Программа дисциплины опд. Ф. 02. 2 Педагогическая психология Цели и задачи дисциплины



Скачать 231.71 Kb.
Дата07.06.2016
Размер231.71 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

___________________________

«____» _______________2012 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.02.2 Педагогическая психология

1. Цели и задачи дисциплины
Цель учебной дисциплины «Педагогическая психология» заключается в повышении общей психолого-педагогической культуры, формировании целостного представления и усвоения основных психологических принципов и закономерностей образовательного процесса в традиционной и инновационных педагогических стратегиях.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:



  • освоение основных психологических закономерностей образовательного процесса;

  • раскрытие содержания традиционной и инновационных моделей образования;

  • усвоение психологических основ деятельности учения;

  • раскрытие психологического содержания индивидуального стиля учения;

  • раскрытие психологического содержания педагогической деятельности;

  • выявление психологических основ типизации личности учителя и стилей педагогиче­ской деятельности;

  • использование основных закономерностей педагогического общения и сотрудничества.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Освоение студентами содержания курса «Педагогическая психология» должно обеспечивать реализацию следующих требований:

  • понимание методологических основ педагогической психологии, концепции педагогического процесса и их психологические основания;

  • знать и понимать содержание основных вопросов современной педагогической психо­логии в соответствии с объемом, предполагаемым Государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специальности;

  • уметь грамотно применять теоретические знания для решения личностных и профессио­нальных задач в ситуациях учебной практики и учебного контроля.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестр 5

Общая трудоемкость дисциплины

110

110

Аудиторные занятия

12

12

Лекции

8

8

Практические занятия

4

4

Семинары





Лабораторные работы





Другие виды аудиторных занятий





Самостоятельная работа

98

98

Курсовой проект





Расчетно-графические работы





Рефераты

+

+

Другие виды самостоятельной работы

+

+

Вид итогового контроля

Экзамен 5 семестр

Экзамен



4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий




Раздел дисциплины

Лекции

Семинары

СРС

1.

Педагогическая психология как наука.

1

1

8

2.

Образование – глобальный объект педагогической психологии.

2

-

10

3.

Психология учебной деятельности.

2

1

26

4.

Педагог и ученики – субъекты образовательного процесса.

2

1

28

5.

Психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.

1

1

26

6.

Всего:

8

4

98


4.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Педагогическая психология как наука.

Тема 1. Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания (2 часа).

Лекции (1 час). Общенаучная характеристика педагогической психологии. Предмет и задачи педагогической психологии, направления, концепции педагогического процесса и их психологические основания. Объект и структура педагогической психологии. Принципы педагогической психологии. Проблемы педагогической психологии.

Практические занятия (1 час). История становления педагогической психологии. Особенности отношения к ребенку на ранних этапах развития общества. Изменение отношения к ребенку в зависимости от уровня развития общества. Методы исследования в педагогической психологии.
Раздел 2. Образование – глобальный объект педагогической психологии.

Тема 1. Образование в современном мире (1 час).

Лекции (1 час). Образование как многоаспектный феномен. Современные концепции развития образования. Психологические основания образовательных инноваций, традицион­ных и инновационных моделей образования.

Психологическая сущность программированного обу­чения. Психологические аспекты компьютеризации и информатизации учебного процесса. Психологическая сущность и организация проблемного обучения, этапы его протекания. Личностно–деятельностный подход как основа организации образовательного процесса. Проблемы дифференцирования и индивидуализации обучения.



Тема 2. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процес­се (1 час).

Лекции (1 час). Основные понятия психологии обучения. Общие и частные цели обучения. Уровни воз­можной обученности и их психологическая обусловленность. Концепция обучения и их психологические основания. Двустороннее единство обучения–учения в образовательном процессе.

Основные принципы взаимосвязи процессов обучения и развития. Развивающее обучение в отечественной образовательной практике. Психологические основы развиваю­щего обучения. Характеристика целостного единства обучения, развития и воспитания в образовательном процессе. Соотношение обучения и воспитания. Основные понятия психологии воспитания. Психологические механизмы формирования личности. Психологические аспекты воспитательных технологий.


Раздел 3. Психология учебной деятельности.

Тема 1. Общая характеристика учебной деятельности (1 час).

Лекции (1 час). Учебная деятельность – специфический вид деятельности. Предметное содержание учебной деятельности. Внешняя структура учебной деятельности. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения.

Тема 2. Мотивация учения (0,5 часа).

Лекции (0,5 часа). Мотивы учения: классификация, уровни развития, содержание, формы проявления. Возраст­ные особенности мотивации учения. Пути формирования мотивации учения.

Тема 3. Усвоение центральное звено учебной деятельности обучающегося (1 час).

Практические занятия (1 час). Общая характеристика усвоения. Навык в процессе усвоения.

Тема 4. Самостоятельная работа – высшая форма учебной деятельности (0,5 часа).

Лекции (0,5 часа). Общая характеристика самостоятельной работы. Самостоятельная работа как учебная дея­тельность.
Раздел 4. Педагог и ученики субъекты образовательного процесса.

Тема 1. Субъекты образовательного процесса (0,5 часа).

Лекции (0,5 часа). Категории субъекта. Специфические особенности субъектов образовательного процесса.

Тема 2. Обучающийся как субъект учебной деятельности (0,5 часа).

Практические занятия (0,5 часа). Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности. Школьник как субъект учебной деятельности. Студент как субъект учебной деятельности. Обучаемость – важнейшая характе­ристика субъектов учебной деятельности.

Тема 3. Эмоциональные состояния школьника (0,5 часа).

Практические занятия (0,5 часа). Агрессивное и тревожное поведение школьника. Импульсивный ребенок. Помощь депрес­сивным детям. Профилактика эмоциональных перегрузок. Асоциальное поведение школьни­ка. Психологические проблемы школьной отметки и оценок. Помощь неуспевающим школь­никам.

Тема 4. Педагог как субъект педагогической деятельности (0,5 часа).

Лекции (0,5 часа). Педагог в мире профессиональной деятельности. Субъективные свойства педагога. Психофи­зиологические предпосылки деятельности педагога.

Способности в структуре субъекта педа­гогической деятельности (педагогические способности). Личностные качества в структуре субъекта педагогической дея­тельности.



Тема 5. Общая характеристика педагогической деятельности (0,5 часа).

Лекции (0,5 часа). Педагогическая деятельность в разных образовательных системах. Психологические основы организации педагогической деятельности. Проблемы профессио­нальной подготовки и личностного развития учителя. Мотивы педагогической деятельности Структура педагогической деятельности. Формы и содержание педагогической деятельности. Педагогические функции и умения. Про­фессиограмма общепедагогическая. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке.

Тема 6. Стиль педагогической деятельности (0,5 часа).

Лекции (0,5 час). Факторы, детерминирующие стиль педагогической деятельности. Авторские подходы к типо­логии стилей педагогической деятельности. Анализ содержания авторских типологий стилей педагогической деятельности. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя.

Влияние стиля педагогической деятельности на профессиональную успешность и профес­сиональное мастерство учителя. Пути совершенствования педагогической деятельности. Психологический анализ урока в деятельности педагога. Уровни психологического анализа урока. Схема психологического анализа урока.


Раздел 5. Психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Тема 1. Учебно-педагогическое сотрудничество и общение (0,5 часа).

Лекции (0,5 часа). Общая характеристика учебного сотрудничества. Влияние сотрудничества на учебную дея­тельность. Общая характеристика педагогического общения. Стили педагогического обще­ния. Приемы и техники конструктивного педагогического общения. Психология педагогиче­ского коллектива. Руководство педагогическим коллективом.

Тема 2. «Барьеры» и конфликты в педагогическом общении (1 час).

Лекции (0,5 часа). Основные области затруднения в педагогическом общении. Наиболее типичные барьеры об­щения и пути их преодоления. Причины педагогических конфликтов. Типология педагогиче­ских конфликтов.

Практические занятия (0,5 часа). Способы конструктивного преодоления и профилактики конфликтов.

Тема 3. Классный руководитель и класс (0,5 часа).

Практические занятия (0,5 часа). Классный руководитель в России. Руководство детскими группами и коллективом. Формы работы классного руководителя с учащимися. Классный руководитель и среда. Технология работы классного руководителя. Школьный класс как коллектив. Развитие учебного самоуправления в коллективе класса. Воспитатель­ная система как педагогическое явление и понятие. Моделирование воспитательной системы класса.
5.Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:


  1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2007.

  2. Немов, Р. С. Психология : В 3 кн. / Р. С. Немов. Кн. 2: Психология образования – М. : ВЛАДОС, 2009.

  3. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2008.


б) дополнительная литература:

  1. Демидова, И. Ф. Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / И. Ф. Демидова. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2009.

  2. Клюева, Н. В. Педагогическая психология : Учебник для вузов / Н. В. Клюева и др. ; под ред. Н. В. Клюевой. – М. : ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.

  3. Педагогическая психология : Хрестоматия / сост. : В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепекина. – СПб. : Питер, 2006.

  4. Психология. Возрастная и педагогическая психология. Личность учителя в педагоги­ческой деятельности : Методические указания / сост. О.А. Никольская, Л.В. Влади­мирова. МО РФ ТГПУ. – Томск : ЦУМЛ ТГПУ, 2004.

  5. Психолого–педагогический практикум : Учебное пособие для вузов /Л. С. Подымов и др.. – М. : Академия, 2005.

  6. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – Спб., 1999.

  7. Самоукина, Н. В. Игры, в которые играют... Психологический практикум / Н. В. Самоукина. – Дубна : Фе­никс+, 2002.

  8. Соколова, И. Ю. Психологическое обеспечение качества образовательного процесса / И. Ю. Соколова. – Томск : издательство ТГПУ, 2011.

  9. Соколова, И. Ю. Педагогическая психология : учебное пособие / И. Ю. Соколова ; МОиН РФ, ГОУ ВПО НИ ТПУ. – Томск : издательство ТГПУ, 2006.

  10. Такман, Б. У. Педагогическая психология = Educational Psychology: от теории к практи­ке / Б. У. Такман. – М. : Прогресс, 2002.

  11. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. – М. : Академия, 2003.

  12. Талызина, Н. Ф. Практикум по педагогической психологии / Н. Ф. Талызина. – М. : Академия, 2002.

  13. Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология / Д. И. Фельдштейн. – М. : МПСИ, 2002..

  14. Фридман, Л. М. Психология в современной школе / Л. М. Фридман. – М. : Сфера, 2001.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
– рабочая программа, составленная преподавателем кафедры социальной педагогики ПФ ТГПУ;

– тесты для проверки знаний по дисциплине «Педагогическая психология»: компьютерный вариант, тесты по темам (бумажный носитель);

– фонды библиотеки ТГПУ;

– методические рекомендации по организации изучения дисциплины;

– консультации преподавателя;

– интернет-ресурсаы:


http://www.koob.ru/common_psychology/

student.psi911.com



www.pedlib.ru

www.gumer.info/

imp.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html

lib.rus.ec

psylib.narod.ru



http://aboutyourself.ru/treningi/obshhaya-psixologiya/petuxov-disc1.html

http://psychosoft.ru/petuhov/petuhov.htm

http://medialecture.ru

http://www.gumer.info

http://psyjournals.ru/

Педагогическая психология – You Tube


7. Материально–техническое освоение дисциплины

Видеопроектор, ноутбук, дидактический материал.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисци­плины

8.1. Методические рекомендации преподавателю
Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде демонстрации и обсуждения видеопрограмм, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, сбор и анализ практического материала в СМИ, проектирование, выполнение тематических и творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяется индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.


8.2. Методические указания для студентов

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной ра­боты
Тест к разделу «Предмет и задачи педагогической психологии»

Вариант 1.

1. Педагогическая психология возникла:

а) в начале 19в.

б) в середине 19в.

в) во второй половине 19 в.

2. Основателем русской педагогической психологии является:

а) Ушинский К.Д.

б) Нечаев А.П.

в) Каптерев П.Ф.

3. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактова­лись как:

а) различные названия одной и той же области знания.

4. Течения в психологии, педагогике возникшие на рубеже 19–20в.в., обусловленное про­никновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных от­раслей психологии, экспериментальной педагогики называется:

а) педагогика

б) педология

в) дидактика

5. Основоположником русской педологии является:

а) Ушинский К.Д.

б) Нечаев А.П.

в) Каптерев П.Ф.

6. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях:

а) комплексного подхода

б) деятельностного подхода

в) кибернетического подхода

7. Первая педологическая лаборатория была создана:

а) 1901г.

б) 1889г.

в) 1875г.

8. Лангетюдный метод исследования относится к:

а) организационным методам

б) эмпирическим методам

в) способам обработки данных

9. Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости:

а) от регулярности

б) от позиции наблюдателя

в) от позиции наблюдателя

10. Самым общим понятием обозначающим процесс и результат приобретения индивиду­ального опыта биологической системой является:

а) учение

б) обучение

в) научение

11. Обнаружение у предметов новых свойств, имеющих значение для его деятельности или жизнедеятельности, и их условия – это:

а) научные навыки

б) научные действия

в) научные знания

12. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встречающийся у дру­гих живых существ – это:

а) импретинг

б) викарное научение

в) оперантное научение

13. Обнаружение и использование существенных отношений реальности, их отражение в понятиях и закрепление в словах, составляет содержание:

а) ассоциативных теорий научения

б) операциональных теорий научения

в) знаковых теорий научения

14. Научение как изменение поведения, изменение внешних реакций на изменяющиеся стимулы в зарубежной психологии рассматривают:

а) Скиннер Б.

Б) Коменский Я.А.

в) Герберт И.

15. Процесс учения как преобразование личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:

а) бихевиоризма

б) гештальтпсихологии

в) когнитивной психологии

Вариант 2.

1. Термин педагогическая психология был предложен:

а) Ушинским К.Д.

б) Каптеревым П.Ф

в) Дьюи Дж.

2. Книга Каптерева П.Ф. «Педагогическая психология» была издана:

а) 1872

б) 1877


в) 1880

3. Педология возникла:

а) в начале 20 в.

б) в середине 19 в.

в) на рубеже 19 – 20 вв.

4. Содержание педологии к развитию ребенка составили подходы:

а) дидактический

б) деятельностный

в) комплексный

5. Педология была объявлена «лженаукой» и прекратила существование в нашей стране:

а) 1936

б) 1928


в) 1939

6. метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов психолого – педагогических исследований, называется:

а) наблюдение

б) формирующим экспериментом

в) констатирующим экспериментом

7. В исследовании предполагается построение или порождение объекта внутри его струк­туры, после чего он становится предметом исследования:

а) естественный эксперимент

б) формирующим экспериментом

в) констатирующим экспериментом

8. Междисциплинарный подход к анализу учения осуществил:

а) Лингард И.

б) Эльконин Д.Б.

в) Давыдов В.В.

9. Система специальных действий, необходимых для прохождения основных этапов про­цессов усвоения – это:

а) научение

б) учение

в) обучение

10. научение, где знания, умения и навыки приобретаются по методу проб и ошибок, это:

а) импритинг

б) оперантное научение

в) викарное научение

11. усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойства­ми, действиями и т.п. составляет сущность:

а) ассоциативных теорий научения

б) знаковых теорий научения

в) операционных теорий научения

12. Учение как приобретение знаний и умений по решению различных задач среди зару­бежных ученых, изучал:

а) Скиннер Б.

Б) Коменский Я.А.

в) Герберт И.

13. Проблема усвоения социального опыта как процесс, происходящий между стимулом и реакцией, исследуется в рамках:

а) бихевиористского подхода

б) когнитивного подхода

в) факторного подхода

14. Учение в отечественной науке Гальперин П.Я. трактовал как:

а) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий

б) вид деятельности

в) специфический вид деятельности

15. Автором закона эффекта является:

а) Торндайк Э.

б) Скиннер Б.



В) Эббингауз Д.

Примерная тематика рефератов


  1. Функции психолога, работающего в образовании.

  2. Нормативно–правовое обеспечение работы психолога в образовании.

  3. Особенности русского национального характера и воспитания.

  4. Понятие «эффективность труда учителя» и подходы к ее оценке.

  5. Условия эффективности ролевого взаимодействия учителя и ученика.

  6. Самообразование и самовоспитание как условие успеха деятельности учителя.

  7. Модели работы психолога с педагогами.

  8. Принципы работы психолога с администрацией учебного заведения.

  9. Методы диагностики отношений педагогического коллектива и администрации.

  10. Повышение психологической компетентности управленцев: цели и организационно–методическое обеспечение.

  11. Взаимодействие психолога и педагога в процессе контроля и оценки результатов воспитательной работы.

  12. Роль психолога в выработке концепции воспитательной системы школы.

  13. Психологическая помощь учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми.

  14. Психологическая сущность субъект–субъектной модели взаимодействия взрослого и ребенка.

  15. Этапы и механизмы морального развития ребенка.

  16. Анализ походов к использованию игры как метода психологической коррекции.

  17. Игра и коррекция познавательной сферы.

  18. Игра и коррекция эмоционально–личностных проблем ребенка.

  19. Влияние СМИ на формирование личности ребенка.

  20. Значение изобразительной деятельности для жизни ребенка.

  21. Рисование и развитие личности ребенка.

  22. Рисование и формирование познавательных процессов.

  23. Диагностические и коррекционные возможности детского рисунка.

  24. Механизмы влияния сказки на формирование личности ребенка.

  25. Психологическая сущность дифференцированного обучения.

  26. Определение «индивидуального подхода» и его теоретические основы.

  27. Возможности практической реализации индивидуального подхода в современной школе.

  28. Условия формирования оптимальной мотивации, оказывающие влияние на учебную деятельность.

  29. Психологические аспекты компьютеризации образования.


Перечень вопросов к экзамену (5 семестр)


  1. Предмет и задачи педагогической психологии.

  2. Структура педагогической психологии.

  3. Принципы педагогической психологии.

  4. Методы исследования педагогической психологии.

  5. Учебная деятельность как специфический вид деятельности.

  6. Учебная деятельность как система. Согласование компонентов учебной деятельности.

  7. Различные подходы к организации учебной деятельности.

  8. Мотивы учения: классификация, уровни развития, содержание формы проявления.

  9. Возрастные особенности мотивации учения.

  10. Диагностика мотивации учения.

  11. Формирование мотивации учения.

  12. Психологические закономерности усвоения учебного материала.

  13. Уровни понимания учебного материала.

  14. Младший школьник как субъект учебной деятельности.

  15. Подросток как субъект учебной деятельности.

  16. Старшеклассник как субъект учебной деятельности.

  17. Студент как субъект учебной деятельности.

  18. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности.

  19. Общая характеристика педагогической деятельности.

  20. Педагогические функции и умения.

  21. Педагогические способности.

  22. Мотивы педагогической деятельности.

  23. Стили педагогической деятельности.

  24. Психологический анализ урока в деятельности педагога.

  25. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.

  26. Учебно-педагогическое сотрудничество.

  27. Общение в образовательном процессе.

  28. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии.

  29. Психология педагогического коллектива.

  30. История становления педагогической психологии.

  31. Образование как многоаспектный феномен.

  32. Двустороннее единство обучения–учения в образовательном процессе.

  33. Взаимосвязь обучения и развития.

  34. Основные направления обучения в современном образовании: общепсихологическая основа фор­мирования и сущностная характеристика

  35. Личностно–ориентированный подход как основа для построения современного образовательного процесса.

  36. Традиционное обучение как одно из направлений обучения.

  37. Проблемное обучение как одно из направлений обучения.

  38. Программированное обучение как одно из направлений обучения.

  39. Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

  40. Педагогическая система развивающего обучения Д.Б. Эльконина–В.В.Давыдова.

  41. Игра как способ обучения.

  42. Дискуссия как форма организации обучения.

  43. Эмоциональные состояния школьника.

  44. Коррекция тревожного поведения детей.

  45. Коррекция агрессивного поведения детей.

  46. Помощь импульсивным и депрессивным школьникам.

  47. Преодоление депривации и фрустрации у школьников.

  48. Профилактика эмоциональных перегрузок у школьников.

  49. Асоциальное поведение школьников.

  50. Школьная неуспеваемость как комплексная проблема.

  51. Воспитательная система класса как педагогическое явление.

  52. Моделирование воспитательной системы класса.

  53. Школьный класс как коллектив.

  54. Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика.

  55. Технология работы классного руководителя.

  56. Особенность работы педагога с аутичными и гиперактивными детьми.

  57. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования по специальности 031300.00 «Социаль­ная педагогика» с дополнительной специальностью.


Программу составили:

доцент кафедры социальной педагогики___________Дудина Е.Н.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол № ___ от ________ 2012 г.
Зав. кафедрой ___________Яковлева А.Г.
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета ТГПУ
Председатель методической комиссии Педагогического факультета__________Яркина Т.Н.
Согласовано:

Декан Педагогического факультета __________ Титова Г.Ю.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница