Программа дисциплины «Психология массовых коммуникаций»



Скачать 354.46 Kb.
Дата17.05.2016
Размер354.46 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Рабочая программа дисциплины

«Психология массовых коммуникаций»

Направление подготовки

42.03.01 Реклама и связи с общественностью

Белгород, 2013

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки



42.03.01 Реклама и связи с общественностью




Автор:

Доцент, кандидат социологических наук Е.И. Зиборова




должность, ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия



Программа одобрена

кафедра коммуникативистики, рекламы и С.О.







Протокол заседания кафедры от











Дата






Программа согласована

Протокол заседания

кафедра коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью



от

27.03.2013



8




дата









Реквизиты протоколов заседаний кафедр, на которых пересматривалась программа


Кафедра, за которой закреплена дисциплина

Выпускающая кафедра

от













от















дата













дата









от













от















дата













дата









от













от















дата













дата









от













от















дата













дата









от













от















дата













дата











1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


    1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Программа дисциплины «Психология массовых коммуникаций» разработана с учётом специфики направления 42.03.01 Реклама и связи с общественностью. Студент, получающий квалификацию бакалавра, должен иметь целостное представление о психологических особенностях человека, психологических факторах успешности личностного и профессионального развития, уметь мыслить системно и предвидеть последствия своих действий, самостоятельно находить пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

Дисциплина «Психология массовых коммуникаций», входящая в профессиональный цикл базовой части федерального государственного образовательного стандарта по направлению 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, предназначена для ознакомления будущих бакалавров с основными понятиями психологии массовой коммуникации, формирование умения поддерживать собственную эмоциональную устойчивость, обучить психологическим практическим приемам разрешения основных коммуникативных проблем и личных творческих затруднений. Построение курса «Психология массовых коммуникаций» способствует формированию знаний, умений и навыков, лежащих в основе личностного, социального и профессионального развития студентов.

Содержание дисциплины логически взаимосвязано с другими частями ООП: модулями «Социология массовых коммуникаций», «Теория и практика массовой информации», «Психология».

Приступая к изучению дисциплины «Психология массовых коммуникаций», будущий бакалавр должен знать основы общей психологии, иметь представления об индивидуально-типологических особенностях личности, возрастных особенностях, владеть коммуникативными приемами.
1.2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Ориентироваться в социально-психологических аспектах функционирования СМИ в целом, редакционного коллектива журналистской деятельности (общение с источниками информации, героями публикаций, привлекаемыми авторами, аудиторией). Уметь базироваться на этих знаниях в коллективной, редакционной и индивидуальной журналисткой работе.
Профессиональные цели освоения дисциплины (модуля):

Подготовка бакалавра к овладению знаниями в области психологии личности, познавательных и творческих процессов межличностного и группового общения, умению применять научные психологические знания в повседневной практике, в том числе в условиях повышенной эмоциональной напряженности в коллективе и при установлении межличностного контакта.


Задачи дисциплины:

  1. ознакомить студентов с теоретически понятиями психологии массовых коммуникаций;

  2. сформировать представления об основных приемах влияния;

  3. сформировать навыки практического использования приемов вербального и невербального общения;

  4. формирование профессиональной компетентности в применении психологических знаний в решении проблемных ситуаций;

научить работе со справочным материалом, учебной и специальной литературой по психологии
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.3.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными/профессиональными компетенциями (ОК/ПК):

  • использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9)

  • способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);


1.3.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • обладает базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами (ПК-9)

  • способностью обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы (ПК-10)


1.4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ

Знать:

Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-9

З-1

Понимает основные положения и методы социальных и гуманитарных наук

З-2

Знать законы развития коллектива и общества

ОК-11

3-1

Понимает принципы функционирования психических механизмов и регуляторов личностных и общественных процессов и отношений

3-2

Знает способы восприятия психологической информации, ее обобщения и анализа с точки зрения индивидуально-личностных особенностей

ПК-9

З-1

Имеет представления о процедуре, возможностях, требованиях и приемах психологического исследования

З-2

Знает способы информационных возможностей для обеспечения качества профессиональной деятельности

ПК-10

З-1

Понимать сущность журналисткой профессии, знает ее основные базовые характеристики

З-2

Имеет представление о личности журналиста, как профессионала, об основных профессионально-личностных качествах и профессиональных функциях


Уметь:

Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-9

У-1

Уметь резать социально значимые и профессиональные задачи

У-2

Уметь пользоваться законами и принципами работы в коллективе

ОК-11

У-1

Умеет анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию по психологическим проблемам зависимости, механизмам и регуляторам зависимого поведения

У -2

Умеет использовать полученные знания в социальной и профессиональной деятельности

ПК-9

У-1

Уметь использовать приемы психологического исследования

У-2

Уметь пользоваться способами и приемами информационных возможностей в своей профессиональной деятельности

ПК-10

У-1

Уметь пользоваться основными характеристиками журналисткой профессии

У-2

Уметь использовать профессионально-личностные качества журналиста в профессиональной деятельности


Владеть:

Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-9

В-1

Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы

В-2

Владеет психологическими приемами решения проблем

ОК-11

В-1

Владеет современными психодиагностическими методиками сбора данных о психологических особенностях человека, имеет опыт применения их на практике

В-2

Владеет психологическими средствами и приемами, необходимыми для результативного общения и профессиональной деятельности

ПК-9

В-1

Владеет практическими навыками сбора, анализа и обобщения результатов психологического исследования

В-2

Способен использовать информационные возможности для сбора, анализа и обобщения данных по конкретной проблеме

ПК-10

В-1

Владеет основными практическими навыками профессионального и личностного общения

В-2

Способен использовать профессионально-личностные качества журналиста в профессиональной деятельности


2. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.




Вид учебной работы

Форма обучения

Заочная

Семестр

7



Семестр

8:



Всего часов по дисциплине:

Всего часов по дисциплине:



Кол-во часов на вид учебной работы:

Кол-во часов на вид учебной работы:

Аудиторные занятия (всего)

8

8

В том числе:







Лекции

2

2

Практические

6

6

Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

118

109

В том числе:







Коллоквиум

100




Реферат

18

109


тестирование







Всего:







Промежуточная аттестация

экзамен




Э-9


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Наименование раздела, темы учебной дисциплины

Содержание раздела, темы

в дидактических единицах

1

2

3



Тема 1. Психология массовой коммуникации: концепции и подходы.

Общение, коммуникация, массовая и межличностная коммуникация. Психологические, социальные, социально-психологические функции массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации. Поведенческие концепции журналистики. Когнитивная интерпретация массовой коммуникации. Гештальт-психология о восприятии информации. Массовая коммуникация и проблемы самоактуализации. Модели массовой коммуникации: модели коммуникации без обратной связи.




Тема 2 Структура личности как база восприятия

Психоанализ Зигмунда Фрейда. Топографическая модель организации психики: сознание, предсознательное, бессознательное. Сопротивление и защиты. Виды психологических защит (отрицание, реактивное образование, замещение, вытеснение рационализация регрессия проекция, сублимация). Понятия личного и коллективного бессознательного. Архетипы и архетипические образы (К.Г. Юнг). Основные архетипы коллективного бессознательного.



Тема 3 Специфика информационных процессов

Характеристики внимания (направленность, концентрация, динамичность, объем, интенсивность, устойчивость). Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Факторы привлечения внимания в условиях массовой коммуникации. Интерес как фактор пробуждения и поддержания внимания. Восприятие как процесс. Барьеры восприятия. Структура восприятия. Фигура и фон. Уровни процесса восприятия. Понимание. Значение структуры личности для понимания сообщений. Факторы, влияющие на понимание в процессе массовой коммуникации. Шумы и барьеры. Понимание как процесс. Стереотипы, «штампы» как база понимания в процессе массовой коммуникации. Субъективные и объективные факторы понимания. Роль стереотипа и установки при понимании сообщений массовой коммуникации. Организация понимания сообщений в средствах массовой коммуникации. Память как процесс. Особенности запоминания в условиях массовой коммуникации. «Предел насыщения». «Эффект бумеранга». «Сторожевой эффект». «Дремлющий эффект». Факторы, влияющие на запоминание и воспроизведение информации.



Тема 4. Общение и коммуникация.

Структурные компоненты массовой коммуникации: коммуникатор, аудитория, сообщение, канал коммуникации. Специфика межгруппового общения в условиях массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации. Социально-психологические функции массовой коммуникации.



Тема 5 Цепь массовой коммуникации

Средства массовой коммуникации: печать, радио, телевидение, компьютерные системы. Конкуренция, взаимодополнение и взаимодействие средств массовой коммуникации. «Горячие» и «холодные» средства массовой коммуникации. Источник массовой коммуникации. Три составные источника: заказчик, институт (орган), коммуникатор. Престиж и авторитет источника. Роль коммуникатора. Образ коммуникатора. Значение личностных характеристик коммуникатора.



Тема 6. Аудитория средств массовой информации

Понятие аудитории средств массовой коммуникации. Общие характеристики аудитории массовой коммуникации (открытая-закрытая, потенциальная, наличная, целевая аудитория). Аудитория отдельных каналов массовой коммуникации. Типология аудитории (социологическая, социально-психологическая, специальная). Методы изучения аудитории массовой коммуникации. Опросы, анкетирование, интервью. Использование технических средств для изучения аудитории. Достоинства и недостатки отдельных методов изучения аудитории. Проблема рейтингов каналов массовой коммуникации. 



Тема 7. Массовое поведение и психологические эффекты массовой коммуникации

Подражание и заражение – механизмы формирования массовых процессов и закономерности их использования в ходе массовой коммуникации.  Массовое поведение (толпа, паника, мода) и воздействие средств массовой коммуникации. Закономерности массового поведения и реклама. Мода. Признаки моды. Типы мотивации следования моде. Механизмы возникновения и распространения моды. Использование явления моды в рекламной деятельности. Слухи. Ступени нарастания слухов. Аудитория слухов. Роль средств массовой информации в распространении слухов. Процесс искажения сообщения во время передачи слухов. Своевременная, точная информация - главный способ подавления слухов.



Тема 8 Установки и стереотипы в процессе массовой коммуникации

Понятие установки. Психологическая структура установок. Когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты установок. Функции установок. Физиологическая основа установки. Фиксированная установка. Уровни установок в регуляции деятельности (смысловые, целевые и операционные установки). Социальная установка (аттитюд). Реализация установок в поведении. Несогласованность установок и поведения.

Понятие стереотипа. Роль стереотипа в процессе массовой коммуникации. Компоненты стереотипов. Условия формирования стереотипов. Функции стереотипов. Виды стереотипов (положительные и отрицательные; национальные; полоролевые; половые, возрастные, статусные, потребительские). Приемы усиления и ослабления стереотипов.



Тема 9. Психологическое воздействие в ходе массовой коммуникации

Убеждение и внушение; психологические модели убеждающего воздействия; соотношение логических и эмоциональных апелляций к аудитории; роль групповых факторов в процессе убеждения; понятие конформизма; психология слухов, механизм искажения содержания информации в процессе передачи слухов. Характеристика манипулятивного воздействия. Основные составляющие манипулятивного воздействия. Манипулятивные приемы коммуникации и средства защиты от них. Специфика манипуляции и манипулятивных приемов, используемых в СМК.



3.2. ПРАКТИКУМ

Практические занятия 1 и 2. Предмет, задачи и методы курса "Психология массовой коммуникации". Массовая коммуникация как объект изучения

Цель: раскрыть содержание, концепцию и основные понятия курса «Психология массовой коммуникации»

План:


1.Определение понятий массовая коммуникация, общение, их характеристика.

2. Массовая коммуникация как явление социальной психологии.

3. Виды массовой коммуникации.
Практические занятия 3-5. Специфика информационного процесса в условиях массовой коммуникации

Цель: усвоить специфику информационного процесса в условиях массовой коммуникации

План:

1. Психология ролевой деятельности участников массовой коммуникации.

2. Понятие "цепь массовой коммуникации".

3. Источники массовой коммуникации: сообщение, принцип выбора, особенности печатных средств и т.д.


Практические занятия 6 Установка и стереотип

Цель: дать характеристику установкам и стереотипам в массовой коммуникации

План:

1. Понятие установок и стереотипов.

2. Устойчивость стереотипов в условиях массовой коммуникации.

3. Технология создания и разрушения установок и стереотипов.


4.БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Не применяется.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

п/п

Наименование

Автор(ы)

Год и место издания

1

2

3

4














Психология и социология массовой коммуникации

Ерофеева, И. В.

Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2010. Режим доступа: http://rucont.ru/efd/211527?cldren=0



Психология современных массовых коммуникаций

Харитонов, М. В.

СПб. : Издательство СПбАУЭ, 2010 .— ISBN 978-5-94047-191-2 Режим доступа: http://rucont.ru/efd/214208?cldren=0


5.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


п/п

Наименование

Автор(ы)

Год и место издания

1

2

3

4

  1. с

Психология социальных групп : Учебное пособие для вузов

Семечкин Н.И.

Москва : Директ-Медиа, 2014. - 459 с. Режим доступа:



Общение в журналистике: секреты мастерства

Мельник Г.С.

СПб.:Питер,2008.-235 с.

3.

Психология творчества в массовой коммуникации : Учебное пособие

Кудрявцева М.Е.

Москва : Директ-Медиа, 2014. - 135 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223219


5.3 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ И РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

http://www.academim.org/

http://lib.socio.msu.ru/l/library

http://ecsocman.edu.ru

http://www.auditorium.ru/

http:// www. litpsy.ru;

http://www. koob.ru;

http://www. psychology.ru.

База данных библиотеки БелГУ, РУБРИКОН, АРБИКОН, Научная электронная библиотека, Университетская информационная система РОССИЯ, Российская государственная библиотека и многие другие.

Зарубежные электронные научные информационным ресурсам: European Library. Свободный доступ к ресурсам 47 Национальных библиотек Европы, Австралия. Национальная библиотека, Белоруссия. Национальная библиотека, Великобритания. Библиотека колледжа Лондонского университета, Германия.


5.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
5.4.1. Общие указания

Изучение дисциплины следует начинать с проработки тематического плана лекций, уделяя особое внимание структуре и содержанию темы и основных понятий.

Изучение «сложных» тем следует начинать с составления логической схемы основных понятий, категорий, связей между ними. Целесообразно прибегнуть к классификации материала, в частности при изучении тем, в которых присутствует большое количество незнакомых понятий, категорий, теорий, концепций, либо насыщенных информацией типологического характера.

Процесс изучения дисциплины предполагает следующие виды самостоятельной работы студентов в течение семестра:



  • Написание рефератов и подготовка докладов

  • Выполнение тестов самоконтроля

  • Подготовка эссе.

Студенты должны составлять конспекты лекций, систематически готовиться к семинарским занятиям, вести глоссарий и быть готовы ответить на контрольные вопросы в ходе лекций и аудиторных занятий. Успешное освоение программы курса предполагает прочтение ряда оригинальных работ и выполнение практических заданий на основе материалов предприятия – базы практики.
5.4.2. Подготовка рефератов.

По некоторым темам дисциплины вы можете провести теоретическое исследования и результаты отразить в реферате, а в дальнейшем включить в свою курсовую работу или в научную публикацию. Тематика рефератов приводится в рабочей программе. Для выполнения учебной программы достаточно подготовить один реферат.

Реферируемые книги, журнальные статьи, научные отчеты должны соответствовать изучаемой теме или всей дисциплине.

Этапы подготовки и написания реферата

1 Выбор темы

В начале учебного года или семестра преподаватель проводит среди студентов распределение тем рефератов и определяет сроки их защиты. У каждого студента должно быть достаточно времени, чтобы собрать литературу, продумать план, написать, а затем усовершенствовать первоначальный вариант работы.

Тематика реферата определяется в соответствии с учебной программой, с учётом интересов и склонностей студентов. Таким образом, студенту, как правильно предоставляется самостоятельный выбор темы в рамках изучаемого предмета.

Выбор одинаковых тем рефератов двумя или несколькими студентами одной и той же группы не рекомендуется.



2 Составление библиографии и изучение литературы.

Чтобы отобрать необходимую для написания реферата литературу, студенту нужно самостоятельно или вместе с преподавателем составить предварительный план реферата. В плане определяются основные направления развития поставленной проблемы и структура будущей работы. В плане реферата отражаются основные ключевые моменты, которые в дальнейшем будут рассмотрены в ходе его выполнения.

После этого студент приступает к изучению подобранной литературы. Это могут быть монография, статьи, брошюры, материалы периодической печати.

Изучая литературу, студент должен усвоить научные понятия, термины, научиться отбирать нужные тезисы, факты, цифры и другие материалы. Для удобства в работе они записываются на отдельных карточках

Обычно достаточно познакомиться с 2-3 работами, чтобы составить своё мнение по выбранной теме, составить план и приступить к написанию реферата.

Написание реферата

Структура реферата включает в себя вводную часть, основную часть, заключение, приложения и список использованной литературы.

В вводной части (введении) следует раскрыть цели и задачи, раскрыть общую изученность темы и используемую литературу.

Основная часть посвящена непосредственно теме реферата. В ней раскрывается непосредственно объект и предмет исследования. Если при подборе материала студент сталкивается с тем, что в литературе нет единой точки зрения на рассматриваемую проблему, то нужно привести основные, наиболее интересные точки зрения разных авторов и дать им свою оценку, что повышает ценность реферата.

Статистический, цифровой материал должен обосновывать и иллюстрировать мнения и выводы автора. Не следует перегружать реферат цифрами, излишними расчетами, громоздкими таблицами (при большом объеме их лучше разместить в приложении реферата), так как это отвлекает от возможности понять основные узлы темы и связь между ними.

В заключении реферата делаются сначала выводы по каждому подпункту, а затем итоговый вывод по работе, а также в заключении должно быть показано, насколько решены поставленные задачи.

При написании реферата и оформлении его необходимо знать ряд обязательных требований:

-объём- 6-12 страниц

-ясность и грамотность изложения

-логичность в подаче материала

-соблюдение абзацев

-цитатный материал имеет точные указания на источник в подстрочных сносках (фамилия, инициалы автора, название работы, место и год издания; для журнала – номер и год издания)

-точное цитирование, все цитаты заключаются в кавычки, при цитировании можно опустить одно или несколько слов, заменив их многоточием, если при этом не нарушается общий смысл высказывания

-соблюдение единства условных обозначений и допускаемых сокращений слов

-список использованной литературы приводится в следующей последовательности:

*специальная литература (список располагается в алфавитном порядке, по фамилиям авторов)

*учебная литература

*периодическая печать.



Примерная структура учебного (обзорного) реферата

1. Введение



  • Актуальность темы, степень ее разработанности, история вопроса и другое.

  • Сведения об авторах и статьях, посвященных данной теме.

2. Основная часть

  • Параллельное изложение общих для всех работ проблем с сопоставлением позиций авторов.

  • Изложение проблем, не являющихся общими для всех работ.

  • Указание на сходство (различие) в материале, подходах, методах рассмотрения проблемы.

3. Заключение

  • Обобщение основных идей, содержащихся в реферируемых работах.


5.4.3. Работа над докладом

Подготовка доклада зачастую требует от докладчика большой самостоятельности и интеллектуальной работы. Выполнение такого вида работы способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельной научной деятельности, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

При работе над докладом можно использовать два приема.

1. Подобрать нужный материал и разложить его по разделам доклада. Нужно четко представлять, в какой последовательности будут излагаться мысли. После того, как разработан подробный план каждого раздела, можно начинать писать черновой вариант. Затем следует отредактировать текст.

2. Сначала записывают тезисы всего раздела или доклада, излагают основные мысли. По мере изучения материала знания углубляются, и первоначальный набросок приобретает черты доклада. Этот прием отличается тем, что можно увидеть свою будущую работу в сжатой форме, правильно определить ее направление, уточнить объем, заметить недостатки в композиции.

Писать доклад можно в той последовательности, которая представляется автору наиболее рациональной. Вместе с тем, существует определенная логическая схема этой работы.

Для того чтобы облегчить работу над докладом, предлагаем разбить процесс на несколько последовательных этапов:


  1. Подготовка и планирование.

  2. Выбор и осознание темы доклада.

  3. Подбор источников и литературы.

  4. Работа с выбранными источниками и литературой.

  5. Систематизация и анализ материала.

  6. Составление рабочего плана доклада.

  7. Письменное изложение материала по параграфам.

  8. Редактирование, переработка текста.

  9. Оформление доклада.

  10. Выступление с докладом.


5.4.4. Работа над эссе

Подготовка эссе требует серьезной интеллектуальной работы. Выполнение такого вида работы способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельной научной деятельности, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

При работе над эссе сначала записывают тезисы всей работы, излагают основные мысли. По мере изучения материала знания углубляются. Писать эссе можно в той последовательности, которая представляется автору наиболее рациональной. Вместе с тем, существует определенная логическая схема этой работы.

Для того чтобы облегчить работу над эссе, предлагаем разбить процесс на несколько последовательных этапов:



  1. Подготовка и планирование.

  2. Выбор и осознание темы эссе.

  3. Подбор источников и литературы.

  4. Работа с выбранными источниками и литературой.

  5. Систематизация и анализ материала.

  6. Составление рабочего плана эссе.

  7. Письменное изложение материала.

  8. Редактирование, переработка текста.

  9. Оформление эссе.



5.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
5.5.1. Подготовка и выполнение практических заданий
Подготовка и выполнение практических заданий

По каждой теме дисциплины в учебном пособии предлагаются вопросы и практические задания. Перед выполнением заданий изучите теорию вопроса, предполагаемого к исследованию.

При выполнении практических заданий рекомендуем пользоваться словарями и энциклопедиями по методологии науки, философии, социологии, журналистике. При выполнении вопросно-ответных заданий студент может в письменной форме фиксировать свой вариант ответа на тот или иной вопрос.

Рекомендации по изучению каждой темы дисциплины предложены ниже.


Тема 1. Предмет, задачи и методы курса "Психология массовой коммуникации". Массовая коммуникация как объект изучения

При изучении темы необходимо:

- прочитать соотвествующую литературу;

- составить категориальную схему базовых понятий темы;

- акцентировать внимание на определении понятия «массовая коммуникация»;

- акцентировать внимание на видах массовой коммуникации;

- ответить на вопросы для самоконтроля.

Тема 2. Специфика информационного процесса в условиях массовой коммуникации

При изучении темы необходимо:

- прочитать соотвествующую литературу;

- составить категориальную схему базовых понятий;

- акцентировать внимание на раскрытии понятия «цепь массовой коммуникации»

- акцентировать внимание на источниках массовой коммуникации;

- ответить на вопросы для самоконтроля.

Тема 3. Установка и стереотип

При изучении темы необходимо:

- прочитать соотвествующую литературу;

- акцентировать внимание на раскрытии понятий «установка», «стереотип»;

- акцентировать внимание на технология создания и разрушения установок и стереотипов;

- ответить на вопросы для самоконтроля.

Тема 4. Психологические характеристики коммуникации

При изучении темы необходимо:

- прочитать соотвествующую литературу;

- акцентировать внимание на основных социально-психологических характеристиках процесса коммуникации;

- акцентировать внимание на потребностной и мотивационной основе социальной коммуникации

- акцентировать внимание на роли социально-психологических особенностей личности в процессе коммуникативной деятельности;

- ответить на вопросы для самоконтроля.

Тема 5. Эффективность массовой коммуникации

При изучении темы необходимо:

- прочитать соотвествующую литературу;

- акцентировать внимание на раскрытии понятий «эффективность», «эффект», «действенность (результативность)» массовой коммуникации;

- акцентировать внимание на барьерах массовой коммуникации;

- ответить на вопросы для самоконтроля.

Тема 6. Влияние массовой коммуникации на общественное мнение и массовое поведение.

При изучении темы необходимо:

- прочитать соотвествующую литературу;

- акцентировать внимание на раскрытии понятия «общественное мнение»;

- акцентировать внимание на массовом поведении и воздействии средств массовой коммуникации;

- ответить на вопросы для самоконтроля.

Тема 7. Слухи как неформальная коммуникация.

При изучении темы необходимо:

- прочитать соотвествующую литературу;

- акцентировать внимание на раскрытии понятия «слух»;

- акцентировать внимание на неформальной коммуникации;

- акцентировать внимание на причинах возникновения и циркуляции слухов;

- акцентировать внимание на видах (типологии) слухов;

- ответить на вопросы для самоконтроля.

Тема 8. Убеждение и внушение как рационально-психологические механизмы массовой коммуникации

При изучении темы необходимо:

- прочитать соотвествующую литературу;

- акцентировать внимание на раскрытии понятий «убеждение», «внушение»;

- акцентировать внимание на причинах манипулирования сознанием;

- ответить на вопросы для самоконтроля.

Тема 9. Ложь в политике как социально-психологический феномен.

При изучении темы необходимо:

- прочитать соотвествующую литературу;

- акцентировать внимание на раскрытии понятия «политическая ложь»;

- акцентировать внимание на объективных и субъективных причинах политической лжи;

- ответить на вопросы для самоконтроля.

5.6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Итоговым контролем по дисциплине является – экзамен. Экзамен проводится аудиторно по вопросам по дисциплине. Для успешной подготовки к итоговому контролю предлагается выполнить следующие мероприятия:


  1. Выполнить практические задания по всем темам дисциплины.

  2. Написать реферат по выбору из предложенного списка.

  3. Подготовить эссе.


5.6.2. Примерный перечень тем рефератов

 

 



1.     Массовая коммуникация как социальный феномен.

2.     Проблема свободы печати с точки зрения массовой коммуникации.

3.     Методы изучения аудитории с позиций решения различных коммуникационных задач.

4.     Стереотипизация как условие осуществления массовой коммуникации.

5.     Массовая коммуникация как фактор регулирования массового поведения.

6.     Особенности межличностного общения и массовая коммуникация

7.     Значение авторитета и престижа источника массовой коммуникации.

8.     Роль источника массовой коммуникации как «привратника».

9.     Условия осуществления массовой коммуникации в потоке информации.

10. Сочетание вербальной и невербальной коммуникации и как условие эффективности коммуникации.

11. Понятие эффективности массовой коммуникации.

12.  Барьеры массовой коммуникации.

13. Способы привлечения и удержания внимания в массовой коммуникации.

14. Запоминание как цель массовой коммуникации.

15. Условия понимания сообщения в массовой коммуникации
Критерии оценки реферата

При оценке реферата используются следующие критерии:


Формулировка актуальности темы

  • четкая;

  • нечеткая;

  • отсутствует

Цели и задачи определены

  • четко;

  • нечетко;

  • не определены

Объект и предмет изучения выделены

  • четко;

  • нечетко;

  • не определены

Результаты и выводы

  • четко сформулированы, соответствуют целям работы;

  • отсутствует четкая формулировка;

  • не обозначены, не соответствуют целям работы

Структура и содержание работы соответствуют заявленной теме

  • полностью соответствуют

  • не полностью соответствуют

  • не соответствуют

Техническое оформление и объем реферата соответствует требованиям

  • полностью соответствуют

  • не полностью соответствуют

  • не соответствуют

Библиографическое описание и ссылки соответствуют стандартам

  • полностью соответствуют

  • не полностью соответствуют

  • не соответствуют

Высокая оценка реферата ставится в случае полного соответствия критериям (допускаются незначительные погрешности). Низкая оценка ставится в случае частичного соответствия работы критериям. Реферат не принимается преподавателем в случае его несоответствия критериям.


5.6.3. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К экзамену:


  1. Общение и коммуникация. Функции и виды коммуникации.

  2. Массовая коммуникация, сравнительный анализ массовой и межличностной коммуникации.

  3. Функции массовой коммуникации.

  4. Структура коммуникативного акта. Модели коммуникации без обратной связи: модель Лассуэлла; модель Шеннона-Уивера.

  5. Развитие социально-психологических исследований психологии массовой коммуникации:

  6. Структура личности как база восприятия информации: теории личности. Психодинамическая теория Фрейда 

  7. Структура личности как база восприятия информации: теории личности. Аналитическая психология К.Г. Юнга.

  8. Специфика поведения коммуникатора в условиях массовой коммуникации.

  9. Поведенческие концепции журналистики.

  10. Когнитивная интерпретация массовой коммуникации.

  11. Гештальт-психология о восприятии информации.

  12. Массовая коммуникация и проблемы самоактуализации.

  13. Структурные компоненты массовой коммуникации

  14. Специфика межгруппового общения в условиях массовой коммуникации.

  15. Социальные функции массовой коммуникации.

  16. Социально-психологические функции массовой коммуникации.

  17. Виды психологического воздействия: убеждение и внушение.

  18. Понятие манипуляции. Составляющие манипулятивного воздействия.

  19. Специфика манипуляции и манипулятивных приемов, используемых в СМК.

  20. Специфика информационных процессов субъекта, включенного в массовую коммуникацию.

  21. Особенности печати, радио, телевидения, компьютерных сетей как средства массовой коммуникации

  22. Особенности восприятия коммуникатора аудиторией массовой коммуникации

  23. Характеристики коммуникатора, значимые для коммуникативного воздействия.

  24. Сообщение в массовой коммуникации.

  25. Параметры сообщения (элементы содержания, структурный и стилистический анализ)

  26. Характеристика аудитории как субъекта массовой коммуникации

  27. Направления исследования аудитории, типология аудитории.

  28. Характеристика аудитории как субъекта массовой коммуникации, подходы в определении отношения к аудитории.

  29. Социально-психологические эффекты массовой коммуникации. Проблема «телевизионного насилия».

  30. Роль установки и стереотипа в процессе массовой коммуникации 

  31. Интерес, как фактор МК. Виды и особенности интересов 

  32. Психологическая характеристика мотивационной сферы личности при обращении к СМК 

  33. Психологическое заражение как способ воздействия на аудиторию 

  34. Психологические особенности подражания 

  35. Роль слухов в массовой коммуникации, разновидность слухов 

  36. Психологические особенности толпы.

  37. Мода как массово-коммуникационное явление.

  38. Информационно-психологическая безопасность личности: проблема и пути решения


5.6.4. Критерии оценки ответа студента на экзамене

Экзамен проводится по билетам, которые включают два теоретических вопроса.

Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:

оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, причем не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач;

оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения;

оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач;



оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе обучения используются аудио-, видеотехника, информация из сети «Интернет», раздаточный материал. Обеспечивается компьютерная репрезентация лекций.

Компьютерный класс. Сетевое обеспечение. Выход в Internet.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница