Программа дисциплины опд. Ф. 02 Психология развития цели и задачи дисциплины Цель дисциплины



Скачать 200.88 Kb.
Дата27.06.2016
Размер200.88 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»



Декан педагогического факультета

Г.Ю. Титова ___________________

«____»_________________2011 г.

Программа ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.02 ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – раскрыть определяющие закономерности психического развития в его связи с воспитанием и обучением, дать понимание важнейших этапов психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей психики человека.
Задачи:


  1. Освещение общих вопросов психологии развития как науки.

  2. Раскрытие особенностей психического развития человека на разных этапах онтогенеза.

  3. Формирование сознательного творческого подхода к усвоению теоретических и практических основ возрастной психологии;

  4. Создание базы для понимания других отраслей психологической и педагогической науки, рассматривающей проблемы детства;

  5. Формирование у студентов устойчивого интереса к психологическим занятиям и умение их применить в практической деятельности по обучению и воспитанию.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


При освоении содержания дисциплины студенты должны проявить:

- знание современных направлений возрастной психологии и психологии развития;

- знание подходов к рассмотрению проблемы развития в различных зарубежных и отечественных психологических теориях; итогов теоретического и экспериментального анализа;

- понимание феноменологии развития личности и знание современных представлений о содержании основных категорий;

- понимание возрастной психологии как междисциплинарной, интегрированной науки о человеческом развитии;

- умение видеть развитие человека в перспективе жизненного пути, образованного взаимодействием физического, психического и социального;

- знание задач развития на каждой возрастной стадии, умение рассматривать её одновременно и как самостоятельный период науки, и как фаза перехода в непрерывном движении человека по жизненному пути;

- умение применять теоретические знания в педагогической практике, видеть уровень психического развития ребенка, его особенности, находить оптимальные условия для формирования у него устойчивых свойств личности.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр – 3

Общая трудоемкость дисциплины

144




Аудиторные занятия

72

72

Лекции

36

36

Практические занятия

36

36

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

Другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

72

72

Курсовая работа

-

-

Расчетно – графические работы

-

-

Реферат

+

+

Другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля

Экзамен – 3 семестр

Экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий




Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (час)

Лекции

Практические

занятия


СРС

1

Общие вопросы психологии развития и возрастной психологии

18

18

30

1.1

Психология развития как наука

4

2

4

1.2

Основные понятия психологии развития и возрастной психологии


2

4

6

1.3

Феноменология развития личности. Основные закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе

4

4

6

1.4

Методы психологии развития и возрастной психологии

4

4

6

1.5

Теории психического развития человека, периодизация психического развития

4

4

8

2

Особенности психического развития на разных этапах онтогенеза

18

18

42

2.1

Психология раннего детства

4

3

7

2.2

Психология детства

6

3

7

2.3

Психология отрочества

2

3

7

2.4

Психология юности

2

3

7

2.5

Психология зрелого возраста

2

3

7

2.6

Психология периода старения

2

3

7




Итого

36

36

72

4.2. Содержание разделов дисциплины



Раздел 1. Общие вопросы психологии развития.

Тема 1. Психология развития как наука.

Объект и предмет психологии развития.

Факторы развития науки. Этапы психологии развития.

Психология развития и другие науки. Общенаучные принципы исследования в психологии развития. Принцип системности в психологии развития. Принцип детерминизма в психологии развития. Принцип развития в возрастной психологии.



Тема 2. Основные понятия психологии развития и возрастной психологии.

Понятие развития в возрастной психологии. Показатели психического развития. Возраст как системное качество.

Детерминанты психического развития. Биологические основы психики. Понятие среды в психологии развития.

Тема 3. Феноменология развития личности. Основные закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе.

Понятие «движущие силы психического развития», «факторы психического развития». Основные закономерности психического развития. Взаимосвязь развития и обучения, подход к проблеме соотношения обучения и развития, понятие «развивающее обучение». Взаимосвязь развития и деятельности, понятие «ведущий вид деятельности». Роль общения в процессе формирования психики, особенности общения с взрослыми и со сверстниками. Социальная ситуация развития и ее роль в процессе становления психики. Детство как социокультурный феномен, особенности становления различных сфер психики в разных общественных и исторических условиях.



Тема 4. Методы психологии развития.

Классификация методов психологии развития. Методологические основы психологического исследования и их реализация в возрастной психологии. Единство методологии, методов и методик исследования. Источник методов, используемых в возрастной психологии. Методы организации исследования. Эмпирические методы исследования. Методы обработки данных. Методы интерпретации данных.



Тема 5. Теории психического развития человека. Периодизация психического развития.

Биогенетические теории психического развития (Э.Геккель, Ст.Холл). Подход к проблеме психического развития детей различных психологических школах. Психоаналитическая теория психического развития (З.Фрейд, А.Фрейд, М.Кляйн). Эпигенетическая концепция психического развития Э.Эриксона. Теории социального научения (Э.Торндайк, Б.Скиннер, А.Бандура). Проблема развития в гештальт-психологии (М.Вертгеймер, К.Коффка). Теории интеллектуального развития (Ж.Пиаже, Дж.Брунер). Теория развития морального сознания (Л.Колберг). Проблема возраста в работах Л.С.Выготского. Гипотеза о периодичности процессов психического развития (Д.Б.Эльконин). Проблемы психического развития в работах А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова. Теории психического развития А.В.Петровского, В.И.Слободчикова. Периодизация становления сознания В.Е.Клочко.



Раздел 2. Особенности психического развития на разных этапах онтогенеза.

Тема 1. Психология раннего возраста.

Роль прентального периода в психическом развитии младенца. Социальная ситуация развития новорожденного. Основные новообразования периода новорожденности. Социальная ситуация развития младенца. Ведущий вид деятельности ребенка 1 года жизни. Основные линии развития психики младенца. Кризис 1года жизни. Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста, ведущий вид деятельности. Основные достижения в развитии психики ребенка раннего возраста. Кризис 3-х лет.



Тема 2. Психология детства.

Социальная ситуация развития в период дошкольного детства. Ведущий вид деятельности дошкольника. Основные линии развития психики дошкольника. Кризис 7 лет. Проблема психологической готовности ребенка к школе. Социальная ситуация развития в период младшего школьного возраста. Ведущий вид деятельности младшего школьника. Основные новообразования психики в период младшего школьного возраста. Кризис 11-13 лет.



Тема 3. Психология отрочества.

Физиологическая характеристика подросткового возраста. Половое развитие и его взаимосвязь с психическим развитием. Особенности личности подростка. Общение со сверстниками и взрослыми в период отрочества. Основные психологические новообразования. Становление интеллектуальной сферы. Акцентуация характера и нарушение поведения в подростковый период. Психология «трудного подростка».



Тема 4. Психология юности.

Психологическая и физиологическая характеристика ранней юности. Развитие личности в юношеском возрасте. Когнитивное развитие.



Тема 5. Психология зрелого возраста.

Психологическая характеристика периода взрослости. Создание семьи как одна из основных задач периода ранней взрослости. Психологическое содержание кризиса 30 лет, его разрешение. Психологическое содержание кризиса середины жизни. Профессиональная деятельность в период взрослости.



Тема 6. Психология периода старения.

Психологическая характеристика периода старения. Типология старых людей. Кризис связанный с выходом на пенсию. Завершение полного жизненного цикла.
5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно – методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная:

1 Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – 12-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2009. – 640 с.



6.2. Дополнительная литература:

1 Айдарова, Л. И. Мир детства : младший школьник / Л. И. Айдарова [и др.], сост. А. В. Захарова, В. И. Слободчиков. – Москва : Педагогика, 1981. – 398 с.

2 Божович, Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва : Международная педагогическая академия, 1995. – 208 с.

3 Веракса, Н. Е. История возрастной психологии: детская психология : учебное пособие для вузов / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Академия, 2008. – 302 с.

4 Возрастная психология : учебник / под ред. А. К. Белоусовой. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – 591 с.

5 Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / ред. - сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, М. Зацепин. – Москва : Академия, 2007. – 368 с.

6 Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия / ред.-сост. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – Москва : Академия. 2003, 1999. – 624 с.

7 Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Союз, 1997. – 220 с.

8 Выготский, Л. С. Психология развития человека. / Л. С. Выготский. – Москва : Изд-во Смысл ; Изд-во Эксмо, 2006. – 1136 с.

9 Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). – Томск : Томский государственный университет, 2005. – 174 с.

10 Кулагина, И. В. Возрастная психология / И. В. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва : Юрайт, 2002. – 464 с.

11 Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина ; под ред. А. Г. Рузской. – Москва : Институт практической психологии, 1997. – 383 с.

12 Личко, А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А. Е. Личко. – Москва : Апрель Пресс, 1999. – 186 с.

13 Нартова-Бочавер, С. К. Введение в психологию развития : учеб. пособие / С. К. Нартова-Бочавер, А. В. Потапова. – Москва : Флинта, 2008. – 216 с.

14 Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. – Москва, 1999.

15 Поливанова, К. И. Психология возрастных кризисов / К. И. Поливанова. – Москва : Академия, 2000.

16 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – Санкт-Петербург : Питер, 2000.

17 Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека : развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – Москва, 2000.

18 Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 304 с.

19 Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии : избранные психологические труды / Д. И. Фельдштейн. – Москва : Издательство международной педагогической академии, 1995. – 366 с.

20 Фельдштейн, Д. И. Психология взросления / Д. И. Фельдштейн. – Москва, 2004.

21 Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – Москва : ВЛАДОС, 1999. – 358 с.

21 Эльконин, Б. Д. Психология развития : учеб пособие для вузов / Б. Д. Эльконин. – Москва : Академия, 2001. – 141 с.
6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочая программа и учебно-методические материалы по данной учебной дисциплине, составленные преподавателями кафедры ДОиЛ ТГПУ. Интернет-ресурсы:

http://www.pangea centre.ru/?/childpsyhology;

http://www.aktyalnie_problemi_detskoi_psyhology/index.html;

www.psychology.net.ru (Мир психологии);



www.gumer.info/bibliotek_buks/.../_Index.php (Электронная библиотека психологии); www.psycheia.ru (Психология для студентов);

www.psibook.com (Психология человека).

Книгафонд: http://www.knigafund.ru.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебные аудитории, компьютер, проектор, экран, слайдовые презентации, видеотека, раздаточный материал.


8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю


Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде демонстрации и обсуждения подготовленных студентами практических материалов, деловых игр, работы в микрогруппах – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.
8.2. Методические указания для студентов
Самостоятельная работа студента

Рекомендуется сочетание организованных преподавателем и самостоятельных форм работы с учебным материалом. Самостоятельная работа студентов предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, законодательной и другой нормативно-правовой документации, сбор и анализ практического материала, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.

Ведение конспектов и собственного «Словаря психологических терминов, понятий», написание эссе-рассуждений с выражением собственного мнения по выбранной проблематике и аргументацией с использованием материала лекций, литературных источников.


8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте методы исследования в психологии и их применение в возрастной психологии.

2. Охарактеризуйте метод срезов и формирующий метод.

3. Раскройте суть теории рекапитуляции.

4. Каков вклад в возрастную психологию А. Бине и В.Штерна?

5. Раскройте основные принципы теории Л.С. Выготского.

6. Какие понятия являются наиболее важными в теории Э. Эриксона?

7. На каких критериях основывается теория детского развития З. Фрейда?

8. Что нового в представление о периодизации психического развития внёс Л.С. Выготский?

9. Как взаимосвязаны социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования?

10. Дайте характеристику возрастных периодов по Д.Б. Эльконину.

11. Охарактеризуйте интегральную периодизацию общего психического развития по В.И. Слободчикову.

12. Как различные психологические теории определяют содержание подросткового возраста?

13. Перечислите основные типы акцентуаций подросткового возраста.

14. Каковы критерии достижения взрослости как психологического возраста в различных концепциях психического развития?

15. Какие особенности перцептивной сферы и когнитивных функций можно выделить на этапе поздней зрелости и старости?

16. Роль творчества в поздние годы жизни.

17. Сравнительный анализ эмпирических и теоретических представлений о периодизации психического развития.

18. Исторический анализ понятия «детство».

19. Классификация и особенности различных сенситивных периодов в жизни ребенка.

20. Особенности формирования сенсорных и моторных схем в течение первого года жизни.

21. Пути ускорения развития движений у ребенка раннего возраста.

22. Условия успешного развития мотивации движения успехов у детей дошкольного возраста.

23. Пути максимального обеспечения психологической готовности ребенка к обучению в школе.

24. Влияние основных видов деятельности младших школьников на их интеллектуальное развитие.

25. Основные социальные институты и факты, влияющие на развитие личности ребенка.

26. Социально-психологические проблемы формирования мировоззрения у современных старшеклассников.

27. Противоречия развитие взаимоотношений у детей подросткового возраста.

28. Пути и средства формирования волевых качеств личности в подростковом возрасте.

29. Условия формирования профессиональной продуктивности в период зрелости.

30. Возможности личностного развития человека в позднем периоде жизни.

31. Условия поддержания высокого качества жизни в позднем возрасте.
8.2.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1. Психика как системное образование.

2. Эмоциональное развитие в онтогенезе.

3. Основные стадии развития личности в онтогенезе.

4. Свойства личности и самосознания на разных этапах онтогенеза.

5. Соотношение речи и мышления на разных этапах онтогенеза.

6. Развитие сознания и самосознание личности.

7. Детство как социокультурный феномен.

8. Генотипическое и средовое влияние на психическое развитие в различных научных психологических направлениях.

9. Межкультурные различия в социальном развитии ребенка.

10. Врожденные формы психики и поведения младенцев.

11. Особенности развития мышления у ребенка раннего возраста.

12. Особенности развития психических процессов у детей дошкольного возраста.

14. Развитие познавательных процессов детей в основных видах деятельности: игре, труде, учении.

15. Сензитивность подросткового и раннего юношеского возраста для развития общих и специальных способностей.

16. Основные проблемы и противоречия личностного развития в подростковом возрасте.

17. Особенности межличностных взаимоотношений в подростковом возрасте.

18. Личностное самоопределение в ранней юности.

19. Понятие взросления, его исторические аспекты.

20. Психосоциальные аспекты взросления.

21. Психосоциальные конфликты в период взросления.

22. Зрелость и динамика психологического возраста.

23. Основные положения всевозростного развития.

24. Обучаемость взрослых в различные периоды зрелости.

25. Особенности аффективно-потребностной сферы пожилого человека.

26. Роль семьи в жизни старшего поколения.




8.2.3. Примерный перечень вопросов к экзамену.





  1. Предмет и задачи психологии развитии и возрастной психологии. Связь возрастной
    психологии с другими науками.

  2. Методы психологии развития.

  3. Основные этапы развития возрастной психологии как науки.

  4. Основные категории возрастной психологии.

  5. Основные закономерности психического развития в онтогенезе.

  6. Детерминированность психического развития: влияние наследственности и среды.

  7. Воспитание и обучение как факторы психического развития.

  8. Понятие возрастной периодизации психического развития. Характеристика 3 –х основных групп возрастных периодизаций.

  9. Биогенетические теории психического развития (Э. Геккель, Ст. Холл, Гетчинсон).

  10. Теории социального научения (Э. Торндйк, Б. Скиннер, А. Бандура).

  11. Эпигенетическая концепция психического развития Э. Эриксона.

  12. Психоаналитическая теория психического развития (З. Фрейд, А. Фрейд).

  13. Теория интеллектуального развития (Ж. Пиаже, Дж. Брунер).

  14. Теория развития морального сознания (Л. Колберг).

  15. Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского.

  16. Проблема возраста в работах Л.С. Выготского.

  17. Гипотеза о периодичности процессов психического развития (Д.Б. Эльконин).

  18. Проблема психического развития в работах А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова. Роль пренатального периода в развитии психики ребенка.

  19. Своеобразие социальной ситуации новорожденного. Адаптационные возможности новорожденного.

  20. Социальная ситуация развития младенца. Возрастные новообразования, основные направления психического развития младенца.

  21. Характеристика кризиса 1 года жизни.

  22. Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста. Основные направления психического развития и возрастные новообразования в раннем возрасте.

  23. Характеристика кризиса 3 лет.

  24. Социальная ситуация развития дошкольника. Основные направления психического развития и возрастные новообразования в дошкольном возрасте.

  25. Характеристика кризиса 7 лет. Проблема психологической готовности к обучению в школе.

  26. Социальная ситуация развития младшего школьника. Основные направления психического развития в младшем школьном возрасте.

  27. Характеристика кризиса 11 –13 лет.

  28. Социальная ситуация развития подростка. Взаимосвязь физического и психического развития в подростковом возрасте.

  29. Особенности развития личности подростка. Подростковые реакции.

  30. Развитие интеллектуальной сферы в подростковом возрасте.

  31. Акцентуация характера и нарушение поведения у подростка (А.Е. Личко, К. Леонгард).

  32. Социальная ситуация развития юношества. Общая психологическая характеристика периода юношества.

  33. Когнитивное развитие в юношеском возрасте.

  34. Развитие личности в юношеском возрасте.

  35. Характеристика 17 лет.

  36. Социальная ситуация развития в молодости. Основные направления психического развития в молодости.

  37. Характеристика кризиса 30 лет.

  38. Характеристика кризиса 40 лет.

  39. Профессиональная продуктивность в период зрелости.

  40. Создание семьи, взаимоотношения с детьми в период зрелости.

  41. Социальная ситуация развития в период поздней зрелости. Общая психологическая характеристика поздней зрелости.

  42. Основные варианты развития в поздней зрелости.

Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700.62 Педагогика. профессионально-образовательный профиль Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии.


Программу составила:

к. психол.н., доцент кафедры ДОиЛ___________________ Файзуллаева Е.Д.

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры ДОиЛ
Протокол № ____ от «_____» ____________2011г.

зав. кафедрой ДОиЛ ___________________Файзуллаева Е.Д.

Программа дисциплины одобрена методической комиссией ПФ ТГПУ.

Протокол № ____ от «_____» ____________2011г.


Председатель методической комиссии ПФ________________Яркина Т.Н.
Согласовано:

Декан ПФ _________________________________________Титова Г.Ю.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница