Программа дисциплины этнология гсэ. Р. 02 Специальность: Национальная экономика 060700 (080103. 65)



Скачать 297.6 Kb.
Дата03.06.2016
Размер297.6 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор Института культуры
________________Е.А. Каюмова

«______»________________ 2011 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЭТНОЛОГИЯ
ГСЭ.Р.02
Специальность: Национальная экономика

060700 (080103.65)

1. ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ дисицплины

Цель курса – формирование у студентов основ научной и нравственной мировоззренческой культуры в понимании природы этнических различий, способности осознания ценности культурного многообразия народов и развитие навыков межкультурной коммуникации.

Задачи курса

Курс представляет собой введение в этнологическую проблематику. Его основные задачи – сформировать у студентов понимание генезиса и сущности основных проблем этнологии как науки; целей и возможностей ее методологического аппарата и причинных обусловленностей концептуальных теоретических подходов к изучению предмета ее исследования. В процессе освоения курса учащиеся получают возможность развития научного мышления и приобретения навыка стратегического обобщающего анализа характерологических и традиционно-культурных этнических проявлений.

Решение вышеозначенных задач требует от студентов не только ознакомления с предложенными учебно-методическими материалами и научно-практической литературой по курсу, но и интенсивной мыслительной работы. В этом им призвано помочь выполнение самостоятельных заданий по написанию авторских рефератов и подготовке докладов.

Освоение курса этнологии должно содействовать:



  • выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки этнологических взглядов, теорий и школ;

  • формированию способностей выявления методологических, концептуальных, мотивационных и природно-генетических аспектов изучаемых вопросов;

  • развитию умения анализировать, логично и терминологически выверено формулировать и аргументировано доказывать и свое понимание изучаемого материала, и собственное видение рассматриваемых проблем;

  • усвоению приемов ведения научного исследования и обсуждения;

  • приобретению навыков самостоятельной работы с предлагаемой литературой.



2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ дисицплины


Студент очной формы обучения должен:

  • иметь представление о специфике проблематики этнологии как науки, ее теоретических и методологических особенностях, ее месте и роли в сфере естественнонаучного и гуманитарного знания и мировоззрении человека;

  • свободно оперировать понятийным и технологическим исследовательским аппаратом этнологии;

  • понимать смысл, действие и роль природного, социального и культурного аспектов формирования этноса и этничности, их проявление в традиционных формах деятельности и поведения, нравственно-культурных ценностях, мировосприятии и логике мышления представителей различных этносов, их влияние на межэтнические взаимоотношения;

  • знать условия формирования духовности личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы, культуры и своеобразия этнических традиций; понимать роль общечеловеческих нравственных обязанностей человека по отношению к своему и чужому народу и самому себе;

  • иметь представление о многообразии форм человеческого знания, мышления, поведения и деятельности; соответствии этих форм условиям и реалиям существования людей и потребностям их жизнедеятельности – материальной и духовной; о соотношении объективного научного представления и заблуждения, вытекающего из личных мотивов и субъективистских ориентаций наблюдающих жизнь других народов;

  • понимать роль научного подхода к решению общепланетарных проблем и достижению межэтнического согласия и взаимопонимания; иметь представление об имеющихся в современном человеческом сообществе межэтнических проблемах и быть способным критически осмысливать предлагаемые пути их разрешения;

  • понимать причины возникновения глобальных и локальных межэтнических проблем современности, сущность и ответственность исторического выбора каждого народа и субъекта; необходимость и возможности каждого отдельного человека участвовать в решении глобальных задач.

3. ОБъЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ





Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоёмкость дисциплины

35







Аудиторные занятия

34







Лекции

34







Практические занятия









Семинары









Лабораторные работы









Самостоятельная работа

56







Курсовая работа










Расчётно-графические работы









Реферат









Вид итогового контроля

1

зачет




ИТОГО

91









4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН








Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия

(час.)


Самостоятельная работа

В том числе

лекции

семинары

1.

Тема: Генезис, цели и содержание этнологии как науки.

Вопрос 1: Социально-экономические и теоретические предпосылки формирования этнологических представлений.



2

2




1

2.

Вопрос 2: Методологические особенности этнологических исследований.

2

2







3.

Вопрос 3: Становление и динамика смыслового содержания понятийного аппарата этнологии.

2

2







4.

Вопрос 4: Современные общечеловеческие проблемы как причина поиска возможностей взаимопонимания между народами

2

2







5.

Тема: Культурно-историческая и лингвистическая этнология: основные методы,

теории и установки.

Вопрос 1: Концептуальные предпосылки научных изысканий.


3

3







6.

Вопрос 2: Методологические особенности культурно-исторических исследований и языкознания в изучении этносов.

3

3







7.

Тема: Этнопсихология.

Вопрос 1: Теоретические предпосылки формирования этнопсихологических представлений.



4

4




1

8.

Вопрос 2: Предпочтительная культивация отдельных психологических способностей человека как основа формирования национального характера.

6

6







12.

Тема: Этносоциология.

Вопрос 1: Теоретические предпосылки формирования этносоциологических представлений



4

4







13.

Вопрос 2: Становление и динамика смыслового содержания понятийного аппарата этносоциологии

4

4







14.

Вопрос 3: Проблема межэтнического взаимодействия

2

2







Зачет

1










Итого

35

34






5. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Лекционные занятия



5.1.1. Генезис, цели и содержание этнологии как науки.
1. Социально-экономические и теоретические предпосылки формирования этнологических представлений:

  • Этнографические и естественно-исторические изыскания XVIII-XIX в.в.

  • Исторический, лингвистический, культурологический, психологический и социологический подходы к исследованию межэтнических различий на рубеже XIX-XX в.в.

  • Этнопсихология и этносоциология как самостоятельные области знания в XX в.

2. Методологические особенности этнологических исследований:

  • Дуализм естественнонаучных и этико-культурных взглядов на природу этнической специфики.

  • Природные основания межэтнических различий: территориальные, климатические, социально-экономические условия и необходимости жизнедеятельности человека и их влияние на морфологические, генетические, ментальные и лингвистические особенности этноса.

  • Культурно-исторические и ценностные приоритеты и их выражение в стилистике мышления, образе жизни и поведении отдельного этноса.

3. Становление и динамика смыслового содержания понятийного аппарата этнологии:

  • Определения этноса, культуры и ценности. Ценность и мотивация. Понятие о выразительных различиях (признаках) этносов. Культурно-традиционные и культурно-ценностные, лингвистические, реактивные, поведенческие и конструктивно-мыслительные (смыслоформирующие) механизмы. Ценность как основа этнокультурного анализа. Витальные, партикулярные, политико-правовые, нравственные, эстетические, познавательные, религиозные ценности.

  • Средства выражения и внешние проявления (признаки) специфики мышления этноса и их использование в этнологических исследованиях.

  • Понятие ментальности. Основания ментальных различий: психофизиологические (выборочная культивация природных возможностей) и социальные (воспитание и образование). Национальный менталитет как образ и стиль мышления. Приблизительная типология менталитетов: рационально-логический или научно-рефлексивный менталитет западно-европейской цивилизации; мифологический менталитет религиозных и др. идеологизированных сообществ; мистический или пра-логический менталитет первобытнообщинного типа организации общественных отношений; интуитивистско-метафизический менталитет синергетической парадигмы современной философии науки.

4. Современные общечеловеческие проблемы как причина поиска возможностей взаимопонимания между народами:

  • Экологический, демографический и коммуникативный (межкультурного и межличностного взаимодействия) кризисы; экономические и миграционные процессы. Глобализационные тенденции современности и проблема сохранения национальной идентичности.

  • «Этнический парадокс» второй половины ХХ в. – унификация духовной и материальной культуры и развитие личностного индивидуализма. «Этнополитика» и маргинальность – спекулятивный аспект межэтнических конфликтов как формы борьбы за власть.

  • Восток-Запад – противостояние или разнообразие.


Вопросы по теме:

1. Каковы основные отличительные черты этноса?

2. По каким параметрам проводится различение этносов друг от друга?

3. На основании определения этнологии как науки о нравах, традициях и поведении народов опишите специфику основных проблем этнологического исследования?

4. Что такое культура и ценность?

5. Что такое ментальность?

6. Чем отличается материальная культура от духовной?

7. Какова роль языка в процессе этнической самоидентификации?

8. На каких особенностях жизнедеятельности народа базируется определение национального характера?

10. Чем отличаются результаты применения описательного и объяснительного методов в этнологическом исследовании? Приведите примеры, сравнив этнографию и культурную антропологию; этнопсихологию и этносоциологию.

11. Каковы методологические особенности применения психологических знаний в этнологических исследованиях?

12. Почему этносоциологию можно отнести к теориям, а не к самостоятельным наукам?



5.1.2. Культурно-историческая и лингвистическая этнология:

основные методы, теории и установки.
1. Концептуальные предпосылки научных изысканий:

  • Эволюционистские концепции XIX в.в. как теоретическая опора этнографии (Э. Тайлор, Дж.Дж. Фрезер и др.). Понятие первобытного общества и диффузионистский подход. Метод аналитической интерпретации Ф. Боаса.

  • Структурная антропология (Р. Якобсон, К. Леви-Стросс, Р. Барт). Символический (интерпретационный) подход в этнологии (К.Леви-Стросс, К.Гирц) – языковые взаимосвязи как «прототип» структуры родственных отношений.

  • Культурантропологическая концепция (А. Крёбер, М. Херсковиц, Э. Ротхаккер, М. Ландман и др.). Человек как «создатель и создание культуры». Личность и культура.

2. Методологические особенности культурно-исторических исследований и языкознания в изучении этносов:

  • Характеристики формирования и вычленения этнических общностей из социальной среды. Понятие потенциальной предпосылки (географическая, климатическая, ландшафтная обусловленность жизнедеятельности людей). Понятие общности потребностей, определяемой как организацией человека, так и условиями его жизни в природных условиях. Понятие поведенческой нормы и нормы отношения. Понятие историчности форм взаимодействия.

  • Лингвистические структуры как средство выявления скрытой системы противопоставлений, определяющих структуру конкретных действий или объектов. Культурные проявления (одежда, литература, этикет, миф, жест и т.д.) как «языки» общения представителей определенной культуры.

  • Язык и формирование ценностей. Анализ лингвистических форм и средств как способ выявления национального характера.


Вопросы по теме:

    1. Что такое «культура»? Какие существуют теоретические подходы к пониманию культуры?

    2. В каких формах и видах проявляется этническая культура?

    3. Как связаны между собой латентные и явные формы реализации этнической культуры?

    4. Как Вы понимаете такие феномены этнокультуры, как «образ в себе», «образ для себя», «образ для других»?

    5. Что понимается под «этничностью»? Какова связь понятий «культура» и «этничность»?

    6. Каковы основные элементы этнической культуры?

    7. Существует ли разница между этнической и национальной культурой, и если да, то в чем она состоит?

    8. В чем состоит различие между деятельностным и ценностным (организационным и символическим) подходом к феномену культуры?

    9. Как соотносятся понятия «ценность», «норма» и «культура»?

    10. Что такое «символ»? Как выражается культура в системе символов?

    11. Каковы основные подходы к изучению национального характера?

    12. В чем состояла принципиальная новизна научного подхода в этнологии, реализованного в работах Ф. Боаса?



5.1.3. Этнопсихология.
1. Теоретические предпосылки формирования этнопсихологических представлений:

  • Психоаналическая антропология XIX-XX в.в. Психоанализ медицинский и экзистенциальный (З. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг, А. Маслоу и др.) и ассоциативный подход. Ассоциация и сверхценность как основание этнической картины мира.

  • Методы исследования психологических способностей человека. Понятия классификации (типирования) и диагностического признака. Некоторые основания традиционных классификаций и диагностических средств: потребность, установка, смысл и его символы, ассоциация как основание логических цепей.

2. Предпочтительная культивация отдельных психологических способностей человека как основа формирования национального характера:

  • Психологическое понятие характера как способа социальной адаптации (К. Леонгард, А.Е. Личко и др.). Характер как аналитическое основание для выявления специфики поведения и реагирования представителя этноса.

  • Понятие функции сознания как способа восприятия, переработки и передачи информации (аналитическая психология К.Г. Юнга). Типы функций сознания. Психологический тип личности как аналитическое основание для выявления специфики мышления, поведения и реагирования представителя этноса

  • Понятия архетипа массового сознания (К.Г. Юнг), модальности и языка индивидуального восприятия (М. Эриксон и др.). Типы модальностей и этнические особенности образования смыслового содержания символов. Специфическая логика национального менталитета.


Вопросы по теме:

1. Какие основные антропологические представления были положены в основу этнопсихологических теорий на рубеже XIX-XX в.в.?

2. Что позволяет выяснить о содержании этнических представлений ассоциативный метод?

3. Каково влияние психологического механизма формирования ценностей на этнические особенности мышления и поведения?

4. Что такое психологическая классификация?

5. Каково содержание понятий характера, функции сознания и модальности восприятия?

6. В чем выражается преломление психологических механизмов смыслообразования в формировании национального стиля мышления?

7. Как проявляются психофизиологические механизмы реагирования в стереотипах поведения?

8. Какова роль установки в формировании национального характера?

9. Каким способом устанавливается приоритет той или иной психологической способности человека и как это влияет на этнические особенности? На примере определенного этноса опишите проявления какого-либо психического механизма в национальном характере и традициях.



10. Что такое архетип массового сознания и каково его происхождение?

5.1.4. Этносоциология.
1. Теоретические предпосылки формирования этносоциологических представлений:

  • Социально-экономические (К. Маркс и Ф. Энгельс, Э. Дюркгейм и др.) и эволюционистские (Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид и др.) теории XIX в. и функционализм ХХ в. (Б. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун и др.). Эмпирический подход как предтеча утилитарного понимания культуры. Потребность выживания социума как контролирующая и управляющая функция жизни этноса.

  • Проблемное поле этносоциологии первой половины ХХ в. Американская школа: сохранение этнической группы в инокультурной среде. Британская школа: анализ смысла действий, мотивации поведения участников коммуникации и восприятие друг друга этническими группами. Норвежский антрополог Ф. Барт: анализ этнических способов социальной организации и «культурных границ», поддерживающих этническую целостность и обособленность.

  • Формирование исследовательского инструментария этносоциологии. Методика полевых работ М. Мид (включенное наблюдение, интервьюирование информаторов). Методики описания культурных феноменов, анализа текстовых источников (мемуары, документы, статистические материалы и др.), социологические опросы.

2. Становление и динамика смыслового содержания понятийного аппарата этносоциологии:

  • Понятия социальной общности, социального института, социальной роли, страты. Семья, система воспитания и образования, религия, право как социальные институты.

  • Понятие этничности – исторический атавизм или форма социальной жизни. Понятие аттитюда (этнической установки) как средства этнической идентификации. Понятия обычая, ритуала, нормы морали и обычного права как выражений контролирующей функции этнической общности.

  • Этносоциологические подходы второй половины ХХ в. и динамика понимания социальных проявлений этничности. Структурализм как метод раскрытия моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Инструментализм как рационализация природы этнической консолидации через категории «привязанность» и «солидарность» (Г.С. Денисова, Л.М. Дробижева, З.В. Сикевич). Постмодернизм как рефлексия над употреблением языковых форм и символов. Конвенция (соглашение) и стереотип как связь элементов культуры – выгода как основа этнического поведения. Конструктивизм как концепция сознательного конструирования социальной и этнической группы на базе культурной общности, идеологических, политических, экономических и др. интересов.

  • Российская этносоциология об онтологической природе этнических общностей. Теория этноса как социального организма (Ю.В. Бромлей и др.). Теория этногенеза (С.М. Широкогоров и Л.Н. Гумилев) как био-социального процесса. Информационная концепция этноса (Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнов).

3. Проблема межэтнического взаимодействия:

  • Миграционные, социально-политические и коммуникативные реалии ХХ в. Понятие взаимодействия – межэтническое или межгрупповое. Понятие аккультурации.

  • Направление социальной интеграции (Т. Парсонс и др.) и теория конфликта сил (П.Л. Ван ден Берге, Р. Дарендорф, Л. Козер). Патриархальный и конкурентный типы межэтнического взаимодействия и их последствия.


Вопросы по теме:

  1. Каковы научные и социальные причины возникновения этносоциологии?

  2. Каковы теоретические и методологические отличия этносоциологии и этнологии?

  3. Какие социально-экономические условия 60-70-х гг. ХХ в. инициировали формирование этносоциологии в России?

  4. По каким основаниям формируется социальная общность?

  5. Какой методологический подход позволяет использовать методы прикладных социологических исследований при изучении этнических общностей?

  6. Как связаны между собой теоретические подходы в этнологии и социологические концепции межэтнического взаимодействия?

  7. Каковы возможности социологии в изучении национального характера?

  8. Почему работы Р. Малиновского и А.Р. Рэдклиффа-Брауна определяют как структурализм в этнологии? Что общего между структурализмом в этнологии и структурализмом в социологии?

  9. Каковы познавательные принципы постмодернистского подхода при анализе этнических культур?

  10. В чем заключается субъективистский подход постмодернизма и объективистский –структурализма при изучении этнических культур?

  11. Чем объясняется распространение конструктивистского подхода в отечественной науке в настоящее время?

  12. Какова суть инструменталистского подхода к анализу природы этноса?

  13. В чем заключается различение (разделение) Т. Парсонсом понятий «социальное» и «культурное»?

  14. В чем согласуются взгляды приверженцев различных направлений этносоциологии при определении природы этноса?

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


6.1. Рекомендованная ЛИТЕРАТУРА

а) основная

  1. Садохин А.П. Этнология: Учеб. пособие для вузов / А.П. Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2006.

  2. Шелехов, И.Л. Этнология: Учеб. пособие для вузов / И.Л. Шелехов, В.А. Постоева; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2007.

  3. Этнология: Учеб. пособие для вузов / [Т.С. Гузенкова, Л.Б. Заседателева, Ю.И. Зверева и др.]; под ред. Е.В. Миськовой [и др.]. - М.: Академический проект [и др.], 2006.

  4. Лурье, Светлана Владимировна. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов / С.В. Лурье. - М.: Академические Проект [и др.], 2004.

  5. Отюцкий, Г.П. История социальной (культурной) антропологии: Учеб. пособие для вузов / Г.П. Отюцкий. - М.: Академический Проект, 2003.

  6. Лобжанидзе, А.А. Этногеография и география религий: Учеб. пособие для вузов / А.А. Лобжанидзе, С.А. Горохов, Д.В. Заяц. - М.: Академия, 2005.

  7. Итс, Р.Ф. Введение в этнографию [Текст]: Учеб. пособие для вузов / Р.Ф. Итс; ЛГУ. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

  8. Крысько, В.Г. Этническая психология [Текст]: Учеб. пособие для вузов / В.Г. Крысько. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008.

  9. Крысько, В.Г. Этническая психология [Текст]: Учеб. пособие для вузов / В.Г. Крысько. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004.

  10. История первобытного общества. Археология. Этнология: Словарь терминов: Учебно-методическое пособие / [Под ред.: Л.В. Панкратовой, Л.М. Плетневой, Е.Ю. Кошелевой]. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2005.

  11. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов. Ростов-н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000.

  12. Арутюнян, Ю.В. и др. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. - М.: Аспект Пресс, 1999.

  13. Арутюнян, Ю.В. и др. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. - М.: Аспект Пресс, 1998.

  14. Марков, Г.Е. Немецкая этнология: Учебное пособие для вузов / Г.Е. Марков. - М.: Гаудеамус, 2004.

  15. Токарев, С.А. История зарубежной этнографии: Учеб. пособие для вузов / С.А. Токарев. - М.: Высшая школа, 1978.

  16. Чесноков, Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учеб. пособие / Я.В. Чесноков. - М.: Гардарика, 1998.

  17. Томпсон, Д.Л., Пристли, Д. Социология: [Вводный курс: Учебник] / Дж.Л. Томпсон, Дж. Пристли; [Пер. с англ. А.К. Меньшикова]. - М.: АСТ, 1998.

  18. Тучков, А.Г. История и культура народов Сибири [Текст]: Учеб. пособие / А.Г. Тучков; Федеральное агентство по образованию, ТГПУ. - 2-е изд. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2005.

  19. Свод этнографических понятий и терминов: Этнография и смежные дисциплины / АН СССР и др.; Под общ. ред. Ю.В. Бромлея, Г. Штробаха. - М.: Наука. Вып. 2: Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы / Отв. ред.: М. В. Крюков, И. Зельнов. - 1988.

  20. Свод этнографических понятий и терминов: Материальная культура / АН СССР и др.; Под общ. ред. Ю.В. Бромлея, Г. Штробаха. - М.: Наука. Вып. 3: Материальная культура / Отв. ред. С.А. Арутюнов. - 1989.

  21. Тавадов, Г.Т. Этнология: Словарь-справочник / Г.Т. Тавадов. - М.: Социально-политический журнал, 1998.

  22. Этнопсихологический словарь /[ Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, Н.В. Данилов и др.]; Под ред. В.Г. Крысько. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.



Б) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
К I теме:

  1. Пономарева, О.Н. Народные традиции в экологическом образовании / О.Н. Пономарева. - М.: Скрипторий 2003, 2004.

  2. Садохин, А.П. Мировая художественная культура: Учебник для вузов / А.П. Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

  3. Типология основных элементов традиционной культуры: [Cборник] / АН СССР, Институт этнографии; Отв. ред.: М.В. Крюков, А.И. Кузнецов. - М.: Наука, 1984.

  4. Чебоксаров, Н.Н., Чебоксарова, И.А. Народы. Расы. Культуры / Н.Н. Чебоксаров, И.А. Чебоксарова; АН СССР. - М.: Наука, 1971.

  5. Уайт, Л. Избранное: Эволюция культуры [Текст]: пер. с англ / Л. Уайт; [сост. Л.А. Мостова]. - М.: РОСПЭН, 2004.

  6. Этнографические исследования развития культуры: [Монография] / Отв. ред.: А.И. Першиц, Н.Б. Тер-Акопян; АН СССР, Институт Этнографии. - М.: Наука, 1985.

  7. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979.

  8. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.

  9. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

  10. Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986.

  11. Алексеева Т.И. Географическая среда и биология человека. М., 1977.

  12. Антропология и история культуры. М., 1993.

  13. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1987.

  14. Арутюнов С.А. Народы и культуры: теория, история, современность. М., 1987.

  15. Асочаков Ю.В., Чегринец М.А. Амер. культурная антропология: замысел естеств. истории культуры // Вестник СПб. гос. ун-та. Сер. 61. СПб., 1993.

  16. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.

  17. Барулин B.C. Социально-филос. антропология. М., 1994.

  18. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1999.

  19. Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда. М., 1992.

  20. Берндт Р.М., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. М., 1981.

  21. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998.

  22. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов-н/Д, 1999.

  23. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

  24. Громов И.А., Мацкевич А.Ю, Семенов В.А. Западная социология. С.-Пб, 1997.

  25. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

  26. Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человекознание. М., 1994.

  27. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

  28. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные взаимоотношения. Взаимодействие и эволюция. С.-Пб. 1996.

  29. Свод этнографических терминов и понятий. Этнография и смежные дисциплины. М., 1988.

  30. Свод этнографических терминов и понятий. Религиозные верования. М., 1993.

  31. Сикевич З.В. Социология и психология межэтнических отношений. С.-Пб., 1999.

  32. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. С.-Пб., 1996.

  33. Солдатова Г. Социальная психология межэтнической напряженности. М., 1998.

  34. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  35. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

  36. Тэйлор Э.Б. Введение к изучению человека и цивилизации: (Антропология). М., 1924.

  37. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп. 1997.

  38. Шадже А.Ю. Национальные ценности. Майкоп, 1996.

  39. Этнознаковые функции культуры. М., 1991.

  40. Этнология в США и Канаде. М., 1989.

  41. Степин B.C. Филос. антропология и философия науки. М., 1992.

  42. Пуляев В.Т., Шаронов В.В. Социальная антропология: статус, предмет, проблемы // Социально-полит, журнал. 1993. № 7.


Ко II теме:

  1. Гореликов, Л.А., Лисицына, Т.А. Русский путь: Опыт этнолингвистической философии / Л.А. Гореликов, Т.А. Лисицына. - Великий Новгород: Издательство Новгородского государственного университета. Ч. 1: Символика смысла в структурах бытия. - 1999.

  2. Гореликов, Л.А., Лисицына, Т.А. Русский путь: Опыт этнолингвистической философии / Л.А. Гореликов, Т.А. Лисицына. - Великий Новгород: Издательство Новгородского государственного университета. Ч. 2: Русский мир в русском слове. - 1999.

  3. Гореликов, Л.А., Лисицына, Т.А. Русский путь: Опыт этнолингвистической философии / Л.А. Гореликов, Т.А. Лисицына. - Великий Новгород: Издательство Новгородского государственного университета. Ч. 3: Судный час русской Идеи. - 1999.

  4. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: ТЕРРА, Республика,1999.

  5. Мид, М. Культура и мир детства: Избранные произведения / М. Мид; [Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Алексеева]. - М.: Наука, 1988.

  6. Проблемы картографирования в языкознании и этнографии: [Сборник] / АН СССР и др.; [Редкол.: М.А. Бородина и др.; Отв. ред. С.И. Брук]. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1974.

  7. Проблемы реконструкций в этнографии: Сборник научных статей / СО АН СССР, Институт истории, филологии и философии; [Редкол.: И.Н. Гемуев (отв. ред.) и др.]. -Новосибирск,1984.

  8. Проблемы типологии в этнографии: [Сборник] / АН СССР, Институт этнографии; [Редкол.: Ю.В. Бромлей (отв. ред.) и др.]. - М.: Наука, 1979.

  9. Руднев, В.А. Древо жизни: Об истоках народных и религиозных обрядов / В.А. Руднев. -Л.: Лениздат, 1989.

  10. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Рус. слово, 1997.

  11. Скрябина Л.А. Русские Притомья: Историко-этнографические очерки (XVII – начало XX вв.). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.

  12. Обряды и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1982.

  13. Очерки общей этнографии: Европейская часть СССР. М.: Наука, 1968.

  14. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л. 1977.

  15. Веселкин Е.А. Культурная антропология США: теория и действительность: (Взгляд со стороны) // Этнол. наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991.

  16. Гуревич П.С. Первообразы культуры. Лики культуры. М., 1995.

  17. Елфимов А.Л. Клиффорд Гирц: интерпретация культур // Этногр. обозрение. 1992. № 3.

  18. Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию. СПб., 1992.

  19. Иванов В.В. Культурная антропология и история культуры // Одиссей: Человек в истории. М., 1989.

  20. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

  21. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

  22. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.

  23. Леви-Стросс К. Печальные тропики. М., 1984.

  24. Маркарян Э.С. Проблема целостного исследования культуры в антропологии США // Этнология в США и Канаде. М., 1989.

  25. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

  26. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

  27. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.

  28. Работы Л.Уайта по культурологии: Сб. переводов. М., 1996.

  29. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

  30. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

  31. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1983.

  32. Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1985.

  33. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

  34. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

  35. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

  36. Эванс-Причард Э. Нуэры.М., 1985.


Ко III теме:

  1. Белик, А.А. Историко-теоретические проблемы психологической антропологии [Текст]: Учеб. пособие / А.А. Белик. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2005.

  2. Белик А.А. Психологическая антропология. М., 1993.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

  4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Сочинения: В 6т. М., 1982. Т.2.

  5. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

  6. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1979.

  7. Лебон Г. Психология народов и масс. С.-Пб., 1995.

  8. Психоанализ и культура: Избр. Труды К. Хорни и Э.Фромма. М., 1995.

  9. Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси, 1991. Т.1.

  10. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

  11. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997.

  12. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.

  13. Этнография детства. М., 1988.

  14. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

  15. Юнг К. Проблема души нашего времени. М., 1994.


Ко IV теме:

  1. Рубеж: Альманах социальных исследований // Редкол.: В.И. Ильин (гл.ред.) и др./ -Сыктывкар, 2000. № 15.

  2. Рубеж: Альманах социальных исследований // Редкол.: В.И. Ильин (гл.ред.) и др. / -Сыктывкар, 1998. № 12.

  3. Русские: [Монография] / [РАН и др.]; Отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. - М.: Наука, 2005.

  4. Рэдклифф-Браун, А.Р. Метод в социальной антропологии [Текст] / А.Р. Рэдклифф-Браун; [пер. с анг. и заключ. ст. В. Николаева]. - М.: Канон-Пресс-Ц [и др.], 2001.

  5. Садохин, А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учеб. пособие для вузов / А.П. Садохин. - М.: Юнити, 2004.

  6. Социология и социальная антропология: Межвузовский сборник к 60-летию со дня рождения профессора А.О. Бороноева / СПбГУ и др.; Под ред. В.Д. Виноградова, В.В. Козловского. - СПб.: Алетейя, 1997.

  7. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей; АН СССР, Институт этнографии. - М.: Наука, 1983.

  8. Бромлей, Ю.В. Этнос и этнография: [Монография] / Ю.В. Бромлей; АН СССР, Институт этнографии. - М.: Наука, 1973.

  9. Маркович, Д.Ж. Общая социология [Текст]: Учебник для вузов / Данило Ж. Маркович; пер. с серб. [С.А. Плема и др.]. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 1998.

  10. Маркович, Д.Ж. Социальная экология: [Монография] / [Пер.с серб. З.Т. Голенкова и др.]. - М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1997.

  11. Громов, И.А. и др. Западная теоретическая социология / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. - СПб.: Ольга, 1996.

  12. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1992.

  13. Малиновский Б. Магия и религия // Религия и общество. М., 1996.

  14. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1996.

  15. Рэдклифф-Браун А. Табу // Религия и общество. М.,1996.

  16. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989.

  17. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

  18. История теоретической социологии. М., 1998.

  19. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

  20. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.

  21. Парсонс Т. Заключение // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

  22. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.

  23. Самосознание европейской культуры в ХХ веке. М., 1995.

  24. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991.

  25. Этнологические исследования за рубежом. М., 1983.

  26. Этносы и этнические процессы. М., 1993.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Особое материально-техническое обеспечение дисциплины не требуется.

8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины
8.1. Методические указания

В процессе изложения материалов курса следует обращать внимание студентов на следующие моменты:



  • направленность курса на развитие культуры межэтнической коммуникации будущего специалиста;

  • специфичность места и роли этнологии в пространстве гуманитарных научных исследований.

Важно также учитывать следующие моменты:

  • уровень исходной подготовленности студентов и поступательный характер его повышения;

  • необходимость последовательного формирования системного мышления для развития понимания факторов взаимовлияния природных, общественных и исторических процессов в формировании и жизнедеятельности этносов.

В связи с этим принципиальным является на первых этапах ориентироваться на нормы историографической подачи материала, с последующим усложнением используемых приемов в целях развития категориального строя мышления студентов.

8.2. Вопросы к зачету





    1. Генезис и становление проблематики этнологических исследований.

    2. Предмет, цели, структура и функции этнологии как науки.

    3. Основные школы и направления этнологии.

    4. Особенности современного этапа этнологических знаний.

    5. Методы и технологии этнологических изысканий.

    6. Исторический подход в этнологических исследованиях.

    7. Лингвистический подход в этнологических исследованиях.

    8. Ценностно-культурный подход в этнологических исследованиях.

    9. Психологический подход в этнологических исследованиях.

    10. Социологический подход в этнологических исследованиях.

    11. Понятия этноса и этничности.

    12. Основные отличительные характеристики этноса и параметры анализа этнических различий.

    13. Понятие этногенеза. Основные формы этногенеза.

    14. Этническая идентичность и ее основные формы.

    15. Этапы развития этнической идентичности.

    16. Понятия культуры, ценности и культурной нормы. Культура и личность.

    17. Культура духовная и культура материальная. Этнические функции культуры.

    18. Этническая традиция как форма жизнедеятельности. Ритуал, обряд и их функции.

    19. Национальный характер, ментальность и менталитет.

    20. Условия и особенности жизнедеятельности народа в формировании национального характера.

    21. Роль языка в процессе этнической самоидентификации.

    22. Психологические механизмы смыслообразования и формирование стиля национального мышления.

    23. Психофизиологические механизмы реагирования и этнические стереотипы поведения.

    24. Психические механизмы формирования ценностей и этнические особенности мышления и поведения.

    25. Роль установки в формировании национального характера.

    26. Определение и генезис архетипа массового сознания, его выражение в этническом мышлении.

    27. Соотношение характера, функции сознания и модальности восприятия и специфики национальной картины мира.

    28. Социальная общность и этнос.

    29. Социально-экономические условия формирования этносоциологии в России.

    30. Этнические образы народов мира. Коренные народы и этнические меньшинства.

    31. Природа и причины межэтнических конфликтов. Межэтническая коммуникация.

    32. Социологические концепции межэтнического взаимодействия. Типы межэтнических отношений.

    33. Нравственные, психологические и социальные возможности и условия урегулирования межэтнических конфликтов.

    34. Современная этническая картина мира.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Национальная экономика»


060700 (080103.65)
Программу составил:

к. филос.н., доцент кафедры философии

и социальных наук О.Б. Гужавина
Программа обсуждена на заседании кафедры философии и социальных наук

протокол № 1 от 31 августа 2011 г.


Зав. кафедрой _________________ С.Б. Куликов

Программа дисциплины одобрена метод. комиссией института культуры ТГПУ



Председатель метод. комиссии ИК ТГПУ _____________ О.А. Батурина


Согласовано:

Директор института культуры ТГПУ________________Е.АКаюмова


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница