система «Школа социального успеха. Воспитательные системы социума: пионерская организация: история возникновения, становления и развития. Скаутизм как воспитательная система.


РАЗДЕЛ 3. Современные воспитательные системы Запада.

Тема 5. Теоретические основы современных воспитательных систем. (2 часа)

Основные воспитательные теории и идеи: биогенетическая концепция; социогенетическая концепция; технократическая концепция; гуманистическая концепция.

Гуманистическая психология как основа гуманистической концепции. Философские основания гуманистической психологии: неопрагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм.

Тема 6. Характеристика современных воспитательных систем. (2 часа)

Школа как воспитательная система. Неформальные объединения детей и молодежи: взаимодействие с ними в процессе целенаправленного воспитания. Современное детско-юношеское движение: воспитательный потенциал, содержание и методика деятельности, проблемы. Развитие индивидуальности и самоактуализации личности в воспитательном процессе. Воспитательная система класса.


РАЗДЕЛ 4. Моделирование воспитательной системы.

Тема 4. Моделирование воспитательной системы школы. (4 часа)

Воспитывающая среда: понятие, сущность, проблемы. Факторы и условия, влияющие на процесс моделирования воспитательной системы.

Социокультурная среда как фактор воспитания: понятие. Сущность, основные слагаемые. Пути развития культурной среды общеобразовательной школы. Программа построения воспитательной системы. Технология разработки воспитательной системы образовательного учреждения.

Ученическое самоуправление в современной школе. Методика создания и развития ученического самоуправления. Методика и техника подготовки и проведения различных форм воспитательной работы.


5.Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература
а) основная литература:


  1. Воспитательная деятельность педагога : учеб пособие./И.А. Колесникова [и др.] ; под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. – Москва : «Академия», 2006.

  2. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы : учебное пособие для педагогических вузов / В. С. Кукушин. – Изд. 2-е., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону : МарТ, 2004.

  3. Педагогика : учебник / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. Л. П. Крившенко. – Москва : Проспект, 2004.


б) дополнительная литература:


  1. Борытко, Н. М. Как разработать воспитательную систему в образовательном учреждении / Н. М. Борытко // Воспитательная работа в школе. – 2007. – №1.

  2. Бочарова, Т. В. Воспитательная система центра образования №1601 как развивающее сообщество педагогов, учащихся и их родителей / Т. В. Бочарова, Е. Н. Козырева // Воспитательная работа в школе. – 2006. – №4.

  3. Воспитательная система в городе-курорте Геленджик.// Воспитательная работа в школе. – 2005. –№1.

  4. Гаврилин, А. В. Диагностика наличия и состояния воспитательной системы школы / А. В. Гаврилин //Классный руководитель. – 2007. – №8.

  5. Григорьев, Д. Г. Критерии и показатели организационного состояния воспитательной системы школы. .// Воспитательная работа в школе. – 2007. – №4.

  6. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня ; под ред. Н.Л.Селивановой. – Москва, 1998.

  7. Иванов, А. П. Пути развития культурной среды общеобразовательной школы / А. П. Иванов //Воспитательная работа в школе. – 2007. – №3.

  8. Караковский, В. А. Воспитательная система школы : Педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. – Москва, 1987.

  9. Караковский, В.А. Школа практического гуманизма / В. А. Караковский, Д. Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе. – 2007. – №1.

  10. Молчанова, Л. Ю. Воспитательная система школы «Юла» / Л. Ю. Молчанова // Воспитательная работа в школе. – 2007. – №2.

  11. Петунин, О. О. Воспитательная система «Мастерская достижений» / О. О. Петунин, М. А. Шошина // Воспитательная работа в школе. – 2006. – №1.

  12. Понизовская, Л. И. Воспитательная система в сельской школе / Л. И Понизовская, Е. Н. Степанов // Классный руководитель. – 2005. – №4.

  13. Селиванова, Н.Н. Критерии и показатели развития воспитательной системы школы / Н. Н. Селиванова // Воспитательная работа в школе. – 2007. – №4.

  14. Степанов, П. Н. Критерии и показатели определения школы как воспитательной системы / П. Н. Степанов // Воспитательная работа в школе. – 2007. – №4.

  15. Степанов, П. Н. Проблемы мониторинга воспитательной системы школы / П. Н. Степанов // Воспитательная система школы. – 2006. – №4

  16. Черенкова, И. В. Воспитательная система «Школа социального успеха» / И. В. Черенкова // Воспитательная работа в школе. 2007. – №4.


6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины
Рабочая программа, составленная преподавателем кафедры социальной педагогики ПФ; фонды библиотеки ТГПУ, методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
7. Материально – техническое обеспечение дисциплины

Телевизор, видеомагнитофон, аудиопроигрыватель, видеопроектор, компьютерный класс.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8.1. Методические рекомендации для преподавателей
Содержание учебной программы дисциплины «Современные воспитательные системы» реализуется посредством лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.

Рекомендуемые виды лекций: традиционная, лекция-беседа, проблемная лекция, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция-пресс-конференция.

Рекомендуемые виды семинаров:    вопросно–ответный семинар, развернутая беседа, семинар с использованием докладов, семинар с использованием рефератов, теоретическая конференция, семинар–пресс–конференция, комментированное чтение первоисточников, семинар по методу малых групп, семинар – дискуссия, семинар – деловая игра, семинар – контрольная, семинар – коллоквиум.

Рекомендуемые методы обучения: кейс-метод (анализ конкретных-ситуаций), дискуссия, имитационные упражнения, мозговой штурм, деловая игра, метод проекций, консультация.

Рекомендуемые виды самостоятельных работ: конспектирование, реферирование, анализ учебных ситуаций, составление кроссвордов, опорных схем (с использованием техники кодирования информации), разработка тестовых заданий, сценариев учебных (игровых) ситуаций, планов дискуссий, формулирование вопросов к обсуждению.

Рекомендуемые методы текущего контроля знаний обучающихся: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое эксресс-тестирование, контрольная работа, итоговое тестирование, собеседование (зачет).


8.2. Методические указания для студентов
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Охарактеризуйте воспитательную систему Л. Н. Толстого.

  2. Охарактеризуйте воспитательную систему В. Н. Сороки-Росинского.

  3. Охарактеризуйте воспитательную систему Я. Корчака.

  4. Охарактеризуйте воспитательную систему Р. Штайнера.

  5. Охарактеризуйте воспитательную систему М. Монтессори.

  6. Охарактеризуйте воспитательную систему А. С. Макаренко.

  7. Охарактеризуйте воспитательную систему В. А. Сухомлинского.

  8. Проанализируйте современные воспитательные системы (В. А. Караковского, Л. Н. Тубельского, В. С. Библера, Е. А. Ямбурга и др.) на основе критерий и показателей наличия и развития воспитательной системы.

  9. Продиагностируйте наличие и состояние воспитательной системы вашей школы.

  10. Как осуществляется мониторинг результатов педагогического воздействия?

  11. Разработайте проект воспитательной системы образовательного учреждения.


Примерная тематика рефератов
1. Первый кадетский корпус как гуманистическая воспитательная система.

2. Гимназия К.Мая: сохранение и развитие школьных традиций.

3. Идеи С.А.Рачинского как основа создания гуманистических воспитательных систем сельских школ.

4. Школа Е.С.Левицкой в Царском Селе: опыт создания «новых школ» в России.

5. Школа Саммерхилл – система свободного воспитания.

6. Воспитательные системы 20-х годов.

7. Школа Бруно Беттельгейма: безнадежных не бывает.

8. Агрошкола-интернат как воспитательная система.

9. Воспитательная система П.Г.Година: подготовка молодежи к труду.

10. Воспитательная система детского лечебно-профилактического учреждения: социально-педагогическая реабилитация детей с ослабленным здоровьем.


Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Особенности системного подхода в воспитании.

  2. Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов.

  3. Свойства воспитательных систем.

  4. Механизмы, этапы и методика развития воспитательной системы.

  5. Критерии и показатели определения школы как воспитательной системы.

  6. Критерии и показатели развития воспитательной системы школы.

  7. Критерии и показатели организационного состояния воспитательной системы школы.

  8. Диагностика наличия и состояния воспитательной системы школы.

  9. Классный руководитель в воспитательной системе школы.

  10. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы.

  11. Характеристика воспитательной системы сельской школы.

  12. Характеристика воспитательной системы в городе-курорте Геленджик.

  13. Характеристика воспитательной системы «Мастерская достижений».

  14. Характеристика воспитательной системы центра образования №1601 как развивающего сообщество педагогов, учащихся и их родителей.

  15. Характеристика воспитательной системы как школы практического гуманизма.

  16. Характеристика воспитательной системы школы «Юла».

  17. Характеристика воспитательной системы «Школа социального успеха»

  18. Характеристика пионерской организации как воспитательной системы.

  19. Характеристика скаутизма как воспитательной системы.

  20. Характеристика программа построения воспитательной системы.

  21. Особенности технологии разработки воспитательной системы образовательного учреждения.

Программа составлена для специальности 031300.00 «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью.


Программу составили:

доцент кафедры социальной педагогики, к.п.н. _______________Смышляева Л.Г.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол № ______от ___________2012 г.
Зав. кафедрой______________ Яковлева А.Г.
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета ТГПУ
Председатель

методической комиссии педагогического факультета _____________Яркина Т.Н.


Согласовано:

Декан педагогического факультета ______________________Титова Г.Ю.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница