Программа дисциплины «Международный опыт реформирования государственного и муниципального управления»



Дата30.04.2016
Размер431 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Старооскольский филиал

Рабочая программа дисциплины

«Международный опыт реформирования государственного и муниципального управления»

Направление подготовки

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Старый Оскол, 2014
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина "Международный опыт реформирования государственного и муниципального управления " относится к блоку Б3.ДВ5. «Дисциплины по выбору» дисциплин подготовки студентов по направлению 38.03.04 "Государственное и муниципальное управление".

Дисциплина изучается в 8 семестре. По данному курсу предусмотрены лекционные (16 часов) и семинарские (16 часов) занятия. На самостоятельное изучение отводится 40 часов

1.2.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Цель освоения учебной дисциплины - формирование у студентов устойчивой системы знаний, включающей освоение основ организации региональных органов власти и управления как неотъемлемой составляющей успешного руководства, подготовка студентов к практическому применению полученных профессиональных знаний.

Бакалавр по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление в результате освоения дисциплины должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

участие в обеспечении рационального использования ресурсов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций



1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-22);

владением навыками планирования и организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-23);

владением технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам (ПК-24);

владением навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций (ПК-26);
1.4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ

В результате освоения учебной дисциплины (модуля) обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:



  1. Знать:

Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-3

З-1

основы экономики в различных сферах деятельности

ПК-22

З-1

соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов

ПК – 23

З – 1

принципы планирования и организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций

ПК-24

З-1

технологии, приемы, обеспечивающие оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам

ПК – 26

З-1

принципы сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций

2) Уметь:



Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-3

У-1

использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

ПК-22

У-1

оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов

ПК – 23

У-1

планировать и организовывать деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций

ПК-24

У-1

Уметь пользоваться технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам

ПК – 26

У-1

Уметь собирать, обрабатывать информацию и участвовать в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций

3) владеть



Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-3

В-1

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

ПК-22

В-1

умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов

ПК – 23

В – 1

навыками планирования и организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций

ПК-24

В-1

технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам

ПК – 26

В-1

навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость учебной дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, из них 30 % в интерактивной форме.



Вид учебной работы

Форма обучения

Очная

Семестр №_8_

Всего часов по дисциплине:

72

Кол-во часов на вид учебной работы:

Аудиторные занятия (всего)

32

В том числе:

-

Лекции (Л)

16

Практические занятия (ПЗ)

16

Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

40

В том числе:




Реферат

20

Индивидуальные сообщения, доклады и презентации материала

10

Индивидуальные домашние задания (поиск и изучение необходимой информации к соответствующим темам семинарских занятий, в том числе заполнение таблиц, схем)

10

Всего:

72


Промежуточная аттестация




Зачет



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.1. Содержание разделов учебной дисциплины (модуля)

п/п

Наименование темы учебной дисциплины

Содержание раздела темы

в дидактических единицах





Тема 1. Цели, задачи и основные подходы к изучению курса

«Международный опыт реформирования государственного и муниципального управления»


Предмет, цели и задачи курса. Основные подходы к изучению зарубежного опыта муниципального управления. Уточнение базовых понятий курса. Необходимость и принципы использования зарубежного опыта муниципального управления. Основные историко-теоретические модели местного самоуправления. Общие закономерности и особенности организации муниципального управления в зарубежных странах. Современные базовые модели организации местного самоуправления (англосаксонская, континентальная и смешанная модели). Нормативно-правовые, социально-экономические и политические основы организации муниципального управления в странах западной Европы, США, Японии. Европейская хартия о местном самоуправлении. Современная источниковедческая и литературная база изучения зарубежного опыта местного самоуправления.




Тема 2. Система государственного и муниципального управления в Великобритании


Общая характеристика Великобритании. Система государственно-го управления. Реформа местного самоуправления в условиях конститу-ционной монархии (конец XVII-XIX вв.). Правовые основы организации местного самоуправления в Великобритании. Основные типы организа-ции местного самоуправления в Англии: структура, содержание дея-тельности, способы формирования. Исполнительные и представительные органы местного самоуправления. Организация местного самоуправле-ния в Шотландии и Северной Ирландии. Местное самоуправление в Лондоне.

Контроль за деятельностью местного самоуправления. Финансо-вые основы местного самоуправления: местные налоги, бюджет. Муни-ципальная собственность. Муниципальная служба в Англии. Основные направления развития государственного управления и местного само-управления в Великобритании.





Тема 3. Система государственного и муниципального управления в США

Общая характеристика США. Система государственного управления в США. История развития самоуправления в США (XVII-XIX вв.). Нормативная база местного самоуправления. Система местного самоуправления штата. Устройство местного самоуправления: структура, формы, содержание деятельности, способы формирования («мэр-совет», «слабый мэр», «сильный мэр», «совет-менеджер»). Исполнительные и представительные органы местного самоуправления. Взаимодействие органов местного самоуправления и государства. Финансовые основы местного самоуправления: налоговая база, местный бюджет. Муниципальная хозяйственная деятельность. Муниципальные служащие в США. Основные направления реформирования государственного и муниципального управления в США.





Тема 4. Система государственного и муниципального управления во Франции

Общая характеристика Франции. Система государственного управления во Франции. Институты самоуправления во Франции: старый и новый порядок. Абсолютизм и местное самоуправление. Местное самоуправление после 18 брюмера.

Нормативная база и общие принципы организации местного само-управления в современной Франции (регионы, департаменты, кантоны, коммуны). Основное содержание деятельности органов местного само-управления. Исполнительные и представительные органы местного самоуправления. Финансы местного самоуправления: местные налоги, местный бюджет. Муниципальное хозяйство. Особый статус местного самоуправления в Париже. Контроль за самоуправлением. Основные направления реформирования государственного управления и местного самоуправления во Франции (с 80-х гг. XX в.).





Тема 5. Система государственного и муниципального управления в ФРГ


Общая характеристика Германии. Развитие самоуправления в Германии в XIX в. Реформы в Пруссии нач. XIX в. и возрождение само-управления. Развитие городского и местного (земского) самоуправле-ния. Реформы 1870-90-х гг. Законодательная база муниципального управления в современной ФРГ. Основные типы местного самоуправле-ния («Положение о магистрате», «Положение о бургомистре», «Северо-германское положение о совете», «Южно-германское положение о сове-те»): содержание деятельности, порядок формирования, исполнительные и представительные органы власти. Финансовые основы местного само-управления в ФРГ. Контроль за самоуправлением. Муниципальное хо-зяйство. Социальная направленность местного самоуправления в Гер-мании. Опыт стратегического планирования на уровне городского управления. Деятельность органов местного самоуправления в области экономики и жилищно-коммунального хозяйства. Основное направление реформ в области местного самоуправления в ФРГ (опыт городов Бер-лина, Гейдельберга и Мюнхена).




Тема 6. Общее и особенное в зарубежном опыте реформирования государственного муниципального управления

Нормативно-правовая база местного самоуправления: общее и особенное. Организационное устройство местного самоуправления: об-щее и особенное. Исполнительные и представительные органы местного самоуправления: общее и особенное. Основные функции и содержание деятельности органов местного самоуправления: общее и особенное. Местные бюджеты и система местного налогообложения: общее и особенное. Взаимодействие органов местного самоуправления и государства: общее и особенное. Муниципальная хозяйственная деятельность: общее и особенное.



Тема 7. Основные направления и пути реформирования государственного и муниципального управления в России и за рубежом: сравнительный анализ

Исторические вехи развития местного самоуправления в России и за рубежом. Основные направления реформ в области местного самоуправления: децентрализация и автономизация местного самоуправле-ния, расширение функций и универсализация полномочий, территориальные реформы, развитие межмуниципальной кооперации, демократизация управления в органах местного самоуправления, введение рыночных инструментов и методов управления (прорыночное управление), вовлечение граждан в процессы принятия управленческих решений и др. Современный муниципальный менеджмент. Усиление эффективности и профессионализма работы органов местного самоуправления. Опыт успешного проведения муниципальных реформ за рубежом: Нидерланды (Тилбурская модель), ФРГ (новая модель управления, Мюнхен), Швеция, Новая Зеландия и др. Становление местного самоуправления в бывших социалистических странах Центральной и Восточной Европы: основные проблемы и направления перемен.





Тема 8. Новые подходы к разработке, принятию, реализации и оценке государственных решений

Специфика государства как субъекта принятия решений. Многоуровневый характер принятия государственных решений. Специфика социального механизма разработки и принятия государственных решений. Процесс принятия государственных решений. Риски в процессе принятия государственных решений. Особенности оценки эффективности и качества принимаемых и реализуемых решений в органах государственной власти. Проблема повышения результативности и эффективности деятельности органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях.


3.2. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ИЛИ ПРАКТИКУМ



п/п

Наименование темы семинарского занятия

Содержание семинарского занятия



1

Цели, задачи и основные подходы к изучению курса

«Международный опыт реформирования государственного и муниципального управления»


  1. Предмет, цели и задачи курса.

  2. Основные подходы к изучению зарубежного опыта муниципального управления.

  3. Основные историко-теоретические модели местного самоуправления. Общие закономерности и особенности организации муниципального управления в зарубежных странах.

  4. Современные базовые модели организации местного самоуправления (англосаксонская, континентальная и смешанная модели).

  5. Нормативно-правовые, социально-экономические и политические основы организации муниципального управления в странах западной Европы, США, Японии.

  6. Европейская хартия о местном самоуправлении.

  7. Современная источниковедческая и литературная база изучения зарубежного опыта местного самоуправления.




2

Система государственного и муниципального управления в Великобритании


  1. Общая характеристика Великобритании.

  2. Система государственного управления.

  3. Реформа местного самоуправления в условиях конституционной монархии (конец XVII-XIX вв.). П

  4. равовые основы организации местного самоуправления в Великобритании.

  5. Основные типы организации местного самоуправления в Англии

  6. Исполнительные и представительные органы местного самоуправления. Организация местного самоуправления в Шотландии и Северной Ирландии.

  7. Местное самоуправление в Лондоне.

3

Система государственного и муниципального управления в США





  1. Общая характеристика США.

  2. Система государственного управления в США.

  3. История развития самоуправления в США (XVII-XIX вв.).

  4. Нормативная база местного самоуправления.

  5. Система местного самоуправления штата.

  6. Устройство местного самоуправления: структура, формы, содержание деятельности, способы формирования («мэр-совет», «слабый мэр», «сильный мэр», «совет-менеджер»).

  7. Исполнительные и представительные органы местного самоуправления.

  8. Взаимодействие органов местного самоуправления и государства.

4

Система государственного и муниципального управления во Франции

  1. Общая характеристика Франции.

  2. Система государственного управления во Франции.

  3. Институты самоуправления во Франции: старый и новый порядок.

  4. Абсолютизм и местное самоуправление.

  5. Местное самоуправление после 18 брюмера.

  6. Нормативная база и общие принципы организации местного самоуправления в современной Франции (регионы, департаменты, кантоны, коммуны).

  7. Основное содержание деятельности органов местного само-управления.

  8. Исполнительные и представительные органы местного самоуправления.

  9. Финансы местного самоуправления: местные налоги, местный бюджет.

  10. Муниципальное хозяйство.

  11. Особый статус местного самоуправления в Париже.

  12. Основные направления реформирования государственного управления и местного самоуправления во Франции (с 80-х гг. XX в.).

5

Система государственного и муниципального управления в ФРГ


  1. Общая характеристика Германии.

  2. Развитие самоуправления в Германии в XIX в. Реформы в Пруссии нач. XIX в. и возрождение самоуправления.

  3. Развитие городского и местного (земского) самоуправления.

  4. Реформы 1870-90-х гг. Законодательная база муниципального управления в современной ФРГ.

  5. Основные типы местного самоуправления («Положение о магистрате», «Положение о бургомистре», «Северо-германское положение о совете», «Южно-германское положение о сове-те»)

  6. Муниципальное хозяйство.

  7. Социальная направленность местного самоуправления в Германии.

  8. Опыт стратегического планирования на уровне городского управления.

  9. Деятельность органов местного самоуправления в области экономики и жилищно-коммунального хозяйства. Основное направление реформ в области местного самоуправления в ФРГ (опыт городов Бе-лина, Гейдельберга и Мюнхена).




6

Общее и особенное в зарубежном опыте реформирования государственного муниципального управления

  1. Нормативно-правовая база местного самоуправления: общее и особенное.

  2. Организационное устройство местного самоуправления: общее и особенное.

  3. Исполнительные и представительные органы местного самоуправления: общее и особенное.

  4. Основные функции и содержание деятельности органов местного самоуправления: общее и особенное.

  5. Местные бюджеты и система местного налогообложения: общее и особенное. Взаимодействие органов местного самоуправления и государства: общее и особенное.

  6. Муниципальная хозяйственная деятельность: общее и особенное.

7

Основные направления и пути реформирования государственного и муниципального управления в России и за рубежом: сравнительный анализ




  1. Исторические вехи развития местного самоуправления в России и за рубежом.

  2. Основные направления реформ в области местного самоуправления

  3. Современный муниципальный менеджмент.

  4. Усиление эффективности и профессионализма работы органов местного самоуправления.

  5. Опыт успешного проведения муниципальных реформ за рубежом: Нидерланды (Тилбурская модель), ФРГ (новая модель управления, Мюнхен), Швеция, Новая Зеландия и др. Становление местного самоуправления в бывших социалистических странах Центральной и Восточной Европы: основные проблемы и направления перемен.

8

Новые подходы к разработке, принятию, реализации и оценке государственных решений

  1. Специфика государства как субъекта принятия решений.

  2. Многоуровневый характер принятия государственных решений.

  3. Специфика социального механизма разработки и принятия государственных решений.

  4. Процесс принятия государственных решений.

  5. Риски в процессе принятия государственных решений.

  6. Особенности оценки эффективности и качества принимаемых и реализуемых решений в органах государственной власти.

  7. Проблема повышения результативности и эффективности деятельности органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях.


4. БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.


Номер учебной темы

Т1

Т2

Т3

Т4

Т5

Т6

Т7

Т8







Содержание учебной дисциплины

Виды учебной работы



Лекция 1. Цели, задачи и основные подходы к изучению курса

«Международный опыт реформирования государственного и муниципального управления»



Семинар 1.

Лекция 2. Система государственного и муниципального управления в Великобритании

Семинар 2

Лекция 3. Система государственного и муниципального управления в США

Семинар 3.

Лекция 4. Система государственного и муниципального управления во Франции

Семинар 4.

Лекция 5. Система государственного и муниципального управления в ФРГ

Семинар 5.

Лекция 6. Общее и особенное в зарубежном опыте реформирования государственного муниципального управления

Семинар 6.

Лекция 7. Основные направления и пути реформирования государственного и муниципального управления в России и за рубежом: сравнительный анализ

Семинар 7.

Лекция 8. Новые подходы к разработке, принятию, реализации и оценке государственных решений

Семинар 8.

Контр

Итог

Количество баллов (max)

1

6,5

1

6,5

1

6,5

1

6,5

1

6,5

1

6,5

1

6,5

1

6,5




100

Посещение лекции

1




1




1




1




1




1




1




1







8

Посещение семинарского занятия




1,5




1,5




1,5




1,5




1,5




1,5




1,5




1,5




12

Реферат




2,75




2,75




2,75




2,75




2,75

2

2,75




2,75




2,75




22

Подготовка индивидуальных сообщений к семинарским занятиям




1,125




1,125




1,125




1,25




1,125




1,125




1,125




1,125




9

Поиск и конспектирование необходимой информации при подготовке к соответствующим темам семинарских занятий




1,125




1,125




1,125




1,25




1,125




1,125




1,125




1,125




9

Зачет




























40



5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА



п/п

Наименование

Автор(ы)

Год и место издания



Муниципальное управление:


Парахина В.Н.

М.: КНОРУС, 2007.


5.2. Дополнительная литература


п/п

Наименование

Автор(ы)

Год и место издания



Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: учебное пособие для вузов


Игнатов В.Г.

Ростов н/Д.: МарТ, 2007. - 368 с. - Библиография: с. 362-364. -Словарь: с. 358-361. - ISBN 978-5-241-00798-8.



5.3 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ И РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. Библиотека Гумер - гуманитарные науки / http://www.gumer.info/

  2. Библиотека: Интернет-издательство / http://www.magister.msk.ru/library/

  3. Библиотека Я. Кротова / http://www.krotov.info/

  4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам / http://window.edu.ru/window/library

  5. Мировая цифровая библиотека / http://wdl.org/ru//

  6. Публичная Электронная Библиотека / http://lib.walla.ru/

  7. Российское образование. Федеральный портал. / http://www.edu.ru/

  8. Русский гуманитарный интернет-университет / http://www.i-u.ru/biblio/links.aspx?id=6

  9. Университетская библиотека / http://www.biblioclub.ru/

  10. Электронная библиотека Российской государственной библиотеки / http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/

  11. Электронная библиотека учебников / http://studentam.net/

  12. Электронная библиотека IQlib / http://www.iqlib.ru/

  13. Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова / http://lib.ru/

  14. Официальный сайт Президента Российской Федерации // www.krevlin.ru

  15. Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации // www.mid.ru

  16. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации // www.economy.gov.ru

  17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // www.gks.ru

  18. Сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) // http://wciom.ru

  19. Сайт Фонда «Общественное мнение» // www.fom.ru

  20. Сайт аналитического центра Юрия Левады (Левада-центр) // www.levada.ru

  21. Сайт Института современного развития (ИНСОР) // www.riocenter.ru

  22. Сайт Института общественного проектирования (ИНОП) // www.inop.ru

  23. Сайт журнала «Эксперт» // www.expert.ru

  24. Сайт Общественной палаты России // www.oprf.ru

  25. Сайт ИноСМИ // www.inosmi.ru

  26. Сайт Инопресса.Ру // www.inopressa.ru

  27. Сайт Информационного агентства REGNUM // www.regnum.ru

  28. Сайт журнала «Полис» // www.politstudies.ru

  29. Сайт журнала «СОЦИС» // http://socis.isras.ru

  30. Федеральный портал «Российское образование» // http://www.edu.ru/

5.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ).

Самостоятельная работа студентов (СРС) на современном этапе реформирования высшей школы является обязательным компонентов подготовки специалистов всех направлений и составляет более 50 % общего объема учебного времени, отведенного на изучение дисциплин Целью самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками творческой, исследовательской деятельности. СРС способствует развитию ответственности и организованности в решении проблем учебного и профессионального уровней.

В качестве задач такой работы следует назвать систематичность в изучении дисциплины, углубление полученных знаний и навыков, формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

Университетское образование предполагает овладение не только комплексом общенаучных и специальных дисциплин, но и определенной суммой знаний гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

    Основные навыки и умения самостоятельной работы должны сформироваться в средней школе. Но, как показывает практика, этого чаще всего не происходит. Самостоятельная работа всегда вызывает у студентов, особенно первых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы.

           Многие испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации.

         Поэтому, одной из основных задач преподавателя является помощь студентам в организации их самостоятельной работы. Это особенно важно в современных условиях развития общества, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием - повышать уровень своих  знаний путем самостоятельного изучения.



Значимость самостоятельной работы.

1. глубокое изучение сущности вопроса, возможность основательно в нем разобраться;

2. выработка стойких самостоятельных взглядов и убеждений;

3.Фомирование ценных качеств: трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления;

4. развитие умения самостоятельно приобретать и углублять знания.

Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:

- мотивационность задания (для чего, чему способствует);

- четкая постановка задач;

- алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения;

- четкое определение преподавателем форм отчетности, сроки выполнения;

- критерии оценки, отчетности;

- виды и формы контроля.

Для эффективной и полноценной самостоятельной работы необходимо обучить первокурсников:

- основам самостоятельной работы с книгой, журналом;

- конспектированию;

- приемам запоминания;

- подготовке сообщений, докладов, рефератов;

- приемам саморегуляции и т.д.   



При организации самостоятельной работы преподавателю необходимо:

- отчетливо видеть роль данной работы в общей структуре учебного процесса;

- ориентироваться в требованиях определенного уровня овладения учебным материалом;

- максимально учитывать уровень подготовленности и возможности студентов;

- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

- использовать индивидуальные и дифференцированные задания;

-обоснованно выбирать объем работы;

- определять длительность самостоятельной работы с учетом ее сложности и подготовленности студентов;

- разнообразить задания по содержанию;

- подбирать рациональные способы проверки работ;

- правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством преподавателя;

- проектировать самостоятельную работу с учетом достигнутого уровня.



Методические рекомендации по подготовке индивидуальных сообщений к практическим занятиям

При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.

Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой - это всегда большая экономия времени и сил.

Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также указана в методических разработках по данному курсу.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода).

При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.

Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.

Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.

Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые формулы и понятия. Такой лист помогает запомнить формулы, основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.

Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное - эти внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.

Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).

Правила самостоятельной работы с литературой.

Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:

• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, – советует студенту и молодому ученому Г. Селье, – запомните только, где это можно отыскать».

• Сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру...).

• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).

• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.

• При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время...

•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).

• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).

• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то – до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет...

• «Либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро... Если текст меня интересует, то чтение, размышление и даже фантазирование по этому поводу сливаются в единый процесс, в то время как вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном», – советует Г. Селье

• Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи, и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений... Проблема лишь в том, как найти «свою» идею...

Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.

Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:

1. информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию)

2. усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений)

3. аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему)

4. творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).

С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:

1. библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;

2. просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;

3. ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;

4. изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;

5. аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.

Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.

Основные виды систематизированной записи прочитанного:

1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;

2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;

3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;

4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Критерии оценки:

• актуальность темы;

• соответствие содержания теме;

• глубина проработки материала;

• грамотность и полнота использования источников;

• наличие элементов наглядности.



Методические рекомендации по составлению конспекта

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Выделите главное, составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Критерии оценки:

• содержательность конспекта, соответствие плану;

• отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;

• ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

• наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;

• соответствие оформления требованиям;

• грамотность изложения;

• конспект сдан в срок.



Методические рекомендации по работе над рефератом

Написание реферата является одной из важных форм самостоятельной учебной деятельности. В «Толковом словаре русского языка» дается следующее определение: «реферат – краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением». В нашем понимании реферат – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по предложенной теме, ее основной проблематики, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.

Студенты чаще всего испытывают трудности при формулировании цели и задач работы, составлении плана реферата, что приводит к нарушению его структуры.

В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:

вводный – выбор темы, работа над планом и введением;

основной – работа над содержанием и заключением реферата;

заключительный – оформление реферата;

защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и т.д.)

Введение единых требований к форме, структуре рефератов, составленных с учетом пожеланий коллег, должно создать у учащихся четкое представление о реферате как письменном аттестационном испытании и о способах работы над ним.

Выбор темы реферата

Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования. Заинтересованность автора в проблеме определяет качество проводимого исследования и соответственно успешность его защиты. Выбирая круг вопросов своей работы, не стоит спешить воспользоваться списком тем, предложенным преподавателем. Надо попытаться сформулировать проблему своего исследования самостоятельно.

При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью, во-первых, можно обратиться к библиотечным каталогам, а во-вторых, проконсультироваться с преподавателем и библиотекарем.

Если возникнет необходимость ознакомиться не только с литературой, имеющейся в библиотеке, но и вообще с научными публикациями по определенному вопросу, можно воспользоваться библиографическими указателями. С согласия библиотеки нужные книги и журналы можно выписать по специальному межбиблиотечному абонементу из любой другой библиотеки. Полезно также знать, что ежегодно в последнем номере научного журнала публикуется указатель статей, помещенных в этом журнале за год. Отобрав последние номера журнала за несколько лет, можно разыскать по указателям, а затем найти в соответствующих номерах все статьи по той или иной теме, опубликованные в журнале за эти годы.

Структура реферата включает в себя следующие элементы:

титульный лист;

содержание;

введение;

содержание (главы и параграфы);

заключение;

приложение;

список литературы и источников.

Формулирование цели и задач реферата

Выбрав тему реферата и изучив литературу, необходимо сформулировать цель работы и составить план реферата.

Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Целеполагание характерно только для человеческой деятельности. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.

Можно предложить два варианта формулирования цели:

1. Формулирование цели при помощи глаголов: исследовать, изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изложить (представления, сведения), создать, рассмотреть, обобщить и т.д.

Обобщить – сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении,

придать общее значение чему-нибудь.

Изучить –

1. Постичь учением, усвоить в процессе обучения

2. Научно исследовать, познать

3. Внимательно наблюдая, ознакомиться, понять

Изложить –

1. Описать, передать устно или письменно

2. Кратко пересказать содержание чего-нибудь

Систематизировать- привести в систему.

Система – определенный порядок в расположении и

связи действий.

2. Формулирование цели с помощью вопросов.

Цель разбивается на задачи – ступеньки в достижении цели.

Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Поставить задачу.

Работа над планом

Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План – это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы. Черновой набросок плана будет в ходе работы дополняться и изменяться. Существует два основных типа плана: простой и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферата делится на параграфы, а в сложном на главы и параграфы. Но как построить грамотно план реферата? Конкретного рецепта здесь не существует, большую роль играет то, как предполагается расставить акценты, как сформулирована тема и цель работы. При описании, например, исторического события можно остановиться на стандартной схеме: причины события, этапы и ход события, итоги и значения исторического события.

При работе над планом реферата необходимо помнить, что формулировка пунктов плана не должна повторять формулировку темы (часть не может равняться целому).

Работа над введением

Введение – одна из составных и важных частей реферата. При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод.

Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным, а, возможно, тема реферата потребует того, чтобы начать, например, с изложения какого-то определения, типа «политические отношения – это…».

Обоснование актуальности выбранной темы - это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связать тему реферата с современностью.

Краткий обзор литературы и источников по проблеме – в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой автор работал, оценить ее полезность, доступность, высказать отношение к этим книгам.

История вопроса – это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали автору известны. Вывод – это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.

Требования к содержанию реферата

Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

─ не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);

─ при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

─ каждая глава (параграф) начинается с новой строки;

─ при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.

Правила оформления ссылок

В реферате сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся. В скобках сначала указывается номер книги в списке литературы, а затем через запятую страница. Если ссылка оформляется на цитату из многотомного сочинения, то после номера книги римской цифрой указывается номер тома, а потом номер страницы.

Примеры: (1,145); (4,II,38).

Работа над заключением

Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:

─ основные выводы в сжатой форме;

─ оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.

Объем 1-2 машинописных или компьютерных листа формата А4

Критерии оценки:

• актуальность темы;

• соответствие содержания теме;

• глубина проработки материала;

• грамотность и полнота использования источников;

• соответствие оформления реферата требованиям.



5.6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ).

Примерный перечень вопросов, заданий, тестов для зачета/ экзамена:

Вопросы к зачету

  1. Предмет, цели и задачи курса.

  2. Необходимость и принципы использования зарубежного опыта муниципального управления в российских условиях.

  3. Европейская хартия местного самоуправления: краткая характеристика, значение.

  4. Нормативно-правовая основа муниципального самоуправления за рубежом.

  5. Финансово-экономические основы местного самоуправления.

  6. Основные модели местного самоуправления за рубежом: англосаксонская, французская (континентальная), германская (смешанная).

  7. Структура местного самоуправления в различных странах: порядок формирования, разграничение компетенции.

  8. Роль и влияние национально-культурных и исторических особенностей стран в создании систем муниципального управления.

  9. Уровни и типы организации местного самоуправления в западных странах.

  10. Представительные органы местной власти и способы их формирования.

  11. Исполнительные органы местной власти и их функции.

  12. Глава местной исполнительной власти: роль, функции, порядок назначения.

  13. Предметы ведения и компетенция органов местного самоуправления за рубежом. Содержание основных функций местного самоуправления.

  14. Структура и формы реализации полномочий местных органов власти. Тенденции развития полномочий местных органов власти в западных странах.

  15. Основные модели взаимоотношений и взаимодействия местных органов самоуправления и государственных органов власти в зарубежных странах.

  16. Формы и виды государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.

  17. Социальный контроль за деятельностью местной администрации.

  18. Муниципальные служащие: подбор, продвижение, классификация.

  19. Подготовка муниципальных служащих за рубежом. Статус муниципального служащего.

  20. Формирование и исполнение местных бюджетов в зарубежных странах.

  21. Системы и виды местного налогообложения. Местные налоги и сборы в различных странах.

  22. Межмуниципальное сотрудничество: формы, виды, значение.

Тематика рефератов

Органы местного самоуправления в зарубежных странах: сравнительный анализ

Зарубежный опыт муниципального управления в современных условиях

Муниципальные реформы в Германии

Правовые аспекты обеспечения гарантии местного самоуправления в Федеративной Республике Германии

Местное самоуправление в общеевропейском контексте

Формы взаимодействия центральных и местных органов управления Великобритании

Местное самоуправление: международные, национальные и региональные аспекты

Сравнительное местное управление: теория и практика

Критерии оценки

Студент получает оценку «зачтено» при условии, что он обнаружил при ответе:



  • полные и глубокие знания по предмету;

  • свободное владение терминами, понятиями, знание дополнительной литературы по предмету;

  • умение анализировать фактологический материал по предмету,

Студент получает оценку «не зачтено», если при ответе у него обнаружилось:

  • слабое знание теоретического материала;

  • неумение применять теорию в анализе фактического материала;

  • допущение грубых ошибок в фактологическом материале


6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Мультимедийные средства;

Наборы слайдов и кинофильмов;



Тематические обобщающие таблицы




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница