Программа дисциплины «Экспериментальная психология»



Скачать 388.93 Kb.
Дата26.06.2016
Размер388.93 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Старооскольский филиал

Рабочая программа дисциплины

«Экспериментальная психология»
Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование


Профиль подготовки

Начальное образование и Информатика



Старый Оскол, 2013



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


    1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Экспериментальная психология» относится к профессиональному циклу дисциплин Б3.Б.1.4 и является обязательной дисциплиной по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование профиль Начальное образование и Информатика.

Программа курса предназначена для теоретической и практической подготовки к одной из составляющих профессиональной деятельности педагога начального образования – исследовательской деятельности. Данную учебную дисциплину дополняет последующее и параллельное освоение курсов «Педагогическая психология», «Психология развития», «Социальная психология», «Психология человека», «Основы математической обработки информации».

Основными формами аудиторных занятий являются лекции, практические и лабораторные занятия. Программой допускается перестановка отдельных тем курса с сохранением общего времени для аудиторных занятий и соотношения между практическими и лекционными занятиями.

Программа дисциплины «Экспериментальная психология» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование.


    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Цели:

  1. Формирование у студентов представлений об основных категориях экспериментальной психологии, закономерностях психического отражения, ознакомления студентов с наиболее известными психологическими теориями.

  2. Овладение основами основных теоретико-эмпирических методов психологических исследований, теории и практики проведения экспериментальных исследований, приобретение специальных знаний по планированию психологических экспериментов.


Задачи:

  • сформировать знания о теоретических основах экспериментальной

  • психологии.

  • познакомить с отраслями и методами психологии.

  • сформировать представление о психологии познавательных процессов как функции отражения.

  • сформировать знания об основных психологических теориях личности.

  • способствовать воспитанию профессионала с психолого-педагогическим мышлением, способного к взаимодействию с социумом и диалогу со специалистами различного профиля.

  • сформировать представление о системе научных методов в психологии.

  • обеспечить условия для овладения нормативами экспериментального метода и усвоения знаний по основным схемам исследований, служащих цели эмпирической проверки психологических гипотез.

  • стимулировать самостоятельную деятельность для овладения основными определениями, классификациями и проблемами планирования экспериментов.



1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.3.1. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ОК/ПК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способен решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

- готов применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

- способен осуществлять педагогическое сопровождение процессов и социализации профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

- способен использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).

1.4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:


Знать:

Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-1

3-1

- основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества

3-2

- основы просветительской деятельности

ОК-6

З-1

- основные средства и приемы педагогического общения

З-1

- способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса

ОК-7

З-1

- способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса

З-2

- особенности социального партнерства в системе образования

ОПК-2

З-1

- основные закономерности взаимодействия человека и общества

З-2

- основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества

ОПК-4

З-1

- основные закономерности взаимодействия человека и общества

З-2

- способы профессионального самопознания и саморазвития

ПК-2

З-1

- основные механизмы социализации личности

З-2

- основы просветительской деятельности

ПК-3

3-1

- современные информационные технологии, используемые в образовании

З-2

- основные способы математической обработки информации

ПК-4

З-1

- основные механизмы социализации личности

З-2

- основы просветительской деятельности

ПК-5

3-1

- современные информационные технологии, используемые в образовании

З-2

- теории и технологии обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности, сопровождения субъектов педагогического процесса

ПК-6

3-1

- основные средства и приемы педагогического общения

З-2

- способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса

ПК-13

3-1

- современные информационные технологии, используемые в образовании

З-2

- основные способы математической обработки информации


Уметь:

Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-1

У-1

- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

У -2

- применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности

ОК-6

У-1

- использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранном языках в учебной и профессиональной деятельности

У-2

- взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса

ОК-7

У-1

- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации

У -2

- взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса

ОПК-2

У-1

- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

У -2

- применять экономические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности

ОПК-4

У-1

- оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач

У -2

- системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции

ПК-2

У-1

- системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции

У -2

- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации

ПК-3

У-1

- использовать современные информационно- коммуникационные технологии в процессе образовательной деятельности

У -2

- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач

ПК-4

У-1

- применять экономические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности

У-2

- системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции

ПК-5

У-1

- использовать современные информационно- коммуникационные технологии в процессе образовательной деятельности

У-2

- оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач

ПК-6

У-1

- использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранном языках в учебной и профессиональной деятельности

У-2

- взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса

ПК-13

У-1

- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

У-2

- использовать современные информационно- коммуникационные технологии в процессе образовательной деятельности



Владеть:

Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-1

В-1

- способами проектной и инновационной деятельности в образовании

В-2

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды

ОК-6

В-1

- различными способами коммуникации в профессиональной деятельности

В-2

- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса

ОК-7

В-1

- различными способами коммуникации в профессиональной деятельности

В-2

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды

ОПК-2

В-1

- технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний

В-2

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений

ОПК-4

В-1

- навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля

В-2

- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения

ПК-2

В-1

- способами проектной и инновационной деятельности в образовании

В-2

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды

ПК-3


В-1

- способами проектной и инновационной деятельности в образовании

В-2

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений

ПК-4

В-1

- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения

В-2

- способами проектной и инновационной деятельности в образовании

ПК-5

В-1

- навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения

В-2

- способами проектной и инновационной деятельности в образовании

ПК-6

В-1

- различными способами коммуникации в профессиональной деятельности

В-2

- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса

ПК-13

В-1

- основными методами математической обработки информации

В-2

- навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Общая трудоемкость дисциплины «Экспериментальная психология» составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.

Вид учебной работы

Форма обучения

Очная

Семестр № 6

Всего часов по дисциплине: 36


Кол-во часов на вид учебной работы:

Аудиторные занятия (всего)

16

В том числе:




Лекции (Л)

6

Практические занятия (ПЗ)


10

Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

20

В том числе:




Индивидуальные домашние задания

12

Тестирование компьютерное

8

Всего:

36

Промежуточная аттестация

Зачет

(З)


Экзамен (Э)

З


3.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Наименование тем учебной дисциплины

Содержание тем

в дидактических единицах



Тема 1. Специфика научного подхода к изучению действительности


Религия, искусство, наука как способы понимания, переживания и овладения действительностью. Логические основания знания и гносеологическая проблема. Соотношение веры и знания. Наука как деятельность, непосредственные цели науки. Мотивация научной деятельности. Ведущие принципы научного подхода к действительности. Понятие объекта и предмета науки. Основные пути построения науки. Проблема методологии естественных и гуманитарных наук, сциентизм и герменевтика. Представление о конце науки, идеология прагматизма как отражение запросов постиндустриальной цивилизации, взгляд на мир с точки зрения технологии и проектирования, новые подходы, новые требования к знанию.



Тема 2. Проблема научного факта и метода исследования


Соотношение понятий “факт” и “явление”. Различные философские подходы к интерпретации понятия “факт”. Требования, предъявляемые к научному факту. Проблема взаимовлияния рационального и эмпирического, теории и регистрируемых фактов. Смысл обнаружения (получения) и описания фактов. Умение различать эмпирические и теоретические понятия, описательные и объяснительные термины. Понятие метода науки. Требования, предъявляемые к научному методу. Классификации методов научного исследования. Принцип объективности и проблемы, связанные с его применением в методологии гуманитарных наук. Идея двух методологий: сциентизм и герменевтика.



Тема 3. Этапы научного исследования


Познание как процесс. Логика научного исследования. Эмпирический, теоретический и прикладной этапы процесса научного познания. Методологические проблемы эмпирического этапа научного исследования. Проблема языков описания. Логические операции теоретического этапа исследования. Описательные и объяснительные, эмпирические и теоретические понятия и термины, их обозначающие . Научные гипотезы и теории. Признаки “хороших гипотез“. Требования, предъявляемые к научным теориям. Общая схема процесса научного познания с точки зрения эмпирико-позитивистского подхода.



Тема 4. Методология психологического исследования


Объект и предмет психологии. Психическое и физическое в определении предмета психологии. Принятие решения с позиций логического позитивизма и философии прагматизма. Поведение в качестве предмета научной (экспериментальной) психологии. Вопрос о субъекте поведения. Личность, поведение, ситуация как ведущие концепты психологической науки. Понимание поведения в терминах взаимодействия личности и ситуации.



Тема 5. Виды переменных в психологическом исследовании



Понятие переменной. Понятие измерения. Надежность измерения. Объективные и субъективные шкалы. Классификации переменных. Гипотетическая природа психических переменных. Продуктивность конструкта. Операционализм и проблема определений гипотетического конструкта. Уровни построения психологического знания.



Тема 6. Методы психологического исследования

Классификации методов. Качественные и количественные. Группы методов по Б.Г.Ананьеву: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы интерпретации.



Тема 7. Специфика экспериментального метода

Понятие научного эксперимента. Необходимые условия грамотно построенного эксперимента. Безупречный эксперимент. Виды и критерии валидности экспериментальных данных. Факторы, затрудняющие достижение внутренней валидности эксперимента. Понятие экспериментального плана. Протокол эксперимента, отчет об исследовании.



Тема 8. Основные процедуры экспериментального исследования

Структура исследования. Проблемы, цели, задачи. Рабочая концепция исследования. Рабочая гипотеза. Общая и центральная гипотеза. Понятие “контр-гипотезы”. Виды проверки гипотез.
Понятие пилотажного исследования. Инструментарий исследования. Аналитические процедуры. Факторное планирование. Способы представления данных. Способы обработки и интерпретации. Проблемы заключительных обобщений.



Тема 9. Методы статистической обработки данных


Описательная статистика. Экспериментальные данные и их значения. Виды экспериментальных данных и типы используемых шкал (наименований, порядка, интервалов, отношений). Операции, разрешенные для каждого типа шкал. Популяция или генеральная совокупность. Параметры распределения: мода, медиана, среднее арифметическое, размах вариаций, среднее отклонение, дисперсия, стандартное отклонение. Кривая нормального распределения и ее свойства. Проверка распределения на нормальность. Индуктивная статистика или статистическая проверка гипотез. Нулевая и альтернативная гипотеза. Параметрические и непараметрические критерии, область их применения. Корреляционный анализ. Дисперсионный анализ. Факторный анализ. Кластерный анализ.



3.2. ПРАКТИКУМ


№ практического занятия

Содержание практического занятия

Кол-во часов

1

1. Принцип объективности и проблемы связанные с его реализацией в контексте гуманитарных наук.

2. Проблема научного факта, эмпирического и теоретического уровней познания.



2

2

1. Методологические проблемы эмпирического исследования познавательной сферы личности.

2. Эмпирическое исследование когнитивных способностей младших школьников.

3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.


2

3

1. Методологические проблемы эмпирического исследования эмоционально-волевой сферы личности обучающихся.

2. Эмпирическое исследование эмоционально-волевой сферы личности младших школьников.

3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.


2

4

1. Методологические проблемы эмпирического исследования личности обучающихся.

2. Эмпирическое исследование личности младших школьников.

3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.


2

5

1.Методологические проблемы эмпирического исследования коммуникативных способностей обучающихся.

2. Эмпирическое исследование межличностных отношений младших школьников.

3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.


2

Итого




10


БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА БРС



Номер учебной темы

Т1

Т2

Т3

Т4

Т5

Т6

Т7

Т8

Т9




Спрямая соединительная линия 1одержание учебной дисциплины (модуля)

Виды учебной работы



Специфика научного подхода к изучению действительности

Проблема научного факта и метода исследования

Этапы научного исследования

Методология психологического исследования



Виды переменных в психологическом исследовании

Методы психологического исследования

Специфика экспериментального метода

Основные процедуры экспериментального исследования

Методы статистической обработки данных

Итог

Количество баллов (max)




























100

№ учебной недели
































































Посещение лекции, конспектирование

5

5

5

15

Работа на практических занятиях

4

4

4

4

4

20

Тестирование компьютерное

2

2

2

2

2

10

Выполнение индивидуальных домашних заданий

3

3

3

3

3

15

Зачет
















40




Оценка

Оценка по национальной шкале

Оценка по шкале ECTS

Оценка

Объяснения

90-100

Отлично (зачтено)

А

Отлично (отличное выполнение лишь с незначительным количеством ошибок)

82-89

Хорошо (зачтено)

B

Очень хорошо (выше среднего уровня с несколькими ошибками)

70-81

С

Хорошо (в целом правильное выполнение с определенным количеством существенных ошибок)

63-69

Удовлетворительно (зачтено)

D

Удовлетворительно (неплохо, но со значительным количеством недостатков)

50-62

E

Достаточно (выполнение удовлетворяет минимальные критерии)

26-49

Неудовлетворительно (незачтено)

FX

Неудовлетворительно (с возможностью повторной сдачи)

0-25

 

F

Неудовлетворительно (с обязательным повторным курсом)


5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

п/п

Наименование

Автор(ы)

Год и место издания

1

2

3

4




Экспериментальная психология в России. Традиции и перспективы : Электронный ресур

Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785927001965.html



Барабанщиков В.А.

Москва : Ин-т психологии РАН, 2010.



Экспериментальная психология

Дружинин В.Н.

СПб.: Питер, 2011



Экспериментальная психология в схемах и комментариях

Худяков А.И.

СПб.: Питер, 2010


5.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

п/п

Наименование

Автор(ы)

Год и место издания

1

2

3

4

1

Психология общая: экспериментальная психология: учебник для педагогических вузов

Ратанова Т.А. Домашенко И.А.

М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005

2

Экспериментальная психология

Дружинин В.Н.

СПб.: Питер, 2008

3

Экспериментальная психология: хрестоматия

под. ред. Романовой Е.С.

СПб.: Питер, 2007

4

Введение в психологический эксперимент

Корнилова Т.В.

М.: МГУ, 2012.




    1. БАЗЫ ДАННЫХ, ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ

И ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ
База данных библиотеки СОФ НИУ «БелГУ», тематические базы данных www.physics.vir.ru, ufn.ru/ru/articles/, РУБРИКОН, АРБИКОН, Научная электронная библиотека, Университетская информационная система РОССИЯ, Российская государственная библиотека, http://www.isukzn.ru/ Информационный интернет-канал «Наука и инновации» ( http://www.rsci.ru), Международный научно-технический центр (МНТЦ) - www.istc.ru, Наука и инновации в регионах России ( http://regions.extech.ru), Наука и технологии РФ ( http://www.strf.ru). Система Интернет-сервисов тестирования НТ-LINE (http:// www.ht-line.ru). Экспериментально-диагностический комплекс ЭДК (http:// eds.pu.ru). Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: http:// www.ht.ru, http:// www.psytest.ru, http://koob.ru, http://ihtik.lib.ru, http://elibrary.ru,http://vsetesti.ru, http://azps.ru, http://www.imaton.ru.
5.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе самостоятельной работы студенты должны усвоить основные понятия и терминологию дисциплины, должны уметь анализировать теории, концепции и подходы различных научных и исторических направлений и школ, сравнивать, обобщать систематизировать теоретический материал, применять полученные теоретические знания на практике, как в процессе решения учебных задач, так и в реальных жизненных ситуациях. В процессе работы над теоретическим материалом следует обращаться к рекомендованной основной и дополнительной литературе, поскольку изучение материала строится на основе высокой познавательной активности.

Информация студентов и преподавателей факультета о новых поступлениях литературы и периодических изданий осуществляется научно-библиографическим отделом (НБО) библиотеки СОФ НИУ «БелГУ» посредством проведения открытых просмотров, дней информации, распространения бюллетеней новых поступлений и с помощью электронного каталога новых поступлений. В научном читальном зале и на абонементе библиотеки постоянно действуют выставки книжных новинок. Справочно-информационный и поисковый аппарат библиотеки включает в себя систему каталогов и тематических картотек.

В библиотеке работает зал электронной информации для использования электронных баз данных, мультимедиа. Библиотека подключена к локальной сети университета, имеется выход в Интернет, создан web-сервер (www.bsu.edu.ru:8802).

Методические рекомендации по подготовке к тестированию

Если студенты впервые принимают участие в тестировании, то необходимо заранее познакомить их с данной формой работы.

Готовясь к контролю, преподаватель обучает студентов приемам работы с заданиями теста. Задания формулируются в письменной или устной форме (в зависимости от сложности формулировки), на доске обязательно записываются варианты ответов. Дается установка:


  • выполните задание;

  • верный ответ есть, и он только один;

  • найди букву, под которой записан правильный ответ.

Идет фронтальная работа, в ходе которой студенты находят и обосновывают верный ответ.

Существуют три способа выбора правильного ответа:



  • сравнение всех приводимых вариантов ответа на данный вопрос;

  • самостоятельное решение проблемы с последующим сравнением полученного результата и предложенных вариантов;

  • установление ошибочности предложенных вариантов.

В тесте используются задания различной формы.

  1. С выбором одного (правильного) ответа из числа 3-5 предлагаемых вариантов.

  2. На установление соответствия между элементами.

3. На установление правильной последовательности в ряду предлагаемых элементов.

Разберите с обучающимися тренировочные задания, обсудите способы их выполнения и проверки.

Вторая часть тестов содержит задания различного типа:


  • с кратким свободным ответом;

  • с развернутым ответом.

В начале работы с заданиями дается установка:

  • выполните задание;

  • ответ запишите на отдельном листе;

  • мысли выражайте кратко, логично, последовательно.

Ответы на вопросы заданий данной части полностью записываются на доске, каждый шаг - с новой строки.
Примерная тематика рефератов (докладов, сообщений)

  1. Экспериментальные исследования восприятия.

  2. Эксперимент и наблюдение как эмпирические методы исследования.

  3. Становление экспериментальной психологии.

  4. Эксперимент как метод проверки гипотез.

  5. Особенности эксперимента в психологии познавательных процессов.

  6. Эксперимент в педагогической психологии.

  7. Экспериментальное исследование познавательных процессов младших школьников.

  8. Экспериментальные и диагностические исследования личности младших школьников.

  9. Эксперимент и квазиэксперимент.

  10. Эксперимент как метод установления причинных отношений.

  11. Ограничения и возможности эксперимента в психологии.

  12. Обоснование как обсуждение конкурирующих интерпретаций.

  13. Эксперимент в системе эмпирических методов.

  14. Эксперимент в психологии активности (В.А.Петровский).

  15. Эксперимент как основание эмпирической загруженности теории.

  16. Практическая значимость эксперимента.

  17. Эксперимент и проблемы понимания в психологии.

  18. Эксперимент как метод изучения в естественных науках и его применение при изучении психики младших школьников.

  19. Эксперимент и проблемы смысла поведения.

  20. Возможность изучения личности школьника посредством эксперимента.

  21. Развитие экспериментирования в психологии и формирование парадигмы.

  22. Влияние личности экспериментатора на результаты исследования.

Рекомендации по работе с рефератом

Реферат представляет собой краткое изложение основного содержания научного труда. Отличие реферата от аннотации заключается в том, что аннотация передает содержание произведения в предельно сжатой форме, а реферат отражает его более подробно, включая определения, выводы и т.д.

Различают две разновидности рефератов:

а) передающие содержание одной книги или научной проблемы,

б) суммирующие данные нескольких источников по одной определенной теме.

Особенностью реферата является то, что он может охватывать не все содержание статьи, а лишь ту часть, в которой рассматривается вопрос, интересующий референта.

Прежде чем приступать к составлению реферата, ознакомьтесь с содержанием источников. Отберите сведения, нужные вам для раскрытия темы. НЕ вносите в реферат лишней информации. Составляя реферат, помните, что обычно содержание произведения излагается своими словами, т.е. словами референта. Если используются дословные извлечения из текста, они оформляются как цитаты с обязательной ссылкой на автора, издание и указанием точных страниц.

К реферату необходимо указать библиографический список использованной литературы.

Библиографический список – это расположенный в определенном порядке перечень точных библиографических описаний книг и статей по отдельным вопросам, проблемам (или литературы, использованной в процессе выполнения той или иной научной работы).

Библиографическое список оформляется по ГОСТу.



5.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО освоению ДИСЦИПЛИНы

Учебная работа по дисциплине проводится в форме лекций и практических занятий. Формой итогового контроля является зачет по курсу «Экспериментальная психология». На лекционных занятиях студентам сообщаются теоретические сведения, приводятся факты и комментарии по истории вопроса, все теоретические положения иллюстрируются примерами. Основные темы курса отрабатываются и разбираются на практических занятиях. Практические занятия, построенные по принципу обратной связи, ориентированы на расширение и углубление теоретических знаний и практических навыков по основным проблемам курса. Часть вопросов курса выносится на самостоятельное изучение, проверка усвоения этого материала организуется как подготовка докладов, сообщений, рефератов, составление тестов, структурно-логических схем, конспектов статей и т.д.


5.6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

В процессе обучения для оценки усвоенных знаний по дисциплине используются тестовые задания в системе «Пегас», Mirax, лицензированный психодиагностический инструментарий ИМАТОН.



Итоговая оценка выставляется на основе совокупного рейтинга по дисциплине, по критериям заданным в балльно-рейтинговой системе: оценивание на основе рейтинговой шкалы в 100 баллов максимального значения, «неудовлетворительно»/(незачтено) - 49 и менее баллов, «удовлетворительно»/(зачтено) - 50-69 баллов, «хорошо»/(зачтено) - 70-89 баллов, «отлично» /(зачтено) - 90-100 баллов.

Примерный перечень вопросов для зачета

1. Основные формы познавательной деятельности человека.


2. Логические основания знания. Понимание и познание.
3. Наука как особая форма познавательной деятельности.
4. Проблема реального предмета науки. Понятие гипотетического конструкта.
5. Современные тенденции: кризис гносеологии и конец науки как традиционного подхода к знанию.
6. Принцип объективности и проблемы связанные с его реализацией в контексте гуманитарных наук.
7. Проблема научного факта, эмпирического и теоретического уровня познания.
8. Проблема метода естественных и гуманитарных наук. Общая логика научного исследования.
9. Эмпирический этап исследования: понятие, цели, задачи, методы получения, описания и систематизации фактов, возникающие проблемы и подходы к их решению.
10. Научные гипотезы: определение понятия, цель выдвижения, структура, критерии научности, проблема верификации и фальсификации научной гипотезы.
11. Научная теория: определение, требования, предъявляемые к научной теории, проблема научной истинности теории.
12. Общая схема экспериментального исследования в психологии.
13. Поведение индивида в ситуации как предмет научной психологии.
14. Представление о динамике внешних и внутренних условий детерминирующих поведение: варианты подходов.
15. Проблема измерений в психологии.

16. Виды переменных в экспериментальной психологии.


17. Номотетический и идеографический подходы к психологическим исследованиям.
18. Организационные экспериментальные методы: сравнительно-генетический метод; лонгитюдный метод; метод пилотажного исследования; полевое исследование; лабораторное исследование.
19. Преимущества метода эксперимента. Недостатки и ограничения метода эксперимента.
20. Эмпирические методы: наблюдение; самонаблюдение; метод тестов; эксперимент.

21. Этапы научного исследования. Рассказать о планировании и организации эксперимента; об обработке и интерпретации результатов.


22. Этапы научного исследования. Рассказать о формулировке обобщающих выводов. Правила подготовки научного отчета.
23. Описательная статистика: понятие и решаемые задачи.
24. Виды данных и типы шкал измерения. Понятие нормального распределения, его основные свойства.
25. Генеральная совокупность и экспериментальная выборка. Методы отбора испытуемых для участия в исследовании.

26. Влияние личности экспериментатора на результаты эксперимента. Способы снижения влияния артефактов на результаты исследования.


Критерии оценки:

При проведении зачета предусмотрена двухбалльная оценка знаний студентов – «зачтено» и «не зачтено».

Оценка «зачтено» выставляется студенту, который в полном объеме усвоил программный материал, выполнил практические работы, успешно проходил тестирование, не допускает существенных ошибок в ответах на поставленные вопросы.

Оценка «не зачтено» выставляется студенту, который освоил учебный материал не в полном объеме, не выполнил часть практических работ, не выполнил отдельные тесты, допускает существенные ошибки в ответах на поставленные вопросы.




Критерии оценки реферата

Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.



Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).

Соблюдение требований к оформлению реферата: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата.

Рецензент должен чётко сформулировать замечание и вопросы, желательно со ссылками на работу (можно на конкретные страницы работы), на исследования и фактические данные, которые не учёл автор.

Обучающийся представляет реферат на рецензию не позднее, чем за неделю до экзамена. Рецензентом является научный руководитель. Опыт показывает, что целесообразно ознакомить студента с рецензией за несколько дней до защиты. Для устного выступления студенту достаточно 10-20 минут.

Оценка «6 баллов» ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка «5 баллов» – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка «3-4 балла» – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка «2 балла» – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Оценка 1 – реферат не представлен.


  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционная аудитория: мультимедиа проектор, ПК, интерактивная доска, комплект учебной мебели.

Психологическая лаборатория:

Мультимедиа проектор, ПК, интерактивная доска, комплект звукоусиления, система голосования - пультов, выход в Интернет мобильный комплект мультимедиа оборудования (ноутбук, проектор);



Мультимедийные средства, компьютеризированные методы психодиагностики (разработанные программные продукты - методики тестирования и обработки результатов).




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница