Программа дисциплины наименование дисциплины: «Технико-криминалистическое обеспечение собирания доказательств»



страница1/3
Дата27.06.2016
Размер0.58 Mb.
  1   2   3


ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины: «Технико-криминалистическое обеспечение собирания доказательств»

Шифр дисциплины: В3.В.ДВ.7.1

Направление подготовки: юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная (дневная)


Оренбург- 2015

Рабочая программа учебной дисциплины «Технико – криминалистическое обеспечение собирания доказательств» для студентов очного обучения// сост. доцент, к.ю.н. Назаров В.А.-Оренбург: ОИ МГЮА, 2015

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция, квалификация (степень) бакалавр» и предназначена для преподавания учебной дисциплины «Технико – криминалистическое обеспечение собирания доказательств» студентам очного отделения

Составитель:­________________________________________Назаров В.А.

Рецензент:__________________________________________ Резепкин А.М.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовно- процессуального права и криминалистики «___» __________ 2015 г.

протокол № _____

Зав. кафедрой ________________________________________ Великий Д.П.



С О Д Е Р Ж А Н И Е

1.Цели освоения учебной дисциплины................................................... 3

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП…………………….. 6

3.Структура и содержание учебной дисциплины………………………. 6

3.1. Содержание дисциплины ……………………………………………. 8

3.2. Лекции ………………………………………………………………… 10

3.3. Практические занятия ………………………………………………. 13

3.4. Задачи к практическим занятиям …………………………………… 17

3.5. Самостоятельная работа студента…………………………………… 20

4. Образовательные технологии …………………………………………. 21

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно – методическое обеспечение самостоятельной работы студента……………………………………………. 22

5.1. Тесты……………………………………………………………………….. 23

5.2.Вопросы для подготовки к зачету………………………………………….34

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины………………..36

7. Учебно – методическое обеспечение дисциплины………………………. 38

7.1 Нормативные акты………………………………………………… 38

7.2 Основная литература……………………………………………………. 38

7.3 Дополнительная литература…………………………………………….. 39

7.4 Электронные источники………………………………………………... 41

8.Материально – техническое обеспечение учебной дисциплины……………………………………………………………………. 41



1. Цели освоения учебной дисциплины
1.1. В рамках освоения учебной дисциплины «Технико – криминалистическое обеспечение собирания доказательств» обеспечивается общая теоретическая и практическая подготовка студентов к нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно – консультационной и педагогической деятельности.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, определяются ГОУ ВПО «Московский государственный МГЮУ имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Оренбургский институт ( филиал) совместно с обучающимися, работниками кафедры уголовного процессуального права и криминалистики.

1.2. В процессе освоения дисциплины студент готовится к решению следующих профессиональных задач:

в нормотворческой деятельности:

- участие в подготовке нормативных актов, регулирующих вопросы применения научно – технических средств в борьбе с преступностью;

- участие в комиссиях по разработке новых методов использования научно – технических средств в оперативно – розыскной и следственной работе;

в правоприменительной деятельности:

- обоснование и принятие решений, связанных с выбором научно-технических средств;

- совершение действий, связанных с допустимостью применения научно-технических средств;

- внесение предложений по совершенствованию научно-технических средств;

- выработка методических рекомендаций по применению научно-технических средств;



в правоохранительной деятельности:

- обеспечение правопорядка, безопасности личности, общества и государства при проведении массовых мероприятий с помощью научно-технических средств (видеосъемка, металлоискатели);

- обоснование и принятие решений по применению конкретных видов научно-технических средств в различных следственных и оперативно-розыскных мероприятиях;

- раскрытие и расследование преступлений с помощью применения научно-технических средств;

- участие в создании и формировании новых видов криминалистического учета;



в экспертно – консультационной деятельности:

- консультирование по применению научно-технических средств;

- консультирование по тактико-техническим возможностям того

или иного научно-технического средства;

- консультирование граждан и организаций о возможных повреждениях при применении конкретного научно-технического пробора или аппаратуры;

- консультирование по вопросам правового применения научно- технических средств;



в педагогической деятельности:

- осуществление преподавания технико-криминалистического обеспечения следователя по собиранию доказательств;

- участие в организации повышения квалификации работников правоохранительных органов по ознакомлению с новыми научно-техническими средствами и их возможностями;

- правовое воспитание в духе доверия к возможностям применения научно-технических средств и их роли в доказательстве;

Общекультурные компетенции:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии ( ОК-1);

- достаточный уровень профессионального юридического правосознания (ОК-2)

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень ( ОК-3);

- способность свободно пользоваться русским языком как средством делового общения, аргументировано строить устную и письменную речь ( ОК -4);

- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом ( ОК-5);

- обладание культурой поведения при применении научно-технических средств (ОК-6);

- нетерпимое отношение к коррупционному поведению при разработке новых технических средств и методик их применения (ОК-7);

- стремление к совершенствованию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8);

- способность использовать основные навыки в работе с техническими средствами при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- способность анализировать эффективность применения научно-технических средств в раскрытии и предупреждении преступности (ОК-10).

Профессиональные компетенции:

в области нормотворческой деятельности:

- готовность участия в разработке нормативно – правовых актов, регулирующих применение научно – технических средств (ПК-1)

в области правоприменительной деятельности:

- участие в разработке новых технических средств для борьбы с преступностью и методов по их применения (ПК-2);

- анализировать разработки технических средств в зарубежных странах, и вносить предложения по разработки аналогичных с учетом климатических условий в РФ (ПК-3);

- участвовать в международных выставках, конференциях с целью обобщения опыта работы с техническими средствами (ПК-4);

- участие в разработках методик по применению технических средств по обнаружению, фиксации, изъятия и исследования доказательств (ПК-5);

- способность принимать решения в точном соответствии с уголовно – процессуальным законом о допустимости доказательств полученных с помощью научно-технических средств (ПК-6);



- способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности ( ПК - 7);

- способность осуществлять профессиональную деятельность на уровне развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры использования технических средств ( ПК-8);

- способность в выработке тактических аспектов деятельности следователя на этапе выбора технических средств ( ПК-9);

- правильно формулировать в протоколе следственного действия факты применения технических средств с указанием их названия и результатов поиска или фиксации доказательств (ПК-10);

- владеть основными приемами применения технико-криминалистических средств в поиске и закреплении доказательств (ПК -11);

в области правоохранительной деятельности:

- способность обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан в местах проведении массовых мероприятий с использованием видеозаписи происходящего, а также технических средств обнаружения запрещенных предметов пользования (ПК -12);

- способность правильно выбрать и использовать в данных случаях необходимые технические средства (ПК-13);

- способность полно отражать результаты профессиональной деятельности в отношении применения технических средств (ПК-14);



в области экспертно – консультативной деятельности:

- способность толкования различных уголовно – правовых актов

( ПК-15);

- готовность принимать участия в работе комиссий по совершенствованию методик применения научно – технических средств в целях фиксации доказательств (ПК-16);

- способность давать квалифицированные рекомендации и консультации по применению научно – технических- средств ( ПК-17);

в области педагогической деятельности:

- способность преподавать основы использование научно-технических средств в борьбе с преступностью (ПК- 18);

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся по применению технических средств в поиске доказательств (ПК-19);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание с учетом знаний криминалистических средств в оперативно- розыскной и следственной деятельности (ПК-20).



2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
В соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования учебная дисциплина «Технико- криминалистическое обеспечение собирания доказательств» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин ООП бакалавриата по направлению «Юриспруденция» и является дисциплиной по выбору обучающегося.

Изучение технического обеспечения собирания доказательств основывается на результатах освоения студентом дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, информационно-правового цикла, предполагает знание в области уголовно-процессуального права в первую очередь, а также уголовного права, криминологии, криминалистики, психологии, судебной медицины и т.д.

Успешное освоение учебной дисциплины «Технико- криминалистическое обеспечение собирания доказательств» требует наличие у студента знаний и компетенций, приобретенных в процессе изучения других дисциплин по отраслевым юридическим наукам, таким как «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Юридическая психология», «Судебная медицина», «Судебная психиатрия».

Технико- криминалистическое обеспечение собирания доказательств как наука уголовно – правового цикла отличается от смежных дисциплин тем, что изучает разработку, внедрение и использование технико – криминалистических средств и научных методов в целях успешного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

При этом полученные знания и компетенции могут использоваться в ходе раскрытия и расследования преступлений, доказывания по уголовным делам, но и в гражданском и арбитражном процессе.

Так как деятельность по расследованию преступлений является многосторонней, то немалое внимание уделяется аспектам правового, научного и организационного обеспечения применения научно – технических средств.


3. Содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость – 72 часа ( 2 зачетных единицы)


п/п


Раздел (тема)

учебной


дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля

лекции



Практические

занятия



СРС







1

Понятие технико- криминалистического обеспечения собирания доказательств

8

2

2

4

Лекция,

Презентация

Групповая дискуссия

Индивидуальное консультирование

тестирование


Домашнее задание

2

Факторы, обусловившие возникновение и развитие криминалистической техники и ее возрастающее значение в процессе раскрытия и расследования преступлений


8

2


2

6

Лекция,

Презентация

Групповая дискуссия

Индивидуальное консультирование

тестирование


Домашнее задание

3

Разработка научно – технических средств

8

2

2

6

Лекция,

Презентация

Групповая дискуссия

Индивидуальное консультирование

тестирование


Домашнее задание

4

Классификация и значение технико – криминалистических средств.

8


2

4

6

Лекция,

Презентация

Групповая дискуссия

Индивидуальное консультирование

тестирование


Домашнее задание

5

Принципы и методы, используемые при собирании доказательств с помощью научно – технических средств

8


2

2

6

Лекция,

Презентация

Групповая дискуссия

Индивидуальное консультирование

тестирование


Домашнее задание

6

Использование криминалистической техники в целях фиксации и исследования вербальной криминалистически значимой информации.


8

2

4

4

Лекция,

Презентация

Групповая дискуссия

Индивидуальное консультирование

тестирование


Домашнее задание

7

Технико-криминалистическое обеспечение осмотра места происшествия


8

2

6

4

Лекция,

Презентация

Групповая дискуссия

Индивидуальное консультирование

тестирование


Домашнее задание




ВСЕГО



14

22

36

зачет

72



3.1. Содержание дисциплины (программа курса)

Тема.1 « Понятие технико- криминалистического обеспечения собирания доказательств»

Правовые основы технико – криминалистического обеспечения собирания доказательств. Вопросы о субъектах применения технико – криминалистических средств. Допустимость применения технико – криминалистических средств. Анализ правовых норм, определяющих применение тех или иных средств криминалистической техники в процессе расследования. Обязательность процессуального закрепления факта применения технико – криминалистических средств, полученных при использовании их результатов. Научная разработка проектов подзаконных актов, регламентирующих технико – криминалистическое обеспечение расследования.


Тема 2. «Факторы, обусловившие возникновения и развитие криминалистической техники и ее возрастающее значение в процессе раскрытия и расследования преступлений».
Объективная обусловленность возникновения и развития криминалистической техники. Криминалистическая техника в системе криминалистики. Связь криминалистической техники с судебной экспертизой. ЭВМ как средство криминалистической техники. Криминалистическая техника и технико – криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений. Система технико – криминалистического обеспечения. Субъективная и объективная стороны обеспечения. Целенаправленное использование научно – технических средств в целях получения розыскной и доказательной информации.
Тема 3. « Разработка научно – технических средств»
Научное апробирование приборов и материалов, выпускаемых промышленными предприятиями различных ведомств. Научная разработка приемов, методов и методик обнаружения, фиксации, изъятия и исследования вещественных доказательств. Участие ученых в технико – криминалистической подготовке кадров. Научное обобщение практики использования технико – криминалистических средств и разработка предложений по ее совершенствованию. Изучение и распространение зарубежного опыта использования технико – криминалистических средств.

Тема 4. « Классификация и значение технико – криминалистических средств».
Классификация технико – криминалистических средств по целевому назначению. Средства фиксации, средства выявления невидимых и мало видимых следов и других объектов. Поисковые средства для обнаружения различных объектов, средства закрепления и изъятия следов. Средства для получения отпечатков пальцев у живых лиц и трупов. Средства для изготовления композиционных портретов. Средства – маркеры и универсальные средства. Средства для систематизации и выдачи криминалистической информации. Средства для лабораторного исследования вещественных доказательств. Классификация технико – криминалистических средств по изготовлению. Технико – криминалистические средства используемые в « чистом» виде. Технико – криминалистические средства, специально разработанные для криминалистических целей.
Тема 5. « Принципы и методы, используемые при собирании доказательств с помощью научно – технических средств».
Принципы организации деятельности по собиранию доказательств. Плановость и своевременность организации деятельности. Экономичность и эффективность применения технических средств. Методы организации деятельности по собиранию доказательств. Планирование организаторской деятельности. Обеспечение необходимых условий работы на месте проведения следственных действий. Научная обоснованность средств и методов. Формы организации деятельности по собиранию доказательств. Процессуальная форма организации деятельности по собиранию доказательств. Непроцессуальные формы.
Тема 6. «Использование криминалистической техники в целях фиксации и исследования вербальной криминалистически значимой информации.
Понятие вербальной информации. Источники вербальной информации. Применение научно – технических средств для фиксации вербальной информации. Действия оператора при фиксации вербальной информации. Допрос как способ получения вербальной информации. Нетрадиционные методы использования вербальной информации. Проблемы применения полиграфа, гипноза, экстросенсорных способностей человека. Криминалистические учеты в аспекте современных информационных технологий.

Тема 7. «Технико-криминалистическое обеспечение осмотра места происшествия»

Осмотр места происшествия, понятие, задачи, содержание. Научно- технические средства, используемые при осмотре места происшествия. Приемы и способы изъятия и упаковки объектов, обнаруженных на месте происшествия. Правила перемещения и хранения вещественных доказательств, изъятых с места происшествия. Использование результатов осмотра места происшествия в расследовании преступлений. Осмотр места происшествия в помещении и на открытой местности. Особенности осмотра трупа. Использование специалиста при осмотре места происшествия.




3.2 Лекции
Лекция 1

«Понятие технико- криминалистического обеспечения собирания доказательств» ( 2 часа)
Рекомендуемый план:

1.Правовые основы технико – криминалистического обеспечения собирания доказательств.

2.Вопросы о субъектах применения технико – криминалистических средств. 3.Допустимость применения технико – криминалистических средств.

4.Анализ правовых норм, определяющих применение тех или иных средств криминалистической техники в процессе расследования.

5.Обязательность процессуального закрепления факта применения технико – криминалистических средств, полученных при использовании их результатов.

6.Научная разработка проектов подзаконных актов, регламентирующих технико – криминалистическое обеспечение расследования.



Лекция 2

«Факторы, обусловившие возникновения и развитие криминалистической техники и ее возрастающее значение в процессе раскрытия и расследования преступлений» ( 2 часа)
Рекомендуемый план:
1.Объективная обусловленность возникновения и развития криминалистической техники.

2.Криминалистическая техника в системе криминалистики.

3.Криминалистическая техника и технико – криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений.

Лекция 3

« Разработка научно – технических средств» ( 2 часа)
Рекомендуемый план:
1.Научное апробирование приборов и материалов, выпускаемых промышленными предприятиями различных ведомств.

2.Научная разработка приемов, методов и методик обнаружения, фиксации, изъятия и исследования вещественных доказательств.

3.Участие ученых в технико – криминалистической подготовке кадров. 4.Научное обобщение практики использования технико – криминалистических средств и разработка предложений по ее совершенствованию.

5.Изучение и распространение зарубежного опыта использования технико – криминалистических средств.




Лекция 4

«Классификация и значение технико – криминалистических средств» (2 часа)



Рекомендуемый план:


  1. Классификация технико – криминалистических средств по целевому назначению.

  2. Классификация технико – криминалистических средств по изготовлению.

  3. Значение технико – криминалистических средств.

  4. Комплектность следственного чемодана и классификация в нем имеющихся средств. Преимущество криминалистических лабораторий


Лекция 5
«Принципы и методы, используемые при собирании доказательств с помощью научно – технических средств» ( 2 часа)
Рекомендуемый план:
1.Принципы организации деятельности по собиранию доказательств.

2. Методы организации деятельности по собиранию доказательств.

3.Формы организации деятельности по собиранию доказательств.

Лекция 6

«Использование криминалистической техники в целях фиксации и исследования вербальной криминалистически значимой информации».

( 2 часа)

Рекомендуемый план:
1.Понятие вербальной информации. Источники вербальной информации. 2.Применение научно – технических средств для фиксации вербальной информации. Действия оператора при фиксации вербальной информации. 3.Допрос как способ получения вербальной информации.

4.Нетрадиционные методы использования вербальной информации. Проблемы применения полиграфа, гипноза, экстросенсорных способностей человека.

5.Криминалистические учеты в аспекте современных информационных технологий.

Лекция 7

«Технико-криминалистическое обеспечение осмотра места происшествия» ( 2 часа)
Рекомендуемый план:

1.Осмотр места происшествия, понятие, задачи, содержание. Научно- технические средства, используемые при осмотре места происшествия. 2.Приемы и способы изъятия и упаковки объектов, обнаруженных на месте происшествия. Правила перемещения и хранения вещественных доказательств, изъятых с места происшествия.

3.Использование результатов осмотра места происшествия в расследовании преступлений.

4.Осмотр места происшествия в помещении и на открытой местности. 5.Особенности осмотра трупа.

6.Использование специалиста при осмотре места происшествия.


3.3.Практические занятия

Практическое занятие 1

«Понятие технико- криминалистического обеспечения собирания доказательств» ( 2 часа)
Рекомендуемый план:
1.Правовые основы технико – криминалистического обеспечения собирания доказательств.

2.Вопросы о субъектах применения технико – криминалистических средств. 3.Допустимость применения технико – криминалистических средств.

4.Анализ правовых норм, определяющих применение тех или иных средств криминалистической техники в процессе расследования.

5.Обязательность процессуального закрепления факта применения технико – криминалистических средств, полученных при использовании их результатов.

6.Научная разработка проектов подзаконных актов, регламентирующих технико – криминалистическое обеспечение расследования.
Практическое занятие 2

«Факторы, обусловившие возникновения и развитие криминалистической техники и ее возрастающее значение в процессе раскрытия и расследования преступлений» ( 2 часа)

Рекомендуемый план:
1.Объективная обусловленность возникновения и развития криминалистической техники.

2.Криминалистическая техника в системе криминалистики.

3.Криминалистическая техника и технико – криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений.
Практическое занятие 3

« Разработка научно – технических средств» ( 2 часа)
Рекомендуемый план:

1.Научное апробирование приборов и материалов, выпускаемых промышленными предприятиями различных ведомств.

2.Научная разработка приемов, методов и методик обнаружения, фиксации, изъятия и исследования вещественных доказательств.

3.Участие ученых в технико – криминалистической подготовке кадров. 4.Научное обобщение практики использования технико – криминалистических средств и разработка предложений по ее совершенствованию.

5.Изучение и распространение зарубежного опыта использования технико – криминалистических средств.
Практическое занятие 4

«Классификация и значение технико – криминалистических средств» (2 часа)


Рекомендуемый план:

1.Классификация технико – криминалистических средств по целевому назначению.

2.Классификация технико – криминалистических средств по изготовлению.

3.Значение технико – криминалистических средств

4.Комплектность следственного чемодана и классификация в нем имеющихся средств. Преимущество криминалистических лабораторий.
Практическое занятие 5

«Классификация и значение технико – криминалистических средств» (2 часа)



( в форме лабораторной работы)
Рекомендуемый план:

1.Определить направленность имеющихся научно – технических средств в следственном чемодане для обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств.

2. Выявить следы пальцев рук при помощи научно – технических средств, находящихся в следственном чемодане (при помощи йодной трубки, дактопленки)

3. Зафиксировать, переснять на дактопленку и направить на исследование.


Практическое занятие 6

«Принципы и методы, используемые при собирании доказательств с помощью научно – технических средств» ( 2 часа)



Рекомендуемый план:
1.Принципы организации деятельности по собиранию доказательств. 2. Методы организации деятельности по собиранию доказательств.

3.Формы организации деятельности по собиранию доказательств.


Практическое занятие 7

«Использование криминалистической техники в целях фиксации и исследования вербальной криминалистически значимой информации».

( 2 часа)
Рекомендуемый план:
1.Понятие вербальной информации. Источники вербальной информации. 2.Применение научно – технических средств для фиксации вербальной информации. Действия оператора при фиксации вербальной информации. 3.Допрос как способ получения вербальной информации.

4.Нетрадиционные методы использования вербальной информации. Проблемы применения полиграфа, гипноза, экстросенсорных способностей человека.

5.Криминалистические учеты в аспекте современных информационных технологий.
Практическое занятие 8

«Использование криминалистической техники в целях фиксации и исследования вербальной криминалистически значимой информации».

( в форме лабораторной работы) ( 2 часа)
Рекомендуемый план:


  1. Составить протокол допроса с применением научно – технических средств фиксации.

  2. Составить протокол проверки показаний на месте совершения преступлений с использованием видеозаписи.

По предложенной преподавателем ситуации.


Практическое занятие 9

«Технико-криминалистическое обеспечение осмотра места происшествия» ( 2 часа)
Рекомендуемый план:
1.Осмотр места происшествия, понятие, задачи, содержание. Научно- технические средства, используемые при осмотре места происшествия. 2.Приемы и способы изъятия и упаковки объектов, обнаруженных на месте происшествия. Правила перемещения и хранения вещественных доказательств, изъятых с места происшествия.

3.Использование результатов осмотра места происшествия в расследовании преступлений.

4.Осмотр места происшествия в помещении и на открытой местности. 5.Особенности осмотра трупа.

6.Использование специалиста при осмотре места происшествия.



Практическое занятие 10,11

«Технико-криминалистическое обеспечение осмотра места происшествия» ( 4 часа)
Рекомендуемый план:



  1. Осуществить осмотр места происшествия в помещении. При помощи научно – технических средств произвести обнаружение, фиксацию и изъятие следов.

  2. Составить протокол следственного действия, отразив в нем применение научно – технических средств.

  3. С помощью ультрафиолетового источника выявить в помещении следы крови.

  4. Используя металлоискатель, обнаружить в помещении тайник.

  5. Сделать забор запаха для одорологического исследования.

  6. Произвести описание следов огнестрельного оружия на пуле и гильзе.

  7. Смоделировать с помощью визирования место производства выстрела.



    1. . Задачи к практическим занятиям


Задача № 1

В подвальном помещении одного из домов на проспекте Победы обнаружен труп молодой девушки с признаками изнасилования и убийства. Осмотром установлено, что рядом с трупом имеются многочисленные следы обуви не менее трех человек, суды по отобразившимся рисункам подошвенной и каблучной части, окурки, шприцы, следы крови и другие выделения.



Задание:

1. Какие НТС необходимо использовать для фиксации, изъятия имеющихся следов преступления?

2. Как упаковать вещественные доказательства?

3. В какие экспертные учреждения направить изъятые вещественнее доказательства?



Задача № 2
В сельском клубе произошел пожар. При осмотре места пожара установлено, что в саду за клубом обнаружена дорожка следов обуви одного человека. Земля была мягкая, т.к. только что растаял снег. Обувь в виде резиновых сапог 45 размера, рисунок подошвенной части состоит из прямых линий под углом в 45 градусов, т.е. типа «елочки»..

Задание: 1. Какие НТС необходимо использовать для фиксации, изъятия имеющихся следов обуви с учетом влажности грунта?

2. Как упаковать изготовленные гипсовые слепки?

3. В какое экспертное учреждение их направить для решения каких вопросов?

Задача № 3
По делу об изнасиловании Груздевой Н.Е. потерпевшая пояснила, что она села на вокзале в машину желтого цвета марки "Жигули" под управлением молодого парня, назвавшегося "Сашей". Номер машины она не запомнила, но первые две цифры были "44".

Задание:

1. Какие криминалистические учеты необходимо задействовать

для установления данной машины?


  1. Какие следственные мероприятия необходимо немедленно

провести для установления самого факта изнасилования с помощью

НТС?
Задача № 4

На неохраняемом железнодорожном переезде произошло столкновение между проходящим по железнодорожному полотну товарным поездом и автобусом марки "ПАЗ", в котором находилось 22 пассажира. В результате столкновения автобус был раздавлен и протащен тепловозом на 859 метров. Водитель остался жив, т.к. его выбросило из автобуса в момент удара тепловозом, остальные пассажиры погибли.

Задание: Какие научно-технические средства необходимо применить при

осмотре данного места ДТП?



Задача № 5

В условиях гололеда произошло столкновение автомашины марки "Камаз" с автомашиной "Жигули". Оба водителя считали, что столкновение произошло по вине другого. Поэтому на место происшествия вызвали работника ГАИ, который составил протокол по факту столкновения транспортных средств, схему ДТП происшествия и произвел необходимые фотосъемки.



Задание: 1. Какой вид съемки необходимо произвести по данному ДТП?

2. Что необходимо обнаружить и изъять для производства экспертиз и каких?



Задача № 6
В райцентре из сельмага совершена кража путем взлома навесных замков. При осмотре места кражи установлено, что из магазина похищены материальные ценности на сумму более 150 миллионов рублей. Завмаг Перова И.А. пояснила, что кассовый аппарат взломан и из него похищена дневная выручка в пределах 5-6 миллионов рублей. Возле магазина обнаружены следы протекто­ра грузового автомобиля, окурки, два сломанных ножовочных по­лотна и брезентовые рукавицы.

Задание: С помощью каких научно-технических средств необходимо обнаружить, зафиксировать и изъять имеющиеся вещественные доказательства?
Задача № 7

В лесопосадке обнаружен труп неизвестного мужчины со следами огнестрельного повреждения в области левого виска. При вскрытии трпа извлечена пуля калибра 9мм от пистолета «Макарова».


Задание:

1.С помощью каких научно-технических средств можно обнаружить и изъять стрелянную гильзу?

2. По каким криминалистическим учетам необходимо организовать работу?

3. Какие виды судебных экспертиз необходимо назначить?



Задача № 8.
При осмотре места квартирной кражи на полированной по­верхности книжного шкафа были обнаружены и изъяты следы паль­цев рук. После проведения дактилоскопической экспертизы уста­новлено, что три следа пальцев рук оставлены левой рукой и не принадлежат членам семьи потерпевших.

Задание: Как использовать автоматическую дактилоскопическую поисковую систему «Папилон» для установлен6ия лица совершившего кражу?
Задача № 9
Вооруженная группа в составе трех человек с целью завладения оружием напала на часового войсковой части. В результате возникшей перестрелки часовой был ранен, один из нападавших убит. При осмотре места происшествия обнаружены гильзы от ав­томата и пистолета "Макарова". В процессе операции из тела часо­вого извлечена пуля калибра 9 мм.

Задание: 1.С помощью каких научно-технических средств были обнаружены и изъяты гильзы?

2. Какие криминалистические учеты необходимо задействовать по данному делу?



Задача № 10
Собирая грибы, семья Петровых обнаружила сгоревший ав­томобиль марки "Жигули" и труп неизвестного мужчины. Прибыв­шая на место оперативно-следственная группа установила, что са­лон автомобиля частично сгорел, а на трупе неизвестного мужчины имеются три огнестрельных повреждения. В багажнике автомобиля обнаружен пистолет "Макарова".
Задание: 1. Какие научно-технические средства необходимо

использовать при осмотре места происшествия и для чего?

2.Какие виды криминалистического учета необходимо использо­вать в данном случае и провести судебные экспертизы?
Задача № 11
Следователь прокуратуры сельского района по телефону при­нял сообщение о том, что сегодня около 14 часов колхозница Сидо­рова обратила внимание на то, что у ее соседки Никифоровой кри­чит скот. Она решила узнать, в чем дело и, войдя в дом Никифоро­вой, обратила внимание на то, что входная дверь открыта настежь. Войдя в дом, она обнаружила труп Никифоровой, лежащей в прохо­де между комнатами в лужи крови.

Задание: Какие научно-технические средства необходимо использовать в данном осмотре происшествия и с какой целью?

Задача № 12
При осмотре места кражи из магазина было установлено, что в магазин могли проникнуть через вентиляционное устройство. Проведенная ревизия выявила значительную недостачу материаль­ных ценностей, что поставило под сомнение сам факт проникновения в магазин и совершения кражи из него. Подозрение пало на зав.магазином Нестеренко, т.к. невозможно было вынести через вен­тиляционное устройство такое количество материальных ценностей. Было возбуждено уголовное дело по факту недостачи материаль­ных ценностей.

Проведенный следственный эксперимент по проникновению в магазин через вентиляционное устройство свидетельствовал о не­возможности его осуществления.

Через некоторое время участковым инспектором Ивановым были задержаны на улице при попытке продажи золотых изделий двое несовершеннолетних. Ими оказались ученики школы, располо­женной рядом с магазином, которые сознались в том, что на протя­жении полугода систематически проникали в магазин через венти­ляционное устройство и брали материальные ценности для их про­дажи случайным лицам.

Задание: Какие научно-технические средства можно использовать при проведении следственного эксперимента?
Задача № 13
По делу об убийстве одного из коммерсантов АО закрытого типа установлено, что оно совершено с помощью взрывного устрой­ства, помещенного в его автомобиль. Жена погибшего сообщила, что перед этим муж жаловался на своего бывшего друга, который угрожал ему расправой за невыплату взятой в кредит определенной суммы. При задержании указанного "друга" и обыске его квартиры были обнаружены чертежи взрывного устройства, детонаторы.

Задание: Какие научно-технические средства необходимо применять при осмотре места взрыва?
3.5 Самостоятельная работа студента


  1. Изучение рекомендованной литературы, законодательства и судебной практики. Рекомендованная литература доступна студентам в библиотеке учебного заведения и иных библиотеках.

  2. Подготовка к лекциям. Для правильного понимания лекции необходимо предварительно ознакомиться с соответствующей темой по учебнику и с основными положениями закона.

  3. Подготовка к практическим занятиям. Наряду с изучением рекомендованной литературы, законодательства и судебной практики студент в письменном виде решает задачи по теме практического занятия.

  4. Выполнение заданий преподавателя, данных в порядке индивидуальной работы со студентом (решение задач, подготовка научных докладов, эссе и рефератов, обобщение опубликованной судебной практики, изучение документов, подготовка проектов документов и др.).

5. Знакомство с юридической профессией при прохождении практик.

  1. Рекомендуется активно участвовать в работе студенческой юридической клиники.

  2. Рекомендуется участвовать в работе студенческого научного кружка (клуба) и студенческих научных конференций и конкурсов.

  3. Рекомендуется участие в работе правоохранительных органов на общественных началах.

В самостоятельной работе студент руководствуется тематическим планом, программой курса, расписанием занятий (при подготовке к семинарам) и стремится к достижению планируемых результатов освоения учебной дисциплины.

При возникновении каких-либо проблем и сложностей в ходе самостоятельной работы студент обращается к преподавателю за консультацией. Преподавателям рекомендуется также сообщать студентам свой адрес электронной почты или иные электронные ресурсы, с помощью которых студент может получить необходимые ему консультации и советы по освоению дисциплины.





  1. Образовательные технологии

При освоении программы используются аудиторные занятия (лекции и практические занятия) и самостоятельная подготовка студента.

При чтении лекций рекомендуется использование наглядных пособий, в том числе электронных презентаций. Презентация позволяет сосредоточить внимание студента на ключевых вопросах темы и основных системных взаимосвязях, без понимания которых сложно правильно уяснить проблематику лекции. Лектор самостоятельно готовит презентации с учетом тех педагогических задач, которые он намерен решить при проведении занятия, если он сочтет, что использование презентации в конкретном случае целесообразно.

Все практические занятия (70% от общего объема аудиторных занятий) проводятся в интерактивных формах. Наиболее приемлемой интерактивной формой представляется разбор конкретных ситуаций (как при решении задач, так и при обсуждении реальных судебных постановлений). Можно также рекомендовать деловые и ролевые игры, в ходе которых студент учится юридически грамотно и корректно мотивировать свою позицию по вопросам уголовного процесса в устной и письменной форме и другие формы. Также в ходе практических занятий активно используется демонстрация возможностей технико-криминалистических средств.




Семестр

Вид занятия


Используемые интерактивные

образовательные технологии



Количество

часов


8


Лекции

Лекция-презентация

2

Практические занятия

Встреча с представителями правоохранительных органов

Групповая дискуссия

Тестирование

Выступление с научными докладами

Просмотр и обсуждение учебных фильмов

2

2



2

6

4



Итого за курс изучения дисциплины: 18

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница