Программа дисциплины м в. 04 детская практическая психология Трудоемкость



Скачать 306.09 Kb.
Дата07.06.2016
Размер306.09 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан педагогического факультета

Г.Ю. Титова __________________

«___»__________________ 2013 г.


Программа дисциплины
М.2.В.04 детская практическая психология

Трудоемкость (в зачетных единицах) 4

Направление 050400.68 Психолого-педагогическое образование
Магистерская программа Психология и педагогика развития дошкольника
Квалификация (степень) выпускника магистр

1. Цели изучения дисциплины
Цель курса – расширение знаний магистрантов о современных достижениях прикладной детской психологии, получение практических навыков и умений в сфере детской практической психологии.

Задачи курса:

- формирование представления о психологической службе образовательного учреждения и основах, направлениях и видах работы детского психолога;

- освоение методик психологического обследования, получение знаний о путях и методах коррекционно-развивающей работы с детьми;

- развитие способности к анализу и интерпретации фактов психической активности ребенка с позиций современной детской практической психологии.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина относится к числу профессиональных дисциплин, входит в вариативную часть учебного плана. Содержание учитывает уровень знаний студентов в области общей, возрастной, семейной, детской психологии, приобретенный в ходе подготовки специалиста.

Данная дисциплина связана со следующими дисциплинами образовательной программы: организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, психолого-педагогическая инноватика, основы психологического консультирования, психокоррекция, основы семейного консультирования, формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды.


3. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения дисциплины у магистрантов формируются следующие компетенции:

общекультурные (ОК):

способность изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно – исторических условий их происхождения (ОК – 1);

владение методологией культурно – исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК- 3);

способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения (ОК -4);

способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

способность к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК- 7);

способность использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК -8);

способность строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК – 10);

общепрофессиональные (ОПК):

способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития ребенка (ОПК -1);

использование научно – обоснованных методов и технологий в психолого – педагогической деятельности, владение современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК –2);

умение организовывать межличностные контакты, общение и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК – 3);

способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности (ОПК – 5);

владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК -6);

способность анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК – 7);

способность применять психолого – педагогические и нормативно – правовые знания в процессе решения задач психолого – педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК – 8).

готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);

В психолого-педагогическом сопровождении дошкольного образования (ПКПП):

способность проводить диагностику психического развития детей (ПКПП-1);

способность проектировать профилактические и коррекционно – развивающие программы (ПКПП –2);

способность проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-

развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3);

способность конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей (ПКПП – 4);

готовность использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5);

способность разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП – 6);

способность проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);

способность оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП -8).



В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):

готовность конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков с ОВЗ (ПКСПП-4);

способность проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков с ОВЗ (ПКСПП-7);

уметь оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса в коррекционных образовательных учреждениях (ПКСПП-8).



В области педагогической деятельности (ПКОД):

способность с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка (ПКОД -1);

способность использовать и разрабатывать методы психолого – педагогической диагностики для выявления возможностей, интересов, способностей и склонностей детей (ПКОД – 3);

способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей раннего и дошкольного возраста (предметную, игровую, продуктивную) (ПКОД-4);

способность разрабатывать и реализовывать индивидуально – ориентированные программы, направленные на устранение трудностей адаптации к образовательной среде (ПКОД – 5);

готовность использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка (ПКОД -6).

способность к конструктивному взаимодействию с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей (ПКОД-10);

способность проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в учреждении и разрабатывать рекомендации по повышению их качества (ПКОД-11).



В научно- исследовательской деятельности (ПКНИ):

способность проводить теоретический анализ психолого – педагогической литературы (ПКНИ -1);

способность выделять актуальные проблемы развития современной системы образования (ПКНИ –2);

готовность осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПКНМ-4);

способность ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды (ПКНМ-5);

уметь организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов) (ПКНМ-8);

способность выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПКНИ -9).

В научно – методической деятельности (ПКНМ):

способность восполнить дефициты информационного и методического оснащения образовательного процесса (ПКНМ- 7).



В организационно-управленческой деятельности (ПКОУ):

способность организовать межпрофессиональное взаимодействие специалистов образовательного учреждения (ПКОУ -3).


4. Общая трудоемкость дисциплины - 4 зачетные единицы и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом) (час)



Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом) (час)



Всего 144 ч.

1 семестр

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

0

0

Практические занятия

36

36

Семинары

-

-

Лабораторные работы

0

0

Занятия в интерактиве

14

14

Другие виды работ

-

-

Самостоятельная работа

81

81

Курсовой проект (работа)

-

-

Реферат

-

-

Расчётно-графические работы

-

-

Формы текущего контроля

тестирование

тестирование

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен – 1 семестр,

(27 часов)




Экзамен

(27 часов)




5. Содержание учебной дисциплины
5.1. Разделы учебной дисциплины

П/П

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (час) (в соответствии с учебным планом)








лекции

практические (семинары)

занятия в интерак.

самостоятельная работа

1.

Психологическая служба в системе образования

-

4

1

11

2.

Психологическое сопровождение педпроцесса

-

6

2

15

3.

Психическое здоровье, норма и нарушения




6

2

15

4.

Специфика диагностической работы с детьми

-

8

3

15

5.

Коррекционная работа педагога-психолога

-

8

3

15

6.

Психологическое консультирование

-

4

3

10




Итого

-

36

14

81


5.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Психологическая служба в ДОУ.

Практическая психология как отрасль психологической науки. Цели и задачи психологической службы в образовательном учреждении. Структура психологической службы в образовательном учреждении. Основные виды работы детского практического психолога: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и просвещение. Планирование работы психолога. Документация психолога в ДОУ.



Раздел 2. Психологическое сопровождение педпроцесса.

Понятие психологического сопровождения. Психологическое сопровождение образовательного процесса.

Психологическое просвещение и работа практического психолога с педагогическим коллективом. Формы просветительской работы психолога. Задачи и содержание психопрофилактической работы детского психолога.

Содержание работы детского практического психолога: с младенцами, с детьми раннего возраста, с детьми дошкольного возраста. Организация и регулирование взаимоотношений взрослых с детьми. Организация эффективного общения между детьми в группах. Проведение индивидуальной диагностико-коррекционной работы. Работа психолога с семьями.



Раздел 3. Психическое здоровье, норма и нарушения.

Понятие о психическом здоровье. Понятие нормы и патологии. Основные направления психического развития ребёнка: познавательное развитие, развитие произвольности деятельности и поведения, развитие общения ребёнка-дошкольника. Основные компоненты развития личности дошкольника: мотивация, ценностные ориентации, способности, детская компетентность.

Отклонения в развитии ребёнка. Трудности в поведении. Виды задержанного развития.

Факторы, влияющие на психическое развитие. Роль личности воспитателя (взрослого) в психическом развитии ребёнка. Модели взаимодействия воспитателя с ребёнком. Стили общения воспитателя.

Неблагополучие семьи как фактор деформации развития. Психическая депривация и её влияние на развитие ребёнка. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребёнка.

Раздел 4. Специфика диагностической работы с детьми дошкольного возраста.

Понятие о психодиагностике, задачи. Задачи диагностической работы в ДОУ. Характеристика этических принципов проведения диагностической процедуры. Понятия «психологический запрос» и «психологический диагноз». Этапы обследования ребенка. Методика проведения диагностических процедур и интерпретация показателей. Оформление психологического заключения. Диагностические методы. Классификация методов диагностики. Методы обследования ребенка младенческого возраста. Методы обследования ребенка раннего возраста Методы обследования ребенка дошкольного возраста (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет).



Раздел 5. Коррекционная работа педагога – психолога ДОУ.

Дифференциация понятий «психотерапия», «психокоррекция», «психологическое консультирование». Специфика и направления психокоррекционнлй работы с детьми.

Основные направления психокоррекции. Составление индивидуальных и групповых коррекционных программ. Анализ индивидуального прогресса ребёнка в результате проведения коррекционной работы. Показатели эффективности коррекции.

Методы коррекционной работы с детьми: игровая терапия, сказкотерапия, музыкальная терапия, арт–терапия, куклотерапия, психогимнастика, драматическая психоэлевация, эманотерапия, смехотерапия, кинезиология, цветотерапия, ароматерапия. Составление индивидуальных и групповых коррекционных программ, работа с одаренными детьми и детьми «группы риска». Анализ индивидуального прогресса ребенка в результате проведения коррекционной работы, показатели эффективности коррекции.



Раздел 6. Психологическое консультирование.

Методы индивидуального и группового консультирования. Техники консультирования педагогов. Техники консультирования родителей.


5.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно – методическое обеспечение дисциплины
6.1. Основная литература:

1 Веракса, Н. Е. История возрастной психологии: детская психология : учебное пособие


для вузов / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Академия, 2008. – 302 с.
6.2. Дополнительная литература:
1 Абраменкова, В. В. Справочник по психологии и психиатрии детского и
подросткового возраста / В. В. Абраменкова [и др.]; под ред. С. Ю. Циркина. - Санкт-
Петербург : Питер, 1999. – 750 с.

2 Ануфриев, А. Ф. Психологический диагноз : система основных понятий / А. Ф.


Ануфриев. – Москва : МГОПИ, 1995. – 173 с.

3 Большая книга детского психолога / О. Н. Истратова [и др.]. – Ростов – на – Дону :


Феникс, 2008. – 675 с.

4 Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое


руководство : В 2-х ч. / А. Л. Венгер. – Москва, 2004.

5 Дьяченко, О. М. Психолог в детском дошкольном учреждении / О. М. Дьяченко [и др.];


под ред. Т. В. Лаврентьевой. - Москва : Новая школа, 1996. – 143 с.

6 Коломенский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии:


психологическая диагностика. Профилактика и коррекция / Л. Я. Коломинский, Е. А.
Панько, С. А. Игумнов. – Санкт-Петербург, 2004.

7 Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л. М. Шипицына [и др.]. –


Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 233 с.

8 Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. –


Москва : Изд – во МГУ, 1985. – 165 с.

9 Мамайчук, И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии /


И. Мамайчук. – Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 400 с.

10 Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология / Т. Д. Марцинковская. -


Москва : Гардарики, 2000. – 253 с.

11 Микляева, Н. В. Работа педагога – психолога в ДОУ / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева


– Москва : Айрис Пресс, 2005. – 383 с.

12 Психолог. Введение в профессию / В. А. Фокин [и др.]. – Москва :


Академия, 2008. – 355 с.

13 Репина, Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т. А.


Репина. – Москва, 1988.

14 Савельева, Н. Настольная книга педагога – психолога детского образовательного


учреждения / Н. Савельева. – Ростов – на -Дону : Феникс, 2004. – 566 с.

15 Силяева, О. К. Психология семьи и семейное консультирование / О. К. Силяева. -


Москва : Аркти, 2001. – 274 с.

16 Семаго, Н. Я. Проблемные дети : Основы диагностической и коррекционной работы

психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – Москва : Аркти, 2001. – 205 с.

17 Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский [ и


др.]. – Москва : Изд –во МГУ, 1990. – 235 с.

18 Юркевич, В. С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность / В. С. Юркевич. – Москва,


1996.
6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины
Рабочие программы дисциплин, разработанные преподавателями кафедры дошкольного образования и логопедии.

Интернет-ресурсы:



http://www.pangea centre.ru/?/childpsyhology;

http://www.aktyalnie_problemi_detskoi_psyhology/index.html;

www.psychology.net.ru (Мир психологии);



www.gumer.info/bibliotek_buks/.../_Index.php (Электронная библиотека психологии); www.psycheia.ru (Психология для студентов);

www.psibook.com (Психология человека).

Книгафонд: http://www.knigafund.ru.


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины


п/п

Наименование раздела (темы) учебной дисциплины

Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

Психологическая служба в ДОУ

Документация психолога ДОУ

Раздаточный материал

2

Психологическое сопровождение педпроцесса

Программы коррекционных и развивающих занятий
Презентация «Программа “Мы вместе”»

Раздаточный материал

Ноутбук, проектор, экран



3

Психическое здоровье, норма и нарушения

Видеосюжеты фрагментов практической работы психолога с дошкольниками

Ноутбук, проектор, экран

4

Специфика диагностической работы с детьми

Диагностические тесты для детей разновозрастных групп

Раздаточный материал

5

Коррекционная работа педагога-психолога

Программы коррекционных мероприятий

Раздаточный материал

6

Психологическое консультирование

Программы коррекционных мероприятий для воспитателей и родителей

Раздаточный материал


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
7.1. Методические рекомендации преподавателю

Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде демонстрации и обсуждения подготовленных студентами практических материалов, деловых игр, работы в микрогруппах по решению проблемных ситуаций, моделированию, презентации проектов и материалов, подготовленных магистрантами), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации магистрантов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.


7.2. Методические рекомендации для студентов

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, законодательной и другой нормативно-правовой документации, сбор и анализ практического материала, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.



8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
8.1. Тематика рефератов, докладов, эссе

1. Сопровождение ребёнка в общеобразовательных учреждениях.

2. Специфика дошкольной психологической службы.

3. Этические нормы практического психолога.

4. Психолого-медико-педагогическая консультация (консилиум).

5. Комплексное обследование ребёнка.

6. Индивидуальное обследование ребёнка и обследование детской группы.

7. Инклюзивное образование: психолого-педагогический аспект.

8. Организация деятельности службы сопровождения.

9. Организация психолого-медико-педагогических консилиумов.

10. Работа с родителями в логике сопровождения.

11. Коррекционно-педагогическая работа воспитателя.

12. Формы работы с детьми, имеющими дополнительные образовательные потребности.

13. Этапы и формы индивидуального сопровождения ребёнка.

14. Метод арт-терапии при работе с детьми.

15. Метод песочной терапии при работе с детьми.

16. Игровая терапия в работе с детьми.

17. Музыкотерапия в системе психологической коррекции детей.

18. Методы театрализации в системе психологической коррекции детей.

19. Психологическая коррекция родительско-детских отношений.

20. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей.

21. Формы и методы работы по развитию у детей навыков сотрудничества.

22. Формы и методы работы по развитию положительных отношений в группе детей.

23. Подходы к развитию познавательных процессов детей.

24. Трудности общения ребёнка со взрослым.

25. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

26. Агрессивность: характеристика, основные формы проявления в детском возрасте, способы коррекции.

27. Тревожность: понятие, специфика проявления, методы работы психолога.

28. Замкнутость ребёнка.

29. Частные случаи трудностей в развитии(вербализм, демонстративность, уклонение от деятельности, пассивность, социальная дезадаптация).

30. Неблагополучные семьи как фактор деформации развития ребёнка.
8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы




Тема

Вопросы и задания ; литература.

Форма контроля

1

Психологическая служба в ДОУ

1. Психологическая служба в системе образования: её необходимость, структура, задачи.

2. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы.


Литература:

- Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994.

- Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология. М., 2000

- Чиркова, Т.И. Психологическая служба в детском саду. М., 1998.




1.Обсуждение на семинарском занятии.

2. Обсуждение – дискуссия.



2

Психологическое сопровождение педпроцесса

1. Основные функции детского психолога.

2. Методы работы детского психолога. 3. Основные направления работы детского практического психолога.


4. Составить модель профессиональной деятельности практического психолога (социальный статус профессии, уровень квалификации специалиста, специфика и критерии эффективности профессиональной деятельности)
5. Составить рекомендации для родителей, имеющих детей с проблемами в развитии
6. Составить циклы мероприятий в помощь воспитателям, для работы с детьми, имеющими особенности развития.
Литература:

- Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994.

- Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. М., 2000

- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.



1-3 Письменная работа. Вопросы на выбор магистранта

4. Презентация и обсуждение моделей, составленных магистрантами


5. Представление слайдовых презентаций
6. Презентация и обсуждение циклов мероприятий, составленных магистрантами


3

Психическое здоровье, норма и нарушения

1. Дети «группы риска». 2. Организация развития одарённых детей. 3. Отставание в психическом развитии: причины и способы коррекции.

4. Психологическое здоровье. Психическое здоровье.

Литература:

- Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2001.

- Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994.

- Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. М., 2000

- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.


1-3. Доклады на выбор обучающихся
4. Дискуссия

4

Специфика диагностической работы с детьми

1. Особенности диагностической работы с детьми разного возраста.

2. Сформулировать психологическую проблему и гипотезу, предложить метод исследования.

3. Разработать план-схему обследования ребёнка конкретного возраста.

4. Апробировать диагностические методики в практической деятельности с детьми. Составить краткое описание-заключение.


Литература:

- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.

- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Спб, 1999.

- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.



1-2. Обсуждение на семинарском занятии.

3-4. Представле-ние материалов апробации и заключения диагностичес-кого обследования в группе с последующим обсуждением полученных результатов и процедуры.





5

Коррекционная работа педагога-психолога

1. Критерии распознавания и причины нарушений психического развития.

2. Подберите примеры из повседневной практики, иллюстрирующие принципы психокоррекционной работы.


3. Составить план-схему коррекционного занятия (цикла занятий) по решению конкретной образовательной задачи
Литература:

- Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой. М., 2002.

- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2001.


1-2. Обсуждение – дискуссия
3. Защита плана-схемы занятия

(-ий)


и обсуждение материалов в группе

6

Психологическое консультирование

1. Индивидуальное и групповое консультирование в психологической практике.

2. Составить план-схему консультации по конкретному вопросу из образовательной практики.

3. ПМПК: структура, задачи, функции.

Смоделировать процедуру ПМПК.


Литература:

- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство.: В 2 ч. М., 2004.

- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2001.


1-2. Обсуждение на семинарском занятии докладов и план-схем консультаций.

3. Семинар с элементами ролевой игры






    1. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз

1. Что означает принцип системности в детской психологии?

2. Каковы причины детской агрессии?

3. Чем отличается индивидуальное обследование ребёнка и обследование детской группы?

4. Какова специфика психологической работы с детьми раннего возраста?

5. Чем отличается индивидуальное и групповое консультирование в практике работы психолога?

6. Каковы этические нормы практического психолога?

7. Каким образом происходит изучение практического запроса и формулировка психологической проблемы?

8. Различите понятия акселерация и инфантилизация.

9. Каковы основные компоненты развития личности в детском возрасте?

10. Каковы причины возникновения конфликтных отношений со сверстниками в детском возрасте?



    1. Примеры тестов

1. Выберите наиболее точное определение понятия «психическое развитие» -

а) необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания

б) процесс тесно связанных количественных и качественных преобразований особей

в) последовательные, прогрессирующие, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ

2. Развитие человека является

а) преформированным

б) непреформированным

в) сочетанием преформированности и непреформированности

3. Понятие нормативного кризиса включает в себя

а) историческое событие, затрагивающее всю возрастную группу

б) биологические и социальные изменения, происходящие в нормативном возрасте

в) последствия стрессового события (например, болезни или смерти родственника)

4. Назовите показатели развития психики:

а) появление новых элементов, перестройка связей, дифференциация

б) увеличение количества знаний, умений и навыков

в) изменение реакции на стандартные ситуации

5.Функция психолога, направленная на предотвращение интеллектуальных и эмоциональных отклонений в психике ребенка

а) информационная

б) профилактическая

в) коррекционная

6. Задача психолого-педагогической диагностики.

а) раннее выявление симптомов психического недоразвития, искаженного дисгармонического развития, дебюта психических заболеваний

б) установление наличия у человека того или иного психологического свойства

7. Основной метод психологического консультирования

а) интервью

б) тренинг

8. Начальная стадия психологического консультирования

а) формулирование проблемы родителем

б) установление раппорта

9.Основная форма работы психолога ДОУ с родителями.

а) психологическое консультирование

б) родительское собрание

в) дни открытых дверей







8.5. Перечень вопросов к экзамену



  1. Понятие и принципы сопровождения детей дошкольного возраста.

  2. Основные этапы индивидуального сопровождения.

  3. Задачи и функции психолога дошкольного учреждения. Требования к профессиональным и личностным качествам психолога образовательного учреждения.

  4. Содержание и формы деятельности психолога ДОУ (в системе ребенок – ДОУ).

  5. Содержание и формы деятельности психолога ДОУ (в системе родители - ребенок)

  6. Содержание и форм деятельности психолога ДОУ (педагогический персонал)

  7. Понятия «психическое здоровье», «психологическое здоровье».

  8. Базовые составляющие психического развития.

  9. Дизонтогенез, основные параметры дизонтогенеза.

  10. Дети с трудностями поведения.

  11. Виды и диагностика задержки психического развития.

  12. Одарённость как вариант развития ребёнка.

  13. Понятие психодиагностика, основные задачи.

  14. Виды психолого-педагогической диагностики.

  15. Принципы психолого-педагогической диагностики.

  16. Классификация методов диагностики.

  17. Условия проведения психолого-педагогической диагностики с детьми дошкольного возраста.

  18. Этапы проведения психолого-педагогической диагностики с детьми дошкольного возраста.

  19. Психологическая диагностика детей младшего и среднего дошкольного возрастов.

  20. Психологическая диагностика детей старшего дошкольного возраста.

  21. Схема психологического заключения.

  22. Понятие «психотерапия», «психокоррекция».

  23. Задачи психокоррекции детей дошкольного возраста.

  24. Виды психокоррекции детей дошкольного возраста.

  25. Понятие «психологическое консультирование», схема построения.

  26. Игра и общение как психокоррекционные методы.

  27. Сказкотерапия - как метод психокоррекции детей. Схема построения.

  28. Музыкотерапия, основные аспекты использования в работе с детьми.

  29. Арт–терапия, основные аспекты использования в работе с детьми.

  30. Психогимнастика как метод психокоррекции детей, схема построения.

  31. Куклотерапия как метод психокоррекции детей, схема построения.

  32. Продуктивные виды деятельности как методы психокоррекции в дошкольном возрасте.

  33. Семья как условие психического развития ребёнка. Неблагополучная семья как фактор деформации развития.


8.6. Формы контроля самостоятельной работы
Контроль осуществляется в виде:

- опросов;



  • тестов, контрольных работ;

  • проверки и оценки подготовленных докладов, выступлений, рефератов.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа Психология и педагогика развития дошкольника.


Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

к.психол.н., доцентом кафедры ДОиЛ ____________________ Е.Д. Файзуллаевой


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ДОиЛ

протокол № __ от ____________ 2013 года.


Зав. кафедрой ______________ Е.Д. Файзуллаева
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета ТГПУ

протокол № __ от ____________ 2013 года.


Председатель методической комиссии __________________ Т.Н. Яркина


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница