Программа дисциплины опд. Ф. 08 История образования и педагогической мысли



страница1/2
Дата07.06.2016
Размер0.53 Mb.
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

___________________________

«____» _______________2012 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



ОПД.Ф.08 ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

1.Цель и задачи дисциплины
Цель: расширение общего педагогического кругозора студентов, формирование у них ценностного отношения к педагогическому наследию.

Задачи изучения дисциплины.

  1. представить закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимость от изменяющихся потребностей общества;

  2. раскрыть пути развития педагогической науки, характер взаимодействия педагогической теории и практики, обобщить то положительное, что было накоплено в предшествующие исторические эпохи;

  3. способствовать усвоению студентами знаний педагогических фактов, повышать их педагогическую культуру.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- историю возникновения и развития института образования и педагогической науки;

- закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления;

- педагогические теории, концепции в их исторической взаимосвязи;

- тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире.

Уметь:

- использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования;

- формулировать принципы обучения и воспитания, конструировать содержание образования и образовательных технологий на различных этапах становления института образования;

- оценивать педагогические факты, теории, концепции с позиции исторического подхода.



Владеть:

- историческим методом и применять его к анализу социокультурных явлений;



- базовыми понятиями по курсу (узнавание терминов, определение понятий, раскрытие содержания понятий, воспроизведение полного объема каждого понятия, установление межпонятийных связей, практическая интерпретация терминов в различных аспектах) и практическими навыками их применения;

- способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы).


3. Объём дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной деятельности

Всего часов

Семестр 6

Общая трудоёмкость дисциплины

152

152

Аудиторные занятия

72

72

Лекции

36

36

Практические занятия (ПЗ)

36

36

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

80

80

Курсовая работа

-

-

Расчетно - графические работы

-

-

Реферат

+

+

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

Экзамен – 6 сем.


4. Содержание дисциплины
4.1 Разделы дисциплины и виды занятий




Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

Введение. Воспитание и обучение в Древнем мире

8

8

20

2

Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения

10

10

20

3

Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое и Новейшее время.

10

10

20

4

История новейшей школы и педагогики

8

8

20




Всего

36

36

80


4.2 Содержание разделов дисциплин

РАЗДЕЛ 1. Воспитание и обучение в Древнем мире

Введение.

Лекция: Тема 1 История образования педагогической мысли как области научного знания.

Цель, задачи, знания, умения и навыки, которым должен овладеть студент.



Лекция: Тема 2. Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе.

Зарождение воспитания и педагогической мысли.



Семинар: Тема 3. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций.

Воспитание и обучение на Древнем Востоке: Древняя Индия, древний Китай, Месопотамии, Древний Египет.



Семинар: Тема 4. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.

Воспитание и школа в Античном мире.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ по разделу 1 (анализ первоисточников) (Приложение 2)
РАЗДЕЛ 2. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения

Лекция: Тема 6. Воспитание и школа в Византии.

Воспитание и виды школ в Византии.



Лекция: Тема 7. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на Средневековом Востоке.

Воспитание и обучение в средневековом Китае, Индии, Египте.



Семинар: Тема 8. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего Средневековья.

Особенности рыцарского воспитания. Школы в странах Западной Европы раннего Средневековья.



Семинар: Тема 9. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпохи Возрождения и Реформации.

Школа и воспитание в эпоху Возрождения, особенности школ в эпоху Реформации.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ по разделу 2 (анализ первоисточников) (Приложение 2)
РАЗДЕЛ 3.Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое и Новейшее время

Лекция: Тема 11. Педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке начала Нового времени и Просвещения.

Особенности школ в Западной Европе и Северной Америке.



Лекция: Тема 12. Педагогическая мысль и школьные реформы в России 18 век.

Школьные реформы Петра I и Екатерины II.



Семинар: Тема 13. Педагогическая мысль и школьные реформы на Западе 19 век.

Школы разных стран 19 века.



Семинар: Тема 14. Школа и педагогика России 19 в. Состояние системы образования в России на рубеже XIX–XX вв. Развитие педагогической мысли в России в конце XIX – начале XX в.Развитие семейной педагогики.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ но разделу 3 (анализ первоисточников) (Приложение 2)
РАЗДЕЛ 4. История новейшей школы и педагогики

Лекция: Тема 15. Образование и педагогика за рубежом в первой половине 20 в.

Состояние образования и реформы начального, среднего и высшего образования за рубежом.



Лекция Тема 16. Современные школы и педагогика за рубежом.

Сравнительная характеристика современного состояния школ за рубежом.



Семинар: Тема 17. Школа и педагогика России конца 19 начала 20 в.в.

Состояние школ в России конца 19 начала 20 вв. Реформы образования.



Семинар: Тема 18. Отечественная школы и педагогика советского периода.

Реформы школы. Значение педологии. Возникновение воспитательных организаций. Школы во время великой отечественной войны.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ по разделу 4 (анализ первоисточников) (Приложение 2)
5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6.Учебно – методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература
а) основная литература:


  1. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли : учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2012. – 675 с.

  2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века : учебное пособие для пед. учебных заведений / под ред. А. И. Пискунова. – Москва : Сфера, 2008. – 510 с.

  3. Корнетов, Д. Б. Всемирная история педагогики : учебное пособие / Д. Б. Корнетов. – Москва : Издательство РОУ, 2009. – 138с .

  4. Попов, В. А.. История педагогики и образования :учебное пособие для вузов/В. А. Попов ; под ред. В. А. Сластенина.- Москва : Академия, 2010. - 200с.

  5. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли : учебник для вузов / В. Г. Торосян. - Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.-350 с.


б) дополнительная литература:


  1. Антология педагогической мысли в России второй половины XIX – нач. XX веков / АПН СССР ; сост. П. А.Лебедев. – Москва : Педагогика, 1990.- 603 с.

  2. Антология педагогической мысли в России первой половины XIX века (до реформы 60-х гг.) / сост. П. А.Лебедев. – Москва. : Педагогика, 1987.

  3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII веков / сост. С. Д. Бабишин, Б. М. Митюров. – Москва: Педагогика, 1985.

  4. Антология педагогической мысли России XVIII века / сост. И. А. Соловков. – М. : Педагогика, 1985.

  5. Вахитова, Г. Х. Педагогика. История педагогики и образования : учебное пособие для педагогических вузов / Г. Х. Вахитова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.- Томск : Изд-во Тои. гос. пед. ун-та, 2008.-121 с.

  6. Гессен, С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию : учебное пособие для вузов / С. И. Гессен. – Москва : Школа-Пресс, 1995.- 447 с.

  7. Гончаров, Н. К. Историко-педагогические очерки / Н. К Гончров. – Москва : Издательство АПН РСФСР, 1963.-247 с.

  8. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / Я. А. Коменский ; под ред. А. И. Пискунова. – Москва: Педагогика. – Т. 2. 1982. 575 с.

  9. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения = Мир чувственных вещей в картинках...: в 3 т. / Я. А. Коменский ; пер. с лат. Ю. Н. Дрейзина ; под ред., вступ. ст. А. А. Красновского.- Москва : Учпедгиз Наркомпроса РСФСР. -(Педагогическая библиотека). Т. 3 : Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни. - 1941. - 351 с.

  10. Корнетов, Г. Б. История педагогики: Введение в курс "История образования и педагогической мысли": учебное пособие / Г. Б. Корнетов.- Москва : Изд-тво Университета Российской Академии Образования, 2003.- 292 с.

  11. Королев, Ф. Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921-1931 / Ф. Ф. Королев, Т. Д. Корнейчик, З. И. Равкин ; под ред. Ф. Ф. Королева, В. З. Смирнова ; АПН СССР, Институт теории и истории педагогики. – Москва : Издательство АПН СССР, 1961.-507 с.

  12. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения : в 8 томах / А. С. Макаренко ; под ред. Ф. А. Фрадкина ; сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов ; АПН СССР. - Москва: Педагогика. Т. 7. - 1986. - 319 с.

  13. Паначин, Ф. Г. Педагогическое образование в России: историко-педагогические очерки : монография / Ф. Г. Паначин.- Москва : Педагогика, 1979.-214 с.

  14. Певзнер, М. Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца XIX – начала ХХ веков. – Новгород, 1996.

  15. Рахимов, С. Педагогические идеи Абу ибн-Сины / С. Рахимов. – Москва, 1998. – 113 с.

  16. Руттенберг, В. А. Педагогические идеи Ж.Ж. Руссо / В. А. Руттенберг. – Москва, 2000. – 245с.

  17. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / В. А. Сухомлинский; сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская; АПН СССР. - Москва : Педагогика. Т. 3.- 1981.-639 с.

  18. Фролов, А. А. Макаренко А. С.: основа педагогической системы / А. А. Фролов. – Москва, 1996. – 333с.

  19. Чистяков, Н. В. Толстой – литератор и педагог / Н. В. Чистяков. – Москва, 1998. – 145 с.

  20. Цырлина, Т. В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и находок ХХ века. – Москва, 1997.

  21. Шаталов, А. А. Проблема народной школы в педагогике Толстого Л.Н. / А. А. Шаталов. – Москва, 1999. – 347 с.

  22. Шацкий, С. Т. Работа для будущего / сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. – Москва, 1989.


6.2Средства обеспечения освоения дисциплины
Рабочая программа по данному курсу, составленная преподавателями кафедры социальной педагогики ТГПУ.
Рекомендуется использовать следующие Интернет-ресурсы:

Биография. Ру - информационно-образовательный ресурс [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.biografia.ru.

История педагогики [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://www.gala-d.ru/parts/1088-part7.html.

История педагогики [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://maxbooks.ru/pedogog1/pg38.htm.

Модернизация российского образования [Электронный ресурс] . – Режим доступа : www.modern.ed.gov.ru.

Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://elibrary.ru/defaultx.asp.

Официальный сайт Министерства образования и науки [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://www.ed.gov.ru.

Портал «Все образование» [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://www.alledu.ru/about.

Российский общеобразовательный портал. Педагогические концепции: материалы по истории педагогики [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://hist-ped.chat.ru.

Педагогические концепции и материалы по истории педагогики [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://hist-ped.

Сайт «Век образования» [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://biblio.narod.ru/gyrnal/vek/sod_vse_tabl.htm.

Статистика российского образования [Электронный ресурс] . – Режим доступа : www.stat.edu.ru.



Хронос. Всемирная история в Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.hrono.info/index.php
7. Материально – техническое обеспечение дисциплины
Телевизор, видеомагнитофон, видеотека, аудиопроигрыватель, видеопроектор, компьютерный класс, раздаточный материал (тесты, карточки с индивидуальными заданиями).
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8.1. Методические рекомендации для преподавателей
Наиболее эффективной организации учебных занятий по дисциплине «История педагогики и образования» способствуют теоретические и практические занятия со студентами, использование в образовательном процессе видеоматериалов практических занятий, активное обсуждение, выполнение самостоятельных заданий, подготовка сообщений и рефератов. Деловые игры, мозговые штурмы, решение проблемных ситуаций, консультации, экзамен.
8.2. Методические указания для студентов
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы (Приложение 2)


      1. Чем обуславливается возросшее значение истории образования в общей системе профессиональной подготовки будущего учителя?

      2. Расскажите, где черпает историко-педагогическая наука сведения о воспитании в первобытную эпоху.

      3. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?

      4. Как менялись содержание и формы воспитания в первобытном обществе?

      5. С какими работами по истории воспитания в первобытном обществе вы познакомились?

      6. Чем обуславливается возросшее значение истории образования в общей системе профессиональной подготовки будущего учителя?

      7. Расскажите об основных факторах возникновения и развития первых учебных заведений в древних цивилизациях Востока.

      8. Проследите эволюцию эдуббы в древней Месопотамии.

      9. Расскажите о состоянии школьного дела в Древнем Египте.

      10. Изложите и объясните отличия и сходство взглядов на воспитание и образование индуизма и буддизма.

      11. В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей?

      12. Какие основные этапы развития воспитания и образования вам известны в истории цивилизаций античного Средиземноморья?

      13. Расскажите о первых учебных заведениях Древней Греции.

      14. Определите общее и особенное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.

      15. Назовите великих древнегреческих философов, занимавшихся вопросами воспитания. Проанализируйте взгляды одного из них

      16. Каковы отличительные особенности воспитания и обучения в эллинскую эпоху?

      17. В чем вы видите преемственность школы и педагогической мысли Древнего Рима по отношению к предшествующей эллинской эпохе? Проанализируйте общие и особенные подходы Катона Старшего, Цицерона и Квинтилиана к воспитанию.

      18. Каковы взгляды отцов раннего христианства на человека и воспитание?

      19. Почему Византию можно рассматривать как мост между античной и средневековой образованностью?

      20. Расскажите об особенностях генезиса образования в Византии.

      21. Проследите главные этапы развития педагогической мысли в Византии.

      22. Проанализируйте идеи представителей византийской философско-педагогической мысли.

      23. Какими были система и типы учебных заведений в Византии?

      24. В чем вы усматриваете влияние византийской образованности на Русь и средневековую Западную Европу?

      25. Назовите и охарактеризуйте главные этапы развития педагогической мысли и образования средневекового исламского мира.

      26. Перечислите видных философов-энциклопедистов Востока, которые занимались проблемами воспитания и образования. Охарактеризуйте педагогическое творчество одного из них.

      27. Какие главные этапы воспитания и обучения, предусмотренные исламской средневековой традицией, вам известны? Опишите эти этапы.

      28. Каковы были особенности исламского образования в Персии, Османской империи, мусульманской Испании?

      29. Что нового и традиционного по сравнению с древней эпохой было в воспитании и образовании средневековой Индии?

      30. Проследите главные этапы развития школы в средневековом Китае. Почему III -X вв. считаются "золотым веком" китайского образования?

      31. Расскажите о программах и методах обучения, государственных экзаменах в средневековом Китае.

      32. Какие основные традиции лежат в основе западноевропейского средневекового воспитания и образования? Каким образом проявились эти традиции в педагогической мысли и практике воспитания и обучения?

      33. Какими были идеалы христианского воспитания в эпоху раннего средневековья в Западной Европе?

      34. Проследите эволюцию схоластики в истории педагогической мысли и школы Западной Европы.

      35. Кого можно считать предвестниками европейского Возрождения в воспитании? Охарактеризуйте их деятельность.

      36. Что вы знаете об ученичестве и рыцарском воспитании в средневековую эпоху?

      37. Проследите историю церковных школ раннего средневековья в Западной Европе. Расскажите об основных типах, устройстве, программах, методах и результатах деятельности церковных школ этого периода.

      38. Откуда произошли городские школы? Что вы знаете о программах и методах обучения первых городских школ?

      39. Расскажите о возникновении университетов в Европе.

      40. Дайте характеристику педагогических идей европейского Возрождения. Подробнее проанализируйте взгляды его представителей.

      41. Сопоставьте педагогические идеи римско-католической церкви, Возрождения и Реформации. Найдите в них общее и особенное. Проанализируйте взгляды деятелей Реформации, сыгравших особую роль в сфере образования.

      42. Кто возглавлял контрреформацию в школьном деле? Расскажите об этом.

      43. Проследите эволюцию церковных школ в Западной Европе в эпоху позднего средневековья.

      44. Какие учебные заведения возникли из городских школ? Расскажите о программах, методах этих учебных заведений.

      45. Расскажите об эволюции университетов в Европе в XIV-XVII вв.

      46. Назовите новые общие черты школы и педагогики Запада XVII—XVIII вв.

      47. Охарактеризуйте педагогическую мысль Западной Европы начала нового времени на примере педагогических воззрений Ф. Бэкона, В. Ратке, Р. Декарта.

      48. Проанализируйте на основе работы "Великая дидактика" педагогическую концепцию Я. А. Коменского. Особо остановитесь на идеях природосообразного, пансофического образования и воспитания.

      49. Дайте характеристику педагогических идей Просвещения в Германии, Англии и США. Изложите основные положения педагогической теории Дж. Локка.

      50. Проследите эволюцию педагогических идей Просвещения во Франции — от Ф. Фенелона и Ш. Роллена до философов-энциклопедистов. Изложите педагогические взгляды этих мыслителей.

      51. На основе содержания педагогического романа "Эмиль, или О воспитании" проанализируйте концепцию естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Обратите особое внимание на идеи свободного, отрицательного, физического, трудового воспитания.

      52. В чем выражалась связь между педагогическими идеями Просвещения и Французской революции XVIII в.? Охарактеризуйте основные проекты школьных реформ в эпоху Французской революции.

      53. Какую роль сыграли римско-католическая и протестантская церкви в развитии начального образования в Западной Европе в XVII -XVIII вв.? Расскажите о программах и результатах деятельности западноевропейских начальных школ в этот период.

      54. В чем состояли отличия городских, грамматических школ и гимназий второй половины XVII -XVIII вв. от более ранних аналогичных учреждений?

      55. Расскажите об учебных заведениях нового типа, возникших в Западной Европе и США в XVII -XVIII вв.

      56. Дайте общую оценку особенностей и результатов развития школы и педагогики на Западе в эпоху нового времени.

      57. Назовите выдающихся западных философов XIX в., занимавшихся проблемами воспитания. Проанализируйте педагогические идеи одного из этих философов.

      58. Проанализируйте теорию элементного образования И. Г. Песталоцци.

      59. Изложите педагогическую идею природосообразности и культуросообразности Ф. А. В. Дистервега.

      60. Как вы понимаете идеи И. Ф. Гербарта о ступенях обучения? В чем состоит преемственность и специфика его идей об управлении, обучении и нравственном воспитании?

      61. Какие основные вопросы создания новой системы образования находились в центре полемики на Западе в XIX в.?

      62. На каких принципиальных основах была создана школа эпохи нового времени в странах Западной Европы и США?

      63. Что вы знаете о развитии начального образования в Западной Европе и США в XIX в.?

      64. Какие типы средней школы получили развитие на Западе в России в XIX в.?

      65. Какие важные особенности были присущи зарубежной школе и педагогике в первой половине XX в.?

      66. Что вы знаете о педагогическом традиционализме? Расскажите о его представителях первой половины XX столетия.

      67. Расскажите об основных теориях и идеях нового воспитания или реформаторской педагогики.

      68. Проанализируйте основные итоги школьных реформ на Западе в первой половине XX в. Охарактеризуйте школьную систему одной из ведущих стран мира в этот период.

      69. Какие экспериментальные школы начального образования на Западе, возникшие до второй мировой войны, вам известны? Расскажите о них.

      70. Что вы знаете о "новых школах" и аналогичных учебных заведениях?

      71. Расскажите о переходе и осуществлении всеобщего среднего образования в СССР (1966-1984).

      72. Раскройте суть общественно-педагогического движения в России 1980-1990 гг.

      73. Расскажите историю развития образования в Томской губернии.

      74. Что вы знаете о российской школе и педагогике в новой социально-экономической ситуации.

      75. Охарактеризуйте закон РФ «Об образовании».


  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница