Программа дисциплины опд. Ф. 02 История мировой литературы и искусства (озо)



страница1/3
Дата20.05.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



ОПД.Ф.02 История мировой литературы и искусства (ОЗО)

Пояснительная записка
Курс «История мировой литературы и искусства» способствует расширению компетенции специалиста по связям с общественностью, так как предполагает изучение эстетических категорий, освоение знаковой сущности искусства, функционирования искусства, в том числе, и как инструментария выражения идей. На заочном отделении курс читается в трёх семестрах. Темы курса выстроены по хронологическому принципу, знакомят студентов с основными периодами отечественной и зарубежной истории искусства и литературы.
1. Цели и задачи дисциплины

- дать представление о тенденциях развития мирового искусства, о смене стилей, преемственности жанровых форм;

- познакомить студентов с произведениями мировой художественной культуры;


  • показать роль и значение искусства в жизни общества;

  • познакомить с основными искусствоведческими терминами и понятиями;

  • выработать навыки искусствоведческого и литературоведческого анализа.


2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

В результате изучения данного курса студенты должны:



- научиться ориентироваться в мировом художественном пространстве;

  • обладать теоретической подготовленностью и развитым эстетическим кругозором для понимания различных эстетических систем;

  • владеть специальной (литературо- и искусствоведческой) терминологией,

  • иметь навыки анализа произведений литературы и других видов искусства.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы (ОЗО).

Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

148

1

2

3

4

Аудиторные занятия

30

10

10

10

-

Лекции

30

10

10

10

-

Практические занятия

-

-

-

-

-

Самостоятельная работа

118

40

38

40




Вид итогового контроля




-

Зачет

Зачёт

экзамен


4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий




Темы

Виды работ

Лекции

Семинары

СРС

Часть 1 (первый семестр)

1

Искусство как феномен культуры.

1




4

2

Искусство и литература Античности

1




9

3

Искусство и литература средневековой Европы и Византии

1




9

4

Искусство и литература Ренессанса.

1




10

5

Европейская литература и искусство 17 и 18 веков

2




9



Темы

Виды работ

Лекции

Семинары

СРС

6

Древнерусское искусство и литература

2




9

7

Русское искусство и литература 18 века

2




9

Часть 2 (2 семестр)

8

Романтизм в европейской живописи и литературе

2




9

9

Реализм и натурализм в европейской литературе 19 века.

2




9

10

Романтизм в русском искусстве и литературе

2




10

11

Реализм в искусстве и литературе России 19 века

4




10

Часть 3 (3 семестр)

12

Европейское искусство и литература ХХ века

5




10

13

Русское искусство и литература ХХ века

5




11




Всего в семестре:

30

-

118


4.2. Содержание разделов дисциплины

1. Искусство как феномен культуры.

Понятия «культура» и «искусство», «художественный приём», «художественное восприятие», «художественное творчество». Форма и содержание в искусстве.

Функции искусства. Специфика художественного образа. Художник и художественное оформление действительности.

Классификация искусств. Виды искусства (живопись, графика, фотография, архитектура, скульптура, музыка, литература, театр, кино), их эстетические основы. Литература как предмет истории культуры. Специфика литературы как искусства слова в ряду других искусств. Понятие «жанр» в искусствознании и литературоведении.

Принципы периодизации развития искусства; понятие «художественный стиль».

Искусство и средства массовой коммуникации.

Открытие первобытного искусства. Периодизация первобытного искусства. Специфика мировоззрения древнего человека. Художественный синкретизм. Религиозный характер искусства. Развитие театрального искусства, скульптуры («палеолитические венеры», анималистический жанр), живописи (наскальные росписи, орнамент), фольклора.

Архитектура. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены и кромлехи. Перекрытие и опора; возникновение стоечно-балочной системы. Стоунхендж.



2. Искусство и литература Античности.

Общая характеристика.

Периодизация культуры Древней Греции. Особенности мифологии (антропоморфность), её значение. Культы Диониса и Аполлона.

Специфика мифологического сознания. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»: особенности стиля и композиции. Лирические и эпические жанры древнегреческой литературы. Драматургия. Происхождение греческой трагедии. Жанр трагедии в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида. Связь драматургии с мифологией. Античное представление о судьбе. Понятие катарсиса. Комедии Аристофана.

Специфика изобразительного искусства. Краснофигурная и чёрнофигурная вазопись. Основные тенденции развития скульптуры (коры и куросы, произведения Мирона, Поликлета, Фидия, Праксителя, Скопаса и др.): от статики к динамике, к сложным ракурсам и психологической трактовке образов.

Архитектура: развитие ордерной системы (дорический, ионический, коринфский ордеры), типы храмов (периптер, диптер); синтез архитектуры и скульптуры. Афинский акрополь.

Периодизация искусства Древнего Рима. Роль греческой культуры в развитии искусства Древнего Рима. Отличие мировоззрения древних римлян и эллинов. Специфика мифологии. Жанры древнеримской литературы. Творчество Цицерона, Вергилия, Горация, Овидия, Апулея.

Архитектура: открытие новых строительных материалов (бетона), расширяющих архитектурные возможности; арочная конструкция, купольное перекрытие. Виды архитектуры: религиозная (Колизей, храмы: ротонда, периптер, диптер), зрелищная (амфитеатры), инженерная (акведуки, мосты), общественная (термы, базилики и пр.), жилая.

Массовые зрелища в культуре Древнего Рима.

Развитие скульптурного портрета; конная статуя Марка Аврелия.

Живопись: «фаюмский» портрет (техника, заимствованная из египетской культуры и положенная впоследствии в основу иконописи), фрески, мозаики.

3. Искусство и литература средневековой Европы и Византии

Смена исторической формации и принятие христианства как факторы формирования искусства Византии и Европы. Проблема поиска архитектурных форм и художественных образов, адекватных новому мировоззрению. Символизм нового искусства. Храм Святой Софии в Константинополе. Раннехристианская полемика об уместности зримого образа в христианской культуре (иконоборцы). Византийские мозаики, книжная миниатюра.

Историко-географические рамки западноевропейского Средневековья. Влияние на раннехристианское искусство традиций варварских племён и древнеримского искусства.

Центры культурной жизни: храм, монастырь, замок. Сложение первого общеевропейского стиля – романского (норманнского). Облик романского храма. Церковь-громада – идея Воинствующей Церкви в романскую эпоху. Архитектура средневековых замков.

Готика как переходный стиль от религиозного искусства к светскому. Интенсивное строительство городов, развитие городской архитектуры. Архитектура готики: идея Церкви-корабля, стремящегося к Богу: преобладание вертикали в архитектурном облике храма, синтез архитектуры и скульптуры. Архитектурные открытия, позволившие расширить пространство храма и существенно увеличить площадь окон (крестовый нервюрный свод, стрельчатая арка, аркбутана и контрфорс). Черты романского и готического стиля в Соборе Парижской Богоматери. Готические соборы: Шартрский, Реймский (архитекторы Жан д’Орбе, Жан ле Луп, Гоше де Реймс), Амьенский собор (архитекторы Робер де Люзаршем, Том и Рено де Кормонами). Собор в Руане – «пламенеющая» готика.

Генезис скульптуры в эпоху средневековья (от романского стиля к готике: от барельефа к горельефу и круглой скульптуре) и её функции (Библия для неграмотных, напоминание о Страшном Суде в рельефах над порталами).

Христианская византийская и европейская живопись (иконы, фрески, мозаики, энкаустика). Иконописные подлинники. Принципы художественного оформления храма.

Книжная миниатюра.

Средневековая европейская литература. Национальный героический эпос («Песнь о Роланде» – Франция, «Песнь о моём Сиде» – Испания, «Песнь о Нибелунгах» – Германия). Религиозные истоки рыцарства и культа прекрасной дамы. Место рыцарской литературы в культуре Средневековья. Лирические и эпические жанры рыцарской литературы. Особенности рыцарского романа: «Тристан и Изольда». Особенности городской литературы: жанры (фаблио, басни, сказки и пр., в драматургии – мистерии, миракли, фарсы), демократичность стиля (близость к разговорной речи), сатирическая направленность. «Роман о Лисе».«Божественная комедия» Данте Алигьери как произведение переходного периода: жанр, композиция, основные образы и мотивы.

4. Искусство и литература западноевропейского Возрождения.

Проблема периодизации культуры. Исторические причины слома средневекового мировоззрения. Гуманизм.

Южное Возрождение. Раннее Возрождение: особенности живописной манеры Джотто, Мазаччо, С. Боттичелли. Зрелое Возрождение. Образ Мадонны и библейские сюжеты в живописи Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Портреты: гармоничный человек в земном бытии.

Микеланджело – скульптор (Давид, Пьета) и архитектор (площадь Капитолия, Собор Святого Петра в Риме). Кризис ренессансного мировоззрения в его позднем творчестве. Венецианское Возрождение.

Специфика Северного Возрождения. Творчество Яна ван Эйка (Гентский алтарь). И. Босх – религиозно-нравоучительный пафос картин, эсхатологическая тема: «Воз сена», «Операция головы», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов» и др. П. Брейгель Старший: близость художественной манеры к народной лубочной живописи; отражение национальной культуры, Брейгель – мастер многофигурных композиций в бытовом жанре: «Пословицы», «Битва масленицы и поста», «Крестьянская свадьба»; философское осмысление библейских и античных мифов: «Вавилонская башня», «Падение Икара». А. Дюрер: портретная живопись (автопортреты) и графика (иллюстрации к «Апокалипсису»). Эль Греко – проблема определения стиля: черты маньеризма, готики, Ренессанса (Мученичество св. Маврикия, Погребение графа Оргаса, Святое Семейство, Тайная вечеря).

Литература Возрождения. Новаторство лирики Ф. Петрарки («Книга песен»). «Декамерон» Дж. Боккаччо: композиция, идейный замысел, проблематика.

Художественное своеобразие произведений национальных культур Возрождения: Э. Роттердамский «Похвала глупости» (Германия), Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (Франция); М. де Сервантес «Дон Кихот» (Испания); В. Шекспир «Сонеты», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир» (Англия). Значение литературы Возрождения для мировой культуры последующих эпох.

Кризис Ренессанса в конце 16 века: маньеризм.



5. Европейская литература и искусство 17 и 18 веков.

Сложение нового стиля – барокко, своеобразно проявляющегося в национальных культурах Европы. Философско-мировоззренческая основа барокко – утрата спокойствия, гармоничности, цельности ренессансного человека, драматичное восприятие жизни, открытие многообразия, непостоянства, изменчивости мира, где многое случайно, хаотично, непредсказуемо. Барокко – идея синтеза всех искусств. Две тенденции: пышность, динамизм, монументальность, аллегоричность – в культурах, где заказчиком живописи оставалось дворянство, и камерность, реалистичность – в странах, где ведущим заказчиком становилась буржуазия.

Скульптурное творчество Дж. Л. Бернини: Экстаз святой Терезы, барочная трактовка образа Давида.

Архитектура барокко: витые лестницы и колонны, пышность форм, тяга к асимметрии, богатство интерьера: огромных размеров зеркала, окна, отделка золотом, драгоценными камнями.

Живопись: расцвет всех жанров (парадный, психологический, групповой портрет, исторический, мифологический, анималистический и бытовой жанры, натюрморт).

П. П. Рубенссоздатель фламандской школы барокко. Барочный идеал красоты («Шубка») и барочная мода («Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Автопортрет с Изабеллой Брант», «Автопортрет»). Своеобразие трактовки христианской и античной мифологии. «Союз Земли и Воды», «Война и мир», «Воздвижение креста».

Парадный портрет в творчестве Антониса ванн Дейка. Ф. Халс – мастер группового портрета.

Творчество Рембрандта ван Рейна. Психологизм и философичность творчества, не понятого современниками: «Ночной дозор», «Автопортрет», «Автопортрет с Саскией на коленях», «Даная», «Флора», «Возвращение блудного сына», «Авраам и Исаак», поздние портреты пожилых людей; офорты на библейские сюжеты.

Д. Веласкес. Глубокий психологизм образов. Образы королей и шутов. Веласкес – мастер сложных многофигурных композиций («Пряхи», «Менины»).

Значение барочных мотивов сна, иллюзий, утраты памяти / идентичности для культуры романтизма, модернизма и постмодернизма. Черты барочной эстетики в пьесе В. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Кальдерон де ла Барка «Жизнь есть сон».

Классицизм во Франции. Основные черты эпохи абсолютизма. Личность Людовика XIV. Классицизм как стиль, выражающий идею монаршего величия. Опора на рационализм, философию Р. Декарта. Жанровая система в искусстве, связь с Ренессансом.

Архитектура Версаля: парковое искусство, барочный интерьер и классицистическая архитектурная конструкция (колонны, подчёркнутая крышей горизонталь). Живопись Н. Пуссена. Просветительский классицизм в живописи 18 века: Ж. Л. Давид. Рококо – интерьерный стиль. Основные черты (изящество, утончённость, причудливость, асимметричность, пасторальность, интимность). Творчество А. Ватто.

Эстетические принципы литературы классицизма. «Поэтическое искусство» Н. Буало как манифест классицизма. Расцвет драматургии, создание театра высокой морали. Жанр трагедии: Корнель «Сид», Расин «Федра». Жанр «высокой» комедии в творчестве Мольера. «Тартюф».

XVIII в. – эпоха Просвещения. Специфика Просветительского Классицизма: наличие черт реализма, антиклерикальные мотивы, проблема воспитания, анализ гуманистических ценностей, идеалов просвещения. Великие просветители: жизнь, судьба, творения. Д. Дидро, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо (Франция); Дж. Свифт, Д. Дефо (Англия). Д. Дидро «Монахиня», Вольтер «Кандид».

Сентиментализм. Эстетические и философские основы. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна.

Жизненный путь Гете. Жанровое своеобразие «Фауста» Гёте (диалогизированная эпическая поэма). Философское содержание поэмы. Фауст и Мефистофель: различия во взглядах на жизнь и на человека. И. В. Гете «Фауст» – эпилог Просвещения и пролог романтизма.



6. Древнерусское искусство и литература

Хронологические рамки древнерусского искусства. Исторический контекст: христианство, влияние культуры Византии; феодальная раздробленность (обусловившая наличие разных иконописных и архитектурных школ в отдельных княжествах: Новгородском, Суздальском, Московском и др.); внешние войны. Черты романского стиля в русской архитектуре (плоскость стен без декора, узкие окна, каменная архитектура). Деревянное зодчество.

Древнерусская живопись. Иконостас. Иконы и фресковые росписи Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия. Русское Предвозрождение. Глубина и объёмность замысла иконы «Троица» А. Рублёва; отход Рублёва от иконописного канона в трактовке сюжета.

Периодизация древнерусской литературы. Устное народное творчество. Специфика первых книг, переводная литература. Специфика житийного жанра: истоки, поэтические особенности. Житие протопопа Аввакума, Житие Сергия Радонежского и др.

Памятники древнерусской литературы: «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть временных лет» Нестора, «Слово о полку Игореве», «Домострой» и др. Городская литература: демократичность стиля, социальная сатира, основные жанры. «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче» и др.

7. Русское искусство и литература 18 века

Петровские реформы в области культуры и искусства (секуляризация, ориентация на западные образцы). Особенности архитектуры: преобладание классицистического стиля. Строительство Петербурга. Первые петровские пенсионеры-живописцы. Тенденции классицизма и рококо в русской живописи. Развитие жанров портрета (И. Никитин, А. Матвеев), городского пейзажа (Алексеев). Литература петровской эпохи.

Русский классицизм. Общая характеристика. Философская основа и поэтика русского классицизма. Роль канона в искусстве классицизма. Понятие долга: приоритетность общественных, государственных интересов над частными. Идеи Просвещения в русской литературе. Жанровая теория классицизма и основные жанры русской литературы этого периода. Жизнь и творчество М.В. Ломоносова. Творчество А. Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова.

Отражение эпохи в портретах Д. Левицкого.

Философская основа сентиментализма. Предмет изображения: частный человек, сфера чувств, субъективное восприятие. Жанры: дневники, путешествия, лирические повести. Реформы русского языка и демократизация литературы (деятельность Н. Карамзина). Повесть «Бедная Лиза».

Живопись сентиментализма: творчество В. Боровиковского. Пасторальные мотивы, женские образы.



ІІ часть, ІІ семестр

8. Романтизм в европейской живописи и литературе.

Историко-культурный контекст формирования романтизма (французская революция, разочарование в идеалах Просвещения). Философская основа – идеализм И. Канта и др. Картина мира и поэтика романтизма: двоемирие, пессимизм, интуитивное познание мира, герой – гений, сумасшедший, титан, трагически противостоящий миру; двойничество (Я и Другой, Я и другой Я, Я и зеркало / тень), ирония, фантастика, историзм и др.

Национальные особенности романтизма: Ф. Шеллинг, Г. Гейне, А. Шамиссо, Э.Т.А. Гофман и др. (Германия), В. Гюго (Франция), Дж. Байрон (Англия).

Романтизм в живописи – предтеча импрессионизма, творческие поиски форм, адекватных новому содержанию: динамизм, мотивы бури, стихии, мотив времени; переосмысление роли цвета в живописи, отход от классицистических принципов работы с колоритом и композицией. Творчество Э. Делакруа и Дж. М.У. Тёрнера, Ф. де Гойи.

Музыка эпохи романтизма. Понятие «программной музыки». Основные жанры (романс, элегия, вокальный цикл). Национальные музыкальные школы: Венгрия (Лист), Польша (Шопен), Германия (Шуман), Норвегия (Э. Григ), Австрия (Шуберт).

9. Реализм и натурализм в европейской литературе 19 века.

Предпосылки сложения реализма (естественнонаучные открытия, развитие историографии и социологии, философия позитивизма, классовая борьба, выдвижение буржуазии как главной экономической и политической силы); основные принципы творческого метода (историзм, детерминизм, научность, всеохватность и др.).

Творчество О. Бальзака. Идея и композиция «Человеческой комедии». Художественные открытия Бальзака (использование фигуры рассказчика, обозначение конкретного времени и места в начале повествования; лейтмотивная структура комплекса романов, открытие финалы и др.). Творчество Стендаля, Ч. Диккенса, У. Теккерея. Отличия натурализма от реализма (теория наследственности, генетической детерминированности, интерес к «низкому», биологическому, к психологии толпы в творчестве Э. Золя). Реализм второй половины 19 века в Европе. Творчество Г. Флобера, Ги де Мопассана. Кризис драматургии и театра в середине XIX века. Западноевропейская «новая драма»: общая характеристика, представители.

Вершина реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. (Дж. Верди, Ж. Бизе).



10. Романтизм в русском искусстве и литературе

Историко-философские предпосылки сложения романтизма. Значение для культуры 19 века Отечественной войны, восстания декабристов. Картина мира романтиков. Основные категории (двоемирие, ирония, двойничество, одиночество, пессимизм и др.).

Особенности «русского ампира» как ведущего стилевого направления в архитектуре начала 19 века (А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров). Вклад зарубежных архитекторов в истории российской культуры этого периода (К. Росси).

Основные течения в литературе русского романтизма. Романтическое творчество В.А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, Н.В. Гоголя, Ю.М. Лермонтова. Специфика романтического героя в русской литературе. Образы славянской мифологии и фольклора, гражданская тема. Тема «лишнего» человека в контексте романтического мировоззрения. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Замысел, история создания, жанровая специфика, проблематика, особенности конфликта. Сатирическое и лирическое начало в поэме. Образ автора и образ народа.

Живопись романтиков. Романтический герой в портретах О. Кипренского. К. Брюллов «Последний день Помпеи» – контрастность и динамизм в воплощении темы катастрофы.

Русская национальная музыкальная школа. Творчество М.И. Глинки, П.И. Чайковского. Оперное искусство в творчестве представителей «Могучей кучки» (М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков).



11. Реализм в искусстве и литературе России 19 века

Историко-культурологические предпосылки сложения реализма в литературе. А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», историческая проза.

Тенденции развития реализма от 40-х к 60-м годам 19 века («натуральная школа», критический реализм). Натуральная школа как ведущее направление в русской литературе 40-50-х гг. Происхождение термина, состав, периодические издания. Белинский как теоретик и пропагандист «натуральной школы». Основной эстетический постулат «натуральной школы» (принцип социального детерминизма). Своеобразие художественного метода: сближение литературы и науки, роль естественнонаучного метода. Жанр «физиологического очерка». Особенности хронотопа. «Статический» (биографический) сюжет героя и авторская активность. Принципы художественной типизации, проблема «маленького человека». Некрасов – поэт «натуральной школы». Концепция искусства Н. Г. Чернышевского. Особенности реализма И. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Усвоение и развитие принципов «новой драмы» в творчестве А.П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»). Мировое значение русской литературы 19 века.

Реализм в живописи. Смысл «бунта 14» в Академии художеств. Передвижники. Переориентация живописи с мифологического жанра на исторический и бытовой. Современность и актуальная история России в трактовке И. Репина, И. Сурикова.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница