Программа дисциплины опд. В. 05 Рефлексивная деятельность социального педагога Цели и задачи дисциплины



Скачать 158.56 Kb.
Дата03.06.2016
Размер158.56 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

___________________________



«____» _______________2013 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.В.05 Рефлексивная деятельность социального педагога

1. Цели и задачи дисциплины
Цель: подготовка будущего социального педагога к теоретическому осмыслению и реализации на практике рефлексивного подхода в профессиональной педагогической деятельности, способствующего совершенствованию управления качеством образования.

Задачи :

  1. развитие профессионального мышления и сознания студента;

  2. ознакомление с подходами к проблеме качества образования, с сущностью данной проблемы;

  3. ознакомление с историей становления и развития понятия «рефлексия», с современными трактовками этого понятия, с сущностью рефлексивного подхода;

  4. формирование умения применять знания о рефлексии и о рефлексивном подходе на практике для повышения качества знаний учащихся.

  5. формирование навыков осуществления технологии рефлексивной контрольно-самооценочной деятельности в процессе профессионального становления;


2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Основные знания, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения дисциплины:

  1. знания о закономерностях и принципах процесса обучения;

  2. знание о сущности подходов к определению качества образования;

  3. первоначальные представления о рефлексии в педагогической деятельности учителя;

  4. знания о сущности рефлексии и рефлексивного подхода;

  5. знания об основных формах, этапах и методах организации рефлексивной контрольно-самооценочной деятельности.

Основные умения, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения дисциплины:

  1. умения применять рефлексию на всех этапах осуществления педагогической деятельности;

  2. умения диагностировать качество учебных результатов;

  3. умения планировать и осуществлять на практике педагогическое исследование;

  4. умение осуществлять структурно-функциональный анализ педагогического процесса.


3.Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов

Семестр 9

Общая трудоемкость дисциплины


106

106

Аудиторные занятия


48

48

Лекции


48

48

Практические занятия (ПЗ)


-

-

Семинары


-

-

Лабораторные работы (ЛР)


-

-

И (или другие виды аудиторных занятий)


-

-

Самостоятельная работа


58

58

Курсовой проект (работа)


-

-

Расчетно-графические работы


-

-

Реферат


+

+

И (или) другие виды самостоятельной работы


-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)


Зачет 9 сем.

Зачет



4. Содержание дисциплины:


  1. Разделы дисциплины и виды занятий




№ п/п

Раздел дисциплины

Лекционные занятия

Самостоятельная работа студентов

Раздел I. Проблема качества образования в современном мире.

1.

Современное толкование понятий «образование» и «качество образования»

4

4

2.

Качество образования в разных парадигмах и разных образовательных практиках.

4

4

3.

Управление образованием: понятие и основные теоретико-методологические подходы

4

4

Раздел: II. Современное толкование понятия «рефлексия»

4.

Исторический аспект становления термина

«рефлексия».



4

4

5.

Современные подходы к пониманию «рефлексии».

4

4

Раздел: III. Рефлексия в педагогической деятельности.


6.

Роль рефлексии в педагогической деятельности.

4

4

7.

Педагогическая рефлексия учителя.

4

4

8.

Рефлексивные умения в структуре профессиональной компетентности педагога.

4

4

9.

Контроль и оценивание в современной школе. Роль рефлексии на данном этапе педагогической деятельности.

4

4

10.

Рефлексия и инновационная деятельность будущего учителя.

4

8

11.

Рефлексивная контрольно-самооценочная

деятельность будущего учителя.



4

8

12.

Взаимосвязь качества образования и рефлексивной контрольно-самооценочной деятельности.

4

6




ИТОГО

48

58


4.2. Содержание разделов дисциплины
РАЗДЕЛ I. Проблема качества образования в современном мире.

Тема № 1. Современное толкование понятий «образование» и «качество образования» (4 ч.)

Сущность понятия «образования». Многофункциональность этого понятия. Основные подходы к его определению.

Проблема качества образования в современном мире, в России. Сущность понятия «качество образования». Философский и общенаучный подходы к определению данного понятия. Критерии качества образования. Выдающиеся педагоги современности о качестве образования и его критериях.

Образование как ключ к обеспечению жизнедеятельности общества и повышению качества жизни. Воспитательный компонент образования и его роль в формировании личности. Качество образования как основа для решения проблем качества во всех сферах жизни общества. Сущность понятия качество образования в современной системе образования.



Тема № 2. Качество образования в разных парадигмах и разных образовательных практиках (4 ч.)

Толкование термина «парадигма». Социокультурный и антропологический подходы в образовании.

Личностно-отчужденная парадигма системы образования и ее характеристика. Личностно-ориентированная парадигма и ее особенности.

Взаимосвязь образовательной практики и парадигмы. Отношение к результатам образования в разных образовательных практиках.



Тема № 3. Управление образованием: понятие и основные теоретико – методологические подходы. (2 ч.)

Управление образованием: развитие теории и характеристика понятия. Научные подходы к управлению образованием. Общие принципы управления образованием и педагогический менеджмент.

Система внутришкольного управления на современном этапе развития системы образования.

Оценка качества образования на каждом этапе по пяти группам показателей.

Функции управления качеством образования: планирование, организация, руководство, контроль, координация.
РАЗДЕЛ: II. Современное толкование понятия «рефлексия»

Тема № 4. Исторический аспект развития термина «рефлексия» (4 ч.).

Первые аспекты зарождения рефлексии (Гераклит, Парменид, Сократ, Аристотель). Возникновение термина.

Философский аспект рефлексии, взаимосвязь рефлексии с самосознанием. Толкование рефлексии в современных науках.

Соотношение рефлексии и деятельности. Роль рефлексии в жизнедеятельности человека.



Тема № 5. Современные подходы к пониманию термина «рефлексия» (4 ч.).

Рефлексия как одна из фундаментальных, общих категорий философии и психологии.

Рефлексия как важнейший компонент структуры самосознания.

Основные направления изучения рефлексии. Роль рефлексии в различных сферах профессиональной деятельности.

Проблема рефлексии в психологической науке.
РАЗДЕЛ III. Рефлексия в педагогической деятельности.

Тема № 6. Роль рефлексии в педагогической деятельности (4 ч.).

Рефлексия как основной компонент педагогической деятельности.

Виды, функции рефлексии. В.И. Слободчиков о сущности и видах рефлексии.

В.А. Сластенин и Л.С. Подымова об особенностях и уровнях рефлексии на разных этапах педагогической деятельности.

Рефлексия как форма нравственной деятельности человека, как метод самовоспитания и т.д.

Тема № 7. Педагогическая рефлексия учителя (4 ч.).

Рефлексия как компонент профессиональной культуры учителя. Рефлексивная сторона коммуникативной культуры педагога.

Особая роль рефлексии в личностно-ориентированной модели обучения.

Взаимосвязь рефлексии и творчества.

Сущность понятия рефлексия с позиции конструктивной и контрольной функций.

Самонаблюдение, самоанализ, самооценка как основа развития рефлексии у учителя.



Тема 8. Рефлексивные умения в структуре профессиональной компетентности педагога (4 ч.)

Компетентностный подход в профессиональном педагогическом образовании. Понятие о профессиональной компетентности учителя. Структура профессиональной компетентности педагога.

Аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения в содержании теоретической готовности педагога.

Содержание практической готовности учителя: мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные, перцептивные умения. Умения педагогического общения.

Профессиональная компетентность и педагогической мастерство.

Тема № 9. Характеристика результатов обучения. Проблема контроля и оценивания в современной школе (2 ч.)

Понятие результата обучения. Характеристика понятий «знания», «умения», «навыки».

Контроль как выявление, измерение, оценивание знаний и умений обучаемых. Проверка как составная часть контроля. Основные проблемы оценивания. Цели, принципы и функции контроля. Основные виды контроля (текущий, периодический, итоговый).

Диагностика обучения как процесс прояснения всех обстоятельств протекания дидактического процесса. Способы, формы диагностической деятельности. Особенности диагностического контроля.



Тема № 10. Рефлексия и инновационная деятельность будущего учителя (4 ч.)

Общие тенденции развития инновационных образовательных процессов. Социокультурные проблемы инновационной деятельности учителя.

Сущность понятия «инновация», типы, виды инноваций в образовании. Необходимость введения инновационных методик в современную систему образования. Историко-педагогические предпосылки подготовки учителя к инновационной деятельности. Учитель в инновационных образовательных процессах.

Тема № 11. Рефлексивная контрольно-самооценочная деятельность будущего учителя (2 ч.).

Контроль и самооценка. Сущность понятия самооценка. Взаимосвязь оценки и самооценки. Виды самооценки.

Сущность рефлексивной контрольно-самооценочной учебной деятельности, ее критериальные характеристики.

Профессионализм учителя новой образовательной парадигмы.



Тема 12. Взаимосвязь качества образования и рефлексивной контрольно-самооценочной деятельности учителя (2 часа.).

В гуманистической парадигме образования личность выступает как самоорганизующийся субъект, обладающий множеством характеристик:

способность к рефлексии, потребность в ней есть условие осознанного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями с одной стороны, и «осознанием пределов собственной несвободы», с другой;

стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты своей деятельности и отношений;

направленность на реализацию самовоспитания, самообразования, самооценки, самоанализа, самореализации, самоидентификацию и др.
5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6. 1. Рекомендуемая литература
а) основная литература:


  1. Горянина, В. А. Психология общения : учебное пособие для вузов / В. А. Горянина.-5-е изд., стереотип. - Москва : Академия, 2008. - 415 с.

  2. Куприянов, Б. В. Психолого-педагогические наваждения : анализ педагогического взаимодействия / Борис Куприянов. - Москва : Чистые пруды, 2010. - 29 с.


б) дополнительная литература:

  1. Азбукина, Е. Ю. Педагогика : Рефлексивная деятельность педагога как фактор повышения качества образования : учебно-методическое пособие. – Томск : Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2005. – 232 с.

  2. Альбуханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Альбуханова-Славская. – Москва : Мысль, 1991.

  3. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманистические основы педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. – Минск, 1990.

  4. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. – М., 1982. Т.2.

  5. Вазина, К. Я. Саморазвитие человека как духовно-природный феномен / К. Я. Вазина. – Москва : Владос, 2006. – 380 с.

  6. Вульфов, Б. З. Педагогика рефлексии / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. – ИЧП «Издательство Магистр», 1995. – 111 с.

  7. Вульфов, Б. З. Основы педагогики : учебное пособие / Б. З. Вульфов Б. З., В. Д. Иванов. 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Изд-во УРАО ; 2003. – 616 с.

  8. Горенков, Е. Рефлексия: проблемы реализации в педагогической деятельности / Е. Горенков // Высшее образование в России.-2005.-№ 7. - С. 94-95.

  9. Корчажкина, О. М. Построение рефлексивной модели современного учителя / О. М. Корчажкина // Педагогика. - 2012. - N 3 - С. 65-70.

  10. Ксензова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителя : учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 128 с.

  11. Растянников, А. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / А. В. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. – Москва : ПЕРСЭ, 2003. – 320 с.

  12. Рефлексивный подход : от методологии к практике : сборник статей / Институт философии РАН ; под ред. В. Е. Лепского. - Москва : Когито-Центр, 2009. - 445 с.

  13. Сагдеева, Г. С. Способы конструирования интеллектуально-развивающей ситуации средствами учебно-предметной деятельности // Педагогическое образование и наука. - 2011. – N 8. - С. 57-59.

  14. Семенов, И. Н. Рефлексирующее сознание и интуитивно-творческий акт / И. Н. Семенов // Вопросы психологии.-2011.-N 6. - С. 152-155.

  15. Сластенин, В. А. Рефлексивная культура учителя как субъекта педагогической деятельности / В. А. Сластенин, В. К. Елисеев //Педагогическое образование и наука.-2005.-№ 5. - С. 37-42.

  16. Сластенин, В. А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука.-2005.-№ 3. - С. 37-42.

  17. Ульянова, И. В. Способность к рефлексии - актуальное качество будущего педагога //Высшее образование в России. - 2011.- N 8-9 - С. 147-150.

  18. Уман, А. И. Структура рефлексивной деятельности учащихся в процессе учения/А. И. Уман, М. А. Федорова // Инновации в образовании.- 2009.- N 1. - С. 78-88.

  19. Щеголь, В. И. Рефлексия в творческом саморазвитии проектной деятельности студента/В. И. Щеголь, Т. А. Михайловская // Педагогическое образование и наука.-2010.-N 5. - С. 64-67.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины


  1. Рабочая программа, разработанная преподавателем кафедры социальной педагогики ПФ ТГПУ.

  2. Библиотечные фонды ТГПУ.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Телевизор, DVD-проигрыватель.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8.1 Методические рекомендации преподавателю
Данная дисциплина имеет ярко выраженный практико-ориентированный характер, что прослеживается на всех этапах организации образовательного процесса. Студентам ежедневно предлагается выполнение творческих рефлексивных отчетов, включающих как вопросы после каждой главы, так и выполнение психодиагностических методик в приложении. В процессе занятий используются разнообразные способы рефлексивного взаимодействия и обратной связи, что помогает освоению материала и выработке собственной точки зрения.
8.2 Методические указания для студентов
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Возникновение и становление педагогической профессии.

  2. Учитель и его статус в современном обществе.

  3. Педагогическая профессия в 21 веке.

  4. Ваше понимание сущности гуманистической функции педагогики.

  5. Выдающиеся педагоги разных эпох.

  6. Современный учитель, какой он ?

  7. Ваше понимание профессиональной компетентности и педагогического мастерства.

  8. Социально-психологические условия становления будущего учителя.

  9. Образование как социокультурный феномен.

  10. Педагогические ценности в современном мире.

  11. Социализация ребенка и взрослого: сходство и различие.

  12. Конфликт: источники и пути решения.

  13. Воспитание и самовоспитание.

  14. Ваше понимание духовности.


Тематика рефератов


  1. Возникновение и становление педагогической профессии.

  2. Современное общество и учитель.

  3. Педагогическая профессия в 21 веке.

  4. Сущность гуманистической функции педагогики.

  5. Выдающиеся педагоги разных эпох.

  6. Современный учитель, каков он ?

  7. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.

  8. Социально-психологические условия становления будущего учителя.

  9. Образование как социальный феномен.

  10. Педагогические ценности в современном мире.

  11. Ребенок и взрослый: сходство и различие.

  12. Конфликт: источники и пути решения.

  13. Воспитание и самовоспитание.

  14. Что такое духовность в современном мире?


Перечень вопросов к зачету


  1. Формирование понятия рефлексия.

  2. Направления изучения рефлексии.

  3. Сущность педагогической деятельности.

  4. Компоненты педагогической деятельности.

  5. Готовность педагога к осуществлению профессиональной деятельности.

  6. Сущность педагогической рефлексии учителя.

  7. Проблема качества в современном обществе.

  8. Качество образования и его характеристики.

  9. Содержание образования: сущность, структура, концепции.

  10. Предметная структура построения содержания образования. Модернизация предметной системы.

  11. Диагностика обучения.

  12. Контроль успеваемости: сущность и виды.

  13. Проблемы оценки и оценивания в современной дидактике.

  14. Сущность, цель, дидактические функции домашней учебной работы учащихся.

  15. Развитие самостоятельности и творческой активности учеников.

  16. Методы обучения рефлексивной контрольно-самооценочной деятельности.

  17. Сущность самовоспитание, роль рефлексии.

  18. Профессиональное самосовершенствование педагога.

Программа составлена для студентов очной формы обучения по специальности 031300.00 Социальная педагогика с дополнительной специальностью.


Программу составили:

Ст. преподаватель кафедры социальной педагогики___________Шварева О.В.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол №_______от ______________2013 г.
Зав. кафедрой ___________Смышляева Л..Г.
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета ТГПУ
Председатель

методической комиссии Педагогического факультета__________Яркина Т.Н.


Согласовано:

Декан Педагогического факультета __________Титова Г.Ю.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница