Программа дисциплины «Государственное регулирование демографических процессов»



Скачать 492.58 Kb.
страница1/3
Дата03.06.2016
Размер492.58 Kb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Старооскольский филиал

Рабочая программа дисциплины

«Государственное регулирование демографических процессов»

Направление подготовки

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Старый Оскол, 2014

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Государственное регулирование демографических процессов» входит в вариативную часть профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Б3. ДВ.9) по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

Изучение учебной дисциплины осуществляется на научной основе, с использованием современных достижений мировой и отечественной науки, в тесной связи с другими учебными дисциплинами, такими, как философия, социология, правоведение, основы государственного и муниципального управления и на основе анализа практической деятельности специалистов (управленческая практика). Формирование знаний, навыков и умений базируется на принципах развивающего обучения, положениях современных концепций усвоения научного знания и профессионального опыта.

Дисциплина «Государственное регулирование демографических процессов» изучается в 7 семестре. По данному курсу предусмотрены лекционные (16 часов) и семинарские (16 часов) занятия. На самостоятельное изучение отводится 40 часов

1.2.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Цель освоения учебной дисциплины - формирование у студентов устойчивой системы знаний, включающей освоение основ приграничного сотрудничества как неотъемлемой составляющей успешного руководства, подготовка студентов к практическому применению полученных профессиональных знаний.

Бакалавр по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление в результате освоения дисциплины «Государственное регулирование демографических процессов» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

участие в разработке и реализации управленческих решений, в том числе правовых актов, направленных на исполнение полномочий.

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.3.1. Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);

владением технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам (ПК-24);


1.4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ

В результате освоения учебной дисциплины (модуля) обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:



  1. Знать:

Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-3

З-1

основы экономики в различных сферах деятельности

ПК – 6

З – 1

методы количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций

ПК-24

З-1

технологии, приемы, обеспечивающие оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам

2) Уметь:



Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-3

У-1

использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

ПК – 6

У-1

Уметь использовать методы количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);


ПК-24

У-1

Уметь пользоваться технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам

3) владеть



Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-3

В-1

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

ПК – 6

В – 1

навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);


ПК-24

В-1

технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам



  1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость учебной дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, из них 30 % в интерактивной форме.


Вид учебной работы

Форма обучения

Очная

Семестр №_7_

Всего часов по дисциплине:

72

Кол-во часов на вид учебной работы:

Аудиторные занятия (всего)

32

В том числе:

-

Лекции (Л)

16

Практические занятия (ПЗ)

16

Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

40

В том числе:




Реферат

20

Индивидуальные сообщения, доклады и презентации материала

10

Индивидуальные домашние задания (поиск и изучение необходимой информации к соответствующим темам семинарских занятий, в том числе заполнение таблиц, схем)

10

Всего:

72


Промежуточная аттестация




Зачет


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Содержание разделов учебной дисциплины (модуля)


№ п/п

Наименование темы учебной дисциплины

Содержание темы учебной дисциплины

в дидактических единицах






Тема 1. Демография как наука



Актуальность демографической проблематики. Теоретическая и практическая значимость исследования населения и его изменений, отдельных де¬мографических процессов и видов семейного поведения, их взаимосвязей с другими общественными явлениями и процессами. Задача демографии как науки — дать исследовательский и практический инструмент для описания и объяснения тенденций демографических процессов, для разработки демографических прогнозов и для разработки мер демографической политики.

Население как объект изучения многих общественных и естественных наук. Специфика демографического подхода к населению: акцент на анализ процесса самосохранения, замещения поколений. Население как объект демографии, основной атрибутивный признак населения.

Предмет демографии: воспроизводство населения. Воспроизводство населения как социальная подсистема, его соотношение с другими социальными структурами. Социальная функция воспроизводства населе¬ния — обеспечение непрерывности существования человеческого обще¬ства, людей как носителей и субъектов социального действия, исполнителей социальных ролей. Краткая история складывания современного понимания предмета демографии как науки. Демография как самостоятельная обще-ственная наука. Основные теоретические и аксиологичсские подходы и па-радигмы в демографии.

Демографические процессы. Рождаемость. Смертность. Брачность. Разводимость. Образование и разделение семей. Понятие о видах движения насе¬ления — «естественном», «механическом» (миграции) и «социальном» (социальной мобильности).

Демографические структуры. Основные виды демографических структур — возрастно-половая, брачная и семейная. Нсдемографические структуры населения. Основной критерий различения демографических и недемографических структур.

Методы демографии — статистико-математические, социологические и др.

Основные взаимосвязи демографических и других общественных процессов. Демографический фактор общественных изменений. Социально-эконо¬мические, политические и другие процессы как детерминанты изменений населения.

Место демографии среди других наук, их прямые и обратные взаимосвязи. Внутренняя дифференциация демографии, ее основные критерии — объектно-предметный, уровень теоретической интерпретации наблюдае¬мых феноменов, связь с практикой. Демография как система наук. Отрасли демографии — экономическая демография, историческая демография, социологическая демография, этнодемография, геодемография, медицинская де¬мографии; демографическая статистика, описательная демография, формальная демография, теоретическая демография, математическая демография; демографический анализ, демогрэфикс, прикладная демография, региональ¬ная демография, военная демография, политическая демография, электораль¬ная демография, демографическое прогнозирование.

Демография и социология. Основные направления взаимодействия. Роль социологии в объяснении демографических явлений. Роль демографии в социологии: теоретико-объяснительная и инструментально-методическая.

Социологическая демография. Демографическое поведение как ее предмет.






Тема 2. Источники данных о населении и демографических процессах

Демографическая информация: определение, роль и значение в демографических исследованиях, в практике государственного управления и плани­рования развития. Первичная (исходная) и вторичная демографическая ин­формация.

Основные виды источников первичной информации о населении и демографических процессах: переписи населения, текущий учет демографических событии, списки и регистры населения, специальные и выборочные об­следования.

Переписи населения, их цели, принципы, основные отличительные чер­ты. Программа переписи и переписной лист. Основные разделы и вопросы. Программа разработки результатов переписи.

Технология проведения переписи. Категории населения, учитываемые при переписях, — наличное население, постоянное население, юридическое (приписное) население, временно отсутствующие и временно пребывающие. Их взаимосвязь. Сроки проведения переписи. Критический момент переписи (момент счета). Методы проведения переписи — опрос и самозаполнение. Сплошные и выборочные переписи.

Краткая история проведения переписей населения в мире, России и СССР. Адольф Кетле и его роль в становлении современных переписей на­селения. П.П. Семенов-Тян-Шанский и его роль в становлении современ­ных переписей населения в России. Программа и особенности проведения Всероссийской переписи населения 2002 года.

Текущий статистический учет «естественного» движения населения и миграции. Технология текущего учета. Его программа. Основные виды статистических учетных форм — свидетельства о рождении, смерти, браке, разводе. Особенности текущего учета миграции. Краткая история текущего статистического учета «естественного» движения населения и миграции в мире, России и СССР.

Списки и регистры населения. Их роль как источников первичной демографической информации. Автоматизированные текущие регистры населения.

Выборочные и специальные обследования населения. Микропереписи 1985 и 1994гг., их основные особенности. Роль социолого-демографических исследований в демографическом анализе. Краткая история социолого-демографических исследований в мире, СССР и России. Обследования мне­ний о величине семьи НИИ ЦСУ СССР. Социолого-демографическое иссле­дование «Москва-1978». Всемирное обследование рождаемости. Всемирное обследование «Демография и здоровье».

Вторичная демографическая информация. Основные виды. Отечествен­ные и зарубежные демостатистические справочники. Публикация итогов переписей населения в России и СССР. Публикация данных о «естественном» движении населения России и СССР. Демографическая информация в Internet. Основные сайты и порталы, содержащие демографическую инфор­мацию, — официальный сайт Госкомстата РФ, сайт «Демография России», сайт Центра демографии и экологии человека РАН, РОРIN, Бюро цензов США, Всемирная книга фактов ЦРУ США, сайт Population Referene Bureau, сайт Австралийского национального университета.





Тема 3. Общие измерители численности и структуры населения и их динамики

Абсолютная численность населения, методика ее определения. Уравнение демографического баланса. Моментная численность населения и численность населения за период. Средняя (среднегодовая) численность населения. Ме­тоды ее определения.

Основные тенденции изменения численности населения Земли, частей света, крупнейших стран, России. Демографический взрыв. Депопуляция.

Изменения численности населения во времени. Абсолютный прирост (убыль) численности населения. Темпы роста и прироста (убыли) насе­ления — за период и среднегодовые. Техника их расчета. Мальтузианс­кое (экспоненциальное) население. Логистическое население. Момент населения. Период удвоения численности населения.

Основные типы структур населения. Демографические и недемографические структуры населения. Возрастно-половая структура населения — определение, роль в демографическом анализе. Состав населения по полу— показатели и возрастная динамика. Первичное, вторичное, третич­ное соотношение полов — определение, динамика, основные факторы из­менения. Роль поведения в формировании вторичного соотношения по­лов. Основные тенденции изменения полового состава населения мира, континентов, развитых и развивающихся стран, России.

Возраст и возрастная структура населения. Возраст как демографическая и социологическая переменная, особенности его измерения. Возрастные группы и контингенты. Возрастно-половые пирамиды, их построение и ана­лиз. Возрастно-половая структура и воспроизводство населения: прямые и обратные связи. Типы возрастно-половых структур и пирамид. Возрастно-половая структура и социально-экономические и другие процессы.

Демографическое старение населения — сущность, причины, виды. Измерение демографического старения населения. Шкала демографического старения Ж. Божё-Гарнье — Э. Россета. Шкала демографического старения ООН. Демографическое старение населения и его экономические, соци­альные, здравоохранительные, политические и другие последствия. Старение населения и задачи социальной политики.

Структура населения по брачному и семейному состоянию. Основные виды демографических структур семьи.

Недемографические структуры населения. Городское и сельское населе­ние. Структура населения по экономической активности и ее виды. Социальный состав населения. Образовательная структура населения. Этнический состав населения. Конфессиональный состав населения.

Основные тенденции изменения возрастного состава населения мира, частей света, СССР, России, других стран.





Тема 4. Общие измерители уровня и динамики демографических процессов — демографические коэффициенты и вероятности

Определение демографических коэффициентов. Их сущность, возможности и границы применения. Среднее население и его расчетные приближения. Число прожитых человеколет, техника расчета. Коэффициенты I и II рода. Вероятности, коэффициенты и отношения. Основные виды демографических коэффициентов. Общие, специальные и частные коэффициенты, их взаимосвязь. Повозрастные коэффициенты. Кумулятивные и суммарные коэффициенты. Коэффициенты для периода и для поколения. Проблема соотношения общего уровня демографических процессов и их «чистой» интенсивности. Стандартизация демографических коэффициентов — сущность, аналитические возможности и ограничения. Методы стан-дартизации — прямой, косвенный и обратный.





Тема 5. Основы метода демографических таблиц

Время и возраст в демографии. Сетка Лексиса (демографическая сетка). Современники, ровесники, сверстники. Продольный и поперечный анализ в демографии. Когорты и поколения, реальные и условные (гипотетичес­кие) когорты (поколения). Вероятность демографического события. Интен­сивность и сила демографического процесса. Общее понятие о демографи­ческих таблицах. Виды демографических таблиц — общие и специальные, для реального и гипотетического поколения. Шкала демографической таб­лицы. Полные и краткие демографические таблицы. Корень демографичес­кой таблицы. Показатели демографических таблиц, их классификация. Таб­личные коэффициенты. Вероятностные показатели: интервальная вероят­ность наступления демографического события; интервальная вероятность ненаступления демографического события; кумулятивные вероятности. Средние длительности пребывания в когорте (в данном демографическом состоянии). Число человеколет, прожитых в данном интервале возраста. Кумулятивное число человеколет. Чистые и комбинированные демографические таблицы. Примеры демографических таблиц — таблицы смертнос­ти (дожития), таблицы рождаемости, таблицы брачности и прекращения браков. Краткая история демографических таблиц. Джон Граунт и его роль в создании метода демографических таблиц. Возможности применения метода демографических таблиц в социологических исследованиях. Метод демографических таблиц в пакете статистического анализа SPSS.




Тема 6. Основы прогнозирования демографических процессов

Роль демографических прогнозов в планировании развития. Взаимосвязь демографического и социального прогнозирования. Искусство выработки гипотез о будущих тенденциях демографических процессов и точность прогнозов. Классификация демографических прогнозов — аналитические прогнозы, нормативные прогнозы, прогнозы-предостережения, функциональные про­гнозы.

Основные методы демографического прогнозирования. Экстраполяционный метод. Метод, основанный на применении математических функций. Метод компонент, иначе называемый передвижкой возрастов. Основные ме­тодические приемы прогнозирования уровней демографических процессов — экстраполяция; референтное прогнозирование, или прогнозирование по ана­логии. Прогнозирование смертности. Прогнозирование рождаемости. Роль социолого-демографических исследований репродуктивного поведения в разработке прогнозных сценариев будущей динамики рождаемости. Прогно­зирование семейной структуры населения.

Демографические прогнозы для СССР, России и мира — общий обзор.

Прикладные компьютерные пакеты демографического прогнозирования — DemProj, МоrtРаk, РАS и др.





Тема 7. Эволюция и перспективы основных демографических процессов в России

Эволюция и перспективы рождаемости. Основные детерминанты снижения рождаемости в России на протяжении последнего столетия. Причины, условия, факторы и последствия падения рождаемости в 90-е гг. XX в. Перс­пективы рождаемости в XXI в.

Эволюция и перспективы смертности. Динамика смертности в XX в. Особенности характера изменений смертности: сочетание эволюционных изменений и катастроф. Эпидемиологический переход в России, его особенности. Основные причины роста смертности в 1960—1990 гг. Перспективы и фак­торы динамики смертности в XXI в.

Эволюция и перспективы брачности и разводимости. Основные факто­ры и тенденции изменений семьи. Кризис семьи в России и его последствия.







Тема 8. Основные проблемы демографической политики в России в XXI веке

Демографическая политика — сущность и содержание, соотношение с экономической, социальной и семейной политикой. Цели демографичес­кой политики. Методы демографической политики: экономические, административно-правовые, социально-психологические. Демографическая поли­тика и планирование семьи.

Опыт проведения демографической политики в мире. Деятельность ООН и других международных организаций в области населения. Программа действий в области населения, принятая на Каирской конференции (1994).

Демографическая политика в СССР и в России — фантом или реальность? Специфика подходов представителей основных теоретических и аксиологических парадигм в российской демографии к определению необходимости и це­лей демографической политики в России.

Возрастающая необходимость проведения демографической политики в современных российских условиях. Основные проблемы демографической политики в России в ближайшие годы и в отдаленной перспективе. Концеп­ция семейно-демографической политики в России. Демографическая экспер­тиза законопроектов и других актов законодательной и исполнительной вла­сти, крупных экономических и социальных проектов.




  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница