Программа дисциплины опд. Ф. 01. 3 Теория и методика воспитания



Скачать 221.98 Kb.
Дата03.06.2016
Размер221.98 Kb.
Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

___________________________

«____» _______________2010 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.01.3 Теория и методика воспитания

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)

1.Цель и задачи дисциплины
Цель: формирование ясного понимания основных понятий теории и методики воспитания, готовности осуществлять воспитательную деятельность.

Задачи:

– Формировать знание:



  1. общих вопросов теории и методики воспитания;

  2. базовых теорий воспитания и развития личности;

  3. закономерностей и принципов, форм и методов воспитания

– Развивать:

  1. умение выявлять актуальные проблемы современной теории и практики воспитания;

  2. способность к воспитанию и самовоспитанию;

– Формировать мотивационную и методическую готовность к осуществлению воспитательной деятельности.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен



знать и понимать:

- сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса;

- движущие силы и логику воспитательного процесса;

- базовые теории воспитания и развития личности;

- закономерности, принципы и направления воспитания;

- систему форм и методов воспитания;

- функции и основные направления деятельности классного руководителя;

- особенности воспитательных систем.

- специфику педагогического взаимодействия в воспитании;

- особенности коллектива как объекта и субъекта воспитания;

- национальное своеобразие воспитания;

- особенности воспитания культуры межнационального общения;



уметь:

- конструировать и осуществлять воспитательную деятельность.


3. Объём дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной деятельности

Всего часов

Семестр 4

Общая трудоёмкость дисциплины

90

90

Аудиторные занятия

60

60

Лекции

30

30

Практические занятия (ПЗ)





Семинары (С)

30

30

Лабораторные работы (ЛР)





И (или) другие виды аудиторных занятий





Самостоятельная работа

30

30

Курсовая работа





Расчетно–графические работы





Реферат

-

+

И (или) другие виды самостоятельной работы





Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет

Зачет – 4 семестр



4. Содержание разделов дисциплин
4.1 Разделы дисциплины и виды занятий




Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

4

4

4

2.

Особенности воспитательного процесса.

10

8

6

3.

Воспитательные системы

4

6

8

4.

Детский коллектив в педагогическом процессе

6

4

6

5.

Воспитательная деятельность как компонент воспитательного процесса

6

8

6




Всего часов

30

30

30


4.2 Содержание разделов дисциплин
РАЗДЕЛ 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

Тема 1. Теория воспитания как раздел педагогики. (4 часа)

Лекция.(2 часа)

Основные понятия теории и практики воспитания. Сущность, предмет и задачи воспитания. Воспитание и социализация. Воспитательный процесс: его цель и сущность. Специфика и взаимосвязь процессов обучения и воспитания в формировании личности. Воспитание, перевоспитание и самовоспитание в педагогическом процессе. Воспитание в условиях целостного педагогического процесса.



Семинар.(2 часа)

Воспитание как процесс присвоения общественных ценностей и социальных норм. Воспитание как формирование системы отношений. Характеристика факторов и условий воспитания. Педагогические ценности и воспитание.


Тема 2. Базовые теории и модели воспитания и развития личности (4 часа).

Лекция. (2 часа)

Природа человека как основа воспитания. Базовые теории воспитания. Теория и методика воспитания в гуманистической парадигме. Антропоцентрические и социентрические концепции воспитания. Основные положения личностно–социальной (интегративной) концепции воспитания. Современные концепции воспитания. Системный подход в педагогической теории и практике.



Семинар.(2 часа)

Традиционная модель воспитания. Социально–адаптирующие модели воспитания. Педоцентрическая модель воспитания. Диалоговая модель воспитания.


РАЗДЕЛ 2. Особенности воспитательного процесса.

Тема 3. Воспитание как целенаправленный процесс (2 часа)

Лекция. (2 часа)

Цели воспитания. Источники формирования целей воспитания. Проектирование целей. Содержательные характеристики целей воспитания. Экспертиза воспитательных целей. Критерии оценки результата воспитательного процесса.

Исторический характер целей воспитания. Цели и задачи гуманистического воспитания. Составные части развитой личности, базовая культура личности.

Тема 4. Воспитательный процесс как динамическая система. (4 часа)

Лекция. ( 2 часа)

Сущность системного подхода к воспитанию. Критерии выделения и анализа структуры воспитательного процесса. Особенности воспитательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Закономерности как основа научного подхода в воспитании личности. Закономерности и принципы воспитания.



Семинар. (2 часа)

Внешние и внутренние противоречия воспитательного процесса. Принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация. Проблема комплексного подхода к воспитанию с учетом основных закономерностей и принципов.



Тема 5. Содержание воспитательного процесса. (2 часа)

Лекция. (2 часа) Понятие «содержание воспитательного процесса». Структура содержания воспитания. Источники и универсальные единицы содержания воспитания. Уровни представления содержания воспитания. Построение содержания воспитательной деятельности. Национальное своеобразие воспитания.
Тема. 6. Методы воспитания. (6 часов)

Лекция.(2 часа)

Педагогическое взаимодействие: сущность, принципы. Понятие педагогически целесообразных отношений. Сущность методов воспитания и их классификация. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения детей. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Методы самоопределения личности ребенка. Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач.



Семинар.(4 часа)

Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения детей. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Методы самоопределения личности ребенка. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.



Тема 7. Формы и средства воспитания.( 4 часа).

Лекция. (2 часа)

Общая характеристика форм воспитания и их классификация. Воспитательный потенциал формы. Выбор форм воспитания. Критерии выбора (возрастные особенности, актуальность, уровень самодеятельности школьников, традиции детского коллектива). Основные действия педагога при организации воспитательного мероприятия.

Понятие средства воспитания. Система средств воспитания: виды деятельности, микросреда, предметы, приспособления для осуществления деятельности. Средства всестороннего развития личности: знаковые, эмоциональные, предметные.

Семинар.( 2 часа)

Подготовка и проведение воспитательного мероприятия. Инициатива школьников в подготовке и проведении воспитательного мероприятия. Взаимосвязь методов и средств воспитания. Критерии выбора адекватных средств воспитания.


РАЗДЕЛ 3. Воспитательные системы.

Тема 8. Воспитательные системы школы и социума. (10 часов).

Лекция. (4 часа) Воспитательная система: сущность, структура. Характеристика основных компонентов. Этапы и методика становления и развития воспитательной системы, критерии оценки. Понятие авторской воспитательной системы и ее принципы. Зарубежные и отечественные воспитательные системы. Современные воспитательные системы школы. Воспитательные системы в социуме. Классный руководитель в воспитательной системе школы. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы.

Семинар. (6 часов)

Характеристика отечественных гуманистических воспитательных систем. Характеристика зарубежных гуманистических воспитательных систем. Характеристика пионерской организации. Скаутизм как воспитательная система


РАЗДЕЛ 4. Детский коллектив в педагогическом процессе.

Тема 9. Коллектив как объект и субъект воспитания. (10 часов)

Лекция. (6 часов)

Значение коллектива в воспитании: природосообразность, культуросообразность. Понятие «коллектива», его отличие от «группы». Признаки коллектива. Основные характеристики детского коллектива. Структура коллектива. Поле коллектива, Роли и статусы в коллективе. Этапы и уровни развития детского коллектива. Система работы с детским коллективом. Разновидности детского коллектива. Организация коллективной деятельности. КТД: понятие, особенности, цели, типы, этапы.



Семинар. (4 часа)

Детский коллектив как субъект и объект воспитательной деятельности. Основные условия развития детского коллектива. Самоуправление в коллективе. Роль коллектива в воспитании «трудных» детей и подростков. Организация КТД.


РАЗДЕЛ 5. Воспитательная деятельность как компонент воспитательного процесса.

Тема 10. Функции и основные направления деятельности классного руководителя (4 часа)

Лекция. (2 часа) Характеристика и направления деятельности классного руководителя. Методика планирования воспитательной работы в классе. Личностно–ориентированный подход и методика индивидуальной работы с учащимися. Методика изучения личности учащихся и коллективных явлений. Методика работы с родителями учащихся.

Семинар (4 часа). Организация педагогической помощи семье: родительский лекторий, семейное консультирование, индивидуальная помощь в критических ситуациях. Разработка совместной программы взаимодействия семьи и родителей.

Тема 11. Воспитание культуры межнационального общения (4 часа).

Лекция. (2 часа)

Культура межнационального общения как основа существования многонационального общества. Толерантность как основа культуры межнационального общения. Воспитание терпимости к другой культуре, вероисповеданию, мнению и поведению. Миграция населения и проблемы воспитания. Изучение чужой культуры для лучшего понимания своей.



Семинар (2 часа)

Воспитание культуры межнационального общения в зарубежных школах. Проблемы воспитания толерантности в современных школах. Школы национального согласия г. Томска.



Тема 12. Результативность воспитательной деятельности ( 4 часа).

Лекция. (2 часа)

Различные подходы к пониманию результата воспитательной деятельности. Результат как показатель качества деятельности воспитателя. Оценка результативности воспитательной деятельности. Эффекты воспитательной деятельности. Преобразование участников воспитательного процесса как показатель эффективности воспитательной деятельности.



Семинар. (2 часа)

Выбор критериев оценки воспитательной деятельности. Показатели воспитанности. Инструментарий оценки результативности воспитательной деятельности.


5. Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
6.Учебно–методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература
а) основная литература:


  1. Гриценко, Л. И. Теория и методика воспитания : личностно–социальный подход : учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л. И. Гриценко. – изд. 2–е, стер. – М. : Академия , 2008. – 235 с.

  2. Педагогика : учебник /Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М. : Проспект, ТК Велби, 2008. – 428 с.

  3. Педагогика : учебное пособие / Б. З. Вульфов [и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Высшее образование, 2007. – 430 с.

  4. Сластенин, В. А. Педагогика : учебник для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – изд. 8-е, стер. – М. : Академия, 2008. – 566 с.


б) дополнительная литература:


  1. Воспитательная деятельность педагога / И. А. Колесникова и др.; под общ. ред. В .А. Сластенина и И. А. Колесниковой. – М. : Просвещение, 2006. – 332 с.

  2. Головнева, Е. В Теория и методика воспитания : учебное пособие. – М. : Высш. шк. 2006. – 318 с.

  3. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под ред. Н. Л. Селивановой – М. : Просвещение, 1998. – 336 с.

  4. Караковский, В. А. и др. Воспитание? Воспитание... Воспитание! : Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова; под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – изд. 2–е, доп. и перераб. –М. : Педагогическое общество России, 2000. – 253 с.

  5. Классному руководителю о воспитательной системе класса : метод. пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. – М. : Педагогический поиск, 2000. – 160 с.

  6. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы : учебное пособие для педагогических вузов / В. С. Кукушин. – Изд. 2–е., перераб. и доп.–Ростов–на–Дону : МарТ, 2004. – 348 с.

  7. Методика воспитательной работы. / Л. А. Байкова и др. – М. : Просвещение, 2005. – 143 с.

  8. Организация воспитательной работы в школе : пособие для директоров общеобразовательных учреждений / Сост. Г. С. Семенов; ред. Л. В. Кузнецова. –М. : Школьная Пресса, 2004. – 158 с.

  9. Смирнов С. А. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии : учебник для вузов / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянова; Под ред. С. А. Смирнова. –изд. 4–е, испр .– М. : Академия, 2007. – 512 с.

  10. Педагогика : учебник для педагогических учебных заведений / В. В. Краевский [и др.] ; Под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 604 с.

  11. Печатникова, Л. Б. Образовательное путешествие : им может стать любой поход, экспедиция, экскурсия, если грамотно их спланировать, организовать и провести / Л. Б. Печатникова, Е. В. Соколова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 30 с.

  12. Планирование воспитательной работы в классе : методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. – М. : Сфера, 2001. – 127 с.

  13. Плинер, Я. Г. Воспитание личности в коллективе : пособие для зам. директора школы по воспитанию и кл. руководителей / Я. Г. Плинер, В. А. Бухвалов. – М. : Педагогический поиск, 2000. – 160 с.

  14. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс = Процесс воспитания : в 2 книгах : учебник для педагогических вузов / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС. –. Кн. 2 : Процесс воспитания. – 2006. – 255 с.

  15. Поляков, С. Д. Технологии воспитания : учебно–методическое пособие / С. Д. Поляков. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 143 с.

  16. Постоева, В. А. Психология и педагогика : учебное пособие / В. А. Постоева, М. С. Шелемехова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : изд.-во ТГПУ, 2006. – 247 с.

  17. Психология и педагогика : для студентов вузов / В. М. Богаров [и др.]. – Изд. 3–е. – Ростов–на Дону : Феникс, 2006. – 248 с.

  18. Работа с родителями : пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений / М. П. Осипова [и др.] ; под общ. ред. : М. П. Осиповой, Г. А. Бутрима. – Минск : Экоперспектива, 2003. – 479 с.

  19. Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания : / АПН СССР, НИИ общих проблем воспитания; Под ред. В. М. Коротова. – М. : Педагогика, 1989. – 319 с.

  20. Родительские собрания : пособие для классных руководителей / Сост. Г. С. Семенов; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Школьная Пресса, 2005. – 96 с.

  21. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики : теория и методика воспитания : учебное пособие для вузов / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина. – 3–е изд., испр. – М. : Академия, 2005. – 335 с.

  22. Сергеева, В. П. Классный руководитель в современной школе : Учебно–методическое пособие / В. П. Сергеева. – изд. 2–е, испр. – М. : ЦГЛ, 2003. – 191 с.

  23. Сластенин, В. А. Психология и педагогика : учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – изд. 4–е, стереотип. – М. : Академия, 2006. – 477 с.

  24. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – изд. 4–е, стереотип.–М. : Академия, 2005. – 566 с.

  25. Степанов, В. М. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе : учебно–методическое пособие / В. М. Степанов, О. А. Лапина, А. П. Макаровская ; РАО. – М. : изд-во МПСИ, 2000. – 140 с.

  26. Стефановская, Т. А. Классный руководитель : функции и основные направления деятельности : учебное пособие для вузов / Т. А. Стефановская. – М. : Академия, 2006. – 190 с.

  27. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа : обобщение опыта учебно–воспитательной работы в сельской средней школе / В. А. Сухомлинский. – Изд. 2–е. – М. : Просвещение, 1979. – 395 с.

  28. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Изд. 5–е. – Киев : Радянська школа, 1974. – 286 с.

  29. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива : (методика воспитательной работы) / В. А. Сухомлинский ; пер. с укр. Н. Дангуловой. – М. : Молодая гвардия, 1975. – 237 с.

  30. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1981. – 190 с.

  31. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / В. А. Сухомлинский; Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская ; АПН СССР. – М. : Педагогика. Т. 3. – 1981. – 639 с.

  32. Толерантность и образование : современные проблемы формирования толерантного сознания : коллективная монография / ред. А. В. Перцев.–Екатеринбург : Полиграфист. Вып. 16. – 2006. – 189 с.

  33. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики / Сост. и отв. редактор Э. Д. Днепров. – М. : УРАО, 2002. – 592 с.

  34. Харламов, И. Ф. Педагогика : учебное пособие для педагогических вузов / И. Ф. Харламов .– 4–е изд., перераб. и доп. – М. : Гардарики, 2005. – 573 с.

  35. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе : учебное пособие для вузов / М. В. Шакурова; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Академия, 2004. – 268 с.

  36. Шварева, О. В. Теория и методика воспитания : использование кейс–метода при изучении раздела "Коллектив как объект и субъект воспитания" : методическое пособие / О. В. Шварева, А. Г. Яковлева; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : изд–во ТГПУ, 2007 – 108 с.

  37. Шилова, М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе : учебное пособие / М. И. Шилова. МОПО РФ; СОРАО; КГПУ. – Красноярск, 1998. – 194 с.

  38. Шульга, Т. И. Методика работы с детьми "группы риска" / Т. И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд. – М. : изд-во Университета Российской Академии Образования, 1999. – 103 с.

  39. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания. : учебное пособие / Н. Е. Щуркова. – СПб. : Питер, 2005. – 366 с.

  40. Щуркова, Н. Е. Школа и семья : Педагогический альянс / Н. Е. Щуркова. –М. : Педагогическое общество России, 2004. – 110 с.

  41. Щуркова, Н. Е. Классное руководство : Рабочие диагностики / Н. Е. Щуркова. – М. : Педагогическое общество России,2001. – 94 с.

  42. Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щуркова. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 56 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
Рабочие программы по теории и методике воспитания, составленные преподавателями кафедры СП ПФ; библиотечные фонды ТГПУ.
7. Материально – техническое обеспечение дисциплины
Телевизор, видеомагнитофон, видеотека, аудиопроигрыватель, видеопроектор, компьютерный класс, раздаточный материал (тесты, карточки с индивидуальными заданиями).
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8. 1. Методические рекомендации для преподавателей
Содержание учебной программы дисциплины «Теория и методика воспитания» реализуется посредством лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.

Рекомендуемые виды лекций: традиционная, лекция-беседа, проблемная лекция, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция-пресс-конференция.

Рекомендуемые виды семинаров:    вопросно–ответный семинар, развернутая беседа, семинар с использованием докладов, семинар с использованием рефератов, теоретическая конференция, семинар–пресс–конференция, комментированное чтение первоисточников, семинар по методу малых групп

семинар – экскурсия (посещение воспитательных мероприятий), семинар – дискуссия, семинар – деловая игра, семинар – контрольная, семинар – коллоквиум.

Рекомендуемые методы обучения: кейс-метод (анализ конкретных-ситуаций), дискуссия, имитационные упражнения, мозговой штурм, деловая игра, метод проекций, консультация.

Рекомендуемые виды самостоятельных работ: конспектирование, реферирование, анализ ситуаций, составление кроссвордов, опорных схем (с использованием техники кодирования информации), разработка тестовых заданий, сценариев учебных (игровых) ситуаций, планов дискуссий, формулирование вопросов к обсуждению.



Рекомендуемые методы текущего контроля знаний обучающихся: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое эксресс-тестирование, контрольная работа, итоговое тестирование, собеседование (зачет).


    1. Методические указания для студентов


Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Считаете ли Вы, что правомерно говорить о «воспитуемости» ребенка как о мере его подверженности воспитательным влияниям?

  2. Как Вы объясняете поведение людей, доставляющих неудобства окружающим и как будто лишенных совести?

  3. Проанализируйте собственное личностное формирование: какой элемент системы Вашего воспитания был наиболее сильным и оказал на Ваше становление решающее влияние.

  4. Рассмотрите влияние телевидения на школьника с точки зрения представленной картины воспитательного процесса.

  5. Сформулируйте принципы достойной человека жизни и найдите им обоснование. Как они коррелируют с принципами воспитания?

  6. Отразите в схеме взаимосвязь педагогических закономерностей, педагогических постулатов и педагогических принципов.

  7. Проанализируйте наблюдаемую Вами жизненную ситуацию, в которой резко изменилась психологическая атмосфера в группе людей. Назовите средства, способ, содержание факторного влияния на атмосферу.

  8. Как связаны средства и формы воспитательных влияний педагога?

  9. Вы хотите создать новую форму работы с детьми. С чего следует начинать?

  10. Приведите пример, когда одно и тоже средство выполняет разные функции и когда оказывает прямо противоположенное влияние при разных обстоятельствах.

  11. Определите концептуальные основы семейного воспитания: признаки и функции семьи.

  12. В чем цель и задачи современного семейного воспитания?

  13. Приведите типологию современной семьи.

  14. Охарактеризуйте содержание и формы оказания помощи родителям по семейному воспитанию в процессе их педагогического просвещения.


Тематика рефератов


  1. Критерии оценки современного воспитательного процесса.

  2. Основные направления воспитательной работы в современной общеобразовательной школе.

  3. Роль социального педагога в воспитательной работе современной школы.

  4. Условия гармоничного семейного воспитания.

  5. Взаимодействие школы и семьи.

  6. Патриотическое воспитание школьников.

  7. Нравственное воспитание школьников.

  8. Воспитание отношений.

  9. Воспитание культуры межнационального общения.

  10. Воспитание личности в коллективе.

  11. Гуманистические воспитательные системы

  12. Воспитательная работа в классе


Перечень вопросов к зачету


  1. Воспитание в структуре целостного образовательного процесса.

  2. Цели воспитания: понятие, виды, исторический характер формирования.

  3. Закономерности как основа научного подхода в воспитании личности. Характеристика основных закономерностей.

  4. Принципы воспитания: понятие, характеристика принципов воспитания.

  5. Содержание процесса воспитания.

  6. Личность в процессе воспитания.

  7. Роль деятельности и воспитывающей среды.

  8. Воспитание и перевоспитание: взаимосвязь и противоречия.

  9. Самовоспитание как необходимая составная часть развития личности.

  10. Воспитательный процесс как динамическая система: сущность, критерии анализа воспитательной системы.

  11. Особенности воспитательного процесса.

  12. Противоречия воспитательного процесса.

  13. Понятие «содержание воспитательного процесса».

  14. Программа воспитания в воспитательном процессе.

  15. Возрастные модификации программы воспитания.

  16. Воспитанность как продукт программного воспитания.

  17. Базовые теории и модели воспитания.

  18. Современные концепции воспитания.

  19. Методы воспитания: понятие, классификация, характеристика.

  20. Методы формирования сознания личности.

  21. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.

  22. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.

  23. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

  24. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

  25. Формы и средства воспитания: понятие, классификация, характеристика.

  26. Воспитательная система: понятие, этапы развития, оценка эффективности.

  27. Первый кадетский корпус как гуманистическая воспитательная система.

  28. Школа детской радости.

  29. Система В.А. Караковского.

  30. Школа–интернат с лицейскими классами: воспитательная система семейного типа.

  31. Школа Саммерхил – система свободного воспитании.я

  32. «Свободная школьная община» в Виккерсдорфе.

  33. Вальдорфская школа.

  34. «Справедливое общество» Л. Кольберга.

  35. Коллектив: понятие, основные признаки, виды.

  36. Структура школьного воспитательного коллектива. Психолого–педагогические функции первичного детского коллектива.

  37. Основные компоненты психологической структуры коллектива.

  38. Межличностные отношения в коллективе: интеллектуальный, эмоциональный, нравственно правовой аспекты взаимоотношений.

  39. Механизмы межличностных отношений в коллективе. Пути гуманизации отношений в коллективе.

  40. Коллективное мнение как важнейший компонент психологии коллектива.

  41. Роль педагога в формировании и развитии здоровых взаимоотношений.

  42. Этапы и уровни развития детского коллектива (по Л.И. Уманскому).

  43. Основные условия развития коллектива.

  44. Взаимосвязь этапов развития детского коллектива с этапами работы педагога.

  45. Программа изучения детского коллектива.

  46. Планирование работы классного руководителя.

  47. Понятие и основные идеи КТД.

  48. Технология КТД.

  49. Формы и содержание творческих дел.

  50. Общая характеристика временного детского коллектива. Основные признаки.

  51. Педагогические задачи работы с временным детским коллективом. Основные этапы развития временного детского коллектива.

  52. Особенности работы педагога на каждом этапе развития детского коллектива. Основные формы и методы работы.

  53. Применение методов педагогического исследования в изучении детского коллектива: социометрия, тестирование, анкетирование, изучение независимых характеристик и др.

  54. Диагностика воспитанности школьников. Функции диагностики, виды и критерии (жесткие, мягкие, содержательные, оценочные, общие, частные и др.)

  55. Использование результатов изучения в работе воспитателя с коллективом.

  56. Развитие ученического самоуправления.

  57. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

  58. Роль планирования в деятельности воспитателя, виды планирования.

  59. Разработка перспективных линий в планировании деятельности коллектива.

  60. Диагностика и анализ развития детского коллектива, их роль в планировании деятельности.

  61. Детские общественные организации.

  62. Изучение педагогом общественных интересов школьников и учет результатов в планировании воспитательной работы.

  63. Привлечение детей–участников ДОО к планированию и организации жизнедеятельности детского коллектива.

  64. Вовлечение «трудных» подростков в деятельность ДОО.

Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031300.00 «Социальная педагогика с дополнительной специальностью».


Программу составили:

доцент кафедры социальной педагогики, к.п.н. ____________ Яковлева А.Г.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол № ____от ___________2010 г.
Зав. кафедрой социальной педагогики ____________ Яковлева А.Г.
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета ТГПУ
Председатель

методической комиссии педагогического факультета ___________Яркина Т.Н.


Согласовано:

Декан педагогического факультета ___________Титова Г.Ю.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница