Программа дисциплины м 04 Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды Трудоемкость



Скачать 298.88 Kb.
Дата21.05.2016
Размер298.88 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»



Декан педагогического факультета

Титова Г. Ю. __________________

«_____»________________2012 г.


Программа дисциплины
М.2.04 Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды

Трудоемкость (в зачетных единицах) 2

Направление: 050400.68 Психолого-педагогическое образование
Магистерская программа: Психология и педагогика развития дошкольника
Квалификация (степень) выпускника: магистр

1. Цели изучения дисциплины

Цель курса – развитие профессиональной компетентности магистра посредством освоения практических психологических знаний в области педагогической психологии здоровья ведущей к научному осмыслению и пониманию ценностно-смысловых основ и технологий безопасной профессиональной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательного процесса на основе развития общекультурных и профессиональных компетенций.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Место дисциплины «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» в структуре ООП магистратуры. Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла. Изучение данной дисциплины тесно связано со следующими как предшествующими дисциплинами: «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании», «Социальная психология образования», так и последующими: «Психологическая служба в системе образования». Дисциплина также тесно связана с рядом дисциплин из вариативной части профессионального цикла, а также научно-исследовательской и производственной практикой, научно-исследовательской работой в семестре и подготовкой магистерской диссертации.
3. Требования к уровню освоения программы

В результате изучения дисциплины у магистрантов формируются следующие компетенции:



Общекультурные:

владеть практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

способность к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);

способность использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

способностью проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуации риска (ОК – 9);

способность выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);



Профессиональные (ПК):

способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

уметь организовывать межличностные контакты, общение (в том числе в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

уметь организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);

способность анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);

способность применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК – 8).

В психолого-педагогическом сопровождении дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования:

способность проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП – 7).

Способность оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП – 8).

Способность консультировать педагогов, администрацию, воспитанников (обучающихся) по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП – 9).



Специальные профессиональные компетенции:

способность выбирать и применять методы диагностики в практической работе с учетом

особенностей ОВЗ детей и подростков (ПКСПП-1);

способность проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы

для детей с разными типами ОВЗ (ПКСПП-2);

способность проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-

развивающей работы с детьми с ОВЗ на основе результатов диагностики (ПКСПП-3);

способность использовать инновационные обучающие технологии с учетом типа

нарушенного развития ребенка и задач каждого возрастного этапа (ПКСПП-5);

уметь разрабатывать рекомендации субъектам коррекционного образования по вопросам

развития и обучения ребенка (ПКСПП-6);

уметь оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса в коррекционных образовательных учреждениях (ПКСПП-8);

способность консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/обучающихся по

вопросам оптимизации учебного процесса в коррекционных образовательных учреждениях

(ПКСПП-9);

В области педагогической деятельности:

способность проводить анализ и обобщение образовательной деятельности учреждения (ПКОД-9);

способность к конструктивному взаимодействию с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей (ПКОД-10);

способность проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в учреждении и разрабатывать рекомендации по повышению их качества (ПКОД-11);



В области научно-методической деятельности:

уметь организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов) (ПКНМ-8);



В области организационно-управленческой деятельности:

способность проводить экспертизу образовательной среды учреждения и определять административные ресурсы развития учреждения (ПКОУ-1);

способность организовать межпрофессиональное взаимодействие специалистов образовательного учреждения (ПКОУ-3).

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать основные риски и угрозы психологической безопасности в образовательной

среде.

- понимать основные принципы организации психологически безопасной



образовательной среды;

- уметь моделировать психологически безопасную образовательную среду;

-владеть технологиями безоценочной коммуникации.
4. Общая трудоемкость дисциплины - 2 зачетные единицы и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом) (час)



Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом) (час)



Всего 72ч.

1 семестр

Аудиторные занятия

18

18

Лекции







Практические занятия

18

18

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

Другие виды аудиторных работ (занятия в интерак.)

8

8

Другие виды работ







Самостоятельная работа

27

27

Курсовой проект (работа)

-

-

Реферат

-

-

Расчётно-графические работы

-

-

Формы текущего контроля

Тесты, к/р

Тесты, к/р

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен – 1 семестр

(27 час.)



Экзамен

(27 час.)




5. Содержание учебной дисциплины

5.1. Разделы учебной дисциплины




Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (час)







Практ. зан.

Занятия в интеракт.

СРС






Основные подходы к понятию «образовательная среда»

2

1

3






Типология и структура образовательной среды.

2

1

3






Риски образовательной среды

2

1

3






Психологическая безопасная среда: условия.

2

1

3






Моделирование психологической безопасной образовательной среды.

2

1

3






Технология создания психологической безопасной образовательной среды. Психологическая профилактика.

2

1

3






Технология создания психологической безопасной образовательной среды. Психологическая диагностика.

2

1

3






Технология создания психологической безопасной образовательной среды. Психологическая коррекция.

2




3






Эмоциональное выгорание

2

1

3




Итого:

18

8

27




















5.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Основные подходы к понятию «образовательная среда».

Идеи развития образовательной среды, разрабатываемые как в исследованиях отечественных психологов и педагогов (Г. А. Ковалев, В. П. Лебедева, А. Б. Орлов, В. И. Панов, А. В. Петровский, В. В. Рубцов, И. М. Улановская, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин и др.), так и в зарубежной психологии (А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс и др.). В. А. Ясвин, В.В. Рубцов, С.Д. Дерябо., В.И. Слободчиков. Среда как теория возможностей Дж. Гибсона. Модальность среды.



Тема 2.Типология и структура образовательной среды.

Основные типы среды Я. Корчак, критерии типологизации образовательной среды С. В. Тарасов. Три основных взаимосвязанных параметра: «физическое окружение» (архитектура и дизайн школьных помещений и школьных зданий и т. д.); «человеческий фактор» (социальная плотность среди субъектов образовательного процесса, половозрастные особенности учащихся и учителей и т. д.); программа обучения (деятельностная структура, стиль преподавания и т. д.) Г. А. Ковалев. Социально–контактная часть среды. Информационная часть среды. Соматическая часть среды (собственное тело и его состояния). Предметная часть среды. Е. А. Климов.



Тема 3. Риски образовательной среды.

Факторы риска. Психологические опасности образовательной среды: неудовлетворение базовой потребности в личностно–доверительном общении, деструктивное поведение, негативное отношение к образовательным учреждениям, нарушение психического и физического здоровья, переходы в обучении в школе, адаптации к новой ситуации обучения, трудности контакта ученика и учителя в учебной деятельности, пассивная позиция учащихся в процессе обучения, отсутствие интеграции между различными предметами и трудности учащихся в успешном выполнении домашних заданий. Психологическое насилие. Причины.



Тема 4. Психологически безопасная среда. Условия.

Психологическая и физическая составляющие понятия «безопасность». Характеристиками, уменьшающими способность образовательной среды быть безопасной. Характеристики, повышающие безопасность образовательной среды и ее защитную функцию. Установление доброжелательных взаимоотношений (доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическая поддержка, забота о безопасности каждого члена коллектива и др.); дисциплина, ответственность и включенность в происходящее в образовательной среде.



Тема 5. Моделирование психологической безопасной образовательной среды.

Концепция психологической безопасности образовательной среды: образование есть отрасль человекопроизводства, образовательная среда как часть образовательного пространства, угрозы психологической безопасности образовательной среды. обеспечение психологической безопасности образовательной среды, Принципы: опоры на развивающее образование, принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно–воспитательного процесса, принцип формирования социально–психологической умелости.



Тема 6. Технология создания психологической безопасности образовательной среды школы. Психологическая профилактика. Психопрофилактика – это специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Задачи психопрофилактики. Три уровня психопрофилактики. Психопрофилактика предполагает: ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень. Содержание психопрофилактики.



Тема 7. Технология создания психологической безопасности образовательной среды школы. Психологическая диагностика.

Содержание психодиагностики. Виды диагностики. Требования к применению психодиагностики. Правила диагностики.



Тема 8. Технология создания психологической безопасности образовательной среды школы. Психологическая коррекция.

Содержание. Психокоррекционная ситуация. Методы психокоррекции и их применение в практике педагога и психолога. Поступки детей, привлекающие внимание взрослых. Причины. Правильные реакции взрослых.Формирование социальных навыков безопасного поведения детей и взрослых (педагогов) в образовательной среде. Использование ненасильственных средств в общении.



Тема 9. Эмоциональное выгорание.

Понятие. Черты здоровой личности. Ананьев. Уровни психологического здоровья: витальный, социальный, экзистенциальный. Уровни психологического здоровья детей. Психологическое здоровье учителя. Профессиональное выгорание. Личностные профессиональные деструкции педагогов. Виды профессиональной деструкции педагогов. Психическое выгорание педагогов как признак их профессиональной деформации. Возможности для сохранения психологического здоровья.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература по дисциплине:

  1. Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения : учебное пособие для вузов /А. П. Панфилова. - 2-е изд., испр. - Москва : Академия, 2008. - 335.

  2. Соколова, И. Ю. Педагогическая психология : учебное пособие / И. Ю. Соколова ; МОиН РФ, ГОУ ВПО НИ ТПУ. - Томск : Изд-во ТПУ, 2011. - 327.


6.2. Дополнительная литература:


  1. Ананьев, В. А. Практикум по психологии здоровья / В. А. Ананьев. - Санкт-Петербург, 2007.

  2. Ананьев, В. А. Психология здоровья / В. А. Ананьев. - Санкт-Петербург, 2006.

  3. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании. - Санкт-Петербург, 2002.

  4. Братченко, С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). - Москва, 1999.

  5. Баева, И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. - Санкт-Петербург, 2002.

  6. Бондаренко, Т. Н. Педагогический совет «Психологический комфорт на уроке» [Электронный ресурс] // Учебно-методический портал. - Режим доступа: http://www.uchmet.ru/library/material/134543/.

  7. Водопьянова, Н. Е. Синдром психологического выгорания и его профилактика / Психология профессионального здоровья / под ред. проф. С. Г. Никифорова. - Санкт-Петербург, 2006. - 359 с.

  8. Дворецкая, М. Я. Жизненное самоопределение и мировоззрение личности как основа профессионального здоровья // Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / под ред. проф. Г. С. Никифорова. - Санкт-Петербург, 2006. - 160–185 с.

  9. Дерябо, С. Д. Диагностика эффективности образовательной среды / С. Д. Дерябо. - Москва, 1997.

  10. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. - Санкт-Петербург, 2004.

  11. Зеленков, М. Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI в / М. Ю. Зеленков. - Москва, 2002.

  12. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. - Москва, 2000.

  13. Корчак, Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. - Москва, 1990.

  14. Кривцова, С. В. Тренинг : учитель и проблемы дисциплины / С. В. Кривцова. - Москва, 2000.

  15. Личность, семья, школа // Проблемы социализации учащихся / под ред. С. Г. Вершловского. - Санкт-Петербург, 1996.

  16. Мкртычан, Г. А. Психолого–педагогическая экспертиза в образовании / Г. А. Мкртычан. - Нижний Новгород, 2001.

  17. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В. Э. Пахальян. - Санкт-Петербург, 2006.

  18. Пихтарников, А. Л. Беспомощность подростков и психологическое консультирование // Наш проблемный подросток : понять и договориться / под ред. Л. А. Регуш, А. Л. Пихтарников. - Санкт-Петербург, 2001. - 45–73 с.

  19. Пихтарнико, А. Л. Как разорвать замкнутый круг. Принципы и методы социально–психологической реабилитации подростков с асоциальным поведением. Программа подготовки к освобождению из воспитательной колонии / А. Л. Пихтарников, Е. Н. Чеснокова. - Санкт-Петербург, 2004.

  20. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной : учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – Москва : ТЦ «Сфера», 2000. - 528 с.

  21. Практическая психология образования : учебное пособие. 4–е изд. / под ред. И. В. Дубровиной. - Санкт-Петербург, 2004.

  22. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной. - Екатеринбург, 2000.

  23. Психология профессионального здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. - Санкт-Петербург, 2006.

  24. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - Санкт-Петербург, 1999.

  25. Регуш, Л. А. Безопасность обучения школьников // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (Санкт–Петербург, 27–28 ноября 2003) : Материалы Всероссийской конференции. - Москва, 2003. - 182–185 с.

  26. Регуш, Л. А. Подросток в эпоху перемен // Психология современного подростка / Л. А. Регуш, А. Л. Лихтарников ; под ред. Л. А. Регуш. - Санкт-Петербург, 2005.

  27. Регуш, Л. А. Педагогическая психология / Л. А. Регуш, А. Орлова. - Санкт-Петербург, 2010.

  28. Слободчиков, В. И. Антропологический подход к решению психологического здоровья детей // Вопросы психологии / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов. – 2000. – № 4.

  29. Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы. [Электронный ресурс] // Педагогическая психология. – Режим доступа http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/pedagogicheskaya_psihologiya/read_online.html?page=4

  30. Хусаинов, Р. М. Зависимость психологического здоровья учителя от возраста и стажа педагогической деятельности : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Казань, 2006.

  31. Черноушек М. Психология жизненной среды / М. Черноушек. - Москва, 1989.

  32. Ясвин, В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - Москва, 1997.

6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

Интернет-ресурсы:



  • www.psychology.net.ru (Мир психологии);

  • www.gumer.info/bibliotek_buks/.../_Index.php (Электронная библиотека психологии);

  • www.psycheia.ru (Психология для студентов);

  • www.psyinst.ru/library. Институт психотерапии и клинической психологии;

  • http:// psyfactor.org. http://www.zanimatika.ru/ Занимательная педагогика,


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудитории, учебная литература, медиатехника, наборы слайдов, тесты.

п/п

Наименование раздела (темы) учебной дисциплины

Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

Типология и структура образовательной среды

Слайдовая презентация

медиатехника

2

Риски и угрозы в образовательной среде

Слайдовая презентация

медиатехника

3

Технологии создания психологически безопасной образовательной среды

Тексты («кейсы»)

раздаточный материал

4

Технология создания психологически безопасной образовательной среды

Слайдовая презентация

медиатехника

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации для преподавателя
Учебная дисциплина включает в себя два компонента: систему знаний и систему учебно-познавательной деятельности, направленной на их усвоение. При разработке обоих компонентов учебной дисциплины учитываются следующие факторы: сложившаяся система знаний в рамках соответствующей научной дисциплины; приверженность преподавателя определенной научной и методологической концепции; уровень, тип и цели образовательной программы; интересы обучающихся; знания и способности обучающихся; формы и функции активности обучающихся; существующий фонд дидактических материалов.
7.2. Методические рекомендации для магистрантов

Рекомендуется сочетание организованных преподавателем самостоятельных форм работы с учебным материалом. Усвоение знаний через составление глоссария профессиональных терминов, написание эссе, подготовку реферата, доклада, презентаций, работа с «кейсами».


7.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельных работ


  • Ориентируясь на критерии психологического здоровья школьников, опишите (на основе жизненных наблюдений или литературных данных) три конкретных ситуации, в которых проявляются различные уровни психологического здоровья детей. Объясните, почему тот или иной случай отнесен вами к определенному уровню.

  • Используя диагностическую методику, представленную в книге: Ананьев В. А. Практикум по психологии здоровья. СПб., 2007. С. 96–98, оцените свое психологическое здоровье и составьте возможную программу его улучшения.

  • Дайте свое аргументированное заключение в отношении тезиса «Психологически здоровая личность – это зрелая личность». Ваше заключение может быть направлено как на доказательство правильности этого тезиса, так и на его опровержение.



7.2.2. Примерная тематика рефератов


  1. Профилактика эмоционального здоровья учителя

  2. Профилактика эмоционального здоровья школьника (дошкольника).

  3. Стимулы адаптации начинающего педагога в коллективе.

  4. Школа без стрессов.

  5. Правила психологического консультирования подростка.

  6. Тренинг социальной умелости подростка-школьника, дошкольника.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
8.1. Тематика рефератов, докладов, эссе

  1. Какие основные проблемы в психологии обучения и воспитания позволили выделить педагогическую психологию как отдельную науку?

  2. Перечислите 3 проблемы, с которыми вы как учитель могли бы обратиться к школьному психологу, считая, что это компетенция данного специалиста.

  3. Учитывая особенности образовательной среды, составьте паспорт психологически безопасной образовательной среды.

  4. Эссе на тему: «Я - учитель».

  5. Эссе на тему «Критика - лучший способ испортить отношения и потерять доверие, и худший способ воспитания». Д. Карнеги

  6. Эссе на тему: «Что было бы, если….».

  7. Профилактика эмоционального выгорания. Способы.

  8. Психологическая диагностика личности подростка.

  9. Психологическая диагностика личности дошкольника.

  10. Проблемы дисциплины на уроке. Способы решения конфликта.

  11. Способы безопасного общения на уроке.

  12. Способы безопасного общения с подростком.

  13. Демонстративное поведение детей: способы общения.

  14. Капризы, упрямство в поведении у детей.


8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте «теорию возможностей» Дж. Гибсона применительно к образовательной среде.

2. Дайте определение образовательной среды.

3. Что является показателем модальности образовательной среды?

4. Какие существуют типы образовательной среды?

5. Дайте определение безопасности.

6. Охарактеризуйте основные подходы к раскрытию понятия «психологическая безопасность».

7. Назовите характеристики, уменьшающие способность образовательной среды быть безопасной.

8. Назовите характеристики, повышающие способность образовательной среды быть безопасной.

9. Возможные риски и опасности в образовательной среде.

10. Перечислите наиболее важные условия образовательной среды, создающие и обеспечивающие психологическую безопасность.

11. Какие социальные навыки способствуют решению проблем психологической безопасности в образовательной среде?

12. Назовите средства решения конфликтных ситуаций в образовательной среде.

13. Приведите и обоснуйте, в соответствии с определением, эмпирические референты психологически безопасной образовательной среды.

14. Почему психологическая безопасность образовательной среды является характеристикой ее развивающего характера?

15. Перечислите основные угрозы нарушения психологической безопасности образовательной среды и дайте их краткую характеристику.

16. Обоснуйте, почему психологическое насилие может выступать основным источником психотравмы в образовательной среде.

17. Почему мониторинг и создание психологической безопасности образовательной среды могут являться показателями эффективности деятельности Службы практической психологии в образовании.
8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз


  1. Что такое здоровье?

  2. С чем связано здоровье и сколько уровней оно содержит?

  3. Что представляют собой эти уровни?

  4. Каковы основные ориентиры самоопределяющегося человека?

  5. Какие основные направления в развитии человека охарактеризовал Л. С. Выготский?

  6. Что представляет собой психологическое здоровье? На чем оно базируется?

  7. Кто такой значимый для ребенка взрослый? Какова его роль в сохранении психологического здоровья ребенка?

  8. Назовите варианты угроз психологической безопасности в образовательной среде детского сада.

  9. Назовите варианты психологического насилия в образовательной среде школы.

  10. Приведите примеры для обсуждения нарушений в образовательной среде, приводящих к эмоциональному выгоранию педагога.


8.4. Примеры тестов

1. В.А. Ананьев выделил уровни психологического здоровья детей. Назовите неправильный ответ.

а) Креативный уровень.

б) Адаптивный уровень.

в) Ассимилятивно–аккомодативный уровень.

г) Творческий уровень

2. Специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Выберите неверный ответ.

а) Профилактика

б) Коррекция

в) Диагностика

3. Среда как теория возможностей? Кто автор.

а) В. Ясвин

б) Д. Гибсон

в) Л. Выготский

4. Назовите автора данного понятия. «Образовательная среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают её проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между её отдельными элементами начинают выстраиваться определённые связи и отношения».

а) В.И. Слободчиков

б) С.В.Тарасов

в) Я. Корчак

5. Вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами;
а) Опасность

б) Риск


в) Угроза

6. Возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;

а) Опасность

б) Риск


в) Угроза

7. Конкретная и непосредственная форма опасности, создаваемая целенаправленной деятельностью откровенно враждебных сил (обстоятельств); совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства.

а) Опасность

б) Риск


в) Угроза

8. Набор умений, дающий возможность компетентного выбора ребёнком своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности.

а) Толерантность

б) Социальная умелость

в) Коммуникабельность

9. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. Назовите уровень и вид работы психолога.

а) 1 уровень

б) 2 уровень

в) З уровень

10. Она направлена на так называемую группу риска, т.е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Основная ее задача преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Назовите уровень и вид работы психолога.

а) 1 уровень

б) 2 уровень

в) З уровень

11. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами. Его основная задача преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Назовите уровень и вид работы психолога

а) 1 уровень

б) 2 уровень



в) З уровень

8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену)


  1. «Событийная общность» кто автор данного понятия. Раскройте его смысл.

  2. Ясвин В.А. Структура образовательной среды.

  3. Воздействие на человека, которое понижает его нравственный, психический статус, причиняя ему особые страдания. Назовите понятие.

  4. Назовите и объясните их содержание формы (психологическое воздействие, психологические эффекты и т.д.) психического насилия.

  5. Проявления психологического насилия в образовательной среде публичное унижение, высмеивание и т. д).

  6. Понятие «психологическая реабилитация».

  7. Угрозы психологической безопасности.

  8. Назовите следствие психологического насилия в процессе взаимодействия в образовательной среде.

  9. Назовите следствие отсутствия удовлетворенности личности в личностно-доверительном общении.

  10. Безопасное невербальное общение в образовательной среде.

  11. Назовите следствие неразвитости системы психологической помощи в образовательном учреждении.

  12. Понятие «психологически безопасная образовательная среда»

  13. Понятие «психологическая коррекция».

  14. Назовите принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде и раскройте их содержание

  15. Назовите следствие непризнания референтной значимости личности в образовательной среде.

  16. Понятие «выученная беспомощность», механизм формирования.

  17. Понятие «социально-психологическая умелость» раскройте содержание и примеры формирования социальной умелости у детей в школе.

  18. Что можно отнести к условиям организации психологической безопасности образовательной среды. Пример целенаправленное профессиональное влияние, адресная помощь ребенку…

  19. Тарасов С.В. Типология образовательной среды

  20. Понятие «психологическая профилактика».

  21. Стороны общения.

  22. Понятие «психологическое консультирование».

  23. Назовите следствие эмоционального выгорания педагогов в профессии в образовательной среде.

  24. «Состояние, характеризующее образовательную среду образовательного учреждения, фиксируемое через отношение ее участников». Назовите понятие.

  25. Безопасное вербальное общение в образовательной среде. Правила безопасного общения.

  26. Причины «плохого» поведения детей Р. Дрейкурс.

  27. Ковалев Г.А.Структура образовательной среды.

  28. Приведите примеры конструктивной критики поведения ребенка подросткового возраста в образовательной среде.

  29. Охарактеризуйте эффективное и неэффективное поощрение поведения, знаний учащихся в образовательной среде и приведите примеры.

  30. Назовите отличия «среда» и «образовательная среда.

  31. Что является атрибутом близости ребенка и взрослого, что является атрибутом чуждости в отношениях «взрослый - ребенок». Последствия и причины чуждых отношений «взрослый-ребенок» в образовательной среде.

  32. Приведите примеры преодоления эмоционального выгорания в профессии.

  33. Объясните модель психологически безопасной образовательной среды.


8.6. Темы для написания курсовой работы
Не предусмотрено рабочим планом.
8.7. Формы контроля самостоятельной работы

Контроль осуществляется в виде: составление глоссария профессиональных терминов, написание эссе, подготовка реферата, доклада, презентаций, работа с «кейсами».



Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом и Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа Психология и педагогика развития дошкольника.
Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

к. психол.н., доцентом кафедры ДОиЛ ____________ Г.Б. Черевач


Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ДОиЛ

протокол № ___от «_____» ___________ 2012 г.


Зав. кафедрой _______________ Е.Д. Файзуллаева
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета ТГПУ.

протокол № ___от «_____» ___________ 2012 г.


Председатель методической комиссии ПФ ____________ Т.Н. Яркина


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница