Программа дисциплины опд. Ф. 01. 3 История возрастной психологии цель и задачи дисциплины



Скачать 125.6 Kb.
Дата03.06.2016
Размер125.6 Kb.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан ПФ

________Г.Ю. Титова

«___» _______ 2009г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.01.3 ИСТОРИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Цель и задачи дисциплины

Целью дисциплины является ознакомление студентов с этапами развития научной мысли в области психологии.

Задачи курса:

  1. дать полноценное представление об истоках современных концепций и о перспективах развития возрастной психологии;

  2. познакомить студентов с основными научными достижениями различных психологических школ;

  3. способствовать формированию у студентов собственного психологического мировоззрения.




                  1. Требования к уровню освоения

В результате изучения курса «История возрастной психологии» студенты становятся способными рассматривать современные положения науки в связи с социальным, историческим развитием общества, анализировать и оценивать факты психической деятельности ребенка с разнообразных научных позиций.




                1. Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы

Всего часов

Семестр - 2

Общая трудоемкость дисциплины

64

64

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа

28

28

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен 2 семестр

экзамен


4. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий




п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические-

семинарские

Самостоятельная

работа

1.

Подход к проблеме психического развития детей в психологических теориях античности, средневековья и эпохи Возрождения.

4

4

7

2.

Возрастная психология как самостоятельная область психологической науки.

4

4

7

3.

Подход к проблеме психического развития детей в основных психологических школах.

6

4

7

4.

Психическое развитие ребенка в рамках отечественной психологии.

4

6

7

5.

ИТОГО:

18

18

28


    1. Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Подход к проблеме психического развития детей в психологических теориях античности, средневековья и эпохи Возрождения.

Тема 1. История психологии как научная дисциплина.

  1. Этапы развития науки психологии.

  2. Предмет исследования науки психологии.

  3. Принципы и задачи истории психологии.

Тема 2. Проблема воспитания ребенка в философских учениях античности.

  1. Воззрения на природу психического в теориях Гераклита, Демокрита, Гиппократа.

  2. Проблема психического в школе софистов (Протагор).

  3. Основные положения теорий и взглядов на развитие психики ребенка в трудах Сократа, Платона, Аристотеля.

Тема 3. Представления о развитии психики в эпоху эллинизма.

  1. Идеи и деятельность Диогена Синопского

  2. Идеи и деятельность Эпикура

  3. Идеи и деятельность Зенона Хризиппа

Тема 4. Психологические аспекты обучения и воспитания в период средневековья и Возрождения.

  1. Развитие психологии в период Средневековья

  2. Взгляды на проблему психического развития Ибн Сины – Авиценны.

  3. Вопросы психического развития детей в эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Х. Вивес, Х. Уарте).

Тема 5. Проблема психического развития ребенка в период Нового времени

  1. Подход к психическому развитию ребенка в 17 веке.

  2. Подход к психическому развитию ребенка в 18 веке.

Раздел 2. Возрастная психология как самостоятельная область психологической науки.

Тема 6. Зарождение возрастной психологии как самостоятельной науки.

Тема 7. Проблемы исследования психологии детского развития на рубеже 19 - 20 вв.

  1. Концепции педологии Ст. Холла, К. Гетченсона

  2. Исследования интеллектуального развития ребенка а трудах Э. Клапареда, А. Бине, А. Симон, Э. Мейман.

  3. Исследования раннего развития ребенка А. Гезеллом.

  4. Теория персонализма В. Штерна.

  5. Теория трех ступеней развития К. Бюллера и В Бюллера

Раздел 3. Подход к проблеме психического развития детей в основных психологических школах.

Тема 8. Психоаналитическая концепция детского развития.

  1. Теория бессознательного З.Фрейда.

  2. Аналитическая психология К. Юнга.

  3. Теория личности А. Адлера.

  4. Теория тревожности К. Хорни.

  5. Психоаналитические взгляды Э. Фромма

  6. Теория трансактного анализа Э. Берна.

  7. Теория развития личности Э. Эриксона

Тема 9. Проблема детского развития в школе бихевиоризма.

  1. Основные положения бихевиоральной концепции

  2. Теория оперантного поведения

  3. Социально-когнетивная концепция А. Бандуры

Тема 10. Исследования психического развития детей в гештальтпсихологии.

Тема 11. Психическое развитие в рамках гуманистической психологии.

  1. Принцип самоактуализации в концепции А. Маслоу.

  2. Теория развития К. Роджерса.

Раздел 4. Психическое развитие ребенка в рамках отечественной психологии.

Тема 12. Развитие педологии в России в начале 20 века.

Тема 13. Исследования познавательного развития в русле генетической психологии.

  1. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже.

  2. Теории социального развития Л. Колберга.

Тема 14. Экспериментальные исследования психического развития детей в начале 20 века.
5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная:

1 Марцинковская, Т. История психологии / Т. Марцинковская. – Москва : Академия, 2008. – 539 с.

2 Ярошевский, М. Г. История психологии : от античности до середины XX века : учебник для вузов / М. Г. Ярошевский. – Москва : Академия, 2009. – 405 с.
б) дополнительная:

1 Ждан, А. Н. История психологии от античности до наших дней : учебник для вузов / А. Н. Ждан. – Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : Академический Проект, 2007. – 572 с.

2 Марцинковская, Т. Д. История детской психологии : учебник для вузов / Т. Д. Марцинковская. – Москва : ВЛАДОС, 1998. – 271 с.

3 Марцинковская, Т. Д. 100 выдающихся психологов мира / Т. Д. Марцинковская, М. Г. Ярошевский. – АПСМ. : МПСИ. – Москва, Воронеж : МОДЭК, 1995. – 320 с.

4 Морогин, В. Г. История психологии : учебное пособие для психологических факультетов университетов / В. Г. Морогин. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2005. – 295 с.

5 Степанов, С. С. Психология в лицах / С. С. Степанов. – Москва : ЭКСМО – Пресс, 2001. – 384 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочая программа, разработанная преподавателем кафедры дошкольного образования и логопедии ПФ ТГПУ.




              1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебные аудитории ТГПУ, библиотечный фонд ТГПУ.


        1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации для преподавателя

Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.



Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.
8.2. Методические рекомендации для студентов

8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Развитие европейской психологии в IV – XI веках.

  2. Арабская психология.

  3. Общая характеристика психологии в Новое время.

  4. Сенсуализм в психологии.

  5. Развитие французской психологии.

  6. Становление экспериментальной психологии.

  7. В чем суть учения об идолах Ф. Бекона.

  8. Чем отличаются подходы к проблеме эмоций Декарта и Спинозы.

  9. Какие основные характеристики монады выделяются Лейбницем и в чем их значение.

  10. Какие виды опыта выделял Локк.

  11. Что общего в подходах Лейбница и Гербарта к содержанию психики.

  12. Какие основные характеристики представлений были введены Гербартом.

  13. Как пересмотрел предмет психологии Спенсер.

  14. Какие методы исследования психики были предложены Вундтом.

  15. Что явилось предпосылками выделения возрастной психологии в самостоятельную область психологического знания.

  16. Какие механизмы психического развития были описаны Клапаредом.

  17. Какие типы культур были выделены М. Мид.

  18. Чего нового в понимание игровой деятельности внес Штерн.

  19. Какие направления существовали в этнопсихологии XX в.

  20. Какие направления исследования существуют в школе бихевиоризм.

  21. Какие законы восприятия были открыты в гештальтпсихологии.

  22. В чем заключаются особенности предмета и метода психоаналитического направления.

  23. Какие основные принципы легли в основу теории Фрейда.

  24. В чем состоят основные принципы типологии Юнга.

  25. На каких основаниях строится типология личности Адлера.

  26. Какие виды идентичности выделены Эриксоном.

  27. Какие методы исследования личности были разработаны Олпортом.

  28. Какие потребности в структуре личности были описаны Маслоу.

  29. Какие стороны адаптации были выделены Пиаже.

  30. Какие вопросы изучал Брунер.

  31. Какие факторы оказали преимущественное влияние на развитие российской психологии.

  32. Какие проблемы были в центре внимания российских психологов в середине XIX в.

  33. В чем сущность разногласий между Выготским и Блонским по вопросу о прохождении мышления и речи.

  34. В чем специфика подхода к проблеме личности в российской психологии.


8.2.2. Примерная тематика рефератов


  1. Зарождение сакрального подхода к проблеме души.

  2. Развитие схоластики, особенности психологических исследований в ранней и поздней схоластике.

  3. Зарождение психофизиологии и дифференциальной психологии в Средневековье и в период Возрождения.

  4. Проблема поведения и развития рефлекса в работах Декарта.

  5. Проблема воли и роль аффектов и разума в развитие волевого поведения в работах Декарта и Спинозы.

  6. Характеристика двух видов познания в работах Локка.

  7. Роль эволюционной теории Ч. Дарвина в развитии психологии.

  8. Основные особенности немецкой психологической школы.

  9. Становление экспериментальной психологии.

  10. Значение теории Вундта в развитии ассоциативной психологии.

  11. Роль культуры в развитии национального характера.

  12. Роль Гальтона в развитии дифференциальной психологии.

  13. Тесты как универсальный метод исследования индивидуальных различий.

  14. Особенности развития социальной психологии в России.

  15. Возможности и границы управления поведением в бихевиоризме.

  16. Проблема инсайта и подход к ее изучению в гештальтпсихологии.

  17. Достижения и недостатки психоаналитического направления.

  18. Изменение подхода к проблеме защитных механизмов и его роль в формировании новых методов исследования.

  19. Проблема идентичности в современной психологии.

  20. Роль интеллекта в развитии психики – позиции Фрейда и Пиаже.

  21. Исследования познания – традиционный и когнитивный подходы

  22. Становление культурно-исторической психологии в России.

  23. Специфика становления психологии в России.

  24. Наука о поведении – русский путь.



8.2.3. Вопросы к зачету

  1. Этапы развития науки психологии.

  2. Предмет исследования науки психологии.

  3. Задачи истории возрастной психологии.

  4. Воззрения на природу психического в теориях Гераклита, Демокрита, Гиппократа.

  5. Проблема психического в школе софистов (Протагор).

  6. Основные положения теорий и взглядов на развитие психики ребенка в трудах Сократа, Платона, Аристотеля

  7. Представления о развитии психики в эпоху эллинизма: Квинтилиан, Софокл, Еврипид, Эсхил.

  8. Природа психического в школе стоиков: Сенека, Цицерон, Марк Аврелий.

  9. Проблема становления личности в школе киников – Д. Синопский.

  10. Проблема нравственности в теории Эпикура, Лукреция Кара.

  11. Взгляды на проблему психического развития Ибн Сины – Авиценны.

  12. Вопросы психического развития детей в эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Р. Бэк, Х. Вивес).

  13. Исследования психологического развития в Новое время (Ф. Бэкон, В. Лейбниц, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро).

  14. Требования педагогической практики К.Д. Ушинский, И. Герберт.

  15. Разработка идеи развития психики в биологии А. Бэн, Г. Спенсер, И. Сеченов, В. Прейер.

  16. Разработка объективных методов в экспериментальной психологии Г. Тидеман, В. Вундт, Г. Эббингауз, Ф. Гальтон.

  17. Концепции педологии Ст. Холла.

  18. Исследования интеллектуального развития ребенка а трудах Э. Клапареда, А. Бине.

  19. Исследования раннего развития ребенка А. Гезеллом.

  20. Теория персонализма В. Штерна.

  21. Теория трех ступеней развития К. Бюллера.

  22. Теория бессознательного З. Фрейда.

  23. Аналитическая психология К. Юнга.

  24. Теория личности А. Адлера.

  25. Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

  26. Теория тревожности К. Хорни.

  27. Теория детского развития А. Фрейд, М. Кляйн.

  28. Теория трансактного анализа Э. Берна.

  29. Классические положения бихевиоризма в работах Д. Уотсона, Э. Торндайка.

  30. Программированное обучение Б. Скиннера.

  31. Теории социального научения Р. Сирса, А. Бандуры

  32. Проблема развития детского восприятия в работах К. Коффки, Г. Фолькельта.

  33. Взгляды на проблему интеллектуального развития К. Келлера, М. Вертгеймера.

  34. Теория поля К. Левина.

  35. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже.

  36. Теории социального развития А. Валлона, Л. Колберга.

  37. Принцип самоактуализации в концепции А. Маслоу.

  38. Теория развития К. Роджерса.

  39. Становление советской детской психологии.

  40. Биогенетический поход П.П. Блонского.

  41. Объективная психология.

  42. Педагогические идеи М.Я. Басова.

  43. Культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского.

  44. Социогенетическое направление в психологии А.Б. Залкинда, А.С. Залужного.

  45. Культурологический подход Г.Г. Шпета, А.В. Бакушинского.

  46. Развитие отечественной детской психологии в 50-60-е годы.

  47. Основные проблемы возрастной психологии на современном этапе.

Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология»


Программу составили:

К.п.н, доцент кафедры

педагогики и методики

начального образования ___________________ Меньшикова Е.А..


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования.

протокол № ___от «_____» ___________ 2009 г.


Зав. кафедрой __________________ Поздеева С.И.
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ПФ ТГПУ,
Председатель методической комиссии ПФ ______________Яркина Т.Н.

Согласовано:



Декан ПФ ________________Титова Г.Ю.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница