Программа дисциплины "История социологии" Часть I для направления



Скачать 232.69 Kb.
Дата26.06.2016
Размер232.69 Kb.
Министерство экономического Министерство образования

развития и торговли

Российской Федерации Российской Федерации
Государственный университет -Высшая школа экономики











Программа дисциплины

"История социологии"

Часть I

Для направления 521200 - Социология

(второй уровень высшего профессионального образования)

Москва, 2002г.

I. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС

В соответствии с принятым в ГУ-ВШЭ учебным планом программа курса «История социологии» охватывает 3-5 модули. Курс в целом рассчитан на 216 часов занятий; из них 106 часов аудиторных (54 часа - лекции, 52 часа - семинары), и 110 часов самостоятельных занятий. Первая часть курса включает 74 часа аудиторных занятий (40 часов - лекции, 34 -семинары). В самостоятельную работу входит изучение материала по рекомендованной литературе и написание 2-х эссе по предлагаемым темам.


II. Пояснительная записка


Автор программы: д. соц. н., профессор Александр Бенционович Гофман.

Аннотация

Курс предназначен для студентов, специализирующихся в области социологии. Его задача

познакомить студентов с основными этапами и направлениями развития теоретической социологии, сформировать у них основы социологического мышления и профессиональной культуры. Программа предусматривает, помимо лекций, проведение семинарских занятий, чтение студентами классических и современных текстов, подготовку докладов, участие в дискуссиях, написание эссе.

Учебная задача курса:

• Знать: понятия, теории, основные произведения классиков западной социологии XIX -начала XX века.

• Уметь: читать, понимать и комментировать рекомендованные произведения.

• Иметь представления: о тенденциях развития социологического знания в XIX - начале ХХвв.

• Обладать навыками: поиска научной литературы по темам курса в библиотеках и Интернете, интерпретации текстов первоисточников и аналитических работ.

Форма контроля: - текущий контроль предполагает написание двух эссе, оцениваемых по 10-балльной шкале. Также оценивается работа студента на практических занятиях.

Ш.Содержание программы


Раздел 1. История и предыстория социологического знания

Тема 1. История социологии как область знания


Что изучает социология? Критерии социологического знания. Что объединяет социологию с другими науками, в том числе естественными? Особенности социологии как гуманитарного знания, отличающие ее от естественных наук. Отличие социологии от вненаучных форм знания об обществе.

Школы, направления, ориентации социологической мысли. Парадигмы в истории социологии. Научные революции. Инновации и традиции в истории социологии. Социологическая классика.

Четыре функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов; социальная технология. Внутринаучные и вненаучные факторы развития социологического знания.

История науки как ее биография и коллективная память. Значение для социологии ее истории.



Тема 2. Предыстория социологии: идейные предпосылки возникновения науки об обществе

Формирование идеи общества. Становление и развитие различных традиций в понимании социальной реальности. Общество как естественное образование и общество как искусственное образование. Социальный номинализм и социальный реализм. Представление о естественном и гражданском состоянии человека. Теории общественного договора. Соотношение понятий общества и государства. Эволюция представлений об обществе в европейской мысли до ХIХ в.

Формирование идеи социального закона как естественного закона в применении к обществу. Законы онтологические (законы сущего) и законы деонтологические (законы должного); их соотношение и связь в истории европейской мысли. Влияние идеи естественного закона на понимание структуры и развития общества. Ее значение для возникновения социологии и последующая эволюция.

Формирование идеи общественного прогресса. Четыре теории, оценивающие направленность и содержание общественного развития: теории прогресса, регресса, циклического развития (круговорота) и маятникового развития. Становление и развитие рационалистической теории прогресса. Ее значение для возникновения социологии и последующая критика.

Формирование идеи метода и ее значение для возникновения социологии. Влияние механического естествознания на становление социологической методологии. "Политическая арифметика". Социология как "социальная физика" и "социальная физиология".

Когда и где начинается социология?



Раздел 2. Пионеры социологической мысли

Тема 3. Социология Огюста Конта

Этапы жизни и творчества. Три периода в творчестве Конта. Идейные истоки его социологии. Позитивизм как обоснование науки. Классификация наук. Закон трех стадий.

Социология как наука и мировоззрение. Объект социологии. Метод. "Объективная" и "субъективная" социология. Социальная статика и социальная динамика.

От "объективного" метода - к "субъективному", от науки - к социальной утопии и обоснованию Религии Человечества. Место Конта в истории социологии.

Тема 4. Социология Карла Маркса

Характерные черты личности и творчества. Многообразие интерпретаций Маркса, Маркс - социолог и Маркс - публицист и политический деятель. Идейно-теоретические истоки социологии Маркса. Философская антропология Маркса. Трактовка человека и общества.

Материалистическое понимание истории, его значение для социологии. Основные понятия: общественное бытие и общественное сознание, способ производства, производительные силы и производительные отношения, базис и надстройка.

Методология. Теория социальных систем: общественные формации. Структура социальной системы.

Теория социального развития. Социальная революция. Теория классов и классовой борьбы. Социология познания. Эмпирическоя социология у Маркса.

Значение социологии Маркса для развития социологического знания.


Тема 5. Социология Герберта Спенсера

Жизнь, творчество, мировоззрение. "Синтетическая философия" и ее принципы. Метод. Понимание социальной системы: общество как сверхорганизм. Сходства и различия между обществом и индивидуальным биологическим организмом. Три системы органов в социальной системе и организме. Типы социальных институтов. Два типа обществ.

Понятия социальной эволюции, развития, прогресса. Сущность социальной эволюции. Борьба за существование в понимании Спенсера.

Вклад Спенсера в развитие социологии.



Тема 6. Натурализм в социологии: географическая школа

Предшественники школы в истории социальной мысли. Основные идеи. Географический детерминизм и рассмотрение взаимодействия общества и природной среды.

Г.Бокль и его анализ влияния географических факторов на развитие цивилизации. К.Риттер: единство человека и окружающей среды. Антропогеография и народоведение Ф.Ратцеля. К.Хаусхофер и школа германской геополитики. Американский инвайронментализм: Э.Семпл и Э.Хантингтон. Школа Ф.Ле Пле. Французская социогеография: П.Видаль де ла Блаш и Э.Реклю.

Тема 7. Натурализм в социологии: биоорганическая школа

Основные принципы и истоки органицизма в социологии. Главные представители. П.Лилиенфельд и его труд о социальной науке будущего. А.Шеффле и его анализ "социальных тел". Сочетание органицизма и психологизма: А.Фулье и Р.Вормс. А.Эспинас: от органицизма к изучению социальной жизни животных.



Тема 8. Натурализм в социологии: социал - дарвинистская школа

Основные принципы и истоки. Главные представители.

У.Беджгот и применение принципов теории биологической эволюции к социальной жизни человека.

Л.Гумплович: межгрупповая борьба как главный фактор социальной жизни.

Г.Ратценхофер и проблема интересов.

А.Смолл: сочетание социал-дарвинизма и психологизма.

У.Самнер: утрированное спенсерианство и исследование народных обычаев.

Тема 9. Натурализм в социологии: расово-антропологическая школа

Социально-психологические, идеологические и утопические истоки и функции. Основные принципы.

Ж.-А. де Гобино - основоположник расово-антропологической школы. Элитизм, расовый детерминизм и культурный релятивизм.

Философия истории Х.Чемберлена и М.Гранта.

Антропосоциология: О.Аммон и Ж.Ваше де Ляпуж.

Л.Вольтман: соединение расизма, социал-дарвинизма и социализма.


Раздел 3. У истоков социологии XX века

Тема 10. Психобиологический редукционизм: Л.Уорд и Ф.Гиддингс

Принципы психологизма в социологии и его истоки.

От биологического редукционизма - к психологическому. Синтез биологизма и психологизма в работах Л.Уорда и Ф.Гиддингса.

Социологические теории Л.Уорда. Генезис и телезис. Ф.Гиддингс. Понятие "сознание рода" и типология социальных классов.



Тема 11. Психобиологический редукционизм: инстинктивизм.

Истоки инстинктивизма. Понятие инстинкта в науке на рубеже XIX-XX вв. У.Мак Дугалл: инстинктивистское истолкование социальной жизни. Роль инстинкта в социальной теории З.Фрейда. Общая оценка инстинктивизма в социологии.



Тема 12 Психологический редукционизм: социопсихология масс и массового поведения.

Причины интереса к проблематике масс в конце XIX- начале XX вв.

Основные категории: толпа, публика, подражание, внушение, психическое заражение.

Идеи итальянской криминологической школы.

Социологические воззрения Г.Лебона.

Г.Тард: подражание как основа социальной жизни.



Тема 13 Психологический редукционизм: зарождение интеракционизма.

Сущность интеракционистской ориентации в социологии. Три элемента Я по У.Джеймсу.

Социологические теории Ч.Кули. Зеркальное Я и его элементы. Первичные и вторичные группы.

Социологические исследованияУ. Томаса. Концепция социальной ситуации. Типология личности и концепция четырех желаний. Вклад У.Томаса в социологическую теорию и методологию. Общая оценка роли психологического направления в социологии.



Тема 14. Социология Ф.Тённиса.

Идейно - теоретические истоки и теоретике - методологические принципы.

Община и общество: сущность, признаки, основания различения.

Чистая и прикладная социология. Социография. Классификация социальных норм.

Эмпирические исследования.

Вклад Тенниса в развитие социологии.



Тема 15. Социология Г.Зиммеля.

Интеллектуальные истоки социологии Зиммеля. Многообразие творческих и исследовательских интересов. Особенности мировоззрения и стиль мышления.

Три этапа идейно - теоретической эволюции.

Социология как метод. Метод понимания. Предмет социологии и ее разделы. Социология как изучение социальных форм. Исследования отдельных социальных форм.

Теория социальной дифференциации, социальных групп и социальных кругов.

Социология религии и социология морали. Проблематика культуры. Значение идей Зиммеля для развития социологического знания.



Тема 16. Социология Э.Дюркгейма.

Этапы жизни и творчества. Идейные истоки формирования социологии Дюркгейма.

Основные труды. Программа построения социологии как науки. Антибиологизм и антипсихологизм. Предмет социологии. Основные принципы и правила социологического метода.

Теория разделения общественного труда, механической и органической солидарности. "Коллективное сознание" и "коллективные представления".

Типы самоубийств и их причины. Понятие аномии. Значение профессиональных групп.

Социология религии. Религия как система социальных символов. Понятие священного и светского. Социальные функции религии. Социальное происхождение категорий познания.Вклад Дюркгейма в развитие социологии. Школа Дюркгейма - новый вид научного коллектива. "Социологический ежегодник" и его "команда". Участие в школе видных представителей различных социальных наук.

М. Мосс - глава школы после Дюркгейма. Преемственность и изменения в теоретике - методологических ориентациях. Наиболее значительные труды участников школы. Ее место в развитии социологии.

Тема 17. Социология В.Парето.

Характеристика жизни и творчества. Источники формирования идей. Эволюция мировоззрения и научных интересов. Основные труды.

Логико - экспериментальный метод.

Общество как система в состоянии равновесия.

Логические и нелогические действия. Осадки и деривации.

Теория элиты; типы элит и циркуляция элит.

Значение идей Парето для развития социологии.
Тема 18. Социология М.Вебера.

Жизнь и творчество. Идейные истоки социологии. Предмет социологии. Понятие социального действия. Типы действия. Методологические принципы социологии. Идеальные типы. Два вида понимания. Понимание и причинное объяснение.

Социология религии. "Протестантская этика и дух капитализма". Теория рациональности. Трактовка бюрократии.

Вебер о политике. Типы легитимного господства. "Этика убеждения" и "этика ответственности".

Вебер о науке. Наука и проблема ценностей.

Влияние Вебера на современную социологию.



IV. Список литературы.

Основная литература:

История буржуазной социологии XIX - начала XX вв. М.,1979

Очерки по истории теоретической социологии XIX - начала XX вв. М., 1994

Очерки по истории теоретической социологии XX в. М., 1994

Гофман. А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995-1997.

Новикова С.С. История развития социологии в России. М.-Воронеж, 1996.

Николаев В.Г. Классики теоретической социологии XX века: рабочая тетрадь по истории

социологии. М., 2001.



Дополнительная литература:

Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994.

Антология русской классической социологии. М., 1995.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М., "Юристъ", 1994 Зиммель Г. Избранное, т. 1-2. М. "Юристъ", 1996.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

Западно - европейская социология XIX - начала XX вв.. Тексты. М., 1996.

Западно - европейская социология XIX века. Тексты. М., 1996.

История теоретической социологии. М., 1997 – 1999.

История теоретической социологии. Т. 1-3. М., 1995 – 1999.



Примерный список тем эссе

1. Социология религии Г. Зиммеля.

2. Г. Зиммель о моде.

3. Понятие "приключения" в социологии Г. Зиммеля

4. Понятие "социальных кругов" в социологии Г. Зиммеля.

5. Социология города М. Вебера.

6. Понятийные пары "Gemeinschaft/Geseilschaft" у Ф. Тенниса и "механическая/органическая солидарность" у Э. Дюркгейма: сравнительный анализ.

7. Проблема свободы от ценностных суждений в социальных науках: сравнительный аналих взглядов Э. Дюркгейма и М. Вебера на эту проблему.




V. Тематический расчет часов.


№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы



Самостоя­тельные и

Всего









контрольны е работы



Лекции

Семинары

Всего





1.

История социологии как область знания

2

2

4

Эссе (3-й модуль) 6

10

2.

Предыстория социологии: идейные предпосылки возникновения науки об обществе

4



4

Эссе (4-й модуль).

6


10

3.

Социология 0. Конта















2

2

4

4

10

4.

Социология К.Маркса















2

4

6

4 .

10

5.

Социология Г. Спенсера















2

2

4

4

8

6.

Натурализм в













социологии: географическая школа

2



2

4

6

7.

Натурализм в













социологии: биоорганическая школа

2



2

4

6

8.

Натурализм в













социологии:социал-дарвинистская школа

2



2

4

6

9.

Натурализм в













социологии:расово-антропологическая школа

2



2

4

6

10.

Психобиологический













редукционизм: Л.Уорд и Ф.Гиддингс

2



2

4

6

11.

Психобиологический













редукционизм: инстинктивизм

2



2

4

6

12.

Психологический













редукционизм: социопсихология масс и массового поведения

2

4

6

4

10

«


13.

Психологический













редукционизм: зарождение интеракционизма

2

4

6

4

10




14.

Социология Ф.Тенниса















2

2

4

4

8

15.

Социология Г.Зиммеля

2

4

6

4

10

16.

Социология Э.Дюркгейма

4

4

8

4

12

17.

Социология В.Парето

2

2

4

4

8

18.

Социология М. Вебера

2

4

6

4

10

Пчасть 1

Роберт Парк

2

2

4

1 эссе 6

12

2

Джордж Герберт Мид

2

2

4

4

8

3

Тлкот Парсонс

2

4

6

4

10

4

Роберт Мертон

2

4

6

4

10

5

Питирим Сорокин

2

2

4

4

8

6

Альфред Щюц

2

2

4

6

10

7

Теодор Адорно

2

2

4

6

10



Всего

54

52

106

110

216




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница