Программа дисциплины опд. Ф. 02. 2 История педагогики(общей и дошкольной) Цели и задачи дисциплины



Скачать 186.19 Kb.
Дата07.06.2016
Размер186.19 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)
УТВЕРЖДАЮ:

Декан ПФ


Г.Ю. Титова

«___» __________ 2011 г.



ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.02.2 ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ(ОБЩЕЙ И ДОШКОЛЬНОЙ)

1. Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания - ознакомить студентов с педагогическим наследием прошлого; сформировать представление о генезисе системы образования на различных исторических этапах.

Основные задачи курса:



  1. Дать студентам представление о развитии педагогической теории и практики воспитания на различных исторических этапах, в различных системах воспитания и обучения.

  2. Повысить общую философскую и педагогическую культуру студентов.

  3. Сформировать личностно-осознанное понимание значения педагогического наследия.

  4. Выработать умение использовать лучшие традиции гуманистической педагогики в современных условиях.

  5. Развивать педагогическое мастерство и профессиональные способности.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Формирование знаний и умений, направленных на изучение образовательных и воспитательных концепций прошлого, осмысление педагогического наследия. Развитие умения анализировать педагогические традиции и, на основе тщательного анализа. Умение использовать педагогический опыт прошлого в современном воспитательно-образовательном процессе.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр - 6

Общая трудоемкость дисциплины

86

86

Аудиторные занятия

42

42

Лекции

28

28

Практические занятия

14

14

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

44

44

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Виды итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет – 6 семестр





4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практич. занятия




Раздел 1. Научные основы истории педагогики

2







Раздел 2. Воспитание и обучение в Древние Времена, Средневековье, эпоху Возрождения.

6

6




Раздел 3. Воспитание в Киевской Руси

2







Раздел 4. Педагогика в странах Западной Европы, Деревней Америки в Новое время.

2







Раздел 5. Развитие педагогической мысли в 18 – 20 веках

18

8




ИТОГО:

28

14


4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Научные основы истории педагогики.

Тема 1. Научные основы истории педагогики (общей и дошкольной)


Раздел 2. Воспитание и обучение в Древние Времена, Средневековье, эпоху Возрождения.

Тема 1. Воспитание в первобытном обществе.

Тема 2. Воспитание и обучение в Древние времена

Тема 3. Воспитание и школа в эпоху Средневековья.

Тема 4. Воспитание и школа в э Западной Европе в эпоху Возрождения
Раздел 3. Воспитание в Киевской Руси.

Тема 1. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в).


Раздел 4. Педагогика в странах Западной Европы, Деревней Америки в Новое время.

Тема 1. Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и Северной Америки в Новое время.


Раздел 5. Развитие педагогической мысли в 18 – 20 веках

Тема 1. Школа и педагогика в 18 в. в России.

Тема 2. Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы.

Тема 3. Школа и педагогика в России в 19 в.

Тема 4. Педагогические теории в кон. 19 – нач. 20 в.

Тема 5. Перестройка образования в России в 17 – 20 гг. 20 в.

Тема 6. Школа и дошкольное воспитание 1921 по 30-е гг. 20 в.

Тема 7. Развитие дошкольного образования

Тема 8. Развитие педагогической науки в 30-40 гг. 20 в.

Тема 9. Советская школа и дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной Войны и в послевоенный период

Тема 10. Общие тенденции развития педагогической теории и практики в конце 20 в.

Тема 11. Развитие школы и педагогики за рубежом в 20 в.



5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

1 Введение в историю дошкольной педагогики; под ред. С. Ф. Егорова. - Москва : Академия, 2008.

2 История педагогики; под ред. А. И. Пискунова. - Москва : Педагогическое общество России, 2009.

3 Латышина, Д. И. История педагогики (история образования и педагогической мысли) / Д.И. Латышина. - М. : Гардарики, 2008.



б) дополнительная литература:

1 Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / сост. С. Д. Бабишин, Б. Миноров. – Москва : Педагогика, 1985.

2 Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И. А. Соловков. – Москва : Педагогика, 1958.

3 Егоров, С. Ф. История педагогики в России / С. Ф. Егоров. - Mосква : Академия, 1999.

4 История педагогики ; под ред. М. Ф. Шабаевой. - Москва : Просвещение, 1981.

5 История дошкольной педагогики в России : хрестоматия / сост. М.Б. Мчедлидзе [и др.]. - Москва : Просвещение, 1987.

6 Новое педагогическое мышление ; под ред. А. В. Петровского. – М. : Педагогика, 1989.

7 Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А. И. Пискунов. - Москва : Просвещение, 1971.

8 Сорокова, М. Подходы к воспитанию и образованию / М. Сорокова. - Москва : Академия, 2000.

9 Самойличенко, Н. B. Идеи свободного воспитания в наследии Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, К. Н. Вентцеля. - Иркутск, 2000.



6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочая программа, разработанная преподавателями кафедры дошкольного образования и логопедии ПФ ТГПУ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудиторный фонд, телевизор, видеомагнитофон, ДVД-плеер, наглядные пособия, дидактический материал.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации для преподавателя

Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.



Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.


8.2. Методические рекомендации для студентов

8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Какие педагогические идеи зародились в Древнем мире и были развиты?

  2. Каковы педагогические ценности, утраченные в период Средневековья?

  3. Охарактеризуйте вклад деятелей эпохи Возрождения в педагогическую науку.

  4. Как Я.А. Коменский доказывает необходимость воспитания и образования?

  5. Что нового внес Я.А. Коменский в понимание сущности и назначения человека? Какие педагогические перспективы открыло это новое понимание?

  6. Какие идеи Я.А.Коменского нашли воплощение в школьной практике?

  7. Какие новые педагогические идеи развил Дж. Локк?

  8. Что понимает Ж.Ж.Руссо пол. свободным и естественным воспитанием?

  9. Что говорил Руссо о цели воспитания, его этапах, содержании?

  10. Какими педагогическими идеями руководствовался И.Г. Песталоцци в воспитании и обучении?

  11. Какие новые требования возникли в конце XIX в.?

  12. Каким было влияние на воспитание природно-климатических и исторических факторов?

  13. Как отразились в воспитании религиозные воззрения народа?

  14. Охарактеризуйте сущность этнопедагогики.

  15. Какие духовно-нравственные ценности сложились у русских под влиянием общественного и семейного быта?

  16. В чем состояли особенности начального периода развития образования на Руси

  17. Что являлось характерным для школьного обучения?

  18. Как соотносились между собой цели семейного и школьного воспитания?

  19. Какими новыми чертами отличалась школа, созданная в начале XV!II в.?

  20. Охарактеризуйте принципы организации школ, содержание обучения.

  21. Какие трудности возникли в развитии школ?

  22. Что общего вы находите в деятельности выдающихся отечественных просветителей XVIII в.?

  23. Какие педагогические идеи, высказанные в XVIII в., представляются вам значимыми для практики воспитания и в наши дни?

  24. Какие преобразования в воспитании дворянских детей произошли в X VIII в.?

  25. Какие цели и задачи преследовались учебно-воспитательными заведениями закрытого типа?

  26. Какими были характерные черты государственной просветительной политики этого времени?

  27. Какие начинания в области народного образования были предприняты во второй половине XVIII в.?

  28. Какие идеи Ф.И.Янковича представляю! интерес для современной школы?

  29. Составьте перечень типов народных школ, существовавших в XVIII веке.

  30. Каковы были особенности развития образования до 60-х гг. XIX в.?

  31. Охарактеризуйте школу второй половины XIX в.

  32. Каковы тины и назначение закрытых учебно-воспитательных заведений?

  33. Назовите цели и особенности воспитания детей в Царскосельском лицее.

  34. Чем можно объяснить успехи воспитания в Царскосельском лицее?

  35. Что и сегодня в опыте воспитания закрытых учебных заведений заслуживает внимания?

  36. Каковы особенности развития гимназического образования? Цель, назначение гимназий и содержание обучения в них.

  37. Каковы сильные и слабые стороны гимназического образования?

  38. Назовите цели, назначение начальной школы. Типы начальных училищ.

  39. Перечислите методы начального образования.

  40. Что интересного можно найти в опыте гимназий и начальных школ?

  41. Каковы отличительные черты средних школ и высших женских учебных заведений?

  42. Какие цели преследовало женское образование?

  43. С какими трудностями встречалось женское образование?

  44. Какие традиции женского образования и воспитания утрачены и стоит ли их возрождать сегодня?

  45. Какие цели ставили перед собой педагогические учебные заведения, создаваемые различными учредителями (государством и общественностью)?

  46. Чем можно объяснить популярность педагогических учебных заведении, создаваемых общественностью?

  47. Какими жизненными принципами руководствовался К.Д.Ушинский?

  48. Народность в воспитании; педагогика – наука и искусство воспитания. Охарактеризуйте содержание этих положений.

  49. Какие педагогические идеи К.Д. Ушинского представляются особенно актуальными сегодня?

  50. Чем можно объяснить повышенное внимание к дошкольному воспитанию и начальной школе многих педагогов конца XIX в.?

  51. Охарактеризуйте систему воспитания первых детских садов в России.

  52. Оцените вклад в дошкольное воспитание С.И.Тихеевой, С.Ф. Лесгафта, Л.К. Шлегер. Что общего можно найти в их педагогических теориях?

  53. Чем привлекала ребенка Яснополянская школа?

  54. Как развивали у детей интерес к учению Л. Н.Толстой и С.А.Рачинский?

  55. Почему дети у Л.И.Толстого оказались способными к творчеству? Какие условия влияли на развитие детского творчества?

  56. Что понимал Л.Н.Толстой под свободой и ненасилием в воспитании?

  57. Что нового о крестьянских детях можно узнать из педагогических сочинений С.Л.Рачинского и Л.Н.Толстого?

  58. Какими целями и задачами руководствовались партийно-правительственные органы, создавая в 20-х гг. новую школу?

  59. Сформулируйте общие принципы, определяющие содержание школьного образования в 20-е гг.

  60. Какие новые организационные формы обучения вводились в школьную практику?

  61. Почему нововведения 20-х гг. не были успешными?

  62. Какими целями руководствовался С.Т. Шацкий в своей педагогической деятельности?

  63. Из каких элементов складывается, по мнению Шацкого, детская жизнь? Проанализируйте опыт С.Т. Шацкого по развитию детской активности и самодеятельности. Каковы особенности развития образования в 30-90-е гг.?

  64. Охарактеризуйте цели воспитания, которыми руководствовался А.С.Макаренко в своей деятельности.

  65. Какую роль отводил Л.С. Макаренко коллективу воспитанников?

  66. Как осуществлялась Л.С.Макаренко педагогика индивидуального развития воспитанников?

  67. Как В.А.Сухомлинский определял цели и содержание воспитания?

  68. Какие качества личности развивал В.А. Сухомлинский в своей педагогической практике?

  69. Как развивалось творчество детей в работе Павлышевской школы?

  70. Расскажите о проблемах образования в России в начале XXI в.

  71. Охарактеризуйте проблемы дошкольной педагогики на современном этапе.

  72. Какие методы, организационные формы на содержание обучения помогут развитию образования в XXI в.?

  73. Охарактеризуйте системы образования в зарубежных странах и принципы их построения.

  74. Охарактеризуйте педагогические теории дошкольного воспитания начала XX в.

  75. Как повлияли педагогические теории на школьную практику?

  76. Каковы структурные изменения в современных системах общего образования и вызвавшие их причины?

  77. Определите причины, вызвавшие необходимость обновления учебного процесса.

  78. Как изменился урок в современной зарубежной школе?

  79. Каким может быть облик школы начала XXI в.?


8.2.2. Примерная тематика рефератов


  1. Особенности построения учебно-воспитательного процесса, обоснованные Я.А. Коменским.

  2. Анализ книги Я.А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках».

  3. Идеал воспитания Ж.Ж. Руссо.

  4. Идеи развивающего и воспитывающего обучения И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта.

  5. Влияние общественного быта на воспитание детей в России.

  6. Особенности воспитания детей в крестьянской семье (до XVIII в.) (Примечание: при выполнении рефератов необходимо использовать и материалы устного народного творчества).

  7. Воспитательная роль трудовой деятельности детей.

  8. Воспитательные возможности различных форм народного искусства.

  9. Успехи в развитии просвещения в XVIII в.

  10. Новые идеи педагогики и их реализация в воспитательно-образовательной деятельности в XVIII в.

  11. Характеристика отдельных образовательных и воспитательных заведении XVII в.

  12. Начальная школа в России XIX - нач. ХХ в.

  13. Портреты народных учителей.

  14. Первые детские сады в России (60-е годы XIX в.).

  15. Образование в Томской губернии (В.С. Пирусский, П.И. Макушин).

  16. Развитие дошкольного образования в Томске до 1917 гола ХХ в.

  17. Педагогические идеи К.Д. Ушинского.

  18. Как организовать современную школу, используя педагогические взгляды К.Д. Ушинского?

  19. Какие возможности воспитания заложены в учебных книгах К.Д. Ушинского?

  20. Невостребованные идеи К.Д. Ушинского / Примечание: для написания рефератов рекомендуется воспользоваться собранием сочинений К.Д. Ушинского в 11 томах (М; 1948-1952).

  21. Опыт С.Т. Шацкого по воспитанию активности и самодеятельности воспитанников.

  22. Педагогическая деятельность и педагогическая теории А.С. Макаренко.

  23. Педагогические идеи С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко и современная школа.

  24. Педагогический поиск В.А. Сухомлинского.

  25. Центры Марии Монтессори как альтернатива традиционному образованию.

  26. Вальдорфская педагогика как альтернатива традиционному образованию.

  27. Охарактеризуйте системы образования в зарубежных странах и принципы их построения.


8.2.3. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Предмет, задачи, цели курса; методы исследования.

  2. Воспитание в первобытном обществе

  3. Воспитание в Античном мире (Афины и Спарта).

  4. Система образования и педагогическая мысль в средние века.

  5. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения.

  6. Я..А. Коменский – основоположник педагогической науки.

  7. «Великая дидактика» Я.А. Коменского.

  8. Педагогическая концепция Джона Локка.

  9. Теория естественного воспитания Жан Жака Руссо.

  10. Идеи развивающего и воспитывающего обучения И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта.

  11. Школы педагогической мысли Киевской Руси и Русского государства до XVII в. (Владимир Мономах;.«Домострой»).

  12. Братские школы на Украине и Белоруссии (конец XIV в.). Московская Славяно-греко-латинская академия и ее влияние на просвещение.

  13. Развитие образования в Русском централизованном государстве XVII в. (Епифаний Славинецкий).

  14. Просветительские реформы Петра 1 в России (XVIII в.).

  15. М.В. Ломоносов и развитие просвещения в России.

  16. Педагогические взгляды И.И. Бецкого и Н.И. Новикова.

  17. Воспитательные дома в России (2-я половина XVIII в.).

  18. В.Ф. Одоевский о первоначальном воспитании и обучении детей. Первые детские приюты в России (XIX в.).

  19. Педагогические идеи революционеров-демократов (В.Г. Белинский, А.И. Герцен).

  20. Общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX в. (Н.И. Пирогов)/

  21. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого.

  22. Первые детские сады в России (60-е годы XIX в.).

  23. Педагогические теории К.Д. Ушинского.

  24. Дидактические взгляды К.Д. Ушинского: содержание образования, принципы и методы образования, требования к уроку.

  25. К.Д. Ушинский о семейном и трудовом воспитании.

  26. Содержание методической работы Л.С. Симонович, Е.Н. Водовозовой, Е.И. Конради.

  27. Развитие дошкольного образования в Томске до 1917 г.

  28. Общественно-педагогическое движение кон. XIX - нач. XX в. (П.Ф. Лесгафт, B.II. Вахтеров).

  29. Вклад Е.И. Тихеевой в развитие речи детей дошкольного возраста.

  30. Педагогическая деятельность Л.К. Шлегер и ее роль в организации детских садов.

  31. Перестройка образования в России в 1917-1920 гг.

  32. Школа и дошкольное воспитание в 1921-1930 гг. (Н.К. Крупская, М.М. Виленская).

  33. Развитие педагогической науки в 1931-1941 гг. (наука педология).

  34. Важнейшие принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко.

  35. Н.К. Крупская о дошкольном воспитании.

  36. Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

  37. Советская школа и дошкольное воспитание с 1946 г. по 1966 г. (переход к всеобщему семилетнему и восьмилетнему образованию).

  38. Переход и осуществление всеобщего среднего обязательного образования в СССР (1968-1984).

  39. Педагогические взгляды и деятельность В.А. Сухомлинского.

  40. Вальдорфская педагогика, как альтернатива традиционного образования.

  41. Центры Марии Монтессори, как альтернатива традиционного образования.

Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология»


Программу составила:

к. п. н. доцент кафедры ДОиЛ _________________Ящук А.В.

Ассистент кафедры ДОиЛ____________________Тюшевская Е.В.
Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры ДОиЛ

протокол № ___от «_____» ___________ 2011 г.


Зав. кафедрой __________________Файзуллаева Е.Д
Программа дисциплины одобрена методической комиссией ПФ ТГПУ,

Протокол № ______ от «_____» ______________ 2011г.


Председатель методической комиссии ПФ ________________ Яркина Т.Н.
Согласовано:

Декан ПФ ____________________ Титова Г.Ю.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница